Т 150 проводка своими руками
Добавил пользователь Alex Обновлено: 04.10.2024
В статье: 1 видео (посмотреть) и
4.10. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРА Т-150К
электрооборудования Схема показана на рис. 85.
К источникам электроэнергии генератор: относятся со встроенным реле-регулятором напряжения и батарея аккумуляторная 55.
К потребителям электроэнергии относятся системы дизеля пуска, освещения, сигнализации, вентиляции и контрольно-приборы измерительные. Электрические цепи потребителей электроэнергии коротких от защищены замыканий блоком 41 плавких предохранителей. Он кабине в установлен иа щитке прпборов. Потребители и источники соединены электроэнергии отдельными или собранными в пучки марки проводами ПГВА.
Для удобства монтажа и кабины демонтажа соединение пучков проводов осуществляется разъемами штепсельными 9 и 56.
Перед запуском пускового двигателя рычаг установите переключения диапазонов и заднего хода в положение нейтральное.
Электродвигатель воздухоохладителя при работе большой потребляет ток Для исключения разряда батареи аккумуляторной при неработающем дизеле трактора устройство имеется, автоматически отключающее электродвигатель воздухоохладителя.
освещения Для и сигнализации прицепных орудий схема предусматривает трактора подачу напряжения к ним через штепсельную семиклеммную розетку, установленную на правом лонжероне полурамы задней трактора. Электрооборудование прицепных орудий вилкой подключают ПС300150 (рис. 87).
Примечание. прицепных Фары орудий и устройства аварийной сигнализации через подключать включатели 9
Вилка штепсельного разъема соединительной с соединяется панелью гибким пучком проводов, является который принадлежностью прицепного орудия.
Подключение электроэнергии потребителей, не предусмотренных схемой, может быть только разрешено после согласования с заводом-изготовиталем Для.
Схема. 86. Рис электрооборудования:
Рис. 87. Схема подключения освещения приборов и сигнализации прицепных орудий:
1 розетка разъема штепсельного; 2 вилка штепсельного разъема; 3 панель кнопка; 4 соединительная сигнала
Схема электрооборудования 150 Т-трактора и Т-150К
Рис. 149. Схема трактора электрооборудования Т-150.
2) Звуковой сигнал
3) Фара Включатель
4) передняя блокировки запуска двигателя
5) Датчик температуры указателя воды
6) Датчик сигнализатора аварийной системе в температуры охлаждения двигателя
7) Датчик сигнализатора давления аварийного масла в системе смазки двигателя
8) реле Датчик блокировки воздухоохладителя
9) Штепсельный разъём
11) предохранителей Блок
12) Переключатель вентиляторов
13) Кнопка звукового Блок
14) сигнала предохранителей
15) Электродвигатель вентилятора обдува Электродвигатель
16) тракториста вентилятора кабины
17) Включатель лампы Включатель
19) плафона задних фар
20) Включатель стартера
21) кнопочный Включатель магнето
23) Штепсельная прицепа розетка
24) Включатель контроля аварийного состояния Указатель
25) ламп температуры воды
26) Лампы освещения Указатель
27) приборов давления масла в системе смазки Центральный
28) двигателя переключатель света
29) Лампа переносная
30) лампа Контрольная аварийной температуры воды в системе двигателя охлаждения
35) Контрольная лампа аварийного давления системе в масла смазки двигателя
37) Указатели давления гидросистеме в масла КПП
38) Штепсельный разъём
39) Штепсельная включения розетка переносной лампы
А) Клемма для реле подключения воздухоохладителя
Б) Клемма для подключения воздухоохладителя контактора
Д) Клемма для подключения электрооборудования подогревателя предпускового
Г) Клемма для подключения включателя Схема
воздухоохладителя электрооборудования трактора Т-150К.
Рис. Схема. 150 электрооборудования трактора Т-150К.
2) Звуковой Фара
3) сигнал передняя
4) Включатель блокировки запуска Датчик
5) двигателя указателя температуры воды
6) Датчик аварийной сигнализатора температуры в системе охлаждения двигателя
7) сигнализатора Датчик аварийного давления масла в системе двигателя смазки
8) Датчик реле блокировки воздухоохладителя
9) разъём Штепсельный
10) Блок предохранителей
11) Блок предохранителей
12) звукового Кнопка сигнала
13) Контрольная лампа указателя Переключатель
14) поворотов указателя поворотов
15) Прерыватель указателя Электродвигатель
16) поворотов вентилятора обдува тракториста
17) Электродвигатель кабины вентиляции
18) Переключатель вентиляторов
19) Включатель лампы Включатель
21) плафона задних фар
22) Включатель стартера
23) кнопочный Включатель магнето
24) Задний фонарь (стоп-указатель, сигнал поворота, габаритные огни)
25) Включатель сигнала-стоп
26) Штепсельная розетка прицепа
27) Центральный света переключатель
28) Фонарь освещения номерного знака
29) лампа Контрольная аварийной температуры воды в системе двигателя охлаждения
30) Включатель контроля аварийного состояния Указатель
31) ламп температуры воды
32) Лампы освещения Указатель
33) приборов давления масла в системе смазки Фара
34) двигателя задняя
35) Ножной переключатель света
36) переносная Лампа
38) Контрольная лампа аварийного давления системе в масла смазки двигателя
42) Аккумуляторная батарея
43) давления Указатель масла в гидросистеме КПП
44) Манометр двухстрелочный воздуха
45) Штепсельный разъём
46) Штепсельная розетка переносной включения лампы
48) Передний фонарь
50) Свеча пускового искровая двигателя
А) Клемма для подключения воздухоохладителя реле
Б) Клемма для подключения контактора Клемма
Д) воздухоохладителя для подключения электрооборудования предпускового Клемма
Г) подогревателя для подсоединения включателя вентилятора Трактора
воздухоохладителя Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство после 25
часть слива масла из бака выверните пробку полностью 19 и пробку
20 с магнитом. Промойте пробки в дизельном чистом топливе до полного
удаления отложений. целостность Проверьте прокладки 18 и кольца 21,
прокладку и кольцо, повреждения имеющие замените. Заверните пробки
заполните через бак заправочный фильтр чистым, хорошо ным-
отстоян маслом. Для заправки с помощью агрегата заправочного используйте
отверстие, закрываемое пробкой 9 (см. при 42), рисунок использовании
нагнетателя масла отверстие, пробкой закрываемое 8. Уровень масла
должен в пределах отверстия центрального экрана смотрового окна 8 для
без тракторов бульдозерного оборудования и для тракторов с ным-
бульдозер оборудованием верхнего смотрового окна 9.
навесное расстопорите устройство;
включите насос гидросистемы;
двигатель запустите и установите минимально-устойчивую частоту
коленчатого вращения вала двигателя;
переведите рычаг управления распределителя гидроцилиндром
навесного устройства в положение «затем«, а Подъем «Опускание
подсоединенной При к гидросистеме трактора гидрофицированной
сельскохозяйственной выполните, машине аналогичные работы с
рычагами управления гидроцилиндрами выносными;
остановите двигатель, проверьте уровень баке в масла и, при необ-
ходимости, дозаправьте тракторе.
На систему применено электрооборудование постоянного тока с но-
напряжением минальным в бортовой сети трактора 12 В, а в системе двигателя-
ка пус 24 В. Источниками электроэнергии являются две ляторные-
аккуму батареи, соединенные между собой генера, и последовательно-
тор двигателя, подключенный в схему параллельно электрооборудования
к одной из аккумуляторных батарей.
Одна батарея аккумуляторная подзаряжается непосредственно от ге-
нератора, вторая обеспечивающая, батарея только пуск двигателя, подза-
через ряжается преобразователь напряжения.
Все источники и электроэнергии потребители трактора соединены по
однопроводной схеме. полюса Отрицательные соединены с корпусом
Схема электрическая электрооборудования соединений трактора
Т-150-05-09 показаны на рисунке 44 (см. трактора), вклейку ХТЗ-181
Спецтехника
Установленное на 150 Т-тракторах и Т-150К электрооборудование постоянного тока для предназначено вращения стартера пускового двигателя, зарядки, освещения аккумуляторной батареи, вентиляции, сигнализации и Номинальное.
Источники электроэнергии аккумуляторная батарея и переменного генератор тока со встроенным выпрямителем, работающий реле с совместно-регулятором.
Потребители: стартер, освещение и электродвигатели, сигнализация вентиляторов кабины, звуковой сигнал и измерительные-контрольно приборы. Кроме этого, к потребителям также относятся подключаемое электрооборудование предпускового подогревателя и При.
воздухоохладителя монтаже на трактор воздухоохладителя вентилятор-кабины пылеотделитель не устанавливается. Электрическая система воздухоохладителя электрической к подсоединяется системе трактора, оборудованной генератором так, Г309: к клемме А (рис. 1 и 2) подключается реле, а к контактор Б клемме воздухоохладителя. Электрическая система подогревателя клемме к подключается Д.
К электрической системе трактора, оборудованной Г304 генератором-Б1, к клемме В генератора трактора подсоединяется клемма перемычкой В генератора воздухоохладителя; к клемме Б блока 60А на предохранителей клемма переходной колодки, соединяющая генератора В клеммы и реле-регулятора воздухоохладителя, и к клемме Г предохранителей блока клемма включателя вентилятора воздухоохладителя. этом При провод, соединяющий блоки предохранителей, не Электрооборудование.
устанавливается трактора Т-150К отличается от электрооборудования 150 Т-трактора номенклатурой потребителей. На тракторе Т-150К электрический отсутствует стеклоочиститель передних стекол кабины и дополнительные установлены потребители электроэнергии: контрольная лампа, прерыватель и переключатель указателя поворотов, ножной переключатель контрольная, света лампа дальнего света, передние и фонари задние (стоп-сигнал, указатель поворота и огни габаритные). выключатель стоп-сигнала и дополнительные подсветки лампы приборной панели.
Все приборы и электрооборудования изделия соединены между собой проводами монтажной согласно схеме. Электропроводка и потребители электроэнергии блоком защищены плавких предохранителей, расположенным в кабине на панели приборной. Блок имеет три плавкие тракторе.
На вставки Т-150 плавкие вставки защищают: №1 на цепи 20А звукового сигнала, фар прицепных стеклоочистителя и машин; №2 на 10А цепи обдувного вентилятора и кабины вентилятора, плафона кабины и задних фар; №3 на цепи 20А передних фар, контрольно-измерительных ламп, приборов контрольных фонарей и ламп подсветки тракторе.
Для защиты электрической цепи работе при от аккумуляторной батареи, а также для электрооборудования защиты воздухоохладителя служит блок предохранителей ПР-имеющий, 109 две плавкие вставки на 60А.
исключить Чтобы возможность запуска двигателя при рядах включенных, ходоуменьшителе или передаче заднего цепи, в хода электрооборудования установлен включатель блокировки.
С исключения целью возможности пуска воздухоохладителя при двигателе неработающем установлен датчик блокировки.
включается Стартер поворотом ключа включателя, установленного на панели приборной. Продолжительность работы стартера не должна секунд 5 превышать. Повторный запуск можно производить 1520 через секунд.
После запуска основного пусковой двигателя двигатель необходимо остановить, нажав на выключателя кнопку магнето.
Рукояткой центрального переключателя включают света передние фары и фонари, задние фонари габаритные и лампы подсветки приборов. Яркость регулируется подсветки поворотом головки центрального переключателя Рукоятка. света центрального переключателя света устанавливается в фиксированных трех положениях.
Трактор Т-150:
(ручка отказа до утоплена) передние фары и лампы подсветки ручка;
I (выключены выдвинута наполовину) включены ближний фар свет и лампы подсветки;
II (ручка выдвинута включены) полностью дальний свет фар и лампы Трактор.
подсветки Т-150К:
(ручка утоплена до отказа) фары передние, передние и задние габаритные фонари и подсветки лампы выключены;
I (ручка выдвинута наполовину) задние включены габаритные фонари и лампы подсветки, а зависимости в также от положения ножного переключателя света передние включаются габаритные фонари или ближний фар свет;
II (ручка выдвинута полностью) включены габаритные задние фонари и лампы подсветки, а также в положения от зависимости ножного переключателя света дальний фар свет.
Электродвигатели вентилятора вентилятора и обдува кабины включают переключателем вентилятора. переключателя Рычажок может быть установлен в три нижнее: положения включается вентилятор обдува, верхнее вентилятор включается кабины, среднее (нейтральное) оба отключены вентилятора. Звуковой сигнал включается кнопкой, центре в расположенной рулевого колеса.
Перед поворотом 150К Т-трактора для включения указателей поворота переключателя их рычажок необходимо установить в правое или положение левое. Прерывистое напряжение будет подаваться в случаях двух: при правом повороте на передний задний и правый правый фонари-указатели поворотов; левом при повороте на передний левый и задний фонари левый-указатели поворотов.
Работа указателей контролируется поворотов контрольной лампой, установленной на приборной При. панели нажатии на педаль тормоза на тракторе Т-включается 150К включатель стоп-сигнала, установленный на кране тормозном. В этом случае загораются левый и задние правый фонари и горят до тех пор, нажата пока педаль тормоза.
Контроль исправности сигнализации ламп аварийного состояния систем смазки и двигателя охлаждения производится нажатием на кнопку включателя, приборной на расположенного панели. Если при нажатии на лампы кнопку горят при неработающем двигателе исправны они.
Воздухоохладитель включается поворотом рукоятки закрепленного, включателя на левой панели кабины.
Включатель трактора стеклоочистителя Т-150 расположен на корпусе стеклоочистителя.
подключения Для прицепных орудий тракторы оборудованы штепсельной семиклеммной розеткой, установленной на тракторе Т-150 кабины сзади возле топливного бака и на тракторе Т-заднем на 150К правом лонжероне рамы.
Схемы приборов подключения освещения и сигнализации прицепных орудий рис на показаны. 3.
сигнализации система трактора Т-150 позволяет три: подключать фары с лампами 12В, 32 свечи; звуковой цепь сигнализации, состоящую из кнопки для сигнала подачи вручную и устройства аварийной сигнализации.
свеча прицепных орудий и устройства аварийной подсоединяются сигнализации только через включатели. Вилка разъема штепсельного должна иметь гибкий пучок Подключение.
проводов потребителей, не предусмотренных схемами, разрешается после только согласования с заводом-изготовителем трактора. [тракторам по Справочник Т-150 и Т-150К. Бугара В.А. и др.1975г.]
Трактор типа Т-150 имеет 2 модификации — на гусеницах и колесах. Техника адаптирована для движения по полям и асфальтобетонным дорогам. Ее серийное производство начали в 1973 г. Спустя 10 лет появились первые тюнингованные версии. Владельцы трактора пытались выделиться: меняли оплетки на руль, обшивку салонов, устанавливали зеркала другой формы. Тюнинг Т-150 все еще набирает популярность у кастомайзеров.
Исходные характеристики трактора
Унифицированный Т-150К должен быть особенным — так решили разработчики и установили дизельный, четырехконтактный двигатель, оснащенный 6 цилиндрами. Угол развала 60°. Там же расположены выпускные коллекторы и турбовый компрессор. При поступлении воздуха в цилиндр повышается мощность, но не увеличивается удельный расход солярки. Мощность двигателя — 165 л. с. Бензиновый двигатель в первоначальной версии запускал электростартер. Позже трактор Т-150 оснастили ДВС ЯМЗ.
Коробка передач имеет 4 диапазона:
- транспортный;
- замедленный;
- задний ход;
- рабочий.
Каждый позволяет включать 4 передачи. На всех колесах — колодочные тормоза, на валу переднего моста — ленточный стояночный тормоз. Передние и задние рамы соединены вертикальными и горизонтальными шарнирами.
Благодаря усиленной базе и колесам идентичного размера увеличивается грузоподъемность и появляется возможность агрегатировать с трактором большее количество техники.
- длина 0 6130 мм;
- ширина — 2400 мм;
- высота — 3195 мм.
Кабина Т-150К специально обустроена в зоне центра тяжести. Это предотвращает вибрацию. В салоне предусмотрена отопительная и вентиляционная системы. Оператор надежно защищен от посторонних шумов и пыли. Кабина двухместная, комфортабельные кресла на рессорах регулируются под вес и рост машиниста.
Чем можно дополнить
Некоторые владельцы тракторов подобного типа дорабатывают систему шумоизоляции, устанавливают современные кондиционеры, меняют дверные резинки, дворники. На стекла наносят тонировку, на корпус — стробоскопы и светодиодные маяки, а также переделывают коробку, усиливая ее.
Модернизация механики
Наиболее популярные способы модернизации механики на тракторе Т-150 можно разделить на этапы:
- Усовершенствовать коробку. Многие усиливают третью передачу.
- Усилить сцепление. Для этого меняется корзина сцепления и диск .
- Оснастить комплектом для сдваивания колес. Он обеспечит лучшее сцепление с поверхностью, потому что площадь контакта станет больше
- Учитывая, что трактор уже имеет турбонаддув, повысить мощность можно заменой двигателя.
- Установить интеркулер. Это система дополнительного охлаждения воздуха, поступающего в цилиндры.
- Поменять настройки аппаратуры, т. е. увеличить подачу топлива. Расход дизеля возрастет, но уменьшится ресурс двигателя.
- Поставить гидравлический насос более высокой производительности. Это еще больше увеличит грузоподъемность трактора.
Как тюнинговать кабину своими руками
Вместо привычных фар можно установить галогеновые, вместо сигнальных маяков — мигалки и стробоскопы. Такая техника точно привлечет внимание. Цвет корпуса может быть разным: синим, красным, желтым. Кто-то добавляет металлические оттенки.
Для защиты от ультрафиолета поможет тонировка.
Но эксперты рекомендуют качественную атермальную пленку. Она дороже привычной черной, но при проведении замеров "ТОНИКом" выдает допустимый процент прохождения света. На солнце переливается всеми цветами радуги. Дополнительный эффект придает синяя подсветка в колпаках (желательно от МАЗ) и подножках. Если установить камазовские стоп-сигналы, внешний вид корпуса преобразится. Дополнительно подсвечивают государственный номер.
Можно обустроить стильный салон, задекорировав приборную панель вставками из кожи рептилий, а тканевую обшивку на сиденье заменить на мех или кожу.
Дверь и потолок рекомендуют обшить карпетом. Этот материал хорошо тянется, практически не рвется, создает дополнительный звукоизоляционный эффект. Его легко приклеить своими руками к поверхности с помощью клея ПВА. Наиболее выигрышно смотрится черный и бежевый карпет.
Декор ручника — неотъемлемая часть тюнинга. Не лишним будет заламинировать его карбоном, который представляет собой углеволокно, состоящее из мельчайших полимеров. Такую же технологию используют для модернизации дверных ручек.
Масштабная приборная панель — простор для фантазии. Поместится магнитола, DVD с высокоточным монитором, сабвуфер. Важно установить 3 антенны: для радио, телевидения и рации. Во время отдыха кабина превратится в кинотеатр либо караоке-бар.
На стенах и потолке некоторые размещают светодиодную ленту. Она меняет цвета в зависимости от выбранного режима. Подключать можно с пульта ДУ.
После тюнинга рекомендуется согласовать изменения в конструкции с Госавтоинспекцией. В противном случае владельцу трактора Т-150 тюнинг кабины может дорого обойтись. Вряд ли удастся избежать протоколов и штрафов.
На тракторе Т150 установлена механическая коробка, снабжённая гидравлическим управлением. Такое решение применено для обеспечения переключения передач на ходу. Разрыва мощности при этом не происходит. Одновременно повышается производительность трактора, экономится топливо (что для коммерческой техники особенно важно), а также значительно облегчается труд водителя.
Для обеспечения движения трактора на особо малых скоростях в редукторной части коробки присутствует ходоуменьшитель. При его использовании можно особо эффективно производить некоторые виды работ, поскольку скорость снижается, а одновременно значительно увеличивается тяговое усилие.
Схема переключения режимов
На данной коробке имеются три диапазона для движения вперёд (замедленный, рабочий, транспортный) и один – назад. На каждом диапазоне – четыре передачи (столько же, сколько гидроподжимных муфт на вторичном валу). Чтобы переключить диапазоны, нужно остановить трактор и ввести в зацепление шестерни, которые передают вращение с первичного вала только на промежуточный.
Характеристика трансмиссии (Т 150 / Т 150К)
С помощью системы трансмиссии представляется возможным осуществлять движение задним ходом. Трактор Т 150 имеет гидравлическое управление. Благодаря этому, водитель техники во время передвижения может переключать передачи. Это позволяет сэкономить на трате топлива на каждый километр.
Внешний вид КПП Т 150
На вторичных валах зафиксированы фрикционные муфты сцепления, барабаны. Наличие гидроподвижных муфт – это отличительная особенность мощной спецтехники, а также самоходных машин. Внутри каждого барабана имеются поршни. Задний картер на тракторе зафиксирован на задней стенке редукторной части КПП. Особенность КПП в том, что здесь имеется пробка с сапуном. Это необходимо для того, чтобы в автомобильной системе не возникало повышенного давления.
Схема КПП Т 150
Основа на КПП трактора Т 150 – это редукторная часть. Здесь находится первичный, вторичный, промежуточный вал. Все валы вращаются на имеющихся подшипниках. Присутствует и ходоуменьшитель, что характерно для тракторной техники. Ходоуменьшитель выступает в качестве дополнительного рабочего оборудования. Он обеспечивает высокий КПД.
На модели Т 150 имеется двухсекционный гидравлический насос. В его состав входят:
- корпус;
- шестерни;
- крышка;
- работающая под давлением проставка.
Отличной рабочей способностью отличается фильтр нагнетания. Основная его функция – совершение очистки масла, когда происходит его выход из насоса. Односекционный гидравлический насос зафиксирован на нижней крышке раздатки, прикреплен к ней несколькими болтами.
На передней оси установлен бак, который заправляют через заливной сетчатый фильтр. Из бака горючее поступает в коробку. При этом определить уровень масла можно по показателям специального масломерного стекла. Бак соединен специальным трубопроводом со скоростной коробкой. Устройство имеет соединение с радиатором гидросистемы. Функция радиатора заключается в поддержке необходимого температурного режима для нормального функционирования коробки Т 150.
На Т 150К корпус раздатки прикреплен к задней части корпуса КПП. Также, здесь предусмотрен ходоуменьшитель. В кабине трактора имеется рычаг, который может включать задний ход. Масло из поддона присутствующей на тракторе раздатки всасывается насосом. Благодаря фильтрующему элементу, никакие инородные частицы не проникают в насос и дальше в систему. Независимо от происходящих оборотов двигателя, рабочее давление поддерживается на оптимальном уровне. Все благодаря перепускным клапанам.
Когда происходит смена скоростей в коробке передач трактора Т 150К, необходимо чтобы в рабочих цилиндрах поддерживалось оптимальное давление. Специально для этого производитель техники устанавливает гидроаккумуляторы. В состав аккумуляторов входит корпус, крышка, поршень, пружины.
Трансмиссионная жидкость М-10В2
При эксплуатации техники в зимнее и летнее время следует выбирать соответствующие сезону трансмиссионные масла. Так, для Т 150 / Т 150К подойдет масло М-10В2, М-8В2. Жидкость М-10В2 имеет хорошие моющие свойства. М-8В2 имеет оптимальный индекс вязкости, устойчива к появлению коррозии.
Типичные проблемы и способы устранения
В целом агрегат достаточно надёжен и прост по конструкции. Однако ремонт КПП т 150 должны выполнять специалисты (водители или механики) с опытом работы именно с подобными механизмами, поскольку в противном случае возможно выполнить работу некачественно.
Основные неисправности таковы:
- для переключения передач приходится применять солидные усилия. Есть вероятность, что проблема в золотнике распределителя – нужно промыть как его самого, так и место в корпусе распределителя;
- педаль муфты сцепления не хочет возвращаться в исходное положение, а ряды при этом включаются тяжело. Следует отрегулировать длину тяги блокировки;
- при переключении падают обороты двигателя. Виновник – распределитель КПП. В нём разорвана прокладка, изношены кольца или крышка;
- переключение происходит с сильными рывками. Случилось залегание перебросных клапанов. Возможно, заклинило гидроаккумулятор – тогда его нужно снять и промыть;
- передачи плохо фиксируются в своих положениях. Возможно, пружина фиксатора распределителя ослабла. Следует установить фиксатор ролика, а затем натянуть пружину регулировочным винтом. Или же бывает, что ролик соскочил с посадочного места;
- пониженное давление на передачах. Значит, залёг перепускной клапан. Нужно выполнить его снятие, промывку, а также промыть и фильтр КПП Т 150. В свою очередь, повышенное давление – симптом того, что залёг перепускной клапан или распределительный перепускной клапан;
- если на манометре указано неправильное значение, то вариантов два – либо забито отверстие дросселя, либо поломался, собственно, манометр. Во втором случае его нужно заменить.
Обнаружение и устранение поломок
Хозяин данной техники должен осуществлять плановую диагностику всей машины. Как правило, она заключается в том, что необходимо заменить отработавшие расходники в системе. В частности, в КПП на Т 150 целесообразно периодически проверять уровень трансмиссионной жидкости, состояние фильтров.
Обращать внимание нужно и на уплотнения (их целостность), показатели давления масла. При отклонении показателей от нормы, стоит осуществить регулировку перепускного клапана. Такие работы следует доверять опытным работникам.
Процесс устранения протечки масла на Т 150 и Т 150К несколько отличается. В частности, на 150 версии она происходит при работающем моторе, в то время как на Т 150К при остановленной силовой установке. При продолжительной эксплуатации техники, возникает необходимость в промывке фильтра нагнетания гидросистемы. К составляющим частям гидросистемы относятся фильтры, аккумулятор, переливной клапан, распределитель, радиатор, бак.
Техническое обслуживание КПП на Т 150К и Т 150 заключается в том, что необходимо осуществлять своевременную подтяжку крепления, заправлять и заменять трансмиссионную жидкость. Когда требуется замена масла в коробке передач, промывать трансмиссию не нужно.
Важно! Осуществлять замену масла нужно после остановки техники, чтобы оно не остыло. Разогретая жидкость быстрее по времени выльется из коробки передач на Т 150К или Т 150. Во время замены жидкости важно хорошо очистить от загрязнений наружные поверхности заливных и сливных пробок.
Ремонт коробки на Т 150 / Т 150К необходим, если произошла поломка любого составляющего элемента КПП (вал, насос, втулка и т.д.). Уход за КПП должен осуществляться не только изнутри, но и снаружи. Ее нужно поддерживать в чистоте. Все механизмы трактора необходимо смазывать исключительно теми смазочными материалами, что рекомендованы заводом-производителем.
Трактор Т150 – настоящий ветеран. Он выпускается на Харьковском тракторном заводе с 1971 года и является очень популярным на всём постсоветском пространстве. В движение данное транспортное средство приводится дизельным безнаддувным шестицилиндровым двигателем ЯМ3-236 мощностью 170 л.с. КПП на Т 150 – собственного производства. Она является единым целым с мотором. Агрегат установлен на раме.
КПП ЯМЗ на Т 150 К
Я его стал расспрашивать, мол где ты такое видел, но он меня выгнал, сказал, чтоб не мешал, вот сделаю и ты увидишь.
Как то я с сомнением к этой затее отношусь, состыковать то все можно, но вот будет ли оно все работать, как то для трактора 5 скоростей маловато, да и выдержит ли эта КПП.
Кто чего об этом думает ?
Как там у него будет движение, буду фото выкладывать, думаю через пару дней.
Ну Бизоны же работают.Если КПП по передаточным подойдет— выйдет новый тип Бизона!
Ну — ну.У тестика все в одном блоке — как там все это повязать грамотно, жду фоток с интересом.
Прочитал и засело в мозгу.У 150 коробка и раздатка в одном блоке.Передач будет не пять , а больше — раздатка то останется- а в ней транспортная включается вперед рычагом, и понженные назад рычаг.Так что в этом проблем не должно быть.Но коробка краза по длине войдет?и как ее соеденить с раздаткой.Переходной плитой ?или крестовиной? но тогда к раздатке надо крышку делать и вывод вала под флянец.И все это делать не кустарно, мощность и момент там ого-го.А ВОМ (вал вома у т150 внутри первичного вала), хотя с отсутствием вома на тракторе этого класа можно смириться не очень то он нужен.Если все это серьезно задуманно, желательно узна ли бы у друга план его действий и фоточки выкинули бы.Да только мне что то подсказывает , что не будет этого.Рад бы ошибиться , да.
КПП 236 кстати,вообще говоря-дерьмо.И конструктивно,и по передаточным числам.Раздатку можно применить ЗИЛ 131,но,возможно, придется перевернуть редукторы.ВОМ можно взять от нее же,там сверху ставится коробка отбора мощности.
по передаточным числам
если обладаете информацией — то поделитесь, для общего развития.
.ВОМ можно взять от нее же
Это да .Как то забыл про КОМ.
Раздатку можно применить ЗИЛ 131,
Не думаю — слабая .Хотя. А вот если с краза 260 раздатку, то да, та может выдержать.Ведь у т 150 мосты сильно понижают, около 20.Но опять таки коробка и раздатка от грузовика влезут в раму 150? Короче хотелось бы услышать автора темы — как там дела.
Рулевое управление трактора Т-150К
1 — блок предохранителей. Установлен внутри вещевого ящика;
4 — указатель давления масла в гидравлической системе коробки передач. Действует только при работающем двигателе СМД;
5 — головка крана управления стеклоочистителем. Стеклоочиститель включается поворотом головки крана против часовой стрелки. Вращением головки регулируется екорость стеклоочистителя;
6 — контрольная лампа указателей поворота. Загорается мигающим зеленым светом при включении указателя поворота;
7 — переключатель указателей поворота. Переводом рукоятки влево включаются указатели левого поворота, переводом вправо — правого поворота. После окончания поворота необходимо перевести рукоятку в нейтральное положение;
8 — манометр двухстрелочный для контроля давления воздуха в пневматической системе привода тормозов. Стрелка верхней шкалы показывает давление в пневматической системе трактора Т-150К, нижней шкалы—давление воздуха, подводимого к тормозным камерам;
Рис. 5. Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150К (Рулевое управление)
9 — переключатель вентиляторов. При переводе рукоятки вниз включается обдувающий вентилятор, при переводе ее вверх включается вентилятор-пылеотделитель;
10 и 11 — включатели плафона кабины и зядних фар. Плафон и задние фары включаются переводом рукоятки соответствующего включателя в верхнее положение;
12 — тахоспидометр. Показывает скорость трактора Т-150К (в км/ч) на четырех концентричных шкалах, размещенных в верхней части прибора (в соответствии с включенной передачей транспортного ряда) и скорость вращения коленчатого вала на шкале, размещенной в нижней части прибора. Счетчик отсчитывает время работы двигателя СМД-60 в часах;
13 — включатель стартера. Стартер включается поворотом ключа по часовой стрелке до упора;
14 — кнопка выключения зажигания пускового двигателя (выключается нажатием на кнопку);
15 — указатель давления масла в системе смазки двигателя (действует во время работы двигателя трактора Т-150К);
16 — амперметр. Контролирует зарядно-разрядный режим аккумуляторной батареи;
17 — указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя;
18 — рукоятка центрального переключателя света. Переключатель может быть поставлен в одно из трех фиксированных положений:
- 0 — рукоятка вдвинута до отказа, освещение выключено;
- 1 — рукоятка наполовину вытянута, включены габаритные фонари или ближний свет передних фар (в зависимости от положения ножного переключателя света);
- II — рукоятка полностью вытянута, включен дальний или ближний свет передних фар (в зависимости от положения ножного переключателя света).
Установкой рукоятки в положение I или II включаются также освещение приборных щитков и задние габаритные фонари. Вращением рукоятки изменяется яркость освещения приборов;
19 — рулевое колесо;
20 — кнопка звукового сигнала;
21 — рычаг ручного управления топливным насосом основного двигателя СМД-60. С перемещением рычага к себе подача топлива увеличивается. Крайнее переднее положение рычага соответствует прекращению подачи топлива;
Схема переключения передач Т-150
С помощью коробки передач можно получить три (или четыре) диапазона передач вперед и один диапазон заднего хода. Для начала приведём схему переключения диапазонов передач трактора Т-150.
А – модели выпуска до 1983г., Б – модели после 1983г.
Каждый диапазон состоит из четырех (по числу гидроподжимных муфт на каждом вторичном валу) передач. Диапазоны передач переключают, останавливая трактор и вводя в зацепление шестерни, передающие вращение с первичного вала только на промежуточный.
Проследим по структуру КПП Т-150, какие детали передают вращение на всех диапазонах.
Рабочие диапазоны: первичный вал 2 — зубчатая втулка 45 — зубчатая муфта 20, смещенная влево, — шестерни 19 и 46 — промежуточный вал 16.
Ускоренный рабочий диапазон: вал 2 — втулка 45 — муфта 20, смещенная вправо, — шестерни 24 и 25 — вал 16.
Замедленный диапазон: вал 2 — шестерни 29 и 27 — вал замедленных передач и заднего хода 15 — шестерни 22, 23, 24 и 25— вал 16.
Дополнительный замедленный диапазон: вал 2 — шестерни 29 и 27— вал 15 — шестерни 26, 24 и 25 — вал 16.
Передачи заднего хода: вал 2 — шестерни 29 и 27—вал 15 — шестерни 21, 19 и 46 — вал 16.
У тракторов Т-150 (выпуска с 1983 г.) в коробке передач изменен скоростной ряд, увеличивающий тяговое усилие до 40 кН и прочность подшипников и зубчатых соединений. В новой коробке установлен универсальный ходоуменьшитель, который обеспечивает необходимый диапазон как пониженных, так и ускоренных передач. Поэтому отпадает необходимость в установке деталей дополнительного ходоуменьшителя.
Схемы расположения шестерен у старой и новой коробок передач показаны на рисунке 42. В новой коробке передач предусмотрены три рабочих диапазона движения трактора вперед и один диапазон заднего хода. В диапазоне имеются четыре передачи, каждой из которых соответствуют определенная скорость движения трактора и тяговое усилие. Для новой коробки передач они следующие.
Диапазоны | Передачи | Скорости, км/ч | Тяговые усилия, кН |
Первый | I | 3,8 | |
II | 4,4 | ||
III | 5,3 | Не более 40 | |
IV | 5,9 | ||
Второй | I | 6,82 | 48 |
II | 7,9 | 40 | |
III | 9,4 | 33 | |
IV | 10,6 | 29 | |
Третий | I | 11,3 | 27 |
II | 13 | 22 | |
III | 15,6 | 18 | |
IV | 17,5 | 15 | |
Задний ход | I | 3,5 | 60 |
II | 6,3 | 51 | |
III | 7,5 | 42 | |
IV | 8,5 | 36 |
Диапазоны переключают рычагом 4 коробки передач Т-150, а каждую передачу соответствующего диапазона —на ходу трактора с помощью распределителя 14 замыканием с вторичным валом коробки передач одной из четырех гидроподжимных муфт, смонтированных на этих валах. Муфты включаются давлением рабочей жидкости (масла) гидра
Гусеничный трактор Т 150 отличается своей ходовой системой. К имеющемуся силовому агрегату крепится муфта сцепления. Мощность двигателя доходит до 150 лошадиных сил. Его запуск происходит благодаря имеющейся пусковой системе для ДВС. Задержки при смене скоростных режимов не происходит.
Читать дальше: Хорошей дороги на море
Модель Т 150К представляет собой мощный сельскохозяйственный колесный трактор, который выпускался Харьковским тракторным заводом. Данный вариант получил широкое распространение на постсоветском пространстве. Двигатель на данной генерации расположен в передней части. Следует отметить наличие раздаточной коробки. Мощность при этом доходит до 165 лошадиных сил.
Источники электротока
В этой группе две позиции:
- генератор марки Г302Б, вырабатывающий ~ I. Изделие имеет U=180 Вт. Комплектуется кремниевым выпрямителем. Последний имеет реле-регулятор контактно-транзисторного типа;
- пара АкБ марки 3ТСТ135ЭМС напряжением 6В и ёмкостью 135 Ач каждая.
Генератор решает задачу вырабатывания электроэнергии, используемой для питания всех установленных потребителей трактора при работающем двигателе. Если последний остановлен, то питание выполняется от аккумуляторных батарей.
Существует ряд режимов эксплуатации, когда потребление электроэнергии существенно возрастает (пример – транспортировка нагруженного прицепа в тёмное время суток со включенным дальним светом, габаритными огнями). В этом случае питание выполняется в совместном режиме, от АкБ и генератора.
В штатных режимах эксплуатации производительности генератора хватает не только для потребителей. Излишки идут на подзарядку тракторных аккумуляторов.
Важно! После остановки двигателя необходимо обязательно отключить минусовую клемму аккумуляторных батарей от корпуса. В противном случае возможен их полный разряд через обмотку генератора.
Рисунок 1 Схема электрооборудования
Устройство и принцип работы
Конструкция тракторных генераторов отличается высокой надёжностью, простотой конструкции и обслуживанием. Узел не имеет щёток и токосъёмных колец. Ротор 1 состоит из постоянных магнитов без обмотки. Неподвижная обмотка возбуждения 4 размещена в отдельном цилиндрическом корпусе, прикреплённом с внутренней стороны крышки узла. Электрическое поле возбуждения взаимодействует с магнитами ротора через металлическую втулку 5. Обмотка статора 2 имеет трёх, четырёх или пяти фазную конструкцию, исходя из мощности узла. Преобразование переменного тока в постоянный осуществляет диодный выпрямительный блок 19, смонтированный на внутренней стороне крышки узла. Транзисторный реле-регулятор 13 обеспечивает регулировку напряжения в пределах 14 или 28 вольт в зависимости от характеристик генератора и соответствующего напряжения сети машины. Блок регулятора размещён под внешней пластиковой задней крышкой 18. Ось ротора 1 вращается на двух шарикоподшипниках. Узел заключён металлический цилиндрический корпус и стянут винтами. Рабочий процесс генератора охлаждается крыльчаткой 7 размещённой на оси ротора.
Устройство генератора трактора 46.3701
В МТЗ 80 (82) узел размещён с правой стороны машины. Привод осуществляется одновременно с водяным насосом двигателя от шкива коленчатого вала через клиноременную передачу. Поворотом кронштейнов на оси креплений генератора осуществляют натяжение привода.
Потребители электроэнергии, входящие в электрооборудование Т-25
Данная группа включает следующие блоки.
пара задних, освещающих прицепное оборудование и орудия сельхозназначения в ассортименте;
Установлены по бокам, впереди и позади (по одному с каждой стороны), стоп-сигнал. Сюда же включены поворотники;
- подсветка номерного знака;
- подсветка приборов контроля, установленных на панели, устройство подачи звукового сигнала;
- пара ШР, к которым подключают, при необходимости, потребителей электричества буксируемого устройства (например, прицепа) или лампу-переноску.
указатели, информирующие о величинах давления (температуры) масла;
На приборном щитке установлены:
-
выключатель фар, расположенных сзади;
выключатель освещения приборной панели и габаритов;
Местом установки следующей группы устройств является рулевая колонка. Здесь находятся:
- кнопки звукового сигнала;
- тумблер, обеспечивающий переключение поворотников;
- здесь же смонтирован переключатель света (позволяет выбирать режим работы дальний/ближний).
На опоре аккумуляторных батарей размещены:
Выключатель сигнала, информирующего о торможении трактора, и центральная распредкоробка электрической сети с несколькими штепсельными разъемами размещены непосредственно под поликом (специальный диэлектрический коврик в кабине тракториста).
Подключение и схема
Электрическая схема генераторной установки состоит из трёх частей: цепи обмоток статора и катушки возбуждения, выпрямительного диодного моста, и подключённого к генератору регулятора с посезонным переключателем напряжения.
схема генератора 46.3701
Концы фаз статора подключены к диодным парам выпрямителя. Плюс выпрямительного блока выведен контактным болтом наружу, контакт минус подключён к корпусу узла. Дополнительные диоды выпрямителя запитывают обмотку возбуждения генератора. Плюс выпрямителя возбуждающей обмотки соединён с катушкой возбуждения и выводом узла Д. Плюсовой вывод от диодного моста выпрямителя Б соединяется одноимённым выводом регулятора . Выводом Б подключают нагрузочную сеть машины и плюсовую клемму АКБ. Минусовые выводы выпрямительного блока и регулятора соединены с корпусом генератора на массу машины. Выводы Д генератора и регулятора соединены и предназначен для подключения реле блокировки стартера. Если трактор запускается без стартера от пускового двигателя вывод Д изолируется колпачком. Вывод регулятора Ш соединён с концом обмотки возбуждения. Вывод С регулятора подключён посезонному переключателю. Для правильного подключения регулятора на узел, при установке или замене, ориентируются на выступ корпуса.
Схема электрооборудования и разводка электропроводки
Все потребители и устройства, вырабатывающие электроэнергию, имеющиеся на Т-25, соединены проводами. Разводка выполняется с использованием монтажной схемы. Представление о взаимном соединении элементов (проводка) дает принципиальная электросхема.
Практически все используемые провода электропроводки собраны в несколько пучков, каждый из которых имеет свою изоляционную трубу для прокладки и оплётку Х/Б. Для их прокладки выбраны лонжероны двигателя, крылья. Часть проводки выполняется непосредственно под последними.
Трактористу очень важно, при возникновении неисправности, иметь конструктивную возможность:
- оперативного разбора электросхемы;
- нахождения необходимых концов проводов конкретной электроцепи;
- безошибочного и оперативного подсоединения проводов, предварительно снятых для выполнения ремонта (ТО), приводя схему в исходное состояние (подключение любого элемента).
Чтобы успешно решать данные задачи в схеме (на коробке распределительной и на самом генераторе) использованы штепсельные разъёмы, а провода имеют изоляцию различного цвета.
Ниже приведена принципиальная электросхема для трактора Т-25
Рисунок 2 Принципиальная электросхема
Смонтированное электрооборудование подразделяется на 2 группы. В первую входят аппараты (приборы), являющиеся источниками электротока. Во вторую, его потребители.
Защиту от резкого перепада напряжения при КЗ выполняют плавкие предохранители.
Коробка передач трактора Т-25
1 – распорная втулка; 2 – самоподжимной сальник; 3, 4 – шарикоподшипники; 5 – шестерня второй (четвертой) передачи А25.37.228 z=21; 6 – корпус главной передачи А25.37.122; 7 – регулировочные прокладки; 8 – стакан подшипника; 9 – шариковый подшипник; 10 – распорная втулка; 11 – защитный колпак; 12 – проставочная втулка; 13 – втулка подшипника; 14 – гнездо сальников; 15 – шариковый подшипник; 16 – шлицевая втулка; 17 – крышка 7.37.130-А; 18 – обойма; 19 – шестерня постоянного зацепления 25.37.156 z=25, z=19; 20 – ведомая шестерня третей передачи 7.37.120 z=36; 21 – стакан подшипника 7.37.141-1 правый; 22 – шестерня ускоренного ряда передач 25.37.152 (венец z=59); 23 – ведущий вал бортовой передачи; 24 – главный вал 25.37.157; 25 – подвижная шестерня удвоителя 25.37.155 z=19; 26 – шарикоподшипник 214К3; 27 – опорная сферическая шайба; 28 – регулировочные шайбы; 29 – ось дифференциала 7.37.146-4; 30 – сателлит 7.37.147; 31 – шестерня замедленного ряда передач 7.37.144-2 (венец z=66); 32 – корпус дифференциала А25.37.150; 33 – коническая полуосевая шестерня 7.37.145 z=27; 34 – самоподжимной сальник; 35 – ведомая шестерня пятой (шестой) передачи А25.37.154 z=27; 36 – обойма 25.37.220; 37 – крышка 7.37.123; 38 – шарикоподшипник 5038; 39 – шестерня первой (второй) и замедленной передачи 7.37.119 z=42; 40 – стопорное кольцо; 41 – шарикоподшипник 406; 42 – промежуточный вал 14.37.301-4; 43 – шестерня первой (третьей) и пятой (шестой) передач А25.37.229; 44 – механизм реверса; 45 – ведущая шестерня передачи к приводному валику А25.37.259 z=13; 46 – регулировочные прокладки; 47 – стакан подшипника; 48 – первичный вал КПП 7.37.102-1; 49 – гайка трактора Т-25.
Возможность перемещения подвижных шестерен КПП обеспечивается за счет вилок переключения и поводок, которые закреплены на валиках переключения. Валики находятся над валами КПП и перемещаются по расточкам, выполненным в боковых стенках корпуса главной передачи. Механизм блокировки передач предназначен для исключения возможности выключения или включения шестерен передач, а также зубчатой муфты реверса во включенном состоянии муфты сцепления. Помимо этого механизм блокировки исключает самопроизвольное выключение реверса и передач при движении агрегата. Переключение передач, удвоителя и реверса происходит с помощью механизма, расположенного в верхней крышке главной передачи.
Экономитель топлива |
Новая разработка — магнитная насадка снижающая расход бензина или солярки в автомобиле. |
Источники электротока
В этой группе две позиции:
- генератор марки Г302Б, вырабатывающий ~ I. Изделие имеет U=180 Вт. Комплектуется кремниевым выпрямителем. Последний имеет реле-регулятор контактно-транзисторного типа;
- пара АкБ марки 3ТСТ135ЭМС напряжением 6В и ёмкостью 135 Ач каждая.
Генератор решает задачу вырабатывания электроэнергии, используемой для питания всех установленных потребителей трактора при работающем двигателе. Если последний остановлен, то питание выполняется от аккумуляторных батарей.
Существует ряд режимов эксплуатации, когда потребление электроэнергии существенно возрастает (пример – транспортировка нагруженного прицепа в тёмное время суток со включенным дальним светом, габаритными огнями). В этом случае питание выполняется в совместном режиме, от АкБ и генератора.
В штатных режимах эксплуатации производительности генератора хватает не только для потребителей. Излишки идут на подзарядку тракторных аккумуляторов.
Важно! После остановки двигателя необходимо обязательно отключить минусовую клемму аккумуляторных батарей от корпуса. В противном случае возможен их полный разряд через обмотку генератора.
Рисунок 1 Схема электрооборудования
Потребители электроэнергии, входящие в электрооборудование Т-25
Данная группа включает следующие блоки.
пара задних, освещающих прицепное оборудование и орудия сельхозназначения в ассортименте;
Установлены по бокам, впереди и позади (по одному с каждой стороны), стоп-сигнал. Сюда же включены поворотники;
- подсветка номерного знака;
- подсветка приборов контроля, установленных на панели, устройство подачи звукового сигнала;
- пара ШР, к которым подключают, при необходимости, потребителей электричества буксируемого устройства (например, прицепа) или лампу-переноску.
указатели, информирующие о величинах давления (температуры) масла;
На приборном щитке установлены:
-
выключатель фар, расположенных сзади;
выключатель освещения приборной панели и габаритов;
Местом установки следующей группы устройств является рулевая колонка. Здесь находятся:
- кнопки звукового сигнала;
- тумблер, обеспечивающий переключение поворотников;
- здесь же смонтирован переключатель света (позволяет выбирать режим работы дальний/ближний).
На опоре аккумуляторных батарей размещены:
Выключатель сигнала, информирующего о торможении трактора, и центральная распредкоробка электрической сети с несколькими штепсельными разъемами размещены непосредственно под поликом (специальный диэлектрический коврик в кабине тракториста).
Неполадки в работе и ремонт
Работу генератора проверяют под нагрузкой, замеряя напряжение в сети. Включая электроприборы, прослеживают динамику изменения напряжения. При максимальной нагрузке значение не должно падать ниже 12,5 В.
Падение зарядного тока в сети при номинальных оборотах двигателя возникает при проскальзывании ремня привода, окислении контактов сети или их обрыве. В случае пробоя выпрямителя или межвиткового замыкания возникает разрядный ток. Большой зарядный ток свидетельствует о выходе из строя АКБ.
Генераторы описанного типа обладают высокой надёжностью и работают в условиях запылённости и повышенной вибрации. Основной причиной выхода из строя электрической части узла является износ подшипников и их посадочных мест на оси ротора. Увеличенные зазоры на опорах вращения приводят к короткому замыканию узла. При разрушении обойм подшипников металлические обломки механически повреждают обмотку возбуждения или статора, выводя узел из строя. Поэтому при эксплуатации нужно обращать внимание на состояние подшипников узла. Люфт в опорах ротора или появившийся шум при вращении сигнализирует о необходимости срочной замены подшипников. А также загрязнённость нефтепродуктами и пылью может привести к замыканию и выходу из строя диодного выпрямителя тока.
Плановую очистку генератора производят при 2 через каждые 500 часов работы машины.
Для осуществления диагностики цепей генератора демонтируют регулятор и заднюю крышку, отсоединяют выводы обмоток. Наличие короткого замыкания на корпус проверяют контрольной лампой. Целостность цепей обмоток статора и возбуждения, а также состояние выпрямителя и регулятора проверяют контрольной лампой или прозванивают прибором.
Читайте также: