Латинский парус своими руками
Имелась только одна причина, по которой большой прямоугольный парус оставался в течение многих и многих веков на судах, совершавших плавание по Нилу. Эта река, как известно, течет с юга на север, в то время как преобладающие ветры дуют с севера на юг. Следовательно, когда судно спускалось вниз по течению, рангоут рубили и за дело брались гребцы. На обратном пути дул устойчивый попутный ветер, который не требовал лавирования для следования вверх по течению. Простота в конструкции прямых парусов и управлении ими способствовали такому длительному их господству на египетских, а затем и других средиземноморских судах. Прямой парус не нуждается в переходе с галса на галс при незначительном изменении направления попутного ветра, тогда как использование косых парусов в этом случае требует от экипажа постоянного внимания.
2 похода юзали паруса от Бен Ганна
www.turizmvnn.ru/report/parusnyy-pohod-po-ozeram-severnoy-karelii/
www.turizmvnn.ru/cont/show/5760390/
Кат становится скорее парусным, чем гребным. Успели купить до "кризиса". Сейчас цены взлетели.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. тема является архивной.
Пардон, сами паруса покупали у "Бен Ганна". Производства Питерской судоверви SSSales. "Железо", да , все самодельное по образу и подобию.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. тема является архивной.
Вопросы накопились. Больше интересует сравнение латинского и бермудского парусов ,применительно к надувному катамарану?
Т.к. тема является архивной.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. тема является архивной.
У меня все покупное. В том числе и железо.Брал еще зимой 12/13 года. Тогда назывался комплект вооружения Оптимист-2, сейчас не помню как. О, нашел! Канопус-2. Да, цена впечатляет. Тогда все было гораздо дешевле. Чуть менее "двадцатки". Заказ делал, если не в числе первых, то в первых 2-х десятках точно. :-) bgparus.ru/photoalbums/201673/photos/page/2 (верхняя строчка, третья слева и нижняя строчка - он там один)
К сезону 14 года по итогам эксплуатации (запад Карелии: оз. Ровкульское - Лексозеро - Сулозеро - р. Лендерка www.turizmvnn.ru/cont/show/51908/ ) внесены усовершенствования, а именно: удлинено нижнее колено мачты, изменена проводка такелажа, и основное - в отличие от декларируемых свободно стоящих мачт БГ - сделаны ванты и штаг. Увеличилась ветровая устойчивость. Поставлен "настоящий" руль вместо весла.
На большом кате куплены только паруса. "Железо" покупали где-то через Инет. Не я эти занимался, а хозяин ката. Все вместе (паруса и железо + часть работы) вышло где-то под "сотню". Аргон, по-моему не использовали, по крайней мере я - точно нет. Все на болтах/хомутах и кницах. В плане усовершенствований по итогам эксплуатации - усилить узел крепления шверта. До и само перо шверта сделать "покрасивее" :-D
Макс. скорость при курсе галфвинд (наиболее оптимальный) - до 14,5 км/ч по навигатору.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. тема является архивной.
Степс у БГ в виде тройника дюралевого (сваренного), надет на центральную балку, фикс. на заклепанных шпильках. Ориентация продольная, не вращается. Т.е. мачту заваливать на получится. нас это не напрягало, т.к. для прохождения мостов полсе отдачи вант и штага мачту просто выдергивали, оставляя первое колено. Снятие и установка 10 минут все вместе. Первое колено мачты раньше было на тросовых талрепах www.turizmvnn.ru/cont/show/52041/
Сейчас стоит "пирамидка" из трубок и хомутов.
Т.к. тема является архивной.
Ага!теперь понятно зачем наращивали еще одно колено!
Обычно на всех судах мачту располагают в 1/3 от носа.А на кате ,якобы, правильнее и обоснованнее во 2/3?Не сталкивались с таким мнением?
Т.к. тема является архивной.
ЮрийД писал(а)
Ага!теперь понятно зачем наращивали еще одно колено!
Обычно на всех судах мачту располагают в 1/3 от носа.А на кате ,якобы, правильнее и обоснованнее во 2/3?Не сталкивались с таким мнением? .
Колено наращивали на мачте с целью поднять гик на полметра примерно для того, чтобы при резком перекладывании оного с борта на борт не било по башке :-D А также для лучшего обзора по курсу. Всего лишь. ;-)
Насчет 1/3 и 2/3 ничего не знаю. По парусной теории на "правильной" яхте центр парусности должен находиться чуть-чуть в корму от центра бокового сопротивления. Это нужно для того, чтобы при случайно отданном руле во время порыва ветра яхта приводилась к ветру, а не уваливалась, что чревато килем (частный случай). В общем случае - при такой центровке судна управлять легче. Если вы про праус на Тритоне с айта, то чем руководствовался Дмитрий Якушин (Бенн Ганн) при постановке шверта и мачты на кормовую балку Тритона - мне неизвестно. Вероятнее всего удобством монтажа. У меня на Белрафте мачта стоит между 1 и 2 поперечинами. Подобрано опытным путем. Центральная балка удлинена "бушпритом". Вынужденно, но не мешает.
Для сплавного ката с симметричными гондолами центр бокового сопротивления (ЦБС) - по эскизу примерно в середине. Там же ставится шверт (желательно). соответственно мачта ставится чуть кпереди от шверта (побирается, или опытным путем, или по эскизу и расчетам центра треугольника - для бермудского или латинского паруса). В принципе, я цитирую книгу Перегудова, сам ничего не придумал. Там все необходимое есть. Если хотите парусно-гребное судно - шейте латинский парус, плоский, его проще всего сделать в домашних условиях. Получите начальный опыт и макс. удовольствие, поймете что к чему - далее "расшИрите и углУбите" (с)
Две предыдущие статьи касались в основном теоретических основ.
Теперь немного отдохнем от векторов и диаграмм и рассмотрим интересную тему — какие паруса может нести парусное судно, их достоинства и недостатки.
Вначале рассмотрим паруса, которые поднимаются на мачтах.
Все, существующие на данный момент паруса, можно разделить на две основные группы:
Прямые паруса
Прямые паруса обычно имеют вид трапеции или прямоугольника и поднимаются симметрично относительно мачты (рис. 1)
Рис. 1. Прямой парус
Этот тип парусов прошел огромный путь эволюции, длительностью в несколько тысяч лет. И изменился от простого полотнища, способного двигать лодку строго по ветру, до достаточно сложной системы, которую можно применять на любых курсах относительно ветра и даже для лавирования против ветра (рис. 2).
Рис. 2. Фок-мачта брига
Примитивные прямые паруса, благодаря простоте изготовления из подручных материалов, могут быть полезны в качестве аварийных или вспомогательных на моторных лодках.
Рис. 3. Вспомогательный прямой парус для моторной лодки
Теперь рассмотрим косые паруса.
Вначале перечислим основные типы косых парусов, а потом рассмотрим подробнее их устройство и характеристики. Итак, косые паруса бывают:
- шпринтовые,
- латинские,
- рейковые (люгерные),
- гафельные,
- бермудские.
И немного экзотики:
Шпринтовый парус
Рис. 4. Схема шпринтового парусного вооружения. Большой парус — шпринтовый грот, маленький парус — стаксель
Шпринтовый парус имеет четырехугольную форму. Задний верхний угол (нок-бензельный) поддерживается с помощью специальной рейки — шпринтова.
Такой тип паруса существовал еще до нашей эры (сохранились рисунки). Во времена Римской империи, по непонятным причинам, был забыт. И снова возродился в средние века.
При правильной форме корпуса (наличии киля или шверта) позволяет ходить острыми курсами относительно ветра и лавировать.
Рис. 5. Аварийный шпринтовый парус
Латинский парус
Рис. 6. Латинский парус
Это тоже древний тип косого парусного вооружения. По-видимому изобретался много раз разными народами и в разных местах.
Европейцами применялся в качестве основного только на небольших и парусно-гребных судах (галерах). На больших кораблях его устанавливали в качестве бизани (парус на кормовой мачте) до XVIII века. Потом заменили на гафельный парус.
Но его очень широко применяли, и продолжают применять, на рабочих парусниках арабских стран.
Рис. 7. Латинский парус в наши дни
Этот парус позволяет ходить острыми курсами. Но его характеристики несколько ниже, чем у других косых парусов.
Преимуществом латинского паруса является то, что он быстро поднимается и опускается, а мачта может быть очень низкой при относительно большой площади паруса. Это удобно для парусно-гребных судов.
Благодаря наличию гика (рейки по нижней стороне — шкаторине — паруса) этот парус является более жестким, чем классический латинский, лучше держит форму и имеет гораздо более высокие характеристики на острых курсах.
Рейковый парус (люгер)
Рис. 9. Рейковый парус (люгер)
Четырехугольный косой парус, который не имеет непосредственного крепления к мачте.
Этот парус знают и применяют в самых разных странах и частях света.
Исследователи спорят — произошел люгерный парус от латинского или это такое революционное превращение прямого паруса в косой. Лично мое мнение, что было по разному. В Европе латинский парус был не сильно распространен. Так что, скорее всего, рейковый парус произошел от прямого. А в арабских странах и Юго-Восточной Азии латинский парус был очень популярен. Наверное, там рейковый парус был изобретен как развитие латинского.
Этот парус имеет неплохие тяговые характеристики и очень простую конструкцию. Благодаря этому его любят самодельщики. Также рейковый парус легко изготовить из подручных средств в аварийном случае.
Гафельный парус
Рис. 10. Гафельный парус
Гафельный парус – это четырехугольный парус, который передней стороной (шкаториной) крепится к мачте, а верхней шкаториной — к наклонному рейку, который называется гафелем. Нижний реек (гик) иногда не применяется.
Изобретен этот тип паруса был в XVII веке в Голландии. Он быстро стал самым популярным типом косого парусного вооружения, и был таким вплоть до начала XX века. Затем был вытеснен бермудским парусом. А сейчас снова становится популярным, особенно для крейсерских и семейных лодок.
Гафельный парус проигрывает бермудскому на острых курсах, но выигрывает у него на полных.
Бермудский парус
Рис. 11. Бермудский парус
Бермудский парус – треугольный парус, передней шкаториной крепится к мачте, а нижней — к гику (иногда гика нет).
Это самый распространенный сейчас тип парусов.
Имеет очень высокие характеристики на острых курсах, но несколько худшие на полных.
Этот тип парусного вооружения требует более высокой мачты, чем другие, при той же площади. Из-за этого мачта имеет более сложную конструкцию и, соответственно, цену. Поэтому, если от яхты не требуется очень высоких лавировочных характеристик, сейчас снова стали применять гафельные паруса.
Кстати, считается, что бермудские паруса — это относительно недавнее изобретение. На самом деле они появились не намного позже гафельных. Просто первые гафельные паруса имели очень короткий гафель. В Европе его постепенно удлиняли, чтобы при той же мачте увеличить площадь парусности. А моряки Бермудских островов, наоборот, полностью устранили гафель. Но, пока парусники применялись в основном как рабочие и военные суда, высокие лавировочные характеристики не требовались, и бермудские паруса не были широко распространены. В XX веке парусники превратились в спортивные суда, а бермудские паруса стали массовыми.
Парус джонки (китайский рейковый)
Рис. 13. Джонка
Этот парус считают китайским, хотя он использовался и продолжает применяться по всей Юго-Восточной Азии. Изготавливают такие паруса не только из ткани, но и из бамбуковых плетенок (циновок).
Он похож на европейский рейковый парус, но, кроме верхнего рейка, имеет еще и несколько промежуточных рейков, которые управляются каждый своим шкотом. Благодаря этому, можно очень точно регулировать закрутку паруса по высоте, добиваясь максимальной тяги.
По поводу этого паруса часто возникают споры. Одни считают, что он отличается очень высокими характеристиками и удобством в управлении, другие так не считают. Иногда именитые яхтенные конструкторы экспериментируют с парусом джонки. Результаты бывают разными. Во всяком случае, пока этот парус к массовым не относится.
Еще один экзотический парус родом с островов Тихого океана.
Надеюсь, что вы теперь сможете определить тип паруса, поднятого на мачте какой-либо яхты.
Рассмотрим паруса, подымаемые на штагах.
Для начала, что такое штаг? Штаг — это растяжка, удерживающая мачту от падения назад.
Примерно в XV — XVI веках голландцы придумали поднимать на этих канатах паруса. Сейчас эти паруса называют стакселями. Бывает, что поднимают несколько стакселей, тогда передние называют кливерами (рис. 15).
Рис. 15. 1 — грот, 2 — стаксель, 3 — кливер
Стаксели могут применяться вместе с любым типом парусов на мачте.
Вначале эти паруса были очень небольшими и имели сугубо вспомогательное значение. Но потом оказалось, что квадратный метр стакселя развивает большую тягу, чем квадратный метр паруса, поднимаемого на мачте (грота). Это происходит из-за того, что мачта искажает поток ветра.
В результате площадь стакселей стала расти. И сейчас нередко применяют генуи (генуэзские стаксели), площадь которых больше площади гротов. Т.е. в некоторых случаях именно стаксель вырабатывает основную тягу на парусной яхте.
Иногда конструкторы создают яхты, вооруженные только стакселями. Но проблема в том, что при усилении ветра штаг провисает, форма стакселя искажается, и тяга падает. Поэтому чисто стаксельное вооружение не слишком популярно.
Мы рассмотрели типы основных парусов.
Существует довольно много разных вспомогательных парусов: спинакеры, геннакеры, апсели, топсели, блуперы и т. д. О них мы поговорим в одной из следующих статей.
В конце хотелось бы обратить ваше внимание на следующее: парусное судно — это конструкция, в которой все взаимосвязано. И ходовые качества (скорость, способность идти круто к ветру) зависят не только от типа применяемых парусов. Если установить самые дорогие и высокоэффективные паруса на неподходящий корпус, то результат может оказаться хуже, чем при применении более простого вооружения.
Устройство SEA-CLAMP для крепления мачты на переднем баллоне, производства фирмы Scully Fin (USA).
Конструкция крепления мачты обеспечивает использование всего пространства внутри лодки Фрегат-320Е для обитания экипажа и создает комфортные условия для многодневных туристических походов экипажу из 2-х человек и прогулочных плаваний экипажем из 3-х человек.
Способ установки устройства SEA-CLAMP для крепления мачты на переднем баллоне надувной лодки.
Вариант использования крепления мачты со шпринтовым парусом.
Это первый вариант стакселя, опытный. Все ничего, да задняя шкаторина без усиления. Слабовата.
Вот таким Люгерным стал бывший Латинский.
На воде стало удобнее при перемене галса, но скорости не добавило. Обычное прогулочное катание в свое удовольствие и на зависть зрителям. Жаль стаксель некуда пришпандорить. Высоты мало.
Потом начались эксперименты со стакселями. Последний, реечный вариант оказался самым тяговитым и удобным в управлении. Как и свободно стоящий грот может быть отдан при неожиданном и сильном шквале, не нанося никаких неудобств. Правда, дождаться такого шквала не удалось, пока. В сильный ветер стаксель приходится просто убирать. Мешать начинает.
Читайте также: