Материалы для нетрадиционного рисования своими руками для детского сада
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 09.10.2024
Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками;
- рисование ладошками;
- рисование ватными палочками;
- печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:
- отпечатки-картинки;
- печать пластилином;
- масляная пастель + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные ниточки;
- монотипия.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- рисование солью;
- кляксография;
- пластилинография;
- граттаж;
- фроттаж.
РИСОВАНИЕ РУКАМИ
Рисование пальчиками ( пальчиковое рисование)
Самый простой и распространённый способ нетрадиционной техники — рисование пальчиками, рисование подушечками пальцев. Для этого подходят специальные пальчиковые краски, также гуашь или акварель, предварительно смоченные водой.
Всё, что требуется от ребёнка — это обмакнуть палец в краску и оставить на бумаге отпечаток. Таким образом, можно разукрашивать шаблоны (их можно распечатать или же нарисовать). Можно нарисовать:
К голому дереву добавить листьев;
На стебель и сердцевину — лепестки;
Для божьей коровки сделать пятнышки на спине;
Для новогодней ёлки — игрушки;
Белые пятна на шляпке мухомора;
Пятна у бабочек на крылышках.
Обратите внимание! Любую картинку можно полностью раскрасить при помощи пальцев или добавить недостающие элементы.
Рисование ладонями
Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками.
Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.
Можно считать этот способ следующим шагом после рисования пальцами. Здесь будет задействована вся ладонь. Краски можно использовать те же, что и для пальчикового рисования. Вот несколько вариантов рисования ладонями:
Цыплёнок. Следует нанести жёлтую краску на ладонь и оставить отпечаток на бумаге — получилось тело. Затем нанести краску на кулачок и таким образом сделать цыплёнку головку. Осталось добавить клюв, лапки и глаза.
Рыбка. Для этого можно нанести на ладонь разные цвета, затем оставить отпечаток на бумаге и добавить к изображению глазки и плавники.
Дерево. Для этого следует использовать коричневую или чёрную краску для отпечатка ладони. Затем получившееся дерево украсить листьями с помощью пальчиков.
Павлин. Эта красивая птица получится из двух или более отпечатков ладошек. Затем следует пририсовать голову, лапы, глаза и украсить хвост.
Цветок. Стоит использовать яркую краску, чтобы оставить отпечаток. Затем к нему пририсовать стебель с листочками.
Раскрытая ладонь более всего напоминает птицу. Поэтому с помощью данной техники можно сделать любую птичку на выбор малыша.
РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован .
Данный способ напоминает пальчиковое рисование, однако здесь используется альтернативный инструмент для отпечатка — ватная палочка. След от неё получается маленький и более круглый, поэтому этим методом хорошо рисовать пятнышки животным. Другой вариант — полностью раскрашивать изображение тычками, таким образом получив эффект мозаики.
Также можно с помощью нескольких тычков создавать предмет необходимой формы, например, листочки дерева или цветы.
Обратите внимание! Можно рисовать сразу несколькими палочками, для удобства их можно скрепить верёвочкой.
Данный материал познакомит родителей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием.
РИСОВАНИЕ ЛИНИЕЙ
Материал: карандаш, фломастер, бумага
Ход работы:
А попробуйте-ка нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Вот где работает воображение!
А можно закрыть глаза и под музыку рисовать хаотично разные неотрывные линии, после посмотреть что получилось, на что походить и раскрасить это.
ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА
Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.
Ход работы:
Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может наше настроение? Попробуйте, вы получите столько радости!
Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.
Опустить веревку в краску, а затем разложить кольцом или любым другим способом на листе бумаги. Накрыть сверху другим листом и придавить ладонью. Раскрыть, убрать веревку и посмотреть на полученное изображение, дорисовать.
Обернуть веревку вокруг цилиндра. Сделать перекрещивающийся узор, наложить сначала веревку вверх, потом вниз по всей длине цилиндра. Впитывать краску на веревку. Затем прижать цилиндр к нижнему краю бумаге. Плотно прижимая, хотите его от себя. На листе появится веревочный узор.
МОНОТИПИЯ
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы:
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!
НАБРЫЗГ
Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.
Ход работы:
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.
РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ
Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.
Ход работы:
Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок (можно использовать раскраску) накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасилась в нужный нам цвет. Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на стекло, прижимаем, затем отрываем от стекла. Все готово!
В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.
РИСОВАНИЕ СВЕЧОЙ ИЛИ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ
Материал: Свечка, бумага, кисточка, краски.
Ход работы.
1. Переведение – под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок. Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску.
2. Трение – под тонкую бумагу положите, какой либо четко выраженный рельефный рисунок, верхний лист бумаги натрите свечой и нанесите краску.
ПАЛЬЧИКИ — ПАЛИТРА. ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ
Материал: краска, тарелочки, бумага
Ход работы.
Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков. Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев.
Материал: печатки, бумага краски, тарелочки, губка-подушечка.
Ход работы.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д.
КЛЯКСОГРАФИЯ. РИСОВАНИЕ СОЛОМКОЙ.
Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
Ход работы.
Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами.
Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии капли и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!
РИСОВАНИЕ ПО-СЫРОМУ
Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.
Ход работы.
Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.
Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.
МЯТАЯ БУМАГА
Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
Ход работы.
Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и т.п.
ГРАТТАЖ
Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.
Ход работы.
А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Чем не гравюра!
ТРИО – ТУШЬ, ВОДА, ГУАШЬ
Материал: плотная бумага, гуашь, тушь, емкость с водой.
Ход работы.
Материал: Грифельный карандаш с резинкой на конце, старая обрезанная кисть на 1 мм, щетинная кисть, трубочка от фломастера с вставленным поролоном, белая бумага, книжки – раскраски, тарелочка, гуашь.
Ход работы.
РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ — ТРЕНИЯ
Материал: Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных карандашей.
Ход работы.
Под тонкую бумагу положить засушенный лист, ветку, цветов, силуэт, сверху потереть ватным или тряпочным тампоном порошком из карандашного грифеля. Полученное на тонкой бумаге изображение наклеить на плотную бумагу – получится открытка. Таким способом можно создать сюжетную композицию, декоративный узор.
Этим же способом можно потереть края силуэта, которые приложены к листу бумаги.
РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ПРИМАКИВАНИЯ
Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага
Ход работы.
Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать.
РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ОТ ПЯТНА
Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или другие графические материалы
Ход работы.
Широкой кистью наносится пятно произвольно или в соответствии с задуманным изображением. Когда оно высохнет, дополнительно подрисовываются недостающие детали или краской или другими изобразительными материалами. Таким способом можно нарисовать животных, цветы и т. п.
Восковым карандашом нарисуйте глазки, носик, ротик. Затем широкой кисточкой по верх изображения краской нарисуй те желтое пятно – получился веселый колобок. Так можно изобразить деревья, ветки и ствол нарисовать восковыми карандашами, а крону краской. Фантазируйте.
ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ
Материал: крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисти, вода.
Ход работы.
В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных капель краски. Положить в коробку
2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики, катались, смешивая краски, создавая узор.
РИСОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п. Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка.
Ход работы.
Природный материал обмакивают в форму с краской и прикладывают к бумаге, слегка прижимают – остается отпечаток. В зависимости от изображения подбирается и природный материал для отпечатывания.
Ели засушенный листок от дерева, кустарника покрыть краской и отпечатать на бумаге, могут получиться деревья, цветы, солнышко и другие изображения. Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мохом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др.
РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ
Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.
Ход работы.
На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом контур. Рисуйте по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно. Ребятишки в полном восторге.
РИСОВАНИЕ СКОТЧЕМ
Материал: Цветной скотч, ножницы, цветная и белая бумага, книжка-раскраска, водостойкие цветные маркеры.
Ход работы.
Предварительно подбирается линейный рисунок с крупным изображением без мелких деталей. Затем небольшими отрезками скотча заполняется изображение. По окончанию работы все мелкие детали проводят маркером.
РИСОВАНИЕ ТУШЬЮ
Материал: тушь, бумага, губка, штрих
Ход работы.
Работа выполняется на горизонтальной поверхности. Лист бумаги предварительно намачивается. Затем наносятся или капли туши, или, перевернув тюбик туши, проводят линии, слегка нажимая на него. Получается интересное расплывчатое изображение, которое после высыхания дополняется четким линейным рисунком с прорисовкой деталей глеевой ручкой, фломастером или другим изобразительным материалом.
Если весь лист покрыть синей тушью, а затем белым штрихом нанести точки – получится снежное вечернее небо.
Разнообразные движения руки с губкой оставляют различные следы, которые легко превратить в бабочку, улитку, цветок, дополнив рисунок характерными штрихами.
ГЕЛЕВАЯ ГРАФИКА
Материал: Бумага черного цвета, набор гелевых ручек, простой карандаш.
Ход работы.
Монохромная техника. На черный фон нанести линейное изображение белой (серебристой) гелевой ручкой (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать в карандаше. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.
Полихромная техника. На черном фоне работают цветными гелевыми ручками, затонировать изображение белым или серебристым гелем. Белый тон придаст свежесть, яркость, серебристый имитирует металлографику. После высыхания нужно сделать подмалевку (белого, серебристого цвета) и нанести необходимые цвета. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.
Работа такова вида прекрасно смотрятся, когда она оформлена в паспорту.
ТОНИРОВАНИЕ БУМАГИ
Материал: Белая бумага, клейстер из крахмала, тряпка, ванночки, гуашь, краски клеевые или масляные, масляный разбавитель (бензин).
Ход работы:
Масляную краску 2-3 тонов разведите масляным разбавителем до густоты очень жидкой сметаны. Каждый цвет в отдельной посуде, отдельной кисточкой.
В миску или ванночку налейте холодной воды, на нее брызгайте разведенную краску одного цвета. На получившиеся разводы (мраморная пленка) кладите лист бумаги (бумагу держите за отогнутый уголок) и сразу снимайте.
На другие листы можно брызгать сразу 2-3 краски разного цвета. Окрашенную бумагу высушите на газете и положите под пресс. Бумага, выкрашенная таким способом, напоминает разводы мрамора.
Возьмите клеевые или гуашевые краски 2-3 цветов, сварите крахмальный клейстер, влейте ее в ванночку или тарелку, добавить в нее краску и слегка помешать. Полученную в виде пасты или киселя, цветную массу наносят на бумагу кистью, затем лишнее снимают тряпочкой, щеткой, гребенкой или жесткой кистью. Нужный рисунок можно также получить прикладыванием еловой ветки или проводя в разном направлении всевозможные линии.
ЦВЕТНЫЕ ФИГУРКИ НА СТЕКЛЕ
Материал: Краски в тюбиках, прозрачная пленка или стеклянная поверхность, лист бумаги, клеевая лента.
Ход работы:
Чтобы получить рисунок, надо тонкими полосками выдавить краску из тюбиков на пленку, оставляя широкие поля, друг от друга.
Можно использовать побольше разных красок.
Аккуратно наложить второй слой пленки на изображение, прижать края. Кончиками пальцев разровнять краску. Приложить картину к окну, разгладить ее и посмотреть, как свет играет на красках. Оклеить по периметру клеевой лентой.
На стекло, зеркало наносят краску так же, как и в первом способе. Затем прикладывают на него бумагу и прижимают сверху еще одним стеклом, или каким либо тяжелым предметом. Это позволит краске одновременно разойтись по листу бумаги. Затем груз убирают, ждут высыхания краски на бумаге. После чего дорисовывают мелкие детали кисточкой или другими изобразительными материалами.
ВОЛШЕБСТВО БУМАГИ
Материал: Туалетная бумага, альбомная бумага, ванночки, краска, кисти.
Ход работы:
Разлить краску по ванночкам, разбавить водой.
Приготовить туалетную бумагу в 6-4-2 квадратика, около 18 полосок.
Чтобы сделать цветы, сложите полоски 4-6 квадратиков пополам и еще раз пополам. Скатать их в трубочки. Намочить бумагу в краске. Потом быстро окунуть ее в миске с теплой водой и оставить на несколько секунд высыхать. Свернуть бумагу кольцом на стопке газет, надавить не нее сверху так, чтобы стекли краски и вода.
Чтобы сделать листья, согните полоски бумаги из 2-х квадратов пополам, и свернуть в трубочку. Также покрасить и отжать как цветы.
Положить цветы и листья на блюдо, покрыть калькой и просушить в духовке 10 минут.
Готовые цветы размещают и приклеивают на бумагу. Можно добавить вазу, веточке или другие детали, по вашему желанию.
Информацию подготовила: воспитатель ИЗО, Л.В. Овсянкина
Ваш ребенок только учится рисовать? Что ж, тогда самое время делать это не только кисточкой, но и подручными средствами. Сегодня мы расскажем вам, как сделать необычные инструменты для рисования своими руками. Поверьте, дети будут от них в восторге!
С помощью такого, не совсем традиционного, рисования можно научиться создавать очень красивые открытки и рисунки в школу. Кроме того, подобный декор может послужить основой для любой детской поделки.
Рисование бутылкой
Рисование нитками
Берем брусочек (деревянный кубик или спичечный коробок) и обматываем его пряжей в произвольном порядке. Теперь дело за малым: просто лепим отпечатки. Глядишь, и шедевр современного искусства получится!
Рисование винными пробками
Деревья и цветы с их помощью получаются здорово. Опять же, лучше смешать краску с клеем, чтобы сделать поделку объемной.
Совет: Если у вас дома завалялось довольно солидное количество пробок, посмотрите мастер-класс по изготовлению коврика из них
Рисование вилкой
Нужно нарисовать ежика, елку или траву? Обмакнули пластиковую вилочку, приложили – готово!
Рисование картошкой
Тут вам понадобится специальный нож для карвинга или фигурная овощерезка. Делаем на картошке желаемый узор – вуаля! Осталось обмакнуть овощ в емкость с краской и наделать отпечатков.
Рисование ластиком карандаша
Очень красиво оформлять в такой технике открытки.
Рисование ватными палочками
Можно держать их в руке, а можно примотать скотчем к ручке любого диаметра.
Если проявить фантазию, можно придумать еще много разных способов нетрадиционного рисования. Ребенок точно оценит, ведь это для него не только обычное рисование, но и развлечение, своего рода игра. Попробуйте – вам понравится!
Для всестороннего творческого развития детей полезно изучать разные техники рисования. Для рисования штампами понадобятся краски, белая бумага и печать из картофеля, морковки или других подручных предметов. Нужно вырезать из выбранного материала подобие подушечки, пропитать ее гуашью и сделать аккуратный оттиск на листе. Красиво может получиться не сразу, для этого нужна определенная сноровка и понимание того, как должен выглядеть рисунок в конце.
Почему нужно изучать разные техники рисования?
Рисование с участием нетрадиционных материалов помогает детям познавать окружающий мир. Они лучше понимают свойства предметов, обращают внимание на детали – и таким образом развиваются.
Творческие занятия с использованием разных техник рисования улучшают:
- память;
- образное мышление;
- речь;
- воображение;
- концентрацию внимания.
Многие зарубежные психологи и педагоги отмечают, что дети, которые изучают нетрадиционные техники рисования, растут более самостоятельными. Они легко находят альтернативные пути для решения поставленных задач и не пасуют перед трудностями.
Как рисовать штампами?
Рисование штампами – одна из наиболее любимых детьми техник. Они не испытывают боязни чистого листа, страха, что рисунок не получится. Если не торопиться, отпечаток выйдет аккуратным и ровным.
Как правильно рисовать?
- Выберите предмет, который будет использоваться в качестве печати (винную пробку, вилку, одноразовый стаканчик) или вырежьте штамп своими руками из овощей.
- Обмакните его в краску с одной стороны. Для удобства ее следует перелить в широкую неглубокую емкость, например в пластиковую тарелочку.
- Аккуратно приложите штамп к альбомному листу и слегка прижмите.
- Уберите штамп – отпечаток готов.
Можно сделать серию одинаковых следов, сплетая их в замысловатый абстрактный узор. Часто красивым отпечатком украшают поздравительные открытки. В детском саду рисованием штампами полезно закончить тематическое занятие, к примеру, про осенние дары, признаки осени, праздник Пасху.
Краску для рисунков штампами можно использовать любую: гуашь, акварель, масло. Но более четкими получаются отпечатки из самодельной смеси: нужно смешать 1 стакан муки с пищевым красителем, добавить 3 столовые ложки мелкой соли, 2 чайные ложки растительного масла и 100 мл воды.
Из каких материалов можно изготовить штампы?
Сделать печать для рисования можно практически из любого предмета: от стаканчика до собственной ладони. Желательно, чтобы сторона, на которую будет наноситься краска, была не гладкой, а шершавой либо с узорами.
Для рисования детям наиболее часто предлагают следующие материалы:
Попробуйте вылить на тарелочку одновременно краску нескольких цветов. Разноцветные отпечатки – это так интересно!
Как сделать штампы из фруктов и овощей?
Вырезать штампы из овощей – один из самых быстрых и доступных способов получить материал для рисования. Картошке и морковке можно придать практически любую форму. Они податливые, легко режутся. И, кроме того, всегда есть под рукой.
Самый простой способ получить штампик – разрезать картофель пополам и на срезе выполнить узоры острым ножом. Таким образом можно сделать листик, сердечко, цветок, замысловатые узоры. Все, на что хватит мастерства и сноровки. А можно насадить очищенный овощ на карандаш и вырезать фигурные линии по кругу. Либо при наличии металлической формы выдавить печать. Отпечатки картофелем самые разнообразные по форме.
Удобнее всего для рисования штампами использовать заднюю часть пекинской капусты. Она оставляет следы, напоминающие цветок розы. Но можно задействовать и капустные листы, и обрезанную кочерыжку.
Разрежьте луковицу поперек корешковой части и получите отпечатки в виде кругов. А если сделать разрез вдоль, получится след, напоминающий кору дерева.
Нарежьте овощ на кружки высотой 1 см и острым ножом придайте форму сердца, треугольника или головки цветка. Морковкой удобно рисовать, насадив печать на зубочистку или шпажку.
Половинки яблок оставляют красивые и четкие следы. Дорисуйте в серединке черным цветом косточки и получите реалистичный, сочный рисунок.
Чтобы получить красивые отпечатки, напоминающие рисунки на этикетке лимонада, нужно разрезать лимон поперек. А можно поделить фрукт на четвертинки – тогда на рисунке отпечатаются лимонные дольки.
Рисовать луком, картошкой, морковкой – что может быть необычнее? Детям очень нравится данная техника из-за простоты реализации художественной задумки. Покажите им примеры работ, выполненных штампами, для вдохновения. Комбинируйте разные техники рисования, добавьте аппликации – и вы удивитесь, насколько красивые рисунки могут создавать дети дошкольного возраста!
Автор: Ураева Наталья Николаевна
Населенный пункт: Московская область, г.о. Звенигород
Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, Фатеева А. А, Довыдова Г.Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника.
В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.
В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.
Новизной и отличительной особенностью по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер т. к. ранее они использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.
Педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.
За счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать, нетрадиционное рисование развивает в детях фантазию. Ведь непонятные пятна и линии нужно дорабатывать до тех пор, пока рисунок не становится узнаваемым и законченным. Можно сказать, что у нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать. Здесь можно сочетать все виды рисования: мелками, красками, акварелью, гуашью, карандашами, элементы аппликации и создания текстурных изображений.
Использование в непосредственно организованной образовательной деятельности нетрадиционных техник рисования способствует:
- работе с разнообразными материалами;
- развитию уверенности в своих силах;
- развитию пространственного мышление;
- свободно выражать свой замысел;
- творческому поиску и самостоятельным решениям;
- развитию мелкой моторики;
- развитию эстетического вкуса;
- формированию навыков контроля и самоконтроля.
Способы нетрадиционного рисования, способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущения, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывают радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования, вызывает положительные эмоции.
Для успешной изобразительной деятельности каждого ребёнка, независимо от его умственных и моторных возможностей и способностей, необходимыми условиями являются:
- Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы;
- Обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей;
- Организация предметной среды;
- Обязательная совместная деятельность детей и педагогов.
- нетрадиционных техник рисования я, считаю, является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать, самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более выразительных произведений.
Основными принципами считаю:
- Принцип доступности - тщательный отбор материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- Принцип интеграции - в различные направления образовательной работы и виды деятельности детей;
- Принцип творчества - заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
- Принцип научности - дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.;
- Принциппоследовательности - приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;
- Принцип динамичности - от самого простого, до сложного;
- Принцип сравнений - разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов;
- Принцип выбора - материалов и способов без ограничений;
- Принцип преемственности - учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества - с родителями, школьниками
Нетрадиционное рисование:
- привлекает своей простотой и доступностью,
- раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов,
- учит детей свободно выражать свой замысел,
- побуждает детей к творческим поискам и решениям, развивает чувство композиции, ритма, колорита, восприятия цвета,
- развивает мелкую моторику рук, творческое воображение, фантазию, любознательность, пространственное мышление, эстетический вкус,
- укрепляет веру в свои силы,
- формирует уверенность в себе,
- способствует интеллектуальному развитию ребенка,
- играет важную роль в его общем психическом развитии.
Рекомендации по использованию различных техник нетрадиционного рисования
Рисование для ребёнка это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дайте им возможность они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой. Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно это стихия, из которой возникают образы, а образы это фантазия. Для выполнения заданий по рисованию используются разнообразные художественные материалы и техники. Это расширяет знания детей об особенностях этих материалов, а знакомство с некоторыми техниками обогащает навыки и умения малышей.
Своим коллегам рекомендую:
- использовать в своей работе нетрадиционные техники рисования,
- при планировании деятельности по творчеству, соблюдать систему от простого к сложному,
- учитывать возраст и индивидуальные способности детей,
- материалы для творчества располагать в поле зрения детей, чтобы у ребенка возникло желание творить,
- не критиковать ребенка, не торопить,
- стимулировать деятельность дошкольника рисованием,
- хвалить, помогать, доверять, ведь каждое дитя индивидуально,
- повышать свой профессиональный уровень и мастерство в области художественно-творческой деятельности.
В современных дошкольных организациях есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ, которые раскрывают положительные аспекты использования разнообразных нетрадиционных техник. Одним из первых опытов в этом отношении может послужить программа "Цветные ладошки", разработанная И.А. Лыковой, в которой имеется перспективное планирование и цикл занятий с применением нетрадиционных техник рисования по возрастам.
Необходимость использования нетрадиционных техник не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.
Эффективность работы по формированию художественно-творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования во многом зависит от создания условий для успешного развития детского художественного творчества: разнообразие и вариативность работы с детьми во время непосредственно-образовательной деятельности с учетом интеграции, подбор материала, методов и приемов. Разнообразные подходы, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Читайте также: