Как сделать шлицы на валу на фрезерном станке

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 08.09.2024

В этом видео немного теории о том, как я нарезаю шлицы на полуоси ВАЗ, которые преимущественно используются при .

За мат политику и тролинг бан В этом видео я нарежу шлицы концевой фрезой. По коммерческим вопросам пишите на .

Дальше крути 22 шлица нам надо сделать все и поехали дальше смотрите ну. Так вот так получается. Заходит свободно .

А ты видел как накатывают шлиц? Метод накатки шлицев на валах весьма современный и позволяет увеличить .

Новый год - новые вызовы. К нам обратились студенты из МГТУ им. Баумана, они разрабатывают гоночный болид под .

Решили с другом сразу делать полноценное сцепление, шлицы на валу нарезал болгаркой потому что фрезерного станка .

Интересная технология для мелкосерийной нарезки шлицов на валу без шлицефрезерного станка. На примере .

На любом зубчатом колесе должен быть паз или шлицы. Поэтому сегодня обрабатываем шлицы. Все на том же токарном .

Как нарезать шлицы болгаркой на валу в домашних условиях. How to cut the splines on the shaft at home.

Сейчас на странице 0 пользователей

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

jtok

@prb_cyc_xyz_plan call @prb_cyctyp ; cycle type call @prb_ctsv ; cycle type string value call @prb_cycprnt ; cycle print endp Это что то из этого или я не так понимаю

Povar1

да на каждый есть своя я привел пример только одну @prb_cyc_xyz_plan обмер стороны все это осматриваться за пару часов. Тут больше нужно знать команды блюма чтоб что то сделать.

AlexKaz

TBC

Ну эти то прагматичные ребята свое не упустят. В что им еще остается делать, если своих идей никаких нет. Только воровать. Со всем сказанный согласен. Мы лохи, которых надо подоить, хоть для здесь, хоть там. Но у меня считаю, особый случай. Я слишком усердствовал в своей жизни и от многого отказался, чтобы забежать, как можно вперед и как можно дальше. Поэтому украсть украдут конечно, если захотят, но воспользоваться, а тем более развивать дальше никак не смогут . Сергей! В плане бизнеса что то светит? Потом я написал, какой опыт и по каким специальностям имею. Такое коротенькое резюме. Я так понял уже, что и резание на СЧПУ вы владеете. а опыт программиста и на каких языках есть? Я к чему это пишу. Если сделать проектирование 3D модели на основе моих КТЭ, а не КЭ Джона Хирштика то никакого распознавания в САМ уже не понадобится. Ваша технология позволяет это сделать в CAD?

piden

VOleg

Всем добрый день. Заметил, что стрелка в ПДФ смещена за линию размера. В Солиде все хорошо. При сохранении в DXF то же хорошо. Что делать?

На каждый измерительный цикл датчика есть своя процедура в gpp, которую нужно описать в gpp, процедуры @start_probe @misc_act @move_prb @line_prb - это просто перемещение датчика между измерениями, они вам ничего не дадут, самое главное процедуры для циклов измерения. Мануала такого я не видел, скорей всего его нет.

Перед тем как нарезать шлицы на валу необходимо выбрать способ центрирования сопряженных деталей. Зубчатое колесо или втулку центрируют следующим образом:

  • по наружному диаметру вала D;
  • по внутреннему диаметру вала d;
  • по боковым сторонам b.


Первый способ применим в неподвижных соединениях, которые не требуют повышенной твердости. Центрирование по внутреннему диаметру применимо к деталям, подвергшимся закалке, а по боковым сторонам при реверсивном движении вала и больших крутящих моментах.

Нарезание шлицов проходит в несколько этапов, включающих черновой и чистовой виды обработки, фрезерование пазов канавок, снятие заусенцев, шлифование и термическую обработку.

В зависимости от диаметра вала фрезерование шлицев выполняется за один или два прохода. Черновое фрезерование шлицев на валах может осуществляться дисковыми фрезами, а чистовое специальной червячной фрезой, которая обеспечивает наибольшую точность.

Строгают такие сложные элементы шпинделя как правило на специальных строгальных полуавтоматах, когда есть расстояние для выхода резца и в сквозных отверстиях. Одновременно происходит нарезка всех пазов несколькими резцами. Заготовка крепится вертикально и совершаются возвратно-поступательные движения. После каждого хода выполняется установленное движение подачи. Строгание применяется в массовом производстве и дает высокое качество обработки с шероховатостью до 0,8 мкм.


Нарезка внутреннего шлица лучше всего выполняется на протяжном оборудовании. Каждый паз обрабатывается по очереди, но существуют протяжки для одновременной нарезки нескольких зубьев. Высокоэффективным способом изготовления соединений такого типа является накатка. Она совершается на специальном оборудовании с использованием накатной головки, которая имеет вращающиеся ролики. С помощью этих роликов происходит выдавливание металла с поверхности заготовки и образуется шлицевой паз. Данный метод позволяет нарезать до 18 зубьев одновременно и используется в крупных производствах.

способы нарезания шлицев

Существуют различные способы нарезания шлицев: фрезерование дисковой профильной фрезой, фасонными фрезами в единичном производстве, протягивание и накатывание шлицев в крупносерийном и массовом производстве, фрезерование шлиц на шлицефрезерных или зубофрезерных станках червячной фрезой методом обкатки за один или два рабочих хода в зависимости от требуемой точности в мелкосерийном и серийном производстве. Последний метод наиболее распространен при производстве шлицевых валов очистных комбайнов. Валы при этом базируются в центрах с поводковыми устройствами. При шлицефрезеровании валы с короткими опорными шейками, на которые непосредственно выходят шлицы, нельзя установить в центрах с хомутиком, так как он не дает выхода червячной фрезе. В этом случае шлицевый вал со стороны шпинделя базируется по шлифованной опорной шейке в специальной оправке с обратным конусом. Шлицы, расположенные на внутреннем диаметре вала с отверстием (см. рис. 22.19, д), обрабатываются на шлицепротяжных станках. Шлифование прямобочных шлицев осуществляется различными способами: профильным кругом одновременно по боковым поверхностям и дну впадины (рис. 22.23, о); шлифованием двумя кругами боковых поверхностей, а затем внутренней поверхности кругом, заправленным по дуге (рис. 22.23, б, в).

Рис. 22.23. Способы шлифования прямобочных шлицев: а, б — профильным и цилиндрическим кругом соответственно; в — цилиндрическим кругом, заправленным по дуге

Лучшие результаты по точности и производительности достигаются при шлифовании одним профильным кругом.

Шпоночные пазы валов обрабатывают концевыми (шпоночными) фрезами. При этом технологическими базами служат центровые отверстия при установке заготовки в центрах или наружные цилиндрические поверхности вала при установке в призмах. Установка вала в центрах или самоцентрирую-щих тисках обеспечивает минимальную погрешность базирования. Глухие шпоночные пазы обрабатывают на шпоночнофрезерных полуавтоматах или фрезерных станках шпоночными фрезами.

Сверление отверстий на торцах валов осуществляется на радиально-сверлильных станках, глубоких отверстий на горизонтально-сверлильных станках после нарезания шлиц, обработки шпоночного паза и нарезания зубьев на валу-шестерне. На валах часто встречаются резьбовые отверстия (см. рис. 22.19, б, в). Резьбы нарезают машинными метчиками на сверлильных, револьверных и резьбонарезных станках в зависимости от масштаба производства. Наружные резьбы на валах нарезают резцами, гребенками, плашками, в мелкосерийном и единичном производстве на токарно-винторезных станках, обеспечивая 6…8 степень точности. В серийном производстве при нарезании резьб используют резьбонарезные головки, которые позволяют получить резьбу 6 степени точности. На улучшаемых валах резьбу нарезают после окончательной обработки шеек, что устраняет возможность повреждения ее в процессе передачи вала на другую операцию. На валах, подвергаемых химико-термической обработке, резьбу нарезают до окончательной упрочняющей обработки, различными методами предохраняют, а затем после обработки вала калибруют.

Шлифование валов проводится на круглошлифовальных станках. Шейки валов 6 квалитета точности шлифуют в два прохода: предварительное и чистовое шлифование. Технологическими базами при шлифовании являются центровые отверстия на торцах заготовки. В последнее время благодаря развитию инструментальных материалов и увеличению жесткости и виброустойчивости станков появилась возможность заменить шлифование закаленных материалов лезвийной обработкой — твердым точением. Инструмент, применяемый для твердого точения, изготавливают из режущей керамики и материалов на основе кубического нитрида бора. Процесс твердого точения происходит без применения СОЖ, на токарных станках, оснащенных современными системами ЧПУ и револьверными головками для многоинструментальной обработки.

Технологический процесс изготовления валов-шестерен, валов, осей с внутренним отверстием (см. рис. 22.19, в, д, е) отличается от изготовления обычных ступенчатых валов. Заготовки, чаще поковки, для валов-шестерен и валов с центральными отверстиями выполняют сплошными, отверстие получают сверлением, которое проводят после обтачивания в центрах наружных поверхностей и подготовки шеек под зажим в патроне и под люнет. При длине отверстия, не превышающей пятикратного диаметра отверстия L 5d применяют сверла для глубокого сверления одностороннего или двустороннего резания в зависимости от диаметра отверстия. Для отверстий большого диаметра d > 80 мм используют головки для кольцевого сверления. При чистовой обработке внутреннего отверстия, если это необходимо, применяют зенкеры, развертки, расточные резцовые головки в зависимости от предъявляемых требований и диаметра отверстия. Чаще применяется растачивание ступеней внутреннего отверстия канавок и выточек под уплотнительные кольца. При сверлении и чистовой обработке центрального отверстия заготовка базируется в патроне и люнете. Сверление и дальнейшая обработка центрального отверстия при мелкосерийном производстве выполняются на универсальных токарных станках.

При наличии внутренних шлицев после чистовой обработки центрального отверстия производится протягивание шлицев на горизонтально- или вертикально-протяжных станках. Последующая обработка наружных поверхностей —шлифование шеек вала — производится с базированием по отверстию, для этого применяются заглушки, пробки, снабженные центровыми гнездами. При шлифовании шеек базирование осуществляется в двух грибковых центрах или в патроне с одной зацентрованной заглушкой. Выбор способа базирования зависит от конструкции вала, вала-шестерни.

Выбор оборудования и инструмента

Нарезка выполняется на станках:

  • фрезерных;
  • строгальных;
  • долбежных;
  • токарных;
  • протяжных.

Затем детали подвергают шлифовке на шлифовальных станках.

В мелкосерийном и единичном производстве очень часто нарезание шлицев осуществляется на шлицефрезерном или зубофрезерном оборудовании с использованием червячной фрезы и метода обкатки. Использование такого инструмента эффективно как для прямобочных, так и для эвольвентных шлицев.

Горизонтально-фрезерный станок для нарезания шлицев используется в паре с фасонной дисковой фрезой. Для одновременной нарезки нескольких пазов используют делительную головку. Стоит отметить, что для изготовления шлицов такой способ используют крайне редко из-за неточностей по шагу и ширине. Целесообразно будет провести на горизонтально-фрезерном станке с дисковой фрезой черновую обработку детали, оставив припуск на чистовую обработку и шлифовку. Чистовую обработку пазов проводят специальными торцевыми фрезами, а для треугольного шлицевого соединения применяют треугольные фрезы.

Зубодолбежный шлицевой станок применяется в том случае, когда нет места для выхода фрезы.

Используется метод обкатки с применением долбяка. За высокое качество, получаемых поверхностей зубодолбежное оборудование используются в массовом производстве.


Помимо долбежных станков, широкое распространение в массовом и крупносерийном производстве шлицевых соединений получили строгальные и протяжные станки. Такое оборудование в несколько раз эффективнее и производительнее фрезерных станков. Нарезка строганием осуществляется с применением набора резцов, количество и размеры которых зависят от числа зубьев, ширины и глубины пазов соединения. При протягивании используют инструмент под названием протяжка. Этот инструмент имеет несколько режущих зубьев разной высоты, которые при поступательном движении срезать часть металла с заготовки.

Для изготовления эвольвентных соединений применяют холодную накатку с использованием специальных роликовых головок. Таким инструментом изготавливают изделия с большим количеством зубьев. По своей эффективности метод холодной накатки выше фрезерования в 10 раз.

После нарезки зубьев и термической обработки, все изделия подвергают шлифовке. Это позволяет добиться требуемой шероховатости и избежать зацепления сопрягаемых деталей в работе. Для шлифования используют следующий инструмент:

  • фасонный круг;
  • дисковый круг;
  • конический круг.

Для шлифования внутренних поверхностей в некоторых случаях применяют оправку.

Фрезерование шлицевых валов

Наиболее производительным способом обработки шлицевых валов является фрезерование их методом обкатки червячной фрезы с зубьями специального профиля. Выполнение этой операции ведется на специальных шлицефрезерных полуавтоматах или зубофрезерных станках, которые должны и возможность вести обработку с отношением частоты вращения заготовки к частоте вращения фрезы 1:6 (для шестишлицевых валов), притом частота вращения фрезы соответствует требуемой скорости резания.

Однако в мелкосерийном и единичных производствах, особенно при ремонтных работах, часто возникает необходимость осуществить обработку различных шлицевых валов на горизонтально-фрезерныя станках. Заготовка при этом устанавливается между центрами УДГ и ее задней бабки, с помощью головки производится деление на шесть или восемь частей в соответствии с типом шлицевого вала.

Многошлицевое соединение на валу имеет посадочный диаметр D (рис. XI.7, а), который должен находиться в поле допуска h6 или h8; шпоночные выступы делаются в поле допуска g6 или е8, угол a тоже закрывается допуском. Поверхности, определяющие выполнение этих требовании, должны обрабатываться с особой тщательностью.

В первом переходе фрезерование может вестись набором из двусторонних дисковых фрез 1 (рис. XI.7, б). Здесь окончательной обработке подвергаются выступы по размеру Ш и определяются углы между ними. Установка фрез набора на размер Ш должна контролироваться с учетом торцевого биения, тогда как их наружные диаметры могут отклоняться друг от друга на 0,25—0,3 мм. Во втором переходе (рис. XI.7, в) дисковой фасонной (под радиус D/2) частозубой фрезой 2 обрабатываются начисто посадочные поверхности на размер диаметра D.

Чтобы не допустить смещении их относительно оси вала (радиальное биение), снятие всего диаметрального припуска с достижением размера в пределах поля допуска производится с одновременной вертикальной ручной подачей (по лимбу или индикаторному упору) на все шесть в рассматриваемом случае шлицев.

Эту же обработку можно осуществить и за один переход с помощью фасонной фрезы 3 (рис. XI.7, г), но только под последующее шлифование, так как выполнить в этом случае технические условия на окончательную обработку практически становится невозможным.

Рис. XI.7 Фрезерование шлицевых валов

Нарезка шлицов в домашних условиях

Выполнить нарезание пазов на валу в домашних условиях затруднительно, так как такой технологический процесс требует использования станков с высокой точностью. Тем не менее в сети часто встречается вопрос как нарезать шлицы болгаркой на валу или сорвана шляпка болтов. Такие операции вполне по силам выполнить самостоятельно с использованием минимума инструмента и навыков. В тех случаях, когда требуется нарезка шлицов на полуоси автомобиля, необходимо закрепить изделие в тисках, разметить места будущих пазов и произвести нарезку с помощью болгарки. Восстановление шлицевого соединения привода таким методом не рекомендуется, по причине возникновения люфта между сопряженными деталями. Но если нет другого способа совершить ремонт, следует удерживать болгарку в неподвижном состоянии, чтобы не повредить пазы.


Часто встречается вопрос как сделать длинный шлицевой вал. В первую очередь необходимо подобрать вал с уже имеющимся шлицевым соединением и заготовку, на котором будет выполняться резка пазов. Затем необходимо наварить торец одного вала к другому. Получившуюся заготовку закрепляют в патроне фрезерного, долбежного, строгального или протяжного станков и выполняют нарезку.

Накатывание шлицев

Высокопроизводительный и эффективный метод, причем чаще осуществляют холодное накатывание роликами (рис. 4.13,а

), рейками (
рис. 4.13,б
), роликовыми многопрофильными головками (
рис. 4.13,в
).

Рис. 4.13. Схемы накатывания шлицев: а – круглыми роликами;

б – рейками; в – многороликовой головкой

Преимущества и достоинства см. накатка ЗК. Но не во всех случаях можно применять холодную накатку. Можно накатывать заготовки твердостью не более 220 НВ. Накатанные шлицы при скручивании на 10-20% прочнее шлицев полученных фрезерованием. Холодной накаткой рассмотренными методами в основном накатываются эвольвентные шлицы. Ролики для накатки изготавливаются из высокопрочной стали. Производительность выше примерно в 10 раз, чем при фрезеровании. Накатывание рейками является более производительным, чем роликами, но из-за больших усилий при накатке рекомендуется для накатывания шлиц длиной 9%. Ролики сталь БР с 63-66 HRC. Комплект роликов позволяет накатывать до 30000 валов. Данным методом могут накатываться различные профили или формы шлицевых валов. При накатке шлицев следует уделять внимание точности заготовки до накатки и учитывать течение металла.

Обработка шлицевых поверхностей в отверстиях

Как правило протягивают. До протягивания отверстие сверлят, зенкеруют или протягивают круглой протяжкой. Протягивание цилиндрической поверхности и шлиц может осуществляться раздельно или комбинированной шлицевой протяжкой при AE

Шлицевые соединения широко применяются в машиностроении (станкостроении, автомобиле- и тракторостроении и других отрас-лях) для неподвижных и подвижных посадок.

Различают шлицевые соединения прямоугольного, эвольвентного и треугольного профиля.

В наиболее часто используемых шлицевых соединениях прямо-угольного профиля сопряженные детали центрируются тремя способами (рис. 1.29):

— центрированием втулки (или зубчатого колеса) по наружному диаметру (D) шлицевых выступов вала;

— центрированием втулки (или зубчатого колеса) по внутренне-му диаметру (d) шлицев вала (т. е. по дну впадины);

— центрированием втулки (или зубчатого колеса) по боковым сторонам (b) шлицев.

Центрирование по D наиболее технологично, но его использование ограничивается в основном неподвижными шлицевыми соеди-


Рис. 1.29. Виды центрирования шлицевых соединений

Технологический процесс изготовления шлицев валов зависит от того, какой принят способ центрирования вала и втулки, т. е. термо-обрабатываются или нет поверхности шлицев.

Приведем в качестве примера маршруты обработки шлицев на ва-лах соответственно не подвергаемых и подвергаемых термообработке:

— черновая токарная обработка, чистовая токарная обработка и шлифование цилиндрических поверхностей под нарезание шлицев, нарезание шлицев, снятие заусенцев и промывка;

— черновая токарная обработка, чистовая токарная обработка, нарезание шлицев с припуском под шлифование, фрезерование ка-навок для выхода круга при шлифовании центрирующей поверхно-сти внутреннего диаметра (если на первой операции применяется фреза без усиков), термическая обработка, шлифование поверхно-стей шлицев, снятие заусенцев и промывка.

Шлицы на валах и других деталях изготовляются различными способами, к числу которых относятся: фрезерование, строгание (шлицестрогание), протягивание (шлицепротягивание), накатыва-ние (шлиценакатывание), шлифование.

Фрезерование шлицев на валах небольших диаметров (до 100 мм) обычно производится за один рабочих ход, больших диаметров — за два рабочих хода. Черновое фрезерование шлицев, в особенности больших диаметров, иногда производится фрезами на горизонталь-но-фрезерных станках, имеющих делительные механизмы.

Фрезеровать шлицы можно способом, изображенным на рис. 1.30, б, позволяющим применять более дешевые фрезы, чем фреза, изображенная на рис. 1.30, а.


Рис. 1.30. Способы фрезерования шлицев

Более производительным способом является одновременное фрезерование двух шлицевых канавок двумя дисковыми фрезами специального профиля (рис. 1.30, в).

Чистовое фрезерование шлицев дисковыми фрезами производится только в случае отсутствия специального станка или инструмента, так как оно не дает достаточной точности по шагу и ширине шлицев.

Более точное фрезерование шлицев производится методом обкатки при помощи шлицевой червячной фрезы (рис. 1.30, г). Фреза по-

мимо вращательного движения имеет продольное перемещение вдоль оси нарезаемого вала. Этот способ является наиболее точным и наиболее производительным.

Окончательная обработка шлицев по методу обкатки производится чистовым фрезерованием червячными шлицевыми фрезами высо-кого класса точности (АА и А).

Шлицестрогание реализуется, как правило, на специальных стан-ках полуавтоматах, которые могут работать как отдельно, так и будучи встроенные в автоматическую линию. Этим методом чаще всего обрабатываются сквозные шлицы или шлицы, у которых предусмотрен выход для резцов.

Все шлицы нарезаются одновременно. При этом обработка ведется набором фасонных резцов, установленных с возможностью пере-мещаться в радиальном направлении. Число резцов равно числу па-зов нарезаемого вала. Обрабатываемая заготовка расположена вертикально и ей сообщается возвратно-поступательное перемещение вдоль оси. Перед каждым перемещением заготовки вверх резцы перемещаются по направлению к оси заготовки на величину поперечной подачи. Рабочим движением является перемещение заготовки вверх. При ее перемещении вниз резцы отводятся от обрабатываемой поверхности, чтобы избежать трения о заготовку. Этот процесс высокопроизводителен и используется в крупносерийном и массовом производстве.

Шлицестрогание обеспечивает шероховатость поверхности Ra = 3,2. 0,8 мкм.

Шлицепротягивание сквозных шлицев производится цепными протяжками, профиль которых соответствует профилю шлицевого паза. Каждый паз протягивается отдельно, а для обработки всех пазов используется делительное устройство.

Для обработки несквозных шлицев используются блочные про-тяжки с независимой установкой и перемещением резцов в радиальном направлении (рис. 1.31).

Возможна также обработка шлицев с использованием так назы-ваемых охватывающих протяжек. Однако из-за сложности инстру-мента этот процесс применяется сравнительно редко.

Шлицепротягивание обеспечивает шероховатость поверхности Ra= 1,6. 0,8 мкм.


Шлиценакатывание без нагрева детали осуществляется роликами, имеющими профиль, соответствующий форме поперечного сечения шлицев. Вращающиеся на осях ролики (диаметром 100 мм) по одному на каждый шлиц расположены радиально в сегментах массивного корпуса накатной головки (рис. 1.32).

При передвижении головки полетали свободно вращающиеся ро-лики, вдавливаясь в поверхность вала, образуют на ней шлицы соответствующей профилю ролика формы. Все шлицы накатываются одновременно, без вращения детали.

На специальных станках для накатывания шлицев накатная го-ловка размещается на салазках, для которых направляющими служат валы, соединяющие две массивные стойки. Салазки перемещаются приводом от гидроцилиндра, расположенного в задней стойке. В передней стойке находится гидравлический зажимной патрон, в котором закрепляется обрабатываемая заготовка. Каждый ролик независимо регулируется на требуемую высоту. Головка как самостоятельный узел снимается со станка, не нарушая расположения роликов. На смену роликов затрачивается 5—10 мин, на наладку станка — около 30 мин.

На таких станках наибольшее число накатываемых шлицев дохо-дит до 18, наименьшее составляет 8. 10 (на валах диаметром 16 мм). Продольная подача — до 15 мм/с. Получаемая точность шлицев по шагу — 0,04 мм, непрямолинейность не превышает — 0,04 мм на 100 мм длины.

Процесс накатывания весьма производителен, так как все шлицы накатываются одновременно, при малой затрате времени, с достаточно высокой точностью.

Шлифование шлицев осуществляется в следующих случаях.

При центрировании шлицевых валов по наружному диаметру шлифуют только наружную цилиндрическую поверхность вала на обычных круглошлифовальных станках; шлифование впадины (т. е. по внутреннему диаметру шлицев вала) и боковых сторон шлицев не применяется.

При центрировании шлицевых валов по внутреннему диаметру шлицев фрезерование последних дает точность обработки по внут-реннему диаметру до 0,05. 0,06 мм, что не всегда является достаточным для точной посадки.

Если шлицевые валы после чернового фрезерования прошли тер-мическую обработку в виде улучшения или закалки, то после этого они не могут быть профрезерованы начисто; их необходимо шлифовать по поверхностям впадины (т. е. по внутреннему диаметру) и боковым сторонам шлицев. Наиболее производителен способ шлифования фасонным кругом (рис. 1.33, а), но при этом шлифовальный круг изнашивается неравномерно ввиду неодинаковой толщины снимаемого слоя у боковых сторон и впадины вала, поэтому требуется


Рис. 1.33. Схема шлифования шлицев на валах: а—фасонным кругом; б—в две операции одним и двумя кругами; в —тремя кругами

частая правка круга. Несмотря на это, данный способ широко распространен в машиностроении.


Шлифовать шлицы можно в две отдельные операции (рис. 1.33, б); в первой шлифуют только впадины (по внутреннему диаметру), а во второй — боковые стороны шлицев. Для уменьшения износа шлифовального круга после каждого хода стола вал поворачивается, и, таким образом, шлифовальный круг обрабатывает впадины постепенно, одну за другой.

Обычно вал поворачивается автоматически после каждого двойного хода стола станка. Но такой способ шлифования менее производителен, чем первый.

Для объединения двух операций шлифования в одну применяются станки, на которых шлицы шлифуются одновременно тремя кру-гами: один шлифует впадину, а два других — боковые поверхности шлицев (рис. 1.33, в).

На рис. 1.34 дана схема правки тремя алмазными карандашами фасонного шлифовального круга, показанного на рис. 1.33, а.

Нарезка шлицов на валах, полуосях, болтах, в отверстиях



Шлицевое соединение используется для передачи вращательного движения между валами и втулками. В отличие от шпоночного соединения оно обеспечивает лучшее центрирование деталей. При этом нагрузка на некоторые элементы значительно ниже, а прочность при динамических и переменных нагрузках существенно выше. Такой тип соединения представляет из себя зубья определенной длины, соединенные в одно целое с телом вращения.
Существует три типа шлицевых соединений:

  • прямобочные;
  • эвольвентные;
  • треугольные.

Нарезка шлицов в машиностроительной отрасли выполняется преимущественно на фрезерном оборудовании, к которому предъявляются особые требования по точности.

Методы нарезки шлицов

Перед тем как нарезать шлицы на валу необходимо выбрать способ центрирования сопряженных деталей. Зубчатое колесо или втулку центрируют следующим образом:

  • по наружному диаметру вала D;
  • по внутреннему диаметру вала d;
  • по боковым сторонам b.

Первый способ применим в неподвижных соединениях, которые не требуют повышенной твердости. Центрирование по внутреннему диаметру применимо к деталям, подвергшимся закалке, а по боковым сторонам при реверсивном движении вала и больших крутящих моментах.

Нарезание шлицов проходит в несколько этапов, включающих черновой и чистовой виды обработки, фрезерование пазов канавок, снятие заусенцев, шлифование и термическую обработку.

В зависимости от диаметра вала фрезерование шлицев выполняется за один или два прохода. Черновое фрезерование шлицев на валах может осуществляться дисковыми фрезами, а чистовое специальной червячной фрезой, которая обеспечивает наибольшую точность.

Строгают такие сложные элементы шпинделя как правило на специальных строгальных полуавтоматах, когда есть расстояние для выхода резца и в сквозных отверстиях. Одновременно происходит нарезка всех пазов несколькими резцами. Заготовка крепится вертикально и совершаются возвратно-поступательные движения. После каждого хода выполняется установленное движение подачи. Строгание применяется в массовом производстве и дает высокое качество обработки с шероховатостью до 0,8 мкм.

Нарезка внутреннего шлица лучше всего выполняется на протяжном оборудовании. Каждый паз обрабатывается по очереди, но существуют протяжки для одновременной нарезки нескольких зубьев. Высокоэффективным способом изготовления соединений такого типа является накатка. Она совершается на специальном оборудовании с использованием накатной головки, которая имеет вращающиеся ролики. С помощью этих роликов происходит выдавливание металла с поверхности заготовки и образуется шлицевой паз. Данный метод позволяет нарезать до 18 зубьев одновременно и используется в крупных производствах.

Выбор оборудования и инструмента

Нарезка выполняется на станках:

  • фрезерных;
  • строгальных;
  • долбежных;
  • токарных;
  • протяжных.

Затем детали подвергают шлифовке на шлифовальных станках.

В мелкосерийном и единичном производстве очень часто нарезание шлицев осуществляется на шлицефрезерном или зубофрезерном оборудовании с использованием червячной фрезы и метода обкатки. Использование такого инструмента эффективно как для прямобочных, так и для эвольвентных шлицев.

Горизонтально-фрезерный станок для нарезания шлицев используется в паре с фасонной дисковой фрезой. Для одновременной нарезки нескольких пазов используют делительную головку. Стоит отметить, что для изготовления шлицов такой способ используют крайне редко из-за неточностей по шагу и ширине. Целесообразно будет провести на горизонтально-фрезерном станке с дисковой фрезой черновую обработку детали, оставив припуск на чистовую обработку и шлифовку. Чистовую обработку пазов проводят специальными торцевыми фрезами, а для треугольного шлицевого соединения применяют треугольные фрезы.

Зубодолбежный шлицевой станок применяется в том случае, когда нет места для выхода фрезы.

Используется метод обкатки с применением долбяка. За высокое качество, получаемых поверхностей зубодолбежное оборудование используются в массовом производстве.

Помимо долбежных станков, широкое распространение в массовом и крупносерийном производстве шлицевых соединений получили строгальные и протяжные станки. Такое оборудование в несколько раз эффективнее и производительнее фрезерных станков. Нарезка строганием осуществляется с применением набора резцов, количество и размеры которых зависят от числа зубьев, ширины и глубины пазов соединения. При протягивании используют инструмент под названием протяжка. Этот инструмент имеет несколько режущих зубьев разной высоты, которые при поступательном движении срезать часть металла с заготовки.

Для изготовления эвольвентных соединений применяют холодную накатку с использованием специальных роликовых головок. Таким инструментом изготавливают изделия с большим количеством зубьев. По своей эффективности метод холодной накатки выше фрезерования в 10 раз.

После нарезки зубьев и термической обработки, все изделия подвергают шлифовке. Это позволяет добиться требуемой шероховатости и избежать зацепления сопрягаемых деталей в работе. Для шлифования используют следующий инструмент:

  • фасонный круг;
  • дисковый круг;
  • конический круг.

Для шлифования внутренних поверхностей в некоторых случаях применяют оправку.

Выполнить нарезание пазов на валу в домашних условиях затруднительно, так как такой технологический процесс требует использования станков с высокой точностью. Тем не менее в сети часто встречается вопрос как нарезать шлицы болгаркой на валу или сорвана шляпка болтов. Такие операции вполне по силам выполнить самостоятельно с использованием минимума инструмента и навыков.

В тех случаях, когда требуется нарезка шлицов на полуоси автомобиля, необходимо закрепить изделие в тисках, разметить места будущих пазов и произвести нарезку с помощью болгарки. Восстановление шлицевого соединения привода таким методом не рекомендуется, по причине возникновения люфта между сопряженными деталями.

Но если нет другого способа совершить ремонт, следует удерживать болгарку в неподвижном состоянии, чтобы не повредить пазы.

Часто встречается вопрос как сделать длинный шлицевой вал. В первую очередь необходимо подобрать вал с уже имеющимся шлицевым соединением и заготовку, на котором будет выполняться резка пазов. Затем необходимо наварить торец одного вала к другому. Получившуюся заготовку закрепляют в патроне фрезерного, долбежного, строгального или протяжного станков и выполняют нарезку.

Сообщества › Сделай Сам › Блог › Шлицы на оси

Вопрос, как сделать шлицы на оси (они нужны для фиксации оси) своими силами в гараже. Есть тиски, прес, кувалда, зубило и прочее, но нет токарного станка. Что-то в голову ничего не лезет. Одна голова хорошо, а сообщество лучше )

Комментарии 85

На токарном элелементарно, сам делал, еще года учился в ПТУ на втором курсе

Я на укороченные полуоси для минитрактора нарезал болгаркой.

Просверли, Т9 заменил на проверки

Проверки петлю и ось и в отверстие вставить шплинт, ось крутиться не будет, если сбоку не подлезешь, тогда сверху попробуй типа шпонки клин поставить

Если это ось в дверную петлю, тупо керном набиваешь по кругу углубления и всех делов. Никуда она из петли не денется

Обрезать надо с другого конца, тогда шлицы останутся. Ваш кэп

Нет, там резьба под прессмасленку. Не вариант. Пробовал. Углублять резьбу слишком геморно. Высок риск выкинуть её.

Резьбу нарезать проще, чем сделать шлицы. Не вижу никакой проблемы в этом. Да и масленка там нафиг не нужна…

Вот из-за отсутствия смазки петли и наступил этот гемор. Петлиинадо смазывать, надо

Конечно надо. Если в подвижной части петли, которая вокруг оси вращается, нет отверстия сбоку, его надо просверлить и раз в 2 года капать туда каплю масла. По крайней мере на моем гольфе так было сделано и никаких проблем. Прессмасленку там я только на уазике и видел…

Насечки подручным инструментом делаешь и при установке наносишь фиксатор резьбы, а геометрию и художественность насечек все равно никто не увидит и не оценит

Читайте также: