Покажите свое понимание значения детали в лирике ахматовой я на правую руку надела

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 14.09.2024

С юности мучила загадка стихотворения Анны Ахматовой, непонятно почему надо было надевать перчатку не на ту руку. Психологизм и нервная истеричность не убеждали. Однако, читая на днях книгу "Мифы о загробном мире" В. Я. Петрухина внезапно нашла отгадку: "О том, чтобы умерший не мог найти дорогу назад, заботятся в самом начале погребального обряда. шапку надевают задом наперед, варежку с правой руки надевают на левую. " То есть это стихотворение написано от лица покойницы: с холодной грудью, легкими шагами привидения, одетой в соответствии с похоронным ритуалом. Она забирается на три ступеньки (инициации? зиккурата?) и прямо говорит о своей смерти. А вы говорите: любовная лирика Ахматовой!

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…"

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

Отличительной особенностью любовной лирики Ахматовой была ее исключительная правдоподобность. Создавалось ощущение, что поэтесса описывает свои собственные чувства и переживания. Учитывая реальную жизнь, можно только поразиться, насколько удачно Ахматовой удавалось воплотиться в чужом облике.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Роль синтаксиса в интерпретации поэтического текста

Лингвистический анализ стихотворения А.Ахматовой

В лирических текстах поэтессы широко используются выразительные

средства синтаксиса. Различные элементы стилистического синтаксиса подчиняются в ее поэзии определенному эстетическому заданию.

Анна Ахматова использует описанные средства стихотворного синтаксиса для достижения эффекта лаконичности, сжатости, фрагментарности, для имитации разговорной речи, для создания особого эмоционального воздействия.

Мы видим особенности в построении некоторых периодов с анафорой.

«Пусть не ты над моими устами

Наклонялся, моля о любви,

Пусть не ты золотыми стихами

Моих безгрешных дней,

Вчера вернувшись с юга,

«Что нам разлука? - Лихая забава,

«Что войны, что чума? - конец им виден скорый,

Их приговор почти произнесен.

Но кто нас защитит от ужаса, который

Мы видим и такой стилистический прием, как синтаксическая и смысловая незавершенность последней строки стихотворения, а также и то, что иногда она не рифмуется.

Таким образом, создается впечатление незавершенности, недоговоренности и одновременно возникает ощущение сюжетной перспективы произведения, что отражается и в пунктуации (многоточие).

«Я слышу легкий трепетный смычок,

Как от предсмертной боли, бьется, бьется,

И страшно мне, что сердце разорвется,

«Там были последние розы,

И месяц прозрачный качался

«То змейкой свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя…

Но верно и тайно ведет

Конструкции неопределенно-личных предложений ограниченно представлены в Анны Ахматовой. Они относятся к лицам, которых автор не считает близкими. Или данное, действующее в подобных конструкциях, лицо не имеет важного значения.

Неопределенно – личные предложения, глагол сказуемое в которых стоит в прошедшем времени, излагают факты жизни героя, его прошлого. Такие предложения несут, в основном, отрицательную оценку:

- Сегодня мне письма не принесли…

Значение неопределенности не влечет за собой снижения активности деятеля, а лишь подчеркивает само действие.

Относительно нечасто использует Ахматова безличные предложения в своих стихах, хотя в целом в русском языке и речи безличные предложения весьма распространены. В некоторых имеющихся примерах физическое состояние героя – отрицательное. Оно указывает на болезнь, неприятное состояние или смерть

- Мне холодно! Крылатый иль бескрылый…

Помимо физического состояния выбранная форма выражения сказуемого имеет значение и душевного состояния человека. Оно может выражать определенные чувства:

- Странно вспомнить: душа тосковала,

Задыхалась в предсмертном бреду.

стихотворений отразилось историческое время: ожидание потрясений, Первая мировая война, революция.

Но, несмотря на изменения, которые заметили многие критики, стихи

Анны Ахматовой самобытны и проникновенны. Все они пронизаны особо

острой грустью о прошлом, осмыслением смысла жизни.

И помогает нам это понять синтаксический строй сборника, в котором используются односоставные конструкции при описании природы, окружающей среды, состояния человека.

Следует заметить, что и данный сборник не отличается от предыдущих,

так как большинство односоставных предложений составляют определенно-

Их можно разделить на несколько групп, в зависимости от лица, числа, наклонения и времени глагола-сказуемого. Это глаголы 1 лица, единственного числа, изъявительного наклонения настоящего или будущего

времени; 1 лица множественного числа; 2 лица единственного числа.

Они, в свою очередь, так же выражают различные значения.

К основным лексическим группам относятся:

Определенно – личные предложения

Определенно личные предложения можно разделить на несколько групп, в зависимости от лица, числа, наклонения и времени глагола-сказуемого.

Лирическая героиня Ахматовой опирается на свою интуицию, память и свое виденье окружающего мира:

- Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Чувства и эмоции на первом месте у героини Ахматовой, только не всегда они однозначны. Выражается они по – разному, иногда смешаны страх и радость:

- Не мучь меня больше, не тронь!

Пусти меня к вещим заботам.

- Не хулил меня, не славил,

Как друзья и как враги.

Только душу мне оставил

И сказал: побереги.

Из приведенных примеров, можно сделать вывод, что определенно-личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Я ответила: «Милый, милый!

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Аллитерация: Так беспомощно грудь холодела, // Н о шаги мои были легки. //Я на правую руку надела// Перчатку с левой руки. Повтор сонорных согласных: н, р, л, м придает стихотворению особое ритмичное звучание.

Размер: трехстопный анапест.

Этот размер помогает передать ощущение взволнованной откровенной речи.

Чередование мужской и женской рифмы придает стихотворению довольно энергичное звучание.

Использование данных фонетических средств позволяет лучше передать взволнованное, беспомощное состояние лирической героини от расставания с родным местом, любимым человеком, со своим прошлым.

Наряду с прилагательными и существительными художественно-изобразительную функцию выполняют и глаголы.

Большая часть глаголов употреблена в прошедшем времени: холодела, были, надела, показалась, знала, попросила, взглянула, горели.

Неоднократное использование личного местоимения в единственном числе - я.

Использование всех названных морфологических средств соответствует избранному типу речи – повествованию. Главное для поэтессы – поведать о своих чувствах и переживаниях в момент расставания.

Отсутствие повторяющихся словообразовательных типов в тексте, за исключением глагольного суффикса прошедшего времени л.

В единичном случае присутствует индивидуальное авторское образование сложного слова: равнодушно-желтым (огнем), цвет, который приобретает символическое значение и отражает не сколько оттенок огня, сколько душевное состояние.

Для создания повествовательного фона по цели высказывания используются повествовательные и одно побудительное предложения.

Данные синтаксические средства связаны с раскрытием идейно-тематического и эмоционального содержания стихотворения.

Поэтесса использует только активную лексику, понятную и доступную каждому читателю, это связано с идейным замыслом стихотворения – рассказать о своих чувствах.

Использование простой обыденной нейтральной лексики, что связанно с литературным направлением, в котором работала Ахматова.

Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова.

Смысловая семантическая организация второй половины текста создается путем смыслового наложения, которое достигается использованием однородных членов, выстраивающихся в градацию.

Мы видим, что ахматовская любовная поэзия — прежде всего лирика разрыва, завершения отношений или утраты чувства.

Даже в стихах, осно­ванных на образах и сюжетах мировой культуры, Ахматова предпочитает обращаться к ситуации раз­вязки. Но и состояния расставания у нее удиви­тельно разнообразны и всеобъемлющи: это и остывшее чувство (у нее, у него, у обоих), и непонимание, и соблазн, и ошибка, и трагическая любовь поэта.

Словом, все психологические грани разлуки нашли воплощение в ахматовской лирике.


История создания


Жанр, направление, размер

Сойдемся на том, что рассматриваемое нами стихотворение — “песнь”, выражаясь более пафосно — элегия. Тем более, что оно имеет большинство характеризующих ее как жанр признаков:

  • простой человек в качестве лирического героя;
  • поэтический параллелизм;
  • вкрапление в виде диалога с предметом чувственного дисбаланса, побудившего лирического героя на монолог, непосредственно представляющий собой все произведение.

Что касается литературного направления, в лоне которого создавалось стихотворение, следует сказать о том, что ранняя Ахматова принадлежит к течению акмеизма. Лишь позже, с наступлением Сталинской эпохи, поэтесса вынуждена была прибегать к символизму. Если у кого был тогда акмеизм в почете, то разве что среди блатных.

  • описывает конкретно-чувственное проявление мира (момент расставания в кленовом саду);
  • делает центром человека, природа чьих чувств требует подтверждения (героиня готова разделить с ним смерть, однако понимает, что ее клятвы в этом — пустой звук).

В остальном, все соответствует классическим для русской поэзии стандартам: стихотворение обладает претензией на гениальность, перекрестной рифмовкой, мужской рифмой в строках “А”, а женской — в строках “В”.

Структурный и композиционный анализ

Творение Анны Андреевной Ахматовой представлено монологом лирического персонажа женского пола. Повествование можно разделить на две части: в первой описывается, как героиня покидает здание после ссоры, во второй — ее воображаемый разговор с мужчиной.

Особенности текста, которые можно выявить при лингвистическом анализе, показывают, что монолог женщины прерывает диалогическая речь. С литературной точки зрения, текст творения написан в четырех катренах.

Жанр и стихотворный размер

Произведение Ахматовой относится к литературному направлению — элегия. Этому свидетельствует боль, горечь и разочарование, с которым ведет монолог главная героиня. Творение русской поэтессы представлено пятистопным ямбом. Строфы написаны с употреблением перекрестной АВАВ-рифмовки. Автор использует как женскую, так и мужскую рифму.


Композиция

Меняются лишь образы, наблюдаемые читателем:

Тест по стихотворению

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Образы и символы

Особый интерес представляет образ возлюбленного, получившийся едва ли не инфернальным. Он, обращающийся к главной героине, будто бы уже наполовину растаял, мы видим лишь остатки его экзистенции, скрывающейся от душераздирающей боли расставания: шепот, замещающий трагический надрыв, неоднозначные формулировки, замещающие самые важные слова, самую горькую правду, самую сладкую ложь.

Без преувеличения мистическим вышел образ дома, где “только в спальне горели свечи равнодушно желтым огнем”. Мрачное жилище, со своей суровой одинокостью и темнотой, напоминает метафорическую могилу. Действительно, дом, куда возвращается теперь уже одинокая героиня, выступает в качестве склепа в одночасье разрушенных надежд, где обретет покой опустошенная душа, у которой так непринужденно, но при этом, закономерно, было отнято счастье.

Умру с тобой

Милый просит умереть с собой? И тут нет особого таинства – возможно, вчерашний любимый человек просто не хочет, чтобы его недавняя девушка кому-то доставалась. Фактор собственничества – не более, но героиня воспринимает его по-своему и желает умереть с ним. Ей кажется, что это слова от боли, а это лишь нежелание делиться даже тенью.

Из последнего четверостишия мы видим фон последней встречи, когда дом любви становится пуст и только в спальне, месте финального свидания, ещё горят свечи, хотя их свет равнодушно-жёлтый и тускнеет с каждой минутой. Помним, что жёлтый цвет издавна считается цветом разлуки, так что он выбран Ахматовой для героини не случайно.

Стихотворение наполнено безысходной тоской, когда боль ещё пульсирует в сердце, но с каждым ударом пульс ослабевает, даря надежду на выздоровление. Строки легко читаются и, несмотря на 1911 год написания, близки многим современным девушкам, пережившим или переживающим боль разлуки.

Темы, проблемы, настроение

  1. Тема любви
    . Тема любви всегда оставалась центральной в творчестве Ахматовой. Как все счастье и горе поэтессы было связано и созависимо с любовью, так и героиня стихотворения расплачивается за обладание искренними чувствами, становясь жертвой судьбы, уродующей, по классике жанра, беззащитные в своей чуткости сердца.
  2. Тема разлуки
    . Тема разлуки освещалась Ахматовой особенно трепетно: все ее любимые люди были безнадежно оторваны от нее росчерком в досье (сын — Лев бесконечно заключался и перезаключался в трудовые лагеря, последний муж — Н. Пунин — был взят под стражу в 1930-м). Поэтесса, как никакой другой человек знала, каково это — вечная мучительная разлука, опускающаяся до наивного, детского, страждущего ожидания. Ожидания родного силуэта, появляющегося на горизонте, ожидания знакомого шума открывающейся двери, ожидания чуда.
  3. Тема фатализма
    . Данная тема даже не разворачивается до аналитических или критических суждений: для Ахматовой бесспорна решающая роль судьбы в жизненном пути человека. Все что он переживает: любовь, разлука, боль, зависть — все, в понимании поэтессы, предначертано ему судьбой. Так уж сложилась жизнь Ахматовой, попавшей под влияние независящих от нее обстоятельств, сгонявших людей в трудовые лагеря, пронзавших свинцом их души.

Таким образом, стихотворение А. Ахматовой, обращенной к, казалось бы, вполне традиционной теме, по своему весьма оригинально.Описывая всего лишь путь героини, простившейся со своей любовью и уходящей из дома, с которым для нее связана ее совсем недавняя счастливая жизнь, поэтесса рассказала нам о полной драматизма женской судьбе.

Лирическая героиня до мелочей запомнила тот путь, который все дальше уводил ее от того, что называется женским счастьем. Так, многим знакомая жизненная ситуация под пером еще молодого мастера слова становятся лирическим шедевром.

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Анализ стихотворений Ахматовой Литературный дебют будущей поэтессы состоялся в 1907 году е стихотворение было опубликовано в парижском журнале Сириус. Регулярно печататься… На этом пстром и разноречивом фоне поэзия Анны Ахматовой сразу же заняла… В 1912 году вышел е первый сборник стихотворений под названием Вечер. В этом сборнике все произведения великолепны, но…

План анализа стихотворения Условия, место.Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить этостихотворение с творчеством другого поэта.

Все остается для нее в прошлом, поэтому Ахматова употребляет так много глаголов прошедшего времени: надела, холодела, показалось, ответила, взглянула. Может именно поэтому о главном герое в стихотворении не упоминается совсем, только иносказательно, когда лирическая героиня смотрит в окно, конечно чтобы увидеть там его в последний раз. Та же безысходность и в описании умирающей природы и шелесте кленовых листьев, которым суждено умереть.

Шестнадцатью строчками поэтесса сумела показать нам небольшую историю о любви и разлуке, развернуть психологическую драму чувств. Стихотворение написано от первого лица, и, читая его, мы ощущаем нашу причастность к тому, что происходит, и создается ощущение d?j? vu.

Основная идея

Герои покажутся некоторым несколько неограниченными собственной убежденностью в бессилии людьми, не предпринимающими попыток сохранить свое счастье. Они расстаются; разве так можно так просто? Можно. Особенно прочно в этом убедится спустя годы после написания стихотворения сама Ахматова, наблюдая связанные руки ни в чем не повинного сына, раз за разом бросая горсть земли в могилы любимых людей. Именно тогда она понимала, что значит “нельзя иначе”. Именно тогда она понимала, что не все в этом мире, увы, находится в юрисдикции человеческого сердца. Есть еще и Боги: земные и небесный, чья воля рушит жизни, крошит камень и выливает сталь: чаще на пушки, чем на колокола.

Художественные приемы

Тема стихотворения достаточно традиционная — разрыв отношений влюбленных. Ахматова передает это через женское восприятие. Уже в первом четверостишии заметно, что героиня волнуется. Тогда она надевает неправильно перчатку, но не придает этому значение.

В стихотворении поэтесса использует следующие средства выразительности:

  • метафоры — грудь холодела, клены шептали, судьба обманула и т. д. ;
  • эпитеты — судьба переменчивая, шаги легкие, встреча последняя;
  • аллитерация — повтор сонорных согласных: н, р, л, м придает стихотворению особое ритмичное звучание.

Жанр работы — элегия, так как поэтесса делится своими переживаниями, чувствами, мыслями. Размер стихотворения — пятистопный ямб. Дополнительно можно провести лингвистический анализ стихотворения, который позволит увидеть фонетические, морфологические, словообразовательные особенности стихотворения.

Например, Ахматова неоднократно употребляет личное местоимение и это позволяет подчеркнуть, что описываемый чувства принадлежат ей. Для создания повествовательного фона по цели высказывания поэтесса использует повествовательные и одно побудительное предложения.

Средства выразительности

  1. “беспомощно грудь холодела” — метафора. Этим приемом Ахматова чрезвычайно емко описывает чувство всеохватывающего страха, которое окутывает каждого, замирающего в ожидании удара судьбы, чья неизбежность очевидна. Подобное чувство испытывает и героиня, идущая на последнюю встречу с человеком, любовь к которому более чем вечна — безвременна.
  2. “шепот осенний” — синекдоха. Чтобы наделить динамикой сцену описываемого расставания, возлюбленный героини показывается уже на порядок покинувшим ее. В момент, когда он объясняется, он теряет физическое воплощение, и от него остается лишь шепот — то, чем вынуждена довольствоваться покинутая женщина, чья душа вопит от осознания случившегося.
  3. “унылой, переменчивой, злой судьбой” — эпитеты. Ряд удачно подобранных эпитетов, в красках описывающих эгоизм и нахальство судьбы по отношению к людям — большего не скажешь.
  4. “И я тоже. Умру с тобой.” — парцелляция. Разделяя точкой не просто целостное предложение, а подлежащее и сказуемое, что вовсе выбивается из правил русского синтаксиса, Ахматова демонстрирует решимость и серьезность своей героини. Она не просто вторит возлюбленному, поддерживая драматический тон происходящего. Она, как и многие из нас, поначалу автоматически отражает эмоции любимого, стоящего перед ней, затем прерывается, делая паузу (и обозначенную точкой), обдумывает свои слова и приходит осознанию их душевной подлинности, рациональности, понимает, что на этом моменте ее жизнь рискует оборвать свой цвет надолго, возможно, навечно. На это уже способен не каждый. Лишь трижды живой (любящий).
  5. “песня последней встречи” — метафора. Навряд ли тяжелое расставание, окрашенное столь сильными взаимными чувствами героев, можно ассоциировать с песней, ассоциирующейся в русском культурном пространстве с другим эмоциональным полем. И уж тем более не место песне там, где есть сбитое дыхание, непросыхающие слезы и бьющееся артериальной канонадой сердце.
  6. “равнодушно-желтым огнем” — эпитет. После расставания героиня чувствует себя безразличной к каким бы то ни было проявлениям мира. Пропал катализатор чувств — любовь, и все вокруг становится постылым и безыдейным. Потому и свечи горят не “задумчивым янтарем” или “пламенной искрой”, а именно “равнодушной-желтым огнем”.

Автор: Иван Лейтман

Другие произведения

За свою жизнь Ахматова написала немало стихотворений и многие из них наполнены сокровенными переживаниями. В ее работах может встретиться тема разлуки, утраты чувств, завершения любви. Поэтессе удавалось всегда отображать всю гамму чувств.

Стихотворения Ахматовой являются классикой серебряного века. Анна Андреевна поднимала разные темы и затрагивала проблемы любви, войны, природы. Немало ее работ были посвящены отношению к Родине.

1. Образы лестницы и перчатки.
2. Шепот осеннего клена.
3. Прощальная песня встречи.
Страдание только сильного делает сильнее, слабого же оно делает еще слабее.
Л. Фейхтвангер
Творчество А. А. Ахматовой обладает особой магией, которая заставляет забыть о том, кто писал эти строки. При этом любое чувство, описанное ей, облачается в поэтические одежды и в таком варианте предстает перед своими читателями. “Она первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично”, – писал К. И. Чуковский. Это замечание справедливо, если учитывать, что

Об этом можно судить по стихотворению “Песня последней встречи”, увидевшему свет в 1911 году.
Исследователи творчества поэтессы замечали, что любовные чувства представали в сборнике “Вечер” в разных обличьях, но героиня неизменно оказывалась страдающей, обманутой, отвергнутой. В первой же строчке стихотворения “Песня последней встречи” мы понимаем, что лирическая героиня снова одна, и ей очень плохо, потому что она беспомощна.
В одной строчке происходит наслоение многих образов. И все они говорят о том, что

героиня одинока: грудь беспомощна и холодна. Она уже остыла, то есть ее больше не зажигает огонь любви, который мог бы согреть не только сердце, но и саму душу. Ведь холод это не только и не столько равнодушие любимого человека, сколько пустота, которую никто и не чем не может заполнить.

И самое страшное, что и сама лирическая героиня не находит, как это можно сделать.
Идея о таком состоянии души подтверждается в следующей строчке. Лирическая героиня становится воздушной и невесомой. То есть, с одной стороны, она с такой же легкостью может преодолеть все несчастья и неприятности.

С другой стороны, в этой строке поэтесса, вероятно, имела в виду то, что она, наконец, смогла разорвать порочный круг одиночества.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
А. А. Ахматова была сторонницей акмеизма. Поэтому вещный мир имеет большое значение в творчестве поэтессы. Через предметы и отдельные вещицы нам передается внутреннее душевное состояние главной героини.

Образ перчатки не раз возникает в стихах А. А. Ахматовой, и каждый раз она концентрирует особое внимание на таком предмете.
Так в стихотворении представлен вполне банальный эпизод. Лирическая героиня перепутала и не на ту руку одела перчатку. Такое может произойти с каждым человеком. Но нам данный прием показывает то, что лирическая героиня настолько погружена в свои чувства и страдания, что не замечает такую мелочь.

Ведь какое значение имеет простая перчатка по сравнению с переживаниями и неспокойным душевным состоянием.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Исследователи отмечали, что образ перчатки, использованный в этом стихотворении, овеществляет внутренне драматичный жест. “Ахматова одним ударом дает все женское и все лирическое смятение, – всю эмпирику! – одним росчерком пера увековечивает исконный первый жест женщины и поэта”, – писала о “Песне последней встречи” М. Цветаева.
В новой строфе лирическая героиня снова подчеркивает свою душевную тревогу. В стихотворении появляется образ лестницы. Она является определенным символом (я считаю, что такой термин можно отнести и к творчеству А. А. Ахматовой).

Лестница это не только новое препятствие, которое нужно преодолеть при достижении заветной цели. Она еще предоставляет возможность подняться наверх, то есть выше своих проблем и душевных тревог. В этом случае понятна легкость главной героини, которая прослеживается в первой строфе этого стихотворения.

Возможно, поэтому лестница в стихотворении “приземляется”. Она не является чем-то абстрактным, наоборот, она приобретает вполне реальные черты – ступени. Ведь сама героиня по ним поднимается.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
И снова ступеньки возвращают нас к реальности и к тому, что героиня, знает об их количестве. Но ей кажется, что их намного больше. Значит, надо больше преодолеть препятствий на пути к возможному счастью и освобождению от своей печали, которая затаилась в сердце и продолжает глодать душу лирической героини.
Она на протяжении всех этих строчек так и не расстается со своей печалью. Исследователи отмечают, что изящество и хрупкая женственность сочетались в поэзии А. А. Ахматовой с не по-женски мужественным принятием страдания. Чтобы добавить новые оттенки в описание душевного состояния, поэты нередко используют образы природы. Они способны показывать те нюансы явлений, которые стали близки главной героине.

Ведь если последняя замечает именно такие моменты, то они действительно стали ей родными. В своем стихотворении А. А. Ахматова обращается к образу клена и добавляет, что он осенний. Это в очередной раз показывает, что перед нами пора увядания, что очень созвучно чувствам самой лирической героини.
Между кленов шепот осенний
Попросил: “Со мною умри. ”
Новый шепот старается войти в мир лирической героини. Ведь он говорит на той же тональности, что и ее душа. Он словно ищет своего собеседника, который смог бы его не только услышать, но сам поделиться своим несчастьем.

Поэтому главным для шепота становится образ злой судьбы, которая может разрушить жизнь и счастье любого человека, совершенно не считаясь с его переживаниями.
… Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой.
И лирическая героиня понимает, что, наконец, она нашла родственную ей душу. Пусть это не тот человек, который мог зажечь в ней огонь радости. Но это другой, который смог оказать ей неоценимую поддержку в печали.

Поэтому она поддается его влиянию и готова следовать теперь за ним. Кажется, что она просто забыла о трех заветных ступеньках, которые вели ее с легкостью к новой жизни. Героиня решила снова погрузиться в темноту своих переживаний и печали.
Я ответила: “Милый, милый –
И я тоже. Умру с тобой!”
В такой напряженной атмосфере в стихотворении А. А. Ахматовой сочетаются в одном целом боль и благодатный спасительный шепот, который ей указывает верное направление. И лирическая героиня начинает благодарить то, отчего обычно бегут и прячутся. Она готова отдать свою душу темному, ведь она все равно несчастна, так как осталась одна в этом жестком мире.
После этой строфы лирическая героиня перестает искать успокоения. Она все равно не смогла найти его. Жизнь не подчиняется ее законам, она диктует свои условия, по которым лирическая героиня жить не научилась.
Все свои переживания и весь свой путь, который пройден в этом стихотворении, героиня называет песней. Сразу возникает ассоциация с лебединой песней, то есть прощальной. Она прощается с нами, так как не смогла и в нас найти утешение. Она пыталась высказаться посредством поэтического слова.

Но и это не спасает ее душевное пространство от опустения и разочарования. А чтобы подчеркнуть правильность нашей догадки, в стихотворении возникает образ темного дома. От него веет холодностью и неприветливостью.

Он не принимает смятенную душу под свой кров и приветливым взглядом не приглашает к спасительному огоньку.
Заметим, что А. А. Ахматова снова использует конкретный образ – дом, который нам всем хорошо известен. В этом случае она отсылает нас к собственным впечатлениям, которые возникают у нас в тот момент, когда мы подходим к темному дому. Так, с помощью одного образа, на описание которого потребовалось всего два слова, мы понимаем, что видит и чувствует лирическая героиня.
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Однако ей все же удается найти окно, из которого исходит свет. Но он далек от спасительного идеала. Свет не то, чтобы пытается согреть “страницу”, наоборот, он полон равнодушия и, можно сказать, презрения к любому, кто пытается обратить на него внимание.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
В. И. Иванов писал о том, что повседневные мелочи превратились в поэзии А. А. Ахматовой в “одухотворенную предметность”, в поразительно точной, емкой детали “заколотился пульс живой человеческой судьбы”. Поэтесса смогла с помощью таких простых и банальных вещей приоткрыть нам завесу над тайниками своего душевного мира и услышать звуки и шепот песни последней встречи.

Читайте также: