Савкова как сделать голос сценическим

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 02.09.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Логотип сайта ДИКТОРЫ.com

Кроме правильного дыхания, диктору требуется мышечная свобода фонационных путей и ощущение резонанса, которое необходимо развить. Существует два типа резонаторов: верхний (головной), нижний (грудной). Головной резонатор - это полости, которые расположены выше нёбного свода, в лицевой части головы. Грудной резонатор - это трахея и крупные бронхи. Резонаторные ощущения в груди и в области головного резонатора помогают организовать работу голосовых связок так, что тембр голоса диктора, будет содержать обертоны, которые будут вызывать резонанс в головном и грудном резонаторах. Звонкость, полётность, яркость, качество голоса диктора достижима только тогда, когда правильно сформирован исходный тембр, на который отвечает головной резонатор. Для этого диктору необходимо выполнять упражнения для постановки голоса, которые помогали бы свободному рождению звука голоса с ощущением резонанса этого звука в лицевой части головы.

Итак, диктору требуется научиться расслаблять мышцы, а начинать надо с общего, а именно - научиться расслаблять всё тело. Для этого лягте и поочерёдно расслабьте все мышцы. Вначале снимите напряжение с мышц ног. Потом проследите за руками. Далее расслабьте мышцы шеи и челюстей. И в завершении проконтролируйте мышцы живота и спины. В таком положении полежите несколько минут. Затем встаньте, сохраняя тело свободным. Проследите, чтоб ни одна группа мышц не была в напряжении. Чтоб голос свободно рождался и "пел", нужно выработать чувство свободы мышц фонационных путей. Для этого есть упражнение "стон".


Упражнение "стон"

Чтобы вы по лнить это упражнение сядьте на стул, сохраняя полож ени е тела "на колок", не откидывайтесь, держите спину пр ив ычно в прямом положении. Это поможет работе дыха те льного аппарата. Представьте, что у вас болит го ло ва или горло. И начинайте негромко стонать, ч то б "успокоить боль". Но, не кряхтите. Т.к. при кряхтении голос п олу чается глухой, звук короткий, связки напряжены. Вс ё свободно: мышцы шеи, лица, рук, ног. Плечи опу ще ны. Шея так свободна, что голова накло ни лась в сторону или вниз.


Теперь начи на йте двигать головой влево, вниз, в пр аво… Двигайте медленно, проверяйте свободу мышц. Продолжайте сто нать. Голос не зажимайте. Свободный стон, на "с ред ней ноте" вашего голоса. Рот при этом - закрыт, губы сомкнуты не пло тно, а соединены слегка. Как при пр ои знесении "м". После того, как добьётесь точности выполнения упра жне ния, ощутите свободное звукотечение. С то н - это звук, беспрепятственно выходящий из го рт ани. Продолжая стонать, сохраняя по ложение тела, медленно, без напряжения сл егка опускаете нижнюю челюсть: "Мма…" - и тут же закр ыв аете рот:

"А" произн оси тся мягко, мышцы губ и нижней челюсти своб од ные. Ровный выдох, который не ослабевает в момент открытия рта. Это упражн ен ие проделайте несколько раз. Самое гла вн ое - это мышечная свобода. Работать должен только ды ха тельный аппарат. А теперь, про дол жая стонать, слитно, как одно слово, п ро изнесите голосом фразу "Мам, мёду нам". Открывая рот, сейчас ж е мягко возвращайте его в исходное полож ени е на стон. Т.к. фраза произносится на стоне, то согл ас ные звуки "м", "н" удваиваются:

мамм-м ёд унн-намм…

Далее упр аж нение "стон" сопровождайте тренировкой в прои зн есении сонорных согласных, т.к. они придают голосу звонкость, усиливая ре зо наторную функцию носовой п ол ости. На стоне тр ен ируйте различные сочетания сонорных с огл асных с гласными:


Мм-мУ-м м- мО-мм-мА-мм-мЭ-мм-мИ-мм-мЫ-мм…

Мм-нУ-мм-мнО-мм-мнА-мм -мн Э-мм-мнИ-мм-мнЫ-мм…

Мм-нУли-мм-мнОли-мм-м н Али-мм-мнЭли-мм-мнИли-мм-мнЫли-мм…

РлУрм-мм-РлОрм-мм-РлАрм-м м- РлЭрм-мм-РлИрм-мм-РлЫрм-мм…

Соно рн ые - это согласные, наиболее звучные - м, н, л, р. Стон и те монотонно, слитно, негромко. Не тревожьте горло. Рот при звучании глас ны х свободно открывается, но не ш и роко. Внимание направлено на сонорные согласные "н", "м", "р ", "л". Далее, достигнув сво бо ды звучания, постепенно переходите к повы ш ению, а потом и к понижению голоса на каждой строчке. Но не бо ле е как на два-три тона от средней ноты. С ох раняйте свободу фонационных путей. В упражнение на со но рные согласные постепенно вводим эле менты речевого способа произношения с опорой. Вначале произнесите с лит но на стоне, полунапевно: м


мам ма ммаммамм…

Потом три раза сли тн о на стоне, а четвёртый разговорно - зовём маму:

Ммамма мм ам-мАм!

В речевом апп ар ате ничего не меняется. Так же свободно, мягко в о бласти глотки. Только диафрагма на "мам" вздрогнула - оп ёрл а звук. Следует доб ив аться, чтоб характер звучания голоса изменял и ха р актер дыхания. Чтоб была верная опора голоса, зависимость д ых ания от звучания. На стоне произнесите зн ако мую фразу:

Ммам мё дуннамм

И здесь же - каждое сло во отрывисто:

мАм! мЁ ду! нАм!

Проследите, чтоб пр и речевом произнесении не было чрезмерной активности, ч то б сохранялась свобода и лёгкость, как и при стоне. Трени ру йте знакомые сочетания:

ммУ! м м О! ммА! ммЭ! ммИ! ммЫ!

мнУли! мнОли! мнАл и ! мнЭли! мнИли! мнЫли!

РлУрм! Рл Орм! РлАрм! РлЭрм! РлИрм! РлЫрм!

Упражнения "произнесение гласных"

После того как вы прод е лали упражнения на сочетания сонорных соглас ны х с гласными, переходим к работе по достижению свобод ы ф онационных путей и во время произн ош ения каждого гласного отдельно от согласных. Тут важно учесть, ч т о именно гласные, которые создают мелодию голоса, являются основой звучности, столь необходимой диктору. Вначале разберём сущность атаки звука - начала звучания голоса диктора. Атака звука - это момент, когда голосовые связки устан ав ливаются на определённую ноту звучания пр и их смыкании в соответствии с силой воздушной струи. Разл ич ают твёрдую, придыха тел ьную и мягкую атаку звука.

Твёрдая атака - это к огд а голосовые связки до начала выд ох а плотно смыкаются и только под сильным давлением воздушной ст руи размыкаются. Это как п рор ыв воздуха через плотно сомкнутые губы. При этом часто происходит пер ес мыкание связок, т.е. когда с в язки находят одна на одну. При очень твёрдом их смыкании и резком то лч ке воздушной струи голос будет звучать з в учит жёстко, резко, и потеряет интонационную подвижность.

Придыхательная атака - это когда ча сть воздуха, которая не принимает уча стия в голосообразовании, выходит до момента см ык ания связок и далее присоединяется к г ол осу как призвук сипоты.

Диктор должен с тре миться к мягкой атаки, которая наиболее ха рак терна для естественного формирования голоса. При этом с мы кание связок совпадает с началом вы до ха, и связки сближаются так, что обеспечивается сво бо дное колебание. При мягкой атаке голос буд ет наилучшего тембра. Он будет рождаться плавно, без тол чк а и придыхания. Нужно науч ить ся распознавать и ощущать, какой атакой рождён голос. И до тех пор, пока атака зву ка не освоена, пока вы не чувствуете мышечно м яг кого начала звука и не ощущаете отражения атаки в го ло се, нельзя идти дальше в воспитании голоса. Достичь мягкой атаки, пом ога ет известное нам упражнение "стон" с его вариантами.

Упражнения по технике речи помогут диктору в постановке речевого дыхания, голоса, в овладении резонаторами, расширении диапазона голоса, в укреплении силы голоса и его выносливости, в обогащении интонации, в произношении гласных и согласных звуков, в отработке темпа речи .. .

Труднопроизносимые, сложные слова для дикторов - предмет особый. Появление их в тексте, особенно в прямом телеэфире, вызывает дополнительное напряжение, неуверенность. И в конечном счёте может привести к "спотыканию", ритмической "сбивке", а иногда и к заиканию.

Для исправления неправильно произносимого звука прежде всего необходимо усвоить правильную установку частей артик. аппарата, и не только усвоить, но и перестроиться, овладеть ею, органически к ней привыкнуть. Этот процесс трудный. Человек уже в течении своей жизни привык к неправильному оформлению звука, и отвыкнуть от него не так просто.

Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Упражнение "колыбельная"

Представьте, что вы ук а чиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:

м-м- м- м-м-м.


Эту мелодию напевайте на всех гл асных. Добивайтесь мягкой атаки звука:

а-а-а- а- а-а-а.
о-о- о- о-о-о-о.
у-у -у- у-у-у-у.
э-э-э- э-э -э-э-э.


Запомните сост оя ние мышечной свободы в области глотки и о щу щение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта по мо гает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэ т ому нужно добиваться свободы мышц нижней че лю сти, и избегать положения, когда некоторые д ик торы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдав лен ным, не летящим.

Следует заметить, что нет е дин ого для всех раствора рта. Всё зависит от р еч евого аппарата и характера голоса каждого диктора. С те пень открывания рта определяется на иболее качественным звучанием и наиболее чётким и яс ны м произнесением звуков. Чтобы выработать умение расс ла блять нижнюю челюсть и снимать с ко ванность речевого аппарата необходимо выполнять упр аж нения, где используются тексты с частым пов то рением звука "а". Вот два из них:



Упражнение "хочу молока"

Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!

Рот раскрываете хорошо, но не очень. В сё естественно. Челюсть опускается м я гко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на пр от яжном голосе. Поищите лёгк ое звучание на различных высотах:

Ахбольной яа йайаймолокамнемамадай


Голос не заниж ай те, не садитесь на горло. Также, не завышайте ег о, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пок а р азвивайте центр своего голоса, три- чет ыре тона.



Упражнение "диктовка"

На ато м, на атом, на атом
В атаку идёт атак ую щий класс.
Он ато м, он атом, он атом
Заставил раб от ать на нас.


Первый раз - по сл овам, чтоб "успели записать". Несите точный и н тонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже ди ктуйте по фразам, которую произносите бе з пауз, слитно. При произнесении гласного "а" следите за с во бодой нижней челюсти. Спокойный посыл з ву ка при диктовке снимает зажатость в гло тке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, и ме ющие низкие голоса. Не посылайте голос д ал еко вперёд. Это вызовет напряжение голосового ап пар ата. Наоборот, вырабатывайте ощ у щение того, что говоришь, посылая звук "к себе". Как это дост ига ется? Поставьте задачу привлечь к себе вн имание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: "В ним ание, начинаю!" И голос зазвучит заз ывн о, спокойно, речь будет приковывать внимание слуша те лей. Ощущением сво бо ды гортани обеспечивается прав ил ьное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется пр и помощи упражнений на про изнесение звука "у", а также "а" и "о".

Трижды произнесите: "Ау-у". Пе рвый раз - зовите. Второй раз - "ау" з в учит, как отдалённое эхо. Третий раз - откликайтесь на эхо. Посл ед ите, что в это время происходит с м ыш цами губ и щёк, как звучит голос. При звучании гол ос а на эхо щёки и губы будут расслабле н ы, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уг ол ки губ и щёки становятся напряжён ны ми, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упр ажн ение, следите за напряжением и рас слаблением мышц губ и щёк.

Различные упраж не ния со звуком "у" помогут убрать пест ро ту звучания гласных, когда "а" вылетает из живота, "е" - из голо со вой щели, "и" - протискивается из сдав ле нного горла, "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в та кие места из которых их не как не в ыт ащишь.



Упражнение "гудок"

"Постановке голоса" по мо жет такое упражнение: тяните "у" слитно, как гудок:

уу уу уу…


А теперь, слив в одну линию все ше сть гласных, гудите:

уууОуууАу уу ЭуууИуууЫууу…

При этом старайтесь дер жа ть губы в положении "у". Это помогает д об иться единого качества других гласных.
Следите за качеством зву чан ия и при активном произнесении отде л ьных слогов. Чтоб не был пестроты:

Уо! У а ! Уэ! Уи! Уы.

Звуки "а", "о", "э", "и", "ы" б уд то бы держатся на губах. Если "а" звучит далеко, приблизить зву ча ние поможет гласный "о". Т.к. при п р оизнесении этого звука губы имеют овальную фо рму и задерживают звук в губах. Для трени ро вки мягкой атаки при произнесении гласных "а" и "о" пр оч тите:


Не по тропе,
а около к ат илось "о"
и о ха ло.
"О" - оха ло,
"о" - о ка ло,
не по тр оп е, а около!

Металлические звуки


Есть одна осо бе нность у гласных. Их можно пропеть. Иначе г ов оря, они имеют высоту, силу и продолжит ел ьность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести т иш е или громче, ниже или выше, дли нн ее или короче. Согласные дел ят ся на "шумные", те, которые состоят или из одн ого шума, или из шума и голоса, и "сонорные", в кот орых голос преобладает над шумом. К сонорным отн осят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и вы со ту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой зв учан ия обладают и звонкие шумные согл ас ные: В, З, Ж. Эти звуки назовем "металли че скими".

Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц - длины з вуч ания, хотя звонкие из них - Б, Д, Г им еют высоту. Эта группа согласных в упражн ен иях "на металл", с которыми мы сейчас познаком им ся, использована быть не может, т ак как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не м ог ут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упраж не ниям "на металл", необходимо вспомнить о з вук овых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человече ск ому голосу "металлическое" звучание, кот ор ое напоминает колокол.

Первое упраж не ние начнем со звука А. Произнесем его сн ач ала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, оп ят ь приведем к тихому и соединим А со зв уком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала - тихое звучание У, п ото м - расширение, снова тихое з ву чание и слияние У со звуком О. Графически это в ыгл ядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения испо ль зуются такие пары звуков:


Упражнение 1

АУ, ОУ , ЭУ - взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, О Ы , УЫ - >>> - ЭЫ, ЫЫ
АИ, О И, УИ - >>> - ЭИ, ЫИ
АО, УО , ЭО - >>> - ЫО, ИО
АЭ, О Э , УЭ - >>> - ЫЭ, ИЭ

Делая это уп ра жнение, необходимо добиться непрерывности звучания. По эт ому дыхание в середине строчки берется очень б ыст ро. Через некоторое время всю строчку сле ду ет проработать на едином дыхании. Упражнение делается н а о дной, удобной для голоса высоте.


Упражнение 2

АМ, ОМ , УМ - дыхание - ЭМ, ЫМ, ИМ
АН, О Н, УН - >>> - ЭН, ЫН, ИН
АЛ, О Л, УЛ - >>> - ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР, О Р, УР - >>> - ЭР, ЫР, ИР
АВ, О В , УВ - >>> - ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ, ОЗ , УЗ - >>> - ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ, ОЖ , УЖ - >>> - ЭЖ, ЫЖ, ИЖ

В таком же по ря дке это упражнение прорабатывается с м ягкими гласными и мягкими металлическими согласными.


Упражнение 3

ЯМЬ, Е М Ь, ЮМЬ - дыхание - ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, Ё Н Ь, ЮНЬ - >>> - ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, Ю Л Ь - >>> - ЕЛЬ, ИЛЬ и так далее.

После того, как эти упражне ни я помогут выработать мягкую подачу зв ук а и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно п ер ейти к новым упражнениям. Теперь первое уп ра жнение на металлическое звучание делае м не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в в ер хний и наоборот, по примеру то го , как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение де ла ем по следующей схеме:

Пер в ая строчка - переход снизу вверх:
Ау Оу Э - д ых ание Ыу Иу
Вторая ст роч ка - переход сверху вниз:
Аы Оы Уы - д ых ание - Эы Иы
Третья строчка - оп ять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи - дых ан ие Эи Ыи и так далее

Переходы из н иж него резонатора в верхний и обратно чере ду йте и в двух других упражнениях на металлическое зву ча ние голоса. Если при перебрасывании от де льных звуков самым важным было попадание в ре зо наторы, то сейчас не забывайте и о мягкой п од аче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.

Следу ющ ее упражнение назовем "упражнением на м ета ллические ударения". Начнем с наиболее закры т ого звука У. Возьм ё м дыхание и, п ос тепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от гр ом кого постепенно снова к тихому. Так н а одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и м ета ллический согласный звук:


У, Ы, И, О, Э, А, М, Н, Л, Р, В, З, Ж

Отработав упр аж нение и постоянно повторяя его, перейдем к уп ра жнению на длину металлического звука. На полном дых ан ии берем У, начиная с тихого звучания и все вр емя усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быт ь мягкий, плавный, ровный, без колебаний и тол чк ов, на одной высоте. Аналогично п ост упим со всеми остальными металлическими гл ас ными и согласными. Когда они правильно зазвучат, мо ж но упражняться в двух резо нат орах: грудном и головном.

Освоив ме тал лическое ударение и длину металлич е ского звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, кор отк им и округленным. Работа ведется по т ом у же принципу, как и в других упражнениях на металл, на у до бной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служ и т упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, ко торые вначале повышаются, а затем пониж аю тся на октаву. Поначалу уп ра жнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Да лее темп ускоряется и при быстр о м исполнении дыхания уже должно хватать на целую о кт аву.

Далее к металлическим гла с ным можно присоединить дикционные комбинации, начи н ая с легких и переходя к более трудным. Напри м ер: пра-пря, про-прё, пру-прю и та к далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так да лее. После длительных з ан ятий это упражнение должно звучать мягко, л е гко и плавно. Последним уп ра жнением может быть слияние гл ас ных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:

МА Н УЛОР - дыхание - ЭЖЫЗИВ

Сначала всю с т рочку проделать пиано, затем форте, потом согла сны е форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.


Проект заключается в использовании инновационных педагогических технологий, направленных на формирование сценического образа при исполнении вокального произведения; в введении синтеза искусств: вокала, ритмопластики, актерского воплощения сценического образа.

Содержимое разработки

Составитель:

педагог дополнительного

образования

Ломакина Оксана Александровна

р.п. Первомайский 2015 г.

 Актуальность проблемы развития и воспитания детского голоса в вокальном искусстве стоит очень остро, так как появилось большое количество вокальных студий, коллективов, всевозможных конкурсов и фестивалей. Сегодня время предъявляет к вокальному исполнению высокие требования. Все это сводится не просто к обучению пению, но и к формированию сценического образа, способного стать проводником к сердцу зрителя. Благодаря диалогу исполнителя и слушателя, у детей расширяются представления о людях, о мире, облегчается процесс прохождения ими социальной адаптации.

Актуальность проблемы развития и воспитания детского голоса в вокальном искусстве стоит очень остро, так как появилось большое количество вокальных студий, коллективов, всевозможных конкурсов и фестивалей. Сегодня время предъявляет к вокальному исполнению высокие требования. Все это сводится не просто к обучению пению, но и к формированию сценического образа, способного стать проводником к сердцу зрителя.

Благодаря диалогу исполнителя и слушателя, у детей расширяются представления о людях, о мире, облегчается процесс прохождения ими социальной адаптации.

 Процесс формирования сценического образа вокалиста в условиях дополнительного образования. Педагогические условия формирования сценического образа обучающихся на основе вокального искусства.

Процесс формирования сценического образа вокалиста в условиях дополнительного образования.

Педагогические условия формирования сценического образа обучающихся на основе вокального искусства.

 Формирование сценического образа обучающихся посредством вокального искусства

Формирование сценического образа обучающихся посредством вокального искусства

индивидуальными возможностями обучающихся едиными требованиями к занятиям МЕЖДУ психологическими зажимами, стеснительностью, волнени- ем обучающихся на сцене требованиями к высокому уровню формирования сценического образа обучающихся МЕЖДУ ограниченностью ресурсов широким спектром заданий на занятиях по вокалу МЕЖДУ

индивидуальными возможностями обучающихся

едиными требованиями к занятиям

психологическими зажимами, стеснительностью, волнени- ем обучающихся на сцене

требованиями к высокому уровню формирования сценического образа обучающихся

ограниченностью ресурсов

широким спектром заданий на занятиях по вокалу

 Если систематически применять образовательные технологии, методы и синтез искусств, направленные на формирование сценического образа, то уровень вокально - сценического мастерства повысится.

Если систематически применять образовательные технологии, методы и синтез искусств, направленные на формирование сценического образа, то уровень вокально - сценического мастерства повысится.

 Создание условий для формирования сценического образа обучающихся, способствующих повышению уровня вокального мастерства и успешной реализации личности.

Создание условий для формирования сценического образа обучающихся, способствующих повышению уровня вокального мастерства и успешной реализации личности.

 I- этап–подготовительный (сентябрь 2010 г.- ноябрь 2010г.) изучение научно - педагогической и методической литературы по проекту; определение основных проблем и постановка задач ; разработка методического и дидактического материала для занятий, подбор фонотеки, тренинговых упражнений ; разработка и проведение диагностики, анкетирования ; II этап – практический ( декабрь 2010 – сентябрь 2012 г. ) использование в образовательном процессе с овременны х технологий ; практическая реализация проекта; проектная деятельность обучающихся ; проведение открытых занятий, мероприятий по реализации проекта ; проведение родительских собраний ; участие детей в концертной деятельности, конкурсах . III этап – заключительный ( октябрь-ноябрь 2012 г. ) отчётный концерт ; результаты обучающихся в конкурсах разного уровня; мониторинг личностных достижений обучающихся ; результаты реализации проекта ; распространение опыта по проекту на МО и в сети Интернет ; составление методических рекомендаций.

I- этап–подготовительный (сентябрь 2010 г.- ноябрь 2010г.)

  • изучение научно - педагогической и методической литературы по проекту;
  • определение основных проблем и постановка задач;
  • разработка методического и дидактического материала для занятий, подбор фонотеки, тренинговых упражнений;
  • разработка и проведение диагностики, анкетирования;

II этап – практический ( декабрь 2010 – сентябрь 2012 г. )

  • использование в образовательном процессесовременныхтехнологий;
  • практическая реализация проекта;
  • проектная деятельность обучающихся;
  • проведение открытых занятий, мероприятий по реализации проекта;
  • проведение родительских собраний;
  • участие детей в концертной деятельности, конкурсах.

III этап – заключительный ( октябрь-ноябрь 2012 г. )

Насос

Обними себя

Жуем язычок

Машина

Проведение занятий с применением упражнений

Обезьянка

Массажист


Красивая речь – важный коммуникационный навык, полезный тем, чья работа связана с общением, обучением, продажами. Она поможет и в дружеских отношениях, и в семье – благодаря ей собеседник не отмахнется от ваших слов, а внимательно выслушает.

Лучше всего методика постановки речи отработана в театральных вузах, на курсах актерского мастерства. В музыкальных школах учат петь – для развития голоса это тоже полезно. Улучшить голос можно и самостоятельно. Техника постановки речи включает упражнения, направленные на разные ее аспекты:

  • для дыхания;
  • для расслабления;
  • для артикуляции;
  • для открытия зажатой челюсти;
  • для расширения диапазона.

За выразительность речи отвечают дикция, правильное дыхание, широкий диапазон звуков – вместо невнятного отрывистого бормотания под нос.

Если вы хотите самостоятельно сделать речь богаче и голос приятнее, вам помогут следующие упражнения.

Упражнения для дыхания

Дыхание должно идти не из груди, а из живота. Для того, чтобы это контролировать, положите руку на живот и не убирайте, пока делаете упражнения.

  1. Дышите, как собака: язык наружу и частые вдох-выдох. Следите, чтобы сокращался живот. Постепенно ускоряйтесь.
  2. Представьте, что у вас в руке трубочка и вы стреляете через нее вишневыми косточками.
  3. То же самое, но сериями по три подхода.
  4. Выполняйте то же самое, но одновременно бегайте и прыгайте.
  5. Плотно закройте рот обеими руками и сильно выдыхайте. Потом выдохните спокойно. Ощутите разницу.
  6. Тренируйтесь выдыхать как можно дольше. Начните с выдоха на 5 счетов, постепенно увеличивайте до 8, 10, 12 – максимально возможное время. Выдыхайте долго и медленно, а в конце выдохните разом все остатки воздуха.

Упражнения на расслабление

  1. Самомассаж – потрите себя кулаками, разомните мышцы.
  2. Напрягитесь: потянитесь сильно вверх. Или представьте, что вы марионетка, которой кукловод придал очень неудобную позу. А затем расслабьте мышцы верхней половины тела, повисите со свободно болтающимися головой и руками.
  3. Теперь нужно медленно вернуться в вертикальное положение, ставя позвонки на место один за другим снизу-вверх.
  4. Максимально напрягите все мышцы. Продержитесь в таком состоянии, пока сможете. А теперь расслабьтесь и прочувствуйте разницу.
  5. Повторите предыдущее упражнение для мышц плеч.
  6. Лежа на спине, поднимите голову, потяните ее к потолку. Продержитесь сколько можете. Расслабьтесь.
  7. Попрыгайте, потряситесь всем телом, расслабляя мышцы. В это время говорите, стараясь, чтобы голос не дрожал.


Упражнения для открытия рта

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это всевозможные упражнения, напрягающие речевой аппарат, например:

  1. Пытайтесь дотянуться языком до подбородка и носа, до ушей;
  2. Вытяните губы трубочкой и рисуйте ими круг. Вы будете похожи на корову, медленно пережевывающую жвачку, но пусть внешний вид вас не печалит. Мы работаем на результат!
  3. Четко произносите скороговорки – сначала медленно и тихо, затем все громче и быстрее.
  4. Усложните предыдущее упражнение и говорите скороговорки с пробкой в зубах или нечищеными лесными орехами во рту.

Упражнения на диапазон

Не пропускайте занятия, повторяйте этот комплекс хотя бы три раза в неделю. Записывайте себя на диктофон, слушайте записи и следите за прогрессом. А чтение книг сделает вашу речь не только приятной, но и интересной.

Работа телеведущего заключается не только в прочтении новостей, но и в поиске новых тем, гостей программы, изложении авторской точки зрения, поэтому курсы телевидения в Москве будут полезны еще и тем что научат вас логично мыслить и говорить, быть уверенным в себе, обладать четкой дикцией и приятным голосом.

Читайте также: