Роспись деревянной шкатулки своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 01.09.2024

Художественная роспись шкатулок на протяжении веков пользовалась особой популярностью в регионах России, немало сохранилось и техник нанесения рисунков.

Этот традиционный русский промысел возник ещё в середине XVII века. А своё название получил от крупного торгового села Хохлома (Нижегородской губернии), в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу.

Для такой росписи была характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет. В основном использовались: красный, черный и золотой цвет, редко зелёный и жёлтый.

Подробнее процесс росписи шкатулки можно увидеть на видео. Этот узор называется смородинка.

Но популярной яркая роспись "под фон" стала только во второй половине XIX века, когда было налажено и мебельное производство.

В наши дни на шкатулках можно встретить самые разные техники художественной росписи. А вот изображения, как и раньше - в основном пейзажи, цветочные композиции, иллюстрации к сказкам.

Каждая работа была очень яркой, их можно было разглядывать в деталях.

Многие покупатели были менее привередливы и с удовольствием приобретали просто расписные тарелки, ложки и другую кухонную утварь.

Для желающих ремесленники проводили и мастер-классы. Можно было попробовать разукрасить ложечку, вот только одной аккуратности мало, нужен и художественный вкус.

Если же кто-то хотел необычную шкатулку, выбор тоже был весьма велик. Мастера представили огромное количество изделий самых разных форм и материалов.

Мастер-класс росписи шкатулки для украшений подробно расскажет о последовательности шагов при создании сложной цветочной композиции своими руками. Урок предназначен для начинающих, но и опытные мастера, вероятно, найдут в нем что-либо интересное для себя.

Расписная шкатулка

Такая шкатулка должна получиться

  • деревянная заготовка круглой шкатулки диаметром 90 мм и высотой 50 мм;
  • акриловые краски из набора "Московская палитра" (алая, краплак, зеленая темная, желтая, охра темная);
  • акрил черный и красный "Аква-колор";
  • лак ПФ.

Техника смешанная: сочетание стилизации росписи, близкой к жостовской, с применением классической технологии одного мазка.

Определяем задачу и подготавливаем материал

Роспись должна получиться "плотная", с заполнением пустых пространств фона. Писать будем полихромный растительный мотив, от темного к светлому последовательным наложением мазков, иногда полупрозрачных. Важно, чтобы мазок был легкий и формировал объемы декоративных элементов за один проход.

До покраски необходимо убедиться, что крышечка садится на корпус свободно и даже слегка болтается.

Покраска деревянной шкатулки

Хорошо ошкуренную мелкой наждачкой заготовку снаружи покрываем черной, а изнутри - красной акриловой краской.

Окрашенная шкатулка не закрывается

Обработка крышки деревянной шкатулки

После высыхания акрила пробуем шкатулку закрыть.

Акрил, которым окрасим внутренние поверхности изделия, хоть и разбавляется водой, но в древесные волокна не проникает, а образует на поверхности эластичную пленку. В связи с этим крышечка после покраски, скорее всего, не будет закрываться. Это хорошо, потому что теперь мы точно знаем, сколько дерева придется содрать с ее краев.

Если крышечка не закрывается, смело проходим наждаком по всему внешнему краю крышечки до тех пор, пока она снова не станет свободно болтаться. При обработке учитываем, что внутри шкатулка для украшений будет покрыта слоем лака.

Окрашенной заготовке необходимо дать отстояться. Желательно несколько дней, пока акрил не перестанет липнуть.

Роспись шкатулки

Разметка орнаментальной композиции и начало росписи

Непосредственно перед росписью нужно нанести разметку основных масс орнамента. Достаточно разметить самые большие элементы. Делается разметка мягким карандашом (твердый карандаш поцарапает красочное покрытие).

Начинаем роспись шкатулки с того, что красным акрилом намечаем лепестки роз широким волнистым мазком плоской кисти, причем на один ее край берем краски несколько больше.

Расписываем шкатулку цветочным узором

Постепенно углубляемся внутрь венчика, прописывая часть второго ряда красных лепестков.

Роспись сердцевины бутона розы

Двойным мазком прописываем самую сердцевину розы, взяв на кисть желтую и красную краску одновременно.

Цветы в технике одного мазка

Намечаем ближние к зрителю лепестки розы одним мазком красного в сочетании с розовым.

Как видите, роспись послойная. Мы начинаем от декоративных элементов заднего плана, накладывая поверх них новые слои более светлой краски пока не дойдем до самого ближнего к зрителю слоя.

Роспись шкатулки цветочным орнаментом

Продолжаем выписывать массивы цветов и высветлим розовой краской часть лепестков розы. Пишем широко, живописно. Характерные потертости от прохода полусухой кисти приветствуются.

Цветочная композиция своими руками

Цветочные мотивы росписи своими руками

Пару раз проходим лепесточки более светлыми розовыми оттенками, постепенно уменьшая ширину мазка, выявляем при этом объем.

Написание листьев цветочного узора

К розам вернемся позже, а сейчас займемся их декоративным окружением. Начнем с того, что сплошным зеленым тоном намечаем плоскостные формы всех листьев.

Техника наложения теней растительного орнамента

Более темным зеленым обозначаем области тени на листьях. Тени обычно располагаются ближе к центру листа, не достигая его краев. Пишем живописно, смешивая мазки прямо на поверхности.

Выглядят мазки сейчас неаккуратно. Зато по завершении росписи эта "неаккуратность" создаст значительно больше оттенков цвета за счет перелива слоев краски, имеющих разную прозрачность. Особенно хорошо это заметно, если пристально рассматривать готовое изделие. Именно "неаккуратность" отличает изделие ручной работы, созданное своими руками от фабричной штамповки.

Роспись листьев растительного орнамента

Поверх затемненных сегментов пишем светлым зеленым так, чтобы мазки ложились, образуя форму выпуклых освещенных участков, а между ними образовались зачатки будущих прожилок.

Роспись мелким растительным узором

Оставляем написание листочков и переходим к мелким декоративным элементам нашей цветочной композиции.

Золотистым оттенком охры рисуем лепестки маленьких цветочков, похожих по форме на ромашки.

Декорирование элементами цветочного узора

Внутри некоторых лепестков светло-желтыми мазками выделяем отдельные передние лепесточки, что придаст им объем.

Объемный цветочный узор

Возвращаемся к листьям и поверх предыдущих мазков, кладем более светлый зеленый цвет.

Объемная роспись цветочным узором

Еще более светлым и теплым зеленым добавляем объема в большие зеленые листья.

Роспись мельчайших деталей узора

Пишем стреловидные листики мелких цветов вверху.

Узорная роспись растительным орнаментом

Большими точками краплака создаем сердцевины маленьких цветов.

Контурный растительный орнамент

С росписью объемов закончили. Остался заключительный этап заполнения пространств фона мелкими декоративными элементами.

По краям лепестков роз проходим белилами. Мы подчеркиваем контуром ближайшие лепестки и придаем им еще больший объем за счет того, что визуально приближаем отдельные лепестки бутона.

Плотная цветочная композиция

Теплым светло-зеленым "подрисовываем усы" растительного узора среди листочков и цветов, стараясь заполнить все пустое пространство.

Рисуем цветы красками

Темно-красным краплаком, можно без разбеливания, подрисовываем тычинки роз.

Завершающая отделка росписи

Заканчиваем роспись шкатулки, проставляя кое-где белилами точки "капелек росы". Это придает живости изображению.

Заключительным этапом покрываем готовое изделие лаком и шкатулка для украшений готова. Главное, что декоративное оформление сделано своими руками, кроме деревянной заготовки, конечно.

Роспись шкатулок

Такая роспись должна получиться в итоге

Расписная крушка шкатулки

- деревянная заготовка шкатулки
— акриловые контуры для стекла и керамики белого, черного и серебряного цветов
— акриловые краски для фона черного и серебряного цвета
— акриловый лак глянцевый
— широкая синтетическая кисть
— мелкая наждачная бумага
— жидкость для снятия лака, либо любая жидкость содержащая спирт (я использую обычную водку) для исправления ошибок
— измеритель и линейка
— ватные палочки, ватный диск

Первым делом необходимо подготовить нашу заготовку для росписи. Для этого необходимо слегка ошкурить всю ее поверхность. После ошкуривания ни в коем случае не сдувайте пыль, т. к. она сразу же попадет Вам в глаза. Пыль нужно либо снять кистью, либо протереть заготовку влажным ватным диском или тряпочкой. Лично я протираю ватным диском.

Следующим этапом мы покрываем заготовку фоновыми цветами. Внутренние поверхности крышки и шкатулки я окрашиваю серебряной краской. Наружные поверхности черной. Необходимо покрыть шкатулку как минимум двумя слоями краски с промежуточной просушкой. Акрил сохнет довольно быстро. Теперь мы покрываем окрашенную шкатулку двумя слоями акрилового лака, так же с промежуточной просушкой. Это необходимо, так как в процессе нанесения рисунка возможны ошибки и не точности. Снять неверно поставленные точки с лакового слоя гораздо проще, чем со слоя краски. Лак имитирует стеклянную или керамическую поверхность (для которой и предназначены наши контуры).

Ищем центр круглой крышки шкатулки

После полного высыхания последнего слоя лака начинаем саму роспись. Для начала необходимо найти центр крышки. Сделать это не трудно, т. к. шкатулка небольшого размера и дополнительные измерения практически не требуются (можно проверить себя с помощью измерителя и линейки). После того как мы нашил центр крышки острием измерителя по линейке легонько проводим диаметр. Не нужно бояться, что царапина останется. После росписи мы снова покроем шкатулку лаком и царапина будет не видна. Так же она закроется росписью. Далее делим каждый из двух полученных радиусов пополам и измерителем легонько процарапываем две окружности.

Расписная крушка шкатулки

Расписываем точечным узором тело шкатулки схема росписи

Теперь расписываем шкатулку. Белым контуром проводим строчку из точек одинакового размера по верхнему краю шкатулки. В следующей строчке у нас будут чередоваться крупные и мелкие точки через одну.

Третья строчка состоит снова из точек одного размера. Повторим эти три строчки по нижнему краю шкатулки. Теперь нужно поделить поверхность шкатулки на 8 одинаковых секторов. Делается это на глаз. Белым контуром ставим предварительные точки разметки. Теперь соединяем точки.

Роспись шкатулки точечным узором мастер-класс

Затем каждый полученный прямоугольник внутри обводим серебряным контуром. Внутри каждого прямоугольника ставим крупные белые точки как на фото.

Даем работе высохнуть и покрываем двумя слоями акрилового лака с промежуточной просушкой.

Если в процессе работы Вы неверно поставили точку то ее легко можно удалить. Нужно смочить ватную палочку в жидкости для снятия лака (или водке) и стереть ошибочно поставленную точку.

Техника декупажа приобрела большую популярность как один из интереснейших видов творчества. Шкатулка в стиле декупаж – это отличный памятный сувенир, личный подарок и украшение будуара, интерьера.


Декупаж – это всегда эксклюзив, ручная работа, тонкий вкус и мастерство. А значит, подарок будет оригинальным и полезным. В шкатулку можно сложить украшения, игрушки, бусы или часы, памятные открытки письма.


Материалы для декупажа

Данная техника пользуется большой любовью творческих людей еще и по причине своей универсальности. Можно украшать столики, тумбочки, стулья и сундучки тем же способом, поэтому шкатулка часто служит элементом в композиции из нескольких предметов. Также картинку можно нанести на ткань, пластик, стекло.


Для выполнения декупажа требуется основа – чаще всего это деревянное изделие, очищенное от лака и красочного покрытия. Самый популярный вариант декора – шкатулочки всех размеров и форм. Купить чистую базовую модель можно в магазине для хендмейда. Но это также может быть и стекло: банка, бутылка, графин, стакан, бокал. Любители крупных форм смело декупажируют комоды и шкафчики, буфеты, столы и табуреты.


  • лаки для внешнего слоя;
  • декупажные салфетки с рисунком, также можно взять открытки, фото, наклейки, этикетки, собственные распечатки (кроме струйного принтера);
  • кисточки;
  • ножницы, макетный нож или бритва для тонкого вырезания;
  • восковые свечи;
  • клейкая лента;
  • акриловые краски для тонировки (матовые);
  • отвертка;
  • наждачная бумага;
  • клей для салфеток;
  • тряпочки, поролоновые валики для очистки изделия от пыли и клея.


Основу нужно заранее подготовить для декораторских работ. Шкатулку разбирают и очищают от всех металлических деталей. Поверхность шлифуют наждаком до гладкости, протирают от пыли и наносят грунт – белую акриловую краску (или другой цвет).


Обратите внимание: в наборе салфеток или красок для декупажа часто есть инструкция по выполнению всей технологии.


Декорируем шкатулку

Итак, все материалы подготовлены, можно приступать к декупажу деревянной шкатулки. Пошаговое исполнение:

  1. Берут салфетку, отделяют рабочую часть с рисунком.
  2. С помощью кисточки наносят клей на поверхность шкатулки, накладывают тонкий слой салфетки.
  3. Изображение выравнивают и оставляют подсыхать.
  4. После окончательного просыхания клея заготовку покрывают лаком.
  5. Шкатулку снова собирают, возвращают все металлические детали.
  6. Можно добавить дополнительный декор объемного типа: мелкие гаечки, бусинки, колесики от часов, любые детали и фурнитуру – они должны подходить по стилю.


Обратите внимание: альтернативой салфетке может быть засушенное растение, цветок из гербария. Но приклеивание и сушка в этом случае будут длиться дольше.


Стили декупажа

Существует масса вариантов декупажирования изделий, ни отличаются по тематике, стилистике и технике нанесения украшений. Большой популярностью пользуются винтаж, стимпанк, прованс и другие направления.


Винтажный декупаж


Визуального состаривания можно добиться для любого изделия. Для этого наносят несколько слоев краски и лака, даже можно менять оттенки. Темные слои – внизу, светлые – вверху. Когда лак подсыхает, зону состаривания натирают свечным воском. Это придает яркий эффект винтажности.


Далее нужно покрыть краской рабочую зону, просушить, натереть наждачной бумагой и удалить пыль. После нанесения рисунка снова все лакируют светлым лаком.


Совет: для эффекта старения лучше покрыть темным лаком уголки изделия.


Прованс

Для стиля прованс характерны светлые, жизнерадостные тона, но с эффектом потертости. Использовать лучше белый цвет на темном дереве. В качестве рисунка берут растительные мотивы – с сиренью, лавандой, ромашками, ландышами, деревенскими полями.


Краски берут молочные, кремовые, оливковые, дымчатые, нежно-лиловые или мятные. Цветочный мотив должен быть деликатным, исключены крупные формы. Это обычно мелкие полевые цветочки, крошечные розы, виноградные ветви и гроздья. Можно добавить милых сельских животных, выпечку, горшочки и кувшины.



Шебби-шик


Для шебби характерны приглушенные тона, плавные узоры, в сюжетах преобладают чайные розы, ангелы, сентиментальность. Все оттенки и линии плавно перетекают друг в друга. Металлические детали обрабатывают краской под золота или серебро.


Техники декупажа

Кроме стиля оформления, можно выбрать технологию декупажирования. Всего существует несколько техник, которые мастер предпочитает ввиду определенного набора инструментов или своих пожеланий.

  1. Прямой декупаж. Самый популярный и классический вариант, когда изображение кладут на поверхность с клеем, лакируют. Можно наносить картинку на кожу, стекло или ткани.
  2. Файловый декупаж. Это очень интересный для новичков подход. Салфетку размачивают и разравнивают на файле – промежуточном носителе, удаляют воду. Кладут в перевернутом виде на шкатулку и снимают файл. Просушивают и лакируют.
  3. Горячий декупаж. Актуален на твердых и жаропрочных поверхностях – дереве, металле, досках. Сначала наносят толстый слой клея на поверхность, подсушивают. Затем кладут салфетку, сверху – лист бумаги для выпекания. Проводят горячим утюгом. Аккуратно снимают бумагу, лакируют шкатулку.
  4. Обратный декупаж. Интересный метод для стекла, можно обновить и украшать бутылки и склянки. Наклеивание делается зеркально, наносится грунтовка и лак.
  5. Лоскутный декупаж (декопатч). Носитель обклеивают обрывками картинки, создавая эффект мозаики, лоскутного одеяла. Особенно удобно это делать с предметами из папье-маше.


Дополнительно можно дорисовать на шкатулках контур, нанести свободные мазки на все чистое пространство, добавить художественности.


Особо можно выделить объемное декупажирование, но оно требует мастерства и незаурядного терпения. Картинку наносят, комбинируя со специальной моделирующей пастой. Так можно сделать объемными разные фрукты, ягоды, другие предметы с картинки. Раскрашивают цветом, соблюдая переходы, также лакируют сверху.


Рекомендация: если нет пасты, то можно создать объемность путем послойного наклеивания салфеток или бумаги. По мере просушки наносятся бусы, ленты, мелкий бисер.


Выбирая шкатулки для декупажа заготовки, стоит учесть заранее стиль и метод декупажирования. Тогда все элементы творчества будут едины, создадут гармоничную композицию.

Читайте также: