Как сделать подсветку картины без проводов

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 29.08.2024

Схемы монтажа: Подсветка картин и зеркал светодиодной лентой.

Для организации светодиодной подсветки декоративных объектов, таких как зеркала или картины, необходимо закрепить их на расстоянии минимум 50 мм от стены, чтобы организовать место для блока питания.

Светодиодная лента наклеивается по периметру объекта ближе к краю так, чтобы блок питания не загораживал световой поток.

Если же блок питания выносится и не располагается прямо за декоративным объектом, расстояние до стены можно сократить до 20 мм.

Есть такой интересный тип светильника — плоская коробка с витражом в качестве плафона. Не то демонстрационный вариант — нечто, на манер витрины, не то раскатанная как пресловутая черепаха лампа. Мы его рассматриваем все-таки как разновидность светильника. Несмотря на сравнительную простоту конструкции, получается вполне очаровательная, уютная вещица, украшающая комнату. Это и не удивительно — витраж сам по себе красивая штуковина, особенно выгодно выглядящий с подсветкой.

Конструирование

Есть мнение, что лампы Тиффани (с абажурами-витражами) лучше всего выглядят с лампами накаливания. Не исключено. Практика показывает, что лучшая подсветка для витража — дневной свет, и из этих соображений галогеновые лампы будут еще лучшим источником искусственного света. Однако в нашем случае – закрытая деревянная коробка, сильный нагрев не приемлем. Кроме того, это яркий точечный источник света.

В целом, конструкция ящика светильника вырисовывается такая.

Создаем светильник-картину с витражным плафоном, фото № 1

Где 1 — деревянная коробка, 2 — витраж-плафон, 3 — поддерживающий брусок-штапик, 4 — дно — металлический теплоотвод, 5 — светодиодная лента, 6 — рассеиватель света — ватманская бумага.

Что понадобилось при изготовлении.

Остальное — обычный набор некрупного инструмента: молоток, нож, ножницы, шлифовальная шкурка, кисти, посуда для лакирования. Для электромонтажа понадобится паяльник малой мощности с принадлежностями, очень удобна паяльная станция. Бумажный лист рассеивателя крепил при помощи мебельного степлера.

Деревяшки

Создаем светильник-картину с витражным плафоном, фото № 2

Края обрезаются под углом 45° на торцевой пиле. Ручной вариант — стусло с мелкозубой ножовкой.

Готовые детали зашкуриваются от заусенцев и собираются в коробку, здесь есть несколько способов, эти деревяшки сколотил нетолстыми длинными гвоздиками с клеем и обмотал эластичной веревкой. Проконтролировав прямоугольность коробки, мокрой тряпочкой удалил выступивший клей. Положил коробку плашмя на ровную поверхность и нагрузил тяжелым пнём. Все, ночь сохнуть.

Создаем светильник-картину с витражным плафоном, фото № 3

Создаем светильник-картину с витражным плафоном, фото № 4

Высохшую коробку тщательно пошлифовал двумя номерами шкурки. Из предварительно напиленных квадратных реечек сделал бортик, приделал детали так же — мелкие гвоздики и клей. Каждую детальку перед установкой тоже лучше пошкурить –—потом забот меньше. Остатки клея удалить мокрой тряпочкой и можно примерить витраж. Он вставляется изнутри, крепится реечками с герметиком. Для подключения питания к контроллеру светодиодной ленты просверлил отверстие ? 10 мм в середине боковой стенки. Гнездо разъема при минимальной доработке плотно в это отверстие входит.

Создаем светильник-картину с витражным плафоном, фото № 5

Создаем светильник-картину с витражным плафоном, фото № 6

Для покраски деревяшек морилкой использовал распыление сжатым воздухом — небольшой грубый аэрограф с самодельным компрессором. Лаком покрывал уже кистью — не так критично и меньше возни с отмыванием в растворителях.

Создаем светильник-картину с витражным плафоном, фото № 7

Создаем светильник-картину с витражным плафоном, фото № 8

Дно-теплоотвод

Электромонтаж

— Стой кто идет! Пароль?! — Звезда! — Проходи.

— Стой кто идет! Пароль?! — Звезда! — Проходи.

Создаем светильник-картину с витражным плафоном, фото № 9

Создаем светильник-картину с витражным плафоном, фото № 10

Смонтированное дно проверяем в работе, если пульт работает и все светится, можно ставить на место, но предварительно не забыть вырезать и пришпилить рассеиватель света из ватмана. Вырезал большими ножницами, пришпилил на реечки, которыми подпирается витраж. Работает очень неплохо.

Готовую лампу перенесли домой для ходовых испытаний. Не смотря на то, что светодиодная лента сильно нагревается в неприлепленном состоянии, металлическое дно, даже при длительной работе на максимальной яркости (регулируется) греется весьма умеренно. С пульта можно установить три фиксированные яркости свечени: 100, 50 и 25%. Лучше всего выглядит 50%. Пульт дистанционного управления работает из любой точки дома, что весьма удобно — можно, например, не натыкаясь на мебель забраться под одеяло и издалека выключить ночник.

Создаем светильник-картину с витражным плафоном, фото № 11

Стоять на столе в нормальном положении светильник не хочет — мешает вилка питания, которая будет нормально располагаться при повешении на стену, для чего к металлическому дну снаружи будет припаяно ушко. Фото, пожалуй, не слишком точно отображает оттенки свечения и их яркость. Повозился с настройками камеры, ну вот, так гораздо точнее.

Создаем светильник-картину с витражным плафоном, фото № 12

Работа над ошибками, выводы

Светильник всем очень нравится, пользоваться им весьма удобно. Из ошибок следует признать наличие в витраже прозрачных стекол, тогда как для плафонов-абажуров лучше использовать матовые. Частично этот недостаток компенсируется бумажным рассеивателем. Светодиодные ленты с принадлежностями мы приобретали на АлиЭкспресс. Следует упомянуть низкую надежность их блоков питания — у нас за короткое время вышло из строя два, пришлось покопаться, чтобы подобрать надежный, и очень короткий шнур. Например, для рассмотренного светильника шнур питания видится около 2 м.

Павел Ин

Автор:
Павел Ин

Тем обиднее, когда старательно и с любовью подобранные предметы искусства теряются и блекнут из-за неправильно подобранного освещения. Нельзя недооценивать силу света. Он может как аккуратно подчеркнуть особенности портрета, красоту пейзажа или уникальность яркой абстракции, так и свести на нет все усилия и художника, и оформителя интерьера.

Подсветка картин - важный функционально-эстетический этап обустройства пространства. С его правилами наверняка знакомы галеристы и увлеченные коллекционеры предметов искусства. Но тем, кто только планирует украсить свой дом картинами или фотографиями, полезно будет узнать основные принципы выбора и размещения светильников.

Что советуют художники и светотехники

Сделать правильное освещение для интерьерных изюминок несложно, иногда это получается даже интуитивно. Но все-таки стоит придерживаться основных принципов, тем более они изучены в теории и опробованы на практике. Существует даже отдельное направление оформления пространства - светодизайн. Один из его основных постулатов гласит, что освещение делится на основное, локальное (функциональное) и акцентное. Последнее как раз о нашем вопросе подсветки важных деталей и объектов - картин, статуэток, антикварных ваз и коллекционных моделей парусников.

Узнавать основные принципы интереснее, опираясь на практический опыт инсайдеров. Изучая тему, я рассудила, что о правильном освещении картин лучше всех знают:

В результате информация, поданная в статье, базируется на нескольких источниках, в том числе на советах профессионалов.

Для начала мне удалось пообщаться с представителем искусства - о том, как должны освещаться полотна в идеале. Художник и аниматор Северин Савчук в общих чертах обрисовал (как никогда уместный глагол) требования к освещению:

*Рассеянный свет не имеет четко обозначенного направления и источника, он ровный и мягкий, минимизирует появление ненужных теней и контрастности. О том, что значит холодный свет, Вы узнаете в материале дальше по тексту.

Он также отметил, что часто в художественных галереях возникает ощущение недостатка света - как на постсоветском пространстве, так и в европейских столицах. Но данный факт в основном вызван нормативно обозначенными предельно-допустимыми параметрами освещенности - в благих целях обеспечения сохранности дорогостоящих экспонатов.

Что же, в наших силах перещеголять галереи Рима и Берлина и организовать правильную подсветку предметов искусства у себя дома и/или на рабочем месте.

индекс цветопередачи

Один из основных критериев качества любой лампы - индекс цветопередачи, он же коэффициент цветопередачи. Обозначается как CRI (Colour Rendering Index) или Ra и указывается производителями светотехники в технических характеристиках.

Для чего знать индекс цветопередачи

Значение коэффициента показывает, насколько эффективно (естественно, правдиво, без искажений) источник света передает настоящие параметры освещаемых объектов, конкретно гамму оттенков и фактуру полотна. А это ли не самое важное в картине?

Более того, свет с низким CRI негативно влияет на нервную систему, способствует повышенной утомляемости и раздражительности. Так дает о себе знать диссонанс между видимыми фактически цветами и ожидаемыми подсознательно.

Какие значения CRI выбирать для акцентного освещения

Идеальным значением считается CRI = 100. Это эквивалент естественного солнечного света - щедрого, утреннего, не слепящего. Чем ближе параметры лампочки к сотне, тем ближе отображение цветов к идеалу, тем выразительнее освещаемый объект.

У LED-ламп низкого качества (читай дешевых от сомнительных производителей) практически гарантированы пробелы в передаче желтого, красного и фиолетового. Вдобавок они часто и густо уводят оттенки в сторону синего спектра.

У качественных светодиодных светильников цветопередача составляет не менее Ra 80 - значит, что правильно воспроизводится до 80% информации об оттенках предметов. Это стандартное значение для дома или офиса, на меньшее в быту не соглашайтесь. А для подсветки экспозиции постарайтесь найти лампочки с улучшенным CRI, до 90 или выше - там же в АксиомПлюс есть лампы под любой цоколь. Как правило, коэффициент цветопередачи для светодиодных светильников зависит исключительно от качества диодов. Ведущие производители поставляют на рынок изделия с Ra>90, и это недешевые представители премиум-серий.

Качество лампы, в том числе состав люминофора (материала покрытия колбы) определяет показатель CRI у люминесцентных ламп: от 60-75 (у стандартных с трехкомпонентным люминофором) до 90 и выше (для пятикомпонентного люминофора).

Завидная цветопередача (уверенно стремится к сотне) у устаревших морально в плане экономичности ламп накаливания и галогенных ламп.

Закономерный вопрос - почему бы не поставить над картиной именно лампу накаливания? Можно, но с большой осторожностью. Дело в том, что в процессе работы ЛОН (и галогенки) как сами раскаляются, так и нещадно греют пространство вокруг себя, а это чревато повреждениями холста и рисунка на нем. Ниже Вы узнаете показатели безопасной дистанции.

Цветовая температура

Вы наверняка замечали, что искусственный свет бывает желтовато-теплым и голубовато-холодным. Это зависит от показателя цветовой температуры (измеряется в кельвинах, К), свойственного каждой лампе.

Краткий ликбез: 2500-3200К - теплый желтоватый спектр, 4000-5000К - нейтральный белый, 5500-7000К - холодный белый.

Размышляете, какой выбрать? Расслабьтесь, в данном случае это не решающий фактор. При выборе температуры света логично ориентироваться на общую атмосферу пространства. Тем не менее, нелишне учесть несколько советов консультанта.

Избегайте излишнего контраста температуры акцентного освещения и основного, что выглядит неестественно и непрезентабельно. Если, к примеру, основной свет в комнате холодный белый около 5500-6000К, то светильник для картин на 3000К будет ощущаться как инородное пятно (как и наоборот).

Учитывайте также общие принципы влияния цветовой температуры на восприятие оттенков. Так,

Угол свечения выбирайте индивидуально

Обратите внимание также на угол рассеивания (угол обзора, угол расходимости) светильника - диапазон, в котором интенсивность излучаемого потока не менее 50% от максимальной. Т.е., основной световой поток излучается в пределах этого угла.

В акцентном освещении такой показатель играет немаловажную роль. Важно учесть соотношение пятна падающего света и размеров освещаемого объекта. Потому что определяющий элемент - это картина, а не ее подсветка. Если сомневаетесь, уточните необходимые для вашей ситуации параметры с консультантом при выборе в магазине светотехники.

Для подсветки крупных полотен выбирайте с шириной луча около 40-50 градусов. А мелкие репродукции, гравюры или фотографии в таком свете потеряются, для них предпочтительнее узкий угол на 10-20 градусов.

Вообще имейте в виду, что при лампочках равных характеристик, светильники с более узким углом свечения дают более сильный световой поток и создают видимо большую освещенность.

Форм-фактор светильников

Модели с возможностью поворота плафона и/или корпуса (поворотные) - то, что надо для направленного акцентного освещения.

Светильники для картин

В магазинах, музеях и художественных галереях часто применяют трековые светильники, и это максимально оправданный вариант. Он позволяет регулировать угол освещения, а также обеспечивает неоценимую маневренность при регулярном изменении экспозиции.

Внешне трек состоит из алюминиевого или пластикового профиля, внутри него расположены токопроводящие шины. На трек крепятся чаще всего LED-светильники, хотя технически возможна совместимость с лампами любого другого типа. Ценное свойство трековых систем - модульность. Вы сможете передвигать, переставлять, группировать, направляя световые лучи необходимым образом и акцентируя внимание на особенностях интерьера.

В домашних условиях повторять рекомендуется! Причем размещать можно как на стенах на желаемой высоте, так и потолочным способом. Остается найти светильники на подвесном шинопроводе подходящей конфигурации.

В специализированных магазинах, и в выше упомянутом АксиомПлюс тоже, Вы найдете специальные светодиодные светильники для картин. Их же часто применяют и для подсветки зеркал - настенные, линейные, направленного света. Корпус может быть выполнен в разных стилях.

Еще один вариант - два настенных бра (лучше с поворотным корпусом), размещенных по обе стороны от картины, или же два симметрично расположенных подвесных светильника.

Хороший выход - поставить на комод или камин, над которым висит картина, две одинаковые настольные лампы, или применить как подставки две тумбочки (два невысоких столика, стеллажа).

Но строгих догм, как таковых, не существует. Вполне возможно, Вам будет достаточно уютного эффекта, полученного от торшера, стоящего сбоку от полотна. Ориентируйтесь на свои вкусы и ощущения.

Еще немного о стилевых решениях

Так, трековые LED-системы выглядят органично исключительно в помещениях стиля модерн, hi tech, лофт и прочего минимализма. Например, один из эффектных вариантов: матовая черная полоска на потолке, на ней система трековых светильников, также черная - легко достичь эффекта невидимой подсветки. Хотя порой еще выигрышнее сыграть на контрасте.

Любителям классики тоже есть чем поживиться. Хром, позолота, латунь, лепка - среди специальных моделей или настенных бра с абажуром легко выбрать подходящий вариант.

Общее настроение помещения и идею полотна легко поддержат настольные лампы - от классических со строгими белыми абажурами

Мой консультант по светотехнике подсказал еще один крутой и простой в применении современный способ акцентной подсветки - светодиодная лента в специальном профиле (например, специальный для картин от Lumines). Профиль выполняет в том числе функцию теплоотвода и увеличивает срок эксплуатации системы. С помощью ленты можно осуществить практически любые дизайнерские решения, предварительно продумав, где спрятать блок питания. Чаще всего такую подсветку располагают по периметру полотна. Распространенный оттенок светодиодного акцентного освещения - белый. Хотите поступить смелее? Подумайте о контурной подсветке определенного оттенка, такой прием порой обеспечивает потрясающий эффект.

Несколько работающих советов по расположению светильников относительно картин

Размещайте живописные холсты на стене, защищенной от попадания прямых солнечных лучей. Ультрафиолет медленно, но верно производит губительное действие на свойства красок, становясь причиной их выгорания и выцветания.

Что касается направления светового потока - лучше всего добиться направления луча сверху вниз, на полотно, это воспринимается наиболее естественно.

Еще один удачный вариант, гарантирующий отсутствие теней на холсте - симметричное расположение настенных светильников (тех же бра) слева и справа от рамы. Подойдут и подвесные модели, расположенные на одинаковой высоте.

Соблюдайте безопасную дистанцию. Не располагайте светильник (даже самых подходящих характеристик) впритык к холстам. Слишком маленькое расстояние с высокой долей вероятности приведет к появлению бликов на поверхности изображения.

Еще одно рациональное объяснение необходимости дистанции - вероятность деформации холста в результате нагрева лампы.

Рекомендуемое расстояние между источником света и краем полотна - от 25 до 50 см. А в случае с ЛОН (и галогенными) и того больше - лампочку на 100Вт по музейным стандартам полагается размещать не менее чем в метре от картины.

Главные тезисы об освещении предметов искусства

С тем же вниманием, с которым Вы выбираете живопись, гравюры и фотографии для украшения дома, отнеситесь к способу их подсветки. Создать необходимые условия для эффектной презентации украшений интерьера несложно.

Для начала избегайте трех факторов: прямого солнечного света, излишне яркого и мощного искусственного и горячих ламп рядом с полотном.

Идеально, если уже на стадии проектирования и ремонта Вы знаете, где повесите любимую гравюру, расставите скульптуры и разместите фотогалерею. Учесть нужно и общую геометрию помещения, чтобы спланировать расстановку подсветки наиболее выигрышным образом. И избежать неэстетичных проводов, о, ужас - тянущихся по стене к произведению искусства.

Высокий индекс цветопередачи (Ra выше 85-90), узкий угол рассеивания, нейтральная цветовая температура (4000-5500К) - верные приметы беспроигрышного акцентного освещения, которому можно доверить презентацию любимых картин и фотографий. Что касается форм-фактора, выбирайте из точечных, подвесных или настенных, лучше с поворотным механизмом. Рассмотрите также уникальные возможности светодиодной ленты.

В окончательном варианте правильная подсветка предметов искусства получится практически незаметной, деликатной, не отвлекающей внимания от освещаемого объекта и подчеркивающей его уникальные качества.

Читайте также: