Покровцы и воздух своими руками
В этой части предлагаю вам рассмотреть принадлежности православного храма, имеющие особое символическое значение и давнюю историю происхождения.
1. Покровцы и Воздух составляют литургический комплект или покрова — церковная утварь византийского обряда, матерчатые платы, которыми покрывают потир и дискос с поставленной на него звездицей во время литургии. Два покровца и воздух составляют комплект .
Покровцы выполнены в виде крестов, их плотная, негнущаяся середина накрывает чаши сверху, а их концы, как лепестки, мягко спадают вниз, покрывая, таким образом, сосуды с четырех сторон.
Воздух (большой покров) выполняется мягким, прямоугольной формы и им поверх покровцов накрывают потир и дискос, стоящие рядом.
В данной работе в качестве декора необыкновенной красоты вышивка выполненная в различных техниках(в том числе аппликация из бархата и шёлка) и бахрома (период изготовления до 1900г. По уровеню исполнения работы имеет музейный статус)
Воздух.Более детальное фото. (период изготовления до 1900г.)
Покровец.Более детальное фото. (период изготовления до 1900г.)
2.Покрывало большое.Изготовлено из темной ворсовой ткани типа велюра. Декорирован аппликацией из металлизированной тесьмы серебристого цвета с вышивкой бисером стеклярусом. Лики Херувимов выполнены по средствам печати на бумажной основе и укреплены марлей.По периметру изделия проложен декоротивный шнур-тесьма (период изготовления до 1900г.)
3. Покровец. Выполнен из парчовой ткани с золотой металлизированной нитью .Декорирован бахромой,цветной аппликацией с использованием парчи и бархата и вышивкой бисером, металлизированными паетками и битью (период изготовления до 1900г.)
4. Покровец. Выполнен из ворсовой ткани типа плюша с коротким ворсом на х/б основе .Декорирован бахромой, аппликацией из шнура,и вышивкой бисером, металлизированными паетками , а так же мелкими "чешуйчатыми" элементами. увы название сама не знаю и буду благодарна если кто то подскажет. по виду 3-4мм матовая непрозрачная основа типа ракушечки с ребристым краем . (период изготовления изделия до 1900г.)
5. Покровец. Выполнен из ворсовой ткани типа велюра .Декорирован серебристой бахромой, аппликацией и вышивкой бисером, металлизированными паетками и битью. Лики Херувимов выполнены по средствам печати на бумаге и укреплены марлей (период изготовления до 1900г.)
Благодарю Вас за внимание к моим заметкам и буду рада если информация оказалась кому то полезной и нужной)
Вечером разложила канву. Зачем я её столько купила в последнюю поездку в Сан Пауло, я не знаю, но ушло на выкройки почти ВСЁ!
Что меня поразило, при кройке, что канва не одинаковой длины по горизонтали и вертикали.
Т.е. средний квадрат у Покровцов 72 клеточки на 76!
И длину лепестков Покровцов пришлось регулировать.
Выкройка с запасом на швы. Признаюсь, что каждый квадрат на 4 дня вышивки, упираясь во всю!
А всего квадратов 10
Но окончательно меня сразили размеры Воздуха. Вот сколько я уже делала больших вещей, я была сражена наповал! :))) Батюшка сказал 80см на 60см, но можно и больше :)))
Не смотрите на выражения лица! Рабочий момент. Бегемот делает уже второй кадр, на часах половина 11 вечера, я на автопилоте и в полном потрясении!
Чисто для оценки грандиозности вышивки. Я уже сказала батюшке, что будет килограмм бисера. Засыпая, я понялал, что уменьшила вес. он будет БОЛЬШЕ! Не смотрите на выражения лица! Бегемот тоже спать хотел и тормозил сильно! :)))
Для составления схемы я уже склеила ДВА миллиметровых листа размером каждый с А4. Вот пойду в ксерюшню, увеличу саму Икону, которую буду переносить на миллиметровку.
Ну, а схемы на Покровцы просто малыши, по сравнению с Воздухом! Тем не менее, с учетом предполагаемых поездок, я высчитала, что буду вышивать до 1 августа, если начну со второй недели Поста. Мне ж надо составить схемы и кончить Гендальфа. А юбилей в церкви 9 августа. Хм-хм, придётся придумать режим и сделать раньше.
В этой части предлагаю вам рассмотреть принадлежности православного храма, имеющие особое символическое значение и давнюю историю происхождения.
1. Покровцы и Воздух составляют литургический комплект или покрова — церковная утварь византийского обряда, матерчатые платы, которыми покрывают потир и дискос с поставленной на него звездицей во время литургии. Два покровца и воздух составляют комплект .
Покровцы выполнены в виде крестов, их плотная, негнущаяся середина накрывает чаши сверху, а их концы, как лепестки, мягко спадают вниз, покрывая, таким образом, сосуды с четырех сторон.
Воздух (большой покров) выполняется мягким, прямоугольной формы и им поверх покровцов накрывают потир и дискос, стоящие рядом.
В данной работе в качестве декора необыкновенной красоты вышивка выполненная в различных техниках(в том числе аппликация из бархата и шёлка) и бахрома (период изготовления до 1900г. По уровеню исполнения работы имеет музейный статус)
Воздух.Более детальное фото. (период изготовления до 1900г.)
Покровец.Более детальное фото. (период изготовления до 1900г.)
2.Покрывало большое.Изготовлено из темной ворсовой ткани типа велюра. Декорирован аппликацией из металлизированной тесьмы серебристого цвета с вышивкой бисером стеклярусом. Лики Херувимов выполнены по средствам печати на бумажной основе и укреплены марлей.По периметру изделия проложен декоротивный шнур-тесьма (период изготовления до 1900г.)
3. Покровец. Выполнен из парчовой ткани с золотой металлизированной нитью .Декорирован бахромой,цветной аппликацией с использованием парчи и бархата и вышивкой бисером, металлизированными паетками и битью (период изготовления до 1900г.)
4. Покровец. Выполнен из ворсовой ткани типа плюша с коротким ворсом на х/б основе .Декорирован бахромой, аппликацией из шнура,и вышивкой бисером, металлизированными паетками , а так же мелкими "чешуйчатыми" элементами. увы название сама не знаю и буду благодарна если кто то подскажет. по виду 3-4мм матовая непрозрачная основа типа ракушечки с ребристым краем . (период изготовления изделия до 1900г.)
5. Покровец. Выполнен из ворсовой ткани типа велюра .Декорирован серебристой бахромой, аппликацией и вышивкой бисером, металлизированными паетками и битью. Лики Херувимов выполнены по средствам печати на бумаге и укреплены марлей (период изготовления до 1900г.)
Благодарю Вас за внимание к моим заметкам и буду рада если информация оказалась кому то полезной и нужной)
Л итургический комплект – возду?х и два покровца – мы можем видеть на каждой Божественной литургии во время Великого входа. В руках у священника два сосуда, накрытых покровцами, а возду?х в этот момент находится на у него на плече (если в богослужении участвует диакон, то один из сосудов у него в руках, а возду?х на его плече). Священные сосуды – дискос и потир – накрывают покровцами после проскомидии, а сверху еще возлагают возду?х. После перенесения сосудов с жертвенника на престол во время Великого входа покровцы снимают, и сосуды накрывают только возду?хом. Во время чтения Символа веры мы также можем видеть через открытые Царские врата, что священнослужители веют возду?хом над сосудами.
Покровцы имеют древнее происхождение. Они исполняли практическую задачу предохранения Святых Даров в сосудах от попадания пыли, мошек, которых особенно много в жарких странах. Существовали даже специальные опахала, которыми служитель овевал воздух, отгоняя мошкару.
В появляется традиция вышивать на покровцах и возду?хе различные символические изображения.
Для храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы недавно были подготовлены два покровца и возду?х . Мастерицы Валентина Яковлевна и Вера рассказали о своей работе над предметами . Закончив курсы церковной вышивки, которые преподаются в училище благочестия при храме прп. Андрея Критского на Рижском проспекте (подворье Константино-Еленинского монастыря), они работают теперь там же в мастерской. По просьбе настоятеля храма протоиерея Александра Степанова Валентина Яковлевна и Вера подготовили особый литургический комплект. Работа сложная, очень тонкая. Все вместе, подготовка и сама работа, начиная с приобретения бархата и всех материалов, заняла полтора года. Подбирали, искали, советовались с отцом Александром. Именно он и подсказал цвет для этого комплекта, который хотел бы иметь в храме.
Как и облачение, литургические комплекты имеют разные цвета с разной символикой. Комплект, выполненный Валентиной Яковлевна и Верой, темно-бордового цвета. Это цвет постовой или цвет мученичества, цвет мученической крови. С таким набором служат в пост или в дни памяти мучеников. Храм освящен во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы, соответственно и цвет подобран. Эти покровцы и возду?х предназначены не для ежедневного служения, а только по особым дням.
В наше время возду?х и покровцы делаются из различных тканей, которые подходят под церковное убранство. Для этого используют богатые дорогие ткани – бархат, моар, парчу. Украшают золотыми или серебряными нитями и натуральными камнями. Чтобы не видна была изнанка и вышивальные узлы, делается подкладка из более тонкой ткани, но тоже хорошего качества. Для этой цели в основном используется шелк.
В современной традиции посредине покровцов и возду?ха обязательно вышивается крест, а на лепестках (частях покровца, которые свисают с четырех сторон сосуда) и по краям возду?ха вышивается орнамент, рисунок которого должен быть обязательно символичным. На возду?хе орнамент может располагаться не вдоль всего края, а только по углам. Рисунок на всех предметах одинаковый. В качестве основного узора на литургичеком комплекте, подготовленном Валентиной Яковлевной и Верой для нашего храма, вышита виноградная гроздь – один из главных христианских символов, напоминающий нам о Вине Жизни, о Христе. А поднимающаяся вверх виноградная лоза с гроздьями символизирует восхождение на Небо, в Царство Небесное. Как правило, по краям пускается бахрома, но может быть и витой шнур, или ничего не быть, и тогда края украшаются обшитыми камнями. Варианты могут быть очень разные.
Еще до приобретения материалов придумываются эскизы орнамента и креста и вообще весь вид, размеры и устройство покровцов и возду?ха. Мастерицы рассказывают, что, наверно, это самое главное. Потому что уже от рисунка зависит, какие материалы необходимо подготовить.
После всех приготовлений приступают к кройке, а затем детали натягивают на специальную раму. Покровцы могут быть из одного куска материи, а могут быть выкроены из пяти частей – четыре лепестка прикрепляются к центральной части, на которой вышивается крест, и которая непосредственно накрывает чашу сверху. Валентина Яковлевна и Вера наши покровцы делали из частей, и каждую часть вышивали отдельно. Потом все это собиралось вместе. При украшении предметов использовался натуральный янтарь.
На вопрос, кто над какой частью трудился, мастерицы ответили, что очень важно, чтобы работа велась совместно, потому что в таком случае это по настоящему соборный труд. Как Церковь Единая и Соборная, так и тут – предмет один, а работа соборная. И такая работа приобретает уже совсем другой статус.
На Светлой седмице литургический комплект – два покровца и возду?х – были освящены в храме св. вмц. Анастасии Узорешительницы настоятелем протоиереем Александром Степановым. В небольшом слове после освящения отец Александр сказал, что теперь имена потрудившихся для нашего храма мастериц буду поминаться за богослужением в качестве благоукрасителей храма сего.
От имени прихожан редакция сайта благодарит замечательных мастериц Валентину Яковлевну и Веру за такую прекрасную работу.
Подготовила материал и беседовала с мастерицами Екатерина Степанова.
Фото: Елена Басова и Екатерина Степанова.
Читайте также: