Поделка красота и гармония

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 09.09.2024

Аманда Сейфрид против диет По её словам, жизнь слишком коротка, чтобы загонять себя в рамки.

Чем лучше состояние ягодичных мышц, тем проще держать осанку ровно. Сплошные плюсы!

Полезен и дневной сон Но не злоупотребляйте: спите не дольше получаса и вставайте не позже 16:00.

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Флористика или Флористический дизайн/Floral design — разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.

Похожее изображение

Флористика — особенный вид искусства, ведь главным элементом этого творчества являются цветы. Благодаря таким красивым растениям можно украсить любое торжество, добавив яркости, нежности и свежести. Флористика начала своё существование много столетий назад. С помощью неё люди выражали свои чувства и эмоции. Составление букетов — увлекательное занятие, которое никого не оставит равнодушным. Использовать для изделий можно как искусственные, так и живые цветы. Виды флористических работ: б укет , к омпозиция, н ательные украшения, ф лористический венок , к оллажи , панно, ширмы, г ирлянда , ф лористический объект, с ухой букет .


Цветы оптом: Флористика, Розы из Голландии, хризантемы, герберы и т.д.

Картинки по запросу флористика

Стили флористики отличаются впечатлением от работы. По прошествии времени флористические стили менялись, появлялись новые, потом опять возвращались к старым. Теперь наступило время, когда смешиваются различные стили, пропадают границы между стилями. Но чтобы знать, что и как объединять, необходимо хорошо ориентироваться в основных стилях. Чаще всего встречается деление на три стиля: декоративный стиль, вегетативный стиль, ф орма-линейный стиль.


Петер Асманн выделял четыре стиля: кроме вышеперечисленных трёх — параллельный стиль. Впоследствии этот стиль вынуждены были перенести в категорию расположений линий растительного материала. Грегор Лерш выделяет 2 стиля: вегетативный и декоративный. Латвийская школа флористики выделяет 6 стилей флористики. Наряду с декоративным и вегетативным стилями, обозначены также декоративный в форме, линеарно формальный, стиль форма и транспарентный стиль.

Хобби для души: флористика

Похожее изображение

Флорист – профессия творческая. Она многогранна и требует талантливого подхода. Флористы это люди, которые на профессиональном уровне владеют знаниями о цветах и занимаются декорированием с использованием растительной тематики. Они изучают:

Похожее изображение

Похожее изображение


Конечно и для себя можно сделать такой подарок – согласитесь, настроение повышается, когда стол украшает благоухающий букет, сделанный собственноручно, ведь вы сами подбираете все составляющие для композиции, и атмосфера в доме становится необыкновенно уютной.


1. Определяемся с цветовой гаммой: для женщин подойдут более нежные, пастельные тона, а для мужчин – яркие и насыщенные. Контраст наше всё: оттеняя основную композицию цветком, который и по форме, и по цвету отличается, вы делаете её эксклюзивной. При упаковке букета можно использовать ленточки тех оттенков, которые вы выбрали для оформления букета.

4. Настроение: когда вы готовите композицию для подарка, представляйте человека, которому он будет вручён. Ваша ассоциация – самый главный компонент букета, поверьте, это будет оценено!

5. Если вы делаете букет своими руками первый раз, не используйте слишком много видов растений, чтобы избежать аляповатости и перегруженности. Будет достаточно всего трёх компонентов, и композиция будет оригинальной и изысканной.

6. При оформлении подрежьте кончики цветков по одному уровню, чтобы букет выглядел аккуратным и цветы равномерно впитывали влагу.

7. Размер букета: на свадьбу предпочтительнее делать небольшие, компактные композиции нежных оттенков, а для дня рождения, наоборот, объёмные и яркие.

8. Учитывайте цвет: красный – страсть и пылкая любовь, розовый – чистота чувств, нежность и обожание, белый – чистота чувств и верность. Многие не любят жёлтый цвет из-за ассоциации со скорой разлукой, но этот тренд давно уже в прошлом, жёлтые цветы необыкновенно красивы!



Похожее изображение


А в Риме роза считалось признаком храбрости, воины одевали на свои шлемы венки из прекрасных цветов: считалось, что таким образом они поселяют в свои сердца мужество и отвагу.

Роза без шипов – обозначает любовь с первого взгляда, а согласно христианской легенде, после изгнания прародителей из рая, на розе появились шипы – как напоминание о смертном грехе.

Белая роза - символ невинности и чистоты. Согласно легенде, что архангел Гавриил преподнёс венок из белых, жёлтых и красных роз Пресвятой Богородице. Венок из белых роз означал её радость, из красных – её страдания, из жёлтых – её славу.

1.Раскрывать потенциал души ребёнка и поддерживать его стремление к познанию мира. 2.Развивать мышление и природное чувство красоты.

3.Воспитывать чувство прекрасного, побудить школьников думать об окружающем мире, заботится о природе, и беречь её.

Оборудование: куклы для театрализованного представления сказок, плакат, маркеры, мультимедиа, презентация, музыкальное сопровождение.

1.Мотивация к беседе

- Вам нравится леc?

- Значит, лес и луг вы считаете красивыми, а мусор

- Как вы определили, что лес и цветущий луг красивы, а мусор нет?

Кто вам подсказал это?

-Очень часто человеку достаточно одного взгляда, чтобы понять, что красиво, а что некрасиво. И вроде бы никто ему не объяснял, почему одно считается красивым, а другое нет, а человек понимает, что это именно так. Но в том-то и дело, что человек слышит эту подсказку, хотя и не всегда осознает это, но услышать ее он может, если обладает чуткостью, если он прислушивается к своему сердцу, которое очень тихо, беззвучно разговаривает с человеком. Давайте же с вами попробуем понять, что лежит в основании красоты, почему наше сердце чувствует её.

2. Работа с рисунком

-Возьмите альбомный лист и цветные карандаши. Представьте, что этот лист бумаги - кусочек голой земли .Давайте попробуем создать на нем красоту. Голая земля не очень привлекательна, гораздо приятнее смотреть на зеленую травку, не правда ли? Вот и посадим на нашей земле зеленую травку (учитель рисует на доске маркера) Но вот среди травки вырос цветочек, а вот еще один. Какого цвета у вас растут цветочки?

На альбомных листах рисуют: траву, цветы,бабочку, солнышко

-А к кому из вас на цветочек прилетела бабочка. Бабочки очень красивые, разноцветные создания. -А погода у вас хорошая? Солнышко светит? А теперь посмотрим на свои рисунки. Бабочка украсила цветок, цветок украсил травку, травка украсила голую землю, солнышко улучшило наше настроение.

-В ваших рисунках вы соединили некоторые отдельные элементы, которые хоть и отличаются друг от друга, но хорошо сочетаются и дополняют друг друга, и вот перед нами прекрасная цветочная поляна. Вам хочется поиграть на такой полянке.

-То, что у нас сейчас получилось на рисунках, называется гармония


Слайд 2

-Ваше чуткое сердечко подсказало вам, что эти элементы природы хорошо сочетаются друг с другом, вот вы и нарисовали их все вместе, и получилась красивая картина природы. Как, по-вашему, что можно ещё нарисовать на этих рисунках, что не нарушило бы её гармонию?

дерево, птичку, ягоду, зверей, играющих детей


Слайд 3

3. Рассказ с презентацией.


Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6



-Цветы на наших полянках и так красивы, но бабочка и зелёная травка придадут еще большее великолепие. Объединяясь, маленькие элементы, создают красоту. Красив цветок и сам по себе, но их единение отражается в красивых клумбах.

Слушают и рассматривают


Слайд 7

-Капелька воды красива, особенно на солнце, но много капелек - это уже ручей, река или красивый водопад .



-Одна снежинка не может создать красоты, хотя сама по себе она очень красива, но вместе много снежинок создают прекрасный зимний покров земле и деревьям


Слайд 11

Даже простой кирпич, в котором очень многие не видят красоты, объединившись с себе подобными, создаст величественную красоту домов, храмов, соборов


Слайд 12-14



-Скажите, какими должны быть разные элементы, чтобы они создали гармоничный рисунок'?

-А теперь представьте, что на этой поляне мы нарисуем пустые бутылки и консервные банки, кусок ржавого железа и другой мусор. Останется ли наш рисунок красивым и гармоничным?

Слайд 15 (Свалка в лесу на берегу озера Арей).


-То, что получится на рисунке, называется дисгармония или мы такое называем безобразие. Гармония и дисгармония (то есть не гармония) присутствует всегда и во всех сферах жизни: в природе, в отношениях между людьми. В отношениях между природой и человеком.


-Давайте поиграем в игру. Я буду вам называть примеры гармоничных и дисгармоничных отношений. Если вы считаете его красивым, будите приседать, если не красивым встаете и поднимаете руки вверх.

-В природе: бабочка и цветок, человек и собака, собака и кошка, животное в клетке.

-Отношение между людьми: мир, война, дружба, ненависть, любовь.

-Отношение между людьми и природой: забота о животных, посадка деревьев, издевательство над животными, свалки, защита рек от загрязнений.

-Запомните, дети: гармоничное сочетание создаёт красоту, но малейший элемент дисгармонии делает и всё образование дисгармоничным. Например: свалка мусора на природе, пятно на красивом платье, десять хороших слов , а потом одно плохое, и всё уже неприятно…У русского народа есть пословица


-Вот как опасно допускать дисгармонию даже в малом.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с красивым или некрасивым. Что, вам больше нравится: белый снег или грязь, цветок который растёт на клумбе или сорванный увядший цветок, брошенный на землю, чистота или беспорядок?

Очень важно понять почему одни явления нам нравятся , а другие нет. Ведь если людям нравится красота – это хорошо или плохо?

-А если людям нравится безобразия?

-Без понимания, что есть красивое , а что есть безобразное , человек не может стать настоящим человеком. Человек сам создаёт вокруг себя либо красоту, либо безобразие. Один человек понимает красоту и говорит только хорошие и добрые слова, другой не понимает , поэтому ругается и грубит. Один с радостью рисует красивый цветок, а другой нарочно пачкает бумагу каракулями. Один с радостью лепит снежную бабу и старается, чтобы всем было весело и красиво, а другой её умышленно разрушает. От понимания красоты зависят и действия, и слова , и самое главное -мысли человека. В каждом человеческом сердце сокрыта любовь к красоте. Добро неразрывно связано с красотой. Добро в человеке всегда красиво. Любящее сердце всегда красиво. Красота – это путеводная нить, которая указывает человеку верное направление в жизни


Слайд 18


Показывают кукольное представление


7. Беседа по сказке

-Почему Дракон не стал убивать человека?

- Может ли красота покорять?

-Красиво ли поступил Дракон, что не стал трогать отца детей?

- Можно ли назвать чудом, то как изменила Дракона красота сердца?

-Какое качество Дракона вам понравилось?

-Красота нравится сразу, её легче полюбить, красота вызывает в человеке радость. Почему же это происходит? Мы говорили с вами, что символом любви является- сердце, но в нашем физическом сердце есть невидимое сердце которое ещё называют душой, в ней самого рождения каждого человека заложена частичка красоты. Эта частичка красоты подобно магниту стремится притянуть к себе красоту, именно человеку, нравится красивое, и он стремится к нему.


Слушают


Слайд 19

9. Беседа по сказке

- Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой и сердцем?

-Как поступил Цветок по отношению к бабочке?

-А может кто-то считает, что Цветок поступил красиво, ведь он спасал свою жизнь?

- Что важнее красота души или красота сердца?

Отстаивают свою точку зрения

Показывают кукольное представление




Слайд 20

11. Беседа по сказке

- Можно ли сказать , что мысли, слова и поступок лягушки были красивыми. Почему?

-Можно ли сказать, то что слова и мысли пса были безобразными?

-Чем человек чувствует красоту и безобразие?

Отстаивают свою точку зрения

- Два человека взглянули на звёздное небо, и оба заметили его красоту. Одного человека красота не интересовала, и он стал заниматься своими делами. Другой же остановился и решил лучше рассмотреть звёзды. Он устремился своими мыслями в красивое небо, стал мечтать о звездных полётах на дальние планеты, о жизни на этих планетах.

12. -Послушайте стихотворение о красоте, о добром звездочете, который любил и небо, и землю.


Слайд 21

- Итак, одному человеку красота неба не доставила радости, а другой сумел получить её. -Что же нужно делать, чтобы лучше почувствовать, красоту? -Если вы даже мимоходом уловил красоту, не пожалейте времени, остановитесь и внимательно всмотритесь. Пусть все ваши мысли перенесутся на эту красоту, понаблюдайте за ней, постарайтесь понять, что больше всего вам в ней нравится. Будь то капля росы или пение птицы, бегущий поток реки или красивое растение. И если вы испытаете восхищение или восторг от красоты, знайте: ваше сердечко приняло её и стало добрее, а значит, и вы сами преображаетесь, становитесь лучше. Но происходить это будет только тогда, когда ваше восхищение искренне, а не притворно, ведь любое притворство всегда вредит человеку. И тогда, научившись чувствовать красоту и искренне радоваться ей, человек стремится к ней, ищет её всюду и создает её.

-А зачем нужно создавать красоту?

  • Расширить сферу математических знаний учащихся;
  • Расширить общекультурный кругозор учащихся посредством знакомства их с лучшими образцами произведений искусства;
  • Продемонстрировать разнообразное применение математики в реальной жизни;
  • Совершенствовать навыки работы с компьютером;
  • Учить учащихся работать с информацией в Интернете.
  • Развивать внимание, мышление, аккуратность, речь, познавательные интересы, творческие способности, интерес к математике, исследовательские умения;
  • Показать школьникам общеинтеллектуальное значение математики;
  • Развить эстетическое восприятие математических фактов: расширить представления учащихся о сферах применения математики не только в естественных науках, но и в такой области гуманитарной сферы деятельности, как искусство;
  • Показать межпредметные связи математики с информатикой, искусством, биологией.
  • Способствовать познанию законов красоты и гармонии окружающего мира.

На доске записаны цитаты:

“Красота спасет мир”. Ф.И. Достоевский

“Великая книга природы написана на языке математики”. Г. Галилей;

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
А. Фет.

… что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий.

I. Вступительное слово учителя.

II. Выступления учащихся:

1. Архитектура и законы красоты.

2. Симметрия в мире растений

3. Симметрия в мире насекомых, рыб, птиц, животных

4. Симметрия в неживой природе

Вступительное слово учителя: С давних пор человек стремится окружать себя красивыми вещами. Уже предметы обихода жителей древности, которые, казалось бы, преследовали практические цели – служить хранилищем воды, оружием на охоте и т. д. демонстрируют стремление человека к красоте. На определённом этапе своего развития человек начал задаваться вопросом: почему тот или иной предмет является красивым и что является основой прекрасного? Уже в Древней Греции изучение сущности красоты, прекрасного, сформировалось в самостоятельную ветвь науки – эстетику, которая у античных философов была неотделима от космологии. Тогда же родилось представление о том, что основой прекрасного является гармония.

Красота скульптуры, красота храма, красота картины, симфонии, поэмы… Что между ними общего? Разве можно сравнивать красоту храма с красотой ноктюрна? Оказывается можно, если будут найдены единые критерии прекрасного, если будут открыты общие формулы красоты, объединяющие понятие прекрасного самых различных объектов – от цветка ромашки до красоты человеческого тела. Если рассматривать естественные и созданные человеком творения, то можно найти единство и порядок, свойственные всем этим предметам. Этот порядок и единство и есть Гармония, определяющая Красоту.

Проблеме симметрии посвящена поистине необозримая литература.

В "Кратком Оксфордском словаре" симметрия определяется как "красота, обусловленная пропорциональностью частей тела или любого целого, равновесием, подобием, гармонией, согласованностью" (сам термин "симметрия"

по-гречески означает "соразмерность", которую древние философы понимали как

частный случай гармонии - согласования частей в рамках целого) .

Симметрия является одной из наиболее фундаментальных и одной из наиболее общих закономерностей мироздания: неживой, живой природы и общества. С симметрией мы встречаемся всюду. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Сегодня на конференции мы будет говорить о симметрии в различных науках.

1. Симметрия в архитектуре.

От композиции здания в первую очередь зависит впечатление, которое производит архитектурное сооружение. Сочетание различных объемов - высоких и низких, прямолинейных и криволинейных, чередование пространств - открытых и закрытых - вот основные приемы, которые использует зодчий, создавая архитектурные композиции.

Наиболее ясны и уравновешены здания с симметричной композицией. Такие здания были характерны для архитектуры эпохи классицизма.

В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие стиля, т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приемов.

Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер, т.е. установили четкие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры.

В средние века возник готический стиль. Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатление легкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму. Фасады сооружений обладали зеркальной рис.1 (осевой) симметрией.

Архитекторы Возрождения создали стиль - ренессанс, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры. Правда, они применили их по-новому, более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах,

в сочетании с другими архитектурными элементами. Здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с четкими прямыми линиями. Рис.2

Сохраняется симметрия фасадов.


Стиль барокко, пришедший на смену ренессансу, отличается обилием криволинейных форм. Грандиозные архитектурные ансамбли (группа зданий, объединенных общим замыслом) дворцов и вилл, построенных в стиле барокко, поражают воображение обилием украшений на фасадах и внутри зданий. Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой. От этого рис.3 создается впечатление постоянной подвижности форм.

Все здания, построенные в стиле классицизма, имеют четкие прямолинейные формы и симметричные композиции. На фоне гладких стен выступают портики и колоннады, которые придают сооружениям торжественную монументальность и парадность. Декоративное убранство из барельефов и статуй оживляют облик зданий. Мастера классицизма сознательно заимствовали приемы античности и ренессанса, применяли ордеры с античными пропорциями и деталями. (Пример - Троицкий собор)


В начале XX века появился стиль модерн. Этот стиль - попытка освободиться от долгого подражания античности, желание создать новые формы из новых строительных материалов - металла, стекла, бетона, керамики. Поиск новых форм и освоение новых материалов привели к новым видам композиций. Стиль не имеет строгих симметричных конструкций. Рис.5

Кроме архитектурных стилей, возникших в истории европейской культуры, существует множество других стилей. Русско-византийский стиль – встречается в церковном строительстве. Ему присущи небольшие храмы крестово-купольного типа (план передает форму креста, центр которого увенчан куполом на барабане). Украшения сооружений - в античных традициях. Древнерусскому стилю характерно превосходное чувство пропорций, совершенство белокаменной кладки, широкое использование декоративных элементов (арочно-колончатые пояса, скульптурные маски, резные рельефы и т.д.). В архитектуре проявляется стремление к свободной планировке, живописности композиции и богатству убранства.


Тайны симметрии и асимметрии

Примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Эта причудливая композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Симметричные архитектурные детали собора кружатся в своем асимметричном, беспорядочном танце вокруг его центрального шатра: они то поднимаются, то опускаются, то как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника. Без своей удивительной асимметрии храм Василия Блаженного просто немыслим!

Как и в любом деле, абсолютизация одной идеи не могла привести ни к чему хорошему. Симметрия в искусстве не составила исключения. "Красота неправильная", асимметрия, стала пробивать себе дорогу в искусстве, ибо сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей. Вот почему именно единство симметрии и асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве. Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность. Итак, "сфера влияния" симметрии (а значит, ее антипода- асимметрии), поистине безгранична. Природа - наука - искусство. Всюду мы видим противоборство, а часто и единство двух великих начал - симметрии и асимметрии, которые во многом и определяют гармонию природы, мудрость науки и красоту искусства.


2. Симметрия растений

Специфика строения растений и животных определяется особенностями среды обитания, к которой они приспосабливаются, особенностями их образа жизни. У любого дерева есть основание и вершина, "верх" и "низ", выполняющие разные функции. Значимость различия верхней и нижней частей, а также направление силы тяжести определяют вертикальную ориентацию поворотной оси "древесного конуса" и плоскостей симметрии. Для листьев характерна зеркальная симметрия. Эта же симметрия встречается и у цветов, однако у них зеркальная симметрия чаще выступает в сочетании с поворотной симметрией. Нередки случаи и переносной симметрии (веточки акации, рябины).

Кленовый лист симметричен. Если перегнуть его по среднему вертикальному стебельку-прожилке, то получившиеся части совпадут друг с другом. Можно провести опыт с зеркалом; отражение в зеркале дополнит половину листа до целого. Поэтому кленовый лист обладает зеркальной симметрией.


Центральная симметрия характерна для цветов плодов растений. Рассмотрим разрез любой ягоды. В разрезе она представляет собой окружность, а окружность имеет центр симметрии.


Ромашка обладает центральной симметрией, т.к. её сердцевина представляет собой окружность. Весь цветок обладает центральной симметрией только в случае чётного количества лепестков.


Цветок анютины глазки имеет нечётное количество лепестков, поэтому он обладает осевой симметрией.


Для цветов характерна и поворотная симметрия. Цветок шиповника можно повернуть вокруг некоторой прямой на угол, равный 360 о /5 (или кратный ему), и он совместится сам с собой. Эту прямую называют поворотной осью 5-го порядка. Цветок анютины глазки совместится сам собой только при повороте на 360 о . Значит, этот цветок обладает лишь осью первого порядка рис.11.



Стебель растения обладает винтовой осью симметрии. У подсолнечника каждый листок появляется после поворота на 72 о . Листья на стебле располагаются по спирали так, чтобы, чтобы, не мешая друг другу, воспринимать солнечный цвет. Это интересное ботаническое явление носит название филлотаксиса (буквально “Устроение листа”). Рис.13




Другим проявлением филлотаксиса оказывается устройство соцветия подсолнечника или чешуи еловой шишки, в которой чешуйки располагаются в виде спиралей и винтовых линий.

1. В любом растении можно найти какую-то его часть обладающую осевой, центральной или винтовой симметрией.

2. Центральная симметрия наиболее характерна для плодов растений и некоторых цветов.

3. Симметрия форм, окраски цветов придаёт им красоту.

3. Симметрия в мире насекомых, рыб, птиц, животных.

1. Билатеральная (зеркальная) симметрия – характерная симметрия всех представителей животного мира. Эта симметрия хорошо видна у бабочки. Симметрия левого и правого крыла проявляются здесь с почти математической строгостью.


Можно сказать, что каждое животное (а также насекомое, рыба, птица) состоит из двух энантиоморфов – правой и левой половин. Энантиоморфами являются также парные детали, одна из которых попадает в правую, а другая в левую половину тела животного. Так, энантиоморфами являются правое и левое ухо, правый и левый глаз, правый и левый рог и т.д.



  • Встречаются левые и правые винты:
  • Бивень нарвала – левый винт;
  • раковина улитки – правый винт;
  • рог памирского барана – один рог левый винт, а другой правый винт.


3. Поворотная симметрия 5-го порядка встречается и в животном мире. Примерами могут служить морская звезда и панцирь морского ежа. Однако в отличие от мира растений поворотная симметрия в животном мире наблюдается редко. Фактически мы встречаемся с ней при изучении лишь некоторых обитателей моря.



4. Для насекомых, рыб, птиц, животных характерно несовместимое с поворотной симметрией различие между направлениями “вперед” и “назад”. Направление движения является принципиально выделенным направлением, относительно которого нет симметрии у любого насекомого, любой рыбы или птицы, любого животного. В этом направлении животное устремляется за пищей, в этом же направлении оно спасается от преследователей. Кроме направления движения, симметрию живых существ определяет еще одно направление – направление силы тяжести. Оба направления существенны; они задают плоскость симметрии живого существа.

5. Симметрия относительно прямой

Парустник – большая ярко окрашенная бабочка.



Рис. 24. Майский жук


Рис. 25. Пчела-медонос

1. Симметрию живого существа определяет направление его движения. Для живых существ, для которых ведущим направлением является направление движения “вперёд”, наиболее характерна осевая симметрия.

2. В природе встречается горизонтальная и винтовая симметрия.

3.Симметрия форм, окраски насекомых, животных придаёт им красоту.

4. Симметрия в неживой природе.

Камни лежащие у подножия горы весьма беспорядочны; однако каждый камень является огромной колонией кристаллов, которые представляют собой в высшей степени симметричные постройки из атомов и молекул. Именно кристаллы вносят в мир неживой природы очарование симметрии. Слово “кристаллос” у древних греков означало “лёд”. Гомер, описывая осаду Трои греками, говорит, что в первую морозную ночь щиты героев покрылись “кристаллос” — льдом. Позже, когда в горах нашли минерал, напоминавший лёд, его назвали горный хрусталь — горный лёд. Как из вас не любовался снежинками?

Каждая снежинка – это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией .

Еще в доисторические времена люди находили природные кристаллы и собирали их. Их воображение поражало постоянство углов между гранями кристалла одного и того же типа. Невольно возникает вопрос, каким образом материя может принимать такие упорядоченные и совершенные формы? Впервые закон постоянства углов между гранями кристалла для частного случая кристалликов льда - снежинок - установил И. Кеплер. (1571-1630 гг.).

В небольшой работе "Новогодний подарок", или о шестиугольных снежинках" он размышлял о новогоднем подарке советнику императора, покровителю наук и философу. Этот господин сильно любил . Ничто не по причине его незначительной ценности, а скорее как прелестную забаву шаловливо щебечущего соловья. Мучительно перебирая, какой же предмет может быть Ничто, Кеплер вдруг заметил снежинки, тихо падающие на его одежду, все как одна шестиугольные, с пушистыми лучами. Ничто найдено! Кеплер подарит советнику в Новый год снежинки.



Каждая снежинка - это маленький кристаллик замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они имеют форму шестиугольника. (Уч-ся обращается к рисунку " Снежинки"). Пытливый ум Кеплера в простых снежинках сразу распознал загадку, почему все снежинки шестиугольные, почему не бывает пятиугольных или семиугольных снежинок. Кеплер вспомнил о других примерах тел шестиугольной формы - о пчелиных сотах и о зернышках граната, надеясь найти ответ по аналогии. Однако такого ответа ему получить не удалось. Снежинки сохраняют сложную форму на протяжении всего пути, сохраняя при этом симметрию. Закон постоянства углов между гранями кристалла окончательно установил датчанин Николаус Стенон.

Таким образом, человеческие представления о красивом формируются под влиянием того, какие воплощения порядка и гармонии человек видит в живой природе. А природа, как известно, любит повторения. В различных своих творениях, казалось бы, очень далеких друг от друга, она может использовать одни и те же принципы. И человек в своих творениях: живописи, скульптуре, архитектуре, музыке применяет эти же принципы. Одним из основополагающих принципов красоты является симметрия.

Читайте также: