Сквозной канал на кассетной деке своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 28.08.2024

Для начала признаем, что 99% меломанов поменявших в начале 90х годов кассеты на компакт диски сделали это неспроста – компакт диски звучали лучше кассет, и на то были причины. Начнем с того, что кассетные деки высшего класса, о которых пойдет разговор в этой статье, в 90-е годы могли позволить себе очень немногие. Большинство имело весьма средние аппараты типа таких, таких или вот таких, а обладатель вот такого чуда техники уже мнил себя владельцем супердеки и считал, что выше только звезды. По-настоящему классные аппараты, любители музыки видели только на картинках, а то и вовсе не знали об их существовании, и то было счастливым неведением, потому что купить подобную технику не отважились бы даже самые серьезные спекулянты – 850-1500 долларов США были в 80-е годы колоссальной суммой.

Итак, стоит ли заводить сегодня кассетную деку и что с ней делать?

Начну с того, что Nakamichi это фирма, придумавшая как реализовать сквозной канал (причём три раздельные головки, разнесённые физически друг от друга, как в катушечниках) в очень несовершенных тогда кассетных магнитофонах. Это полезная функция, позволяющая быстро настраивать магнитофон для записи на конкретной плёнке, и контролировать качество самой записи в реальном времени.

Звучат первые топовые Накамичи очень ясно, чисто и динамично, даже напоминая своих лучших катушечных собратьев. Но, естественно, по динамическому диапазону и шумности, им уступают, ввиду непреодолимых ограничений формата КК.

Внутреннее состояние аппарата, дожившего до наших дней в приемлемом внешнем виде.

100% техники 1970-х и 99% 1980-х годов требуют серьёзных реставрационно-восстановительных работ.

Также очень хороши по звуку относительно недорогие нынче модели 70-х г.г, - Накамичи 582, и немного покруче (для записи) - 682.

ZX7 стоит в отдельном ряду, практически идеальная дека для записи, любителю покрутить ручки, с возможностью настройки головки записи по азимуту в ручном режиме, встроенным оперативным калибратором и с очень хорошим звучанием.

А, например, ZX9, пришедшая ей на смену, с измененным пассиковым приводом маховика на прямоприводный, звучит жёстче, и не так приятно. Я думаю, это объясняется проникновением наводок капстана в звуковой тракт. Но это такие нюансы, которые можно услышать лишь в сравнении…

Чтобы информация о деках Nakamichi была исчерпывающей, дадим слово еще одному эксперту – эта статья была размещена на сайте – в чем-то она повторяет статью Артема, чем-то дополняет. Два экспертных мнения помогут вам получить о деках Nakamichi полное представление, и определиться с выбором. МОИ НАБЛЮДЕНИЯ О НАКАМИЧИ
Решил поделится своим опытом.

Через мои руки прошло не просто несколько а много, даже очень много разных аппаратов этой фирмы. Хочу всем немного приоткрыть глаза.

1. Техническое состояние БУ аппарата.

Исходим из того, что заводские настройки никто до Вас не трогал.

Аппараты 70-х годов практически убиты все и требуют серьезного ремонта. К ним относятся деки 600. 700 и 1000 серий. Убиваются головки, переключатели, подстроечные резисторы, конденсаторы. Если внешне аппарат несет следы серьезной эксплуатации - 100% что и остальное не в лучшем состоянии. Хотя сам ЛПМ почти вечен. Недостаточный уровень стирания современных лент ТИП II у ранних аппаратов.

Аппараты 80-х с ЛПМ 2-го поколения. Очень живучи. Если головки не спилены - как правило нужна только смазка и замена пассиков. Иногда выходят из строя оранжевые конденсаторы - лучше менять во всем аппарате целиком.
48х, 58х, 670, 68х, LX, ZX серии. Внешне могут быть в разном состоянии, но очень живучи. Переменные резисторы требуют реанимации. Переключатели редко.

Аппараты серии BX - двухголовые требуют ремонта ЛПМ 100% и замены реле Matsuhita 80%. Если надписи на кнопках стерты - ресурс ЛПМ и головки исчерпан - надо менять еще и движки (20%). Головка (Canon) может быть заменена или отшлифована(только 1 раз).

CR7 (СR7a) - отдельная история - часть аппаратов была выпущена фирмой с заводским браком - неправильной коррекцией - какой попадется Вам - лотерея. Авторизованные сервисы в курсе.

DRAGON - вследствии ошибки производства рассолгасованы частоты вращения ведущих валов. Было у всех моих Драгонов, кроме одного. Видно на спектрограмме детонации. Лечится небольшой переделкой. Авторизованные сервисы в курсе. Как правило замена служебных пассиков 100% и лампочек автостопа и реверса 50%. Иногда попадаются аппараты (10%) с неисправным или неправильно работающим механизмом регулировки азимута - лечится заменой привода и/или регулировкой. Повышенная чувствительность аппарата к внешним ВЧ и радио наводкам. Покупка Драгона тоже лотерея. Так как на слух не проявляются эти недостатки. Ошибка азимута определяется, только в грубых случаях.

2. Качество звучания. DRAGON и CR7 лучшие из современных микросхемных.

700 и 1000 серии звучат почти как катушечники.

Суховато и аналитично звучат BX.

Лучший по звуку двухголовый LX-3.

Остальные аппараты того времени, также гибридные - часть схемы на россыпухе, часть ИМС Dolby- как правило очень хорошо звучат - воздушно и динамично, с натуральными тембрами и большой сценой. У более старых и простых двухголовых моделей может быть повышен уровень фона.

3. Калибровка уровня записи. Неправда то, что НАКи отстроены под 200 нВб/м. Простая проверка тестовой кассетой показывает на некоторых аппаратах 0dB, на некоторых +3dB. Последнее чаще встречается на Европейских версиях. От модели и года выпуска мало зависит - попадались разные. Большинство по +3 dB откалибровано. И на аппаратах со стрелочными индикаторами и со светодиодными. Допускаю, что это связано с особенностями работы пикового индиктора уровня. Но если бы так было на всех аппаратах. Пример BX-100 из Америки показывал 0dB из Европы BX150E +3dB.

Надеюсь эта информация поможет Вам в правильном выборе деки при покупке и поможет найти возможные неисправности.

Читайте также: