Масмак чувашский своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 10.09.2024

1. Обогатить словарь детей следующими словами и выражениям и:

2. Развивать у детей глазомер и художественный вку с при создании

2. Пр одолжать создавать условия для развит ия индивиду альности

3. Воспитывать позна вательный интерес и желание составлять у зоры по

Демонс трационный материал : шкату лочка с оригиналом выш итой

головной повязки масмак, алгор итмы создания орнамен та «Крутые горы со

Разда то чный материал: полосы бумаги кр асного цвета р азмером 5*20 см,

гуашевые краски 5 цветов (синий, черный, белый, зеленый, желтый),

непроливайк и, салфетки, к источки № 3 пони или белка , подставки .

Воспитатель в чувашском на циональном костюме встре чает детей.

- Ребята, сего дня я пришла к вам не с пустыми руками, а с красивой

шкатулочкой. Что же в ней? (воспитат ель открывает шкатулку, достаёт из неё

повязку масмак ) . В ы знаете, что это та кое ? (д ети отвечаю т).

- Ребята, есть чувашская л егенда о масмак. П ослушайте её. Согласно

чувашской леген де маленькая дево чка Масмак и мама с пустились за водой к

речке. После грозы н ад рекой они увидели красивейшу ю радугу. Е ё яркие цвета

очень обрадовали девочку. Масмак и мама долго любовались радугой. Когда они

пришли домой, девочка попросила ку сочек белого холста и стала вышивать

красными, синими, желтыми , зелеными, черными нитками кр асивые узоры,

похожие на р аду гу. Девочка подарила эту повязку с чудесной вышивкой маме и

мама с огром ным удовольствие м сразу же одела ее. Прохожие о с танавливалис ь и

Головные уборы чувашей

Презентация по истории и культуре родного края на тему "Головные уборы чувашей" (7-11 класс, история, культура родного края). Старинные головные уборы чувашских женщин и мужчин. Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику. В народное искусство вложена душа народа.

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Мужские головные уборы Летние ? Летние Шляпы (ялкас) Шляпы (ялкас) из войлока из войлока Зимние ? Зимние Шапки (??л?к) из кожи, Шапки (??л?к) из кожи, меха, сукна меха, сукна

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Женские Женские головные уборы головные уборы ? ШапкиШапки Тухья, хушпу, шапки Тухья, хушпу, шапки Покрывала ? Покрывала Сурпан, п?ркенч?к, пу? Сурпан, п?ркенч?к, пу? тутри, масмак, чалма тутри, масмак, чалма

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Сурпан – головной – головной Сурпан убор в виде убор в виде длинного узкого длинного узкого полотенца, полотенца, украшенного на украшенного на

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Зинаида Зинаида Ивановна Ивановна Воронова – Воронова – народный народный мастер мастер -умелец -умелец

Головные уборы чувашей

Головные уборы чувашей

Чувашский народный костюм, фото № 1

В чувашском женском костюме рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках.

Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Концы остриев, возвышающиеся над бисерной поверхностью, нередко выполнялись из олова. Самой отдаленной эпохой, где искусствоведы обнаруживают параллели тухье, является III тыс. до н. э. (ареал южных областей Средней Азии и Северного Ирана), а наиболее близкое к сегодняшнему дню время - V-VII (районы Северного Таджикистана, древний Пенджикент) и VIII (ранний период Волжской Булгарии) века . В настоящее время головной убор, похожий на тухью, можно встретить в туркменской тахъе.

Чувашский народный костюм, фото № 2

Чувашский народный костюм, фото № 3

Чувашский народный костюм, фото № 4

Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.

Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные - ама, шюлкеме, перевязь - тевет, наспинное - пусь хысе, подвески к поясам - сара, к сурпанам - сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.

Как отмечает А.А.Трофимов, самые ранние из украшений, которые имеется возможность исследовать, датируются началом XVIII в. (более ранние не сохранились), однако в них прослеживаются традиции, идущие из глубокой древности. Чувашские народные украшения прошлого, как вышивка и ткачество, делятся на три основных типа, в зависимости от трех основных этнографических групп народа. Подразделяются они также и по полу, и по возрасту и по семейному положению их носителей.

Женские и девичьи украшения чувашей имеют свои аналогии в костюмах поволжских народов: марийцев,мордвы, удмуртов. Одним из популярных украшений был нагрудник, часто - треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами.

Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. при вышивании применяли двадцать пять видов швов.

В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.

Чувашский народный костюм, фото № 5

Чувашский народный костюм, фото № 6

Чувашский народный костюм, фото № 7

Чувашский народный костюм, фото № 8

Чувашский народный костюм, фото № 9

Чувашский народный костюм, фото № 11

Чувашский народный костюм, фото № 12
Чувашский народный костюм, фото № 13

Чувашский народный костюм, фото № 14
Чувашский народный костюм, фото № 15

Чувашский народный костюм, фото № 16

Чувашский народный костюм, фото № 17

Чувашский народный костюм, фото № 18

Чувашский народный костюм, фото № 19

Чувашский народный костюм, фото № 20

Чувашский народный костюм, фото № 21

Чувашский народный костюм, фото № 22

Чувашский народный костюм, фото № 23

Чувашский народный костюм, фото № 24

видео с чувашскими узорами

Фото - из книги-альбома "Чувашский костюм от древности до современности" (2002) и альбома "Чувашское народное искусство" (1981).

ролик с фотографиями костюмов, под мелодичную песню (книга-альбом "Чувашский костюм от древности до современности" (2002) и альбом "Чувашское народное искусство" (1981). .

Чувашский костюм

Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пёркенчёк).

Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику. У низовых сурпан был длинный (почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя часть делалась из белого полотна, а концы сурпанов украшались узорноткаными полосками, лентами (хаю), позументом (ука), кумачом (сентел), кружевами (шатакла). Узорнотканые полоски выступали на сурпанах в виде таких узоров, как квадраты, ромбы, кресты и т. п. Сурпан низовых закреплялся головной повязкой (пус тутри).

Сурпан чувашек анат енчи был короче, украшения были несколько уже - это тканые или кумачовые полоски, вышивка, белые кружева. Сурпан одевался по-другому, с помощью повязки масмак.

Сурпаны верховых чувашек были недлинные (120-150 см), узкие. Их изготовляли из тонкого полотна с двусторонней вышивкой. Геометрические узоры вышивок, как и у анат енчи, размещаются ярусами. Концы сурпанов украшались бахромой (сусе, ярапа), разноцветным бисером (шарса).

Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у анат енчи и анатри они широкие с крупными узорами, у вирьял-узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани. Орнамент узоров на масмаках очень разнообразный-это фигуры коней, птиц, драконов, целые орнаментированные "картины" сотворения мира.

Женщины анат енчи и анатри в прошлом носили чалму - косынку из тонкого белого холста, ею закрывалась вся голова (у чувашских женщин бытовал обычай не показывать волосы). По краям чалмы размещалась вышивка.

В чувашский женский наряд входили поясное и набедренное украшение-сара и яркач. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками, украшали нашивками. Длинная бахрома обогащала эти наряды, а при движении оживляла весь костюм женщины. Орнамент узоров - геометрический, связанный с представлением о модели мира. Использовались и стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев.

В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Возникли они разными путями, претерпевали изменения, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность их носителей. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей.

Полный комплекс украшений представлен в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.

В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят головной убор девушки тухъя, головной убор женщины хушпу, нагрудные и шейные наряды (ама, шўлкеме, алка, мая, суха), перевязь (тевет), подвески (сарка), браслет (сула), кольцо (сере), поясные подвески-нахвостник (йёс хўре), поясной кошелек (енчёк), поясное зеркальце (тёкер) и др. Головные уборы встречаются трех типов: в виде широкого обруча с расширяющимися кверху сторонами, полусферические (с закрытым верхом) и в форме шапки с открытым навершием. Хушпу имеет твердый остов, наспинную часть (хўре), украшена она монетами, бисером, раковинами каури, кораллами. Головная часть убора покрывалась семью или девятью рядами бляшек или нухраток, центральная часть украшалась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На "ушах", наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон. В хушпу явно ощущается стремление его создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.

Тухъи бывают двух видов - островерхие и без острия. У тухъи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев. Красиво оформлялся козырек убора-красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по тринебольшие кисти из красных, белых и зеленых бисеринок. Тухъя не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.

В одном ряду с тухъя и хушпу находятся женские и девичы нагрудные украшения - шўлкеме и ама. Девичье шўлкеме, в отличие от женского, не имело трехугольной детали в верхней части и было одноярусным. Шўлкеме верховых чувашек состояло из двух одинаковых частей: собственно шўлкеме и сурпан сакки, соединенных в два яруса, и имело квадратную форму, а у низовых и средненизовых - соответственно полуовальную и прямоугольную.

По своей конструкции ама (другое название-хёрес сакки) существовал в двух видах: ама из отдельного нагрудника и нагрудник ама с наспинной частью пус xысё. Шўлкеме и ама украшали серебряными монетами, рядами разноцветного бисера, бусами, раковинами.
Среди шитых бисером, украшенных серебром нарядов особое место занимает женское и девичье украшение в форме перевязи - тевет. Надевали перевязь через левое плечо. Женщины носили ее на свадьбах, девушки-во время весеннего обряда девичья пашня, на хороводах и осенних праздниках, посвященных молотьбе, первому хлебу или льну. Тевет представляла собой широкую (до 10-12 см) полосу, сшитую из холста с подкладкой. Она украшалась узорной тесьмой (по краям) с нашитыми на ней рядами бисера и раковин, рядами монет, бисера. На концах тевети вышивались узоры - изображения светил, очертания гор, деревьев.

Девушки носили шейные ожерелья ука, на холщовую или кожаную основу которых нашивали бусы, бисер, монеты. Суха (май шарси) изготовлялась также в виде густой сетки, составленной из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд их составлялся из монет. Ожерелья низовых чувашей состояли главным образом из монет и назывались тенкёллё мая.

Очень важна была знаковая функция одежды - она показывала отличия по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию, ритуальному назначению (свадебная одежда, одеяние предводителей религиозных обрядов и т. д.). Знаковые различия проявились прежде всего в головных уборах и украшениях. Так, сурпан, масмак, хушпу, головной платок пус тутри являлись уборами замужних женщин. В свадебном обряде существовал специальный обряд одевания сурпана.

Сугубо девичьим головным убором была тухъя, ее уже не могла носить женщина. Женскими украшениями считались сурпан сакки, пус хысё, сурпан хысё, девичьими-шўлкеме, шейные украшения и ушные подвески (их носили также молодые женщины), украшения из лент. В то же время некоторые украшения были общими для женщин и для девушек-это сара, тевет, ама и др.



Тухъя анат енчи - средненизовых чувашей. XIX в.
Казанская губ., Цивильский у., д. Мусирма (ныне Урмарского р-на).



Девичий головной убор тухъя низовых группы (анатри). 19 в. Наиболее распространенный тип этого головного убора - круглая и богато орнаментированная шапочка, с заостренным коническим навершием наверху. Наушники - кожаные ии холщовые, треугольной формы (как на снимке) или в виде ремешков, как у самарских чувашей. Из кн. "Чувашский костюм от древности до современности". 2002.



Костюм девушки низовой группы (анатри). 19 в. Лесная подгруппа (хирти). Из кн. "Чувашский костюм от древности до современности". 2002.



Костюм девушки низовой группы (анатри), степная подгруппа (хирти). 19 в. Местный вариант шапочки тухъя (из селений т.н. Убеевского куста) отличается наличием кораллового "козырька". Это выступающий налобник с округлой передней кромкой (обычно края шапочки тухъя - ровные). Чересплечное украшение - подвеска теветь - имеет довольно простую форму (на плотную полосу холста нашито 2 ряда монет).Из кн. "Чувашский костюм от древности до современности". 2002.



Костюм замужней женщины с нагрудной подвеской ама. 19 в. Богато орнаментированная празднично-обрядовая рубаха, по шее и вдоль спины проходит женская повязка сурпан (местн. сорпан). С ушей свисают х?лха ?акки - подвески с монетами 15 и 20 коп., на серебрянном проволочном каркасе. Странно, но волосы оставались непокрытыми. Экспонаты ЧНМ, Чебоксары. Фото: Г.С. Самсонова.



Ама - основное женское украшение верховых чувашей (вирьял, тури). 19 в.
Тяжелая нагрудная подвеска с серебрянными монетами 1 руб, 50 коп. Нашивается на полосы (кожаные или матерчатые), соединенные внизу какой-либо перемычкой.
Поверх ама спускается ажурная цепочка чепчушка. Фото: Г.С. Самсонова.



?уха (ворот) - девичье шейно-наплечное украшение. 19 в. Диам. ок. 45 см. Холст, шитье бисером, бусами, серебряные монеты, жетоны, раковины каури. Дмитровоградский краеведческий музей, Ульяновская обл.



Археологическая находка - фрагмент шерстяной ленты с орнаментом из золотой позументной тесьмы ука и шнура. Вероятнее всего, это часть головного убора или повязки.



Снимок с девушкой в традиционном платье 18 - нач. 19 вв. Ассимметричный грудной разрез обрамлен богатым вышитым узором.



Традиционная девичья рубаха. 19 в. У девушки типичная чувашская внешность - овальное лицо, скромный взгляд, щеки здорового цвета.






Девичья рубаха. 19 в. Верховые чуваши (вирьял, тури). На груди - ассимметричный узор.



Девушка верховой группы (вирьял, тури) в богато орнаментированной рубахе 19 в., с обрядовым платком в руках. Экспонаты: ЧНМ, Чебоксары. Фото: Г.С. Самсонова.



Женская рубаха к?пе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Модель: Аня, ЧГХМ. Фото: М.А. Костарев.



Нагрудные узоры к?ск? на женской рубахе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Модель: Аня, ЧГХМ. Фото: М.А. Костарев



Нагрудные узоры к?ск? на женской рубахе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Скан (с геометрич. искажениями). ЧГХМ.



Подол женской рубахи. Нашивки, домотканая тесьма шарач. ЧГХМ.



Орнамент поясной подвески. 19 в. Верховые чуваши (вирьял).



Орнамент поясной подвески. 19 в. Верховые чуваши (вирьял).



Сурпан - женская головная повязка с украшенными концами. Нач. 20 в. Вышивка двухсторонняя. Верховые чуваши (вирьял). Из колл. Г.Н. Иванова-Оркова.



Узор на конце женской шейно-головной повязкисурпан. Кон. 19 в. Холст, вышивка двухсторонняя, ленты, бахрома. Казанская губ., Чебоксарский уезд (ныне Чебоксарский р-н Чувашской Республики). Верховые чуваши (вирьял). Из колл. Г.Н. Иванова-Оркова.



Узор на конце женской шейно-головной повязки сурпан. Кон. 19 в. Холст, вышивка двухсторонняя. Казанская губ., Козьмодемьянский уезд (ныне Моргаушский р-н Чувашской Республики). Верховые чуваши (вирьял).



Женская поясная подвеска, прикрывающая тыльную часть фигуры. Кон. 19 в. Кумач, вышивка, бисерные подвески. Средненизовые чуваши (анат енчи). ЧГХМ.



Свадебный платок (жениха, свахи). Фрагмент, угол с двухсторонним вышитым орнаментом. 19 в. Верховые чуваши (вирьял). ЧГХМ.



Узор женской головной повязки сурпан тутри. Нач. 20 в. Чуваши Самарской Луки. Самарская губ., д. Севрюкаево. Эспед. 1993 г.



Женская поясная подвеска, прикрывающая тыльную часть фигуры. 19 в. Холст, вышивка. Верховые чуваши (вирьял).



Узор поясной подвески. 19 в. Холст, вышивка. Верховые чуваши (вирьял).



Девичья нагрудная фигура сунт?х. Кон. 19 в. Ситец, вышивка.



Хулт?рмач - относительно простой наплечный узор, чья симметричная форма близка к овалу. Вышивался на большинстве рубах. В некоторых случаях узоры вышивались без черной контурной обводки. Скан выполнен с некоторым искажением.



Оформление подола женской рубахи. Кон. 19 в. Ситец красный и "французский", вышивка.



Узор поясной подвески типа сар?, сар или ярк?ч. 18 в. Двухсторонняя вышивка на холсте, нити шелковые и шерстяные, обшивка лентами. Верховые чуваши (вирьял).



Центральный орнамент поясной подвески сар. 18 в.



Поясная подвеска сар?, сар. Конец 19 в. Самарская Лука. Двухсторонняя вышивка шерстью, обшивка лентами, бахрома шерстяная. Экспедиция ЧГХМ 1995 г.



Центральный орнамент поясной подвески сар. Кон. 19 в. Самарская Лука. ЧГХМ.



Поясная подвеска сар. Кон. 19 в. Казанская губерния (закамские чуваши). Двухсторонняя вышивка, обшивка лентами, бахрома шерстяная. Экспедиция ЧГХМ 1995 г.



Орнамент поясной подвески сар. Кон. 19 в. Казанская губерния (закамские чуваши).

Читайте также: