Ремонт командирских часов своими руками
Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).
Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:
1 — баланс; | 11 и 12 — полеты входная и выходная; | 21 — триб секундного колеса; | 31 — колесо барабанное; | 41 — пружина заводного рычага; |
2 —ролик двойной; | 13 — спираль; | 22 — стрелка секундная; | 32 — собачка; | 42 и 43 — колеса переводные; |
3 — ось баланса; | 14 — колодка спирали; | 23 — колесо промежуточное; | 33 — пружина собачки; | 44 — колесо вексельное; |
4 — камень сквозной; | 15 и 16 — штифты регулировочного градусника; | 24 — триб промежуточного колеса; | 34 — муфта кулачковая; | 45 — триб вексельного колеса; |
5 и 6 — камни накладной и импульсный; | 17 — колесо анкерное; | 25 — колесо центральное; | 35 — колесо заводное; | 46 — колесо часовое; |
7 — копье; | 18 — камень сквозной; | 26 — триб центрального колеса; | 36 — триб заводной; | 47 — стрелка часовая; |
8 — штифты ограничительные; | 19 — триб анкерного колеса; | 27 — барабан; | 37 — вал заводной; | 48 — стрелка минутная; |
9 — вилка анкерная; | 20 — колесо секундное; | 28 — пружина заводная; | 38 — рычаг переводной; | 49 — триб минутной стрелки (минутник) |
10 — ось анкерной вилки; | 29 — вал барабана; | 39 — пружина переводного рычага (фиксатор); | ||
30 — накладка мечевидная; | 40 —рычаг заводной; |
Разборка проводится в следующей последовательности:
- Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.
- Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами.
- Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.
- Проверить пинцетом вращение центрального колеса (свободно ли оно движется и не соприкасается ли с окружающими деталями). Проверить на соприкосновение также барабан, спираль, баланс.
- Снять стрелки, освободить и снять циферблат. Сначала снять секундную стрелку, затем минутную (удобнее всего пинцетом). Потом снять циферблат с часовым колесом и часовой стрелкой. Проверить состояние его ножек. Осмотреть стрелочный механизм, проверить вексельное и часовое колеса, проверить сцепление колес стрелочного механизма (для этого повращав их в прямом и обратном направлениях). Проверить, правильно ли фиксируются переводной и заводной рычаги.
- Снять с платины балансовый мост с узлом баланса. Отвернуть на 1,5-2 оборота винт колонки спирали, отделить узел баланса от моста. Вынув баланс из механизма, нельзя давать ему висеть на конце спирали.
- Снять анкерный'мост и сам анкер (заводная пружина при этом должна быть полностью спущена).
- Снять центральное, промежуточное, секундное и анкерное колеса. Проверить их положение на оси и сцепление между каждым колесом и соответствующей ему шестеренкой, осмотреть зубья.
- Снять с платины барабан, открыть его и проверить состояние заводной пружины.
Чистка
Промывать детали часового механизма можно в бензине (желательное прозрачном стеклянном сосуде). Уровень бензина не должен превышать 2 см.
Вначале промывают более крупные детали, например, платину и мосты, затем колеса и другие мелкие детали. Детали очищаются щеткой, сильно загрязненные пазы прочищаются заостренной палочкой.
Вымытые детали продуваются струей воздуха из резиновой груши. Очищенные детали надо брать только пинцетом.
Вынимаем механизм из корпуса и видим
шарики, от шарикоподшипника сектора атоподзавода, они здесь не все, ещё 2 шарика в самом механизме.
Разбираем механизм автоподзавода, вынимаем барабан с пружиной.
Снимем баланс и анкерную вилку.
Часы разобраны и готовы к промывке. Чистота-залог здоровья, а для часов особенно.
Старый сектор автоподзавода (с рассыпавшимся подшипником) и новый.
Детали механизма промыты, и его можно собирать.
Собираем барабан и смазываем пружину.
В процессе проверки деталей на дефекты, обнаружил, что полотно промежуточного колеса погнуто.
Вставляем колесо в ляуфциркуль и правим его.
После правки собираем основную колесную систему и проверяем скат колес.
Устанавливаем барабан, кулачковую и заводную муфту и заводной вал.
Накрываем барабанным мостом и прикручиваем.
Смазываем и устанавливаем анкерную вилку, и проверяем её работу.
Устанавливаем бушёны (подшипники баланса и противоударное устройство одновременно) и закрепляем лирами (трехлепестковые пружинки).
После настройки часы идут отлично!
Устанавливаем колеса автоподзавода и
накрываем мостом автоподзавода, и прикручиваем.
Переворачиваем механизм и собираем календарное устройство.
Календарное устройство в сборе.
Устанавливаем циферблат и стрелки.
Устанавливаем механизм в корпус и прикручиваем новый сектор автоподзавода.
И часы готовы. Снова будут радовать владельца долгим сроком службы.
Спасибо за внимание!
Заказал себе часы Амфибия (VOSTOK 2416/060433) с таким механизмом… Нужны были именно неприхотливые военные часы, показывающие время. Долго выбирал между швейцарскими, японскими Ориентами и сейко… Но, решил, что в армии как то не так будут восприниматься не отечественные часы… Поэтому выбор пал на русские, вроде как с историей… А теперь переживать начал, не подведут ли меня в ответственный момент эти часы? Подскажите, можно ли сделать какую-то профилактику, настройку, промывку, смазку, или что-то там такое (короче, довести их до ума), чтобы они ходили долго и на них можно было положиться хотя бы лет 10? Я не часовщик, вообще в этом ничего не смыслю, но, кажется, что все часы то внутри одинаковые почти, дело только в качестве сборки. Вот я и хотел бы, чтобы грамотный и аккуратный человек мои часы разобрал и грамотно собрал, чтоб уже одел на руку и всегда был уверен, что точное время всегда с тобой.
Часы Восток достаточно надежные, и при соблюдении правил эксплуатации проработают сколько угодно долго. Если Вы хотите чтобы Ваши часы Вас всегда радовали, то раз в 4 года им требуется профилактический ремонт. Это не прихоть мастеров, дело в том, что масло, которым смазаны часы окисляется со временем и густеет, что приводит к преждевременному износу цапф колес и они безнадежно умирают. С Вашими часами проблем с ремонтом не возникнет. Приносите часы, сделаю профилактический ремонт. Если часы на гарантии, то лучше будет, если она закончится, а после профилактика.
Являюсь владельцем Восток Амфибия 1967.
Случайно разбил стекло, стекло поменяли но…Часы начали запотевать…
Отдал еще раз в ремонт…И еще раз….И еще раз….Посоветовали эксплуатировать как есть или…выбросить…;)
Вопрос-это мне везет на криворуких мастеров или действительно сделать уже ничего нельзя?
Конечно, ремонт осложняется безелем, но все же…
Часы просто глянулись, уже подумывал о покупке новых….Но это лимитка, их уже не делают…
Да забыл сказать, часы ремонтировались 2 раза в Одессе, один раз в Киеве и 2(!) раза в Москве…
Всем привет. Как и писал ранее, механизм часов был сломан, детали были погнуты и плюс ко всему туда залез руко… Короче смотрим фото.
Пружины были залиты таким количеством смазки, что из корпусов текло. Правда смазка местами превратилась в липкую субстанцию. Это лучше чем когда совсем без смазки и ржавое.
Собран механизм был не правильно, в смысле механизм боя, бой заканчивался когда молоточки уже размахивались для следующего удара, по этому настроить красивый бой не возможно. Было все настроено как и должно быть. Дальше все было вставлено в подновленный корпус и часы повешены на стену для настройки длины маятника.
Часы отлично работают, бой изумительный.
Да, я не часовой мастер, но в часах разбираюсь и принципы работы понимаю, и еще мне это интересно.
Как почистить и смазать электромеханические часы, будильник?
Всем ретроградам Советского Союза посвящается этот рассказ! Или, как почистить и смазать механические часы или будильник.
Самые интересные ролики на Youtube
Пролог
Я страсть как не люблю покупать новые вещи, особенно, когда приходится выбирать между китайским и турецким ширпотребом самого низкого качества. Может быть поэтому, моя семья до сих пор пользуется механическими и электромеханическими часами советского производства.
На протяжении всего строка эксплуатации этих часов, я их несколько раз чистил и смазывал. Но, с каждым разом результат был всё хуже и хуже.
Часы я смазывал маслами МЦ-3 и МБП-12, которыми разжился, ещё когда работал на производстве.
Масло МЦ-3 применяется для смазки цапф крупных шестерён, а масло МБП-12 для самых нежных частей часового механизма – опор баланса и анкерного механизма, а так же палет и импульсного камня последнего.
Беда в том, что через пятнадцать-двадцать лет хранения, часовые масла настолько меняют свои свойства, что смазанные ими часы, либо еле-еле дышат, либо вообще не запускаются. Именно эта участь постигла мои масла образца 1973 года. Дело дошло до того, что продолжали ходить только одни часы.
Я, кончено, подстраховался и с помощью хороших друзей достал немного свежего масла (на картинке справа), как мне сказали, близкого по свойствам МБП-12. Покупать за бугром целый пузырь за 100$, не считая почтовых расходов, как то не хотелось.
Ну, а так как вчера остановились последние часы, то сегодня я решил проверить работоспособность этого масла.
Цапфы баланса, смазанные поверх старой смазки, позволили раскрутить маятник на всю катушку с полпинка. Ура! Теперь можно смело чистить и смазывать все часы.
Чистка и смазка часового механизма
Разверните видео на весь экран, чтобы увидеть в HD качестве.
Для замены смазки в часовом механизме, его нужно разобрать и промыть в бензине. Можно, конечно, и целиком разобрать, но можно и частично. Для промывки сгодится бензин марки Б70 (Калоша) или бензин для зажигалок.
При разборке будильников и других крупных часов никакого специального инструмента не требуется. Подойдёт инструмент, который используется для ремонта мелкой электронной техники.
Хорошо, если есть набор часовых отверток. Самую маленькую из них можно использовать в качестве дозатора для заливки масла в камни.
Чтобы наверняка удалить из камней остатки старого масла, не помешает пройтись по их внутренней поверхности остро отточенной зубочисткой.
Таким способом, за пару часов мне удалось запустить три будильника, а также кухонные часы и таймер. Теперь вся квартира снова тикает.
Вот только, каждая такая профилактика навевает грустные мысли, когда задумываешься о том, что это ещё один шаг в небытие. Ведь, после каждой чистки и смазки, часы могут проработать 10-15 лет.
Дополнительные материалы
Эти адреса могут вас заинтересовать, хотя они и выпадают из темы статьи, опубликованной выше. И в завершение новостей о погоде: в Сан-Франциско предательски тепло, в деревне Гадюкино дожди.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Спасибо за помощь!
Комментарии (46)
Валентина, я не мастер, я любитель. Последний раз разбирал часы с ноготок лет 30 назад.
Отставание часов может быть связано со слишком большой амплитудой колебаний баланса (маятника). Если отставания часов постоянно в течении суток, в нашем случае примерно по минуте каждый час, то часы нужно просто отрегулировать с помощью градусника. Там есть такой рычажок, который меняет свободную длину волоска. Если механизм перебирали, и например, заменили баланс или волосок, то возможно градусник уже в крайнем положении и потребуется более серьёзная регулировка.
Что касается продолжительности хода на одном заводе, то она зависит от свойств пружины и лёгкости спуска. Если цапфы и камни изношены или масло имеет слишком большую вязкость, то время хода может уменьшится. Пружина тоже может потерять упругость.
Вообще, в золотых часах самое дорогое это не механизм, а корпус. Механизм можно вообще заменить целиком, например, на механизм от недорогих кварцевых часов, подходящего диаметра. Точность хода будет ещё выше, да и заводить не потребуется. Раз в пять лет нужно будет только менять батарейку.
Вам кстати золотое заводное колёсике не латунное не поменяли? Некоторые маЙстера и этим промышляют.
У меня Швейцарские часы нужно их почистить и смазать. Ходила в местную часовую мастерскую проконсутироваться сказали часы дорогие механизм дорогой обойдётся это всё в 8.500р Но как-то боязно вдруг испортят. Как быть?
Выбор то невелик — либо самому делать, либо доверить кому-либо. Чтобы выбрать мастера, врача и т.д., нужно просто уметь разбираться в людях. Тут советом не поможешь. Это приходит постепенно, путём проб и ошибок. В любой профессии не более 3% мастеров, остальные подмастерья.
Как почистить настенные часы с маятником, не разбирая, и чем.
Без разборки нельзя удалить старую смазку, поэтому никак.
Т.е., обязательно часы нести в мастерскую. И сколько это примерно будет стоить.
Читайте также: