Повысить цетановое число дизельного топлива своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 30.08.2024

Качественное дизельное топливо - экологичный и безопасный материал, обеспечивающий максимальную производительность двигателей и техники. В основном его потребляет грузовой транспорт, железнодорожный, водный и сельхозпроизводители. Хотя, в последнее время все большим спросом дизель пользуется и у простых автолюбителей. Россия производит его в два раза больше (около 78 млн тонн в год), чем необходимо стране, а потому половина объёма уходит на экспорт.

Основной показатель качественного дизельного топлива — цетановое число, т. е. способность к воспламенению. По стандартам России и большинства стран Европы оно должно быть на уровне 51. Показатель выше или ниже — и двигатель работает нестабильно. В среднем российское топливо производится с цетановым числом 45-48. Чтобы корректировать показатели и улучшать качество дизтоплива принято использовать присадки - цетаноповышающие, депрессорно-диспергирующие, смазывающие и другие. Особое внимание стоит уделить цетаноповышающим присадкам.

Столь широкое распространение они получили за счет своего благоприятного воздействия на дизельное топливо и автомобиль в целом: успешный запуск двигателя в условиях низких температур, большая экологичность (выброс вредных веществ в атмосферу значительно уменьшается) и тишина работы по сравнению с работой на топливе с меньшим показателем цетана.

Выбор цетаноповышающих присадок по всему миру огромен, но каждая ли действительно качественно выполняет свою работу? К сожалению, находятся производители, которые, закупая где-либо образцы, просто меняют их наименования, выдавая за собственное производство. Получая их, технологи нефтеперерабатывающих заводов тратят большое количество времени на тестирование, подбор, ввод продукта. Гораздо лучше и удобнее, если сразу поступает проверенная и отфильтрованная информация.

К слову, не всегда получается так, что компонент иностранной присадки работает идеально. Опираясь на опыт, необходимо создать смесь компонентов и смотреть, каким образом они дополняют друг друга. Имея такие рецептуры, можно хоть как-то называть себя производителем.

Эти слова подтверждает цетаноповышающая присадка 2-EHN SIBERIA 99,5%. При добавлении 0,6 % присадки в дизельное топливо, цетановое число с 48 единиц повышается до 57,8.

Её популярность объясняется рядом преимуществ:

  • SIBERIA взаимозаменяема с присадками зарубежного производства;
  • применяется в пакете с противоизносными и депрессорно-диспергирующими присадками с полным сохранением характеристик дизельного топлива, в том числе по длительному хранению;
  • испытания дизельных топлив с присадкой показали, что "SIBERIA" не уступает по качеству зарубежным аналогам.

Среди направлений использования 2-EHN "SIBERIA" можно выделить три основных:

  • средние дистилляты с узким фракционным составом и температурным показателями разгонки: DТ (90–20 %) от 70 до 100°С; DТ (конец кипения — 90 %) от 17 до 25 °С;
  • широкие фракции дистиллятов со значением DТ (90–20 %) от 100 до 120 °С и концом кипения ниже 380 °С (разгонка методом ASTM D86);
  • высококипящие дистилляты с концом кипения выше 380 °С.


Беспроблемное сгорание дизельного топлива начинается с его быстрого воспламенения. В качестве идентификатора качества сгорания и блокировки самовозгорания используют цетановое число топлива. С увеличением этого параметра задержка самовоспламенения уменьшается, а качество горения возрастает. В противном случае необходимо использовать специальную добавку – цетан-корректор для дизельного топлива.

Что даёт повышение цетанового числа?

Аналогия с бензином здесь полная. Так же как октан-корректор улучшит степень сгорания бензина, так и цетановый корректор проделает то же самое с соляркой. Практические выгоды от этого следующие:

  1. Существенно уменьшится интенсивность сажистых выхлопов двигателя.
  2. Повысится производительность двигателя и его первоначальная мощность.
  3. Снизится задержка зажигания.
  4. Значительно уменьшится нагар на форсунках.
  5. Снизится шум, издаваемый двигателем, особенно при холодных пусках.

В результате вождение такого автомобиля становится более комфортным.


Способы повышения цетанового числа

Производители наращивают выпуск средней фракции дистиллята, где природное цетановое число понижено. При росте объёмов потребления и количества дизельных двигателей со сниженным уровнем выхлопа, разработка и применение эффективных цетан-корректоров для дизельного топлива весьма актуальны.

В состав цетановых корректоров входят пероксиды, а также азотсодержащие вещества – нитраты, нитриты и пр. Выбор диктуется степенью безвредности паров таких соединений, отсутствие золы при сгорании, низкой стоимостью.

Повышение цетанового числа может быть вызвано и другими факторами:

  • Строгим выполнением условий хранения дизтоплива,
  • Сохранением высокой плотности топлива при пониженных температурах,
  • Качественной фильтрацией,
  • Исключением оцинкованной стали из числа металлов, применяющихся для изготовления ёмкостей и трубопроводов под дизельное топливо.


Наиболее популярные марки цетановых корректоров

Ряд опытных владельцев дизельных автомобилей самостоятельно повышают цетановое число, добавляя к дизтопливу такие вещества как толуол, диметиловый эфир или 2-этилгексилнитрат. Последний вариант наиболее приемлем, поскольку одновременно улучшается стойкость подвижных деталей двигателя. Однако зачем рисковать, если в продаже имеется достаточное число марок специальных цетан-корректоров. Вот наиболее популярные:

Современные автомобили могут потреблять либо дизельное топливо, либо бензин. Машин на бензине гораздо больше, однако постепенно транспорт, который потребляет солярку, становится все более популярным. Это и логично, ведь данное горючее обладает более высоким КПД, следовательно, двигатели с соляркой мощнее и при этом менее "прожорливы". Однако вопрос качества этого топлива с каждым днем становится все более актуальным. На многих автозаправках можно встретить солярку низкого качества, которая может навредить двигателю. Поэтому важно учитывать цетановое число дизельного топлива – это один из первых критериев, говорящих о его качестве. Конечно, есть и другие, но именно этот самый важный.

цетановое число дизельного топлива

Что это – цетановое число дизельного топлива?

Данный параметр показывает способность солярки к воспламенению самостоятельно. Определяется характеристика временем задержки, то есть интервалом между поступлением воздушно-топливной смеси в цилиндр и до начала его горения. И чем выше будет цетановое число, тем время задержки будет ниже, следовательно, двигатель будет запускаться проще. Так называемое белое дымление будет занимать меньше времени. Также более высокое цетановое число дизельного топлива увеличивает мощность работы силовой установки и ускоряет ее работу.

Для чего это нужно знать?

Во многом этот показатель определяет экологичность топлива, поскольку способность к самостоятельной воспламеняемости зависит от наличия в составе углеводородов. К примеру, если в солярке большую часть составляют парафиновые соединения, то она воспламеняется быстрее. А при содержании ароматических углеводородов может быть большая задержка. Следовательно, более высокое цетановое число дизельного топлива говорит о меньшем количестве в его составе вредных для окружающей среды ароматических углеводородов. Да и двигатель с такой соляркой работает немного хуже.

Если цетановое число меньше 40, то двигатель будет работать в более жестком режиме. Возможен даже так называемый дизельный стук при холостых оборотах до момента разогрева силовой установки. Показатели работы при этом снижаются, подшипники и прочие детали изнашиваются быстрее.

дизтопливо цена

Цетановое число для летнего и зимнего топлива должно быть разным. Зимой оно должно быть выше. Также необходимо различать данный показатель в зависимости от типа автомобиля. На огромных судах его значение может быть около 20. В легковые автомобили заправляется топливо с цетановым числом выше 55, а для грузовых машин – не менее 40.

Измерение

Проверить значение цетанового числа у себя в гараже навряд ли получится. Это можно сделать только в лабораторных условиях. Сам принцип измерения несложен. При расчетах замеряется время самовоспламенения солярки и соотносится с временем воспламенения топливного эквивалента. К примеру, если солярка воспламеняется за такое же время, как и 35% смесь цетана и альфа-метилнафталина, то такое топливо будет иметь цетановое число 35.

Этот способ измерения применяется ко всем компонентам дизельного топлива. К сожалению, не получится вычислить это значение самостоятельно, однако на заправочной станции можно уточнить, какое цетановое число продаваемой солярки.

повышение цетанового числа дизельного топлива

Стандарты

Высокий показатель не всегда является лучшим. Специалисты считают, что оптимальное значение цетанового числа находится в диапазоне 50-60. При этих значениях достигается максимальное "насыщение" топлива, поэтому дальнейшее повышение цетанового числа дизельного топлива является бессмысленным. По российским требованиям (ГОСТ 305) минимально допустимое значение – 45. Однако по европейским нормам дизельное топливо "ЕВРО 5" не может иметь цетановое число ниже 48. Это косвенно означает, что в странах Евросоюза солярка лучше. Впрочем, и цена на дизтопливо там выше. И если в России стоимость литра солярки в среднем составляет 40-47 рублей, то в Германии – 1.5 евро (около 100 рублей).

Повышение цетанового числа

дизельное топливо евро 5

Вопрос его повышения является актуальным, однако стоит учитывать, что качество солярки определяется не только этим числом. Учитывая низкий показатель этого значения для топлива, производящегося российскими нефтеперерабатывающими заводами, логично попытаться его повысить. К сожалению, стандартные способы очистки не подходят, так как сепарация или фильтрация могут очистить солярку от воды и пыли, однако на показатель самовоспламеняемости это не повлияет никак. Увеличить его можно только специальными присадками, которые продаются в автомагазинах. В частности, присадка Difron H 372 неплохо себя зарекомендовала, но есть и другие. Их присутствие в составе топлива улучшает работу двигателя, позволяет без проблем запустить его даже при сильных морозах, снижает шумность и дымность выхлопа.

Заключение

Учитывая цену на дизтопливо в России, не стоит удивляться не самому высокому качеству данного продукта. Теперь вы знаете, что это за показатель и за что он отвечает. Если ваш автомобиль очень чувствителен к дизельному топливу, то используйте присадки. К сожалению, нет другого способа его улучшить.


Одним из параметров классификации дизельного топлива является цетановое число, которое показывает степень его воспламеняемости. Качественный показатель для бензинов – октановое число – определяет стойкость бензина к детонации. Поэтому можно говорить, что цетановое и октановое число в дизельном топливе и бензине обратны друг другу.

Цетановое число (ЦЧ)

В дизельных двигателях топливо зажигается не от искры, как в бензиновых, а самостоятельно воспламеняется в результате высокого давления. Цетановое число характеризует воспламеняемость и качество сгорания дизельного топлива в двигателе. Топливная смесь с более высоким ЦЧ имеет меньший период задержки, сгорает спокойнее и полнее, чем с низким. Кроме того, такое ДТ легче и производит меньше дыма.

Оптимальное цетановое число дизельного топлива для стандартных моторов составляет от 40 до 55 по ГОСТу. Если ЦЧ выше 55, топливо не успевает полностью сгорать в цилиндрах. Цетановое число зимнего топлива выше, чем летнего, из-за необходимости работать при низких температурах. Также эти два вида топлива отличаются химическим составом.

Определение цетанового числа происходит путем расчета объемной доли цетана в специальной топливной смеси, у которой такой же период задержки воспламеняемости, как у тестируемого образца. Для этого цетан (по-другому гексадекан) смешивают с альфаметилнафталином и высчитывают объем цетана, принимая его индекс за 100.

Повышение цетанового числа

Размер цетанового числа зависит от наличия в составе дизеля парафинов, олефинов, нафтенов, ароматических углеводородов. Производство топлива с высоким ЦЧ не всегда возможно и требует больше затрат. Поэтому для повышения цетанового числа используют специальные присадки.

Присадка для увеличения цетанового числа улучшает воспламеняемость топлива, увеличивает полноту сгорания, облегчает запуск мотора и снижает количество выбросов в атмосферу. В основе присадок лежат алкилнитриты, которые в будущем могут быть вытеснены алкилпероксидами.

Октановое число (ОЧ)

Октановое число бензина показывает его устойчивость к детонации – воспламенению при сжатии в цилиндрах. Требования к детонационной стойкости топлива зависят от параметров двигателя, поэтому октановое число – показатель не столько качества бензина, сколько его соответствия характеристикам мотора.

Методы определения ОЧ

Определение октанового числа сходно с определением цетанового. Но здесь в качестве эталона используют смесь изооктана (у которого ОЧ -100) с н-гептаном (ОЧ-0) с такими же характеристиками, как у опытного образца бензина. А затем определяется объем изооктана, который и соответствует искомому октановому числу.

Эту процедуру называют исследовательским методом измерения октанового числа, отсюда буква И в маркировке АИ. Также может применяться моторный метод, при котором испытания проводятся в условиях реальной езды.

Для каждой величины октанового числа устанавливается своя степень сжатия для обоих методов измерения, эти стандартные параметры приведены в таблице октановых чисел.

Как повысить октановое число

Топливо с низким октановым числом воспламеняется раньше, чем с высоким, и при несоответствии требованиям двигателя может привести к детонации, то есть взрыву. Для повышения ОЧ часто используют антидетонационные присадки, наиболее безопасной из которых является метил-трет-бутиловый эфир. Это нетоксичное вещество имеет октановое число выше 100, обеспечивает полное сгорание топлива и снижает выбросы углекислого газа.

Сегодня появились специальные приборы для проверки октанового числа, которые позволяют за короткое время проверить бензин прямо на АЗС.

Читайте также: