Как сделать мастихин своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

В предыдущем посте о картинах Олега Трофимова я упомянула такой инструмент художника, как мастихин. Наверно художник выработал миллион манипуляций и достиг совершенства в его владении, потому что картины вызывают искреннее восхищение.

Итак, для справки: мастихин – инструмент из гибкой стали или рога в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Мастихин применяется художниками для очистки палитры, для размешивания краски или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Часто мастихин употребляется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком.

Мастихин, как никакой другой инструмент, позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрыть цвета и их сочетания, создать красивую и сложную фактуру краски на поверхности картины, что позволяет моделировать и объём изображаемых образов и предметов, даёт большие возможности для импровизации в ходе творческой работы.

Говорят, что в некоторых Школах рисования (итальянской, например) новичкам запрещают рисовать кистями, а заставляют рисовать только мастихином, чтобы не зацикливались на деталях. Хотя я слышала такое сравнение: начинать с мастихина, это как учиться играть на фоно кулаками, да мощно, да выразительно, но… Кисти дают совершенно другую степень свободы.

20070625-17362000

Качество мастихинов, предлагаемых крупными европейскими производителями, примерно одинаково. Главное на что нужно обращать внимание при выборе инструмента – это лезвие. Оно должно быть гибким, но не слишком слабым, хорошо пружинить, иначе мастихин долго не прослужит. Ручку лучше подбирать "под себя", чтобы держать инструмент в руках было удобно и приятно. Если художник не совсем уверен в том, что конкретно он будет писать мастихином, или решил попробовать этот новый для себя инструмент, то предложите ему купить сначала дешевый мастихин, а никак не самый дорогой.

Формы мастихина и цели, для которых они используются
Разная форма ножа позволяет добиться различных эффектов. Например, мастихин с коротким лезвием подходит для нанесения угловых мазков, при размашистой манере письма лучше воспользоваться инструментом с длинным лезвием.
Мастихин идеально подходит для создания текстуры в технике импасто, или же для нанесения плоских слоев краски в работе над масштабными полотнами.

Как использовать мастихин?
Техника работы мастихином довольно сильно отличается от техники использования кисти, и поначалу может показаться немного странной. Самая верная аналогия: приготовление бутерброда с маслом. Кончиком мастихина берется немного краски с палитры. Затем используется боковая сторона лезвия, чтобы разнести краску по полотну или немного вдавить ее в холст. В начале работы используется самый кончик лезвия, которым наносятся на холст маленькие точечки краски. Затем мастихином проводится сильно вниз, для того чтобы получить тонкие линии. Для создания текстуры нажимается лезвием плоско вниз, в краску.

Чего нельзя делать при работе с мастихином?
Основной принцип работы: свежая краска на влажной основе или свежая краска на сухой основе. Когда краска уже начнет подсыхать, и на ее поверхности образуется пленочка, попытка нанести поверх подсохшего слоя другой слой может привести к тому, что работа будет загублена полностью.

Какие краски подходят для работы с мастихином?
Лучше всего использовать масляную краску, или же акриловую достаточно густой консистенции – иначе не сохранить нужную фактуру. Акриловые краски можно сделать более густыми, если добавить в них текстурную пасту. (Источник)

Рисование сложной текстуры мастихином. (Источник)

Итак, мастихин позволяет добиться поразительно красивых эффектов и вы получите большое удовольствие от его умелого использования.

Давайте попробуем получить с помощью мастихина многоцветную хаотическую текстуру, которая не должна выглядеть нарисованной вручную.

Первый этап – подготовительный. Это очень важный этап, на котором закладывается основа всей работы и от него сильно зависит конечный результат.

Выбор цвета краски – на ваше усмотрение, но для начала лучше взять темный оттенок, например, натуральную умбру. Краску выдавливаем на палитру и не разводим растворителем, оставляя консистенцию как в тюбике. Теперь набираем краску нижней стороной мастихина и начинаем наносить ее на холст. Чередуем продольные и поперечные движения мастихина, отлип и процарапывание кончиком, работаем ребром и плашмя.

Цель этого этапа – создать рельеф из краски, который бы выглядел максимально хаотичным. Проявляем максимум фантазии – движения мастихином могут быть длинные и короткие, круговые и прямые и так далее… (на этом этапе можно даже использовать и грубую щетинную кисть, и черенок кисточки – все, что может помочь в создании разнообразного рельефа краски на поверхности холста).

После того как весь холст покрыт краской, отставляем работу на несколько дней, чтобы первый слой застыл. На это может уйти 2-3 дня, а лучше подождать неделю. Свободный промежуток времени можно заполнить рисованием карикатуры на автора статьи.

Ну вот, первый слой подсох, продолжаем работу. Теперь берем светлый оттенок. Набираем мастихином небольшое количество краски и легкими движениями наносим ее так, чтобы она осталась на выпуклостях и не заполняла впадины предыдущего слоя.

Оттенки краски можно менять и этим достигаем богатую цветовую гамму. Иногда может потребоваться дополнительное подсушивание пред нанесением нового оттенка краски.

Таким приемом, например, можно создавать листву деревьев:

clip_image002

Чтобы нарисовать траву, можно добавить как на первом, так и на втором этапе продольные движения ребром мастихина с небольшим количеством более разжиженной краски:

clip_image003

Надеюсь, что освоив приемы рисования мастихином, вы полюбите этот замечательный инструмент и будете использовать его в своей работе так же часто, как и я.

Примеры картин, выполненных мастихином

1261685416_6ee800a76c82

363191

247775

357388

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Название этого специального шпателя дало имя целой живописной технике. Работая в жанре мастихиновой живописи, художники создают объёмные картины. Основным инструментом в процессе становится именно этот художественный шпатель. С его помощью на протяжении веков создавались и продолжают создаваться удивительные пейзажи, натюрморты, портреты, а также морские сюжеты.

Мастихин помогает создавать фактурные полотна – он отлично передаёт морскую гладь, трёхмерность облаков, а также текстуру скал и камней в изображении архитектурных сооружений и пейзажей. К мастихиновой технике часто прибегают, работая над фактурой коры деревьев, листьев и лепестков цветов. Для более тщательной проработки деталей художники также используют кисти.

Мастера мастихиновой живописи

Сама техника не отличается особой сложностью. Однако для работы в ней требуется определённая сноровка, уверенность и точность движений. Умение делать разнообразные по форме, интенсивности и направлению мазки становится главным критерием успеха в работе с мастихином.

Тициан, Рембрандт и Гойя – лишь некоторые из тех, кто использовал в работе над своими полотнами мастихин. Не стеснялись экспериментировать в технике также и Поль Сезанн с Анри Матиссом . Однако своей популярностью мастихиновая живопись обязана Гюставу Курбе и Камилю Писсарро .

Особенности процесса

Работа с мастихином требует внимательности и развитой мелкой моторики . Нанося слои красок на холст, художник самостоятельно регулирует наклон, силу и направление мазка. Краска при этом берётся прямо с палитры или тюбика. Для достижения необходимой пластичности масляные краски принято ничем не разводить, а в акрил – добавлять специальную текстурную пасту. Смешение разных оттенков на кончике мастихина помогает создавать красивые цветовые переходы. Орудуя этим инструментом необходимо использовать исключительно свежие краски . Наносить их можно как на сухую, так и на влажную основу.

Как работать в этой технике?

1. Для работы вам понадобятся масляные или акриловые краски, палитра, загрунтованный холст и непосредственно мастихин.

2. Краска наносится на край лопатки и затем размазывается по холсту боковой частью шпателя.

3. Для прорисовки мелких деталей и тонких контуров используется кончик лопатки. А для создания плавных переходов тонов применяется вся поверхность инструмента.

4. От интенсивности надавливания зависит объёмность мазков и изображения в целом.

5. Держать мастихин в руках можно в любом положении, регулируя наклон в зависимости от того, как вам удобно.

6. Лучше избегать толстых мазков и неосторожных движений – чем толще слой краски, тем больше вероятность того, что при высыхании она потрескается, также стоит учитывать, что после высыхания полотно покроется тонкой плёнкой, и внести в него изменения будет уже невозможно.

Как выбрать мастихин?

Прежде чем приступать к выбору мастихина, давайте определим, для чего он нужен в живописи. Изначально мастихин использовался как художественный инструмент только для растирания, разбавления и смешивания красок на палитре. Но со временем этот инструмент стал использоваться для нанесения краски на холст, и это придавало картине особое очарование.


Художник Кал Гаджум (Kal Gajoum)

Тонкий упругий стальной инструмент в форме лопаточки или ножа - мастихин - позволяет полноценно работать над картиной и писать ее от начала до конца, вообще не используя кисть. Благодаря этому инструменту самые кропотливые и точные работы можно довести до идеала. Например, когда вы наловчитесь им хорошо работать, сразу же заметите, как та или иная краска начинает "звучать" по-новому.

Мастихин позволяет раскрыть цвета полнее, создать сложные и красивые фактурные эффекты, а также реалистично передать яркие световые акценты.

Картина, написанная при помощи мастихина, получается всегда эмоциональной и динамичной.

Этот инструмент в большей степени подходит именно для масляной живописи, хотя может использоваться и для акриловой. Работать мастихином для новичка будет сложно, нужно работать достаточно усердно. Поэтому, в основном, за него берутся опытные художники.

Виды мастихинов и их назначение

Формы и размеры мастихина бывают разные. Каждый из них характерен для создания конкретного эффекта. Но вообще они делятся на два типа: для палитры и для живописи.

Мастихин для палитры.


Такой мастихин имеет слегка изогнутую сталь. Краску таким мастихином на холст не наносят! Он служит для замешивания красок на палитре, может иметь форму шпателя, или быть прямым (нож). Еще он может применяться для удаления излишней краски и зачистки самой палитры.

Мастихин для живописи.


Упругая гибкая сталь и большой изгиб доставляет удовольствие от процесса написания картины. Ручки могут быть деревянными или металлическими. У данного мастихина имеется несколько форм, позволяющие расширить возможности для импровизации в ходе творческого процесса. Формы бывают грушевидные, овальные, алмазные и другие. Помимо форм мастихины также имеют свой размер.

Для чего нужен большой изгиб? Чтобы ваша рука случайно не цепляла холст и не портила картину.


Большой изгиб предотвращает контакт рук с холстом

Художники в основном используют короткое лезвие для нанесения угловых ударов, а длинное – для плавного и легкого нанесения краски на большие участки. Чтобы не повредить полотно, многие пользуются мастихином с закругленным лезвием, но естественно, такое лезвие не годится для соскабливания краски.

Как выбрать мастихин?

Из вышесказанного становится ясно, что мастихины бывают разные, и каждый конкретный вид может сделать определённый эффект на картине. Все что необходимо вам – научиться работать им.

Для начала купите два мастихина: один - с вытянутой лопаткой и заостренным кончиком, другой – с фигурным скосом (для мелких декоративных элементов). Если вам понравится такая техника, можете докупить мастихины других форм и размеров и поэкспериментировать с мазками. Для начала рекомендуем не брать слишком большой и слишком маленький размер мастихина - вы не сможете оценить его преимущество.


Пластиковые мастихины

Если вы сомневаетесь, понравится ли вам эта техника, можете купить несколько пластиковых мастихинов. Впрочем, даже для новичков я бы рекомендовал брать металлические мастихины: они пригодятся всегда, и качество будет заметно выше чем пластик.

Качество мастихинов.

Однозначно, мастихины из стали с деревянной или металлической ручкой будут лучше пластиковых. Причем сталь должна быть нержавеющая, такой мастихин прослужит гораздо дольше. При покупке обратите внимание на то, чтобы сталь при изгибе хорошо пружинила, но при этом не была слишком слабой (мягкой). Если при надавливании на кончик стали она не расправляется и остается изогнутой, такой мастихин брать, конечно же, не нужно. Пластиковые мастихины более дешевые, но и гнутся достаточно жестко.

Если вы остановили свой выбор на металлическом мастихине с деревянной ручкой, обратите внимание на то, чтобы она удобно "сидела" в ваших руках и была гладкой. Потому что при работе придется держать его на протяжении нескольких часов ;)

Достаточно качественные мастихины можно купить у таких производителей, как "Holbein SX", "Loew-Cornell", "Сонет".


Мастихины российского производителя "Сонет"

Плюсы и минусы мастихинов

В руках профессионала мастихин превращается в чудо инструмент, имеющий только плюсы. У новичка или начинающего может быть только один существенный минус: при попытке нанести краску можно случайно соскоблить нижний слой.

Плюсов гораздо больше.

  • Уход за мастихином практически не требуется. Достаточно после работы протереть его влажной тряпкой. Качественный мастихин из нержавеющей стали будет служить достаточно долго, но если вам попался плохой мастихин, который покрылся коррозией, используйте его для соскабливания краски.
  • При работе с мастихином не нужны растворители и такие химикаты, как скипидар. Для кистей скипидар, несомненно, нужен, чтобы промывать их. Иначе останутся остатки предыдущих красок. Для мастихина же ничего этого не нужно!

В заключение

Овладеть данной техникой не сложно, главное чтобы она вам нравилась.


Мастихином пишут так, словно мажут масло на хлеб

Со стороны выглядит впечатляюще и немного странно для начинающих художников, но магии здесь никакой нет. Просто нужно подобрать свой стиль и подход к использованию этого инструмента.

Как и в любой технике, для получения хороших результатов требуется опыт и практика. Пробуйте, дерзайте!

001 Техника работы мастихином

На иллюстрации вверху представлены различные замесы краски при помощи мастихина. Такие мазки создают иллюзию и обогащают живопись техничным исполнением. Но как создать красивую фактуру? В этой статье я поделюсь шестью основными способами работы мастихином в масляной живописи, хотя, вариантов здесь, конечно, может быть великое множество. Однако, прежде чем говорить о технике работы, нужно увидеть какими бывают мастихины.

Четырнадцать видов мастихинов

1. Самый распространённый мастихин ромбовидной формы. Удобный в работе. Позволяет наносить краску как широкой плоскостью, так и острым кончиком.

002 01 Мастихин ромбовидной формы

003 02 Мастихин остроконечной формы с округлым основанием

3. Мастихин со скошенным лезвием и округлыми боковинами.

4. Мастихин прямоугольной формы.

005 04 Мастихин прямоугольной формы

5. Узкий мастихин овальной формы. Интересный вариант для создания рельефных мазков не имеющих прямолинейных контуров. Можно работать как плоскостью, так и кончиком. Универсален и удобен в работе, подобно ромбовидному мастихину в начале списка.

006 05 Узкий мастихин овальной формы

6. Широкий мастихин овальной формы. Имеет те же преимущества, что и предыдущий, только оставляет более округлые мазки и создаёт более глубокий рельеф, если работать боковой стороной.

007 06 Широкий мастихин овальной формы

8. Мастихин в виде многоугольника, имеющий грани разной длины. В процессе работы данным мастихином можно менять размеры мазков, благодаря выбору грани нужной длины.

9 — 14. Мастихины необычной формы. Данная разновидность напоминает инструменты кондитера. Эти мастихины позволяют создавать мазки краски, похожие на лепестки, ленты, борозды… Хорошо подходят для декоративных работ.

010 09-14 Мастихины необычной формы

Шесть основных приёмов работы мастихином

Теперь, когда мы рассмотрели какими бывают мастихины, можно подумать над техникой работы этим замечательным инструментом. Сразу оговорюсь, что в практической работе художники импровизируют и придумывают десятки и сотни своих собственных приёмов. Но существуют наиболее распространённые:

1. Широкие пастозные мазки плоскостью мастихина. Такая манера наиболее часто встречается у художников. В зависимости от формы мастихина, мазки краски могут приобретать разный характер.

2. Объёмные точечные мазки, выполненные кончиком мастихина. Эта техника чем-то напоминает пуантелизм. Однако, совсем необязательно писать в таком стиле всю живописную работу. Этим способом можно проработать какие-либо детали, например, блики, листья… Другие же части живописи можно написать посредством иных приёмов.

3. Процарапывание красочного слоя острым кончиком мастихина или боковой стороной его лезвия. При помощи такого подхода можно изобразить тонкие ветви деревьев или стебли травы. Из под снимаемой мастихином краски, просматривается светлый холст — это позволяет изображать светлые тончайшие линии простым процарапыванием. Если же снимать краску широкой, боковой стороной мастихина, то будут образовываться широкие просветы. При наличии нижнего слоя подмалёвка, эти просветы могут иметь не только светлую окраску, но и глубокий сложный цвет.

013 03 Процарапывание красочного слоя острым кончиком мастихина

4. Фактурные, рельефные линии, образующиеся посредством продольных движений плоскостью мастихина. На иллюстрации видно, как такие линии могут изгибаться, иметь разную толщину, ширину… Некоторые художники пишут только мастихином и, вообще, не используют кисти. В их творчестве даже мельчайшие детали прорабатываются лезвием мастихина.

015 05 Обобщение мастихином посредством смазывания краски

Читайте также: