Ремонт рулевых наконечников уаз 469 своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 02.09.2024


Как я писал в прошлой записи, я неожиданно обнаружил, что шкворня у меня втихарца совсем ушатались, а с новыми катками как то страхово их оставлять в таком состоянии, решил чинить, ну и кастор заодно вальнуть, пока разобрал. Планшайба +5 валяется уже почти год. Шкворня старого образца у меня имелись в количестве 5 штук, ну так уж получилось:)
Разобрав удивился, что сносились большей частью сами шкворня, да и втулки то же не хило подносились, особенно нижние.


Как обычно, разверток на 25 нигде не оказалось, пришлось выкручиваться.
Соорудил такой вот самопал из верхнего шкворня, он был менее сношен.


Технология использования такая: собрал с одним шкворнем кулак и ШОПК, с другой стороны пробил с полсантиметра через кулак покрутил, пробил покрутил и так пока не упрётся в ШОПК.


Потом таким же макаром пробивал уже шкворнями, оказалось, что шкворня хоть немного, но отличаются по диаметру. Империческим путём нашёл самый тонкий и самый толстый и пробивал по нарастающей. Смысл сего мазохизма не желание наказать себя за не своевременно обнаруженную поломку, а в том, что при таком методе бронзовая втулка осаживается по месту и в дальнейшем уже не усаживается (как после развёртки). Хотя в идеале потом нужно бы развёрточкой пройти, чтоб шкворня не слишком плотно сидели, но и так нормально. После пробоя самого тостого шкворня остальные сидели как надо.


Ну и вальнул кастор, всё как в инструкции резьба на 12 мм, болт обварить и просверлить на 10,2 мм. Сверло на 10,2 мм нашёл только в одном месте, удлинённые и по конской цене.


Позже я понял для чего они длинные, их приходилось точить раза по 3 на каждое отверстие. Светлая мысль приходит позже, в моём случае на десятом отверстии, к исходу пятого дня. Мысль такая, что обваривать болт нужно не по кругу, а тока в том месте где сверлится он не будет, и о чудо сверлилось намного легче и сверло точил не 3-5 раз а всего 2 раза ?


У кого не помню, в ленте не так давно видел восстановление ШОПК, там человек отчистил его до зеркального состояния, тогда ещё подумал: "мне бы так отполировать", и вот ШОПК лежит передо мной, только вперёд. Будьте осторожны в своих желаниях, они порой сбываются самым неожиданным образом.
Помня из ленты как всё делалось решил повторить, сровнял все неровности болгарином, потом решил заполировать. Чтоб не скучно было взял 2 литра разливного, наждачку на тканевой основе, чтоб меньше стиралась наждачка опустил ШОПК в тазик с мыльной водой и стал тереть. Долго тёр, очень долго. Хорошо, что никто не позвонил и не спросил, чем я занят ? Я бы честно сказал: "Пью пиво, тру ШОПК в тазике с мыльной водой, часа три уже тру". Позвонивший явно бы испытал полный ШОПК.
Короче, к концу разливного я понял, что мазохизм в данном случае не оправдан, и на следующий день купил круг под наждачку на болгарку и быстренько отполировал. Второй сразу шлифовал шкуркой, болгарочным кругом не стоит его тереть. Вот результат, не так шикарно как было в ленте, но всё же почти как у кота яйца ?


Поставил сальники нового образца. Войлок пришлось ушить на 1 см, обоймы оставил старые.


Далее бронзовая втулка цапфы, мудрить не стал вбил и слегонца развернул развёрткой, прижмётся по месту.


Дальше как обычно, литол смешал с трансмиссионкой, что бы был пожиже, и набил по принципу скока влезет ?

Кулаки регулировал по месту положил пачку прокладок и убирал пока зажимать не стало, как стало зажимать, вернул одну на место и распределил поровну на низ и верх.

Вернул старые добрые трещётки вместо хабов. Закрутил на болтики нового образца, мне они очень понравились, в них есть поясок под гровер, но фиксатором мазал.


Передний мост УАЗ 469

  1. Изношен дифференциал, погнут картер редуктора
  2. Критический износ главной передачи в редукторе
  3. Износ поворотного кулака (шаровой опоры, цапфы) на переднем мосту
  4. Появление больших зазоров в шкворневых соединениях
  5. Износ подшипников, в результате чего требуется их регулировказамена
  6. Шприцевание элементов, требующих смазки

Из чего состоит ШРУС


Поворотный кулак переднего моста УАЗ 469 в сборе

Но это спасает ненадолго, бывают даже случаи, когда приваренный шарик обламывает в процессе езды, настолько высокие там нагрузки. Гораздо результативнее заняться регулировкой шкворней. Необходимо добиться такого состояния, при котором линия, проходящая через шкворни, и центр полуоси будут пересекаться в одной точке. И именно в этой точке должен находиться центр шруса. Смещение полуоси влево-вправо, как показано на рисунке — недопустимо, она должна быть жестко зафиксирована, для этого в конструкции предусмотрены упорные кольца и втулки.


Посадочное место под втулку

Снятие шкворня

А теперь рассмотрим процесс снятия шкворня на уаз 469. Для этой процедуры можно использовать специальный съемник, однако, его вполне возможно изготовить самому. Все что для этого понадобится — пластина с отверстием под болт, шайба и 2 гайки. Пластина будет упираться в другие болты по периметру, а центровой болт будет как раз вытягивать шкворень из посадочного места.


Процесс выпрессовки шкворня

Регулировка

Перед тем как заняться регулировкой, подготовьте все необходимое: втулки в цапфу (если на цапфе есть выработка), упорные втулки 4 штуки, а также сальники. Основное условие регулировки заключается в том, чтобы две половины шруса не болтались, как при прямолинейном движении, так и при повороте! Порядок действий следующий:

  1. Возьмите шаровую опору и запрессуйте туда втулку так, чтобы половина шруса не болталась в шаровой.
  2. Сверху идет упорная шайба, обязательно поставьте новую, даже если старая на вид в хорошем состоянии.
  3. Возьмите металлический вал (можете сделать его из клапана, например) с двух сторон которого находятся конусы и оденьте на него шайбу диаметром как центральный шарик, то есть 27 мм. Одним краем уприте его в центр шкворня. В идеале второй край тоже должен приходиться на центр шкворня. Если это не так, подложите регулировочные шайбы туда же, где стоит упорная, а точнее — под нее.

Регулировка

В этих местах должны стоять бронзовые втулки

В процессе сборки после ремонта необходимо смазать все болты нигролом, чтобы в следующий раз все легко открутить. Все привалочные поверхности (место соединения цапфы и корпуса поворотного кулака) необходимо почистить от грязи. Не рекомендуется смазывать шрус солидолом, поскольку он густой. При нагреве под действием центробежной силы весь солидол разбросает по стенкам шаровой опоры, а надо, чтобы и шарики шруса обильно смазывались. Для этого рекомендуется разбавить солидол наполовину нигролом.

После окончательной сборки и ремонта, необходимо сделать еще одну важную регулировку. Речь идет об регулировочном поворотном болте. Это тот болт, который ограничивает максимальный угол поворота колеса. Важно не переборщить, не затягивайте болт до упора — иначе колесо будет подклинивать. Затяните почти до конца, а затем попробуйте провернуть колесо (точнее вал на котором оно будет стоять). Необходимо выкручивать назад болт до тех пор, пока колесо не перестанет клинить. Угол поворота при этом должен получиться не ниже заводского. Ну вот, теперь и вы сами сможете отремонтировать передний мост на 469 УАЗе!

Ходовая часть любого автомобиля подвергается серьезным нагрузкам. УАЗ не является исключением. Более того, некоторые из моделей берут под оффроуд, где нагрузки на подвеску увеличиваются в десятки раз. На любом УАЗе применена классическая схема подвески – шкворневая. Со временем эти элементы выходят из строя. Как определить их износ и заменить шкворни на УАЗе? Ответ узнаете в нашей сегодняшней статье.

Характеристика

Что такое шкворень? Это стержень шарнира поворотного соединения. Устанавливается на рулевой оси автомобиля. Шкворневой палец применяется для соединения кулака с балкой моста или несущими цапфами (в зависимости от конструкции). В случае с УАЗом, шкворень интегрирован в мост, который может являться ведущим при использовании полного привода.

Признаки неисправности

Симптомы поломки проявляются не сразу. Так, автомобилист заметит неравномерный износ шин.


  • Вывесить передний мост.
  • Проверить люфт колеса, не снимая его в радиальном и осевом направлении.
  • При износе шкворень УАЗа меняется на новый.

Также проверяют расстояние между балкой и кулаком. Зазор не должен превышать 0,2 миллиметра.

Почему шкворень УАЗа нужно менять вовремя?

При существенном износе возникает риск выхода из строя наконечников рулевых тяг, рессор и сайлентблоков. Самый опасный исход – заклинивание шкворня в одном направлении. Если это произойдет на скорости, возможны серьезные последствия.


Как заменить шкворни своими руками?

Для начала сливаем масло из моста. Если оно черное, повторному использованию оно не подлежит. Далее срываем колесные болты и поддомкрачиваем автомобиль. Вывесив мост, приступаем к демонтажу суппорта и тормозного щита – они нам будут мешать при замене шкворней на УАЗе.

Далее вкручиваем в шкворень болт на М10. Затем вытягиваем шляпку и вынимаем элемент таким способом. Если демонтаж при помощи болта не получился, потребуется стальная пластина. Ее мы закрепляем над шкворнем и проделываем отверстие М10. Через него уже вкручиваем наш болт соответствующего диаметра. Под пластиной наживляем несколько гаек и закручиваем их.


При замене шкворня УАЗа важно полностью очистить старую втулку от смазки. Вместо нее закладывается новая. В качестве таковой используется "Литол-24". Дальше устанавливают новый шкворень. Его забивают молотком через деревянную плашку. Запрессовывается шкворень не полностью – важно исключить малейшие перекосы. В противном случае он пойдет туго и с характерным звуком. Если это произошло, шкворень достают наружу и запрессовывают по новой. Все остальные элементы собираются в обратной последовательности.

Регулировка шкворней УАЗа

Обязательным этапом после замены является регулировка рулевого управления. В противном случае могут возникнуть проблемы с жором резины и уводом автомобиля в сторону. Настройка делается при помощи прокладок. Начинают с верхнего шкворня. Для бронзового элемента используются 4 прокладки толщиной по 0,5 миллиметра каждая. Для роликоподшипникового – 5 с такой же толщиной. Далее затягиваем механизм и отправляемся на тест-драйв. Недопустимо, чтобы колесо нагревалось. Если это так, шкворень необходимо ослабить, снизив количество прокладок.

Какие выбрать?

Помимо заводских углепластиковых (которые владельцы не рекомендуют ставить никоим образом), существует несколько типов шкворней:

Первая разновидность отличается сложной конструкцией. Такие шкворни УАЗа объединяют в себе нижнюю половину с коническим подшипником и упорным кольцом, а также обойму.



О шприцевании

Так называют процедуру смазки втулок механизма. Производится она через пресс-масленки при помощи специализированного шприца. Внутрь последнего закладывается водостойкая смазка (например, "Литол-24").


Как часто производить шприцевание шкворней? Такая процедура выполняется каждые 20 тысяч километров или раз в год. Эта простая профилактическая мера позволит продлить ресурс втулок и обеспечить более легкое вращение руля. Это заметно уже с первых метров дороги.

В заключение

Шкворень является одновременно элементом и ходовой части, и рулевого управления. Поэтому данный механизм нужно содержать в исправном состоянии. При значительной выработке владелец внедорожника УАЗ будет испытывать массу проблем, одна из которых – неравномерный износ протектора. Поэтому так важно вовремя диагностировать неисправность и производить техническое обслуживание (шприцевание шкворней).

Читайте также: