Метеостанция своими руками для детского сада на участок

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 10.09.2024

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений. В нашем детском саду возникла проблема экологической воспитанности ребенка как результат педагогически грамотного приобщения ребенка к экологической культуре. В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на участке нашей группы, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды, изучать народные приметы.

Экологическая развивающая среда должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения

Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.

Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще – не значит лучше и интереснее. С ее созданием появится возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для создания метеостанции нужно выбрать открытый, солнечный участок для установки метеодомика. Для наблюдений за погодой будут использоваться традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, флюгер, ветряной рукав, султанчики, рамка облаков, снегомер).

Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

- наблюдать за небом и облачностью,

- с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,

- с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,

- измерять количество осадков с помощью дождемера,

- определять температуру воздуха с помощью термометра,

- с помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды,

- сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.

Оборудование детской метеостанции включает в себя:

Наблюдение за ветром

Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.

Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части— флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

Позволяет определить силу ветра: Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

Бесприборное наблюдения за ветром

Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются султанчики и вертушки. А также дети учатся использовать в исследовательской работе народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.

Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру.

Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: - 5°.

Наблюдение за выпадением осадков

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: Равномерный (без сугробов). Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. С проталинами. Лежит только местами.

Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Дождемер – прибор для измерения количества осадков.

Наполняемость метеостанции может пополняться.

Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снимать показания с приборов.

Метеостанция в детском саду — это экологический уголок. Он поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики.

Список использованной литературы

1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке

детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании

дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного

учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в

экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.

5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :

Детство – пресс, 2003.

Автор: Марина Борисовна Иванова

М етеостанция в детском саду

Марина Борисовна Иванова, воспитатель

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений. В нашем детском саду возникла проблема экологической воспитанности ребенка как результат педагогически грамотного приобщения ребенка к экологической культуре. В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на участке нашей группы, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды, изучать народные приметы.

Экологическая развивающая среда должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения

Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.

Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще – не значит лучше и интереснее. С ее созданием появится возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для создания метеостанции нужно выбрать открытый, солнечный участок для установки метеодомика . Для наблюдений за погодой будут использоваться традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, флюгер, ветряной рукав, султанчики, рамка облаков, снегомер).

Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

- наблюдать за небом и облачностью,

- с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,

- с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,

- измерять количество осадков с помощью дождемера,

- определять температуру воздуха с помощью термометра,

- с помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды,

- сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.

Оборудование детской метеостанции включает в себя:

Наблюдение за ветром

Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.

Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части— фл югарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

Позволяет определить силу ветра: Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

Бесприборн ое наблюдения за ветром

Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются султанчики и вертушки. А также дети учатся использовать в исследовательской работе народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.

Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру.

Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— гр адусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: - 5°.

Наблюдение за выпадением осадков

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: Равномерный (без сугробов). Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. С проталинами. Лежит только местами.

Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Дождемер – прибор для измерения количества осадков.

Наполняемость метеостанции может пополняться.

Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снимать показания с приборов.

Метеостанция в детском саду — это экологический уголок. Он поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики.

Цель работы: создание элемента экологической тропы -метеоплощадки , как части предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников.

Дидактические задачи:

1.Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами : компасом, термометром, барометром, дождемером, ветряным рукавом, флюгером, солнечными часами;

3. Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;

4. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

5.Формировать представления о четырех частях света;

6. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога.

Описание

Метеоплощадка - это специальный участок местности на территории детского сада, на котором установлено метеорологическое оборудование для элементарного прогнозирования погоды.

Метеорологическое оборудование детской метеоплощадки:

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.

Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.

Дождемер– прибор для измерения количества осадков.

Термометр- прибор для измерения температуры воздуха.

Ветряной рукав- прибор для измерения силы ветра.

Солнечные часы - прибор для определения времени.

Основные требования к организации

метеоплощадки.

Метеоплощадка является важным элементом экологической тропинки. Она должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами,с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений,практических работ, организовать систематические наблюденияза погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а такжеизучение микроклимата территории детского сада.Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м?, желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев, которые могли бы препятствовать свободному перемещению воздушных масс и выпадению осадков. Для удобства проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50см. Специальное оборудование необходимо расположить компактно на двух металлических стойках, что позволит детям в доступной форме, самостоятельно или с помощью воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года.

Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно в 8 часов утра.



Барометр - прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое - облачную и дождливую).

Детский барометр выполнен на отрезке доски размером 15 х 30 х 2 см.

Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:



Дождемер - метеорологический прибор для измерения количества осадков.



Флюгер - метеорологический прибор для измерения направления ветра.



Солнечные часы - прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и е? движению по циферблату.


Горизонтальные солнечные часы выполнены из фанеры. Циферблат находится на подставке строго горизонтально. Стрелка (гномон) представляет собой треугольник , один из углов - прямой (90 градусов), второй - широта местности (то есть в Москве, это будет треугольник с углами 90 и 55 градусов). Устанавливаем треугольник на местности, где у нас планируются часы, ориентируясь по компасу, на север. Деление циферблата на часы-сектора производится механически.

Заводим таймер, и каждый час отмечаем деления.



Ветряной рукав – это метеорологический прибор для определения силы ветра. Длина рукава 70 см и устанавливается на вращающейся опорной оси.


Рекомендации.

При решении воспитателем указанных дидактических задач, целесообразно в каждой группе вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных.

В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований, методически правильным будет использование воспитателями игровой формы общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.


В статье описан опыт работы по созданию метеоплощадки на территории МДОУ д/с № 98. Данный опыт будет полезен при организации метеоплощадки в дошкольных образовательных организациях. Создание метеоплощадки обогатит пространство детского сада, поможет познакомить детей с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Детский сад ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, ранее неизведанного.

Для того, чтобы процесс наблюдения за явлениями погоды сделать интересным, необходимо оборудовать на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку. Все дети детского сада во время прогулки смогут воспользоваться оборудованием для наблюдений, приборами для фиксации состояния погоды и состояния окружающей среды. С созданием метеоплощадки на территории ДОУ появится возможность на прогулке погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Возникло много вопросов:

- Как сделать процесс наблюдения за явлениями погоды интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку?

- Где разместить метеоплощадку со специальным оборудованием, предназначенной для обучения воспитанников детского сада элементарному прогнозированию состояния погоды?

- Какими метеорологическими приборами должна быть оборудована метеоплощадка в ДОУ?

Задачи, которые решались на пути к цели:

- обустроить метеоплощадку (покрытие, заборчик, метеобудка, столик, скамейки, шест для флюгера, магнитно-меловой стенд);

- озеленить прилегающую территорию (посадка растенийсиноптиков);

- оснастить необходимым оборудованием: термометры (водный, надпочвенный), анемометр, солнечные и песочные часы, осадкомер, флюгер, ветряной рукав, барометр, компас, а также материалами для экспериментирования;

- учить детей определять погоду, составлять прогноз погоды, используя для этого специальные приборы;

- учить использовать прогноз погоды в деятельности.

Для начала мы определились с тем, из чего будет состоять наша метеоплощадка. Это важно для того, чтобы в дальнейшем рассчитать необходимые нам материалы и освободить пространство для работы и монтажа игровой метеостанции.

- учесть требования и мнения всех участников педагогического процесса создаваемого будущего;

- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ.

G:\отчет о метеоплощадке\СХЕМА-ПЛОЩАДКИ.jpg

Наши мечты сбылись, в ходе реализации проекта огорожена и благоустроена площадка размером 5 х 5 м?, на которой размещено оборудование для наблюдений за погодой и природными явлениями. Метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Наши воспитанники получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них огромный интерес.



Теперь, с открытием метеоплощадки, ежедневно наши воспитанники проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

- определяют температуру воздуха в тени и на солнце;

- измеряют количество осадков с помощью дождемера;

- снимают показания барометра;

- с помощью флюгера и вертушек для измерения силы ветра дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал;

- с помощью ветрового рукава определяют направление и силу ветра;

- выставляют показания на стендекалендаре;

- делают прогноз погоды на текущий день;

- сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп;

- изучают вблизи птиц в любое время года, оставляют им подкормку проявляя к ним заботу;

- определяют погоду с помощью растенийсиноптиков.

Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.

Метеоплощадка стала изюминкой, маленькой экосистемой нашего детского сада.

Перспективный план работы на 20182019 учебный год

Экскурсия на метеоплощадку.

Знакомство с видами облаков.

Опыт с рамкойискателем по определению видов облаков.

Наблюдение за снежинками. Опыты со снегом, льдом. Обустройство кормушек на метеоплощадке.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей о декабре. Дать представление о том, как образуется снег. Продолжать знакомить детей с народными приметами.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей о январе. Продолжать знакомить детей с народными приметами.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты. Расширить знания детей о феврале. Продолжать знакомить детей с народными приметами. Продолжить работу с календарем природы.

Наблюдение за облаками. Опыт с рамкойискателем.

Знакомство с компасом. (Почему их два на площадке?).

Уточнить знания детей о частях света, о том, как работает компас.

Расширить знания детей о марте. Продолжать знакомить детей с народными приметами. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей об апреле. Учить детей видеть необычное в окружающем мире. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное. Продолжать знакомить детей с народными приметами.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей о мае. Продолжать знакомить детей с народными приметами. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное.

Наблюдения за изменениями в природе, ведение календаря погоды, опыты с песком, водой.

Познакомить с тайнами нашей планеты, удивительными фактами. Продолжать учить детей ставить опыты. Закреплять знания детей о приборах, продолжать вести календарь природы. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное, систематизировать свои наблюдения.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей о июле. Продолжать знакомить детей с народными приметами. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное.

Мы очень рады, что наша работа оказалась не напрасной, дошколята каждый день с удовольствием и интересом идут на метеоплощадку, чтобы снова и снова наблюдать за сезонными изменениями и явлениями в природе. И глядя на огромную увлеченность наших ребят, хочется сказать, что включение ребенка в исследовательскую деятельность позволило значительно повысить образовательный процесс в ДОУ.

  1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. — 2002.- № 3. — с.76.
  2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 113 с.
  3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. Под ред. О. В. Дыбиной. — 2 — е. изд., испр, М.; ТЦ Сфера, 2014. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): знание детей, ребенок, опыт, прибор, детский сад, погода, беседа, метеоплощадка, наблюдение, прогноз погоды.

Похожие статьи

Метеостанция в дошкольной организации (из опыта работы)

Наш детский сад решил не останавливаться на общеизвестных способах экологического воспитания детей.

Также много вопросов у детей возникало во время наблюдений за облаками — как их различать, а на нашей метеостанции такого прибора не хватало.

Организация наблюдений в природе | Статья в журнале.

Детская метеостанция, это комплекс различных приборов измеряющие погодные условия.

Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводим наблюдение за погодой

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, наблюдение, ребенок, рост.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе.

В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению

Ребенку — дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные

Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они.

Дети рисуют планы засадки растений, цветовой фон. Закупаем семена и ждем весны.

Детей очень заинтересовало, как из маленькой семечки развивается растение.

Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.

Экологическое воспитание дошкольников в старших группах в ДОУ.

Чтобы научить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать

Воспитатели с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений.

- на экологической тропинке детского сада созданы условия для оздоровления детей, их.

Экологическое воспитание под открытым небом

В детском саду экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический

Дети среднего дошкольного возраста не способны к продолжительным наблюдениям, однако в течение

Следует помнить, что обобщенные знания детей о сезонах формируются постепенно.

Наблюдение за свойствами воды | Статья в журнале.

Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью — сложная задача. У них наблюдается плохое понимание речи, трудности в активизации словаря.

План проведения прогулки: Организационный момент. Беседа о воде. Наблюдение за свойствами воды.

Наблюдение как метод оценки качества образовательного.

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка ребенка, образовательная деятельность, знание

наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, карт наблюдения, детский сад, группа.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей.

Мотивировать детей так, чтобы они сами сделали предположение, почему происходит именно так, а не иначе. Хорошо, если спонтанное исследование удается отразить в продуктивной деятельности детей, пытаться нарисовать объект, или сделать схему; записать опыт знаками.


Наш проект будет интересен как сотрудникам детского сада, так и родителям.Целью проекта является создание предмето-развивающей среды и исследовательской деятельности старших дошкольников.

Содержимое разработки

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Актуальность проекта:

почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

Пояснительная записка

Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.

Экологическая развивающая среда должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения

Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.

у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта:

создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

познакомить с профессией метеоролога;

формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

формировать представления о четырех частях света;

познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым;

привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.

Вид проекта:

Возраст детей, на которых рассчитан проект:

старший дошкольный возраст.

Продолжительность проекта:

Сентябрь 2017г.- август 2018г.

Этапы проекта:

обозначение цели проекта;

постановка задачи данного проекта;

определение сроков проведения проекта;

составление плана работы над проектом.

изготовление приборов – помощников;

работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

подготовка отчета с презентацией.

развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды;

иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;

знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

Формы работы по проекту:

Наблюдения в природе

Книга народных примет

Чтение художественной литературы

Работа с родителями

Содержание проекта:

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Считается, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды. В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно – образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно – образного к словесно – логическому, понятийному мышлению. Педагоги нашего детского сада стараются найти новые формы экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая является интересной и поучительной для детей при изучении многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. В возрасте 5-6 лет наших детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы оборудовали на своем участке метеостанцию. С ее созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для метеостанции выбрали открытый участок и установили метеодомик.

Для наблюдения за погодой были использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы).

Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Таким образом, работа на метеостанции позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

наблюдать за небом и облачностью,

с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,

с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,

измерять количество осадков с помощью дождемера,

определять температуру воздуха с помощью термометра,

с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды,

сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие с приборов и составление прогнозов. Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Читайте также: