Оригами танк су 100

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 21.08.2024

3D Модель противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-100. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 в СССР периода Второй Мировой войны.

Классификация истребитель танков
Боевая масса средняя, т 31,6
Компоновочная схема боевое и управления отделения спереди, моторно-трансмиссионное сзади
Экипаж, чел. 4

Моделировалось под печать на 3D принтере, поэтому детали раздельно.

Состав: Модель одной деталью

Софт: КОМПАС-3D 17

Сайт: www

Чтобы скачать чертеж, 3D модель или проект, Вы должны зарегистрироваться и принять участие в жизни сайта. Посмотрите, как тут скачивать файлы.

Конструкторы завода №185 пытались всеми силами упростить конструкцию нового танка, чтобы максимально сократить срок его изготовления, и, в конце концов, приняли решение отказаться от подвижной башни и сделать более простую неподвижную рубку. Вскоре количество внесённых в конструкцию изменений достигло критического числа, и индекс получившейся машины решили заменить на Т-100Y. Когда же стало окончательно понятно, что у ленинградцев вместо артиллерийского танка получилось штурмовое самоходное орудие, его переименовали в СУ-100Y

Опыт боёв, полученный советскими танкистами во время гражданской войны в Испании 1936–39 годов, оказал огромное влияние на развитие танкостроения в СССР. В первую очередь, стало ясно, что противопульная броня толщиной менее 30 мм уже не отвечает требованиям современного боя, а потому Красной армии необходимы танки с бронированием, способным выдерживать попадания 37–45-мм снарядов. В основных танкостроительных центрах СССР (Ленинграде и Харькове) начались работы по наращиванию бронирования уже имевшихся танков и созданию новых с противоснарядной бронезащитой.

Броня для Красной армии

Постановлением Правительства от 25 июля 1937 года КБ Харьковского паровозного завода имени Коминтерна №183 (далее – завод №183) обязали нарастить броню тяжёлых пятибашенных танков прорыва Т-35, которые он производил. Постановление было выполнено совместными усилиями харьковчан и конструкторов Ленинградского завода опытного машиностроения имени С. М. Кирова №185 (далее – завод №185), которые, собственно, и разрабатывали этот танк. Лобовая броня Т-35 увеличилась до 60 мм, бортовая – до 40–45 мм (у башен – до 40–55), но резерва для дальнейшего увеличения массы танка уже не оставалось – ходовая часть машины, а также её силовая установка и так едва выдерживали возросшие нагрузки. Стало очевидно, что Красной армии требуется совершенно новый танк прорыва.

В апреле 1938 года в Москве состоялся Главный военный совет, на котором приняли решение о разработке на Ленинградском Кировском заводе (далее – ЛКЗ) и заводе №185 проекта нового тяжёлого трёхбашенного танка прорыва с противоснарядным бронированием, штурмовой 76-мм пушкой в основной башне и 45-мм орудиями – в двух остальных. В мае того же года главным конструкторам обоих предприятий сообщили тактико-технические требования (далее – ТТТ), которые предъявлялись к машине.

Прародитель будущей самоходки

Что же представлял собой танк Т-100? Общая масса машины достигала 58 тонн, а её корпус получил противоснарядное бронирование толщиной 60 мм по всему периметру. Верхняя лобовая деталь имела изогнутую форму, а также угол наклона в 75° в нижней её части, и 25° – в верхней. Нижнюю лобовую деталь расположили под углом 40°. Бронирование днища сделали комбинированным: 30 мм в передней части корпуса (для противостояния воздействию мин) и 20 мм – в кормовой. Толщина крыши корпуса составляла 20 мм. Крепление листов к каркасу осуществлялось довольно оригинальным способом – их крепили гужонами, после чего швы проваривали сваркой.

Трансмиссия состояла из пятиступенчатой трёхходовой КПП с пятью скоростями вперёд и одной назад, трёхдискового главного фрикциона сухого трения (сталь по феродо), двух многодисковых бортовых фрикционов сухого трения (сталь по стали с ленточными тормозами, обшитыми феродо) и двух простых однорядных бортовых редукторов.

За охлаждение моторно-трансмиссионного отделения отвечал лопастной осевой вентилятор, который устанавливался горизонтально на КПП. Забор воздуха происходил через боковые отверстия, которые располагались в передней части вентилятора и закрывались мелкими сетками. Отработанный горячий воздух выводился через заднюю часть моторно-трансмиссионного отделения на верхний участок гусениц.

Комфорт в управлении машиной механику-водителю обеспечивало использование сервопривода, что позволяло снизить усилия на рычагах поворота до 10 кг, а на педалях – до 15 кг. В случае выхода сервопривода из строя необходимое усилие на рычаге поворота возрастало до 80 кг – иными словами, танкисту пришлось бы навалиться на него всем телом и приложить большие усилия, чтобы заставить танк просто повернуть. Важным элементом комфорта был и эвакуационный люк, сделанный в днище танка за сиденьем механика-водителя. В танк также можно было попасть через башенные люки и люк механика-водителя, находившийся в крыше отделения управления с правой его стороны.

Ходовая часть танка состояла из шестнадцати двускатных обрезиненных опорных катков диаметром 730 мм (по восемь с каждой стороны) и десяти поддерживающих роликов (по пять на борт). Привод осуществлялся на задние колёса, снабжённые съёмными зубчатыми венцами. Мелкозвенчатые гусеницы цевочного зацепления шириной 730 мм набирались из ста девяти штампованных траков с открытым металлическим шарниром. Танк имел балансирную подвеску с пластинчатыми рессорами.

Противодотная бронетехника Сталина

Боевые действия Финской войны показали, что прототипы советских танков прорыва обладают недостаточной мощностью орудий, чтобы справляться с вражескими ДОТами. В связи с этим в январе 1940 года конструкторы ЛКЗ и завода №185 получили задание от заместителя наркома обороны командарма 1-го ранга Г. И. Кулика установить 152-мм гаубицу М-10 на свои танки КВ и Т-100. Кроме того, ещё в конце 1939 года начальник АБТУ комкор Д. Г. Павлов предложил конструкторам установить на более габаритные шасси Т-100 морские орудия: 130-мм пушку Б-13-IIс и 203-мм гаубицу Б-4. Помимо этого С. А. Гинзбургу поручили разработать на базе танка Т-100 инженерный многофункциональный бронированный танк-тягач, который можно было бы использовать и как эвакуатор подбитой бронетехники, и как мостоукладчик. На заводе №185 с энтузиазмом взялись за работу, в результате чего появилось сразу несколько эскизных проектов:

  • танк Т-100-Z со 152-мм гаубицей М-10 в башне, которую разработали специально для неё. Командарм Кулик установил срок подготовки этого проекта до 5 февраля 1940 года;
  • танк Т-100-X со 130-мм морской пушкой Б-13-IIс в башне клинообразной формы. Срок подготовки проекта истекал 20 февраля;
  • тяжёлый танк артиллерийской поддержки Т-100-V, вооружённый 203-мм гаубицей Б-4 во вращающейся башне. От этого проекта конструкторы попросили их освободить.

Однако вскоре стало ясно, что возможности завода №185 не позволяют вести одновременно такое большое количество проектов, поэтому с разрешения АБТУ от проекта инженерного танка предприятие также освободили. Так как работы по созданию этого танка продвинулись дальше всего, на заводе приняли решение использовать его шасси для создания САУ (корпус изготавливал Ижорский завод, а ходовую часть с подвеской собирали на ЛКЗ). Конструкторы завода №185 пытались всеми силами упростить конструкцию нового танка, чтобы максимально сократить срок его изготовления, и в конце концов приняли решение отказаться от подвижной башни и сделать более простую неподвижную рубку (такое решение также сделало машину более лёгкой). Вскоре количество внесённых в конструкцию изменений достигло критического числа, и индекс получившейся машины решили заменить на Т-100Y. Когда же стало окончательно понятно, что у ленинградцев вместо артиллерийского танка получилось штурмовое самоходное орудие, его переименовали в СУ-100Y.

От Т-100 шасси новой САУ отличалось лишь торсионной подвеской, которой согласно ТТТ должен был снабжаться отменённый инженерный танк. На крышу машины вместо башен установили высокую вертикальную клиновидную рубку, в которой на специальной тумбе разместили морскую 130-мм пушку Б-13-IIс образца 1929 года (в СССР ею оснащались крейсеры и береговые батареи). Благодаря стволу длиной 55 калибров скорость снаряда около дульного среза орудия достигала 870 м/с. Несмотря на то, что углы наведения у Б-13-IIс были весьма скромными (от -2° до +15° – по вертикали, и ±6° – по горизонтали), она обладала высокой дальнобойностью. Кроме того, для артсистемы такого класса орудие имело солидную скорострельность – 7–8 выстрелов в минуту (столь высокие показатели достигались использованием двухтактного поршневого затвора и пружинного досылателя). Прицеливание осуществлялось при помощи панорамы Герца.

Боекомплект САУ составлял тридцать 130-мм бетонобойных и осколочно-фугасных снарядов и пороховых зарядов к ним (масса одного снаряда достигала 36 кг). Чтобы вести огонь с максимальной скоростью, САУ требовалось два заряжающих. Кроме них в состав экипажа входили командир, механик-водитель, наводчик и моторист. Всего численность экипажа составляла шесть человек, хотя вполне возможно, что планировался и седьмой – стрелок-радист. Кроме пушки машина вооружалась тремя 7,62-мм пулемётами ДТ, суммарный боезапас к которым составлял 1890 патронов. Пулемёты устанавливались на корме и по бортам самоходки.

Для внешней связи использовалась радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной, а внутри машины танкисты переговаривались посредством специального устройства ТПУ-6.

Невостребованная разработка

Что же касается самоходки СУ-100Y, то летом 1940 года её отправили на испытательный полигон в Кубинке, где она и пребывала до октября 1941 года, когда немецкие войска вплотную приблизились к Москве. Машину включили в состав Отдельного тяжёлого дивизиона особого назначения вместе с ещё двумя невостребованными детищами завода №185 – самоходными установками СУ-14-Бр-2. Подробностями об участии этого подразделения в битве за Москву автор не располагает.

История Руси · Российской империи · СССР · история фортификации · танкостроения · политэкономия и политология · кинематограф


К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии.

Вопрос усиления огневой мощи решили за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943 года передали Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление № 4851 о вооружении средней САУ 100-мм орудием. Для исполнения этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал “Уралмашзавод”:

1.К 15.01.44 спроектировать средний самоход на базе агрегатов танка Т-34 и вооружить его 100-мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ; 2.К 20.02.44 изготовить и провести заводские испытания самохода. Орудие должно быть подано с завода № 92 к 25.01.44; 3.К 25.02.44 передать самоход на государственные испытания.

Сроки устанавливались очень жесткие. Получив чертежи орудия С-34 на “Уралмаше” убедились, что эта пушка для САУ не годится: она имела внушительные размеры, при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Были необходимы большие изменения в корпусе САУ, в том числе и в ее геометрической схеме.

Это влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. Требовалось перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало бы увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85. При этом ЦАКБ заняло непримиримую ведомственную позицию: давая свою танковую пушку С-34 для установки на САУ, оно требовало использовать ее без изменений и настаивало на приспособлении САУ к пушке. “Уралмаш” обратился к заводу № 9, и к середине 1944 года под руководством Ф.Ф.Петрова была сконструирована новая 100-мм пушка Д-10С. Д-10С создавалась на основе морского зенитного орудия Д-10, которое было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины. Используя эту пушку и шасси танка Т-34/85 конструкторы “Уралмаша” оперативно разработали новую САУ, впоследствии получившей индекс СУ-100.

СУ-100 обладала исключительно высокой огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня.

Бронебойный снаряд ее 100-мм пушки с дистанции в 2 тыс. метров поражал броню толщиной 139 мм, а на дальности до километра пробивал немецкие танки практически насквозь. Серийный выпуск новой самоходной артиллерийской установки начался в сентябре 1944 года, а уже к концу этого года заводами было изготовлено около 500 этих грозных боевых машин.

СУ-100 имела для своего времени классическую компоновку. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, располагалось в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещались органы управления, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция с танковым переговорным устройством, передние топливные баки и часть инструментов и запасных частей.

Моторное отделение располагалось непосредственно за боевым и отделялось от него специальной перегородкой. Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. В нем размещались главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, там же находились два топливных бака и два инерциально-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков – 400 л, что обеспечивало машине запас хода в 310 км.

Ходовая часть САУ аналогична ходовой части танка Т-34. В правой передней части боевого отделения в лобовом листе корпуса устанавливалась 100мм пушка Д-10С. На ней имелись два прицела: телескопический и панорамный. Практическая скорострельность орудия 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект – 33 выстрела унитарного заряжания.

Коротковолновая радиостанция обеспечивала надежную связь на дальности до 25 км. В переднем левом углу рубки – место механика-водителя, напротив которого в лобовом листе находился прямоугольный люк. В крышке люка устанавливались два призматических смотровых прибора. Справа от пушки – рабочее место командира машины. За сиденьем механика-водителя – место наводчика, и в левом заднем углу боевого отделения- заряжающего. В крыше боевого отделения располагались два прямоугольных люка для экипажа, два вентилятора под колпаками и неподвижная командирская башенка. В стенках башенки – пять смотровых щелей с бронестеклами, а в крышке люка башенки и в левой створке крышки люка наводчика устанавливались перископические смотровые приборы.

Неподвижное бронирование пушки литое, сложной конфигурации, крепилось к лобовому листу корпуса болтами. Снаружи установка пушки защищалась подвижной броневой сферической маской. Броневой корпус СУ-100 представлял собой жесткую броневую коробку из катаных бронелистов и состоял из днища, передней и задней частей, бортов и крыши моторно-трансмиссионного отделения. Днище собиралось из четырех листов, соединенных сваркой и усиленных специальными накладками. В средней части днища справа находился люк аварийного выхода экипажа, крышка которого откидывалась вправо вниз. Передняя часть корпуса образовывалась верхним и нижнем наклонными бронелистами. Наклон верхней лобовой бронеплиты 50°. В нижнем лобовом листе справа- прямоугольный люк для доступа к натяжному механизму гусеницы; в верхнем- вырез для установки пушки, а также люк механика-водителя В нижней части листа слева и справа приваривались два буксирных крюка.

Борт СУ-100 состоял из верхней и нижней частей. Спереди к нижнему бортовому листу приваривался кронштейн натяжного колеса. Верхний бортовой лист состоял из двух частей – передней и задней, причем последний лист устанавливался с большим наклоном, чем передний. К верхним бортовым листам крепились десантные поручни, кронштейны наружных топливных баков и узлы крепления запасных частей и принадлежностей. Вдоль бортов располагались надгусеничные полки, на которые устанавливались ящики для различных принадлежностей, по одному слева спереди и сзади справа.

Корма САУ состояла из двух наклонных листов- верхнего откидного, в центре которого находился люк с крышкой, справа и слева от люка – вырезы с бронеколпаками для выхлопных труб, и нижнего, на котором монтировались картеры бортовых передач, два буксирных крюка и две петли крепления верхнего откидного бронелиста. В передней части крыши боевого отделения справа располагались командирская башенка, левее ее- колпак кронштейна походного крепления пушки. Там же находился и прямоугольный люк панорамы. Люк для входа и выхода экипажа – в задней части крыши.

Моторное отделение закрывалось тремя бронелистами. Средний был с прямоугольным моторным люком, боковые- с окнами продольных жалюзи и тремя лючками для доступа к маслобакам и шахтам подвески четвертого и пятого опорных катков. Сверху боковые листы закрывались выпуклыми бронеколпаками с сетками прохода воздуха к жалюзи. Трансмиссионное отделение имело откидную выпуклую крышку из листового металла с пятью окнами, закрытыми сеткой.

В феврале 1944 года первый опытный образец прошел заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце проходили государственные испытания, где САУ произвела 1040 выстрелов и прошла 864 км. В своем заключении комиссия отметила, что опытный образец испытания выдержал и может быть принят на вооружение Красной Армии после внесения некоторых изменений. 14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству СУ-100. Однако ЦАКБ снова потребовало формального выполнения постановления ГКО, то есть изготовления опытной САУ с пушкой С-34. Вновь потянулись переговоры и переписка по этому вопросу. В итоге было принято решение о частичной переделке пушки С-34, спроектированной изначально для вооружения тяжелого танка ИС-2.

Переделка, заключавшаяся в уменьшении ширины люльки на 160 мм, изготовлении новых вставных цапф, новой рамки, поворотного механизма, походного крепления, удалении прилива под спаренный пулемет и установке прицела, выполнялась на заводе № 9.

САУ с орудием С-34 получила индекс СУ-100-2. Одновременно с ней построили второй опытный образец САУ СУ-100, которая стала головной для машин серийного производства и включала в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией. Ее испытания проходили на АНИОПе с 24 по 28 июня 1944 года. После проведения стрельбы в количестве 923 выстрелов и пробега на 250 км государственная комиссия признала, что “тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков “Тигр” и “Пантера” вне зависимости от точки попадания снаряда, а для “Фердинанд” только при попадании в бортовую броню, но с дистанции 2000 метров”.

САУ СУ-100-2 с пушкой С-34 специальным поездом доставили на полигон в Гороховец в начале июля 1944 года. Она прошла испытания в том же объеме, что и СУ-100, была признана худшей и на вооружение не рекомендована. СУ-100 же, напротив, постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красной Армии. Новая боевая машина создавалась на базе агрегатов танка Т-34/85 и САУ СУ-85.

Все основные агрегаты танка – двигатель, трансмиссия, ходовая часть – остались без изменений. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус, заимствованный у СУ-85, подвергся немногочисленным, но весьма важным изменениям: толщину лобовой брони увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-IV, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34, 4% – от СУ-122, 7,5% – от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново. Пушка Д-10С с длиной ствола 56 калибров имела начальную скорость бронебойного снаряда 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412Б, осколочно-фугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню.

Производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, причем в течение трех месяцев оно велось параллельно с производством СУ-85. С сентября 1944 г. по 3 квартал 1945 г. на УТМЗ было изготовлено 2495 СУ-100. По предложению Л.И.Горлицкого обе артсистемы – Д-10С и Д-5С – монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные как для установки любого из двух орудий, так и любой боеукладки.

Походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий изменялись. От этой унификации особенно много выигрывала конструкция СУ-85. Достаточно сказать, что боекомплект увеличился до 60 выстрелов. Первую унифицированную САУ выпустили в июле 1944 года. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на выпуск “гибридов”, имевших индекс СУ-85М.

Летом и осенью 1944 года в опытном порядке были изготовлены САУ ЭСУ-100 с электротрансмиссией и СУ-122П со 122-мм пушкой Д-25Т. Производство СУ-100 продолжалось по март 1946 года, за это время было выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ. В 50-х годах по советской лицензии СУ-100 производили в ЧССР.

С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии начали перевооружать новыми САУ. В каждом полку имелась 21 машина. В конце года приступили к формированию самоходно- артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны. В больших количествах СУ-100 применялись при отражении немецкого контрнаступления у озера Балатон (Венгрия) в марте 1945 года. На остальных участках фронта применение САУ этого типа носило ограниченный характер.

В послевоенный период СУ-100 состояли на вооружении СА (до конца 70-х), армий стран – участниц Варшавского договора, а также многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они применялись в боевых действиях на Ближнем Востоке, Анголе и др.

Экипаж, чел – 4
Масса, кг – 31600
Длина, м – 9,45
Ширина, м – 3,00
Высота, м – 2,25
Бронирование, мм – 45-75
Вооружение – 1 x 100-мм Д-10С
Боезапас – 34 выстрелов
Двигатель – В-2-34М, 12-цилиндровый дизель, 520 л.с.
Запас хода, км – 310
Макс. скорость, км/ч – 50

О применении СУ-100 в боях на территории Венгрии Сау, Великая Отечественная война, Длиннопост, Су-100

К середине 1943 года, после Курского сражения стало окончательно ясно, что имеющихся у Красной армии средств борьбы с современными немецкими танками явно недостаточно, необходимо было качественное усиление бронетанковых войск.

Вскоре такое усиление появилось в виде САУ СУ-100, которая была спроектирована на основе агрегатов танка Т-34-85 и САУ СУ-85.

Все основные узлы танка - ходовая часть, трансмиссия, двигатель были использованы без изменений, толщина лобового бронирования рубки была увеличена практически вдвое (с 45-мм у СУ-85 до 75-мм у СУ-100).

САУ СУ-100 начали поступать в войска в ноябре 1944 года, а уже в декабре 1944 года в войсках приступили к формированию 3 отдельных самоходно-артиллерийских бригад (САБр), каждая из которых состояла из 3 полков, вооруженных самоходками СУ-100.

Все 3 сформированных в декабре 1944 года бригады, вооруженные СУ-100, были привлечены для отражения контрудара VI танковой армии СС, также в обороне использовались отдельные самоходно-артиллерийские полки, вооруженные САУ СУ-85 и СУ-100.

В обороне тяжелые самоходно-артиллерийские бригады придаются танковым или полевым армиям. Действуют они из засад или составляют подвижный противотанковый резерв. Главной задачей самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 в обороне является разгром основной атакующей танковой группировки противника. С этой целью бригада располагается на танкоопасных направлениях 400-600 метров за переднем краем в глубине обороны, на заранее подготовленных огневых рубежах.

Из доклада зам. командующего БТ и МВ 27 Армии о применении самоходных бригад СУ-100 за март 1945 года известно, что боевые порядки 207 САБр входящей в оперативное подчинение

23 ТК состояли из двух полков в первом и одного полка во втором эшелонах.

Такие же построения боевых порядков были и в полках. Как правило, полк имел 3 батареи в первом и одну во втором эшелонах. Задачи батарей первого эшелона было огнем с места, используя окопы, уничтожать танки противника, атакующие передний край нашей обороны.

На уровне вторых эшелонов полков, закапывались и танки 23 ТК задачей которых было, во взаимодействии с батареями СУ-100 вторых эшелонов уничтожать контратаками накоротке прорвавшиеся танки противника через передний край обороны.

Как показали дальнейшие боевые действия такое построение боевых порядков полностью себя оправдало.

Хотя противнику за 8 суток непрерывных боев используя крупные силы танков, все-таки удалось овладеть высотами 184 и 163 на участке 1011 САП входившего в состав 207 САБр где командование полка халатно отнеслось к организации обороны на своем участке, не отрыли полные окопы для СУ, не организовали разведку и взаимодействие.

В итоге, утром 11.03.45г. до 60 танков противника внезапно атаковали позиции полка, не имея взаимодействия с артиллерией и пехотой, лишившись управления, за час боя полк из своих 21 СУ потерял 17 ед. боевой техники. Оставив, таким образом, занимаемые высоты 184 и 163. И только благодаря стойкой обороне вторых эшелонов противник дальше этих высот не прошел.

18.03.45г. 207 САБр с 23 ТК вышла из состава 27 Армии и в последующих боях в составе армии не участвовала. За время боев с 9.03.45г. бригада уничтожила до 40 танков противника, потеряв безвозвратно 23 СУ-100.

12.03.45г. в состав 27 Армии прибыла 208 САБр в составе 1016 САП, 1922 САП и 1068 САП общим количеством 47 СУ-100. Поступив в оперативное подчинение 18 ТК, использование 208 САБр командиром 18 ТК было несколько иное, чем 207 САБр командиром 23 ТК.

В этот раз Самоходные полки были приданы танковым бригадам и находились почти полностью в первом эшелоне совместно с танками. Вторые эшелоны составляла преимущественно полевая артиллерия корпуса. Такой вид использования СУ-100 в обороне также оправдал себя, однако в случае прорыва первой линии обороны он требовал мощного подвижного противотанкового резерва

С 19 по 21 марта 1945 г. 208 САБр действуя с 18 ТК овладев ШЕРЕГЕЛЬЕШ и выйдя на канал ШАРВИЗ в район БАТЬЯН вышла из состава 27 Армии.

На смену 208 САБр 24.3.45г. прибыла 209 САБр, которая также вошла в оперативное подчинение 18 ТК, в состав бригады входили 1951,1952 и 1953 САП общим количеством 44 СУ-100.

С началом активных боевых действий два полка 1951 и 1952 входили в оперативное подчинение 110 и 170 ТБр, а 1953 САП до 27.03.45г. находился в резерве корпуса. Таким образом, полки 209 САБр взаимодействуя каждый с одной из танковых бригад являлись главной ее огневой силой.

В дальнейшем, бригада с 18 ТК развивая успешное наступление, выйдя в тыл противнику 31.3.45г. и овладев г. ФЕЛЬДБАХ 4.4.1945г. убыла из состава 27 Армии.

Таким, образом, в составе 27 Армии за период с 8.3.45г. и по 4.4. 45г. успели повоевать все три самоходные бригады СУ-100.

Батарея СУ-100 как правило занимала огневые позиции на танкоопасных направлениях, комбат лично указывал каждой СУ ее огневую позицию и на этом месте экипажем вместе с пехотинцами отрывался круглый окоп диаметром 6 м., глубиной 1 м. с двумя выходами расположенными в тыльной стороне окопа под углом 90°, круглый окоп отрывался для того чтобы СУ могла вести огонь в любом направлении.

И самое главное, огневые позиции СУ и батареями занимались с учетом взаимной огневой поддержки.

О применении СУ-100 в боях на территории Венгрии Сау, Великая Отечественная война, Длиннопост, Су-100

Однако были моменты, когда самоходчики оказывались в ситуации довольно плачевной из-за отсутствия не только внешнего экипажа, но и всякого пехотного прикрытия. Так из доклада начальника штаба 208 Сабр известно, что 1068 и 1922 САП вели бои в сложной обстановке на широком фронте, зачастую без огневой связи батарей, сложность обстановки заключалось в том что части стрелковых дивизий (133 и 136 СД)после первой атаки танков противника в районе ДЕГ отошли на ОИЛАШ-БАЛХАША затем на ОЗОРА в результате СУ полков оказались без прикрытия от пехоты противника, батареи отбивали атаки 24 танков противника при поддержке 15 БТР, и даже в тех случаях, когда противнику удавалось обойти фланги и просочится между батареями, самоходчики без приказа старшего начальника не отходили. Командование бригады понимая что помощи ждать не откуда бросила в бой все что было под рукой разведчиков, саперов, зенитчиков, включая штабных писарей.

Из донесений командира 209-й САБр известно, что в оборонительных боях за период с 9 по 16 марта 1945г. самоходные установки бригады были использованы как основное средство борьбы с танками противника, 1951, 1952 и 1953 самоходно-артиллерийские полки СУ-100 получили полосы и наиболее танкоопасные направления с задачей не допустить танки противника к передовым траншеям нашей обороны и переправам через каналы: ШЕРВИЗ, КАПОШИ и ЕЛУША.

Основным приемом борьбы с танками противника было нанесение внезапных ударов из засад. Вначале батареи становились в укрытия, маскируясь в лесу или за обратными скатами высот и подготавливали впереди себя огневые позиции с хорошим обзором в сторону танкоопасных направлений. При появлении танков противника на дистанцию 1000-1500 м. орудия выходили на огневые позиции, производили несколько прицельных выстрелов и опять задним ходом уходили в укрытия.

В другом случае батареи сразу занимали постоянные огневые позиции с хорошим обзором впереди, в этом случае СУ обязательно хорошо окапывались и тщательно маскировались. Примером такого использования был бой в районе ОЗОРА, когда 1-й батареи 1952 САП хватило всего несколько секунд, чтобы 6-ю выстрелами сжечь 3 первых танка типа Т-IY, остальные быстро скрылись в лощине.

О применении СУ-100 в боях на территории Венгрии Сау, Великая Отечественная война, Длиннопост, Су-100

Основной дальностью, с которой вели огонь самоходные установки была 1000-1300 м, были случаи ведения огня и на 1500 м. на эту дальность все типы немецких танков, применяемых в этом наступлении СУ-100 брала безотказно и в большинстве случаев зажигала с первого попадания.

Основным видом огня СУ-100 была стрельба с места и коротких остановок, а вот СУ-85 могла вести огонь еще и с ходу на дальность 500-600 м., при скорости установки 5-6 м/ч, СУ-100 с ходу вести огонь не могла в виду сильной отдачи орудия влияющей на трансмиссию (КПП).

Также хотелось бы отметить довольно эффективное взаимодействие 209 САБр с саперами 58 инженерно-штурмового батальона. Командиры рот этого батальона находились с командирами САП и непосредственно от них получали задачу. Саперы были распределены на группы для непосредственного сопровождения и охраны СУ и для постановки минных полей, охраны их и устройства других заграждений.

Особенно самоходчики не любили когда их полк дробили и раздавали побатарейно, хорошо если попадешь в танковую бригаду там хоть будет полковник Дэй который хотя бы читал боевой устав, а то и указание как применять СУ-100, однако часто бывало совсем по-другому, общевойсковые командиры, увидев самоходку, да и еще с такой солидной пушкой непременно хотели бросить ее в бой впереди своей пехоты, как СУ-76.

В донесении командира 209 САБр указаны случаи безграмотного применения СУ, так Командующий артиллерией 11 КД обязательно хотел, чтобы СУ-100 пошли в наступление в боевых порядках пехоты, однако самоходчики воспротивились и главному дивизионному артиллеристу пришлось погнать СУ в атаку применив силу оружия.

Командир 66 гв. СД. Принудил командира 6 батареи 1952 САП идти в наступление действуя как танки НПП, в результате чего 3 СУ-100 были подбиты наземной артиллерией противника, в дальнейшем выяснилось, что танков у противника на этом участке не было, такие действия общевойсковых командиров отчасти можно было понять, так как боевые задачи им были поставлены и их необходимо было выполнять, а танков для этого у них не хватало, вот и шли в бой вместе с пехотой вместо танков истребители танков СУ-100.

Но особенно много нарушений было отмечено в самом начале применения СУ-100, это в январе 1945г. при действиях 382 отдельного САП, временно входившего в то время в состав 1-го гв. Механизированного корпуса, в отзыве за подписью командира и начальника штаба полка довольно эмоционально описаны эпизоды как применяли их СУ-100 в боях южнее Будапешта.

Так в отзыве указывалось, что СУ занимали огневые позиции непосредственно на переднем крае обороны без надежного пехотного прикрытия и поэтому были вскоре обнаружены противником, в дальнейшем сковавшим действия самоходчиков массированным артиллерийским огнем, далее описываются случаи, когда 21.1.45г. заместителем командира 21 СК была поставлена задача 4-м СУ-100 атаковать крупные населенные пункты (ШУКОРО и ВЕЛЕНЦЕ) без поддержки пехоты и танков и 22.1.45г. когда уже сам командир 21 СК поставил задачу теперь уже 5-ти СУ-100 без поддержки пехоты и танков очистить от противника целый город Секешфехервар. ( Архив: ЦАМО, Фонд: 4320, Опись: 0213827с, Дело: 0001, Лист начала документа в деле: 65).

О применении СУ-100 в боях на территории Венгрии Сау, Великая Отечественная война, Длиннопост, Су-100

Самоходные артиллерийские бригады в боях на территории Венгрии действовали не только в обороне, но и в наступательных боях, так 209 САБр наступала в составе 26 Армии во взаимодействии с танковым полком 2-й Механизированной бригады и пехотой 104 СК. Идя в 300-400 м. за боевыми порядками танков и пехоты.

При преследовании отступающего противника, боевой порядок был следующий, впереди двигался передовой отряд, состоящий из взвода танков, батареи СУ-100, батареи ЛАП, зенитной батареи. При столкновении с противником танковая бригада и самоходно-артиллерийская бригада СУ-100 принимали боевой порядок, в первой линии танки, в 200-400 м. сзади самоходные установки в линию.

При бое танков с пехотой противника СУ в бой не вступали, а вели наблюдение за полем боя и при обнаружении танков или СУ противника с места или с коротких остановок уничтожали их с расстояния 1000-1200 м. СУ-100 также уничтожали и подавляли выявленные крупные группы пехоты и артиллерийские батареи противника.

Немцы сразу определили опасность для себя новых СУ-100 и поэтому избегали вступать с ними в бой, а если вступали, то в основном действовали из-за укрытий стараясь при этом сосредоточить для поражение одной СУ-100 как можно больше огневых средств.

Отсутствие у СУ-100 пулемета и малое количество осколочных артвыстрелов снижало возможности экипажа эффективно вести борьбу с пехотой противника в ближнем бою.

Оборонительные бои в районе озера Балатон также показали, что необходима реорганизация и самих самоходно-артиллерийских бригад, в составе бригады необходимо иметь 2 самоходно-артиллерийских полка и 1 танковый полк на Т-34, танковый полк необходим для непосредственного сопровождения пехоты в наступлении и во время контратак в обороне, а также для ведения разведки.

Бои на территории Венгрии показал, что Красная Армия быстро училась, так как применила против германских панцерваффе их же методы борьбы против танковых соединений и частей, действуя в основном от обороны и широко применяя засады.

Читайте также: