Украинская хата своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 30.08.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Украинская хата

Украинская хата-мазанка полностью отвечает быту украинских крестьян XIX столетия. Центром старинного дома была украинская груба или печь (по— русски) с традиционной для того времени росписью Дерева жизни.

В хате в экспозиции представлены вышитые украинские рушники и разнообразные керамические изделия и посуда, привезенная с Востока и Запада Украины. Проходя по комнатам, можно наглядно убедиться в том, как украинские женщины 100-200 лет назад демонстрировали свое невероятное мастерство в домашних делах. Посмотрите, с какой любовью и вдохновением они изготавливали ковры, дорожки и орудия труда — ручные прялки.

О набожности украинских крестьян свидетельствует восстановленный Красный уголок с иконами, лампадами и старинной библией. Этим объясняется высокая моральность и порядочность жителей старинного украинского села. Старинные часы на стене уже давно остановились. Они символизируют время давно ушедших веков и эпох. То есть, зайдя в хату, Вы сразу попадаете в прошлое. Даже музыка здесь звучит из настоящего старинного грамофона.

Если войти в хату-мазанку, то сразу о глаза бросается украинская груба(печь) с характерным орнаментом дерева жизни. Обращает на себя внимание мыснык, где хозяева, по обычаю, выставляли самую красивую посуду. В жилой комнате кровать для взрослых, застланная традиционно вышитой постелью, и рядом на пеньковых веревках колыбель из дерева для ребенка. Две лавы, где находятся предметы быта хозяйки, что только собралась сесть за прялку. В центре — по традиции большая скрыня, расписанная еще одним традиционным сюжетом — козак Мамай на отдыхе. На стене тканый ковер, а в красном углу по традиции любой православной хаты — образа, вышитые картины по стенам и все это убрано рушниками.

В украинской хате каждая деталь, каждый гвоздь, каждая половица находятся на своем месте. Выбрав место, с молитвой и благословением начинали строительство. Сначала возводился деревянный каркас, который заполнялся глиной (раствором глины с пометом крупного рогатого скота и добавлением соломы) и венчался четырехскатной крышей, крытой камышом или соломой. Глиняные стены способствовали тому, что в жаркий летний дом хорошо удерживает прохладу кладу. Зимой — глина, смешанная с пометом или соломой защищала от холодов, а от натопленной грубки в нем становилось уютно и тепло. Пол в ранние периоды делался из земли, а позднее также имел специальную глиняную основу, и лишь в некоторых областях Украины пол делали из дерева. Народным зодчим был известен состав глины, обладающий огнеупорными свойствами.

Цветовая гамма хаты-мазанки — традиционная — беленая в голубые или белые тона, многие стены хаты украшались внутри и снаружи росписью, — все это говорило о красоте украинской души. Большое внимание в отделке дома уделялось росписи внутренних стен, очень часто это был растительный орнамент, реже изображались фигурки птиц и животных, иногда импровизированные бытовые сюжеты, использовались мотивы народных календарных обрядов. Подоная роспись и обработка стен применялась и снаружи.

Растительное рисование и геометрические орнаменты, а также фигурки птиц и животных, которые бытовали везде в Украине (за исключением северных районов Полесья и некоторых райнов Харьковщины), размещаются в разных частях фасадной стены, а особенно около крыши возле окон. Все рисование разделялось на три уровня: главный начинался от завалины и доходил до окон, второй уровень определялся высотой окон, а третий — от окон к крыше.

Магия числа три наблюдалась не только в росписи дома, но и в планировке окон. Использовалось трехдольное планирования: окна состояли из трех оконных стекол, жилищная горница имела три окна, а само жилище состояло из трех частей — завалины, стен и крыши, а также в хате имелось три комнаты.

Украшали хату связками лука, чеснока, красного перца и колосьями хлеба. Считалось, что чеснок оберегает обитателей дома от нечистой силы, красный перец обещает хозяину мужскую силу, а колосья пшеницы сулят семье плодородие и богатство. Крыша, укрытая соломой или камышом, также способствовала сохранению прохлады в знойный день лета.

Но немного позднее традиционной украинской хатой стала трехкомнатная постройка. Первым делом гости попадают в прызьбу или сени (по-русски), оттуда ведут две двери: одна в кладовую, где хозяйки хранят продуктовые запасы, одежду и инструменты, вторая — в горницу, ведь это главная комната, ее можно назвать лицом всего дома. В углу горницы обычно располагалась печь. Беленый очаг часто расписывали цветами и волшебными животными или деревом жизни. К печи относились с почтением — именно благодаря ей в доме было тепло, и не переводились хлеб и пироги. Согласно поверью, за печью живет Дедушка, или Хозяин, как ласково звали домового.

Главное место в горнице — красный угол или покуть, где были установлены иконы. Это место самое почетное: в красный угол усаживали только главу семьи и самых дорогих гостей. Под иконами ставили стол и длинную лавку, покрытую пестрыми покрывалами и вышитыми подушками. Иконы же украшали пучками целебных трав, цветами и ветками ягод. В красном углу полагалось вести себя почтительно, не шуметь, не ссориться и, конечно, не курить.

Вышитые полотенца — рушники — гордость любой семьи, свидетельство умений и талантов хозяйки. Символика рушников разнообразна, в вышивке могут быть зашифрованы целые послания. Так, извилистая линия означает пожелание долголетия, ягоды калины — девичью красу, виноград — обещание благополучия, а бутоны цветов — пожелание многочадия. Вышитыми рушниками украшали красный угол, оформляли оконные проемы, с ними встречали дорогих гостей.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Марина Лисничук

В соцсети показали видео, которое демонстрирует то, насколько дружно и весело когда-то в Украине всем селом строили хаты-мазанки. Причем все это происходило всего чуть более полувека назад – в 1968 году.

Ролик опубликовали на странице "Харьков. История. Факты" в Facebook. Там он собрал боле 3,6 тысячи лайков, 19 тысяч репостов и больше сотни положительных комментариев (чтобы посмотреть, доскролльте новость до конца).

На кадрах, сопровождающихся заводной украинской народной мелодией, казалось бы, все вперемешку: испачканные люди суетятся возле постройки, кони топчутся в смеси соломы с глиной и грязью, всюду разбросан рабочий инвентарь. Но при этом все так организованно, а сельчане выглядят такими счастливыми, что сразу проникаешься этой атмосферой.

Строительство украинской хаты-мазанки, 1968 год

Пользователи сети очень тепло восприняли такой экскурс в историю. Хотя некоторые и усомнились в том, что мазанки могли строить в 1960-х годах, другие отмечали, что это действительно правда. Ведь многие из них сами были не только свидетелями, но и участниками таких сельских толок.

Строительство украинской хаты-мазанки, 1968 год

"Хорошо это помню. Строили всем селом. И никто никому никаких денег не платил, просто помогали друг другу. Потом общее застолье со скромной едой и песни", "Родилась в 1965-м и отлично помню, как строили такие хаты еще где-то до средины 80-х. Все точь в точь", "И обратите внимание, голыми руками штукатурят, никаких инструментов, не бояться руки испортить-повредить. Жил в такой, но еще дореволюционных построек под соломой – полный кайф", "В моем детстве – самый лучший праздник", "До сих пор в таком живу, только теперь он еще и кирпичом снаружи обложен", "Мы месили ногами среди улицы. Потом хозяева нас щедро угощали", "Я даже в 1993-94 годах принимала участие в такой работе. Дом каменный, но потолок и стены мы мазали, было весело", – комментируют подписчики.

Строительство украинской хаты-мазанки, 1968 год

Как и на видео, вспоминают украинцы, когда-то их родители, бабушки и дедушки собирались всем селом на толоку, чтобы помочь односельчанам возвести дом. Одни мужчины подбрасывали в лужу глину, песок и солому, другие на конях месили это, третьи клали полученную смесь в корыто и подносили к постройке. После другие работники брали хороший кусок такой "штукатурки" и с размаху бросали на стену или в потолок, чтобы глина сразу превращалась в блин, затем, неровности размазывали руками. Когда все это высыхало, поверх женщины делали финишную отделку стен уже "тонкой глиной" – с добавлением песка и жидкого навоза.

Строительство украинской хаты-мазанки, 1968 год

Что интересно, на толоке сельчане не только пели, шутили, но и "дурачились" – своеобразным ритуалом было вымазать в грязи как мужчину, который не выглядел слишком испачканным после работы, так и женщину. За всем этим весельем наблюдали дети, которых к стройке не особо подпускали. А вот по завершению "смены" все дружно умывались и садились за стол – ели, пили, делились впечатлениями и просто хорошо проводили время.

Веселье во время строительства хаты-мазанки, 1968 год

"В семидесятые лошадями саман месили, формовали, сушили, потом обкладывали внутри стены, дранкой оббивали, решетку делали, штукатурили, белили. Зимой – тепло, летом – прохладно. Никакой химии", – вспоминает Евгений Медик

"Как здорово. Приходила вся улица. Мы детворой месили глину с соломой. По окончанию ставился большой стол и обмывали свою работу. А сейчас позовешь помочь – первый вопрос: сколько заплатишь", – отметила Галина Ильченко.

Строительство украинской хаты-мазанки, 1968 год

"Да так и было! Вся улица принимала участие, все дружно и друг за дружку. Дружно и отдыхали потом, пили, пели и голова не болела. Всей толпой наваливались помочь, кто как может, и деньги не брали! Свое огородное кушали, мясо сами выращивали", – добавил Олег Филиппов.

Совместные умывания после строительства хаты-мазанки, 1968 год

"Огромное спасибо за позитив и воспоминания! Да, жили тяжело, лепили дома, а не дворцы. Шли с теплом в душе на толоку и оставляли свое тепло дому и хозяевам. Многие помнят, но забывают о том, что шли на толоку не с пустыми руками: каждая семья несла с собой на общий стол еду и водку, понимая, что тяжело прокормить работяг. Мы с дедом соседям тоже мазали. Посмотрел третий раз ролик – тепла набрал на целый день! Вспомнил родных… до слезы прибило", – признался Алексей Удовиков.

Дружеский ужин после строительства хаты-мазанки, 1968 год

"Спасибо за ролик! Это мое счастливое детство! Все так просто и естественно! И мои родители молодые, счастливые (ролик как будто из моей жизни). Благодарю!" – рассыпалась в комплиментах Ольга Ковальчук.

"Ком к горлу, что потеряли: общение, помощь друг другу, понимание добрососедства. А свадьбы какие были, проводы в армию (о похоронах даже и говорить нечего). Может, беднее было, но более душевно. Не в колбасе дело, утеряно что-то самое важное", – загрустила Людмила Мищенко.

"Как же весело наши родители умели делать эту тяжелую и грязную работу. Взрослые работают, глину с соломой месят, а мы наблюдаем. Как же и нам хотелось помочь, быть как они, мы тогда не понимали, как тяжело месить эту глину ногами, а потом еще и с соломой. Ой, как же это больно", – подчеркнула Марина Шевченко.

Комментарии украинцев

Комментарии украинцев

Комментарии украинцев

Комментарии украинцев

Комментарии украинцев

Комментарии украинцев

Комментарии украинцев

Комментарии украинцев

Комментарии украинцев

Комментарии украинцев

Как сообщал OBOZREVATEL, пользователей сети запутало архивное фото строительства в центре Киева. Они пытались угадать, что сейчас находится на указанном месте.

Постковидный синдром и наше сердце. Все чаще ко мне и моим коллегам - кардиологам обращаются паци.

Художник Frits Thaulow (1847 – 1906). Течёт река Галерея работ Фрица Таулова &mda.

Черногория в фотографиях Острова напротив Пераста &.

после болезни давненько я не писала, хотя, признаюсь честно особой нужды в этом не испытывала.

-Резюме

Новиков Юрий

-Музыка

-Друзья

-Статистика

Украинская хата и интерьер(продолжение)



4437240_155 (700x465, 71Kb)

Дом - жилое пространство человека, место семейных обрядов, символ благосостояния. Это домашнее пространство у славянских народов условно делится по диагонали на две части: левую сторону (угол с печью) - женская половина дома, а правый (угол с покутью) - мужская. Покуть обращен чаще на восток .

Старенька хата, наче добра мати,
Короткозоро мружиться на схід.
Здається – їй вже кілька сотень літ,
А хата і не втомиться чекати.

Стоїть собі, пригожа, край села.
Вже посивіла русокоса стріха –
Мабуть таки пережила і лихо,
Тоді, коли молодшою була.

Але мовчить. Не скаржиться – ні – ні!
Ще й усміхнутись може перехожим,
Коли у день ясний, погожий
Промінчик сонця блисне у вікні…

Стоїть цибатий журавель на чатах,
Піднявши дзьоба в небо голубе,
І колиса старенька добра хата –
Вже стільки літ! – онуків і себе.



4437240_113 (700x466, 65Kb)


Мы уже говорили о древнейших домах и домах прапредков украинской в эпоху Триполья . Архаических элементом в современных сельских домах до сих пор остается лежанка. Печь также сохраняет древнее священное значение для хозяина. Поэтому ее чаще разрисовывали великолепными узорами. Считалось, что враждебная сила, глядя в эту роспись, забывает о своем грехе. Семейный очаг (печь) всегда были священными - это целая беспредельная Вселенная, где живут родители и деды, рождаются дети и внуки. В древние века, когда не было церкви, семья молилась у семейного алтаря, которым была печь. В ней пылал костер, ей приносились жертвы: зерно нового урожая, первый кусок теста перед выпечкой хлеба, ритуальные напитки и т.д.. По древним верованиям, за печью живет Домовой - добрый дух семьи. Если к нему относятся хорошо, он помогает всей семье, приносит счастье, а если обижают - вредит.

4437240_115 (700x466, 58Kb)

Когда семья переселялась в новый дом, обязательно брали из старой печи уголек и вносили ее в новый дом, чтоб зажечь семейный очаг в этом доме.


Таким же магическим значением наделял наш народ и домашнюю балку(сволок) - символ прочности строения, семьи, здоровья всех жителей этого жилья. На сволоке очень часто делали орнаменты, которые были своеобразными оберегами: надписи, отметки, равносторонний и косые кресты (крестец), различного типа сварги, а также небесные знаки солнца и луны, голуби, деревья и другие еще дохристианские символы.


Разговаривать с соседом через порог также невежливо: следует или пригласить в дом, или же выйти к нему. Особой честью для гостя считается встреча его у ворот, так же, как и провести до ворот.

4437240_118 (466x700, 50Kb)

Покуть - священное место в доме. Здесь находятся домашние боги, сажают почетного гостя, сидят невесты, стоит ритуальный сноп ржи (Дидух), ставят синагоги (специальные полочки для священных образов, в древности - статуй), украшенные вышитыми рушниками.

4437240_119 (700x466, 43Kb)


Стол также обладает магической силой, символизирует достаток семьи. Его первым заносят в новый дом, на него кладут хлеб-соль, ставят ритуальные блюда. На стол грех садиться или класть шапку. Название "стол "происходит от древнего обычая стелить рушник или скатерть (позже - скатерть), чтобы на них класть еду. Обычай застилать стол присущ украинцам давно. Незастеленный стол - символ бедности или скупости хозяев. Обед или пир за столом объединял людей и устанавливал хорошие отношения. Поэтому пища за столом с врагом считается унижением человеческого достоинства.

4437240_120 (466x700, 41Kb)


В некоторых регионах Карпат (Гуцульщина, Бойковщина, Лемковщина) функции стола выполнял сундук(скрыня). Стол- сундук состоит из двух частей: нижнее подстолье использовалось для хранения различных вещей, одежды, ценных бумаг и т.д., а верхнее накрытие служило как стол. Чтобы получить какую-то вещь, крышку стола отодвигают. В некоторых местностях в таких столах-сундуках хранили продукты питания.

4437240_122 (700x466, 45Kb)


Сундуки были резные, кованые, рисованные, в бедных - с чисто не-украшенного дерева. Девушка не позволяла чужим заглядывать в свой сундук, это была ее тайна. С потерей веры в магическое значение сундука, этот обычай забывался, поэтому в некоторых местностях, восхваляя свою дочь, родители стали показывать близким, что приобрели для своей дочери. Хотя преимущественно в Украине заглядывать в чужой сундук считалось большим нахальством и невоспитанностью. Народной этикой это осуждалось.

4437240_125 (700x466, 52Kb)


Для сна в Украине издавна использовались деревянные кровати, скамьи, полик. Пол, или полик, - это деревянный настил, устанавливают от печи или лежанки к противоположной стене. Днем он служит местом для различных бытовых вещей и домашних работ, а ночью на нем спят. Украинский полик отличается от российских и белорусских полатей тем, что устраивается внизу (приблизительная высота кровати), в то время как полати - на расстоянии 80 см от потолка. Пол, как и ряды, украинцы застилают цветными рядном(веретом) или ковриками, что создает особый уют в доме.

4437240_126 (700x466, 71Kb)


Мисник - это деревянная полка для хранения посуды. Иногда он имеет форму шкафа, подвешивалась на стенку. Были также угловые мисники, которые размещались в углу комнаты. В быт украинского очень рано вошли различные мебель: стулья, скамейки, комоды, шкафы, кровати. Много названий мебели и бытовых устройств для ткачества, плотничать т.д. в украинский язык пришли из Западной Европы.

4437240_133 (700x465, 53Kb)


Разрисованные цветами окна сообщают, что в доме есть девушка на выданье. Интересный обычай сохранился на Лемковщине, где на входной двери рисуют своеобразное Дерево рода (апр): веточки с листьями барвинка означали женщин и девушек, которые были в семье, веточки со звездами - мужчин и парней. Когда рождался ребенок, дорисовывали новую веточку, а когда кто-то умирал - крестик.

4437240_135 (560x684, 47Kb)


Архитектура украинского жилья чрезвычайно разнообразна и имеет свои локальные региональные особенности: конструктивные, декоративно-художественные, различия в планировании и интерьере. Региональные типы жилья в целом соответствуют этнографическом районированию Украины . Однако сейчас происходит много изменений в архитектуре народного жилья в результате внедрения профессиональных методов строительства, новых строительных материалов, способов отделки и т.п.. Удобство карпатского жилья обусловила распространение традиций карпатских строителей в других регионах Украины (на юге, Левобережье). Центрально-украинский тип жилья распространился дальше на север (Полесье) и на юг. Но, несмотря на эти коренные изменения в традиционной архитектуре, украинское строительство сохраняет и развивает лучшие образцы народного жилья и имеет чрезвычайно самобытные черты, что хорошо отличает его от традиций соседей - россиян и белорусов.

4437240_136 (560x375, 47Kb)


Кроме того, интерьер украинской хаты никогда не был статичен, он постоянно изменялся соответственно дням недели и больших календарных праздников. Если в будни пол был непокрыт, то в воскресенье каждая хозяйка застилала свижоподмазанный пол ( пол ) ткаными рядном (вереткамы, дорожками). Стол, который в будни НЕ застелялся или застелялся грубой будничной скатертью без узоров, в воскресенье застилали праздничной вышитой или с тканым узором скатертью, на стол укладывали хлеб, соль, ставили цветы. Празднично затилали также кровати: накрывали красивыми покрывалами (веретищем), подушки выставляли друг на друга в свежевыстиранных и отглаженные вышитых наволочках. Широко использовали искусственные цветы для украшения углу, потолку, а также украшали стены вытынанками или другими бумажными украшениями, которые время от времени заменяли на новые. Перед воскресеньем обязательно подбеливали, подмазывали и возобновляли декор на печи и стенах.

4437240_147 (700x466, 66Kb)


Когда в доме был покойник, окна и зеркала завешивали платком, снимали праздничные украшения, стол застилали скатертью или тканью, веретище, ковриком и т.д..

4437240_149 (700x525, 37Kb)


Перед Пасхой дом обновлялся, мылся, подмазывался, белился. Это своеобразное очищение после зимнего периода имело значения весеннего обновления жизни. Особой приметой Пасхальных праздников были прежде писанки и крашанки, оставленные на застеленном праздничном столе, где стояла также корзина с освященными пасхальными пасками. Стены украшались новыми рушниками и искусственными цветами.


На Троицу (Русалии, Троицу) и на Купала дом украшалась живыми зеламы, овощами, цветами, своеобразными растительными оберегами в виде венчиков, букетиков, которые освящались и в течение года использовались для лечения, окуривание, магических действий.

ИНТЕРЕСНО В УКРАИНЕ ОТМЕЧАЛИ И НОВОСЕЛЬЕ.

4437240_150_1_ (700x466, 68Kb)

За день до этого события (точнее - на ночь) хозяева оставляли в новом доме кота или петуха. На следующий день, когда все было готово к переходу в новый дом, старшие члены семьи принимали икону, вышитый рушник с хлебом и солью, миску с рожью, пшеницей, мелочью и бутылку водки и входили в новый дом. Пожилой мужчина (отец молодых хозяев, а при его отсутствии кум или другой близкий родственник) иконой или только хлебом с солью благословлял на все стороны новое помещение, после чего оставлял икону в углу. Выйдя на улицу с хлебом и солью на вышитом полотенце, он благословлял детей на счастливую жизнь в новом доме. Молодые хозяева брались за концы полотенца, и он заводил их в новое жилье. За ними заходили родственники и соседи; пожилая женщина посыпала всех зерном и мелкими деньгами, желая счастья в новом доме. После этого все дарили подарки и садились за столы, а молодые хозяева угощали гостей. Заканчивался новоселье пением и танцами. Считали, если день новоселья пройдет без происшествий, весело, то и жизнь жителей нового жилья будет спокойным, счастливым.

На новоселье обязательно освящали жилье, окуривали его ладаном, смирной, углем и кусочками кожи.
Изменения в интерьере жилища также обусловлены и сезонными работами, например, осенью вносили ткацкий станок, который летом выносили на чердак или в кладовую, потому что женщина занималась огородом, полем и другими делами. Итак, каждый сезон домашнее хозяйство имело свой вид, свою символику и образную динамику.

Читайте также: