Свайка своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 29.08.2024

Адрес: 150000 г. Ярославль, ул. Кирова 5/23а факс:(4852)79-09-88;тлф. (4852)79-09-57; (4852)79-09-62

Глава XIV . СИГНАЛЬНОЕ, СПАСАТЕЛЬНОЕ, ТАКЕЛАЖНОЕ И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ДЕЛО

§ 64. ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ

1. Тросы


Рис. 150. Тросы: а — трехпрядный и четырехпрядный тросы тросовой работы; б — пеньковый трос кабельной работы и его части

Такелажными работами называются все работы с тросами при изготовлении такелажа, буксиров, швартовных концов и др. Тросом называется всякая веревка на судне.

Тросы бывают растительные, стальные и синтетические. Растительные тросы бывают пеньковые, манильские, сизальские и хлопчатобумажные (рис. 150). Пеньковый трос может быть бельным и смоленым Смоленый трос долговечнее, но немного слабее бельного. Из растительных тросов лучшими для швартовки судна являются пеньковые бельные или смоляные Растительные тросы боятся сажи, высоких температур, масел. Если бельный трос в середине светлый, то качество его хорошее, если имеет коричневый цвет, значит, трос прелый.



Рис. 151. Стальные тросы: а — жесткий; б — полужесткий; в — гибкий; г — бензель

Стальные тросы изготовляют из оцинкованных проволок (рис. 151). Имея большую крепость, чем растительные, эти тросы более жесткие, а поэтому не так удобны в работе. Чем больше проволок в тросе, тем он мягче, эластичнее, тем удобнее с ним работать.

За тросами требуется уход: растительные тросы после работы просушивают, стальные один раз в месяц смазывают тавотом или отработанным маслом. Кислоты и щелочи портят любые тросы.


Рис. 152. Такелажный инструмент 1 — свайка, 2 — мушкель, 3 — полумушкель, 4 — драек, 5 — лопатка, 6 — нож

Кроме того, в набор такелажных инструментов входят нож, зубило, молоток и лопатка.

2. Узлы

Узлы служат для связывания тросов и скрепления их с какими-либо предметами, оборудованием и пр. Они должны быстро вязаться и развязываться, но самопроизвольно не распускаться. Основные узлы (рис. 153).

Прямой узел служит для скрепления двух концов троса небольшого диаметра (при небольшом растягивающем усилии во избежание затягивания узла).

Рифовый узел употребляется в том случае, когда требуется быстрая отдача связанных снастей, для чего нужно дернуть за свободный конец троса.

Морские узлы


Рис. 153
Морские узлы: а — прямой, б — рифовый, в — удавка, г — выбленочный; д — простой штык; е — стопорный узел; ж — шлюпочный узел; з — гачный узел; и —шкотовый (слева) и брамшкотовый (справа); к —плоский узел; л — буксирный, м— буйрепный узел

Удавка применяется для быстрого закрепления троса за бревно и другие круглые поверхности при буксировке. Для прочности узла и уменьшения скольжения на гладкой круглой поверхности дополнительно делается один-два шлага.

Выбленочный узел вяжется в том случае, когда есть предположение, что удавка сползет.

Простой штык применяется при креплении швартовов к рымам и палам. Разновидностью простого штыка является штык с двумя шлагами — он не ползет и не затягивается.

Стопорный узел применяется при креплении фалиней шлюпок, когда подается один буксирный трос на несколько шлюпок.

Шлюпочный узел применяется для прикрепления шлюпки, например, при буксировке.

Гачный узел вяжется для закладывания растительного троса на гак.

Шкотовый узел применяется для вязания шкотов в шкотовые углы парусов. Разновидностью его является брамшкотовый узел, употребляющийся при более сильных нагрузках.

Плоский узел употребляется для связывания тросов различной толщины, например, проводника с буксиром (чаще для этого применяется выбленочный узел с обратной петлей для развязывания).

Буксирный узел служит для закладывания буксирного конца на гаке.

Буйрепный узел употребляется при вязании буйрепа за тренд якоря.

3. Сплесни и огоны

Сплесни служат для сращивания двух тросов. Они бывают короткими и длинными или разгонными. Короткий сплесень дает в месте сращивания небольшое утолщение. Чтобы срастить два троса коротким сплеснем, распускают пряди обоих концов (рис. 154, а). На трос накладывают марку, предохраняющую трос от распускания.

Пряди одного троса накрест вкладывают в пряди другого. Поворачивая трос по солнцу, пробивают ходовую прядь одного троса под встречную прядь другого с таким расчетом, чтобы при затягивании они прижимали друг друга. Обычно делают три пробивки каждой пряди, затем обрезают по полпряди и пробивают еще по разу. Чтобы срастить два троса длинным (разгонным) сплеснем (рис. 154, б), трос распускают на один-полтора метра и накладывают марки. Затем одну прядь вывивают, а на ее место ввивают прядь другого троса. Оставшиеся две нетронутые пряди связывают между собой, а концы прядей отрезают. Для сращивания двух стальных тросов разгонным сплеснем поступают так же. Только пробивку ходовой пряди производят против спуска под две коренные пряди другого троса, зажав при этом одну коренную прядь, находящуюся слева. Так пробивают все пряди по порядку справа налево, зажимая одну коренную и пропуская под нее две другие.

Огоном называется сделанная на конце или посредине троса петля (рис. 155). На трос накладывается марка, а его свободный конец распускается. Расположив по порядку распущенные пряди, пробивку начинают со средней, пропуская ее под ближайшую коренную прядь против спуска. Затем пробивают верхнюю левую под следующую коренную, зажав при этом предыдущую коренную. Поворачивают огон на 180° и третью прядь пробивают под оставшуюся коренную. В процессе дальнейшей пробивки нужно смотреть, чтобы коренная прядь находилась между двумя ходовыми. Затем ведут пробивку одной пряди под одну коренную. Всего делают три пробивки.


Рис. 154. Сплесень: а — короткий сплесень (1—4 — последовательные приемы сращивания двух тросов); б — длинный сплесень

Чтобы наложить марку (рис. 156), надо взять ворсу или парусиновую нитку, наложить ее петлей на трос и обмотать свободным концом 10— 20 раз. Пропустив конец в петлю, последнюю протаскивают и обрезают.


Рис. 155. Простой огон

4. Изготовление кранцев и швабр


Рис. 156. Простая марка: 1 — ходовой конец; 2 — коренной конец

Кранцы служат для предохранения корпуса судна от ударов и трения во время швартовки и стоянки судна у причала. Можно пользоваться твердыми (деревянными) и мягкими (пле теными) кранцами (рис. 157). Мягкие кранцы изготавливают из кусков старого троса, пакли и крошеной пробки. В парусиновый мешок по размеру кранца накладывают пробку или паклю, затем распускают старый трос и накрест обвязывают им мешок, оставляя сверху петлю. Мешок подвешивают на удобную высоту и пропускают через петлю каболки. Последние вьются друг за друга. По окончании работы свободные концы подбиваются под оплетку. Швабру изготовляют так: распускают кусок ненужного растительного троса на каболки, выстругивают ручку, как показано на рисунке (рис. 158), обкладывают равномерно конец ручки каболками и накладывают бензель. После этого каболки выво рачиваются, обтягиваются и снова крепятся бензелем. Концы каболок ровно подрубаются, швабра моется и просушивается. На другом конце ручки просверливается отверстие для крепления троса с петлей (трос нужен, чтобы швабра не упала за борт).



Рис. 157. Изготовление мягкого кранца


Рис. 158. Изготовление швабры (последовательные приемы изготовления)

© 2007-2010 Отдел ГИМС Главного управления МЧС России по Ярославской области. Все права защищены.

Идея создания, дизайн и администрирование сайта: Полтавский Виктор Алексеевич

Не прокатит. Пришлось как-то плести огон на швартовном капроновом конце диаметром 50 мм (вообще-то не стальные концы измеряются по окружности, но об этом сейчас забыли). Так в него стальную свайку приходилось молотком забивать. А раскрутить по свивке руками, чтобы ослабить, практически невозможно. Хорошо иметь приспособу, как в первом ролике. Иначе это работа не для белых людей.

Все правильно сказали.Все что до 20тки чалится с закрытыми глазами ,хоть ночью под водой,кста не шучу,был случай. Но 40 ка засада.Те преспособы что пользую не в формате .Попробую фоты с телефона загрузить,сегодня пофотал,может чо то разглядим.

Избранное

Факторы, воздействующие на судно в штормовых условиях Плавание в штормовых условиях современных судов, несмотря на их крупные размеры и высокие […]

Избранное

С появлением и развитием вычислительной техники стали разрабатывать и широко внедрять аналитические методы в практику проектирования формы корпуса судна и […]

Избранное

Социальная психология изучает взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности с учетом психологических и социальных факторов, характеризую­щих индивидуальные и групповые […]


далее сделаю перепост очень интересно темы :)
текст не мой, я просто разместил объяву!

цель: может кому-нибудь пригодится. да и обсудить-дополнить не помешает :)

После приобретения ШНГ первым делом решил обзавестись нормальным рывковым тросом.
Полазив по инету и форуму, выяснил следующее:
1. Трос д.б. динамическим
2. Длина 10м
3. Трос должен держать 7-8т. (камазы и крузаки сидящие на пузе целью дерганья не считаю)

Некоторые мои знакомые приобретают трос диаметром меньше 22 мм, аргументируя это тем, что прочности на разрыв для Шеви-Нивы вполне достаточно и она с запасом перекрывает вес выдергиваемого автомобиля. Необходимо понимать, что разрывная прочность каната и конечная прочность троса это вещи разные. Начнем с того, что любой канат рекомендуется использовать под нагрузками, не превышающими 30% от его разрывной прочности. Абсолютно все узлы снижают прочность изделия, даже огон, которым мы будем заплетать трос. Грязь, незначительные потертости также существенно снижают прочность троса (на 15-20%). А теперь сами посчитайте, сколько останется от прочности каната после заплетания огонов и пары месяцев эксплуатации…
Можно брать конечно канат большего диаметра — но я считаю, что это оправдано для более тяжелых машин. Для Шевика это слишком громоздкая выходит конструкция.

Пошарив по городу ничего готового путного не нашел.
Зато заприметил в Энтузиасте вот такую весчь:
ТТХ каната
Приобрел 10м, запас на узлы надо еще 1 м, я честно говоря ступил.

Немного о том, как понять, что продавцы в магазине отматывают Вам из правильной бухты, а не пытаются подсунуть вместо нужного нам полиамидного троса полипропиленовый:
1. Полиамид как правило бело-молочного цвета. Полипропилен может быть голубого, синего, белого, голубоватого, розоватого цветов.
2. Если взять в руку полиамидный трос, то он легко огибает ладонь под собственным весом. В руке лежит плотно, увесисто. Полиамидный трос при одинаковой толщине будет в 1,5 раза тяжелее чем полипропиленовый.
3. Полиамидный трос приятный на ощупь, шелковистый. Полипропилен выглядит и ощущается в руке как синтетический мешок из под картошки или сахара.
4. Не заплетенные кончики полиамидного троса распушаются на очень мелкие и гибкие волоски. Волокна полипропиленового троса более жесткие.

Почему нужен полиамидный трос? Ведь он дороже… Дело в том, что коэффициент удельного удлинения под нагрузкой (то, на сколько растянется трос при рывке) выше у полиамидного троса. Полиамидный трос более тягучий и за счет этого лучше гасит резкие рывки, позволяя плавно и без повреждений выдергивать другие автомобили. Еще один немаловажный фактор — ПОЛИАМИДНЫЙ ТРОС ПРОЧНЕЕ почти в 2 раза!

Способ заделки петель возник в голове сразу же, как увидел канат — видно сказался опыт общения с парусами.

На выходе выглядит так:


Лично мне нравится:
1 — компактно, любой узел более габаритен
2 — эстетично
3 — снижение прочности на разрыв меньше, чем у любого узла.

Теперь как это делается:

Берем конец каната, расплетаем сантиметров на 17-20, очень полезно в начале оплавить каждую из 3-х жил, образующих канат — потом меньше распушается, удобнее работать.

Формируем петлю нужного размера, берем одну жилу и продеваем под любую жилу коренного конца по направлению "против завива"
Мысленно представляем срез каната на уровне первого продевания и на этом же уровне повторяем с остальными 2 жилами.
Далее следуем принципу — "каждая жила через один под один против повива" и последовательно проплетаем еще 5-6 раз. Важно проплетать не
одну жилу от начала до конца, потом вторую, потом третью, а по одному стежку (1-2-3-1-2-3-1-2-3).
Ниже фотки. Цифры — номера жил ходового конца. На фотках и словах объяснить сложновато, если взять в руки хотя бы бельевую веревку
будет проще. Можно попробовать поиском "огон" и "сплесень". Канат довольно мягкий, свайка для отделения жил в повиве при стежке не нужна
— я делал все руками немного скручивая канат против завива.
Кому чего не понятно — отвечу с радостью.

Вот ТУТ можно посмотреть анимированный процесс заплетания. Текст на английском.

Читайте также: