Народно прикладное искусство в детском саду своими руками
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 05.10.2024
Народное декоративно-прикладное искусство было частью жизни людей.
Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью материала, который находился под руками - это дерево, глина, кость и т.д.
Это то, что люди создавали своими руками, хранили, берегли, учили своих детей делать такие же изделия. В узоре росписи раскрывается красота, и самобытность русской души.
Народное искусство-это деревянные матрёшки, глиняные фигурки, деревянные ложки, посуда…Что человек видел вокруг себя, то старался повторить: красоту окружающего мира, знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины.
Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые человек видит в лесу, в поле..
Когда-то давно, гончар Филимон обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Мужчины лепили посуду, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками.
Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу.
Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали. Была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. Местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки. После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.
Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России. Среди самых распространённых сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники, пышные гирлянды цветов и причудливые птицы.
Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Были здесь сани и дровни, кадки и ушаты, деревянные вёдра и лохани, плетёная мебель и корзины, сита и решета, и яркие городецкие донца прялок.
Для росписи дымковских игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий, используются круглые пятна, клетки и просто точки. Классическими для дымковской игрушки являются фигурки всадников, петухи и кони. Женские фигурки имеют расширяющиеся колоколообразные юбки и высокие головные уборы – кокошники. Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки при помощи лучинки, означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь - яркая юбка. Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки – вот основные цвета, используемый в рассматриваемой технике.
Изготовление Полхов-Майданской игрушки.
Сначала игрушки вытачивают из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом, то есть шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером. Затем черной тушью по сухой поверхности рисуют контур рисунка. Далее контур будущего узора и расписывают красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Используют сочетания контрастных цветов (красный — зеленый, желтый — синий ) художники добиваются особой яркости росписи.
Основные сюжеты узоров — изображения птиц и животных, а также цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник; сельские пейзажи с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек разнообразен:детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий — традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.
Ребята, угадайте, о ком идет речь:
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одежки,
Матрёшки изготавливают из древесины лиственных пород деревьев. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Бревна укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки. В руках мастера заготовка проходит до 15 операций, прежде чем стать готовой матрёшкой. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи.
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство - это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.
Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т.е. под руками - это дерево, глина, кость и т.д.
Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.
Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.
Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными матрёшками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся богородские игрушки-шкатулки и каргопольские игрушки. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетёные корзины, половинки из лоскутов и другие предметы народных умельцев. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям, Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.
В первой младшей группе народная игрушка в основном используется для игр. Однако на некоторых занятиях воспитатель, чтобы привлечь детей к данному виду деятельности, показывает им способы лепки.
Декоративной лепки в данной группе еще нет, но склонность у детей к украшению своих изделий уже наблюдается. Первые попытки малышей украсить свою лепку ведут к хаотичному расположению узора по краю изделия, который является для ребенка опорной линией. Учитывая эту особенность и зная, что ребенку так легче, задание можно свести к украшению края вылепленного печенья или пряника. Элементами украшения могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Малышей увлекает возможность делать палочкой углубления в глине. Они занимаются этим с удовольствием, понимая, что их игрушки станут красивее. Стремление малыша к украшению своей работы воспитатель должен поддерживать, внося соответствующие предложения при каждом удобном случае.
Дети второй младшей группы хорошо воспринимают дымковскую игрушку,их не затрудняет условность формы и окраска этих игрушек. Они свободно определяют предметы и выделяют элементы росписи: полосы, круги, точки и кольца. Восприятие предметов народного творчества дает возможность поставить перед детьми изобразительные задачи и проследить влияние народного искусства на характер детской лепки. Однако подбор предметов для лепки должен идти с учетом возрастных особенностей дошкольников. Показывая матрешку детям, воспитатель говорит, что у матрешки есть голова, руки, называет детали одежды: фартук, рукава, платок, показать на них красивые, цветы, листья и другие декоративные элементы.
В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.
Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.
Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.
Развиваются композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге; чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета;также развиваются умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора; технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.
Детей необходимо научить:
- симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;
- использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
- находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.
В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов. Дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.
В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра). Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.
В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.
В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.
Красочный мир народного искусства раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор вологодских кружев, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, воспитатели детских садов сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагога осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.
Раздел, посвященный народному творчеству. Мастер-классы по изготовлению народных кукол, оберегов, поделок из природного материала.
Иван Купала — праздник, обычаи, обряды
Праздник Иван Купала ассоциируется у нас с народными гуляниями 7 июля. А что же это за праздник на самом деле? Празднество на день Ивана Купалы относится к древним языческим традициям. Оно посвящалось расцвету.
Игровые куклы Девка-Баба и Солоха
Игровые народные куклы своими руками Сегодня мы сделаем игровые тряпичные куколки — перевертыш и Солоха. Пошаговые мастер-классы подготовила для вас Анна. Девка — Баба Куколка перевертыш Девка-Баба – это.
Куклы-обереги Берегиня и Макошь
Анна продолжает радовать нас своими мастер-классами по мотивам народных куклол. Сегодня сделаем своими руками два оберега. Берегиня В этом МК предлагаем сделать вариант одной из главных славянских кукол –.
Народные тряпичные куколки: на замужество, Мамушка и Успешница
Мастер-классы по народным куклам В дополнение нашей коллекции народных кукол Анна сделала еще несколько МК. Успешница Народная куколка Успешница приносит прибыль и удачу. И в этом мастер-классе мы предлагаем вам.
Северные мотивы Работу подготовила Горбунова Галина Сергеевна. Руководитель Инна Ивановна Горбунова. Глина, роспись акриловыми красками. Предварительная работа была большой, был изучен орнамент северных.
Куколка на ложке
Текстильная народная куколка на ложке Мастер-класс, как сделать народную куклу, подготовила Хламова Татьяна Валерьевна. Бывало так, что малыш не желал кушать и капризничал. Тогда мама прямо на его глазах мастерила.
Берестяная радость
Еще одна статья в наш обучающий раздел «Техники рукоделия«: Поделки из бересты Автор — Колмогорова Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж-д ст. Клявлино Самарской.
Подвеска из узелков (народная игрушка)
22. 01. 2016 166605 11
Кукла Мотанка
Еще один мастер-класс, как сделать куклу-мотанку, от Анны. «С давних времен люди верили в существование злых сил и различной нечисти. Для защиты своего жилья и своих близких проводились различного рода ритуалы и.
16. 02. 2015 54818 2
Украинская кукла-мотанка
Наконец-то в нашей коллекции появился мастер-класс, по которому можно сделать традиционную украинскую куклу (ляльку) мотанку своими руками. «Кукла-мотанка – это сильный оберег. Немаловажно для его.
12. 02. 2015 34278 12
Еще один мастер-класс по народной тряпичной кукле от Олеси Косыревой. «Представляю вам куклу «Сорока-белобока«. Эта кукла обереговая, ее делали вместе с жаворонками, когда кликали Весну-Красну! Кукла будет.
Вы, наверное, помните фотографии народных кукол Олеси Косыревой. А сейчас на наш конкурс пришла еще одна авторская кукла Олеси — Барыня-Осень. «Работаю в школе учителем краеведения и истории. С прошлого года.
Кукла Крупеничка
Сценарий к празднику — День семьи, любви и верности
Недавно прошел праздник Международный День семьи, который отмечается 15 мая. Но впереди еще один, молодой, но уже довольно популярный праздник. И неудивительно, ведь летом очень много свадеб. В нашей стране 8 июля.
03. 06. 2014 37575 10
Кукушечка из травы
Про писанки и крапанки. Интервью с Людмилой Евсеевой
Кукла Вербная. Мастер-класс
Куколка Масленица
Людмила Евсеева продолжает радовать нас своими мастер-классами по народным куклам. Сегодня более чем актуальная кукла — Масленица! Нашу Масленицу для школы можно посмотреть здесь, а банченый веник — тут.
Народные куклы Олеси Косыревой
Хочу представить вашему вниманию народных кукол работы Олеси Косыревой, она работает в школе учителем истории, обществознания и краеведения. «С сентября 2013 веду внеурочные занятия в начальных классах (1,2,3), там.
Тряпичная кукла Бессонница
Людмила Евсеева прислала нам еще один мастер-класс по народной кукле, спасибо ей большое! Мастер-класс Людмилы по кукле Коза здесь. На этот раз у нас будет кукла Бессонница. Народная кукла Бессонница.
Колядки на Рождество и кукла Коза
Флейта Пана (Кугиклы) своими руками
Я уже писала неоднократно, что очень ценю редкие на нашем сайте мужские мастер-классы. Поэтому с удовольствием представляю вам рассказ Дмитрия Дубровского о том, как сделать музыкальный инструмент Флейта Пана.
Конь из льна
Конь из льна — работа на конкурс от Людмилы Евсеевой. Таких лошадок можно изготовить также из соломы, ниток, полосок ткани и любого другого материала. Вот как это делается: «Взять прядку льна, завязать.
Кукла из платочков
Народные костюмы Черногории
Решила выложить тут еще фотографии из Этнографического музея города Цетине (это бывшая столица Черногории, очень уютный старинный город с богатой историей, культурный и политический центр страны). Экспозиция там.
Средневековый фестиваль в Коломенском
Обереги: Цвет Папоротника и Одолень-трава
Как вы все знаете, сейчас у нас длинные дни и короткие ночи. Если быть точнее, то летнее солнцестояние ожидается совсем скоро — 21 июня в 9 часов 04 минуты (по московскому времени). Значит, сегодня будет самая.
Конь из ткани (народная тряпичная игрушка)
Конь из ткани Как вы уже знаете, у нас есть мастер-класс «Солнечный конь из талаша«, а Ирина Калинина предлагает еще один вариант простой народной игрушки — коня из ткани. Все они похожи тем, что делаются.
26. 05. 2013 9993 16
Банченый веник
Куклак
Куклак — мужская кукла И снова о народных куклах. Светлана из города Нижневартовск тоже увлекается тряпичными куклами. Она недавно прислала мне фотографии Крупенички, Куколки-на-счастье, Неразлучников и.
Кукла Северного Прикамья
И снова мастер-класс от Ирины Калининой. Как и многие народные куклы, эта игровая куколка простая в изготовлении, но выглядит оригинально. Эту куклу из полосок ткани можно делать даже в детском саду. Как известно.
Старшая группа
Ничто не скрепляет народ как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство.
Актуальность и новизна. Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Период работы: 2 месяца
Цель проекта: приобщение детей к истокам русской культуры посредством народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- продолжать знакомить с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы (дымка, городец, хохлома, гжель, богородская игрушка, матрешка);
- воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров, формировать за мастерство русских мастеров;
- прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;
- показать взаимосвязь декоративно-прикладного, устного и музыкального искусств.
- развивать художественные и творческие способности детей (придумывать узоры для бумажных силуэтов);
- совершенствовать навыки и умения в декоративно-прикладной росписи: точки, полоски, завитушки, листочки, цветы и т.д.);
- закреплять умение лепить из глины декоративные изделия;
- привлекать родителей к участию в проекте.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель
Предполагаемые образовательные результаты:
- знают и называют разные виды народного декоративно-прикладного творчества;
- рассказывают об истории возникновения предметов творчества, в каких центрах традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия;
- составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;
- получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности;
Содержание проекта:
1 этап: подготовительный
2 этап: деятельностный
Проведение бесед с детьми по темам:
3 этап: завершающий
Формы работы:
- Беседа
- Подвижные игры
- Чтение художественно литературы: потешки, небылицы, пословицы и поговорки о семье, Родине, русские народные сказки.
- Рассматривание иллюстраций
- Заучивание считалок, потешек, песенок
- Дидактические игры
- Совместная работа с родителями, консультации
- Изобразительная деятельность
Читайте также: