Ребенок кусает свои руки

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 01.09.2024

Здравствуйте, Людмила! Моему сыну 4,5 года. Очень беспокоит его поведение, поэтому и хотела бы с Вами проконсультироваться. Происходит следующее: когда он злится на что-то или кого-то, то начинает себя кусать. В прямом смысле ребенок кусает себя за руку. Не в шутку, а вполне серьезно. После укусов даже следы остаются, иногда с синяками. Спрашиваю его, зачем он так делает, ведь это больно. Конечно, понимаю, он маленький еще, не может вразумительно ответить. А я думаю, что эмоции так берут верх. Но почему именно такая реакция? Как сынишку отучить от этой вредной привычки? Ни у кого из моих подруг дети ничего подобного не делают. Подскажите, пожалуйста, как мне себя вести, когда вижу такое поведение. Спасибо! Елена.

Ответ:

Здравствуйте, Елена! Спасибо за Ваш вопрос!

Аутоагрессия у ребенка – форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

Аутоагрессия у ребенка

Общие сведения

Аутоагрессия у ребенка

Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания.Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Патогенез

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Классификация

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения. Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение.
  • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение, наркомания, токсикомания, алкоголизм.
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение. Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Осложнения

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Диагностика

Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог. Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

Лечение аутоагрессии у ребенка

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

  • Семейную психотерапию. Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию. Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые тренинги. Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • Медикаментозную коррекцию. Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

Ребенку в конце декабря будет уже 5 лет. С 1,5 лет он стал кусаться,сначало как защитная реакция,потом уже не знаю как назвать. Нас хотели вызвать в садике на консилиум и отчислить с садика, ссылаясь на агрессию моего ребенка. Я стала разбираться в ситуации, водила ребенка и к невропатологу и к психологу, пропивали таблетки пантогам и глицин, был невроз(глазками сильно моргал) это сказалось,когда он не слушался воспитатель садила его в темный коридорчик,чтобы он успокоился. Сейчас уже после того случая прошло 3 месяца(я его перевела в логопедическую группу,где деток поменьше и чуточку постарше) так сейчас он перешел на руки, все руки искусаны,аж наеды на костяшках,на каждой ыаланге,теперь дошел уже до где кисть соединяется с лучевой костью-прямо уже и тут все выедено. Пьет глицин,по выходным ходит в самбо, до этого каждый день ходил на футбол, пока нет тренера-не ходим месяца 2, даже на футболе пока все фаланги пальцев не прокусает-не будет выполнять что ему сказал тренер. Так же по выходным стараемся отвести его в бассейн после самбо. Больше не знаю как бороться,чтобы он руки не кусал, такие страшные стали. Помогите, больше не знаю куда обратиться. Теперь еще и кроме рук у него идут и пальцы ног-изгрызает до болячек

Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок грызет руки и ноги

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам


Татьяна - информации мало, это может быть как навязчивое состояние, так и самоповреждение, которое является симптомом многих расстройств, но чаще всего тревожного расстройства. Для точного диагноза нужно больше информации.

Пантогам и глицин это просто припарки, но оно и понятно, в таком возрасте ничего другого и не прописывают, и слава Богу.

Вы ничего не написали про то, какой у него характер - а это очень важно знать, чтобы скорректировать его состояние. Есть ли у него особенность вести себя стереотипно - в еде предпочитает одно и то же, придерживаться одного и того-же распорядка дня, вещи должны быть разложенны только в определенном порядке, сильно расстраиватьс когда вы меняете планы или привычные вещи, даже если это приятные сюрпризы. Другой вариант это наоборот - непоседливый, ни секунды без движения, все время ищет сильных эмоций, провацирует скандалы, переключается с одного действия на другое.

Более конкретно - самоповреждение, это попытка избегать внутренний дискомфорт за счет внешнего. Тоесть ему, очень плохо внутри, что-то его сильно гнетет. Это может быть последствием травматических событий в раннем развитии, как вариант.

Из методички вы узнаете, как построить более доверительные отношения с ребенком и научитесь его успокаивать. Далее, нужно будет выяснить что он чувствует в те моменты, когда он кусает себя - распросите его об этом - все это подробно описано в методичке. Возможно, ребенок не сможет до конца выразить, то, что он чувствует, надо будет ему в этом помочь.

Договоритесь с ним, что-когда ему захочется кусать себя в следующий раз, пусть вместо этого он подойдет к вам и поговорит.

Как вариант, занимайтесь с ним арт-терапией. Пусть рисует, то чувство, которое есть в нем, когда он хочет себя кусать. Пусть вообще, учится выражать все свои чувства на бумаге.

Существует вариант, что он кусает себя, от-того, что не чувствует ничего вообщще - эта реакция называется диссоциация - когда все чувства притупляются, человек как-будто получил эмоциональную анастезию. Это тоже результат травмирующего эпизода - возможно болезненной медицинской процедуры, или физической боли. В таком случае попытайтесь узнать - какое неприятное чувство он не хочет чувствовать, что заставляет его отключать свои чувства.

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Добрый день. Это возбуждение ЦНС, эмоции настолько сильные, чтотреьенок не знает как их регулировать и проявляет через физическую агрессию и аутоагрессию. Попробуйте для начала Магне в 6 2,5 мл * 2 р/д-месяц

оценка

Напоминаем, что консультации специалистов сайта даются исключительно в справочных целях и не являются постановкой диагноза или основанием
для назначения лечения. Необходима очная консультация специалиста, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

Читайте также: