Как сделать сравнительный анализ произведений

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 08.09.2024

Анализ художественного произведения

  • первое появление героя
  • портрет
  • окружающая жизненная обстановка
  • отношение с близкими ему людьми, с социумом
  • поведение в сходных ситуациях
  • авторское отношение к герою

Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста

1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:

  • сюжета или мотива
  • образной системы
  • лексики
  • изобразительных средств
  • синтаксических конструкций
  • других параметров.

2. Найти различия на тех же уровнях.

3. Объяснить выявленные различия:

а) в произведениях одного и того же автора;

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
  • различием художественных задач;
  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;
  • другими причинами.

б) в произведениях разных авторов:

  • различием художественных миров;
  • различием исторических условий и особенностей литературного развития;
  • различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.

4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.

План анализа стихотворения

1. Название стихотворения и его автор.

2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).

3. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите. (Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.)

4. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

5. Главные образы стихотворения.

6. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись.

7. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм. С какой целью использует их автор?

8. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?).

9. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

Словарь настроений

Положительное (хорошее) настроение: торжественное, восторженное, поэт с восторгом описывает…, поэт испытывает восторг…, восторженно-радостное, поэт очарован…, поэт восхищается…, радостное, веселое, легкое, светлое, нежное, поэт с нежностью пишет о…, игривое, умиротворенное, теплое, спокойное, приподнятое.

Отрицательное (плохое) настроение: грусть, поэт с грустью говорит о…, поэт тоскует по …, печаль, поэт жалеет о …, сожаление о…, поэту жаль …, поэт переживает за …, поэт негодует… , поэт расстроен…, поэту больно от …, с болью в сердце поэт пишет о…, поэт с волнением говорит о…, поэт испытывает чувство горечи…

Подробный план анализа стихотворения

1. Краткая информация об авторе и стихотворении. Дайте краткую историю создания стихотворения: когда написано, кому посвящено, с какими событиями связано, где впервые опубликовано.

2. Жанр стихотворения. Какое место этот жанр занимает в творчестве поэта, является ли для него типичным, к какому литературному направлению относится.

3. Анализ тематики (любовь, ненависть, природа, свобода и т.д.) и проблематики стихотворения. Отвечает ли оно запросам времени? Актуально ли на современном этапе и почему.

4. Анализ сюжета и композиции.

6. Формальные признаки стихотворения. Определите размер, метр стихотворения, систему рифмовки, строфику.

7. Стилистика. К стилистическим средствам традиционно относят: тропы, фигуры, звукопись. Приведите слова одной тематической группы, которые играют большую роль в стихотворении. Найдите устаревшую лексику и неологизмы, объясните, почему автор их употребляет.

8. Ваше личное отношение к прочитанному

План анализа эпизода эпического произведения

1. Место и роль эпизода в композиции произведения. Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог

2. Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение)

3. События, описанные в эпизоде

4. Характеристика действующих лиц эпизода: внешность, одежда, манеры, речь, взаимодействие героев

5. Художественные выразительные средства

6. Особенности использования в эпизоде внесюжетных элементов: описание, пейзаж, портрет, интерьер

7. Роль данного эпизода в произведении. Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события.

План анализа сказки (авторской)

1. Время создания сказки.

2. Основная тема сказки. Проблема. Основная мысль (идея).

3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?

4. Сходство с народными сказками (с примерами).

5. Художественное своеобразие сказки (с примерами).

6. Особенности языка (с примерами).

7. Значение сказки.

План анализа роли эпизода в тексте

Вступление

1. Что такое эпизод? Дать определение.

2. Предположение о роли этого эпизода в произведении (тезис сочинения).

Основная часть (аргументы и примеры).

1. Сжатый пересказ данного фрагмента.

2. Место эпизода в композиции текста (Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами?)

3. Место эпизода в сюжете произведения (завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).

4. Какие темы, идеи, проблемы (вопросы) текста нашли отражение в этом эпизоде?

5. Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев.

6. Каков предметный мир произведения (Пейзаж, интерьер, портрет)? Почему именно это в данном эпизоде?

7. Мотивы эпизода (встреча, спор, дорога, сон и тому подобное). Ассоциации (библейские, фольклорные, античные).

8. От чьего имени ведется повествование: автор, рассказчик, герой (от 1 или 3 лица)? Почему?

9. Организация речи (повествование, описание, монолог, диалог). Почему?

10. Языковые средства (тропы и фигуры).

Заключение (вывод)

1. Роль эпизода в произведении (перекличка с вступлением).

2. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?

3. Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

Примерный план анализ эпизода драматического произведения

1. Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, завязка, эпизод развития действия всего произведения, кульминация, развязка?)

3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить, кто они, каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические).

4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей.

6. Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.

7. Охарактеризовать героев - участников эпизода: их отношение к событию; к вопросу (проблеме); друг к другу; кратко проанализировать речь участников диалога; сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев); выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую); определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

9. Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?

10. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.

11. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

12. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

Анализ песни

1. Смысл названия песни

2. Кто и когда мог её исполнять?

3. Каким чувством проникнута песня?

4. Из каких частей она состоит?

5. Какие средства художественной выразительности использованы в ней?


Изучение стихотворений в школе и университете очень часто сводится не только к их прочтению наизусть, но и к различным заданиям по их разбору. Одна из работ, вызывающая наибольшую трудность у учеников, — сопоставительный анализ двух и более лирических произведений. На самом деле, ничего сложного в этом задании нет. Если следовать схеме, описанной ниже, то каждый человек сможет грамотно написать свое эссе.

Подготовительный этап

До начала плана сопоставительного анализа, конечно же, стоит прочесть предоставленные стихотворения. Сделать это лучше несколько раз. Первый, чтобы понять смысл произведений, второй, чтобы разобрать используемые рифмы и третий, чтобы найти и подчеркнуть все художественные элементы стихотворений.

Помимо работы с лирикой, нелишним будет изучить историю создания произведения и биографию автора и описать их в сопоставительном анализе.

Сравнение поэтов

Биография автора

Если ученик готовится к экзамену, где нет возможности пользоваться дополнительной литературой, то этот пункт лучше всего подготовить дома. Если речь идет о ОГЭ или ЕГЭ, то информация, какие авторы будут использованы в билетах, дается заранее.

Сравнивать всю биографию авторов не нужно, главное, отметить то, каким литературным течениям они принадлежали или почему не принадлежали. А также стоит проанализировать жизнь поэта в те времена, когда было написано стихотворение.

Скорей всего, авторы, которые были даны для сопоставительного анализа, имеют что-то общее в биографии. В любом случае, если ученик отметит историю поэтов, то это будет только плюсом для его оценки.

Тема стихотворения

Лирические произведения, которые были предоставлены для сопоставительного анализа стихотворений, скорее всего, будут принадлежать к одной и той же стихии. Но стоит внимательно просмотреть каждую прозу и выделить то, как автор относится к данной теме и как ее раскрывает.

Например, если написано про осень, то один поэт может описывать томные неспешные тучи, чем вызывает спокойствие у читателя. А другой, может написать о ярких гроздях рябины и запасливых белочках - такое стихотворение уже будет вызывать улыбку на лице человека.

Отношения автора

сопоставительный анализ

Конечно же, сопоставительный анализ должен включать настроение и передаваемые чувства поэта. На данном этапе, когда ученик описывает отношения автора, каждая гипотеза должна подтверждаться цитатой из стихотворения.

Прежде всего, стоит отметить, есть ли сам поэт в произведении или это описание от третьего лица. И также необходимо уловить настроение, которое скрывается за строфами. И конечно же, обратить внимание, чему отдает предпочтение автор.

Композиция

Если до этого пункта сопоставительный анализ стихотворений состоял из творческих описаний, то теперь необходимо применить все полученные знания на практике. Прежде, чем приступить к написанию эссе, стоит прочитать произведение еще раз и выделить все особенности.

В первую очередь, нас интересует языковой стиль, который применялся в лирике, тропы, типы рифмы и различные художественные элементы. Расписывать все эпитеты и метафоры, конечно же, не стоит. Но если есть одинаковое сравнение или, наоборот, одно явление или предмет описаны по-разному, то это стоит включить в свое эссе.

Свое мнение

Эссе по стихотворениям

Описав каждое из стихотворений по выше написанному плану и найдя все схожие моменты и различия, необходимо написать заключение. Выражать свое мнение, конечно же, необходимо деликатно. То есть, если ученик напишет, что второе стихотворение отвратительное, то это негативно скажется на его конечной оценке.

Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина

А. С. Пушкин

Александр Сергеевич является самым популярным поэтом России, именно поэтому чаще всего для разбора предлагают его лирические произведения. Для примера разберем два следующих стихотворения:

Вначале сравнительно-сопоставительного анализа, как было замечено выше, необходимо изучить биографию.

Оба стихотворения относятся к жанру философской лирики. Несмотря на то, что главной темой является бессонница, описываются и в том, и в другом произведении терзания совести и неудовлетворение собой и своей жизнью. Подтверждение этой гипотезы можно найти в биографии авторов в момент написания стихотворений.

Схожие моменты

Главной особенностью сопоставительного анализа текстов является то, что каждый пункт плана начинается с новой строки.

Как и в любом трагичном произведении, в обоих стихотворениях есть осмысленный перелом, когда герои понимают, что нельзя больше так жить.

Различие в стихотворениях

настенные часы

Несмотря на то, что можно в этих вариантах прозы найти много схожих моментов, есть и то, что кардинально отличает героев.

Вяземский описывает состояние, которое тревожит его постоянно. В молодости лирический герой поддерживал декабристов и теперь, когда он осознал, что эта борьба бессмысленная, он опустил руки. Угрызение совести за предательство молодого самого себя — вот, что не позволяет уснуть в стихотворении.

У Пушкина все иначе, его бессонница имеет временный характер. При этом, он не описывает страстные бури внутри себя, нет никакого накала эмоций - есть только тревожность.

Если говорить о ходе настенных часов, то и они различны в произведениях. Вяземского он раздражает, а Пушкинский герой относится к бою спокойно и, возможно, именно благодаря монотонности он и уснет.

Разбор художественных элементов

сопоставительный анализ стихотворений

Из-за того, что состояние героев различно, отличается непосредственно и структура самих стихотворений. Так, у раздраженного Вяземского строфы перенасыщены восклицательными предложениями. Это показывает читателю, насколько он гневен. Пушкин же, наоборот, постоянно задается риторическими вопросами, на которые никак не может найти. Именно они тревожат героя.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Сравнительный анализ текста. Презентация на заданную тему содержит 6 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500

План 1.Найти тему, объединяющую тексты. 2.Выразить основную мысль текстов. 3.Прокомментировать проблему, выдвинутую авторами, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходных текстов. 4.Выразить свое отношение к основной мысли текстов. 5.Определить стиль и тип данных текстов. 6.Разбить текст на части, определить средства связи частей. 7.Составить план каждого текста. 8.Указать средства связи предложений в текстах. 9.Отметить ключевые слова. 10. Подчеркнуть предложения, которые можно использовать как эпиграф к данным текстам или подобрать свой эпиграф. 11.Указать языковые средства и определить их роль в раскрытии идеи. Сопоставительный (сравнительный) анализ текстов можно проводить параллельно и последовательно. При последовательном анализе отдельно разбираем каждый текст, а потом находим их сходства и различия. Параллельный же анализ подразумевает одновременную работу с текстами.

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени. Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы философско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много. Поэтому, не удивительно, что их произведения часто берут для сопоставительного анализа. Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени. Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы философско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много. Поэтому, не удивительно, что их произведения часто берут для сопоставительного анализа.

Сопоставительный анализ стихотворений: план, пошаговое руководство

Если ученик готовится к экзамену, где нет возможности пользоваться дополнительной литературой, то этот пункт лучше всего подготовить дома. Если речь идет о ОГЭ или ЕГЭ, то информация, какие авторы будут использованы в билетах, дается заранее.

Сравнивать всю биографию авторов не нужно, главное, отметить то, каким литературным течениям они принадлежали или почему не принадлежали. А также стоит проанализировать жизнь поэта в те времена, когда было написано стихотворение.

Скорей всего, авторы, которые были даны для сопоставительного анализа, имеют что-то общее в биографии. В любом случае, если ученик отметит историю поэтов, то это будет только плюсом для его оценки.

Любовная лирика Пушкина становится нам интересна лет с 15-и. Однажды мы открываем объятия книги и глаза останавливаются на строчках,

ранее не замеченных. И снова, в который раз, поражаемся многогранности и современности поэта. Однако, возвратимся к творчеству.

Однако, если в первом случае автор вспоминает и мысленно прощается с несерьезной влюбленностью, то во втором — Пушкин пытается донести до читателя, что сожженное письмо — символ прощания с любовью.

Тема стихотворения

Лирические произведения, которые были предоставлены для сопоставительного анализа стихотворений, скорее всего, будут принадлежать к одной и той же стихии. Но стоит внимательно просмотреть каждую прозу и выделить то, как автор относится к данной теме и как ее раскрывает.

Например, если написано про осень, то один поэт может описывать томные неспешные тучи, чем вызывает спокойствие у читателя. А другой, может написать о ярких гроздях рябины и запасливых белочках — такое стихотворение уже будет вызывать улыбку на лице человека.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте федеральные программы (под ред. Г.И. Беленького, под ред. В.Я. Коровиной, под ред. А.Г. Кутузова, под ред. Т.Ф. Курдюмовой и др.) с точки зрения представления в средних классах лирических произведений (для примера возьмите только один класс из программы по вашему выбору). Определите, какова логика включения текстов в программу.

1. Анализ лирического стихотворения: виды и формы дифференцированных вопросов и заданий (по книге: Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: кн. для учителя. М., 2004).

4. Познакомьтесь с методикой обучения сопоставительному анализу двух лирических произведений, предложенной Н.В. Беляевой.

Н.В. Беляева. Обучение сопоставительному анализу стихотворений (6 кл.)

Группа 3. Какие способы создания поэтических образов использованы поэтом?

Сопоставительный анализ выявляет общность человека с природой, которая вызывает эмоциональный отклик и приводит к размышлениям о жизни и смерти, о временном и вечном, о радости, когда мир природы созвучен душе, и страхе, когда стихия явно сильнее людей. (Указанные произведения А. Блока входят в программу под ред. В.Я. Коровиной.)

Разработайте на основе данной методики фрагмент урока по обучению сопоставительному анализу стихотворений разных поэтов (класс, авторы, произведения – по выбору студента).

Отношения автора

Сопоставительный анализ стихотворений: план, пошаговое руководство

Конечно же, сопоставительный анализ должен включать настроение и передаваемые чувства поэта. На данном этапе, когда ученик описывает отношения автора, каждая гипотеза должна подтверждаться цитатой из стихотворения.

Прежде всего, стоит отметить, есть ли сам поэт в произведении или это описание от третьего лица. И также необходимо уловить настроение, которое скрывается за строфами. И конечно же, обратить внимание, чему отдает предпочтение автор.

Композиция

Если до этого пункта сопоставительный анализ стихотворений состоял из творческих описаний, то теперь необходимо применить все полученные знания на практике. Прежде, чем приступить к написанию эссе, стоит прочитать произведение еще раз и выделить все особенности.

В первую очередь, нас интересует языковой стиль, который применялся в лирике, тропы, типы рифмы и различные художественные элементы. Расписывать все эпитеты и метафоры, конечно же, не стоит. Но если есть одинаковое сравнение или, наоборот, одно явление или предмет описаны по-разному, то это стоит включить в свое эссе.

Шаблон анализа лирического стихотворения

Шаблон анализа лирического стихотворения

1. Краткая информация об авторе и стихотворении

  • Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:
  • Создается такое настроение ———————
  • Вызывает мысли о том, что —————————
  • В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как —————

поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.

2.
Тема и идея. Заглавие.
Тема –

  • Это стихотворение (о чем стихотворение?)
  • Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)
  • Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)
  • Автор хотел донести до читателя мысль о том…
  • Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…
  • В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …
  • Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..
  • что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?
  • В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
  • Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (…).
  • В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
  • Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….
  • Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)

4. Композиция стихотворения

  • Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль
  • Мысль первой строфы такова….
  • Во второй строфе автор говорит о….
  • в третьей строфе….. и тд по всем строфам
  • Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)
  • Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5. Характеристика образов (существительные-образы)-

6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

  • Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова) лексику.
  • Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы … отмечает (что?) …описывает (что?) …касается (чего?) … обращает внимание (на что?) … напоминает (о чем?)
  • Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
  • Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)

7. Рифма

Кольцевая

— рифма с ударением на последнем слоге в строке.

— с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Дактилическая

— с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля — -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

точной рифма

является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

Неточная рифма

основана на созвучии одного, реже — двух з

Куда ты скачешь, гордыйконь?

— сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

(иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы

— художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.

— художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление

в сто сорок солнц закат пылал

— изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ.

— уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.

— скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются

— сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

– употребление названия части вместо целого и наоборот

белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром,

– замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

— неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

Разновидности повторов:

— своебразная группировка определений (синонимы или контекстные синонимы) либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости

Железный пестик, и железная завязь.

Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

пришел, увидел, победил

— пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма

— намеренный пропуск союзов

Мальчишки, лавки, фонари…

— увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее

Щадят победителя годы…

— одинаковое синтаксическое построение предложений

старикам везде у нас почет.

— нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей.

– соединение двух противоречащих понятий

Свое мнение

Сопоставительный анализ стихотворений: план, пошаговое руководство

Описав каждое из стихотворений по выше написанному плану и найдя все схожие моменты и различия, необходимо написать заключение. Выражать свое мнение, конечно же, необходимо деликатно. То есть, если ученик напишет, что второе стихотворение отвратительное, то это негативно скажется на его конечной оценке.

Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина

Сопоставительный анализ стихотворений: план, пошаговое руководство

Александр Сергеевич является самым популярным поэтом России, именно поэтому чаще всего для разбора предлагают его лирические произведения. Для примера разберем два следующих стихотворения:

Вначале сравнительно-сопоставительного анализа, как было замечено выше, необходимо изучить биографию.

Оба стихотворения относятся к жанру философской лирики. Несмотря на то, что главной темой является бессонница, описываются и в том, и в другом произведении терзания совести и неудовлетворение собой и своей жизнью. Подтверждение этой гипотезы можно найти в биографии авторов в момент написания стихотворений.

Лирический герой обращается к портрету своей давно любимой возлюбленной, которая оставила его. Но для него это не бумага, а живой и чувственный образ. Герой стремится к тому, чтобы возлюбленная поняла свою ошибку и вернулась к нему. Ведь после их расставания он не может прийти в себя, терзается, мучается, пытается понять свою ошибку. Он не хочет отпустить свою любовь и чувства.

Лирический герой разочарован в жизни, как и сам Блок. В год написания от него уходит его жена и единственная возлюбленная. Поэтому ее портрет всегда сопровождает поэта. Через обращение к неодушевленному предмету лирический герой хочет докричаться до реальной возлюбленной, вернуть ее в свою жизнь. В конце произведения автор как будто смиряется с потерей, он убирает портрет. Но становится понятно, что заполнить пустоту в душе некем и нечем.

Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Сочинение написано в качестве домашней работы, в классе велась подготовка и обсуждались возможные варианты развития мысли, построения работы.

При поверхностном взгляде на стихотворения может показаться, что Блок во многом повторяет схему развития лирического сюжета у Пушкина. Начать хотя бы с того, что совпадает количество строф (по шесть), структура строфы (четырехстишие) и способ рифмовки (перекрестная). Оба стихотворения написаны ямбом, четырехстопным у Пушкина и пятистопным у Блока.

Более внимательный анализ позволяет еще лучше увидеть, насколько разные художественные задачи стояли перед поэтами в этих стихотворениях, детали композиции которых в какой-то степени действительно сходны. Прежде всего это касается трех важнейших содержательных элементов художественного целого — это лирический герой. героиня, воплощающая для него наиболее прекрасное проявление бытия, и мир, в котором лирический герой так или иначе самоопределяется.

Блок, как и символистская литература в целом, находится на переломном этапе в 1908 году, когда написано анализируемое стихотворение. Художественно-философские установки символизма по-прежнему важны и влияют на творчество, но Блок начал ощущать, что нужен прорыв к иному содержанию. Существенно меняются темы, идеи и формы его произведений.

Распадался символизм, оказавшийся неспособным решить поставленную перед собой задачу духовного возрождения России, в разные стороны расходились бывшие единомышленники. Блок начинает воспринимать окружающую жизнь как страшный мир, усиливается трагическое мирочувствование поэта, да и в личной жизни его ожидало много горечи: умер, прожив всего несколько дней, сын, разрушалась семья, уходили друзья, наступала полоса одиночества.

Главная цель стихотворений разная. Пушкин проводит лирического героя через драматические переживания к возрождению, новому расцвету всех сил и чувств человека. У Блока героиня, воплощающая прекрасное, уходит безвозвратно, и главная задача лирического героя — научиться жить без нее.

Составьте тезисы сочинения.

Напишите аннотацию к нему.

Кратко перескажите его основное содержание.

Укажите, какие средства использованы автором для доказательства своей точки зрения.

Приведите дополнительные примеры и аргументы для доказательства (опровержения) его позиции.

Объясните значение выделенных слов и словосочетаний, подберите к ним синонимы и антонимы.

Проанализируйте работу по плану: соответствие теме;

содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы;

доказательность высказываемых мыслей; аргументированность выдвинутых положений; логичность, последовательность изложения; самостоятельность мышления;

оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования;

смысловая точность эпиграфов и цитат; достоверность в освещении литературных и исторических фактов;

правильность словоупотребления, грамматико-стилистическая правильность, соблюдение норм литературного языка.

Объясните расстановку знаков препинания.

Схожие моменты

Главной особенностью сопоставительного анализа текстов является то, что каждый пункт плана начинается с новой строки.

Как и в любом трагичном произведении, в обоих стихотворениях есть осмысленный перелом, когда герои понимают, что нельзя больше так жить.

Различие в стихотворениях

Сопоставительный анализ стихотворений: план, пошаговое руководство

Несмотря на то, что можно в этих вариантах прозы найти много схожих моментов, есть и то, что кардинально отличает героев.

Вяземский описывает состояние, которое тревожит его постоянно. В молодости лирический герой поддерживал декабристов и теперь, когда он осознал, что эта борьба бессмысленная, он опустил руки. Угрызение совести за предательство молодого самого себя — вот, что не позволяет уснуть в стихотворении.

У Пушкина все иначе, его бессонница имеет временный характер. При этом, он не описывает страстные бури внутри себя, нет никакого накала эмоций — есть только тревожность.

Если говорить о ходе настенных часов, то и они различны в произведениях. Вяземского он раздражает, а Пушкинский герой относится к бою спокойно и, возможно, именно благодаря монотонности он и уснет.

Литература

Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. СПб., 2000 (можно более раннее издание).

В мире литературы. 5–11 кл.: программа по литературе для общеобразоват. учрежд. / под ред. А.Г. Кутузова. М., 2006 (можно любое другое издание).

Литература: программа для общеобразоват. учрежд.: 5-11 кл. (базовый и профильный уровни) / под ред. В.Ф. Чертова. М., 2007.

Литература: программа для школ и классов с углубленным изучением литературы (5-11 кл.) / под ред. М.Б. Ладыгина. М., 2006 (или другой год изд.).

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. (базовый уровень); 10–11 кл. (профильный уровень) / под ред. В.Я. Коровиной. М., 2008 (или другое издание).

Программа по литературе (5-11 кл.) / науч. ред. Т.Ф. Курдюмова. М., 2006 (или более позднее издание).

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М., 2003 (или более позднее издание).

Практикум по методике преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999.

Разбор художественных элементов

Сопоставительный анализ стихотворений: план, пошаговое руководство

Из-за того, что состояние героев различно, отличается непосредственно и структура самих стихотворений. Так, у раздраженного Вяземского строфы перенасыщены восклицательными предложениями. Это показывает читателю, насколько он гневен. Пушкин же, наоборот, постоянно задается риторическими вопросами, на которые никак не может найти. Именно они тревожат героя.

Критерии сравнительного анализа:

  • целенаправленность анализа;
  • сопоставимость предметов и явлений;
  • рассмотрение и сходства и различия между ними;
  • соблюдение единого основания для сравнения;
  • выделение существенных признаков;
  • логическая последовательность;
  • параллельное изложение материала;
  • наличие обобщений, выводов (Зинин, 95).

Выделяют три содержательных направления сопоставительных заданий: внутритекстовые, межтекстовые и надтекстовые.

К внутритекстовым относятся:

  • сопоставление литературных героев по разным критериям: портрет; жизненные ценности, отражающиеся в поступках и отношению к людям; представления о духовно-нравственных понятиях;
  • сопоставление разных чувств и устремлений в душе одного героя, его своеобразное внутреннее движение в рамках изображенного времени;
  • мопоставление нескольких эпизодов для выявления эволюции литературного героя либо для обнаружения закономерностей движения сюжета.

К межтекстовым относится сопоставление произведения с другими художественными текстами по определенным критериям (чаще это общность темы, сходство проблематики или одинаковый тип героя).

К надтекстовым относятся:

  • сопоставление произведений разных видов искусства, чаще являющихся художественной интерпретацией литературного произведения;
  • сопоставление художественного текста и внетекстового источника, необходимого для понимания произведения, например, исторического документа, фрагмента письма, заметок или дневника писателя, фрагмента евангельского текста и т.п.;
  • сопоставление реальной ситуации и ее художественного воплощения в литературном произведении, сопоставление героя с прототипом.

Виды сравнений:

При сравнении произведений разных жанров необходимо учитывать, что каждому конкретному жанру присущи специфические черты. При сравнении произведений разных жанров, принадлежащих к разным родам литературы, особое внимание обращается на родовую специфику, тексты рассматриваются с точки зрения присутствия или отсутствия сюжета, повествования, специфики художественного мира, особенностей предмета изображения, целостности систем, субъект и объект повествования.

Читайте также: