Семинар как сделать ученику

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 10.09.2024

Автор: Берлизова Татьяна Михайловна

Организация: МАОУ СОШ 3 УИОП г.Усинск

Населенный пункт: Республика Коми, г. Усинск

Учитель, как обычно, не ответил прямо на вопрос и в свою очередь спросил ученика:

— Скажи, если тебе понадобится попасть в место, в котором ты никогда не был, что ты станешь делать.

— Я обращусь к тому, кто знает Путь, — ответил ученик.

— А как ты предпочтёшь оказаться в этом месте: чтобы тебя доставили туда с закрытыми глазами и открыли их только тогда, когда ты уже будешь там, или чтобы тебя провёл знающий человек, предоставляя тебе запоминать окрестность и самому учиться определять правильный путь, лишь время от времени помогая отыскать верное направление?

— Конечно же, лучше чтобы знающий провёл меня, помогая мне ориентироваться в пути и отличать верный Путь от неверного, — сказал ученик.

Кто же тот проводник в мир открытий и знаний?

Я предлагаю вам посмотреть в зеркало. Кого вы в нем увидели? (ответы)

Слайд 3 Верно, вы увидели в нем самого себя. Мы все разные, но нас объединяет одно – мы учителя.

Время идет. Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным! А понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.

Как разработать урок по-новому? Что будет главными составляющими современного урока?

В ходе сегодняшнего обсуждения давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.

Слайд 6 А у меня урок ассоциируется с кругом (Демонстрирую круг на доске). Потому что цели, которые мы ставим в начале урока, должны быть достигнуты в конце учебного занятия, иначе урок не будет завершенным.

Ув.коллеги, предлагаю вам объединиться в микрогруппы в зависимости от вашего выбора геометрической фигуры, которая условно будет представлять современный урок. Изобразите вашу фигуру на листе. Представьте, что ваша фигура разбита на определенное количество частей, осталось только определить эти составляющие части. А я буду работать с кругом. (Предлагаются заготовки круга, поделенного на сектора-составляющие, которые по ходу работы будут открываться и крепиться на свои фигуры).

Участниками образовательного процесса являются учитель и ученик.

Слайд 7 Предлагаю вам охарактеризовать деятельность учителя и ученика на современном уроке, подобрав соответствующие глаголы. (Раздаются выдержки).

Напишите, пожалуйста, в течении 2 мин. эти глаголы. Одна группа будет характеризовать деятельность учителя, другая – учеников.

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК

(Если будут затрудняться, предлагаю выбрать из списка. Предполагаемые ответы. Учитель: направляет, помогает, координирует, взаимодействует, побуждает… Ученик: реализуется, добывает, познает, сотрудничает, применяет, перерабатывает, узнает, открывает… )

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Зачитайте, пожалуйста, глаголы, которые характеризуют деятельность учителя и ученика на современном уроке.

? О чем свидетельствуют данные глаголы?

  • глаголы свидетельствуют о том, что учитель в процессе урока не просто действует, а взаимодействует со своими учащимися, которые, работая в парах, группах, сотрудничают друг с другом. Ученик становится активным деятелем, который умеет ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике).

Пришло время узнать, что же будет одним из составляющих современного урока? (Называют – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и СОТРУДНИЧЕСТВО) – (Вариант подводящих вопросов: 1. Как правильно (с научной точки зрения) назвать работу учащегося на современном уроке? – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 2. Как называется процесс взаимодействия учащегося с другими учащимися? – СОТРУДНИЧЕСТВО).

Давайте откроем КРАСНЫЙ и СИНИЙ сектор нашего круга (Открывают два сектора ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – красный сектор и СОТРУДНИЧЕСТВО – синий сектор, рядом с сектором – лист работы в группах располагаю на доске).

Расположите данные составляющие на вашей фигуре-ассоциации современного урока. (Прикрепляют части на фигуру).

Рождение любого урока начинается с постановки цели.

Что поможет учителю добиться поставленной цели? Что необходимо учителю для постоянного совершенствования современного урока?

(Для успешного обучения учителю необходимо постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.)

Действительно, в этом вопросе на помощь учителю приходят педагогические технологии, которые позволяют разнообразить формы, приемы и методы обучения.

  1. (Как часто используете в своей деятельности инновационные технологии?) Что побуждает нас работать над чем-то новым?
  2. Вы согласны с тем, что педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников?
  3. Почему образование по своей сути уже является инновацией?
  4. Как вы думаете, есть ли будущее у какой-нибудь инновации, если она используется только автором?
  5. Какие инновационные технологии вы используете в своей деятельности и почему? (Ответы).

(Если будет затрудняться, обращаюсь к другому).

Слайд11 ? Как вы думаете, что будет следующим составляющим?

Слайд 12 Эффективность современного учебно-воспитательного процесса обеспечивается инновационной образовательной средой – системой ресурсов. Давайте остановимся на системе ресурсов.

Вот объект - цветок, а вот субъект – ученик. Для эффективного роста и развития того и другого необходима система ресурсов.

? Найдите общий ресурс, относящийся и к ученику и цветку. (Обсуждают)

Выход на климат или комфорт.

Педагоги и психологи единодушны в том, что современный урок должен обеспечить – создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Мы подошли к главному составляющему любого урока.

? Что добывает на каждом уроке ученик под опытным руководством учителя-наставника? Что же может быть скрыто под оранжевым сектором? (Ответы).

Давайте, откроем оранжевый сектор. Соответственно, недостающим и главным составляющим будут полученные ЗНАНИЯ. Обратитесь к вашей фигуре и расположите часть оранжевого цвета – ЗНАНИЯ.

Осталось определить последнее составляющее современного урока.

Вам необходимо найти, что есть общее на всех изображениях. Действительно, это развитие. (Открываем последнее составляющее круга, фиолетовый сектор – РАЗВИТИЕ). Осталось включить последнее составляющее в вашу фигуру.

Слайд 17 ? Что же будет главными составляющими современного урока? Эти вопросы мы ставили в начале нашего заседания и совместными усилиями определили составляющие современного урока:

(Демонстрирую результат работы микрогрупп. Размещаю на доске полученные фигуры.)Результаты вашей работы, представленные в виде различных геометрических фигур, свидетельствуют о том, что современный урок не может быть шаблонным и схематичным.

Опираясь на эти составляющие, мы пришли к выводу, что на современном уроке учащийся активно действует в ходе учебного процесса, сотрудничает, благодаря применению со стороны педагога педагогических технологий и созданию комфортности на уроке. Самостоятельно добывает знания под руководством учителя-наставника, тем самым на уроке мы создаем условия для воспитания, формирования и развития личности.

Заметьте, что какое бы место в вашей условной фигуре не занимали эти составляющие, они являются частью единого целого – СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

Посмотрите на эти два цветка, которые я держу в руках (показываю один искусственный и один живой). Что вызывает у вас большее восхищение? (ответы участников). Безусловно, живой цветок. Дети- цветы жизни. И только под руководством опытного садовника из семечки, он станет прекрасным цветком

Слайд 15 На вопрос ученика из притчи о важности знания Пути и умения разбираться в нем, мудрый учитель ответил: «Знать конечную цель не означает добраться до неё, нужно ещё уметь различать Путь и нужна сила, чтобы пройти по нему своими ногами, ибо никто нас не понесёт на своих плечах.

Ирина Петрова

студентка 3 курса факультета Истории и права

Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений. Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления.

Особое место среди форм организации обучения занимает семинарское занятие, которое может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности. При этом повышается интерес к изучаемому предмету, при хорошей подготовке обеих сторон учебного процесса, увеличивается, возрастает мотивация, развивается самостоятельность и воля к преодолению возникающих трудностей в понимании в процессе обучения. Семинар наиболее эффективен в работе со студентами и старшими школьниками, он успешно применяется как в общем, так и в профессиональном образовании. Выделим наиболее общие особенности семинара как формы организации учебного процесса.

В ходе семинара осуществляется большая работа для более тщательного изучения и обсуждения проблемы. Обучающиеся публично выступают, видят реакцию слушателей, учатся излагать свои доводы ясно, логично, грамотным и четким литературным языком, правильно формулировать и аргументировать линию защиты своей позиции. Это особенно важно для тех, кто обучается по правовым специальностям.

На семинаре каждый имеет возможность оценить свои знания критически, сравнить с умениями и навыками их излагать с другими учащимися, сделать выводы по обсуждаемым проблемам и определить, насколько необходимо более углубленное изучение рассматриваемого материала.

В ходе семинара обучающийся опирается на сделанные лекции и конспекты, на словарь, на собственные выписки из учебной литературы, публикаций в периодических изданиях, научных трудов и других источников. Такое занятие стимулирует желание сделать конспект более качественным и информативным, повышает стремление к его совершенствованию. От занятия к занятию обучающиеся все лучше осознают важность того или иного материала, их мышление становится более зрелым, они начинают эффективней выполнять постепенно усложняющиеся задания, решать учебные проблемы, относящиеся непосредственно к будущей профессии [1].

Важную роль в обучении играют взаимоотношения учащихся с преподавателем. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы он был не только познавательным и соответствовал дидактическим целям проведения занятия (формирование системы знаний и умений), но и развивал у учащихся тягу к знаниям, к изучению предмета. Использование такой формы проведения занятия как семинар, наилучшим образом подходит для достижения указанных целей. При использовании в процессе обучения семинаров различных типов у учащихся формируется своя научно аргументированная позиция относительно изучаемых вопросов, происходит осознание важности проблем, у учащихся тренируется воля к преодолению трудностей.

Форма проведения семинарского занятия на сегодняшний день существенно меняется. Педагог ставит цели и задачи проведения семинара и в зависимости от них выбирает, какое именно семинарское занятие ему провести (семинар-консультация, методологический семинар, психолого-педагогический проблемный семинар и т.д.). На занятиях он может применять различные формы и методы обучения (дискуссии, игровые и тренинговые формы, круглые столы, творческая беседа, деловая игра, психологический тренинг и др.), совокупность которых и определяет избранный вид семинарского занятия.

В разработке методики семинарских занятий большую роль играет вопрос взаимосвязи семинара и лекции, семинара и самостоятельной подготовки обучающихся, способы и характер такой взаимосвязи. Преподавателю необходимо связать семинар и лекционное занятие таким образом, чтобы они не повторяли друг друга, но при этом сохранялась связь с основными положениями лекции.

В большинстве случаев перед семинаром проводят лекцию по той же теме. Но иногда педагоги используют другую последовательность построения занятия. Сначала они проводят непродолжительную лекцию, примерно на 20 минут, раскрывающую основные проблемы данной темы и методы работы над ними, затем - самостоятельную работу с учащимися, после чего проводят семинар, в котором раскрывают вопросы, вызывающие затруднение в усвоении материала, освещают новые проблемы науки. При такой форме занятия уменьшается содержание лекции, но подобные занятия хорошо проводить со студентами-заочниками.

Взаимосвязь семинара с лекцией повышает эффективность его проведения. Педагог дает учащимся план лекции и список рекомендуемой литературы. Так же можно выделить взаимосвязь между семинаром и лекцией, назвав учащимся наиболее важные вопросы и аспекты, представляющие теоретический и практический интерес, которые, в силу недостатка времени, не представляется возможным в полном объеме осветить на лекционном занятии, но есть возможность более подробно обсудить их на семинаре. Необходимо заострить внимание учащихся на таких вопросах, пробудить любознательность, обострить их желание во всем разобраться [2].

Процесс подготовки является одним из важнейших факторов успешного проведения занятия, его эффективности. Прежде всего, учащиеся должны понять и осмыслить план семинара и предложенные для обсуждения на нем вопросы, их значение в раскрытии темы занятия. Большую роль на данном этапе играет преподаватель.

При подготовке к семинару учащиеся активизируют работу с книгой, требуется их обращение к литературе, они учится рассуждать. В процессе подготовки уточняются и закрепляются уже известные категории и осваиваются новые, речь учащихся становится богаче. Если в процессе подготовки к семинару учащиеся сталкиваются с непонятными для них моментами, они самостоятельно находят ответы, либо помечают их, для уточнения их на семинаре.

Для того чтобы повысить интерес обучающихся, преподаватель может предложить им подумать над такими вопросами, ответы на которые неоднозначны, а порой и противоречивы. В процессе размышления и обсуждения таких вопросов, учащиеся могут разделиться на несколько групп, каждая из которых будет доказывать свою точку зрения, приводить свои доводы, возникнет дискуссия, необходимая для того, чтобы активизировать семинар, чтобы учащиеся в процессе спора пришли к истине. Чтобы успешно организовать коллективный поиск ответа, преподавателю и самому необходимо хорошо подготовиться по теме семинара, чтобы у него в запасе были приготовлены такие создающие проблемные ситуации вопросы, на случай если обучающиеся сами не создадут таковых [3].

Надо ли преподавателю специально давать к семинару индивидуальные, опережающие задания отдельным хорошо успевающим учащимся? Практика показывает, что это не только возможно, но и весьма эффективно стимулирует учебную деятельность в ходе семинарского занятия. В качестве примеров таких заданий можно привести подготовку докладов по первоисточникам, различных заданий для группы, а также фрагмента занятия (например, обсуждение одного из вопросов проводится инициативной группой студентов в режиме дискуссии).

Итак, материалы статьи позволяют выделить следующие особенности семинара как эффективной формы учебного занятия:

- семинары способствуют решению разнообразных дидактических задач, в зависимости от которых могут сочетать в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности;

- семинар должен сохранять связь с основными положениями лекции, но при этом не повторять ее;

- преподаватель должен создавать необходимые условия, позволяющие обучающимся должным образом подготовиться к занятию;

- проведение семинара будет эффективным, если преподаватель и учащиеся будут хорошо подготовленными;

- в ходе проведения семинаров, обучающиеся учатся излагать свои доводы, правильно формулировать и аргументировать их;

- для стимулирования мотивации учащихся используются активные методы обучения.


Использованные источники

1. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / под. ред. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д : Феникс, 2002.


В статье описана сущность применения семинарского занятия в высшей школе. Рассматриваются роль преподавателя и роль студентов в проведение занятия. Представлена краткая инструкция при создании семинарского занятия.

Ключевые слова: семинарское занятие, закрепление, высшая школа

Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений.

Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления. Особое место среди форм организации обучения занимает семинарское занятие, которое может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности, что обуславливает актуальность изучения специфики семинара как формы организации учебного занятия.

Актуальность применения семинарских занятий в высшей школе связана с тем, что с помощью учебных занятий в форме семинара повышается интерес к изучаемому предмету, при хорошей подготовке обеих сторон учебного процесса, увеличивается, возрастает мотивация, развивается самостоятельность и воля к преодолению возникающих трудностей в понимании в процессе обучения.

Сложившаяся годами в вузах лекционно-семинарская система обучения предполагает чтение лекций и обсуждение студентами тем, предусмотренных учебной программой, под руководством преподавателя.

Семинар — это форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения [1].

Семинар является самостоятельной, многоцелевой формой обучения, которая призвана углублять теоретические знания, основы которых содержатся в лекции, помочь студентам усвоить наиболее сложные и спорные вопросы темы, прививать им умение и навыки самостоятельной работы.

К иным важнейшим целям семинара относится закрепление лекционного материала, конкретизация полученных теоретических знаний. На семинарах упор делается на выработку навыков выступлений и их обсуждений, а также коллективного оценивания ответа каждого студента [2, с. 22].

Семинар — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.

В настоящее время семинары имеются в учебных планах всех вузов России, поскольку способствуют расширению общего научного кругозора, ознакомлению обучающихся с важнейшими проблемами и исследованиями в избранной отрасли наук.

Основной и ведущей функцией семинара является функция познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Даже само углубление знаний, движение мысли от — сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям студентов более осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень.

Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение величайшего теоретического богатства, формирование философского мировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали, современных эстетических критериев. Воспитательные возможности науки, разумеется, не реализуются автоматически. Ими нужно умело воспользоваться при организации самостоятельной работы студентов, в содержательной и гибкой методике семинарских занятий.

Наконец, семинару присуща и функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям [3, с. 13].

В ходе семинара осуществляется большая работа для более тщательного изучения и обсуждения проблемы. Обучающиеся публично выступают, видят реакцию слушателей, учатся излагать свои доводы ясно, логично, грамотным и четким литературным языком, правильно формулировать и аргументировать линию защиты своей позиции.

На семинаре каждый имеет возможность оценить свои знания критически, сравнить с умениями и навыками их излагать с другими учащимися, сделать выводы по обсуждаемым проблемам и определить, насколько необходимо более углубленное изучение рассматриваемого материала.

В ходе семинара обучающийся опирается на сделанные лекции и конспекты, на словарь, на собственные выписки из учебной литературы, публикаций в периодических изданиях, научных трудов и других источников. Такое занятие стимулирует желание сделать конспект более качественным и информативным, повышает стремление к его совершенствованию.

От занятия к занятию обучающиеся все лучше осознают важность того или иного материала, их мышление становится более зрелым, они начинают эффективней выполнять постепенно усложняющиеся задания, решать учебные проблемы, относящиеся непосредственно к будущей профессии [3, с. 29].

Важную роль в обучении играют взаимоотношения учащихся с преподавателем. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы он был не только познавательным и соответствовал дидактическим целям проведения занятия (формирование системы знаний и умений), но и развивал у учащихся тягу к знаниям, к изучению предмета.

Использование такой формы проведения занятия как семинар, наилучшим образом подходит для достижения указанных целей. При использовании в процессе обучения семинаров различных типов у учащихся формируется своя научно аргументированная позиция относительно изучаемых вопросов, происходит осознание важности проблем, у учащихся тренируется воля к преодолению трудностей.

Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педагогической и методической подготовки преподавателя, его организаторской работы по подготовке семинарского занятия, а также от степени подготовленности обучающихся, их активности на самом занятии.

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:

- к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);

- при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;

- необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности и т. д.);

- необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивающие формирование единой системы знаний, умений и навыков студентов;

- важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;

- в процессе проведения семинарского занятия необходимо обеспечивать органическое единство теоретического и опытно-экспериментального познания;

- семинарские занятия должны гармонично сочетаться с лекционными, практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой студентов [4, с. 25].

Процесс подготовки является одним из важнейших факторов успешного проведения занятия, его эффективности. Прежде всего, учащиеся должны понять и осмыслить план семинара и предложенные для обсуждения на нем вопросы, их значение в раскрытии темы занятия. Большую роль на данном этапе играет преподаватель.

При подготовке к семинару учащиеся активизируют работу с теоретическими источниками, требуется их обращение к литературе, они учится рассуждать. В процессе подготовки уточняются и закрепляются уже известные категории и осваиваются новые. Если в процессе подготовки к семинару учащиеся сталкиваются с непонятными для них моментами, они самостоятельно находят ответы, либо помечают их, для уточнения их на семинаре.

Для того чтобы повысить интерес обучающихся, преподаватель может предложить им подумать над такими вопросами, ответы на которые неоднозначны, а порой и противоречивы. В процессе размышления и обсуждения таких вопросов, учащиеся могут разделиться на несколько групп, каждая из которых будет доказывать свою точку зрения, приводить свои доводы, возникнет дискуссия, необходимая для того, чтобы активизировать семинар, чтобы учащиеся в процессе спора пришли к истине.

Чтобы успешно организовать коллективный поиск ответа, преподавателю и самому необходимо хорошо подготовиться по теме семинара, чтобы у него в запасе были приготовлены такие создающие проблемные ситуации вопросы, на случай если обучающиеся сами не создадут таковых [5, с. 63].

Итак, можно выделить следующие особенности семинара как эффективной формы учебного занятия:

- семинары способствуют решению разнообразных дидактических задач, в зависимости от которых могут сочетать в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности;

- семинар должен сохранять связь с основными положениями лекции, но при этом не повторять ее;

- преподаватель должен создавать необходимые условия, позволяющие обучающимся должным образом подготовиться к занятию;

- проведение семинара будет эффективным, если преподаватель и учащиеся будут хорошо подготовленными;

- в ходе проведения семинаров, обучающиеся учатся излагать свои доводы, правильно формулировать и аргументировать их;

- для стимулирования мотивации учащихся используются активные методы обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): семинар, семинарское занятие, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, процесс подготовки, самостоятельная работа студентов, учебное занятие, учебная программа.

Ключевые слова

Похожие статьи

Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского.

семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности.

семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы.

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике.

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны: семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы.

Технологии обучения студентов в высшей школе

студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, проблема, группа, преподаватель, персонализированное обучение.

Познавательная деятельность студентов через активизацию.

самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное образование студентов, час, занятие, студент, задание, практический. Особенности организации самостоятельной работы студентов.

Использование учебных видеофайлов Flash на примере предмета.

студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение

студент, образовательный процесс, будущая профессиональная деятельность, учебный процесс, контингент студентов, занятие.

самостоятельная работа, студент, учебная дисциплина.

семинарское занятие, высшая школа, исследовательская компетенция, высшее образование, занятие, самостоятельная работа, самостоятельная работа студента, студент, формирование навыков.

преподаватель, занятие, учебный процесс, студент, вид.

Семинар как форма организации учебного занятия. семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

Статья посвящена проблеме организации учебно-воспитательного процесса . Главное внимание обращается на семинар как современную форму и метод обучения и воспитания учащихся.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Судакова В.К.

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МАХАЧКАЛИНСКОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Современные формы и методы эвристического обучения специалистов на последипломном этапе непрерывного профессионального образования

19. Шутценбергер А.А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы [Текст] / А.А. Шутценбергер. - М.: Психотерапия, 2009. - 256 с.

20. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семья [Текст] / Э.Г. Эй-демиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.

21. Яббарова Р.А. Формирование образа семьи у младших школьников в условиях школы-интерната средствами народной педагогики: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. - Киров, 2011. - 157 с.

СЕМИНАР КАК ФОРМА И МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Статья посвящена проблеме организации учебно-воспитательного процесса. Главное внимание обращается на семинар как современную форму и метод обучения и воспитания учащихся.

Ключевые слова учебно-воспитательный процесс, формы обучения, методы обучения, семинар, познание, творчество, практика, проблема.

Семинар - современная деятельность преподавателя и учащихся. Семинар как форма организации обучения истории и обществознания имеет ряд преимуществ перед другими формами обучения:

1. На семинарских занятиях учащимся предоставляется возможность самостоятельности в усвоении знаний, их изложении;

2. Существуют стимулирующие мотивы деятельности: накопление знаний для решения поставленных задач;

3. Учащиеся могут формулировать и решать самостоятельно не только те проблемы, которые ставит перед ними преподаватель, но, и те, которые они сами перед собой ставят.

Различны и методы организации семинаров. Готовясь к семинарскому занятию, я исхожу из того, что они зависят от уровня интеллектуальной подготовленности группы. В одном случае: сообщается тема семинара, проводится подготовительная работа по обсуждению выступлений учащихся на предстоящем семинаре. В другом случае: учащиеся самостоятельно, по предложенному списку литературы, находят ответы на поставленные вопросы; отве-

чает один, другие - дополняют ответ выступающего учащегося, раскрывая более полно содержание поставленного вопроса. В этом случае дополняющий учащийся осуществляет сложную мыслительную деятельность:

- воспроизводит содержание предыдущего этапа;

- восстанавливает полностью содержание учебного материала по данному вопросу;

- выделяет из предыдущего ответа то, что считает правильным, устраняя все лишнее из изложенного.

Самой сложной формой семинара видится исследовательский семинар, направленный на формирование методов мышления, коммуникабельности, деятельности на материале усвоения знаний. При такой организации семинара необходимо придавать особое значение созданию проблемных ситуаций.

При решении проблемных ситуаций учащиеся должны провести большую аналитико-синтетическую работу, критические отнестись к своему мышлению и деятельности, а это способствует формированию ориентации в сумме знаний.

Цель семинарских занятий не только получение суммы знаний, а и формирование навыков умственной деятельности учащихся.

При подготовке к семинару любой формы проведения преподавателю необходимо:

- определить цель семинара;

- определить тематику семинара (я думаю, что тема семинара должна быть актуальна и значима в изучении истории или обществознания; мелкие вопросы лучше на семинар не выносить);

- определить средства обучения (мультимедийная презентация, текст, вопросы, рефераты, проблемы);

- разработать своего рода сценарий, с целью определения времени отдельных вопросов семинара;

Таким образом, преподаватель обязательно должен определить общий план проведения семинара. Но, на семинаре ход обсуждения может отклониться от заранее намеченного. В этой ситуации могут возникнуть разговоры, не имеющие непосредственного отношения к теме семинара, что идет во вред дискуссии. Поэтому преподавателю необходимо хорошо подготовиться по теме семинара, иметь наработки, которые пригодятся в ситуации, когда появятся вопросы не предусмотренные, но вызывающие интерес у учащихся. Кроме того, преподаватель должен приготовить создающие проблемные ситуации вопросы, на случай если обучающиеся сами не создадут таковых [2]. Я думаю, что при слабой подготовке и неумелости педагога, семинары лучше не проводить.

Какие цели ставит семинар? Какие задачи решает? Какую роль он играет в изучении истории и обществознания в нашем колледже?

Во-первых, семинар предназначен для изучения первоисточников;

Во-вторых, семинар способствует превращению знаний в личные убеждения;

В-третьих, на семинаре учатся умению рассуждать, убеждать, вести дискуссию, отстаивать свои взгляды;

В-четвертых, при подготовке к семинару учащиеся получают навыки самостоятельной работы, а активное участие в работе семинара дает возможность приобрести навыки выступления перед аудиторией;

В-пятых, семинар способствует развитию навыков поисковой научно-исследовательской работы;

В-шестых, участие в семинаре воспитывает ответственность за выполнение поставленной задачи.

Семинарское занятие позволяет решать разнообразные задачи, например:

- формирование навыков самостоятельного нахождения знаний;

- развитие умения работать в группе;

- развитие умения применять знания на практике.

Используемые формы проведения семинара: семинары-диспуты, теоретические конференции, семинары-экскурсии, деловая игра, круглый стол.

План включает в себя:

1. Количество времени, отведенного на семинар, в нашем колледже -это, как правило, 90 минут;

2. Вопросы к занятию;

3. Список литературы, который должен быть прочитан и часть материала законспектирована (здесь большую помощь оказывает библиотека и читальный зал колледжа);

4. Проблемные вопросы и понятия;

5. Темы рефератов и фиксированных выступлений.

Непосредственная подготовка к семинару начинается с просмотра соответствующих глав учебника, а затем чтения рекомендованной литературы (литература должна быть тщательно подобранная, разумная по объему, фактически доступная) и, желательно, конспектирование наиболее важных положений темы семинара. Конспектируя учащиеся должны представлять, что конспект - это не ответы на поставленные в семинаре вопросы и, это не переписывание материала из книги по данной теме; конспектировать нужно главное, останавливаясь на позитивном материале, а не дискуссионном; конспект не должен быть слепым, необходимо выделять главы, красную строку. Это наиболее распространенная ошибка у учащихся.

Когда можно считать, что к семинару учащиеся подготовлены? Когда прочитана вся рекомендованная литература; подготовлен конспект; продуманы ответы на поставленные в плане вопросы, а также ответы на проблемные вопросы, т.е., когда учащиеся овладели системой знаний по данной теме. Семинары на уроках истории и обществознания проходит следующим образом:

- обсуждение поставленных в семинаре вопросов, например, в вышеуказанной теме учащиеся выступают как исследователи, работающие

После выступления учащихся преподаватель обязательно спрашивает, есть ли вопросы к выступающему. Как правило, вопросы к выступающему есть, потому что преподаватель настраивает учащихся внимательно слушать и оценивать выступления, что позволяет им быстро включаться в обсуждение поднятых вопросов. Если учащиеся не ставят вопросов, то преподаватель сам проявляет инициативу. Вопросы преподавателя должны быть правильно поставлены, т.е. обращены ко всей аудитории, учитывать границы возможного знания учащихся, ориентированы не на догматический ответ, а на обсуждение. Вопрос ни в коем случае не должен оставаться без обсуждения. Затем начинается обсуждение, которое проводится в зависимости от формы проведения семинара. Переходить к обсуждению следующего вопроса плана семинара нужно только после подведения краткого итога по только что обсужденному вопросу.

В конце семинара преподаватель должен выступить с заключительным словом, кратко подвести итоги выступлений учащихся,сформулировать основную точку зрения, к которой пришли участники семинара, расширить и углубить то, что уже было сказано; объявить вопросы темы, которые требуют дополнительной проработки; преподаватель должен сказать и о достигнутых на семинаре результатах, например, в теме вышеуказанного занятия: учащиеся научились определять причины и последствия событий; сравнивать положение помещичьих и государственных крестьян во второй половине 18 века; работать в группе; объяснять изученные положения на конкретных примерах; доказывать свою точку зрения; выступать публично; осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания. Если необходимо, преподаватель называет практические занятия с целью реализации теоретических наработок и обязательно дается задание для подготовки к изучению новой темы.

При изучении материала курса истории учащиеся получают определенную сумму знаний, понятий, идей; необходимо, чтобы эти знания не остались разрозненными, а углублялись и обобщались. Семинарские занятия по

истории и ставят задачу формирования обобщенных систематизированных знаний учащихся.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о целесообразности проведения семинарских занятий на занятиях по истории и обществознанию. Это способствует развитию учащихся как творческих личностей, имеющих не только хорошую теоретическую, но и практическую подготовку. Учащиеся учатся уважать мнение другого человека, работать в коллективе, логически строить свои рассуждения и другим положительным качествам. И очень важно то, что семинарские занятия способствуют формированию мировоззрения учащихся.

1. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2004.

НРАВСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

В данной статье представлены результаты исследования проблемы нравственного воспитания личности студента вуза в процессе препода-

Читайте также: