Микро лодка своими руками
Есть ли какие-нибудь проверенные проекты мини моторок с развлекательным назначением?
Исходные данные: вес пилота до 70 кг, максимальная скорость до 40-50 км/ч, материал - дерево/фанера, стекло, эпокси. Привод винтом (как наиболее дешевый и эффективный в данном случае). Вопрос по двигателю открыт - какой лучше, инборд/аут, если нет никакого, но купить можно любой и недорого.
Назначение - простые покатушки в течение получаса-часа (не "прокат", не коммерция), долговечность практически не важна, в противовес простоте и быстроте постройки. Размеры и вес минимальные, тяговооруженность максимальная при минимальном обьеме двигателя.
Никаких "гимс согласований" не предполагается, как и катаний на общественных пляжах. Т.ч. концепт видится примерно такой: склеить из фанеры/бросового дерева что-то маленькое, но буйное, получить летом кучу фана во время катаний, а потом выкинуть или продать за доллар.
Есть что-нибудь такое?
Инструментальные возможности хорошие - все, кроме чпу. Работаю на верфи, ремонтирующей и строящей классические деревянные лодки и яхты.
есть мысль уменьшить кайман на 15% и посадить водителя на пол. получить таким образом картинг. теоретически под 10-кой должен неплохо поехать.
Исходные данные: вес пилота до 70 кг, максимальная скорость до 40-50 км/ч, материал - дерево/фанера, стекло, эпокси. . Размеры и вес минимальные, тяговооруженность максимальная при минимальном обьеме двигателя.
. из фанеры/бросового дерева
Так не бывает
Или приемлемая энерговооружённость -- т.е. малая масса при высокой жёсткости и приемлемой прочности, или "бросовое дерево". Если строить из фанеры, то это будет как минимум 4мм ФСФ, но лучше использовать 2 и 3мм. Конструкция особо простой тоже не будет.
Тут же: фан дают далеко не все лодки, для этого нужно выбирать корпус, обеспечивающий малые радиусы тактических циркуляций и сохраняющий при этом управляемость и скорость. ну и с приличными стартовыми характеристиками, динамика набора скорости тут имеет значение.
И как обычно: лодка должна быть безопасна для пилота.
Получается, что это будет глубококилеватый корпус, примерно 3,3. 4м длиной, масса опрятно построенной лодки в районе 70. 80кг, ПЛМ 15. 30л.с. с адекватным винтом (сразу нужно присматривать, ДО выбора модели ПЛМ, к некоторым может и не быть относительно доступных).
Для примера: Но если строить что-то подобное, то имеет смысл делать это хорошо Т.е. потратить время и силы и получить на выходе аппарат лучше тех, которые можно купить.
Потому если хочется фан-лодку для одного -- то есть смысл поискать какой-нибудь СЦ-82, может быть, даже СА-80 или СЖ-85, поставить 20. 25л.с. и попробовать получать удовольствие. Если надоест -- ликвидность у них присутствует.
есть мысль уменьшить кайман на 15% и посадить водителя на пол. получить таким образом картинг. теоретически под 10-кой должен неплохо поехать.
Не надо на пол. Уже сделал коллега aleks-sail и испытали прошлой осенью. Под 9,8л.с. Если попроще, не заморачиватся с отделкой и внутренним обустройством можно сделать полегче и быстроходнее, особенно если и винт подобрать, Мотор явно перекручивал. Где то отчёт был. Найду ссылку сообщу.
ну не по мотоциклетному же его сажать. гимс сразу права на гидроцикл запросит. можно посадить на проектное место и отказавшись от носовой банки оставить среднюю, можно будет девок катать.
Рулевой 2-го класса
Сразу уточню (и еще раз повторю) - никакого ГИМСа и прочей фигни. Никаких девок, строго одноместная штука. Я не в россии и дилетант т.ч. кириллические цифробуквенные обозначения лодок мне вообще ни о чем не скажут и уж тем более я их тут не куплю. Гуглом пользоваться умею, но без подсказок легко могу найти "что-нибудь не то".
"Наноспидстер" на видео мне кажется как-то все же великоват, а вот идея лодко-карта выглядит вполне привлекательной. Максимальную скорость указал с большим запасом, т.ч. вполне возможно, что и 30 хватит за глаза, особенно если к воде близко сидеть
А почему на пол (ну почти) нельзя? Вроде же наоборот лучше, если центр масс ниже?
Рулевой 1-го класса
Может быть подойдёт?
Сразу уточню (и еще раз повторю) - никакого ГИМСа и прочей фигни. Никаких девок, строго одноместная штука. Я не в россии и дилетант т.ч. кириллические цифробуквенные обозначения лодок мне вообще ни о чем не скажут
вот про этот кайман говорим.
уменьшить на 10-15% по всем размерам.
Я не в россии и дилетант т.ч. кириллические цифробуквенные обозначения лодок мне вообще ни о чем не скажут и уж тем более я их тут не куплю. Гуглом пользоваться умею, но без подсказок легко могу найти "что-нибудь не то".
Просто трудно предположить, что в Окленде нет доступа к гуглу Искать "mini race boat". потом "clubman" и "junior", например. у киви классы свои, потому так можно пойти.
В общем -- килеватый маленький гоночный корпус, поставить ПЛМ на 30. 50% меньшей мощности, чем для гонок и обычный стальной винт из магазина (не гоночный). Такие лодки вполне позволяют отжигать на умеренных скоростях. Но. скоро захочется что-нибудь посерьёзнее, как минимум -- быстроходнее
Или, если будет неодолимое желание рукоделить, можете загуглить по "Dillon racing" -- продают проекты гоночных микро-лодочек.
Но управлять лёгкими быстрыми лодочками придётся учиться -- и чем меньше лодка, чем острее управление, некоторые на движение бровей могут реагировать Но доставляет, да.
P.S. Коллеги, вы когда советы даёте -- почитайте требования. а то плоскодонок насоветывали, тримаранов. они же в циркуляцию проскальзывают, могут внешний крен получить.
Вам как проще-проект МОСКВИЧКА с компановкой Кайман-килеватость минимальная,ПЛМ требуется вполне бюджетный а что трясти будет на волне-так откуда ей взяться?Обычная строительная фанера,пропитали отработкой и в путь,сгниет-развалится--туда ей и дорога!,не жалко,а адреналина-полные штаны!
P.S. Коллеги, вы когда советы даёте -- почитайте требования. а то плоскодонок насоветывали, тримаранов. они же в циркуляцию проскальзывают, могут внешний крен получить.
мне кажется что если кайману укоротить на шпацию були и не вешать на укороченный вариант больше 10-ки то риски будут минимальны, а некоторое проскальзывание только добавит адреналина в штанах.
Строю вторую микромотолодку в жизни, на замену почти сорокалетнему "Бесёнку", тема про строительство и свойства была на форуме - http://forum.katera. -besenok/page-4, условное название "Бесёнок-2" (Б-2).
Идея Б-2 практически схожа с вашей задумкой - построить для адреналиновых и "чисто эстетических" покатушек глиссирующую лодочку "эгоиста" с минимальными затратами материалов и труда. Отличие от вашей концепции - возможность долговечной эксплуатации вплоть до передачи "по наследству" детям и внукам; первый Бесёнок такую возможность подтвердил.
Б-2 попробую вывести на редан с Ямахой-3, ибо на Бесёнке-1 с Тохатсу-6 это оказалось возможным как бы само собой. В то же время ПЛМ до 25 лошадок - достаточно безопасная энерговооружённость для лёгкой микромотолодки с обводами "почти глубокое V", а Б-2 проще в постройке, чем Б-1.
В идеале видится беспалубная микролодка с обводами Б-2 - "лодка из пяти деталей" (листы бортов, днища и транец). Но в целях обеспечения безопасности потребуется приторочить объёмчики непотопляемости, хоть выгородкой фанерными переборками, хоть тремя ёмкостями для пива по 30 литров . Методом СиС (к слову, мне очень несимпатичным) можно склеить корпус за выходные. Хотя очень желательно делать это в паре-тройке шаблонов (киль-блоков). Ну, и моторчик поставить с "ногой" L, чтобы не городить рецесс. Останется лишь подкрепить/раскрепить транец для общей жёсткости корпуса. И подушку сиденья/кресла как можно ниже, а ДУ - по-взрослому, даже с педалькой акселератора.
Как-то так мне это видится.
PS: Б-1 и Б-2 имеют корпус с килеватостью на транце около 20-ти градусов, что позволяет иметь мягкий ход на адекватном размеру лодки волнении и исключительную "цепкость" в циркуляциях (идёт как по рельсам, без проскальзываний).
Рулевой 2-го класса
Или, если будет неодолимое желание рукоделить, можете загуглить по "Dillon racing" -- продают проекты гоночных микро-лодочек.
О-о, крутота! Прям залип сразу, спасибо!
Всего-то - правильные ключи для поиска
А почему они там все плоские такие? -Вы же говорили про "глубокое V" корпуса? Или чем глубее, тем устойчивее, но и медленнее?
А вот при прочих равных - что лучше по всяким гидродинамическим характеристикам, подвесник или инборд? -А то тут навалом газонокосилок продают за копейки и выбрасывают даром, я себе и другу уже две подобрал и починил, движки там недетские по обьему - от 125 кубов четырехтактники, и мощность от 3-4 лс и легкие, за счет отсутствующей системы смазки и воздушного принудительного охлаждения. Так я вот думаю, если совсем уж бомж вариант брать, можно просто два взять по 5 баксов одинаковых и скажем цепью их соединить (в сети полно проектов обьединения с перепиливанием и сваркой картеров и коленвалов) - получатся честные 5 сил%)
Можно и вполне приличный подвесник задешево купить, хотя и реже попадаются.
Рекордов совсем не хочется ставить и "на века" что-то строить тоже, т.ч. сильно вкладываться не хочу.
"Сарган" неплох, Бессенок тоже понравился, что-нибудь такое, да. А их можно сверху закрывать полностью, кроме кокпита?
И еще, смотрю везде пишут про компенсацию вращения винта переносом водилы на один из бортов, а на Диллон-лодках вроде ровно по центру кокпит, как так? Или выкос мотора как-то делают, как на самолетах? -Спрашиваю потому, что не нравится идея ассиметрии.
По материалам, фанера здесь - гамно, т.е. специально для лодок можно много всякой разной купить, включая BMS разной степени качества, но реально хорошую фанеру нужно заказывать как минимум из Австралии, а скорее дальше. Но в обычном строительном встречал неплохую сосновую, тонкую 3.6-4 мм, с привычными тонкими слоями и хорошей лицевой стороной, для обшивки как раз на нее прицеливался, с остекловкой, понятно, но если толщины маловато, могу сложить в два слоя. Для набора зато есть очень легкая разновидность сосны, не знаю как правильно называется, они ее просто зовут сосной, без уточнений. Фокус в том, что это специально выведенный сорт, который растет с бешеной скоростью, т.ч. получается довольно рыхлая, по сравнению с привычной, но очень легкая древесина. Далеко не бальза конечно (хотя ее тут тоже свободно продают), но на глаз что-то на уровне тополя или липы. Делаю я обычно аккуратно, т.ч. в весовые рамки не будет большой проблемы попасть. Плюс сам еще легкий, а жена еще легче (если вдруг сама покататься захочет).
Лодка из стеклопластика завоевала популярность своей долговечностью и надежностью. Стеклопластик обладает рядом значимых преимуществ перед другими материалами. Собрать судно можно быстро и без особых затрат. Лодка из стеклопластика своими руками – бюджетный и достойный вариант для поездок на рыбалку.
Предназначение и поэтапное изготовление
Пластиковое маломерное судно предназначено преимущественно для рыбалки. Его можно также использовать для водного туризма, спортивного направления. Условия эксплуатации лодки на воде: волна не более 60 см высотой, сила ветра – до 4 баллов по десятибалльной шкале. Судно из стеклопластика – это прекрасная альтернатива надувным лодкам.
На первом месте среди плюсов стоит прочность, которая превосходит данный показатель алюминиевой лодки того же класса. Такое судно прослужит долго, при должном уходе – до 20 лет.
Корпус из стеклопластика имеет отличную гидродинамику и форму, обладает высокими физико-химическими свойствами. Ремонт вполне осуществим своими руками. Одним из наиболее важных преимуществ пластиковой лодки является возможность ее изготовления в соответствии со своими желаниями.
Стеклопластик – единственный материал, позволяющий самому создать форму любой сложности. Самостоятельное конструирование днища дает возможность оснастить его реданами любой конфигурации. Можно добиться максимальной эффективности ходовых качеств судна, расположив реданы в наиболее подходящих местах. Кроме того, по дизайну самодельная лодка будет отражением характера ее владельца.
Существует метод изготовления самодельной лодки из фанеры и стеклопластика, когда пластик используется лишь для наружного покрытия лодки. Но эта технология не оправдывает себя. Лежащий под пластиком слой фанеры быстро набирает влагу, что увеличивает вес судна. Происходит быстрое разрушение фанеры из-за воздействия микроорганизмов и процесса расслоения, ведь по прочности фанера значительно уступает пластику.
Как сделать лодку? Аккуратно соблюдая все правила, даже новичок сможет осуществить эту задачу. Технологический процесс простой и бюджетный. Корпус судна создается за счет пропитанного полимерным составом армирующего наполнителя.
Материалы и чертеж
Сырьевые материалы, используемые в качестве армирующего наполнителя при изготовлении каркаса:
- основа корпуса, борта – ровинговые стеклоткани TP-07, TP-03, TP-056;
- локальное укрепление отдельно взятых участков – конструкционные стеклоткани T-11, T-13.
Стеклоткань продается пропитанной жирным составом. Чтобы ткань лучше пропитывалась связующим, замасливатель следует удалить при помощи бензина, уайт-спирита или ацетона. Обезжиренную ткань просушивают около 2-4-х часов на воздухе.
Для склеивания армирующего материала понадобится смола. В отрасли судостроения используется три разновидности смол: эпоксидные, винилэфирные, полиэфирные. Наиболее важные характеристики смол при строительстве стеклопластиковой лодки из любого типа волокна – это адгезия и пропитываемость.
Дешевым вариантом является использование полиэфирной смолы, позволяющей создать цельный элемент из стеклопластика за одну операцию. Можно применить смолу TM Ashland. Для создания декоративного, с защитными свойствами покрытия корпуса, понадобится гелькоут. Также потребуется фанера толщиной не менее 1,2 см, обладающая влагостойкостью.
Изготовление лодки невозможно без наличия грамотного чертежа. Проектирование будущего плавсредства можно осуществить с помощью программы Автокад. Сначала создается 3D модель, затем схемы шпангоутов, выкроек. Готовые чертежи берутся на специализированных сайтах, в интернете. Теперь можно начинать делать стеклопластиковую лодку своими руками.
Матрица
Непосредственно производственный процесс изготовления стеклопластиковой лодки своими руками начинается с постройки матрицы. Сначала изготавливается каркас, на который крепятся шпангоуты. Далее их следует обить двенадцатимиллиметровой фанерой, стараясь добиться как можно более ровной поверхности. Края лодки делают более жесткими, для бортов применяют двойной слой фанеры.
Теперь необходимо долго и тщательно выравнивать борта с использованием полиэфирной шпатлевки. Нужно исключить все погрешности, чтобы конструкция лодки была устойчивой. Можно работать специальными шпателями-шаблонами.
На этапе выравнивания матрицы можно предусмотреть такую важную деталь лодки, как киль. Он обеспечивает ровное движение весельной или моторной лодки, исключая вертлявость. Изготовленный из дерева самодельный киль заливают полиэфирной смолой.
Посредством разметки выявляют все погрешности построенной матрицы. Наждачкой выравнивают и зачищают края, придавая будущему судну симметричность. Готовая очищенная от грязи форма обезжиривается, на нее наносится антиадгезионный состав в 4 слоя. Он необходим в качестве разделителя, не допускающего прилипания смолы к поверхности формы.
Покрытие гелькоута
После высыхания восковой прослойки наносится гелькоут, который является внешней поверхностью лодки. Это ответственный момент, от которого зависит внешний вид судна. Гелькоут обеспечивает защиту от царапин, ультрафиолета, потертостей. Наносить его нужно, добиваясь равномерного покрытия, избегая пузырьков и потеков. Теперь можно приступать к укладке раскроенных деталей на полностью высохший слой гелькоута.
Изготовление корпуса
Раскрой ткани осуществляется отрезанием полотен, соответствующих длине корпуса. Полотна для укладывания вдоль ватерлинии и киля, не должны иметь стыков. Если произойдет удар о препятствие, то материал в этом месте способен задраться, а затем отслоиться. Следует оставлять припуски при раскрое по кромкам для укладывания внакрой. Чтобы сшить куски стеклоткани для получения необходимой длины, можно использовать стеклянные нитки, выдернутые из кромки материала, либо пропитанные олифой льняные.
Силовой каркас и пол
Чтобы усилить корпус необходимо проложить три деревянных бруска вдоль формы, которые затем покрывают двумя слоями стекловолокна. Монтаж шпангоутов производят через каждые 30 см, также нанося на них стеклоткань.
Необходимо создать двойное герметичное дно, делающее лодку непотопляемой даже в случае переворачивания. Пол обшивается фанерными листами с влагостойкими свойствами. Готовый пол покрывается парой слоев из армирующей ткани, с обязательной пропиткой полимерной смолой. Составу дают полностью высохнуть.
Завершающий этап
Остается извлечь готовую лодку из формы, обрезать припуски, зашлифовать поверхность, смонтировать крышу и брус для защиты бортов. Можно сделать также дополнительные элементы: сидения, весельные крепления, ящички. Используя стеклопластик, своими руками можно изготовить любые необходимые аксессуары для судна. После этого приступают к покраске.
Аналогичным методом изготавливаются своими руками катера из стеклопластика. Конечно, чертеж и конструкция катера сложнее, чем лодки, и усилий потребуется больше. Зато стоимость самоделки обойдется вполовину меньше, чем такого же готового судна.
Ремонт
Ремонтировать катер из стеклопластика или лодку требуется при возникновении типовых повреждений:
- дефекты декоративного слоя;
- трещины в корпусе;
- пробоины и полупробоины;
- расхождение углов;
- раковины.
Основные материалы для ремонта: стеклоткань, эпоксидные смолы. Начиная ремонт, рекомендуется расположить поврежденное место ближе к горизонтальному уровню. Поверхность должна быть чистой, сухой, обезжиренной. Может потребоваться фен, технический или бытовой. Перед началом заделки дефектов стеклоткань необходимо обезжирить, прополоскав в растворителе, и хорошо высушить.
При аварийном ремонте не стоит сушить ее над костром, так как образуется копоть. Перед укладкой на повреждение стеклоткань пропитывается в разведенном компаунде (полиэфирной или эпоксидной смоле), после чего отжимается протягиванием между двумя палками. Место ремонта нужно зачистить крупной шкуркой до стеклотканевого слоя, сделав его слегка махровым.
Устранение повреждений
Мелкие повреждения в виде царапин заделываются эпоксидной смолой без наполнителя или грунтом. Царапину сквозного типа убирают методом шпаклевания компаундом с наполнителем, после чего обработанное место остается зашлифовать и закрасить.
Мелкие трещины достаточно замазать эпоксидной смолой. Если треснул корпус, то с обеих сторон повреждения снимается декоративный слой до стеклоткани. После высушивания ее заполняют эпоксидной смолой. Для этого нажимают с каждой из сторон трещины, давая ей раскрыться, и промазывают. После этого края совмещают, фиксируют. Сверху, с обеих сторон, накладывают пропитанную компаундом полосу стеклоткани. После застывания место ремонта шлифуют, покрывают слоем смолы, снова шлифуют и красят.
Пробоина заделывается с помощью пенопластового пуансона, желательно по внешним обводам. Из толстой стеклоткани делаются несколько заплат с допусками от 3 до 5 мм, так, чтобы толщина пакета соответствовала толщине корпуса. После установки пуансона вклеиваются заплаты. Алгоритм дальнейших действий тот же, что и в предыдущих случаях.
Расхождение углов устраняется аналогично заделке трещин, но берется стеклоткань в виде ленты. Раковина является самым неприятным видом повреждения. Иногда это дефект производства. Она может образоваться между слоями из-за попадания воды, которая распирает слои в зимнее время. Для ремонта понадобится вскрыть раковину, просверлив отверстие до попадания в полость.
Затем делается широкий разрез (до 5 мм) в месте ее наибольшего размера. Вскрытая полость просушивается феном, заполняется компаундом при помощи шприца. Обработанная раковина зажимается в пресс. Затем совершается привычный алгоритм шпаклевки, шлифовки и покраски.
Стеклопластик является прекрасным материалом для изготовления лодок и катеров, доступным в применении. Изготовленные своими руками стеклопластиковые лодки получаются долговечными и прочными, легкими в ремонте. Следует учитывать, что компоненты используемых в работе материалов не безопасны для здоровья. Необходимо работать в резиновых перчатках, защитных масках, очках, в хорошо проветриваемом месте.
Читайте также: