Как сделать протокол по охране труда

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 03.09.2024

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

от 21 марта 2019 года N 77

В целях обеспечения единообразного подхода к осуществлению государственными инспекторами труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации проверки создания системы управления охраной труда у работодателя и её функционирования при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями

2. Руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации обеспечить:

2.1. обязательное рассмотрение вопросов системы управления охраной труда у работодателя при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем;

2.3. использование государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

3. Управлению государственного надзора в сфере труда (Е.Н.Иванов):

3.1. при осуществлении проверки актов и материалов расследования несчастных случаев обратить особое внимание на рассмотрение вопроса системы управления охраной труда у работодателя;

3.2. при выявлении нарушений установленного порядка расследования несчастных случаев, в том числе связанных с нерассмотрением вопросов создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда у работодателя, обеспечить проведение дополнительного расследования несчастного случая в соответствии со статьей 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И.Шкловца.

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Федеральной службы

по труду и занятости

от 21 марта 2019 года N 77

Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее - Рекомендации) разработаны для использования государственными инспекторами труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований о создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в соответствии с абз.4 статьи 212 ТК РФ и Типового положения.

II. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда

5. В соответствии с пунктом 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

6. Согласно пункту 8 Типового положения, в положение о СУОТ работодателя с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы):

а) политика работодателя в области охраны труда;

б) цели работодателя в области охраны труда;

в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);

г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее - процедуры), включая:

- процедуру подготовки работников по охране труда;

- процедуру организации и проведения оценки условий труда;

- процедуру управления профессиональными рисками;

- процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

- процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

- процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

- процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

- процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

- процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

д) планирование мероприятий по реализации процедур;

е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;

з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

и) управление документами СУОТ.

7. Учитывая пункты 4, 5 настоящих Рекомендаций проверка организуется на основе последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ, приведенных в приложении к настоящим Рекомендациям согласно Блок-схемы (далее - Блок-схема):

а) основные элементы, составляющие СУОТ (Блок А Блок-схемы);

б) процедуры, связанные со спецификой экономической деятельности работодателя, реализация которых необходима для установления целей и задач в области охраны труда, а также внедрения в организации профилактики и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (Блок Б Блок-схемы);

в) процедуры, которые должны реализовываться работодателем для обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (Блок В Блок-схемы).

8. Проведение внеплановой проверки у работодателя целесообразно разделить на 2 части:

1-я часть - проверка документов СОУТ;

2-я часть - проверка рабочих мест.

В рамках проверки документов СОУТ целесообразно изучить запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и тому подобное), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В рамках проверки рабочих мест оценивается соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.

Описание основных элементов Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда

9. Проверка основных элементов СУОТ (Блок А Блок-схемы).

9.1. Положение о системе управления охраной труда.

Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

а) приказ работодателя об утверждении Положения о системе управления охраной труда;

б) положение о системе управления охраной труда.

В соответствии с пунктом 7 Типового положения основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

Это означает, что у каждого работодателя должен быть документ, который называется "Положение о системе управления охраной труда", а также приказ о его утверждении.

9.2. Политика и цели в области охраны труда (пункты 1 и 2 Блок-схемы).

Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

- документы и записи, подтверждающие проведение работодателем анализа состояния охраны труда;

- политика в области охраны труда, содержащая цели в области охраны труда.

При определении Политики работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики (пункт 12 Типового положения).

Если у работодателя действует комитет (комиссия) по охране труда, проведение такого анализа может быть оформлено протоколом заседания, на котором рассматривались необходимые для анализа материалы. К таким материалам относятся (но не ограничиваются ими):

- результаты специальной оценки условий труда;

- статистика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);

- предписания органов государственного надзора (контроля);

- акты проводимого в организации контроля и тому подобное.

Анализ, проведенный комитетом (комиссией) по охране труда, позволяет выполнить оба требования Типового положения - провести анализ и привлечь к нему представителей трудового коллектива.

Если обязанность по проведению анализа возлагается на службу или специалиста по охране труда, результаты анализа могут быть оформлены в виде служебной записки с перечнем рассмотренных документов и выводами, к которым пришли специалисты по охране труда. В записку в обязательном порядке должна быть включена информация о том, в какой именно форме к обсуждению и анализу привлекались работники. Это может быть сделано в форме опросов, собраний, семинаров и тому подобное.

Основным результатом проведенного анализа должно стать выявление проблем в области охраны труда у конкретного работодателя с учетом особенностей вида его экономической деятельности (т.е. определение основных опасностей их оценка и упорядочивание исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска), а также определение основных направлений решения выявленных проблем (т.е. меры по снижению уровня рисков, связанных с основными выявленными опасностями).

В соответствии с пунктом 9 Типового положения Политика является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

В соответствии с пунктом 11 Типового положения, Политика должна включать:

- положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;

- обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

Каждая организация, независимо от численности и отраслевой специфики, должна обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. Один из значимых аспектов этого вопроса — обучение безопасным методам и приемам выполнения работы. Поговорим о том, как его правильно организовать и на какие нормативные документы стоит опираться.

Нормативная база

Кроме Трудового кодекса РФ, разработаны федеральные законы, приказы и постановления, подзаконные нормативные акты. Они устанавливают конкретные требования и стандарты, которые следует использовать при организации профильных мероприятий и разработке локальной документации. Особое внимание обратите на следующие документы:

  • Порядок обучения и проверки знаний сотрудников в части безопасности профессиональной деятельности и охраны труда (Постановление Минобразования и Минтруда РФ № 1/29 от 13.01.2003);
  • Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (Постановление Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000);
  • Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда (Приказ Минтруда РФ № 412н от 24.06.2014).

Кто организует обучение

Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность сотрудников превышает 50 человек, организация обязана создать у себя службу по охране труда или ввести в штат профильного специалиста. И в этом вопросе можно опираться на Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Если количество работников меньше 50, руководитель вправе возложить эти функции на кого-то из сотрудников.

В любом из этих случаев уполномоченные сотрудники обязаны:

  • разрабатывать программы обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя;
  • проводить вводный инструктаж по охране труда со всеми, кто устраивается на работу, командированными, стажерами и пр.;
  • организовывать обучение по охране труда работников организации и ее руководителя по утвержденному графику;
  • участвовать в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Решение создать службу охраны труда или возложить эти функции на кого-то из сотрудников должно быть оформлено документально. Кадровая служба готовит целый ряд локальных нормативных актов. В их числе:

— приказ об организации службы охраны труда;

— приказ о возложении обязанностей инженера по охране труда на специалиста;

— положение об охране труда;

— должностные инструкции работников службы охраны труда;

— перечень профессий и должностей, проходящих обучение и проверку знаний по охране труда и пр.

Любые приказы по охране труда оформляйте в Контур-Персонале

Есть и еще один вариант — заключить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей вышеперечисленные услуги (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Кто проходит обучение

Обучение по охране труда, согласно ст. 225 ТК РФ, должны проходить все без исключения работники организации:

  • руководители, в том числе работодатели — индивидуальные предприниматели;
  • специалисты;
  • рабочие.

Те, кто не прошел обучение, не могут быть допущены к выполнению своих трудовых обязанностей.

Важно! Работник, который не прослушал обучающий курс не по своей вине, должен быть отстранен от работы, а организация обязана оплатить этот период как простой по вине организации (ч. 1, 3 ст. 76 ТК РФ).

Инструктаж или обучение?

В зависимости от профиля работы и занимаемой должности работники могут осваивать разные программы. Наиболее распространенный вид обучения — инструктаж. Его проходят все сотрудники без исключения.

Выделяют несколько видов инструктажа.

1. Вводный — для всех принимаемых на работу, а также откомандированных сотрудников сторонних организаций, то есть всех, кто связан с производственной деятельностью. Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом руководителя возложены эти обязанности.

2. Первичный на рабочем месте — это инструктаж для всех новых сотрудников, постоянных и временных, для переведенных из соседнего подразделения и откомандированных из других организаций, а также для тех, у кого случился значительный перерыв в трудовой деятельности. Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель работника: мастер, прораб, преподаватель и пр.

3. Повторный — проводится для всех сотрудников не реже одного раза в шесть месяцев по тем же программам, что и для первичного инструктажа на рабочем месте.

4. Внеплановый — этот вид обучения связан с принципиальными изменениями, которые влияют на выполнение сотрудником трудовых функций. Это может быть изменение законодательства, смена оборудования или технологических процессов. Внеплановый инструктаж проводят также при выявленных случаях грубого нарушения работником требований охраны труда.

5. Целевой — потребность в целевом инструктаже возникает, когда речь идет о ликвидации последствий аварий (стихийных бедствий), о разовых работах и о тех видах деятельности, на которые требуется наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы.

Для представителей рабочих специальностей работодатель обязан провести дополнительное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Это касается новых сотрудников и тех, кто переводится на другую работу. Обучение следует провести в течение месяца после приема/перевода на работу. Порядок и периодичность такого обучения, а также формат проверки знаний у работников рабочих профессий устанавливаются работодателем с опорой на нормативно-правовые акты, которые регулируют безопасность тех или иных видов работ (Постановление № 1/29 от 13.01.2003).

Отдельное обучение должно быть организовано для руководителя организации, его заместителей, заместителей главного инженера по охране труда, а также для специалистов служб охраны труда или работников, на которых работодатель возлагает обязанности организации работы по охране труда. Срок тот же — не позднее одного месяца с момента трудоустройства или назначения на должность.

Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.

Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.

Проверка знаний

Каждый инструктаж должен завершаться устным опросом по приобретенным работником знаниям и навыкам безопасных приемов работы. У представителей рабочих специальностей проверку знаний проводит непосредственный руководитель. У специалистов и руководителей — специальная комиссия из сотрудников, которые получили соответствующее разрешение в вышестоящей организации или в специализированном учебном заведении.

Аттестация руководителей и специалистов проводится не реже чем один раз в три года, а рабочих — не реже одного раза в год.

В состав комиссии по проверке знаний входит не менее трех человек: руководитель организации и/или структурного подразделения, главный специалист (технолог, механик, энергетик и т.д.) и обязательно специалист службы охраны труда (Типовое положение о комиссии по проверке знаний в сфере безопасности и охране трудовой деятельности). Членами комиссии могут быть только те, кто прошел обучение и проверку знаний по охране труда в установленном порядке.

Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку обучения и проверки знаний сотрудников в части безопасности профессиональной деятельности и охраны труда.

Важно! Cотрудник, не сумевший успешно пройти проверку знаний после обучения, обязан повторить попытку в срок не позднее одного месяца.

Требование обеспечить сотрудникам безопасные условия труда касается всех без исключения работодателей. Эта сфера деятельности предприятий имеет множество составляющих и достаточно строго регламентирована. Но при этом трудовое законодательство предоставляет разные варианты организации работы по охране труда. Руководителю предприятия следует выбрать подходящий вариант, ознакомиться с нормативной документацией и внимательно относиться к требованиям ТК РФ и законодательных актов. А облегчить оформление необходимых документов помогут современные системы автоматизации.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Перечень составлен с учетом требований федеральных актов.

Документ

Основание

Примечание

Об ответственных за охрану труда

Ответственный за охрану труда

Допсоглашение, часть 3 статьи 217 Трудового кодекса

Содержит Ф.И.О. и его функционал

Определяет обязанности, права и ответственность специалиста

Подтверждает согласие на выполнение дополнительных обязанностей

Устанавливают новую сферу ответственности работника

Об управлении охраной труда

Статьи 209, 212 ТК, приказ Минтруда от 19.08.2016 № 438н , постановление исполкома профсоюза работников народного образования и науки от 29.05.2018 № 13-12

Отражает цели, правила, процедуры, направленные на безопасные условия труда работников

Описывает основные принципы и обязательства руководителя образовательной организации в сфере охраны труда

Определяет мероприятия по улучшению условий охраны труда

Об инструкциях по охране труда

Инструкции по охране труда по видам работ

Устанавливают требования к безопасности определенных видов работ

Инструкции по охране труда по должностям

Определяют требования к безопасности работы по должностям

Закрепляет ответственного за разработку инструкций работника

Определяет ответственных за проверку инструкций на соответствие

Журнал учета инструкций по охране труда для работников

Содержит сведения об утвержденных инструкциях

Журнал выдачи инструкций по охране труда работникам

Содержит сведения о выданных инструкциях

Об инструктажах работников по охране труда

Содержит тематический план, объем и содержание программы

Содержит сведения о работниках, чья деятельность не связана с обслуживанием и ремонтом оборудования

Журнал регистрации вводного инструктажа

Подтверждает прохождение работником инструктажа

Журнал регистрации первичного инструктажа

Журнал регистрации целевого инструктажа

Об обучении работников охране труда

Содержит тематический план, объем и содержание программы. Разработайте программу, если обучать работников будете самостоятельно

Устанавливает порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения работников по охране труда и проверки знаний

Определяет Ф. И. О. и должности работников, которые ответственны за проверку знаний работников

Содержит результаты проверки знаний работника

Указывает, что работник успешно прошел проверку знаний по охране труда

Документ не обязателен

О спецоценке условий труда

Пункты 1–4 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ

Определяет состав ответственных и порядок их работы по организации и проведению СОУТ

Содержит результаты СОУТ

О выдаче работникам средств индивидуальной защиты

Определяет процедуру выдачи СИЗ

Документ не обязателен. Он устанавливает повышенные нормы выдачи СИЗ

Личная карточка учета выдачи СИЗ

Содержит сведения о выдаче работнику СИЗ

Журнал учета СИЗ

Документ не обязателен. Однако он поможет фиксировать сведения, которые не предусмотрены личной карточкой. Например, о сдаче СИЗ на мероприятия по уходу

О выдаче работникам смывающих и обезвреживающих средств

Перечень работников, которым положены смывающие и обезвреживающие средства

Определяет список работников, которым положены смывающие и обезвреживающие средства

Документ не обязателен. Он устанавливает повышенные нормы выдачи средств

Личная карточка учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств

Содержит сведения о выдаче работнику средств

О расследовании несчастных случаев с работниками

Приказ о расследовании несчастного случая с работником

Определяет состав и обязанности комиссии

Содержат сведения об опросах

Отражают результаты расследования несчастного случая

Отражает сведения обо всех несчастных случаях

Об управлении профессиональных рисков

Приказ Минтруда России № 980 от 30 декабря 2020 г.

Содержит направление на утверждения Положения

Перечисление рисков, встречаемым работником

Содержит направления и мероприятия по снижению выявленных комиссией рисков

Как соблюсти требования законодательства и сэкономить бюджет на штрафах. Разбираем распространенные ошибки работодателей.


Нарушения требований охраны труда

Трудовой кодекс РФ налагает на всех работодателей обязанность обеспечивать охрану труда. Давайте составим рейтинг топ-10 типичных нарушений в этой сфере (рейтинг основан на статистике Роструда, судебной и правоприменительной практике).

1. Отсутствие обучения и проверки знаний по охране труда руководителей

Ситуация из практики. В компании меняется директор: готовится решение учредителей, трудовой договор, приказ и т.д. А про обучение по охране труда директора нередко забывают. Между тем обязанность обучить директора в учебном центре предусмотрена ст. 212 ТК РФ и Порядком обучения по охране труда, утвержденным Постановлением Минтруда России от 13.01.2003 г. № 1/29 (далее — Порядок). Причем такое обучение должен пройти не только директор, но и все руководители, которые организуют работу подчиненных.

При отсутствии протоколов по проверке знаний требований охраны труда и удостоверения о проверке знаний инспектор может не только оштрафовать компанию, но и отстранить руководителей от работы (ст. 76 ТК РФ).

2. Отсутствие обучения и проверки знаний по охране труда рядовых работников

Если в отношении руководителей отсутствие обучения еще можно понять (необходимо произвести определенные затраты для обучения работников в учебном центре), то причины отсутствия обучения и проверки знаний охраны труда для рядовых работников непонятны. Ведь никаких затрат в этом случае не требуется, достаточно сделать следующее:

  • Организовать внутреннюю комиссию из работников, обученных в специализированных учебных центрах.
  • Разработать программу и провести обучение и проверку знаний внутри компании.
  • После этого оформить протоколы и удостоверения по образцам, приведенным в Приложениях к Порядку.

Не правда ли, несложная процедура? Однако это нарушение второе в рейтинге, и за него работодателей также привлекают к ответственности, а сотрудников отстраняют от работы.

Специалист по охране труда: нормативные акты


3. Отсутствие спецоценки условий труда

Часто работодатели не проводят спецоценку, потому что это затратное мероприятие. Успокаивает только то, что тратить деньги нужно один раз в пять лет. Но еще встречается непроведение спецоценки по незнанию.

4. Отсутствие медосмотров работников

В отличие от предыдущих трех нарушений, отсутствие медосмотров не всегда приводит к административной ответственности, потому что не все работники подлежат медосмотрам. Для того чтобы не ошибиться в этом вопросе, работодателям следует тщательно изучить не только Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, посвященный медосмотрам, но и иные нормативные акты. Например, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 от 03.06.2003. Согласно данному документу лица, работающие с компьютерами более 50% рабочего времени должны проходить обязательные медосмотры.

В случае если медосмотры для работников обязательны, а документов, подтверждающих их прохождение, нет, инспектор труда может привлечь компанию к ответственности и наложить штраф, а также отстранить работников от работы.

5. Отсутствие средств индивидуальной защиты

Непредоставление спецодежды — распространенное нарушение для производственной сферы. Его причины ясны: выдача спецодежды требует затрат. Но иногда спецодежду не предоставляют и по незнанию. Например, согласно Приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н в спецодежде должны быть и водитель, и дворник, и сторож, и уборщица.

Поэтому работодателям стоит проверить, есть ли в компании такие и иные работники, которым полагается спецодежда. И если есть, то следует одевать работников в спецодежду и делать отметки в личной карточке учета выдачи СИЗ согласно Приказу Минздравсоцразвития от 01.06.2009 г. № 290н, иначе штрафов не избежать.

6. Сокрытие несчастного случая

Несчастные случаи подлежат расследованию — ст. 227 ТК РФ. Бывает, что компании не расследуют их намеренно, чтобы облегчить себе жизнь. Какие могут быть последствия? Например, сотрудник во время рабочего времени упал, сломал ногу. Работодатель не стал расследовать несчастный случай, попросил работника сказать в больнице, что он упал дома. Работник так и сделал, а нога срослась неправильно, потребовалось длительнее лечение. Работник узнал, что при несчастном случае на производстве предусмотрены различные гарантии, и обратился с жалобой в инспекцию труда о том, что несчастный случай не был расследован. Это явный случай сокрытия.

Но бывает так, что компания и не думала скрывать несчастный случай.

Ситуация из практики. В компании произошел тяжелый несчастный случай, значит, следует в течение суток уведомить госорганы (ст. 228.1 ТК РФ). Работодатель уведомил всех, кроме объединения профсоюза, думая, что если профсоюза в компании нет, то и уведомлять этот орган не стоит. А инспектор труда счел этот случай сокрытым, так как уведомление объединения профсоюзов и в этом случае обязательно. Каковы последствия? Не только штраф, но и то, что несчастный случай расследует не комиссия, а инспектор труда единолично.

7. Отсутствие компенсаций за вредные условия труда

Если условия труда вредные, то компания должна предоставлять работнику компенсации (дополнительную оплату, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск согласно ст. 117, 92, 147 ТК РФ). Понятно, что компаний нередко не предоставляют работникам компенсации из-за желания сэкономить. Но такая экономия может привести к немалым финансовым затратам. Работники могут обратиться в суд и взыскать с работодателя не только компенсации, но и проценты по ст. 236 ТК РФ, и возмещение морального вреда (ст. 237 ТК РФ).

8. Отсутствие специалиста по охране труда

Должность специалиста по охране труда вводится в организации, когда количество сотрудников превышает 50 (ст. 217 ТК РФ). Если компания небольшая, то необязательно вводить целую ставку, можно и на часть ставки принять работника по внешнему или внутреннему совместительству. А если компания выросла, то для расчета количества работников следует использовать Межотраслевые нормативы численности, утвержденные Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10.

Инспектор труда обязательно попросит штатное расписание. Если в документе не будет должности специалиста по охране труда, компанию оштрафуют.

9. Отсутствие инструкции по охране труда

Некоторые компании не разрабатывают инструкции по охране труда, хотя согласно ст. 212 ТК РФ обязаны это делать. Почему они этого не делают — непонятно, ведь для этого затрат никаких не требуется.

Что нужно сделать:

  • Разработать документы, используя Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные Минтрудом РФ 13.05.2004, и типовые отраслевые инструкции.
  • Утвердить их приказом.
  • Также утвердить приказом перечень инструкций.
  • Заполнить журнал учета инструкций и журнал учета выдачи инструкций по охране труда.

Так вы убережете компанию от штрафа за отсутствие инструкций.

10. Отсутствие инструктажей по охране труда

Обязанность проводить инструктажи по охране труда предусмотрена ст. 212 ТК РФ и Порядком. Причина их непроведения также остается загадкой. Ведь для их проведения требуется только утвердить программы инструктажей и завести журналы регистрации инструктажей согласно ГОСТ 12.0.004-90.

Проводить вводные инструктажи требуется для всех работников при приеме на работу, а первичные инструктажи — на рабочем месте для работников, связанных с эксплуатацией, и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов.

Отсутствие журналов регистрации инструктажей и программ будет расцениваться инспектором труда как нарушение. Это станет поводом к привлечению компании к административной ответственности.

Ответственность за нарушения законодательства по охране труда

Чтобы посчитать, какие убытки могут привести указанные выше нарушения, используйте таблицу наказаний согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ:



Юлия Жижерина Преподаватель Русской Школы Управления

Локальный нормативный акт

Основание

Общие документы по охране труда

Статья 218 ТК, приказ Минтруда от 24.06.2014 № 412н

Служба охраны труда

Постановление Минтруда от 08.02.2000 № 14

Приложение к Рекомендациям, утвержденным постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14

Обучение по охране труда

Пункт 2.1.2 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Пункт 2.1.3 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29.

Форма журнала – в приложении А. Форма А.4 к ГОСТ 12.0.004- 2015

Абзац 22 статьи 212 ТК, Методические рекомендации, утвержденные Минтрудом 13.05.2004

Методические рекомендации, утвержденные Минтрудом 13.05.2004

Пункт 8 Методических рекомендаций, утвержденных Минтрудом 13.05.2004

Методические рекомендации, утвержденные Минтрудом 13.05.2004

Пункт 2.1.4 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Пункт 2.1.4 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Приложение № 2 к Методическим рекомендациям, утвержденным Минтрудом 13.05.2004

Приложение № 3 к Методическим рекомендациям, утвержденным Минтрудом 13.05.2004

Пункт 2.1.3 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29.

Форма журнала – в приложении А. Форма А.5 к ГОСТ 12.0.004- 2015

Пункт 2.1.3 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29.

Форма журнала – в приложении А. Форма А.6 к ГОСТ 12.0.004- 2015

Пункт 2.2.2 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Пункт 2.2.2 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Пункт 3.4 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Пункты 2.2.1, 2.3.1 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Приказ о проведении проверки знаний требований охраны труда работников

Постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003

Приложение 1 к постановлению Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29,

приложение А. Форма А.1 к ГОСТ 12.0.004-2015

Приложение 2 к постановлению Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, приложение А. Форма A.3 к ГОСТ 12.0.004-2015

Пункт 2.3.2 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Пункт 2.2.4 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29

Медицинские осмотры

Список контингента работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам

Пункт 19 приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н

Поименные списки лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру

Пункт 22 приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н

Журнал учета выдачи направлений на предварительный медицинский осмотр

Пункт 8 приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н

Приказ о проведении предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников

Приказ Минздрава от 15.12.2014

абзац 6 пункта 1 статьи 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ

Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров, журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров

Письмо Минздрава от 21.08.2003

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств

Письмо Минздрава от 21.08.2003

Бесплатное профилактическое питание

Перечень должностей и профессий работников, которым по условиям труда выдается бесплатное профилактическое питание (молоко, соки и т. д.)

Статья 222 ТК, постановление Правительства РФ от 13.03.2008

приказ Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н,

приказ Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 46н

Приказ о замене выдачи молока денежной компенсацией

Статья 222 ТК, приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н

Заявление о замене выдачи молока денежной компенсацией

Статья 222 ТК, приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н

Заявление о согласии на замену выдачи молока выдачей равноценных пищевых продуктов

Статья 222 ТК, приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н

Смывающие и обезвреживающие средства

Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и обезвреживающих средств

Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н

Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам

Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н

Приказ об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств

Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н

Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка работников, для которых обеспечивается постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н

Личная карточка учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н

Средства индивидуальной защиты

Перечень профессий и должностей, которым выдаются бесплатная спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты

Приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н

Положение об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты

Приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н

Приказ об утверждении норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты

Приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н

Заверенные копии сертификатов и деклараций соответствия на СИЗ

Абзац 6 статьи 212, статья 221 ТК

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

Приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н

Расследование несчастного случая

Запрос в лечебное учреждение о тяжести травмы

Постановление Минтруда от 24.10.2002 № 73

Извещение в государственную инспекцию труда, в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая, в территориальное объединение организации профсоюзов, в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности и т. д.

Заключение о тяжести производственной травмы

Приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая

Протокол осмотра места несчастного случая

Протокол опроса пострадавшего при несчастном случае

Протокол опроса очевидцев несчастного случая

Протокол опроса должностного лица

Копии инструкции по охране труда, должностной инструкции, в случае необходимости – чертежи, фотографии и т. д.

Акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом)

Акт расследования несчастного случая по форме № Н-1

Журнал регистрации несчастных случаев на производстве

Спецоценка условий труда

Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ

Статья 9 Закона от 28.12.2013

Приказ Минтруда от 24.01.2014

Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов

Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда в связи с переименованием должности

Мероприятия по охране труда

Программа действий по улучшению условий и охраны труда

Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Эксплуатация электроустановок

Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

Пункт 1.4.4 Правил от 13.01.2003

Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

Пункт 1.4.4 Правил от 13.01.2003

Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

Читайте также: