Шикха как сделать

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 31.08.2024

У Шри Чайтаньи Махапрабху был преданный по имени Бхагаван Ачарья, который славился широтой познаний и благородством души. Родом из Халисахары, он был сыном Шатананды Кхана - влиятельного правительственного чиновника, обычного материалиста. Как отец ни просил, Бхагаван Ачарья так и не стал продолжать его дело, потому что государственные дела не интересовали его. Отрешенный от всего мирского, он был поглощен дружескими взаимоотношениями с Господом, потому что на самом деле был воплощением мальчика-пастушка Враджа.

Чтобы ни на мгновенье не покидать лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху, которому предался всем сердцем, Бхагаван Ачарья навсегда поселился в Джаганнатха Пури. Он часто готовил для Господа Чайтаньи и приглашал пообдать. Не было случая, чтобы Господь не посетил его скромного дома. Обычно Шри Чайтанью угощали прасадом Господа Джаганнатхи, однако Бхагаван Ачарья готовил сам.

Поскольку Сварупа Дамодара был личным секретарем Шри Чайтаньи Махпрабху, Бхагаван Ачарья сначала обратился к нему. Сварупа Дамодара знал о возвышенном положении этого вайшнава в духовном царстве Кришны и относился очень дружелюбно.

Хотя Сварупа Дамодара Госвами искренне любил Бхагавана Ачарью, слова эти разгневали его:

Философия майявады — это столь умелое жонглирование словами, что даже маха-бхагавата, исключительно возвышенный преданный, для которого Кришна — сама жизнь и душа, падает с уровня чистого преданного служения, слушая ее.

Однако Бхагаван Ачарья позволил себе не согласиться:

— Слушая рассуждения майявади о том, что Брахман представляет собой знание и при этом имперсонален, а космическое проявление, созданное майей, ложно, мы утрачиваем духовное понимание. Эти философы пытаются доказать, что живое существо — лишь плод воображения, нет ничего, кроме духовного сияния. В конце концов, они провозглашают, что Верховная Личность Бога тоже находится под влиянием майи. Люди думают о Боге лишь по невежеству. Когда Верховная Абсолютная Истина одурачена майей, внешней энергий, Она становится дживой, живым существом. Подобные комментарии разрушают сердце и жизнь преданного, их нельзя слушать!

Испуганный и пристыженный Бхагаван Ачарья молча смотрел на своего друга. На следующий же день он попросил Гопала Бхаттачарью отправляться к отцу.

Поджидая как-то Шри Чайтанью Махапрабху к обеду, Бхагаван Ачарья обнаружил, что у него в доме нет риса. Блюда из овощей были уже почти готовы, но нужен был рис, без которого не обходится ни одно поклонение божеству. Тогда Бхагаван Ачарья позвал Чхоту Харидаса, который оказался поблизости. Преданные называли его Харидасом Младшим, чтобы не путать с Харидасом Тхакуром. Он был совсем юным и очень любил петь для Чайтаньи Махапрабху.

— Пожалуйста, сходи к Мадхавидеви, сестре Шикхи Махити, и скажи, что я прошу белого риса, — сказал он.

Шикхи Махити, возвышенный преданный Шри Чайтаньи Махапрабху из Пури, был воплощением близкой подруги Шримати Радхарани по имени Рагалекха. Его сестра Мадхавидеви в Кришна-лиле была Калакели, еще одной подругой Радхи. Шикхи Махити и его младший брат Мурари Махити были чистыми преданными Господа Чайтаньи и ни на мгновенье не расставались с Его лотосными стопами.

С семьей этих великих преданных связано немало удивительных историй. Одна из них повествует о том, как Шикхи Махити увидел исполненный трансцендентного блаженства сон, который стал явью. Мысли Шикхи Махити всегда были заняты служением Господу, с ними он ложился спать и вставал. Однажды ночью он увидел во сне, как Господь Чайтанья, находясь в храме Джаганнатхи, входит в тело Джаганнатхи, а затем выходит из него и смотрит на божество. Когда брат и сестра пришли разбудить Шикхи Махити, они увидели, что он пребывает в глубоком экстазе. Придя в себя, Шикхи Махити обнял своих брата и сестру, обливаясь слезами:

— Дорогие мои, мне было необыкновенное сновидение! Сейчас я вам расскажу. Деяния Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, сына матери Шачи, - самое замечательное, что есть в этом мире! Я видел, как Господь Чайтанья, стоя перед божеством Джаганнатхи в храме, входил и выходил из тела Господа Вселенной. Я до сих пор вижу этот сон! Ты думаешь, я сошел с ума? Я до сих пор вижу этот сон! И самое удивительное, что как только я подошел к Чайтанье Махапрабху, Он обнял меня Своими длинными руками!

Голос Шикхи Махити дрожал и слезы текли из глаз. Оба брата и сестра поспешили в храм и увидели там Господа Чайтанью, который любовался красотой божества Джаганнатхи, в точности как во сне Шикхи Махити. Господь был так великодушен, что тут же обнял Шикхи Махити, воскликнув:

— Ты старший брат Мурари!

В эти минуты Шикхи Махити находился во власти трансцендентного блаженства.

В дом к такой возвышенной и уже пожилой женщины и направился юный Чхота Харидас за белым рисом. Они немного поговорили, Мадхавидеви охотно дала рис, и Чхота отнес его Бхагавану Ачарье.

Бхагаван Ачарья с удовольствием отметил превосходное качество риса и со всем тщанием приготовил овощи и другие любимые блюда Господа. Вместе с тем он принес прасад из храма Джаганнатхи, а также разложил на тарелки имбирь, лимон с солью и другие пряности. Теперь все было готово, и Бхагаван Ачарья стал поджидать Шри Чайтанью Махапрабху.

К обеденному часу Господь Чайтанья, как обещал, пришел принять подношения Бхагавана Ачарьи. Больше всего Ему понравился рис.

— Где ты взял такой хороший рис? — спросил Он Бхагавана Ачарью.

— Его дала мне Мадхавидеви, - ответил Бхагаван Ачарья.

— А кто же к ней ходил?

Господь ничего не сказал. Нахваливая рис, Он продолжал принимать прасадам. Однако дома Он подозвал Говинду, Своего личного слугу, и повелел:

— Впредь не пускай ко Мне Чхоту Харидаса!

Юный Харидас был как громом поражен, когда услышал, что ему запрещено приближаться к Шри Чайтанье Махапрабху. Вайшнавы никак не могли понять, за что Господь на него разгневался. С горя Харидас перестал есть. Прошло три дня, и преданные, волнуясь за его жизнь, решили выяснить, что же случилось. Сварупа Дамодара и другие близкие спутники Господа пришли к Шри Чайтанье Махапрабху.

— Скажи нам, чем оскорбил Тебя Харидас Младший? — спросили они. — Почему Ты запретил ему подходить к двери Своего дома? Он в глубоком горе, и постится уже третий день.

Господь Чайтанья гневно обличал лживых санньяси, принявших отречение лишь ради дешевого признания невежественной толпы. Такие обманщики никогда не обретают успеха в духовной жизни Не дожидаясь ответа, Он повернулся и ушел в Свою комнату. Изумленные преданные хранили молчание. Они еще не видели Его в таком гневе.

На следующий день они набрались мужества и вновь обратились к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху:

— Проступок Харидаса не так уж велик, - смиренно молили они. - Пожалуйста, будь милостив к нему. Он получил хороший урок и впредь не допустит подобного оскорбления.

От этих слов преданные закрыли руками уши и поспешили вернуться к своим ежедневным занятиям. Господу Чайтанье тоже пора было исполнить Свои полуденные обязанности, и Он покинул дом. Без Его милости никому не постичь Его трансцендентных игр.

Обещание Шри Чайтаньи Махапрабху покинуть Джаганнатха Пури всех очень испугало. Однако судьба Чхоты Харидаса волновала не меньше, и, желая ему помочь, вайшнавы отправились к Парамананде Пури с просьбой умилостивить Господа:

— Шри Чайтанья Махапрабху почитает тебя. Пожалуйста, успокой его и постарайся уговорить простить Чхоту Харидаса.

Не откладывая, Парамананда Пури направился к дому Господа Чайтаньи, а остальные стали ждать. Лишь только он показался на пороге, Господь почтительно поклонился ему и усадил рядом.

— Скажи Мне, чего ты желаешь и с чем пришел? - спросил Он.

Парамананда Пури стал молить Господа о милости к Харидасу Младшему. Но едва услышав это имя, Господь сказал:

— Дорогой господин, послушай. Оставайся здесь со всеми вайшнавами, а Мне, Я думаю, лучше уйти. Прошу, позволь Мне удалиться в Алаланатху, там Я обрету уединение. Только Говинда пойдет со Мной.

Господь тут же позвал Говинду, еше раз поклонился Парамананде Пури и поднялся, чтобы навсегда покинуть Пури. Парамананда поспешно кинулся к двери, закрыв собой выход.

— Дорогой Господь Чайтанья! — взмолился он. — Ты - независимая Личность Господа и волен делать все, что пожелаешь. Кто может приказывать Тебе? Твои деяния несут миру благо, и мы не в силах их постичь. Мы знаем, что намерения Твои глубоки и величественны. Больше мы не будем надоедать Тебе своими просьбами!

Внемля смиренным мольбам Парамананды Пури Гошани, Господь остался. Парамананда вернулся к себе и больше не заговаривал с Чайтаньей об этом. Вайшнавы окончательно убедились, что просить Господа бесполезно и отправились к Харидасу Младшему.

— Послушай, Харидас, - сказал ему Сварупа Дамодара Гошани. - Все мы желаем тебе добра. Пожалуйста, поверь. В настоящий момент Шри Чайтанья Махапрабху все еще пребывает в гневе, потому что Он — независимая Верховная Личность Господа, и не нам обсуждать Его поступки. Однако наступит день, когда Он непременно явит тебе милость, потому что сердцем Он очень добр. Сейчас Господь упорствует, и если ты тоже будешь упорствовать, Его гнев только усилится. Лучше тебе выйти из поста. Соверши омовение и прими прасад. Наберись терпения, и гнев Господа пройдет.

На этом они простились, но с тех пор никто не заговаривал с Господом о Харидасе Младшем. Сам же Харидас не смел приблизиться к Нему. Иногда он шел за Господом на большом расстоянии, издали наблюдая, как Шри Чайтанья посещает храм Джаганнатхи.

Шри Чайтанья Махапрабху - океан милости. Кто постигнет Его? Он наказывает Своих дорогих преданных лишь затем, чтобы восстановить законы религии или обязанности людей. Шри Чайтанья Махапрабху — духовный учитель всего мира. Он преподал этот урок ради того, чтобы показать: философия вайшнавов не позволяет незаконного общения с женщинами, грубого или тонкого. Хотя Он был самым милостивым воплощением Бога, в этом отношении Он был неумолимо строг.

Суровый пример Чхоты Харидаса испугал преданных. Они прекратили беседовать с женщинами даже во сне. Теперь не только санньяси, но и домохозяева избегали подобного свободного общения, относясь ко всем женщинам, кроме жены, как к матери.

Прошел год, но Господь Чайтанья по-прежнему не допускал к Себе Харидаса Младшего и нисколько не смягчился. Не в силах сносить эти страдания, Чхота Харидас принял решение. Близился рассвет, когда Харидас вознес почтительные молитвы Шри Чайтанье Махапрабху и покинул Джаганнатха Пури. Он ушел в Праяг, но никто не знал об этом.

Харидас Младший был полон неуклонной решимости обрести прибежище у лотосных стоп Шри Чайтаньи. В Тривени, где сливаются Ганга, Ямуна и Сарасвати, он вошел глубоко в воду и расстался с жизнью во имя вечного прощения.

Едва это случилось, Харидас обрел чудесное духовное тело, подобное телу гандхарва, певца с райских планет. Немедля он предстал перед Шри Чайтаньей Махапрабху и вновь обрел Его милость. Всю ночь Харидас пел для Господа, а Шри Чайтанья Махапрабху слушал. Однако для людей он оставался невидимым, никто из преданных не слышал его пения и ничего не знал.

Настал день, когда Господь Чайтанья спросил:

— Где Чхота Харидас? Приведите его.

Но преданные с грустью ответили:

— Как-то ночью в конце года Харидас Младший покинул Джаганнатха Пури. Никто не знает, где он.

Господь Чайтанья с мягкой улыбкой слушал полные скорби слова преданных, и они не понимали этой улыбки.

Вскоре после этого разговора Джагадананда, Сварупа, Говинда, Кашишвара, Шанкара, Дамодара и Мукунда пошли к берегу моря совершить омовение. Море было спокойным и безлюдным, и среди прибрежной тишины они услышали вдруг далекое пение. Сомнений не было, это голос Харидаса! Преданным казалось, этот сладкий голос зовет их. Видеть его они не могли, зато явственно слышали.

— Должно быть, Харидас совершил самоубийство, приняв яд, — предположили они. — Поскольку это грех, он стал брахманом-привидением. Мы не видим его, но слышим это сладкое пение. Сомнений нет, он стал призраком.

— Этого не может быть, - возразил Сварупа Дамодара. - Харидас Младший всю жизнь повторял Харе Кришна мантру и служил Верховному Господу, Шри Чайтанье Махапрабху. Более того, он дорог Господу и встретил смерть в святом месте. Харидас не мог пасть так низко, напротив, он, должно быть, обрел освобождение. Скоро вы сами убедитесь в этом.

Как раз в те дни из Праяга в Навадвипу пришел вайшнав, который во всех подробностях рассказал всем, как умер Чхота Харидас. Шривас Тхакур и другие преданные очень удивились, услышав, что Харидас Младший вошел в воды Тривени и расстался с жизнью.

В конце года Шивананда Сена, как обычно, привел в Джаганнатха Пури бенгальских вайшнавов. Встреча с Господом Чайтаньей была исполнена ликования. Господь тепло беседовал со Своими друзьями, и во время разговора Шривас Тхакур спросил Его:

— Что случилось с Младшим Харидасом?

— Каждый обретает плоды своей деятельности, - отвечал Господь.

И тогда Шривас Тхакур рассказал о решимости Чхоты Харидаса и обстоятельствах его смерти. Шри Чайтанья слушал его с улыбкой, казалось, Он был доволен.

— Если санньяси сладострастно смотрит на женщину, то подобная смерть — единственное искупление. Он должен быть наказан, чтобы очиститься от греха и обрести прибежище Господа. Иначе это недостижимо.

Все вайшнавы во главе со Сварупой Дамодарой Госвами поняли, что Чхота Харидас обрел благословение Господа Чайтаньи.

Этот случай, раскрывший милость Шри Чайтаньи Махапрабху, очень поучителен. Всем поколениям вайшнавов Господь показал, что санньяси должен оставаться в отречении, храня глубокую привязанность к Нему. Эта лила явила славу святых мест и показала, как Господь дает прибежище Своему искреннему преданному.

Игры Шри Чайтаньи Махапрабху подобны нектару и глубоки, как океан. Миряне не понимают их, но вайшнавы внимают им с величайшим наслаждением. Слушайте повесть об играх Шри Чайтаньи Махапрабху с глубокой верой и без возражений, чтобы вместо блага не навлечь беды на свою голову.

Из этого текста мы видим, что умение укладывать волосы это важная часть повседневной практики вайшнава.

Для женщин рекомендуется собирать волосы в пучок или косу (волосы, заплетенные в косу не позволяют растрачиваться женской энергии понапрасну, в никуда). Поэтому волосы желательно распускать только в присутствии мужа, с ним наедине. Нужно помнить, что в повседневной жизни и на праздники женщина должна выглядеть красиво и целомудренно.

Волосы можно украшать цветами (живыми, из ткани или из лент), бусинами, рюшами и как кому подсказывает фантазия. А главное, что красиво уложенные и украшенные волосы (и одежда) привлекают внимание так, что женщиной хочется любоваться, как произведением искусства, а не как сексуальным объектом.

Но так как опыт приходит с практикой, поэтому нужно пробовать, учиться, стараться укладывать волосы, учитывая время, место и обстоятельства.


Шикха

В детстве, приступая к обучению, и перед инициацией преданный обривает голову, оставляя пучок волос, называемый шикхой. Шикха обозначает того, кто готов принять духовные наставления, шикшу. Все вайшнавы носят шикху. Хотя по величине она может отличаться, правило остается для каждого последователя вайшнав- ской сампрадаи. Гаудия-вайшнавы носят шикху размером с копытце теленка (6-7 см в диаметре). Больший размер шикхи будет сообщать о принадлежности к другой сампрадайе. Во время служения шик- ха всегда должна быть завязана. Когда нужно развязывать шикху? Перед сном, на похоронах, при облюдении траура. Развязанная шикха может ослабить тело. Во время омовения, особенно в реках и прудах, развязанная шикха свидетельствует о принадлежности к низшим классам общества и неуважении к священному ритуалу омовения. При завязывании шикхи можно повторять маха-мантру, а если преданный посвящен в гаятри-мантры, то первую строчку брахма-гаятри.

Гаудия-вайшнавы не носят длинные шикхи и не заплетают их в косички. Вообще всякого рода косы являются украшением женщин и мужчина, который заплетает свои волосы в косы, выставляет напоказ свою привязанность к телу и желание выглядеть привлекательно. В мужчинах привлекательными являются разум и ответственность. В Кали-югу процветает смешение культур, когда женщины становяться больше похоже на мужчин, а мужчины начинают вести себя подобно женщинам. Тем, кто стремиться стать вайшнавом лучше не поддаваться эти веяниям моды, так чуждой вайшнавской культуре.

Одежда вайшнава (вастра-паридхана)


Ведичекая культура это культура высшего класса. Поэтому в таком обществе не принято ходить обнаженным не только прилюдно, но и оставаясь в одиночестве. Если обратиться к Писаниям, то мы узнаем о том, что человек никогда не бывает один. Всегда есть свидетели, одни из которых солнце, луна и воздух. Поэтому первое правило состоит в том, что человек никогда не должен ходить обнаженным.

Харинама чадар следует носить так, чтобы он не свисал ниже пояса, иначе человек будет оскорблять святое имя, начертанное на нем, когда будет сидеть на чадаре. Остальных видов одежды с харинамой, брюк и юбок, лучше вовсе избегать. Сегодня это превращается в моду и приводит людей к оскорблениям. Тоже самое касается и изображений Божеств на футболках и рубашках. Изображение Кришны и Его имя неотличны от Него. Вайшнавы поклоняются изображениям и не заносят их в места осквернения.

Нечистая и неприличная одежда

Цвет одежды

Виды одежды

Необходимо хорошо понимать что являетя вайшнавской одеждой, а что пришло в Индию из других культур и успешно закре пилось как национальная одежда. К вайшнавской одежде относятся чадары, дхоти, сари и гопидрессы (хотя гопидрессы не пригодны для пуджы). Тогда как курты появились гораздо позже, под влиянием других культур. Преданные носят курты, так как в западном мире эта одежда выглядит представительно, но следующие за ними брюки следует избегать. Брюки и длинная курта это одежда мусульман. Тоже самое относиться и к пенджаби. Не всё, что существует в современной Индии пригодно для преданного служения. В первую очередь мы обращаемся к вайшнавской традиции. Национальным признакам здесь нет места.

Целомудренные женщины хорошо понимают, как влияет вожделение мужчин на их сознание. Шрила Прабхупада лично вводил нормы одежды среди преданных. Он хотел, чтобы женщины в нашем движении одевались целомудренно. Хотя в самом начале, проживая в храме, большинство женщин носило длинные юбки и блузы, его наставление состояло в том, что грудь должна быть покрыта дважды. Поэтому некоторые женщины поверх блузы с длинными рукавами надевали безрукавную кофту и ещё, возможно, шарф на голову. Шрила Прабхупада, не удовлетворившись таким нарядом, научил своих духовных дочерей, как надевать сари. Он также описал, в каком порядке следует его оборачивать вокруг себя. Желая, чтобы его последователи представляли высший класс общественного устройства и подавали пример для подражания всему остальному миру, он учил матаджи носить сари, оборачивая их так, как носят брахманы во время служения в храме.


Кришнаиты существуют среди нас. Они ездят в метро и на машине, ходят в больницу и магазин, стоят на остановках, покупают в аптеках пластыри, посещают выставки и даже (!) ходят на работу. Но есть признаки, по которым вы всегда определите, что перед вами тщательно (или не тщательно) замаскированный кришнаит

Мешочек в правой руке. Небольшой, из ткани самых разных расцветок, мешочек надет на правую руку, оставляя свободным указательный палец. Внимательный прохожий увидит даже, что рука в этом мешочке двигается — стараясь остаться незамеченным, кришнаит, тем не менее, перебирает четки.

Счетчик в правой руке. Для более тщательной конспирации некоторые кришнаиты не берут мешочки в дорогу, читая мантру на счетчике — простеньком приборчике, который позволяет отсчитывать количество прочитанных мантр при помощи нажатия кнопки. Счетчик практически незаметен со стороны.

Шевеление губами. Ох уж эти кришнаиты — вечно бубнят что-то себе под нос. Они повторяют мантру. Сложно сказать, по какой причине медитация делается на улице прямо на ходу: кому-то не хватило времени завершить эту медитацию утром, а кто-то просто не может идти просто так, не повторяя Имя Бога, к которому очень привязался.

Кантхималы на шее. Это небольшие деревянные бусы из священного дерева Туласи, которое защищает тех, кто носит их. Бывают в один, два и три ряда.

Шикха у мужчин. Это такой небольшой хвостик на макушке. Он позволяет удерживать энергию в верхних чакрах и сосредотачивать свои мысли на Боге.

Тилака. Некоторые вайшнавы так и ходят по улице с тилакой — украшением, которое наносится белой глиной на лоб и тело. Тилака представляет собой две параллельные линии (символизируют стопу Кришны), соединенные внизу лепестком Туласи. Тилака в количестве 13 штук наносится на лоб (и переносицу) и тело вместе со специальными мантрами глиной, взятой в священном месте. Нанесением тилаки человек как бы говорит, что его тело принадлежит Господу. Тилака также защищает вайшнава и позволяет ему больше думать о Боге в течение дня.

Дхоти и сари. Ну это уже совсем легкий вариант, когда понять, что перед вами кришнаит — проще простого. Дхоти и сари это не просто традиционная одежда Индии. Это еще и духовная одежда, так как является несшитой и не передает карму чужого человека. Такая одежда также настраивает вайшнава на более возвышенный лад.

Длинная юбка или платье у женщин. Многие женщины, практикующие Сознание Кришны, одеваются красиво в длинные платья, делают аккуратные прически и элегантный макияж. Они уверены, что красивой нужно быть, в первую очередь, для Бога. Однако красота должна быть скромная и настоящая, а одежда — подчеркивать эту красоту, а не выставлять напоказ некоторые части женского тела.

Яркая одежда. Многие вайшнавы одеваются ярко — оранжевый и желтый цвет довольно популярен у кришнаитов. Цвет позитива и радости от служения Богу.

Стопка книг в руках. Скорее всего, это вайшнав, который распространяет книги. Так он служит своему Учителю, всем делом жизни которого является распространение ведических знаний на Земле.

Читайте также: