Омологация каркаса безопасности как сделать

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 10.09.2024

Любые изменения омологированного каркаса безопасности запрещены, и делают его недопустимым к применению. Ремонт каркаса безопасности, поврежденного после аварии должен производиться либо изготовителем каркаса, либо с его одобрения.

ЗАДНЯЯ ОБЗОРНОСТЬ

Видимость сзади должна обеспечиваться двумя наружными зеркалами заднего вида (одно с правой стороны и одно с левой стороны). Эти зеркала заднего вида могут быть стандартными.

Каждое зеркало заднего вида должно иметь отражающую поверхность не меньше 90 см 2 .

Внутреннее зеркало заднего вида – не обязательно.

Применение: Группа N, A, B. Для SP и ST смотри специальные требования.

Разрешено вырезать отверстия в зеркалах (максимальная площадь – 25 см 2 на каждое зеркало) для вентиляции салона.

Применение: Только на ралли, Группы N и A

БУКСИРНАЯ ПРОУШИНА

Все автомобили должны быть оборудованы задней и передней буксирной проушиной для всех видов соревнований.

Буксирная проушина предназначена для буксировки только свободно катящегося автомобиля.

Она должна быть ясно видна и окрашена в желтый, красный или оранжевый цвет.

ОКНА/СЕТКИ

Окна должны быть сертифицированы для использования на дорогах общего пользования и, в качестве доказательства, должны иметь соответствующую маркировку.

Ветровое стекло должно быть изготовлено из многослойного стекла.

Разрешено устанавливать солнцезащитную полосу на лобовом стекле, при условии, что она позволяет видеть пассажирам дорожные знаки (сигналы светофора, дорожные знаки и т.д.).

Разрешено использовать тонированные стекла и/или защитную пленку на боковых и задних стекла. При этом водитель и содержимое автомобиля должны быть видны человеку, находящемуся на расстоянии 5 м от автомобиля.

Только для ралли:

Если серебристая или тонирующая пленка не используются или если боковые окна и стеклянный люк в крыше не сделаны из многослойного стекла, обязательно применение прозрачных и бесцветных пленок, препятствующих разрушению стекла на боковых и задних окнах, а также на стеклянном люке в крыше.

Толщина этих пленок не должна превышать 100 мкм.

Использование блестящих или цветных пленок разрешается на боковых и задних стеклах и на стеклянном люке в крыше, на следующих условиях:

- Вырезы в этих пленках должны позволить снаружи автомобиля видеть водителя и содержимое салона.

- Это должно быть разрешено Частным Регламентом соревнования.

Применение: Группы N, A, B. Для SР смотри специальные требования.

Сетки: Для соревнований на замкнутых кольцевых трассах, обязательно применение оконных сеток, закрепленных на защитном каркасе.

Эти сетки должны соответствовать следующим требованиям:

  • Минимальная ширина ленты: 19 мм.
  • Минимальный размер ячейки: 25 х 25 мм.
  • Максимальный размер ячейки: 60 х 60 мм.

Они должны закрывать проем окна, до уровня центра рулевого колеса.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРЕПЛЕНИЯ ДЛЯ ЛОБОВОГО СТЕКЛА

Такие устройства могут применяться свободно.

Применение: Группы N, A, B.

ГЛАВНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Главный выключатель электрооборудования должен разрывать все электрические цепи (аккумулятор, генератор, свет, звуковые сигналы, зажигание, электронные средства управления, и т.д.), а также останавливать двигатель.

Он не должен создавать искр и должен быть доступен как изнутри, так и снаружи автомобиля.

Снаружи, привод главного выключателя электрооборудования для закрытых автомобилей должен быть расположен в нижней части стойки лобового стекла. Он должна быть обозначен красной молнией в синем треугольнике с основанием не менее 12 см с белым кантом.

Такая установка внешнего привода главного выключателя электрооборудования касается только закрытых автомобилей.

Применение: Обязательно для всех автомобилей, принимающих участие в скоростных соревнованиях на кольцевых трассах или подъемах на холм. Рекомендуется для других соревнований.

ОДОБРЕННЫЕ ФИА БЕЗОПАСНЫЕ ТОПЛИВНЫЕ БАКИ

Если используется безопасный топливный бак, то он должен быть изготовлен производителем, одобренным ФИА.

Чтобы получить одобрение ФИА, изготовитель, должен был доказать постоянное качество изделия и его соответствие техническим требованиям ФИА.

Изготовители безопасных топливных баков, признанные ФИА, должны гарантировать клиентам поставку исключительно баков, соответствующих одобренным нормам.




При этом на каждом баке должны быть напечатаны: имя изготовителя, модель, номер стандарта, согласно которому этот бак был изготовлен, дата производства и серийный номер.

14.1 Технические требования

ФИА оставляет за собой право одобрить любые другие технические требования после изучения досье, представленных заинтересованными изготовителями.

14.2 Технические требования FT3 1999, FT3.5 или FT5

Технические требования к этим бакам доступны, по запросу, от Секретариата FIA.

Старение баков

Старение безопасных топливных баков влечет за собой существенное изменение характеристик приблизительно после пяти лет. Никакая эластичная камера не должна использоваться более 5 лет после даты изготовления, если она не проверена и повторно не сертифицирована изготовителем на срок до двух лет.

14.4 Применение этих требований

Автомобили Групп N, A и B могут быть оборудованы безопасными топливными баками FT3 1999, FT3.5 или FT5, если необходимые изменения не превышают разрешенных требованиями к конкретным группам.

В случае установки на автомобили Группы N, максимальная емкость резервуаров FT3 1999, FT3.5 или FT5 должна быть равна объему омологированного бака, кроме ралли (см. статью 254.6.8.).

Рекомендуется использование в резервуарах FT3 1999, FT3.5 или FT5 предохранительной пены.

Топливные баки с заливными горловинами, Группы А и N

Заливная горловина - это средство, соединяющее заправочное отверстие автомобиля, непосредственно с топливным баком.

ЗАЩИТА ПРОТИВ ОГНЯ

Эффективный защитный экран должен быть помещен между двигателем и салоном, чтобы предотвратить прямой проход огня в случае пожара.

Если этот экран формируется задними сидениями, желательно закрыть их пламезащитным покрытием.

СИДЕНЬЯ, КРЕПЛЕНИЯ И ОПОРЫ

Если оригинальные крепления сиденья или опоры изменены, новые элементы должны быть или одобрены изготовителем сиденья или соответствовать следующим техническим требованиям (см. рисунок 253-52):

Опоры должны быть закреплены на кузове/шасси минимум в 4 точках на одно сиденье, болтами с минимальным диаметром 8 мм, с усилительными пластинами, согласно рисунку.

Минимальная площадь контакта между опорой, кузовом/шасси и усилительной пластиной - 40 см 2 , для каждой точки крепления.

Если используются системы быстрого съема, они должны быть способны противостоять вертикальной и горизонтальной нагрузкам в 18000 Н, прикладываемым не одновременно. Если для подгонки сиденья используются направляющие (салазки), они должны быть изначально омологированы с автомобилем или с сиденьем.

2) Сиденье должно крепиться к опорам 4-мя точками крепления: 2 спереди и 2 сзади, болтами с минимальным диаметром 8 мм и с усилительными пластинами, интегрированными в сиденье. Каждая монтажная точка должна быть способна противостоять нагрузке 15000 N прикладываемой в любом направлении.

3) Минимальная толщина опор и усилительных пластин - 3 мм для стали, и 5 мм для материалов из легких сплавов.

Минимальный продольный размер каждой опоры - 6 см.

Jafar

Вот задумались поменять штатный каркас. Причин много. Хочется сделать жестче, ниже, надежнее и т.д.

Много видел народу, кто уже сделал сам или купил готовый.

Данную тему, хотел посвятить обсуждение непосредственно каркасу и косвено бамперам, если они взаимосвязаны.

Предлагаю несколько интересующих меня (может еще кого) вопросов:

1. Какие документы регламентируют каркас безопасности в Чемпионатах региональных и России?
2. Необходимый минимум каркаса как "клетки"?
3. Дополнительные элементы каркаса? Где? Зачем? Почему? (желательно обосновать)
4. Крепление дополнительного оборудования. Где? Что?
5. Нужна ли омологация?
6. Нужно ли бороться за вес?
7. Кого устраивает/неустраивает штатный каркас?

ПС Хотел бы объективно взглянуть, не обращая внимание на марку багги.

Jafar

Как я понял, CanAm сделан на базе ФИА, что логично.

Drakon

Jafar, каркас нужен однозначно. Т.к. штатные каркасы - декорация.
Дальше можно самому колхозить, глядя на чужие каркасы. По материалу подскажем.
либо обратиться в специализированные компании, которые имеют персонал, опыт и оборудование.
если у компании есть сертификат от РАФ ( на право изготовления сертификатов), то каркас изготовленный ими будет омологирован.

покупные съемные каркасы - я им не очень доверяю

Jafar

То есть багги разбираем в "ноль" и строим каркас?

Неправильно высказал. Строим пространственную раму?

Drakon

Jafar, если касается РЗР1000 - то надо смотреть, что уже делали другие.
Если по серьезному, ( для гонок) - то да, практически весь родной каркас срезается.
важно: чтобы новый каркас был правильно спроектирован.

CHEVROLET

Постоянный форумчанин

Ademars

Balamut1990

Активный участник


Как я понял, CanAm сделан на базе ФИА, что логично.

Jafar

Я думаю в ралли-рейды пока точно не поедем.

То есть получается, что все владельцы багги делают каркас "чисто-для-себя"?!

С точки зрения документации, ставим жирную точку.

В ИТОГЕ для соревнований Чемпионата России и региональных покатух достаточно:

1. Штатный каркас с поперечной дугой для ремней, если ее нет то вварить трубу не менее 3/4 диаметра главной дуги.
2. Крыша - Штатная, сталь 1мм, алюминий 2мм. (Крепление стальными хомутами)
3. Двери - штатные или произведенные в производственных условиях.

Все остальное владелец делает сугубо для себя.

111

Сегодня поговорим о каркасах. Каркас безопасности – самый главный элемент доработки спортивного автомобиля. Каркас выполняет одновременно две функции: обеспечение безопасности экипажа и значительное усиление кузова автомобиля, прямо влияющее на его управляемость. Поехали!

112

Установка каркаса безопасности – главное требование ФИА применяемое к спортивным автомобилям. При возникновении нестандартных ситуаций, это главное средство защиты экипажа. С нагрузками, действующими на автомобиль при переворотах или столкновениях, не справятся никакие другие усиления кузова. Главное назначение каркаса в сохранении внутри автомобиля жизненного пространства для экипажа во время аварии.

113

Каркас безопасности - пространственная конструкция, предназначенная для предотвращения серьезной деформации кузова в случае столкновения или переворота автомобиля. (РАФ, официальный перевод ст. 253 приложения J МСК FIA). Элементы каркаса безопасности располагаются настолько близко к внутренним панелям кузова, насколько это возможно. Каркас изготавливается из цельных кусков холоднотянутой (бесшовной) нелегированной малоуглеродистой (максимум 0,3%) стальной трубы. Такие трубы не лопаются при ударе, а лишь деформируются. Вот почему при изготовлении каркаса необходимо использовать именно правильные трубы. В противном случае риск быть проткнутым собственным каркасом слишком велик.

114

Каркас безопасности весит примерно 40-50 кг. В районе дверей на трубы крепят дополнительную защиту из поролона или вспененной изоляции для дополнительной безопасности и комфорта при посадке в автомобиль. К трубам каркаса часто крепят переговорку, камеры, штурманский свет, знаки аварийной остановки, аптечки и прочую мелочь.

115

Каркас безопасности может быть серийным или индивидуальным. Серийный каркас - это конструкция, которая была прописана в омологационной карте конкретной модели автомобиля. В 50-х годах прошлого века FIA ввела понятие омологации - с тех пор спортивный автомобиль, предназначенный для тех или иных соревнований, имеет описание всех своих ключевых узлов, в том числе и каркаса. Благодаря этим документам крупные компании, занимающиеся изготовлением автоспортивной экипировки (например, Sparco) выпускают готовые комплекты - наборы труб - для внедрения в конкретную машину.

116

117

Каркас безопасности, находящийся в вашем автомобиле, должен иметь сертификат: документ, выдаваемый производителем или изготовителем каркаса. Он содержит идентификационные данные автомобиля, на который установлен данный каркас, собственный номер и сведения об омологации. Сертификат предъявляется на ТИ. Кроме того, на каркасе должна быть закреплена специальная табличка, содержащая номер каркаса, наименование производителя и номер омологации.

118

Вы можете купить уже готовый автомобиль, с установленным каркасом (убедившись, что он подходит по требованиям) или “построить” его самостоятельно, если вы профессиональный сварщик, знаете, где купить необходимый материал и с пространственным воображением у вас все в порядке. Но мы советуем обратиться к профессионалам.

Машину, с установленным новым каркасом, лучше всего заранее показать главному техническому комиссару вашего региона, чтобы исключить сюрпризы на технической инспекции.
Удачи!

Автомобильный каркас безопасности

Каркас безопасности - пространственная конструкция, предназначенная для предотвращения серьезной деформации кузова в случае столкновения или переворота автомобиля (РАФ, официальный перевод ст. 253 приложения J МСК FIA).

Для тех, кто пока совсем ничего не понимает: каркас безопасности - это некая конструкция из стальных труб, собранная внутри автомобиля и прикрепленная изнутри к кузову, которая должна сохранить жизненное пространство для экипажа автомобиля в случае аварии, а так же он используется для продольного усиления жесткости кузова.

Изначально каркасы безопасности применялись в раллийных гонках, но позже их применение стало обязательным и в других дисциплинах. Он делается только из круглых труб, т.к. скругленные бока менее травмоопасны.

В зависимости от сложности конструкции каркаса возможны различные варианты усиления. Начиная от простого - бугеля-арки над головами водителя и пассажира - и заканчивая сложным - пространственным скелетом, объединяющим в одну силовую структуру чашки передней и задней подвески, пороги и боковины, а также клетку безопасности самого салона. В обязательном порядке каркас применяют в целях уменьшения деформации крыши при опрокидывании автомобиля и для предотвращения тяжелых травм, ну или на худой конец, для сохранения жизни. Но не будем о грустном.

Разброс цен, как и конструкций так же велик, начиная от $1000 за самую простую конструкцию и заканчивая (по данным найденным в сети) $10000.

Каркас бывает разборным (сборным) и не разборным (вваренным):

Сборно-разборные каркасы - это чаще всего клетка безопасности в салоне, закрепленная к боковой стойке, порогу-полу. Все трубы соединены между собой болтами, именно поэтому в любой момент можно выкрутить болты и разобрать всю конструкцию. Так же его называют болтовой каркас безопасности.

Сваренный (вваренный) каркас - обычно сложный по конструкции, связанный с силовой структурой автомобильного кузова, применяется при серьезном индивидуальном тюнинге. Установка каркаса безопасности в данном случае сложная и кропотливая работа. Необходимо разобрать весь салон до металла, проделать технические отверстия в разных частях кузова для установки труб, соединить их между собой и все это дело сварить.

Если к бутафорному (сборному) каркасу предъявлять какие-то особенные требования бессмысленно, т.к. конструкция не дает максимальной жесткости, то к спортивным, гоночным определены жесткие требования по форме, размерам, применяемым материалам и установке.

Каркасы жесткости существуют для двух или четырехдверных кузовов (двухдверные кузова и каркасы априори жестче). Также стоит отметить, что при установке большинства сложных каркасов машина превращается из 4-5 местной в двухместную. Поскольку задние сиденья отдают для переплетения и крепления труб. Исходя из размера труб их установки, каркас создает определенные трудности с обзорностью. К ним зачастую крепят четырех или пятиточечные ремни безопасности. Если Вы решитесь установить в свой автомобиль каркас безопасности (и многоточечные ремни), пройти техосмотр в России на такой машине будет весьма затруднительно – для этого нужно получить сертификат НАМИ. Да и эксплуатация по городу машин с каркасами по суди дела запрещена. В законах прописано, что управлять транспортным средством с каркасом можно только в шлеме и тут же подвох, что в шлеме ездить по городу запрещено. Идиотека и дурдом одним словом.

Материалом для изготовления каркасов являются холоднотянутые стальные трубы (по ГОСТ'у 8734-58 диаметром 38 мм и толщиной стенки 2.8 мм для автомобилей массой до 1200кг), в редких случаях - алюминий. На практике трубы для каркаса безопасности используют следующие: 45х2,5; 40х2,0 см. В среднем каркас безопасности весит около 40 кг, более увесистая конструкция зависит от сложности. Часто трубы каркаса безопасности окрашивают в яркие цвета. Поверх труб на некоторые участки наносят защиту: обшивают элементы каркаса поролоном (толщина 3-5 мм) или вспененной изоляцией. Все это делается, с одной стороны, для эстетики, а с другой - в целях безопасности при посадке в автомобиль.

Что такое омологированный каркас и что такое неомологированный каркас?

Фирмы, занимающиеся производством каркасов могут отступать от ряда технических требований, выдвигаемых FIA, но при этом каркас должен подвергнуться процедуре омологации. В данном случае омологация - это согласование конструкции, материала и технологии изготовления каркасов безопасности с представителями FIA или национальной автоспортивной федерации (в нашем случае РАФ). В частности, если производитель собирается использовать в своем каркасе материал, отличающийся по характеристикам от требований FIA, каркас должен быть подвергнут статическим нагрузочным испытаниям (говоря проще засунут его под пресс), или должен быть представлен численный расчет прочности по определенной методике. Другая распространенная особенность - крепление каркаса к кузову. Если производитель собирается крепить каркас к кузову автомобиля сваркой - омологация обязательна. Так же в ряде случаев отступают от предписанной FIA схемы каркаса, что тоже требует омологации.

В то же время FIA допускает применение и неомологированных каркасов (некоторые их называют "гражданскими" или как я уже писал выше "сборно-разборные"). В таком случае каркас должен быть сделан из определенной стали, труб определенных размеров, иметь определенную конструкцию и крепиться к кузову болтами.

Один и тот же производитель имеет право выпускать омологированные каркасы и неомологированные, но отвечающие указанным требованиям FIA.

Пожалуй самый простой в установке - каркас разборный. Именно по этому потратил немного времени и нашел довольно-таки подробный пример, как он собирается.



В собранном виде конструкция выглядит следующим образом

Как сделать каркас безопасности своими руками или как сварить каркас ?

Во первых, чтобы сделать каркас безопасности своими руками Вам понадобиться как минимум умение сваривать металл, ну и соответственно сам материал (холоднотянутые стальные трубы) и сварочный аппарат. В идеале Вам еще понадобятся чертежи каркаса безопасности именно под Ваш автомобиль, чтобы не напортачить с размерами труб и соответственно схема сборки каркаса, чтобы не пришлось потом отрезать приваренные части. Тут как не крути, но без четких размеров и схемы сборки Ваш омологированный каркас не будет соответствовать всем необходимым требованиям, а следовательно автомобиль могут не допустить до соревнований. Если цель каркаса просто усиление жесткости кузова без замаха на соревнования, то советую обратить внимание на болтовой каркас (разборный). Благо есть готовые решения практически на любой автомобиль.

Признаюсь честно, особо чертежи и схемы каркаса безопасности не искал, но при беглом поиске ничего стоящего мне найти так и не удалось. Видимо все это надо искать на специализированных форумах. Из того, что удалось найти:

Паспорт на каркас безопасности

Паспорт на каркас безопасности

Если честно, то не очень понятно, на какой автомобиль рассчитана данная конструкция, т.к. написано не по нашенски. И еще нарыл вот такой вот чертежи каркаса безопасности на ВАЗ

Чертеж каркаса безопасности

схема-чертеж каркаса безопасности на ВАЗ

скачать чертеж

Думаю, для ознакомительных целей пригодиться данный чертеж, но использовать его без консультации профессионалов как инструкцию к применению думаю не стоит. Все-таки одно дело, когда каркас разрабатывается именно под Ваш автомобиль, а совсем другое - когда используется мануал просто скачанный из сети без каких либо расчетов нагрузки и испытаний.

Пожалуй на этом можно было бы и закончить, если бы при поиске информации мне не попались некоторые девайсы, которые можно дополнительно установить. Углубляться в их происхождение не буду, но поверхностно все же опишу.

Оконная сетка - крепиться на каркас в районе окна и предотвращает выпадение стекла в салон при аварии.

Оконная сетка на каркас безопасности

Поручни - скорее всего бутафорский элемент, т.к. ни на одной фотографии каркаса я их не видел. Но раз есть предложение, значит есть и спрос на них. Скорее всего их используют на сильнозаниженных автомобилях для простоты вылезания их них. Ну или на джипах, где нет крыши, а есть только каркас (это видно из фото)

EK Motor Sports Grab Handles
Поручень на каркас безопасности

Итог всему вышесказанному: Если Вы собрались строить настоящий спортивный автомобиль, тотально увеличивать жесткость кузова и максимально обезопасить свою жизнь, то забудьте о всех болтовых каркасах. Каркас надо варить. Не забивайте себе голову мыслями как сварить каркас и как его сделать своими руками, доверьтесь профессионалам. Именно они полностью раздербанят салон, по своим схемам и чертежам проделают все необходимые отверстия, согнут трубы и сделают все по фен шую. Комфорта в авто станет конечно меньше, но его жесткость и безопасность возрастет в разы.

Читайте также: