Софт фильтр своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 03.09.2024

Софт-Фильтры

В свое время заинтересовался более подробно софт фильтрами.
Расспрашивал многих знакомых, кто и что использует, жаль, что не всех спросил, ну да ладно. Наиболее подробно и интересно ответил Сергей Дубильер, за что ему большое спасибо. Пользуюсь его старым разрешением, о публикации, повторяю эту статью и на этом форуме.

Sergey Dubiljer
В общем, ситуация такая. Принципиально софтов есть четыре вида - "капельками" (как твой "софтенер" или шнайдеровский "софт имадж"), с мелко_волнистой поверхностью (хойский "диффузер"), с концентрическими колечками (хойский "дуто" или шнайдеровский "софт фокус") и с дифракционной решёткой (например - кокиновский "софт").
Работают они совершенно по-разному, по-разному реагируют на фокусное расстояние объектива и на диафрагму, на разных сюжетах по-своему выигрышны или не выигрышны.

Фильтры с мелко-волнистой поверхностью, как правило, практически не садят контраст, но явно убивают резкость, "смазывая" картинку мелкими мазками (типа как маслом писанное). На открытых диафрагмах виден просто эффект падения резкости, а на хорошо закрытых - уже заметен эффект "масляной живописи". Этот фильтр не требует жесткого света, так что можно применять, фактически, при любом сюжете. Естественно, эффект хорошо виден только при фотографии 20х30 и больше.

Фильтр с концентрическими канавками имеет весьма редкое применение, как на мой взгляд. Действительно хорошего эффекта на нём можно достигнуть, если вызвать какую-то интерференцию. Например у меня есть фотка с таким фильтром - блондинка с вьющимися волосами, снятая крупно, с верхне-контровым светом. Волосы аж струятся :)) В остальных случаях просто немного снижает контраст и резкость, образуя на светящихся полосах и пятнах не очень аккуратные разводы.

Ну и последние фильтры - типа дифракционной решётки. Они не любят сильно жесткого света, зато любят всякие светящиеся точки. Эффект довольно приятный, причём какое-то подобие ореолов достигается даже на относительно мягком свете.

И последнее - софт-фильтры весьма капризны, плюс - привередливы к характеру света, так что освещение/сюжет нужно строить именно с учётом особенностей каждого фильтра, иначе не получится не только какой-то сверххудожественный эффект получить, но и даже получить просто картинку приемлемого качества.

Сейчас большинство фотографов не представляет работы без компьютерной постобработки. Однако, когда современных компьютеров не существовало, всевозможных творческих эффектов было сложнее достичь.

Одним из способов решения этой задачи были фотографические светофильтры.

В фотографии под светофильтром подразумевается оптическое стекло (не линза), которое тем или иным способом закрепляется перед объективом (реже внутри объектива) и изменяет изображение, либо выполняет защитные функции.



Фотографические светофильтры

Итак, на современных объективах можно увидеть резьбу на передней части, с помощью которой и прикручиваются светофильтры.



Резьба для светофильтра на объективе



Объектив со светофильтром

В этом случае светофильтр не мешает использованию фотоаппарата. На передней части такого светофильтра также находится резьба, которая позволяет закрепить еще один фильтр, либо использовать штатную крышку.

Другой вариант - более редкий. Здесь светофильтры представляют собой прямоугольную пластину, которая с помощью специального держателя крепится на объектив. Преимущество такого подхода в том, что светофильтр может двигаться внутри этого держателя.



Крепление системных фильтров Cokin

Какие же типы светофильтров существуют? Перечислим их.

Защитные

Как можно понять из названия, это светофильтры, которые несут защитную функцию. Они имеют полностью прозрачное стекло с просветлением, влияние которого на изображение, в идеале, отсутствует.



Защитный фильтр Kenko

Например, фирма HOYA, которая является одним из крупнейших производителей оптического стекла, выпускает светофильтры с обозначением HD, которые имеют упрочненное стекло, а также покрытие, отталкивающее жиры и воду. Это помогает лучшим образом защитить объектив, а также облегчает задачу очистки самого светофильтра.

Также, для постоянного ношения подходят ультрафиолетовые фильтры, так как они не влияют на изображение на цифровых камерах.



Ультрафиолетовый фильтр Hoya

Поляризационные



Поляризационный фильтр Hoya

Свет имеет волновую природу, причем колебания происходят перпендикулярно направлению света. Благодаря этому возможно явление поляризации света - преобладание колебаний с одинаковой направленностью. Поляризационный фильтр соответственно, пропускает только такой свет. Какое практическое применение такого фильтра?

Дело в том, что свет, который отражается от неметаллических поверхностей - воды, стекла - тоже поляризован. Соответственно, поляризационный фильтр будет пропускать такой свет только если его направление поляризации совпадает с таковым у отраженного света.

Оправа поляризационного фильтра состоит из двух колец, свободно вращающихся друг относительно друга. Одно из них служит для прикрепления к объективу и при использовании остается неподвижным. Второе же служит оправой самого фильтра. Таким образом, фильтр свободно вращается на объективе, и мы можем сделать так, чтобы он не пропускал свет, отраженный от какого-либо объекта.

Проще говоря, поляризационный фильтр можно настроить так, что на фотографии не будут видны эти отражения.



Эффект поляризационного фильтра

В каких случаях это может быть полезно?

Например, при съемке водоемов, позволяя увидеть то, что находится под водой. Также можно снимать через стекло окна, витрины, автомобиля, не боясь лишних бликов.

И, наконец, поляризационный фильтр позволяет сделать небо более насыщенным, убирая свет, отраженный от воды, которая находится в атмосфере.



Без поляризационного фильтра



С поляризационным фильтром

Нейтрально-серые фильтры

Встречались ли вы с ситуацией, когда при съемке со светосильной оптикой снимки сделанные на открытой диафрагме оказываются пересвеченными, несмотря на минимальную выдержку и чувствительность? Как правило, это происходит на ярком солнце.

Решить проблему в данном случае помогут так называемые нейтрально-серые фильтры. Они представляют собой оптическое стекло с равномерным затемнением. Соответственно, такие фильтры позволяют увеличить выдержку, либо открыть диафрагму, не меняя экспозиции, в случаях, когда это не представляется возможным сделать обычным методом.



Нейтрально-серый фильтр Hoya

Итак, благодаря такому фильтру мы можем, например снимать на ярком солнце или со вспышкой на малых значениях диафрагменных чисел.

Эффект длинных выдержек может понадобиться для съемки воды, ночной съемки, городской съемки - в этих случаях можно наблюдать очень интересные, красивые эффекты.



Размытие движущейся воды при длинной выдержке



Эффект длинной выдержки на фотографии

Не могут обойтись без них и видеографы - ведь они не снимают на коротких выдержках.

Здесь стоит упомянуть нейтрально-серые фильтры переменной плотности. Они представляют собой два поляризационных фильтра, которые вращаются относительно друг друга. На таком фильтре, как можно понять, эффект можно регулировать.



Нейтрально-серый фильтр переменной плотности

Многие профессиональные видеокамеры и некоторые фотокамеры (не имеющие выдержек 1/4000 сек, 1/8000 сек) имеют встроенный нейтрально-серый фильтр, который активируется автоматически или вручную и позволяет снимать на относительно длинных выдержках.

Градиентные фильтры

Градиентные фильтры, как и нейтрально-серые, имеют затемнение, но оно сделано с градиентом от одного края к другому.



Градиентные фильтры

Они применяются в тех случаях, когда область, которую мы снимаем, имеет контрастный переход. Например, это съемка пейзажей, когда небо светлое, а земля темная. Градиентный фильтр позволяет в этом случае “поместить” снимок в динамический диапазон камеры и сделать его более красивым.



Эффект градиентного фильтра на фотографии

Градиентные фильтры изготавливаются в виде подвижных пластин, так как граница контрастного перехода, естественно, может располагаться в любом месте снимка.

Эффектные фильтры

Под названием “эффектные фильтры” можно объединить все фильтры, которые значительно меняют изображение. Каждый из них, пожалуй, предназначен для определенного типа или жанра фотографии.

Некоторые из них можно заменить компьютерной обработкой, но такой подход не для настоящих фотографов.

К тому же эффект многих из них более оригинален, чем “инстраграмообразные” варианты постобработки, модные теперь.

Итак, какие же эффектные фильтры существуют?

Звёздные фильтры

Технически, звездный фильтр представляет собой прозрачное стекло, покрытое равномерной сеткой из рисок.



Звездный фильтр

Такой фильтр имеет следующий эффект: вокруг точечных источников света образуются лучи, и поэтому фильтр называется звездным.



Эффект звездного фильтра

При этом, фильтры могут быть шестилучевыми, восьмилучевыми и так далее, в зависимости от типа сетки и, соответственно, количества лучей.

Софт- и фог-фильтры

Устройство этих фильтров достаточно простое: стекло у них рассеивает проходящие лучи света, из-за чего на снимках появляется эффект дымки, тумана или чего-либо подобного.



Софт-фильтр

На каком-то фильтре этот эффект может быть более сильным, на другом - более слабым, это указывается на упаковке фильтра в виде буквенных обозначений.



Эффект софт-фильтра

Center-spot фильтры

Эти фильтры являются не чем иным, как линзой с просверленным посередине отверстием.



Center-spot фильтр

Эффект при этом - четкое изображение в центре и размытое по краям. Это, пожалуй, сродни виньетированию, то есть позволяет акцентировать внимание на на том, что находится в центре кадра.



Эффект center-spot фильтра

Инфракрасный фильтр

Ультрафиолетовый фильтр, как мы говорили, отсекал свет соответствующего спектра. Инфракрасный - наоборот - пропускает только инфракрасный свет. Мы его, соответственно, не видим, и поэтому фильтр выглядит просто как темное стекло.



Инфракрасный фильтр

Но если такой фильтр поставить на камеру, которая имеет чувствительную к инфракрасному свету матрицу, либо пленку, то на обычных снимках мы можем видеть очень интересное изображение.



Эффект инфракрасного фильтра (с постобработкой)

Общие рекомендации

Светофильтры, сделаны из оптического стекла, и поэтому, если вы не хотите потерять качество изображения, то нужно смотреть на качество оптического покрытия (просветления).

Например, с защитным фильтром это сделать достаточно просто - можно положить его на черную поверхность (в идеале, бархатную) и оценить то, насколько осветленной оказывается часть, закрытая стеклом фильтра. В идеале, светофильтр оставляет черную бархатную поверхность хорошо видимой.

Если вы подбираете светофильтр для широкоугольного объектива, то необходимо обратить внимание на ширину и высоту его оправы. Если таковые окажутся слишком большими, фильтр будет попадать в кадр.

При покупке стоит проверить фильтр на отсутствие внешних дефектов, царапин, состояние покрытия.

Бывшие в длительном употреблении фильтры обычно приходят в плачевное состояние, поэтому не стоит к ним присматриваться.

В продаже можно увидеть наборы фильтров: их покупка может оказаться более выгодной, чем подбор отдельных экземпляров.

Если вы покупаете несколько фильтров, можно порекомендовать приобрести к нам специальный футляр.

Ну и конечно, стоит приобретать светофильтры с проверкой, в магазине, который специализируется на фототехнике и, соответственно, светофильтрах крупных мировых производителей.

Софт-эффект, монокль и пр.
Хочется поснимать натюрморты с "софт"-эффектом.
Собственно есть несколько решений данного вопроса:
- софт объектив - очень дорого но качество замечательное, из недостатков, невозможность регулирования степени "смягчения"
- монокль - проблемно изгтовить и собственно тоже недешево (один переходник с резьбы на байонет Пентакс 20 баксов), + гелиос, + линза +заплатить за изготовление. Зато неповторимый потрясающий рисунок.
- объектив Lens-Baby - средненький рисунок (на мой взгляд) за очень немаленькие деньги (150 у.е.)
- софт фильтры. Выбор очень широк, различные характеристики, относительно невысокая цена.

У меня есть Cokin 830 (средний по "мягкости" из серии фильтров Diffuser 810-850). Кстати мне его рисунок нравится гораздо больше, нежели иммитация софт-эффекта програмными средствами (Photoshop, Jasc PaintShop Pro).
У Cokin есть еще несколько софт-фильтров: Sunsoft, Pastel 2, Color Diffuser и ряд софт-фильтров с резкой центральной частью.
Можно купить самый "мощный" Cokin 850, а можно поступить хитро: в добавок к моему Cokin 830, купить софт-фильтр с резкой центральной частью.
И ставить их одновременно (благо держатель позволяет ставить 2 фильтра) получится что 830 фильтр смягчит всю картинку, а spot-фильтр дополнительно смягчит переферию кадра.
Вот только остается гадать а какой-же результат будет, в результате такого совмещения.

Есть еще обыкновенный старенький советский фильтр UV, может на него вазелин нанести?

Подскажите пробовал ли кто использовать Cokin 850 или два Cokin одновременно?
У кого есть опыт работы с вазелином? Есть вариант наносить его на большое стекло и ставить его, между аппаратом и объектом съемки, но мне он не подходит (снимаю в спальне где свободного пространства 2м.кв.)

dimavirt (18.5.2006, 10:43 MSK) писал:

Это не соответствует действительности.

dimavirt (18.5.2006, 10:43 MSK) писал:

монокль - проблемно изгтовить и собственно тоже недешево (один переходник с резьбы на байонет Пентакс 20 баксов)

Можно, наверное, и из Гелиоса байонетного сделать?

А вот все остальное, фильтры с вазелином, и все такое, проще самому попробовать и всем рассказать

dimavirt (18.5.2006, 10:43 MSK) писал:

Софт-эффект, монокль и пр.
Хочется поснимать натюрморты с "софт"-эффектом.
Собственно есть несколько решений данного вопроса:
- софт объектив - очень дорого но качество замечательное, из недостатков, невозможность регулирования степени "смягчения"
- монокль - проблемно изгтовить и собственно тоже недешево (один переходник с резьбы на байонет Пентакс 20 баксов), + гелиос, + линза +заплатить за изготовление. Зато неповторимый потрясающий рисунок.
- объектив Lens-Baby - средненький рисунок (на мой взгляд) за очень немаленькие деньги (150 у.е.)
- софт фильтры. Выбор очень широк, различные характеристики, относительно невысокая цена.

У меня есть Cokin 830 (средний по "мягкости" из серии фильтров Diffuser 810-850). Кстати мне его рисунок нравится гораздо больше, нежели иммитация софт-эффекта програмными средствами (Photoshop, Jasc PaintShop Pro).
У Cokin есть еще несколько софт-фильтров: Sunsoft, Pastel 2, Color Diffuser и ряд софт-фильтров с резкой центральной частью.
Можно купить самый "мощный" Cokin 850, а можно поступить хитро: в добавок к моему Cokin 830, купить софт-фильтр с резкой центральной частью.
И ставить их одновременно (благо держатель позволяет ставить 2 фильтра) получится что 830 фильтр смягчит всю картинку, а spot-фильтр дополнительно смягчит переферию кадра.
Вот только остается гадать а какой-же результат будет, в результате такого совмещения.

Есть еще обыкновенный старенький советский фильтр UV, может на него вазелин нанести?

Подскажите пробовал ли кто использовать Cokin 850 или два Cokin одновременно?
У кого есть опыт работы с вазелином? Есть вариант наносить его на большое стекло и ставить его, между аппаратом и объектом съемки, но мне он не подходит (снимаю в спальне где свободного пространства 2м.кв.)

Германия выпускает объектив ИМАГОН 120/4 для 35мм,150/4,5 для 6х6,200/5,6 для 6х9 с регулируемым, сменными диафрагмами, софт эффектом.Цена от 500 евро.Считается непревзойденным объективом для портретной и рекламной съемки.

Вазелином я фильтры не мазала, а напыляла лак для волос. Причем, его можно напылить не равномерно, а с ослаблением к центру, например, и т.д. С нескольких попыток должно получиться .
Но, честно сказать, мне результаты не очень-то понравились -- на мой взгляд, эффект грубоватый (возможно, мне не удалось сделать достаточно тонкого напыления).
Впоследствии я купила Marumi Silki Soft A, который мне очень нравится своей деликатностью и ненавязчивостью, и подобное рукоделие забросила.

. K-class submarines and Kwanon cameras

Bukashka (23.5.2006, 9:18 MSK) писал:

Это, как сейчас политкорректно выражаются, "гендерные особенности" -- вазелин Литол-24 я найду, а вот где взять лак для волос?

Осмелюсь предложить более щадящий способ достичь софт-эффекта без фильтров, спец. линзы. Натяните на линзу спереди, извиняюсь, женский чулок (типас "Стоять! Это ограбление!") Эффект можна варьировать (измеряется в ДЕН - женщины знают ).
Если серезно, то надеюсь, идея понятна.

С уважением,
Юрий

Мне его любезно предоставила подруга, поскольку сама я им тоже не пользуюсь. А вообще добыть его ничуть не сложнее, чем Литол-24 .

Это я тоже проходила .
Во-первых, цвет желательно черный, во избежание посторонних оттенков.
Во-вторых, степень эффекта -- да, варьируется толщиной и степенью натяга, но нормальный фильтр мне все равно больше нравится. Опять же, неэстетично . Хотя для экспериментов, наверное, пойдет.

Что касается фильтров, то их есть множество, и работают они по разных принципах, и соответственно и результат разный. Когда-то искал B+W софтЫ, но в то время не нашел и купил Cockin Diffuser II. Результаты его работы разные бывают, если интересно, то могу выложить или выслать фотографии. У моего друга другой фильтр, соответственно и результат другой. Где-то есть темка об этих различиях. Но что не совсем Гуд так это то что результат предугадать практически не возможно - бывает очень по разному. Сейчас заказал 85 Софт, жду

Jurij (23.5.2006, 12:50 MSK) писал:

Что касается фильтров, то их есть множество, и работают они по разных принципах, и соответственно и результат разный. Когда-то искал B+W софтЫ, но в то время не нашел и купил Cockin Diffuser II. Результаты его работы разные бывают, если интересно, то могу выложить или выслать фотографии. У моего друга другой фильтр, соответственно и результат другой. Где-то есть темка об этих различиях. Но что не совсем Гуд так это то что результат предугадать практически не возможно - бывает очень по разному. Сейчас заказал 85 Софт, жду

Да очень хотелось бы увидеть Ваши фото и если не трудно назовите кодировку фильтра (Р. )
А с двумя софт-фильтрами одновременно никто не пробовал работать?

Jurij (23.5.2006, 12:50 MSK) писал:

Сейчас заказал 85 Софт, жду

Извините, а где их заказывают? Софты? Я бы тоже заказал, если Вы мне подскажите.

Что касается кодировки фильтра, то я не помню, нужно дома посмотреть.
Фотографии могу выложить но никогда этого еще сдесь на форуме не делал, даже не знаю как, нужно почитать FAQ. Можно ли прямо сдесь? Ну и еще, качество картинок на экране, да еще в jpegсовсем не соответствует тому, что на бумаге
Что казается заказа, то тут все прозаично. Обектив покупаю на KEH, с доставкой по штатах, оттуда знакомый привезет сюда. Прямая доставка возможна, но достаточно дорого и ненадежно - таможня и т.д. Об этом сдесь уже не раз писали.

Сразу уточню, что фотосъемка не имеет никакой художественной ценности, и сделана только для данного тестирования.
Диафрагма на этом и последующих кадрах 4.0. Расстояние до ветки примерно метра полтора.

В первую очередь я сделал кадр с очень резким, даже сказал бы жестким объективом:

Nikkor 60mm f/2.8D AF 2010 © Photo by Alexander Kondakov

Nikkor 60mm f/2.8D AF

Дальше, подставляя перед объективом фильтры, делал кадр, не меняя диафрагмы, а немного удлиняя выдержку.

HOYA SOFTENER (A) 2010 © Photo by Alexander Kondakov

FILTER-FILTRE HOYA SOFTENER (A)

HOYA DIFFUSER 2010 © Photo by Alexander Kondakov

FILTER-FILTRE HOYA DIFFUSER

MONOKL 2010 © Photo by Alexander Kondakov

Конечно же, без КЛАССИЧЕСКОГО МОНОКЛЯ не обойтись.

И то же самое на бесконечности.

Nikkor 60mm f/2.8D AF 2010 © Photo by Alexander Kondakov

Nikkor 60mm f/2.8D AF

HOYA SOFTENER (A) 2010 © Photo by Alexander Kondakov

FILTER-FILTRE HOYA SOFTENER (A)

HOYA DIFFUSER 2010 © Photo by Alexander Kondakov

FILTER-FILTRE HOYA DIFFUSER

MONOKL 2010 © Photo by Alexander Kondakov

КЛАССИЧЕСКИЙ МОНОКЛЬ

Вывод мой таков, фильтры много места не занимают, цена их явно меньше, чем цена специализированного софт объектива и если есть желание делать мягкие портреты и пейзажи, имеет смысл носить в кофре пару таких простых стеклышек.

Читайте также: