Модернизация плм вихрь 30 своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 27.08.2024

(от ведущего канала "Лодочник"): Статья, для нашего канала, написанная коллекционером, любителем советской водномоторной техники. Пообщаться с ним, можете ниже - в комментариях или ВКонтакте "Лодки, моторы, лодочники"
*** Автор: Кирилл Кутейников

Каждому советскому водномоторнику знакомо грозное слово "Вихрь" . Кому-то он доставлял массу бед, но большинству водномоторников СССР - радость.
Подвесной лодочный мотор "Вихрь" был источником свободы на водных прериях нашей родины. Мог довести в такие места, куда не долетит даже вертолет. Перевез не один миллион тонн грузов, спас сотни а может и тысячи человек, вовремя доставляя больных до скорой.
А самое главное, он остается по сей день, в строю.

90-ые сильно ударили по нашей экономике, а 2000-ые ничего не смогли изменить. Производство "Вихря" кануло в лету, хотя официальное письмо правительства РФ говорит, что все еще можно возобновить!

Но нужны ли нам моторы прошлого века, лично мне да, нужны. А вот простому водномоторнику - нет!
За "Вихрем" нужен вечный догляд и знание его матчасти, чтоб он исправно работал. А у нас таких людей почти не осталось.

Это прекрасно понимали на заводе, и пытались с конца 80-ых модернизировать "Вихрь 30", чтобы тот отвечал потребительским качествам. Именно об этих мифических Вихрях мы сейчас и поговорим.

Приблизительно с 1987, в Самаре, началась разработка принципиально нового мотора, "Вихрь 30М-01" (фото 1) и "Вихрь 32" (фото 2)

Эти моторы мало, кто видел, за исключением "Вихря 32" (внешне 30-ка но поршни и камера сгорания другие). Данные моторы даже для меня, знатока советских ПЛМ, из разряда Мифических. Мифичен и ряд следующих Вихрей: "Вихрь 30М-011"

Видео: Мотор вихрь 30 - 29.01.2022

История советских и российских лодочных моторов

История советских и российских лодочных моторов

Лодочный мотор Вихрь-30//Ремонт//Замена прокладки ГБЦ.

Лодочный мотор Вихрь-30//Ремонт//Замена прокладки ГБЦ.

Мотор Ветерок-12//Салют-2// Вихрь-30(2)//Вихрь-20(2)// Компрессия.

Мотор Ветерок-12//Салют-2// Вихрь-30(2)//Вихрь-20(2)// Компрессия.

Мотор Вихрь 30//Вихрь 20//Нептун 23//Проверка компрессии.

Мотор Вихрь 30//Вихрь 20//Нептун 23//Проверка компрессии.

Лодка Казанка//Лодочные моторы Вихрь и не только//Водномоторная жизнь!

Лодка Казанка//Лодочные моторы Вихрь и не только//Водномоторная жизнь!

вихрь 30

вихрь 30

Вихрь 30

Вихрь 30

Винты для лодочного мотора Вихрь 20, 25 и 30. ролик для объявления на Авито.

Винты для лодочного мотора Вихрь 20, 25 и 30. ролик для объявления на Авито.

лодка Днепр с Вихрь-30

лодка Днепр с Вихрь-30

Лодочный мотор Вихрь 30.Ремонт редуктора.Часть 5

Лодочный мотор Вихрь 30.Ремонт редуктора.Часть 5

Вихрь 30.Неисправности и ремонт.Часть 4.редуктор

Вихрь 30.Неисправности и ремонт.Часть 4.редуктор

Вихрь -водомет.Водометная насадка Ветер. часть2

Вихрь -водомет.Водометная насадка Ветер. часть2

Вихрь 30 .Неиспарности и ремонт.Часть 3 редуктор

Вихрь 30 .Неиспарности и ремонт.Часть 3 редуктор

Вихрь 30

Проблемы с мотором Вихрь 30.Часть 2 начнем ремонт

Проблемы с мотором Вихрь 30.Часть 2 начнем ремонт

Лодочный мотор Вихрь 20/25/30/45/60

Лодочный мотор Вихрь 20/25/30/45/60

Лодочные моторы Вихрь 20//Сохранившиеся оригинальные документы по эксплуатации.

Лодочные моторы Вихрь 20//Сохранившиеся оригинальные документы по эксплуатации.

Вихрь 30 Проблемы и пути решения

Вихрь 30 Проблемы и пути решения

Демо ролика про Вихрь 30 с МПЗ (микропроцессорное зажигание)

Демо ролика про Вихрь 30 с МПЗ (микропроцессорное зажигание)

Видео о кладах и находках

Батюшка показал где был подземный вход в церковь! Здесь никогда не копали! Находки на каждом шагу!

Батюшка показал где был подземный вход в церковь! Здесь никогда не копали! Находки на каждом шагу!

КИНОХРОНИКА БИТВЫ ЗА БЕРЛИН

КИНОХРОНИКА БИТВЫ ЗА БЕРЛИН

Черные копатели Эски-Кермена 2

Черные копатели Эски-Кермена 2

ШТУРМ ЗЕЕЛОВСКИХ ВЫСОТ / ДОРОГА НА БЕРЛИН

ШТУРМ ЗЕЕЛОВСКИХ ВЫСОТ / ДОРОГА НА БЕРЛИН

РОЗЫГРЫШ ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ. [Виолити и @Честные Копатели ] ПЫЛЬНЫЙ ЧЕРДАК

РОЗЫГРЫШ ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ. [Виолити и @Честные Копатели ] ПЫЛЬНЫЙ ЧЕРДАК

Недавние находки

Фото приколы - Может быть показалось?

Фото приколы - Может быть показалось?

По сети гуляет масса фото-приколов, смысл которых не понять с первого взгляда. Какие-то из них очень даже безобидные, другие, наоборот из разряда 1.

Поиск монет с металлоискателем в старой деревне

Поиск монет с металлоискателем в старой деревне

Поиск монет с металлоискателем в старой деревне Каждый из нас находил в своей жизни что-нибудь ценное и. Читать >>>

Спустя 30 лет найден танк Японской армии

Спустя 30 лет найден танк Японской армии

Пожалуй лишь солдаты японской императорской армии воевали, что называется "до конца". До победного. Читать >>>

Испытания автомата ППШ-41 в полевых условиях

Испытания автомата ППШ-41 в полевых условиях

Очередное видео о находках на полях великих сражений второй мировой. А точнее это автомат ППШ-41. С этим. Читать >>>

Песни из видео: Альберт Шайхутдинов - Весла Кирилл ТВ - Моторная лодка Гимн советской молодёжи Купить запчасти и .

Единственный способ заставить ПЛМ Вихрь работать, это укомплектовать его японскими комплектующими. Просто пример .

Всем привет, вот и пришло время для трэша))) Два горшка, 500сс, 2т, вода, 30лс вариатор от 157 мотора. Будет .

Мой мотор вихрь 30.мои доработки по мотору.работа мотора.заводка на воде.поменял зажигание с контактного на .

Тюнинг Лодки МКМ. Обзор работы по установке дистанционного управления от мотора Вихрь на мотор Нептун. А так же .

по вопросам ремонта двигателя,тюнинга,пуско-наладки,пескостуйки,порошковой покраски,шлифовочно-разточных работ .

Братья купили старый советский мотор Вихрь 30. Попытались запустить его, но ничего не получалось. И тут на помощь .

по вопросам ремонта двигателя,тюнинга,пуско-наладки,пескостуйки,порошковой покраски,шлифовочно-разточных работ .

Достоинства

Недостатки

Любительские доработки

Преимущества и недостатки мотора

  • антикоррозийное покрытие подводной части двигателя позволяет использовать его как в пресной, так и морской соленой воде;
  • значительно низкая стоимость по сравнению с аналогичными по кассу импортными агрегатами;
  • высокая мощность, позволяющая передвигать плавательные средства по воде со скоростью до 60 км/ч.;
  • недорогой ремонт и наличие любых запчастей для его восстановления;
  • повышенный литраж топливного бака (22 литра);
  • возможность использования бензина любых марок.
  1. Повышенную шумность.
  2. Большое гидравлическое сопротивление подводной части двигателя.
  3. Ограниченный срок работы подшипников в редукторе.
  4. Высокий расход топлива.
  5. Нестандартное крепление гребного винта, которое не имеет аналога для его замены.
  6. Трудную регулировку карбюратора.
  7. Низкий уровень КПД гребного винта и редуктора.

Cфера применения и конструкция

Вихрь представляет собой марку моторов с подвесной конструкцией для лодок. Производство данных систем велось в период с 1966-2010 в городе Самара на заводе Кузнецов. В отличие от других моторов отечественного производства, Вихри обладают двумя типами модификаций: для контроля посредством румпеля и контроля посредством электронного стартера. Лодочный мотор линейки Вихрь представлен всего 3-мя основными моделями. Это:

  • Вихрь 20.
  • Вихрь-М, основная мощность которого составляет 25 лошадиных сил.
  • Вихрь-30 Электрон.


Лодочные моторы типа Вихрь-30, Вихрь-М и Вихрь-20 были далеко не единственными моделями устройств. Под маркой Вихрь можно было встретить также лодочный мотор, который имел мощность в сорок, сорок-пять либо шестьдесят лошадиных сил. Однако данные образцы являлись чисто экспериментальными и выпускались ограниченной серией. Моторы данной марки создавались на основе стандартной схемы, имеющей месторасположение узлов в вертикальном виде.

Двигатель системы Вихрь — это карбюраторный аппарат двухтактного образца с двумя цилиндрами. Мотор оснащён дефлекторной продувной системой.

Описание технических характеристик 2-х моделей:

  1. Вихрь-М имеет 3-х канальную технологию продува возвратно-петлевого типа.
  2. Вихрь-30 Электрон имеет 3-х канальную продувку.

Вообще различий между Вихрь-30 Электрон и Вихрь-М достаточно немного. Различаются разве что глушитель по форме и выхлопная структура (Вихрь-30 Электрон обладает отрегулированной выхлопной системой). Картер заполняется новой смесью путём использования аппарата золотникового типа, оснащённого специальными шайбами на основе текстолита.


Максимальный объём изделия — 423 кубических сантиметра, Вихрь-30 Электрон и Вихрь-М имеют по 423 и 488 кубических сантиметра соответственно. Моторное топливо представляет собой бензиновую и масляную смесь. Зажигательная система активируется от машины магнитоэлектрического вида. Сам двигатель охлаждается на принудительной основе, путём использования забортной воды. Для такого случая предусматривается дозаторный насос, или помпа.

Запускается двигатель путём использования стартера ручного образца. Модель с тридцатью л.с. дополняется в комплекте электростартером стандартного образца. Ещё предусматривается запуск системы в аварийном режиме при использовании шнура стартового образца.

Труба дейдвуда, относящаяся к моторной части, является корпусом промежуточного характера и отвечает за связь редуктора, а также двигательной системы. Подвеска, оснащённая элементами с упругой структурой, и моторный элемент струбционого образца фиксируется на лодочном транце. Моторный редуктор обладает конической формой с одной ступенью и реверсивной системой. Конструкция детали представляет возможность для активации открытого хода.

Винт гребной с тремя лопастями. Вращательный момент системы передаётся от редукторного вала к самому винту — путём прохождения через шпонку и демпфер, являющиеся наиболее слабым элементом в передаче силового типа, реализующейся на пути от редукторной конструкции до редуктора.


Если винт ударится вдруг о какое-либо препятствие, находящееся под водой, то шпонка будет срезана, что позволит предохранить моторные детали от возможной поломки. Чтобы лодка продолжила своё движение, шпонка должна быть заменена.

Мотор сам управляется румпелем на расстоянии. Конструкция его включает в себя отдельный бак для бензина, ёмкость которого составляет двадцать два литра. Его можно расположить практически в любом участке судна. Двигательная часть прикрывается небольшим кожушком. Моторная система оснащена генератором тока переменного типа (уровень напряжения — двенадцать вольт, уровень мощности — тридцать вольт). Он отвечает за передачу энергии ходовым лодочным огням, а также за подзарядку аккумуляторов.

Преимущества

  • Проверенная двухтактная компоновка, большой ресурс двигателя и комплектующие высокой прочности.
  • Подводная часть изготовлена из материалов, устойчивых к коррозии, что позволило разработчикам адаптировать технику к пресным и соленым морским водам.
  • Адаптация для мелководья и различных водоемов с разной жесткостью воды, высокая приспособленность к российским климатическим условиям.
  • Двигатель запускается вручную, однако для быстрого запуска предусмотрено электронное зажигание.
  • Гребной трехлопастной винт входит в базовую комплектацию.
  • Румпельное управление с внятными и понятными переключателями, которые находятся под рукой.
  • Простота установки и демонтажа, удобство переноски и перевозки благодаря небольшой массе и компактным габаритам.

Пенополистирол экструдированный: вред или экологичность

Преимущества теплоизоляционного материала

Превосходство пенополистирола — это его стоимость, которая будет занимать не последнее место при решении вопроса о выборе материала. По сравнению со многими другими теплоизоляторами, он является наиболее выгодным при использовании с экономической точки зрения. В особенности если сравнить его неоспоримые достоинства и сопоставить их с его ценой. Вместе с тем пенополистирол является прочным и эластичным материалом, что значительно упрощает процесс монтажа. Так, теплоизолятору придается любая форма при разрезании его без помощи специальных инструментов. Для этого достаточно применять простую пилу либо обыкновенный ножик.

Данный материал не радиоактивен и не токсичен. В нем отсутствуют ядовитые волокна. По этим причинам работа с ним не представляет определенной опасности для здоровья людей. С пенополистиролом при его транспортировке, установке, эксплуатации и демонтаже можно обращаться без применения дополнительных защитных средств. Прикосновение к данному виду строительного материала не способно вызвать раздражение. Материал является безопасным для глаз и дыхательных путей человека или животных.

В процессе работы с материалом необязательно применять какие-либо средства защиты, то есть перчатки, специальные защитные очки, специальную одежду, маски, обеспечивающие поступление кислорода. Теплоизолятор имеет широкое распространение и в транспортном, и в гражданском, и в индустриальном строительстве. За все время эксплуатации материала, он претерпевал различные изменения в своем составе и структуре. При этом полезные свойства теплоизолятора были усовершенствованы, а ненужные уже отсутствовали.

Как сделать Вихрь трехцилиндровым

Преимущества и недостатки мотора

  • антикоррозийное покрытие подводной части двигателя позволяет использовать его как в пресной, так и морской соленой воде;
  • значительно низкая стоимость по сравнению с аналогичными по кассу импортными агрегатами;
  • высокая мощность, позволяющая передвигать плавательные средства по воде со скоростью до 60 км/ч.;
  • недорогой ремонт и наличие любых запчастей для его восстановления;
  • повышенный литраж топливного бака (22 литра);
  • возможность использования бензина любых марок.
  1. Повышенную шумность.
  2. Большое гидравлическое сопротивление подводной части двигателя.
  3. Ограниченный срок работы подшипников в редукторе.
  4. Высокий расход топлива.
  5. Нестандартное крепление гребного винта, которое не имеет аналога для его замены.
  6. Трудную регулировку карбюратора.
  7. Низкий уровень КПД гребного винта и редуктора.

Мнение владельцев

Конечно, имеются и отрицательные отзывы. В основном это:

Рекомендуется в целях безопасности иметь автомобильный огнетушитель, аптечку и спасательные жилеты.

Вывод относительно приобретения такого мотора, судя по отзывам его владельцев, неоднозначный. Для сравнения можно взять автомобили отечественного производства. Есть скептики, они категорически не приобретают данный вид транспорта, а есть и искренние фанаты, которых не страшат гаражные механические работы по восстановлению или усовершенствованию своего любимого авто.

Двигатель у представленного экземпляра установлен карбюраторного типа. Диаметр одного цилиндра составляет 65 мм. Параметр хода поршня находится на уровне 55 мм. Степень сжатия в данном случае составляет 8.5 единицы. Частота вращения представленной модели максимум способна достигать 4600 оборотов в минуту. Нормальный зазор в прерывателях равен 0.2 мм. Диаметр винта равняется 223 мм, а шаг его составляет 290 м.

Система передачи у представленного экземпляра используется промежуточного типа. Дейдвудная труба установлена диаметром в 120 мм, а карбюратор в данном случае защищен специальным кожухом. Магнето в указанном устройстве располагается за системой охлаждения. Навигационная плита у этого лодочного мотора имеется. Помимо прочего, следует отметить высокую камеру вертикального вала. Всего заборников воды в представленной конструкции производителем предусмотрено два.

Вычисление шага винта

Несколько элементарных формул позволят на практике выяснить — какой винт нужен именно Вам:


Пример: Паспортные обороты двигателя = 5000-5600 об./мин. Максимальные обороты двигателя = 5600 об./мин. Показания тахометра = 4800 об./мин. Разность = 800 об./мин.

Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200. Получим 4. На этом основании попробуйте использовать винт с шагом на 4 дюйма меньше, чем у данного винта. Теперь все должно быть в порядке.

В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое — для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один винт. Настоятельно рекомендуется всегда иметь с собой на борту запасной винт с полным комплектом крепежа.

Улучшение эксплуатационных характеристик “Вихрей”

Маховики


С начала 1971 г на маховик не устанавливали два магнита (третий и шестой от шпоночного паза по часовой стрелке, если смотреть изнутри маховика), в результате чего шаг магнитов по ободу стал переменным (120-60-120-60°). Номера маховиков не изменялись. Поэтому, несмотря на внешнюю идентичность маховиков их нельзя переставлять с одного мотора на другой.

Двигатель

2-тактный 2-цилиндровый мотор Вихрь 25 имеет принудительное охлаждение забортной водой. За это отвечает специальная помпа, которая выбрасывает часть охлаждающей воды из отверстия дейдвуда. Для минимизации шума агрегат снабжен глушителем, представляющим собой алюминиевую коробку с водяной рубашкой для охлаждения.

Система питания в двигателе относится к карбюраторному типу и имеет два регулировочных элемента. Владелец мотора также может устанавливать количество оборотов холостого хода.

Характеристики двигателя Вихрь 25:

  • рабочий объем – 422 куб.см;
  • номинальная мощность – 25 л.с.;
  • степень сжатия – 7;
  • максимальная частота вращения – 5000 об/мин;
  • диаметр цилиндра – 67 мм;
  • сухая масса – 48 кг.

Обкатка лодочного мотора несколько отличается от обкатки иностранных двигателей. Масло и бензин смешиваются в пропорции 1 к 20 (обычно 1 к 25). Сам процесс проходит дольше обычного. При этом не рекомендуется обкатывать двигатель в бочке.

Вначале необходимо провернуть коленчатый вал стартером 3-4 раза, затем выключить подсос. Первоначальный пуск необходимо выполнять при малом открытии дроссельной заслонки (около 15 минут). Затем обороты следует постепенно повышать (40 минут – на средних оборотах, 1-1,5 часа – на 75% от максимума, 8 часов – на максимуме). После этого можно начинать полноценно эксплуатировать лодочный мотор с использованием топливной смеси 1 к 25 (масло и бензин).

Оптимальное соотношение характеристик, веса и эксплуатационных возможностей, являются основными факторами популярности данной марки на отечественном рынке.

Характеристики самых ходовых моделей представлены ниже.

Представленный лодочный двигатель обладает следующими характеристиками:

  • мощность – 2 л. с;
  • объем – 50 куб. см;
  • вместимость бака – 1,2 л;
  • запуск – ручной с румпелем;
  • масса – 9,8 кг.;
  • объем топливного резервуара – 0, 9л;
  • мощность – 3,5 л. с;
  • масса – 10 кг;
  • система питания – одноцилиндровая карбюраторная;
  • запуск – ручной с румпелем;
  • бак для топлива – 24 литра, выносного типа;
  • вес – 104 кг;
  • запуск – ручной, румпель;
  • охлаждение – водяное;
  • количество цилиндров – 3 шт;
  • объем – 102 куб. см;
  • емкость бака – 3,1 л;
  • масса – 21 кг;
  • тип запуска – ручной с румпелем;
  • мощность – 5 сил лошадиных.

Положительные черты представленных моделей заключаются в том, что они просты в эксплуатации и обслуживании. Их легко монтировать и транспортировать. Также, ассортимент лодочных двигателей этой марки, позволяет подобрать мотор легкого либо среднего класса, в зависимости от плавающего средства.

Лодку “Нептун” с моторами “Нептун-23” я приобрел в 1985 году. И все это время, каждый сезон не могу нарадоваться на их легкий запуск, устойчивую работу на холостом ходу, надежность и мощность зажигания. И как-бы немного сверху смотрел на владельцев Вихрей, которые усердно работают пусковым шнуром при запуске двигателя. И что самое приметное- чем старше двигатель, тем больше усердия при пуске. И хотя мои “Нептуны” 1971 года сборки, по сей день они пускаются с первого-второго рывка. Вопрос “почему” я задал себе в тот момент, когда мой хороший друг приобрел себе 2 “Вихря”. И тогда мы с ним столкнулись с этой проблемой. Почему у Вихря гораздо слабее искра, почему Вихрь не может работать как Нептун на малых оборотах- холостой ход у него около 1000об.мин если не выше. Можно конечно и добиться меньших оборотов, но каждую секунду можно ожидать что двигатель заглохнет. Карбюратор? В тоже время я заметил, что у новых двигателей такой недостаток явно не так ярко выражен. Они менее капризны при запуске. На карбюратор это не совсем похоже. Чему там изнашиваться?

Читайте также: