Как сделать чеканку

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 10.09.2024

Медный лист для чеканки


Листовая медь используется для чеканных декоративных работ. Наиболее востребованы для чеканки медные листы марок М1, М2 и М3. По желанию заказчика возможна машинная нарезка листа по требованию и необходимым размерам. Для получения подробной информации, приобретения медного листа и оформления заказа свяжитесь с диспетчером.

Бактерицидные свойства меди при использовании в интерьерах и при приготовлении пищи

Медный лист лучше всего подходит для чеканки ввиду мягкости и пластичности материала. Экологическая чистота и полезные качества меди для организма человека были отмечены еще в древние времена. Ионы меди имеют бактерицидные свойства и уничтожают большинство болезнетворных бактерий. На медной посуде или в медных трубах не образуются колонии бактерий. При устройстве медных водопроводов, вода остается чистой и свободной от заражения бактериями. Не случайно в богатых семьях во все времена использовались медные и серебряные кувшины, медные емкости для воды и приготовления пищи.



Пластичность медных листов для чеканки

Медные листы являются лучшим материалом для машинной или ручной чеканки. Для максимальной пластичности прокатные листы для чеканки подвергают специальной обработке, позволяющей снизить напряжение металла. Машинная чеканка представляет собой холодную штамповку, позволяющую получить при помощи специальных прессов готовые декоративные элементы, предметы интерьера, украшения, черепицу, каминные экраны и другие изделия.

Использование медных пластин в качестве декора также имеет глубочайшую историю. Из меди изготавливаются лучшие защитные экраны для огня и декоративные светильники. Древнейшие медные светильники из меди в виде чеканных птиц датируются вторым тысячелетием до нашей эры.




Чеканка по металлу своими руками

Для начала можно попробовать выполнить чеканку на кухонной посуде. Это может быть жестяная банка из-под кофе или чая. Как сделать чеканку в домашних условиях? Начать лучше с вогнутой разновидности, то есть рисунок будет направлен внутрь. Для этого необходимо прочно закрепить материал, в данном случае кофейную металлическую банку, и карандашом наметить рисунок. Тема может быть любой.


Затем нужно изготовить инструмент для чеканки. В домашних условиях для работы подойдет обычный строительный гвоздь длиной 100-150 миллиметров, у которого следует сточить острый конец. Когда кончик гвоздя примет округлую форму, его уже можно будет назвать канфарником – это основной инструмент чеканщика. Остается найти молоток весом двести граммов, и можно приступать к работе. Легкими ударами нужно нанести контуры рисунка, а затем выбивать точки. Чеканка по металлу своими руками в домашних условиях – это творческий процесс, который может стать началом долговременного увлечения. В этом случае нужно быть готовым к тому, что потребуется набор инструментов и специальный материал.



Как выбрать материал для чеканки

Для выполнения чеканных работ годится любая листовая медь и сплавы. Для начальных работ могут использоваться даже алюминиевые листы. Но лучшие листы для чеканки это так называемая красная медь, чистые медные пластины и латунь, сплав меди с цинком, имеющий не красноватый, а более светлый золотистый цвет. Высокие антикоррозийные свойства металла, прочность в сочетании с пластичностью позволяют сохранить художественные работы из чеканной меди на столетия. После чеканки металл может приобрести хрупкость. Специальные технологии обжига позволяют вернуть медным листам и чеканным изделиям пластичность.

Медный лист для чеканки превосходно реагирует на инструмент, возможна как глубокая объемная чеканка, с изменением формы листа, так и мягкая работа с чеканкой тонких линий.



Художественная обработка металла (чеканка на резиновой подкладке)

7 класс Урок № 8

Тема: Художественная обработка металла (чеканка на резиновой подкладке

). Технология выполнения работ. Практическая работа. Выполнить простую чеканку.

Цель. Изучить методы чеканки и разнообразие изделий из металла.

Метацель. Показать и научить выполнять чеканные работы, ознакомить с инструментами для выполнения данных работ. Ознакомить с рабочими профессиями.

Оборудование. Набор чеканщика, линейки, молотки, фольга, карандаши, резиновая подкладка.

Тип занятия. Комбинированное.

Структура занятия.

1. Организационный момент. 5 мин.

2. Изучение нового материала. 44 мин.

2.1. Художественная обработка металла (чеканка на резиновой подкладке). 7 мин.

2.2. Инструменты для чеканки. 5 мин.

2.3. Метод выполнения чеканки. 7 мин.

2.4. Выполнение простой чеканки. 25 мин.

3. Окончательная отделка чеканки. 3 мин.

4. Правила безопасности. 5 мин.

5. Профессия – чеканщик. 5 мин.

6. Практическая работа. Изготовление простой чеканки. 20 мин.

7. Подведение итогов занятия. 5 мин.

8. Домашнее задание. 3 мин.

Ход занятия.

1. Организационный момент

. Перекличка, проверка домашнего задания. Ознакомление обучающихся с содержанием и структурой урока.

2. Изучение нового материала.

2.1. Художественная обработка металла. Чеканка на резиновой подкладке.

Чеканка способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путём сильного нажатия инструментом, имеющим выступы. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объёмное изображение.

Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3…1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожжённой стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо). В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церковной утвари применялись драгоценные металлы – золото, серебро и их сплавы.

2.2. Инструменты для чеканки. Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни особой формы длиной 120…170 мм. С помощью расходника на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его в виде более или менее чёткой сплошной линии. Лощатники служат для выравнивания плоских поверхностей, а бобошники – для получения полукруглых форм при чеканке.

2.3. Метод выполнения чеканки. При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остаётся свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чекан держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперёд. В правой руке держат молоточек, которым наносят лёгкие частые удары по чекану, продвигая его.

При выколотке крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют деревянные чеканы. Их изготавливают из твёрдых пород дерева – граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно выравнивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.

2.4. Выполнение простой чеканки. Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении – расходка с опусканием фона. Выполняется она в несколько этапов.

2.4.1. Первый этап на листе бумаги выполняют рисунок в натуральную величину, без теней с чистыми полями (по 30…40 мм) с каждой стороны для приклейки его на металл .

2.4.2. Второй этап Подготовка металлической пластины. Её вырезают ножницами по металлу с таким расчётом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и ещё кругом оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25…40 мм. Эти поля будут нужны, если потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины. Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают лёгкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.

2.4.3. Третий этап переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого поверхность с помощью кисти или ватного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного клея. После высыхания краски на неё кладут копировальную бумагу, а сверху рисунок, края которого приклеивают к металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле не стирался при работе, его покрывают нитролаком.

2.4.4. Четвертый этап выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон.

2.4.5. Пятый этап опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы оконтуривают очертания рисунка. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном. Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъёма) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона с тем, чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка. Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то прежде, чем к ней приступать, необходимо выполнить термическую обработку заготовки.

2.4.6. Шестой этап Для восстановления её пластичности проводят отжиг пластины. Этот этап изготовления изделия выполняется учителем. При отжиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на школьном дворе) до тёмно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой.

2.4.7. Седьмой этап Остывшая пластина покрыта тёмным налётом – окалиной. Для её удаления металлическую поверхность промывают в 10…15%-ных растворах кислот – соляной и серной (выполняется только учителем). Осветлённую пластину промывают водой и сушат. Алюминиевую пластину можно не отжигать.

2.4.8. Восьмой этап Подъём рельефа. Рельеф выколачивают чеканом-бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся эластично и не рвался. Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ (выпуклые участки).

3. Окончательная отделка изделия

. Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если её покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем. Готовые чеканные декоративные пластины можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках

4. Правила безопасности.

Осторожно обходиться с заготовками, поскольку листовой металл имеет острые кромки. При вырезании металлической пластины не держать левую руку близко к ножницам, чтобы пальцы не попали под лезвие Правку листовых заготовок выполнять исправной киянкой. Чеканку выполнять молотком с надёжно насаженной на исправную ручку головкой.

5. Профессия – чеканщик.

Существует такая профессия. Что же нужно знать чеканщику.

  • Маркировку и наименование обрабатываемых материалов.
  • Принцип работы и устройство пневматического молотков и аппаратов различных типов.
  • Назначение и условия применения приспособлений.
  • Устройство контрольно-измерительных инструментов, приспособлений и пневматических молотков.
  • Способы и приемы чеканки.
  • Способы испытания швов.
  • Механические свойства заклепочной стали.
  • Технические условия приемки швов.
  • Технические условия чеканки легированных сталей, алюминиевых сплавов и биметалла.
  • Конструкцию пневматических инструментов и прессов.
  • Систему смазки пневматических инструментов.

6. Практическая работа.

Изготовление простой чеканки.

7. Подведение итогов занятия.

На нашем уроке мы изучили и закрепили знания по технике художественной обработке металлов методом чеканки.

8. Домашнее задание

. Повторить методы и приёмы выполнения чеканки. Изучить инструменты для выполнения чеканных работ.

Читайте также: