Яхта из бетона своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 30.08.2024

Лодку из цементного раствора, нанесённого поверх арматурной сетки, первым сконструировал француз Жан Луи Ламбо. Произошло это ещё в 1848 году – что интересно, за 19 лет до того, как другой француз, Жозеф Монье, получил патент на железобетон. В 1855 году лодка Ламбо была представлена на Парижской выставке и произвела там настоящую сенсацию. По запатентованному Ламбо проекту было построено три лодки, одна из которых использовалась на протяжении практически пятидесяти лет. Впоследствии похожие бетонные лодки и парусные яхты в небольшом количестве создавались в Европе и Америке.

Более широкое распространение транспорт такого типа получил благодаря норвежскому инженеру Николаю Фегнеру, который в 1917 году создал из железобетона самоходное морское судно. За ним похожий пароход-сухогруз сделали американцы. Оказалось, что прочность таких кораблей значительно выше, чем деревянных или металлических. Зимой им был не страшен лёд, а пробоины в них чинить было намного легче. Очень важно, что для работ по изготовлению и ремонту бетонных кораблей можно было использовать не связанных с судостроением неквалифицированных рабочих.

На основании проведённых в области железобетонного судостроения исследований была установлена номенклатура судов, постройка которых из железобетона экономически наиболее оправдана и рациональна. В первую очередь это суда стояночного флота. К таковым относятся паромы, лихтеры, плашкоуты, шаланды, различные баржи. И если металлические конструкции ржавеют и требуют постоянного ухода, то железобетонные практически не повреждаются и требуют меньших затрат на ремонт. Кроме того, бетонные корабли могут быть построены быстрее и дешевле, и при этом по прочности будут сопоставимы со стальными. Но вот для строительства судов, которые должны находиться в постоянном движении, использование бетона сегодня нерентабельно. Железобетонные суда получаются тяжелее стальных, поэтому для обеспечения грузоподъёмности, сравнимой со стальными, требуется увеличение их габаритных размеров, а это приводит к росту буксировочного сопротивления (требуются более мощные двигатели) и затрудняет их использование на стеснённых акваториях, например, делает невозможным движение по каналам и шлюзам. Но факт остаётся фактом: использование бетона для строительства кораблей более чем реально.


Периоды развития

По определенным сведениям, общий тоннаж судов из бетона, построенных в упомянутый отрезок времени, превысил 600 тысяч тонн, общее их число перевалило за тысячу. Что до типов, то это были баркасы, самоходные паромы, грузовые баржи, рыболовецкие и даже океанские суда. Следующая же волна потребности в бетонных кораблях пришлась на Вторую мировую.

Особенности судов

Преимущества


Возможность нанимать рабочих, ранее не имевших опыта в кораблестроительстве.

К преимуществам железобетонных кораблей специалисты причисляют:

  • существенную экономию металла, применяемого в конструкции (для корпуса его требуется в полтора – три раза меньше, чем для стального судна);
  • скорость и дешевизну постройки;
  • доступность материалов;
  • возможность нанимать рабочих, ранее не имевших опыта в данной отрасли;
  • неподверженность корпуса коррозии, меньшие расходы на ремонт;
  • пожаробезопасность.

Недостатки

  • Такие суда отличаются большей осадкой за счет более тяжелого корпуса.
  • Подобные конструкции гораздо хуже сопротивляются направленным динамическим нагрузкам (к примеру, ударам при швартовке, посадке на мель, столкновении со льдом, т.п.).
  • Корабли нелегко модернизировать, присоединять к бетону новые элементы.
  • Успех строительства слишком зависит от природных условий (выполнять работы с железобетоном при низких температурах сложно либо вовсе нереально).

Первые и легендарные

Парижская диковинка


В 1850 году француз Ламбо изготовил лодку из проволочной сетки, обмазанной цементным раствором.

Идея скомбинировать цементный раствор с металлической сеткой при постройке плавательного средства впервые посетила французского юриста по имени Жан Луи Ламбо. Его лодка в качестве чуда техники выставлялась на парижской Всемирной выставке (1854 год). Свое изобретение – каркас из проволочной сетки, облепленной цементом, он презентовал как нечто, способное заменить дерево, плохо выносящее сырость. Необычное изделие вызвало неподдельный интерес у посетителей (те подолгу разглядывали диковинный экспонат). А вот относительно мнения специалистов источники расходятся: согласно одним, тем ноу-хау не глянулось, другие же утверждают, что оно дало толчок к созданию целого сонма подобных лодок.

Namsenfijord

S. S. Atlаntus и S. S. Polias

S. S. Atlаntus на мели в 1926 г.

S. S. Dinsmore

S.S. P. M. Anderson

Этот корабль из бетона построили во Флориде и спустили со стапелей в 1944 году. На долю этого железобетонного плавательного средства выпало лишь одно путешествие – из Манилы в Сан- Франциско. После этого он оставался на приколе, а в 1956-м его приобрела Powell River Company, чтобы сделать составной частью огромного волнореза.

Другие плавсредства

Современные экземпляры

Вместо резюме

Сейчас же бетонные плавучие сооружения используются в качестве океанских платформ и огромных хранилищ. Инновационные же на свое время яхты, сделанные союзными умельцами, все еще остаются на плаву. Их используют для прогулок, исследований.

Уникальный проект — лишь часть общего плана освоения Россией Арктики. Он поможет добывать полезные ископаемые быстрее, чем раньше. Но зачем для этого использовать бетон?

Посёлок Белокаменка, что неподалёку от Мурманска, стал гигантской стройплощадкой Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. На будущей верфи будут строить железобетонные плавучие заводы. Проект оценивается в 120 миллиардов рублей, что примерно равно половине стоимости Крымского моста (228 млрд рублей). Но для чего понадобилось строить уникальный объект на севере страны?

В Арктике расположены крупные углеводородные бассейны: Западно-Сибирский, Печорский. Северный Ледовитый океан — хранилище газогидратов, из которых получают метан. Япония, Китай, Южная Корея и Канада — лидеры на этом рынке, но благодаря освоению ресурсов Арктики Россия может их потеснить. С этой целью строится Северный широтный ход, который через арктический порт Сабетта свяжет Северную железную дорогу и Северный морской путь.

Фото ©

Пока решается вопрос транспортировки газогидратов железнодорожным путём, на Кольском полуострове (неподалёку от Мурманска) возводится верфь ЦСКМС для производства железобетонных кораблей. Их будут использовать в качестве плавучих заводов для добычи газогидратов — проще говоря, сжиженного газа — в Арктике. Из порта на Кольском полуострове такая платформа отправится в Арктику добывать на дне морском сырьё, превращать его в метан и отгружать на грузовые суда. Интересно, что человечеству понадобилось более ста лет для того, чтобы понять, где выгодно использовать железобетонные корабли, а где не особо. И Россия в плане сообразительности обгоняет другие страны.

Секретная магистраль: Зачем Россия строит 700-километровую железную дорогу за 500 миллиардов рублей

Кирпич, плывущий по воде

Бетон в качестве материала дешевле металла, он долговечен, ему не страшна коррозия. Ещё одно неоспоримое преимущество — процесс постройки упрощается в разы. В качестве заполнителя используется железная арматура, прошедшая процедуру электротермического напряжения. Это способствует повышению её прочности. Армоцемент на долгие годы потеснил металл в кораблестроении. Первую железобетонную лодку, спроектированную инженером Луи Ламбо, спустили на воду в середине XIX века. Это было гениально и просто: из арматуры делался каркас, который обмазывался бетоном. Изобретение восприняли как диковинку и на десять лет забыли о нём, пока смекалистый садовник Монье, штамповавший железобетонные кадки для цветов, не додумался делать таким способом корабли.

Он запатентовал новинку, для арматуры придумал звучное название "железо Монье". Во Франции начался бум строительства яхт, яликов и парусных лодок из железобетона. Всё это было достоянием выставок и охочих до прогресса досужих обывателей, пока норвежец Фегнер в разгар Первой мировой не выпустил демоверсию самоходного судна из бетона Namsenfijord водоизмещением 600 тонн. Сотрудники Liberty Ship Building Company подсмотрели чертежи и создали сухогруз S.S. Faith, улучшив все характеристики прототипа в десять раз. Но самый знаменитый корабль США того времени — S.S. Atlаntus. Именно на нём возвращались с фронта многие американские солдаты. Великобритания, Германия, Турция, Китай и другие страны подхватили тренд. Стали для кораблестроения катастрофически не хватало, зачастую требовалось выпустить много кораблей за короткое время. В этом плане конкуренции у "армоцементного флота" не было.

SS Faith. Фото © Wikipedia

Железобетонные паромы и буксиры показали устойчивость к бомбовым ударам. Бетонная баржа выдерживала взрыв 100 килограммов тротила под днищем судна. Впрочем, непосредственно для боевых задач такие "плавучие дома" не годились — слишком уж неповоротливы они были.


Да-да, именно железобетонные. Судна из железобетона одно время были довольно популярны.

Первая лодка из железобетона была построена в 1855 году инженером Жаном Луи Ламбо, и произвела нешуточную сенсацию на Международной Парижской выставке. К началу двадцатого столетия существовала уже не одна сотня подобных кораблей.

Хотя эти судна были неповоротливы, моментально шли на дно из-за пробоин и жрали слишком много топлива, их относительная дешевизна и простота в производстве — перевешивали здравый смысл. После окончания Второй мировой их производили все меньше и меньше. Однако до сих пор тысячи уцелевших железобетонных уродцев бороздят водные артерии по всему миру (особенно если он третий).

Читайте также: