Швертбот чиж 2 своими руками чертежи
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 08.10.2024
Каждый конструктор, проектирующий свои суда для самостоятельной постройки, стремится расставить какие-то приоритеты, на чём-то акцентировать, в общем, подойти концептуально при проектировании маломерных плавательных средств. Один стремится при проектировании создать наиболее безопасную конструкцию, другой больше думает о многофункциональности, для третьего важнее всего скорость или внешний вид и т.д. Конструктор Питер Стивенсон обратил внимание на другой аспект самостоятельной постройки маломерного судна – на простоту строительства. Нет, все конструкторы, работающие в данном направлении учитывают, что их аудитория зачастую не является профессиональной ни в столярном искусстве, ни в плотницком деле, ни, тем более, в судостроении. Но Стивенсон – это совсем особенное дело. Он зашёл по пути упрощения конструкций своих судов до такой границы, что дальше некуда, а возможно, что и проще некуда. Вот о спроектированных Питером Стивенсоном лодках и поговорим.
The Weekender
Викендер (Weekender) или в дальнейшем – Вик. Перед нами очень небольшая яхта вооружённая гафельным шлюпом (есть здесь некоторая терминологическая сложность: из-за бушприта перед нами скорее тендер, но поскольку Вик, как правило, несет только грот и стаксель, то уместнее сказать — шлюп; а бушприт здесь потому, что не хватает места для переднего треугольника). Давайте полюбуемся на него.
Просто красавец, не так ли?
Что же мы видим? Перед нами парусная яхточка с бушпритом и клипер-штевнем, с ярко выраженной рубкой и относительно вместительным кокпитом, имеющая гафельное вооружение. Красивая? Да, не то слово! В качестве дополнительного бонуса у Вика – малая осадка и полностью отсутствует шверт, а стало быть и швертовый колодец. За счет чего же эта парусная лодка может идти острыми курсами? За счет классической килевой балки (как у больших парусников XVIII-XIX веков), идущей вдоль всего корпуса от форштевня до транца. Для таких небольших судов не самое лучшее решение, но конструктор выбрал именно такое. В результате получилась яхта с ничтожной осадкой и без излишних сложностей при постройке. Сочетание килевой балки и гафельного вооружения привело к тому, что Вик вряд ли сможет идти острее 50° к ветру, но давайте подойдём к этому затруднению здраво. Лодка туристическая и семейная, для отдыха и рекреации, гоняться на ней никто не собирается, а для путешествия по ВВП такого курса относительно ветра более, чем достаточно, в узкостях же всегда выручит подвесной мотор. Во-первых, что это решение даёт нам возможность упрощённой постройки, притом, что отсутствие швертового колодца в каюте улучшает комфорт и обитаемость, а гафельное вооружение и отсутствие плавника – это повышенная безопасность плавания и, во-вторых, мы получаем возможность не боятся мелей из-за минимальной осадки и способны подойти к любому берегу вплотную.
Вик – очень небольшая яхточка, но способная на многое. Приведём мнение самого конструктора по этому поводу. Стоит заметить, что мнение Стивенсона не является саморекламой, поскольку он сконструировал эту яхту ещё в 1981 году для журнала Popular Science. С тех пор было продано несколько тысяч данных проектов и не менее пары тысяч таких лодок построено. Поэтому мнение конструктора является всего навсего отражением мнения тех, кто построил и эксплуатирует данный вид маломерного судна.
The Weekender – это лодка, которая заимствует некоторые хорошие идеи из золотого века рабочего паруса, а также некоторые новые решения сегодняшнего дня. Это проект, который сочетает в себе лучшее из обоих миров – классические линии морских гафельных шлюпов на рубеже веков, и быстрые, легкие и не требующие особого ухода современные материалы.
Мы использовали упрощенные обводы плоскодонного корпуса, применяя в качестве формообразующего и армирующего материала – фанеру, а также эпоксидную смолу и стеклоткань. Результатом стала чрезвычайно жесткая конструкция, которая самоподдерживается во время сборки, тем самым облегчая труд строителя этого судна. Такое решение не только сокращает время строительства, но даёт дополнительные бонусы, которые я, как конструктор совсем не ожидал.
Внутри появилось более шести футов спальной каюты на двоих (и это правда; мы получили письмо от одной пары, которая провела два летних отпуска на своем Weekender’е и избежала развода : ). Причиной появления дополнительных объёмов внутри каюты является отсутствие швертового колодца, который обычно располагается прямо посередине того места, где вы хотите быть, есть, отдыхать или спать, обнявшись друг с другом. Вместительная каюта – это то, что действительно делает Weekender – Pocket Yacht, так как два человека могут взять его в многодневный поход и по-прежнему иметь легкую, компактную лодку, которую легко эксплуатировать, хранить и возить за автомобилем на трейлере.
Что ж, конструктор прислушался к рекомендациям своих клиентов и протестировал Вик без шверта. Да, судоводители были правы. Килевая балка, идущая вдоль всего корпуса и чёткая скула, которая даже при небольшом крене врезалась в воду, вполне удерживали лодку, идущую круто к ветру. Проблемы возникали только при самом слабом ветре. Однако быстро выяснилось, что если Вик закренить в этой ситуации принудительно, то резко выраженная скула плоскодонного корпуса вполне справлялась, выполняя функцию шверта. Таким образом, с помощью одного небольшого и известного приёма, удалось заставить Вик ходить острыми курсами и при слабом ветре.
Проще некуда
Так в чём же проявляется простота постройки этого судна? Неужели только в том, что нет шверта и швертового колодца? Неужели только в упрощённых обводах? Всё это важно, разумеется, но самое главное в сочетании, в синергии всех этих решений. Смотрите сами (делай раз – a, делай два – b, делай три – c, делай четыре – d):
Вот таким образом из 10-15 предварительно подготовленных деталей собирается корпус Вика.
Просто? Проще некуда!
Надо заметить, что Вик всё-таки очень небольшое парусное судно. Комфортно в нём может разместиться не более трёх-четырёх человек в течении непродолжительного времени, а для многодневных путешествий он способен вместить двоих, ну максимум двоих взрослых и ребёнка. Поэтому Питер Стивенсон разработал ещё две парусных лодки: одну для тех, кому нужен размерчик побольше, а другую – для тех людей, которых размер устраивает более чем, но хочется немножечко побольше пространства в каюте. Прям сразу на эти мини-яхты и посмотрим.
The Vacationer
Вэкейшнр (Далее Вак) вырос из Уикендера. Яхтсмены-самостройщики просили б?льшую яхту, поэтому Стивенсон пошёл дальше. Это маломерное судно проектировалось в размере 21 фут по палубе (24 фута – габарит), с таким же парусным вооружением, которое так хорошо проявило себя на Вике. Эта яхта имеет и более вместительную каюту, чем Weekender. Vacationer – лодка довольно приличного размера, с приятным плавным ходом и рассчитанная на более продолжительные походы и более суровые условия.
Внутреннее пространство Вака просторно, как и следовало ожидать от этой самой большой лодки, в общей линейке, разработанной Стивенсоном. На чертежах хорошо видно, что в каюте этой яхты свободно размещаются различные удобства, включая плиту, раковину, кулер и даже биотуалет! Как вы можете видеть на фото, там достаточно места для двух человек, чтобы спать и отдыхать спокойно даже с камбузом. Кокпит тоже стал намного просторней.
Конструктор сохранил простоту постройки, опираясь на те же находки, которые он использовал при проектировании Вика. Никакого плавника, никакого шверта и швертового колодца; вместо них – настоящий киль, как у многомачтового парусного судна XVIII-XIX веков. То есть та же самая килевая балка и острая скула на переходе между бортом и днищем (я переводить схему на русский язык более не стану, поскольку и так теперь всё понятно):
Нужно заметить, что Вак – действительно большая лодка и требуется пожертвовать гораздо больше человеко-часов при самостоятельной постройке. Поэтому нашлось не слишком много смельчаков, готовых реализовать этот проект. Большинство людей вполне удовлетворялось Виком, но некоторым из них хотелось иметь чуть крупнее каюту, чуть меньше, легче лодку и чуть меньшую трудоёмкость. Тут же возник вопрос внешнего вида или дизайна. Думаю, что читателям этого журнала хорошо видно, что Вик и Вак имеют в своей основе сочетание известной лодки Dory и плоскодонки Skiff (о них я подробно писал; ознакомится можно здесь и здесь). А вот следующая лодка-швертбот спроектирована на основе такой знаменитой парусной лодки как Catboat (кэтбот).
Конструкция Pocket Cruiser была ответом на многочисленные запросы, поступивших в Popular Science от тех людей, которым хотелось бы иметь парусную лодку такую же легкую в постройке, как Вик, но с более вместительной и комфортабельной каютой, пусть и за счет уменьшения кокпита.
Чтобы решить эту сложную задачу, конструктор обратился к классическим парусным лодкам типа Catboat начала прошлого века. Эти толстенькие маленькие парусники имели массу преимуществ, начиная от визуальной привлекательности и заканчивая удобной планировкой, которая позволяла сделать большой внутренний объём каюты в пределах общей короткой длины. Традиционный кэтбот с его большим гафельным гротом также известен как лодка, которую иногда сложно “поймать”. Поэтому Стивенсон добавил бушприт и небольшой стаксель-автомат, который не только увеличивает общую скорость, но и делает управление этой лодкой намного проще. Причём это никак не мешает строить Pocket Cruiser в качестве чистого кэтбота, но, впрочем, это вопрос личных предпочтений.
Поскольку конструкция этой лодки является во многом результатом компромисса, притом, что лодка совсем легкая, пришлось возвращаться к установке шверта. Однако Стивенсон не решился “разрезать” каюту установкой швертового колодца вдоль диаметральной плоскости и принял иное решение: установить два небольших швертовых колодца побортно. Тем не менее, наличие или отсутствие швертов не является принципиальным. Можно обойтись и без них (традиционная килевая балка здесь тоже присутствует), но о более или менее острых курсах придётся в этом случае забыть.
Общая же схема постройки Pocket Cruiser остаётся неизменной и такой же простой, как на ранее рассмотренных лодках. Перед нами всё тот же набор из “Икеи”. Бери, да собирай.
О некоторых иллюзиях
Простота сборки корпуса не должна никого вводить в заблуждение. Отделочные и лакокрасочные работы, а также установка дельных вещей и рангоута с последующей его настройкой трудоёмки не меньше, чем на остальных лодках подобных размеров. Следует иметь в виду, что сборка, собственно, корпуса – это не более, чем ~30-40%% от общего объёма работ по постройке маломерного судна. Следует помнить, что постройка своей лодки – это, прежде всего, время! Не стоит забывать про парусный гардероб, дельные вещи, концы, ходовые огни, подвесной мотор и трейлерную тележку. А это – деньги! Однако, от добра – добра не ищут. Скажите спасибо и за такую сугубую экономию человеко-часов и финансовых средств. На самом деле выигрыш более, чем серьёзный.
Недостатки
(наша традиционная рубрика :)
Плоскодонные и относительно высокобортные лодки с упрощенными обводами имеют такую массу достоинств, что очень сложно их перехвалить. Возможно, такие суда не самые симпатичные лодки на свете, но на это, как раз, всегда закрывают глаза. Простота постройки, высокая начальная остойчивость формы, большой внутренний объём, внутри которого никому не тесно, невероятная для таких небольших лодок полезная нагрузка. К сожалению, в запалубленном варианте все эти свойства разом исчезают. Сравните тот же Вик или Вак с GIS и Peeler Skiff. При этом Вик – слишком маленький и тесный, а Вак – большой, тяжёлый и неудобный, хоть места в нём не сильно больше! Парадокс? Нет, формы такие! Давайте еще раз посмотрим на так называемые каюты этих маломерных судов.
“Каюта” Pocket Cruiser’а
“Каюта” Weekender’а
“Каюта” Vacationer’а
Легко заметить, что обитатели таких кают не в состоянии даже встать на колени по-настоящему, не говоря уже, чтоб сесть. А теперь бросим взгляд на швертбот с традиционными “полными” яхтенными обводами:
Это PocketShip, о котором мы писали в посте “Немного классики в кармане”. По габаритным размерами он не особенно-то отличается от Вика, а каковы объёмы в каюте? Эту каюту совсем не хочется брать в кавычки!
Поэтому некоторые самостройщики стали мастерить Вик без рубки и, стало быть, каюты, что бы получить больше места в кокпите. Стивенсон откликнулся на этот демарш : ) и спроектировал беcкаютный открытый Вик – Super Skipjack.
The Super Skipjack
И сразу получилась отличная лодка! Быстрая, маневренная и отзывчивая, а также очень красивая и изящная. Честно говоря, Питер Стивенсон вынашивал этот концепт довольно долго. Похоже, что он с самого начала работ по проектированию Вика закладывался на открытую версию этой парусной лодки без каюты и рубки.
В нашей стране открытые парусные лодки как правило недолюбливают. Куда сложить вещи во время похода? Как укрыться от дождя? Где ночевать? Мой опыт использования незапалубленных парусных лодок говорит о том, что большая часть этих проблем носит надуманный характер. Как будто бы, Вик со своей рубкой и “каютой” полностью отвечает на поставленные вопросы. Как можно образно сказать: в его каюту проскользнёт разве что змея : ) На самом деле открытые лодки при таких размерах удобнее, да и людей в них помещается больше, а, главное, размещаются они с большим комфортом.
Что же касается постройки этой лодки, то всё стандартно. Собрал из мелких деталей крупные, склеил их (на эпоксидную смолу, конечно) и корпус готов. Ну а потом, шлифовка, шпатлёвка, шлифовка, грунтовка, шлифовка, шпатлёвка, грунтовка и покраска. Всё как всегда.
Спецификация (Weekender):
Длина габаритная - 19 футов 6 дюймов
Длина - 16 футов
Ширина - 6 футов
Осадка - 3 фута
Осадка с поднятым рулевым пером - 1 фут
Масса корпуса - 550 фунтов
Площадь парусности - 120 футов кв.
Экипаж - 1-4 чел.
Рекомендуемая мощность подвесного двигателя - до 5 л.с.
Спецификация (Vacationer):
Длина габаритная - 24 фута
Длина - 21 фут
Ширина - 8 футов
Осадка - 3 фута
Осадка с поднятым рулевым пером - 1 фут
Масса корпуса - 750 фунтов
Площадь парусности - 193 фута кв.
Экипаж - 1-5 чел.
Рекомендуемая мощность подвесного двигателя - до 5 л.с.
Спецификация (Pocket Cruiser ):
Длина габаритная - 17 футов 6 дюймов
Длина - 14 фут
Ширина - 6 футов 9 дюймов
Осадка швертами - 3 фута
Осадка корпуса - 1 фут
Масса корпуса - 550 фунтов
Площадь парусности - 137 футов кв.
Экипаж - 1-4 чел.
Рекомендуемая мощность подвесного двигателя - до 5 л.с.
Спецификация (Super Skipjack):
Длина габаритная - 17 футов
Длина - 13 футов 10 дюймов
Ширина - 64 дюйма
Осадка - 30 дюймов
Осадка с поднятым рулевым пером - 16 дюймов (без экипажа)
Масса корпуса - 230 фунтов
Площадь парусности - 117 футов кв.
Экипаж - 2-3 чел. (под парусом); 4 чел (под мотором)
Рекомендуемая мощность подвесного двигателя - до 5 л.с.
Мой "ЧИЖик-2"
Строительство продолжалось 4 месяца
Длина 3,45м
Ширина 1,5м
Высота борта 0,5м
Вес с полным парусным вооружением 90кг
Парусное вооружение: грот 5,5м.кв, стаксель 2 м.кв
Материал - влагостойкая фанера ФСФ 6мм и 10мм, стеклоткань, эпоксидная смола
ДИНГИ-8
Длина 2,4м
ширина 1,25м
высота борта 0,4м
вес 35 кг
допустимая мощность двигателя 2.5 л.с.
Фотографии готовых лодок, построеных из набора и сам набор для постройки лодки
Вообще парус это класс. Хоть и не приходилось ходить, но с стороны оч красиво. А ещё сделать такую красоту своими руками, то вообще зачёт. И сикоко бежит под парусом , чисто с интереса?
__________________
Ты не перестаешь летать,
--когда стареешь--
--Ты стареешь--
Когда перестаешь летать
Катамаран КОН-ТИКИ
длина 2,4м
ширина 1,5м
вес 32кг
возможна установка двигателя до 2,5лс.с или электромотора
Собирается за 10 минут (12 болтов М8 с гайками-барашками)
Полностью геметичные поплавки, супер-остойвивость!
Лодка V-10
Длина 3,05м
ширина 1,35м
высота борта 0,46м
вес 45кг
допустимая мощность двигателя до 6 л.с.
возможна установка парусного вооружения (в опции швертбота)
Фото готовых лодок и набора для постройки (заказчик набора из г.Киев)
Лодка V-12
Длина 3,6м
ширина 1,35м
высота борта 0,46м
вес 65кг
Допустимая мощность мотора до 6 л.с.
Возможна установка парусного вооружения (в опции швертбота)
Фото готовых лодок и набора для постройки лодки (заказчики из г.Киев, Черкассы, Кременчуг, Хмельницкий, Ровно, Одесса, Запорожье и др.)
Вы можете посмотреть слайд-шоу с фотографиями всего строительства и испытаний моего швертбота ЧИЖ-2.
Более 300 фотографий,
Продолжительность 14 минут
размер файла 46 мВ
тип файла - ехе (исполняемый файл)
Не забудьте включить звук на Вашей аккустической системе (слайд-шоу сопровождается великолепной музыкой)
Приятного Вам просмотра
Я предложил тему о самостоятельной постройке лодок и катеров, только и того, разместил интересную (как я думаю) информацию о материалах, методах работы с ними, ссылки на интересную литературу (хочу сказать, что ссылки на мой сайт были на Вашем форуме еще до моего появления здесь, потому я и зарегистрировался на Вашем форуме, так как в статистике своего сайта видел, что на него заходят с Вашего форума), разместил фотографии лодок, которые я строил (для того чтобы выслушать Ваше мнение).
Хотелось бы найти таких же любителей самостоятельной постройки лодок и катеров, обсудить различные проекты и прочее.
Если Вы считаете, что эта тема не уместна на Вашем форуме, то можете ее удалить. Тем не менее, за 2 дня, после создания этой темы, я получил 11 благодарностей от ваших форумчан, а значит, что кого-то эта тема интересует.
С уважением
Геннадий
Совершенно верно, любая интересная тема связанная с водой , путешествиями, водной техникой и рыбалкой имеет право на полноценную жизнь на нашем общем ресурсе. Но все же замечания Димона имеют под собой почву и достаточно твердую . Моя личная просьба к вам ,Геннадий, прислушаться. По скольку вижу, что вы достаточно творческий и мастеровой человек и не хотелось бы, что бы вы сами решили, что кто то пытается ущемлять ваши интересы здесь.
Хочу построить вот такой катер.
Длина 6,5м
Ширина 2,4м
Высота борта 1,0м
движок до 150 лошадок
скорость с таким движком 57 км/ч
Швертбот или мини яхта своими руками
ТЗ: дейсейлер, хранение в сухом помещении, использование десяток раз за сезон для (само)обучения парусу. Экипаж один/два нетяжелых человека. Картоп. Акватория — подмосковные водохранилища от Клязьминского до Икшинского.
В качестве основы польский проект "Мышка" 50х годов, с измененной на "сшей-склей" технологией строительства.
По этой технологии, фанерные (в основном) элементы "сшиваются" проволокой или стяжками и затем оклеиваются стеклотканью на эпоксидке. Это сокращенное изложение =)
Все участки конструкции также промазываются эпоксидкой и шпаклевкой на ее же основе. Потом зачистка и окраска (эпоксидке нужна защита от УФ).
Дальше рангоут, простой парус из доступного материала…
…и можно отправляться в путешествие.
Зима на неспешную постройку и не так уж много денег. Что там: фанера, деревяшки, эпоксидка, краска и тарпаулиновый тент. Лодка весом в 40кг забрасывается на крышу авто и отправляется к месту старта.
Теперь я знаю, чем буду заниматься с детьми, когда немного подрастут — строить лодку побольше!
Видео. Яхта своими руками | Как построить недорого
В этом видео вы увидите, как я строил парусную яхту у себя в гараже, причем не имея абсолютно никакого опыта в судостроении. О парусной яхте я мечтал с детства, но денег на покупку так и не накопил. Поэтому решил построить. Одно из условий, чтобы было красиво и недорого. В итоге получилась "Аргоша".
Виртуальный
парусный инструктор
На странице собраны все бесплатные проекты лодок, яхт, каноэ и др. плавсредств опубликованные на страницах этого сайта. Для удобства поиска плавсредства сгрупированны в отдельные категории, в зависимости от типа движителя и назначения, с указанием максимальной длины корпуса. Проекты- это, в первую очередь, чертежи (теоретический, конструктивный, отдельных деталей и узлов и т.п.), спецификации, инструкции, описания строительства. Все ссылки открываются в новом окне, что даст Вам возможность одновременно просматривать несколько вариантов.
Коллекция бесплатных проектов постоянно пополняется. Следите за обновлениями.
Каноэ, каяк:
Лодки для рыбалки (гребные, под ПМ или небольшой парус):
Парусные лодки:
Швертбот "Caravela 1,7", 1.7 м.
Большие парусные лодки, ну прям яхты, что-ли.
Моторные лодки:
Микромотолодка "Бесенок", 2.8 м.
Катамараны и др.многокорпусники:
Пляжный катамаран Hobby Kat.
Читайте также: