Ремонт лодочного мотора нептун 23 своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 10.09.2024

Нептун 23 – российский лодочный мотор, разработанный в 1960-ых годах инженерами Московского машиностроительного комбината. Двигатель выпускался до 2008 года, и за годы производства заслужил репутацию надежного, производительного и простого в обслуживании лодочного мотора. Это универсальный двигатель, который разрабатывали с прицелом на длительное использование, и чтобы он был актуальным несколько десятилетий. Неудивительно, что данный агрегат до сих пор пользуется устойчивым спросом, но теперь уже на поддержанном рынке. Высокая производительность, низкая цена и проверенная временем двухтактная конструкция – основные достоинства Нептуна 23. Рассмотрим их подробнее в этой статье, а также обратим внимание на характеристики и отзывы потребителей об этом моторе.

Описание

По сути, силовой агрегат представляет собой карбюраторный двигатель с парой цилиндров и водяным охлаждением. Последние модификации выпускались на Московском машиностроительном комбинате имени Чернышева.



О модели

Его периодически модернизируют, чтобы постоянно поддерживать высокий спрос на рынке лодочного оборудования. Благодаря этому изделие остаётся актуальным. Причём некоторые параметры превосходят даже новые топовые модели. Речь идёт о тяге и мощности.

Двигатель для лодки может оснащаться одним из двух типов гребных винтов: грузовым или скоростным.



Особенности

Рассматриваемый мотор считается самым тихим среди отечественных аналогов. Это достигается за счет резиновых амортизаторов на креплении подвески, что исключает прямой контакт металлического корпуса двигателя с лодкой. Таким образом, обеспечивается дополнительная звукоизоляция.

мотор нептун 23

Топливный переносной резервуар для мотора имеет быстроснимающуюся крышку, может размещаться в различных частях судна. Охлаждается силовая установка при помощи водяного насоса. В конструкции агрегата предусмотрено крепление дистанционного контроля, регулировки газа и управления лодкой. Освещение и габаритные огни получают питание от штепсельного разъема с катушками магнето. Облегчает управление и снижает вибрацию система резиновых амортизаторов с шестью точками крепления.



Применение

Из-за увеличения объема двигателя до 410 куб. см. поднялся крутящий момент, что беспрецедентно позволило поднять скорость моторки при переходе в режим глиссирования. Это представляет важность для использования профессионалами лодочного оборудования. Известно, что очередная версия мотора для лодки способна выводить её на глиссирование при пониженных оборотах. Это позволило снизить расход потребления топлива.

Ниже приведены параметры технического плана рассматриваемого двигателя:

  1. Тип – карбюраторный двухтактный мотор.
  2. Рабочий объем пары цилиндров – 346 куб. см.
  3. Цилиндр в диаметре – 61,7 мм.
  4. Перемещение поршня – 58 мм.
  5. Предел мощности – 23 конских сил.
  6. Компрессия – 6,5.
  7. Оборотистость по максимуму – 5500 вращений в минуту.
  8. Расход горючего – порядка 8.5 кг/час.
  9. Вместимость бензобака – 20 л.
  10. Сухой вес – 44 кг.
  11. Зажигание – МН-1 с двумя искрами.
  12. Тип карбюратора – К-65Д.
  13. Диаметр винта – 23 см.
  14. Шаг пропеллера – 28 см.

Недостатки

Неисправности

Самыми частыми поломками этого двигателя считаются неисправности, вызванные длительной эксплуатацией агрегата на обедненной смеси либо перегрев по причине нарушения работы охлаждающей системы.

Стоит отметить, что функционирование на бедной смеси приводит к снижению скорости сгорания топлива, из-за чего догорание выполняется на расширительном такте. Это обуславливает возрастание температуры элементов поршня. В результате отложения лаковых налетов усиливается прорыв газов в камеру картера, а это чревато прогоранием днища поршня и колец.

Кроме того, возрастание температуры ухудшает подвижность колец, отвод тепла. В итоге размягчается материал данных элементов, происходит их завальцовка, падает мощность силового агрегата. Поскольку появляется разность в подаче топлива на цилиндры, они работают не синхронно.

Нарушение охлаждения

В случае нарушения подачи хладагента, сначала понижается количество оборотов, затем звук работы агрегата становится глухим. При резком сбрасывании газа мотор глохнет. Повреждений обычно не случается, однако при игнорировании или затягивании проблемы, может произойти заклинивание поршней, о чем будет свидетельствовать запах горелой краски. Температура на глушителе и в районе прокладки головки поднимается до 100 и выше градусов.

Покупка и обслуживание

Восстановление

О компании

Завод Красный Октябрь появился в 1932 году на базе мастерских, которые занимались ремонтом авиационных двигателей. В годы Великой Отечественной войны предприятие эвакуировалось в Казань, где изготавливало двигатели для самолетов и торпедных катеров. В 1947 году его продукция пополнилась турбореактивными агрегатами, собранными на основе изделий Роллс-Ройса. Затем в ассортимент вошли лодочные моторы.

Сегодня завод превратился в акционерное общество и называется предприятием Чернышова. Это успешная организация, экспортирующая свое оборудование во многие страны. Ее основное направление деятельности – двигатели для истребителей, военных вертолетов и спортивных самолетов, их ремонт и сборка. В линейки лодочных моделей вошли моторы Нептун и Москва.

Разборка

Обкатка

Лодочные моторы необходимо обкатывать сразу после покупки. Причем это касается как новых, так и поддержанных экземпляров. В нашем случае мотор доступен только в поддержанном состоянии. Он уже проходил обкатку, но еще одна такая процедура точно не помешает. Цель обкатки заключается в адаптации деталей к окружающей среде. В данном случае двигатель должен работать во всем диапазоне обороты. Дело в том, что в ходе этой процедуры надо обеспечить переменную нагрузку – это наиболее благоприятные условия для обкатки деталей. Перед обкаткой надо как следует подготовиться, учитывая тот факт, что на выполнение процедуры уходит 10 часов.

Итак, перед обкаткой надо обязательно проверить состояние подвижных частей, а также уделить особое внимание системе охлаждения. Охлаждение играет главенствующую роль в поддержании работоспособности мотора в случае его перегрузки. Охлаждение не дает мотору перегреваться в течение определенного времени. В жидкостной системе предусмотрено специальное отверстие, из которого выходит вода в виде струи (как из фонтана). По наличию этого признака можно убедиться, что система исправна.

От места проведения обкатки также зависит правильность выполнения всех этапов процедуры. Это может быть любой открытый водоем, включая реки, озера, моря, океаны и т. д. Подойдет даже ручей, но с глубиной не меньше 80 см. В естественных условиях обкатывать мотор гораздо лучшее, эффективнее и безопаснее, нежели в тесной бочке. А бочка подойдет разве что для короткой проверки на работоспособность – например, перед покупкой изделия. В нашем случае важна полноценная 10-часовая обкатка. И здесь не столь важно, в каком мотор состоянии – поддержанном или новом.

Не исключено, что после заправки топлива с маслом двигатель будет чадить. Выхлоп с большим количеством дыма – обычное явление, связанное с наличием масла в топливе. Со временем это явление пройдет. Для двухтактных моторов топливную смесь готовят заранее, путем смешивания двух ингредиентов (бензин и масло) в пропорции 40:1.

Моторные и трансмиссионные жидкости необходимо заливать при вертикально установленном двигателе. Все жидкости должны иметь обозначение TCW-3 – это специальное масло для лодочных моторов.

Приступаем к обкатке

Что еще проверяют после разборки?

Обратить внимание следует на такие элементы мотора Нептун-23?, технические характеристики которого указаны выше:

  • Состояние верхней и нижней манжеты.
  • Целостность зеркала цилиндров и подвижность колец.
  • Определяется износ цилиндра при помощи нутромера. Контроль начинают от верхней части детали.
  • Измеряют зазоры между гильзой и юбкой поршня. Для этого используют узкий щуп, вставляемый через выхлопные хода.
  • Проверяют степень износа коренных подшипников коленчатого вала и их посадочных мест.

плм нептун 23

Полная разборка


Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию лодочного мотора Нептун-23.


Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию лодочных моторов Нептун-23 и Нептун-25.

Скидки от справочной

При упоминании АСС вы можете получить скидки на запчасти и услуги

Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Читайте также: