Лигатура для саксофона своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 30.08.2024

По мере вашего роста и личного развития игры на саксофоне, рано или поздно вы стабильно научитесь играть по нотам и на слух. Согласитесь, что в какой-то момент вопрос – как извлекать звук из саксофона – отойдёт на задний план. Но это ненадолго, ибо в скором времени возникнет вполне естественное желание этот звук улучшить и добиться того самого звучания саксофона, из-за которого и возникло у вас к нему влечение, со всеми вытекающими последствиями. А так как на звук влияет очень много факторов, рассказать вам об этом – значит вооружить вас знаниями об основных принципах подхода к звуку. Делаю это для людей, думающих и решивших действительно научиться играть мелодии, т.к. постоянно слышу ошибочное мнение о зависимости звука на саксофоне от мундштуков, порожках, мостах, камер, лигатуры и т.д. Несомненно, от этого тоже зависит, что и как вы будете выдавать в эфир. Но при этом, если вы забудете про дыхание, вибрато, динамику и происхождение самого звука в голове, то будете вы в вечном поиске того, что лежит на поверхности. Об этом знает каждый профи, который так же, как и вы стремится к красивому звуку. И я совсем не оговорился, когда сказал о происхождении звука в голове. С этого, пожалуй, и начнём наш экскурс в страну саксофона, звук которого ни с чем не спутаешь. А если этот звук привлёк ваше внимание, то это и означает, что саксофонист над ним потрудился. Если вы так же готовы уделять этому время, то вы скоро узнаете, что формирует звук и как этого добиться.

Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.

Я решил начать с самого простого, на первый взгляд фактора. Но он тоже требует определённой умственной, слуховой и аналитической работы. А чтобы это вас не пугало с самого начала вы услышите мнение профессионального музыканта и педагога о том, что каждый из вас должен слушать саксофон, как можно больше и как можно чаще. Именно это прослушивание саксофона и привело вас к покупке инструмента, не так ли? Самый главный во всём этом деле вопрос – кого слушать и как слушать? Я сразу не беру во внимание многочисленные ролики в интернете, пусть даже с миллионными просмотрами. Это вполне себе понятная ресторанная музыка, записанная в студийных условиях. Ничего против не имею и рад, что

такой музыки много. Но вы же хотите развиваться, не так ли? Поэтому хочу привлечь ваше внимание к непререкаемым авторитетам в мире саксофона. И каждый из них многообразен, многогранен и не превзойдён в силу своей индивидуальности. Для всех нас это лучшие представители джазового саксофона на планете Земля. Но каждого из них любой профессионал отличит прежде всего по звуку. Я умышленно не перечисляю имена всем известных музыкантов, чтобы вы зашли на страницу “НАША МУЗЫКА – САКСОФОН” и не только узнали имена, но и перешли к прослушиванию. Почему они, а не другие? Именно они могут сформировать ваш вкус и повлиять на ваше отношение к звуку саксофона. Вслушиваясь в эти соло, вы не пройдёте просто так и обязательно впитаете в себя дыхание, вибрато и технику исполнения каждого из них. Всё это откладывается у вас в голове и со временем формирует ваш собственный звук, т.к. образец для подражания у вас уже есть. Вообще то говоря напишу я по этому поводу отдельную статью, а пока несколько советов, как слушать такую музыку. Первое правило – слушать то, что нравится, а то, что не нравится – просто пропускайте. Второе правило – то, что понравилось – обязательно дослушать до конца, чтобы иметь полную картину об этой вещи. Следующий совет – слушайте в наушниках, не пропуская деталей. Задаться вопросами: альт саксофон или тенор, мягкий звук или резкий и т.д. Уверяю вас, понимать со временем вы станете больше, слышать лучше и самое главное в голове появится представление о том, что звук у всех красивый, но разный. Вы перестанете восхищаться ресторанными роликами, хотя и среди них есть много интересного, но это отдельная история и сейчас речь не о ней. Для вас важно в развитии – знать истоки и ориентироваться на тех, кто вдохновляет звуком, соло и своим творчеством. И если вы уже взяли саксофон в руки, то поинтересуйтесь теми, кто внёс свой вклад в мировую культуру и благодаря которым джазовая музыка стала для многих примером для подражания. Я не случайно предлагаю джазовую музыку. На это есть множество веских причин, но об этом чуть позже.


1. Купить или арендовать? Новый или подержанный?
2. Сопрано, альт или тенор?
3. Выбор мундштука.
4. Выбор лигатуры.
5. Выбор стрэпа.

1. Купить или арендовать? Новый или подержанный?
Первое с чего начинается процесс обучения игры на саксофоне – это поиск инструмента. Вы можете купить или арендовать саксофон. Если Вы все-таки собрались покупать инструмент необязательно выбирать новый, самое главное чтобы все подушечки на инструменте плотно закрывали отверстия.

4. Выбор тростей.
Трости бывают разной толщины и в зависимости от этого они нумеруются от самой легкой №1 до самой тяжелой №5. Я выбираю Vandoren Traditional (синяя пачка), советую выбирать легкие трости, чтобы начинающему исполнителю было легко издавать звук. Для детей это №1, №1.5 (для сопрано-саксофона самые легкие №1.5); а для взрослых это №1, №1.5, №2. Номер трости каждый выбирает индивидуально, толщина трости не влияет на качество звука.

6. Выбор стрэпа.
Заключительный шаг – это выбор стрэпа (еще его называют гайтан, ремень, подвеска или ошейник). Это подвесная система которую Вы вешаете на шею или на плечи, а на крючок вешается саксофон. Выбор стрэпа играет важную роль, так как от комфорта зависят Ваши ощущения во время игры на саксофоне. Здесь смотрите на такой параметр как длина стрэпа, так как от расположения саксофона будет зависеть успешность звукоизвелечения.

И, конечно, оставляйте отзывы и пожелания. Постараемся исполнить.

Уроки Николая представляют собой описание основных видов техник и специальных приемов игры. Таких как слэп, мультифоники, гроулинг, фруллато и прочие. Кроме того, даются ответы практически на все вопросы, которые возникают у начинающих осваивать саксофон.

Урок 1.1 Подготовка саксофона к игре

Рассказывает Николай Годына:


Саксофон состоит из следующих частей:

  • мундштук
  • эска (шейка)
  • корпус саксофона, части которого называются:
    • ствол;
    • сапог;
    • раструб

    игра на саксофоне

    Корпус саксофона.

    Корпус имеет развитую систему клапанно-рычажного механизма, которая обеспечивает хроматический звукоряд во всем звуковом диапазоне саксофона. Воздух, заполняющих корпус выполняет роль резонатора звука. Изогнутая форма корпуса с раструбом обеспечивает удобство игры на саксофоне.

    Брать корпус саксофона рекомендуется за раструб. Это самый безопасный прием. Так вы сохраните от повреждений клапана и другую механику инструмента.

    игра на саксофоне как держать

    Эска (подмундштучная трубка) саксофона.

    Эска (шейка) — подмундштучная трубка предназначена для насаживания мундштука. Глубиной насаживания мундштука на эску можно подстроить инструмент. При глубокой посадке мундштука тон повышается, при мелкой посадке (не до конца) строй саксофона понижается.

    игра на саксофоне эска

    Эска с мундштуком устанавливается в корпус саксофона.

    После установки эски в корпус саксофона и регулировки ее положения к саксофонисту, она фиксируется крепежным винтом на корпусе.

    Мундштук саксофона.

    Мундштук у саксофона с одинарной тростью.

    игра на саксофоне мундштук

    Это, пожалуй, важнейшая часть конструкции саксофона. Потому что внутри мундштука зарождается так любимый многими саксофонный тембр.

    Возбудителем колебаний воздуха в мундштуке и эске является трость.

    Трость, это пластинка из тростника, которая колеблется под потоком выдыхаемого саксофонистом воздуха. От трости во многом зависит качество звука саксофона.

    Перед началом игры трость необходимо подготовить — размочить. Размачивают трость в стакане с водой. Опускают трость в воду на 10 — 15 минут, вынимают и протирают ее. Иногда саксофонисты размачивают трость слюной во рту.
    После размачивания кончик трости должен быть ровным. Если кончик трости имеет волнистые изгибы, то его выпрямляют. Для чего прижимают трость плоской стороной к ровной поверхности. Например, к площадке мундштука.

    игра на саксофоне трость

    На следующем этапе подготовки саксофона к игре собирают мундштук. Для этого трость плоской стороной кладётся на площадку мундштука и выравнивается по верхнему краю.

    Трость на мундштуке крепится лигатурой.

    игра на саксофоне лигатура


    Металлическая лигатура бывает с винтами вниз и с винтами вверх. Чтобы понять какая лигатура на вашем саксофоне используйте правило: у правильно надетой лигатуры винты находятся с правой стороны. На изображении мундштука, приведенном выше, винты расположены сверху, но все-равно справа!

    Лигатуру располагают немного ниже среза трости. Не рекомендуется ставить лигатуру выше среза или сильно ниже среза трости. Неправильно надетая лигатура плохо держит трость.

    До затягивания крепежных винтов на лигатуре необходимо выставить трость. При выставлении трости действуйте аккуратно. Трость берут за боковые края и, при необходимости, подталкивают ее в пятку. Нельзя выравнивать трость, касаясь ее верхнего острого кончика. Так можно повредить трость и привести ее в негодность.

    После выставления трости затяните крепежные винты лигатуры.

    При сборе мундштука лучше соблюдать советы опытных саксофонистов.
    Представляем видео-урок от Эдгара Шамова:

    Разбор саксофона после игры проводят в обратном порядке:

    • снимают эску;
    • затем снимают мундштук;
    • последней аккуратно снимают трость.

    Протирают и чистят все элементы саксофона. Бережно и осторожно ухаживают за клапанами инструмента. Затем всё укладывают по своим коробочкам, кармашкам и чехлам.

    Надеемся, что тема первого урока вами усвоена и можно переходить ко второму уроку:

    Урок 1.2 Саксофон обучение. Дыхание при игре

    Для особо одаренных сообщаем, что некоторые умельцы-новички увлекаясь пробуют покрутить отверткой разные винты на саксофоне. В результате получают вот такую картину:

    Игра на саксофоне по деталям

    Если вы не мастер по ремонту саксофонов или не преподаватель музыкальной школы, сильно не рекомендуем что-либо откручивать, гнуть, пробовать на прочность и ковырять на инструменте. При необходимости, обращайтесь к специалистам.

    Игра на саксофоне

    Саксофон самоучитель : 3 комментария

    Немного знаю нотную грамоту. Приобрел сакс альт, естественно хочу научиться играть на нем. Помогайте, Друзья


    Развлечения

    Есть такие духовые музыкальные инструменты, как кларнет и саксофон. Они отличаются друг от друга многими параметрами и конструкцией, но есть и то, что их объединяет.
    Первое что объединяет эти два инструмента, это то, что они являются духовыми, а второе это, то, что саксофон является прямым родственником кларнета.

    У обоих инструментов есть ещё определённые сходства, в некоторых элементах. Например, они имеют мундштуки, и обеим, инструментам необходимы трости. Трости необходимы для того, что бы инструменты воспроизводили звук, а изготавливаются эти трости из специального природного материала. Как правило, натуральный материал из которого они производятся, растёт в определённых местах планеты, и самый качественный находится на африканском континенте. Специальная разновидность лозы, бамбука или стволов особого камыша, вот из чего могут производить трости на музыкальные инструменты кларнет и саксофон.

    Самая высокая, качественная и поэтому дорогостоящая технология принадлежит французским производителям аксессуаров для духовых инструментов. Многими столетиями в этой стране отрабатывались секреты изготовления духовых музыкальных инструментов и сопутствующих им принадлежностей. Но в последние времена на территории других стран и территории СНГ появились свои мастера, которые также выпускают качественную продукцию.

    Мы ведём речь о тростях к музыкальным духовым инструментам кларнет и саксофон, поэтому рассмотрим далее, как изготавливают трости:
    Лоза, из которой нарезают заготовки под трости, с самого начала высушивают по специальной технологии, так что бы она была твёрдая и гибкая. Затем небольшие кусочки нарезанных заготовок распиливают на две части. Берётся одна такая часть, и приступают к шлифовке одной из её сторон. Когда процесс шлифовки дошёл до нужного размера, переводят внимание на другую сторону трости. Другая сторона трости слегка округлая, за счет того, что она не обрабатывается, а остаётся в натуральном виде. Обработке подвергается лишь небольшая часть этой стороны.

    Нужно сказать, что такие трости выпускаются различных размеров, за счёт того, что мундштуки музыкальных инструментов, на которые они крепятся, отличаются друг от друга размерами.
    Далее, что нужно сказать! Трости будет несложно изготовить и самостоятельно, для этого потребуется только исходный материал заготовки и специальная машинка, на которой изготавливают трости. Эту машинку могут ещё называть станочком, и дополнительно он может служить и для того, что бы подгонять размер трости под нужный размер мундштука.

    Попрактиковавшись, определённое время в изготовлении тростей, есть возможность запастись определённым количеством этих дорогостоящих аксессуаров. Такой небольшой кусочек лозы, немного немало стоит от 4 – 10 долларов за одну штуку, в зависимости от фирмы производителя. Но этот совет конечно на тот случай если вы музыкант или хотите таковым стать.

    Читайте также: