Костюм рабочий и колхозница своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Автором архитектурного проекта павильона СССР на Международной выставке 1937 года в Париже был архитектор Б. М. Иофан. Ему принадлежала сама идея создания павильона как синтеза архитектуры и скульптуры, где здание должно было напоминать несущийся корабль, нос которого по классическому обычаю предполагалось увенчать скульптурной композицией. После одобрения архитектурной части проекта был объявлен конкурс на выполнение скульптурной группы. В нём приняли участие скульпторы В. А. Андреев, М. Г. Манизер, В. И. Мухина и И. Д. Шадр.

Титанический труд коллектива скульпторов, инженеров и рабочих увенчался успехом. Статуя была закончена в рекордно короткий срок – три месяца.

По закрытии выставки, французы просили продать им скульптурную группу, начался даже сбор денег на её покупку. Но ваяние известного скульптора было разобрано и отправлено в Москву, где за восемь месяцев его собрали и в августе 1939 года установили у Северного входа в сегодняшний Всероссийский выставочный комплекс. В последующем, скульптурная композиция стала гордостью страны, неофициальным её символом и эмблемой Советского Союза.

Конец 90-х годов прошлого столетия. Небольшая приокская деревушка Верхнее Ламоново, что на Тульщине. Бревенчатый домик с резными наличниками, русской печью, на столе – не хитрое угощение. Крынка парного молока, душистый свежеиспеченный хлеб, ягоды с приусадебного участка, спелые яблоки и груши из сада.

Хозяйка дома – 85-летняя Анна Ивановна Богоявленская, не по возрасту энергична. Угощает, чем Бог послал. А посылает Бог ей то, чему вся деревня не перестаёт дивиться. Овощи в огороде – ни у кого такого урожая нет. Ягоды уродятся – все ими не налюбуются, яблоки на деревьях – одно к одному висят. И всё то у неё ладно, всё получается. Возьмёт в руки соломку, глядь, а это уже и не соломка, а целая картина вышла – панно с незатейливыми деревенскими пейзажами: родительский домик, стожок сена в поле, цветущая ветка в саду.

На целую персональную выставку набралось картин из соломки у Анны Ивановны для одного из тульских музеев. Да так после выставки они там и остались в дар от этой удивительной женщины…

Анечка – молоденькая московская телефонистка, в 30-е годы прошлого столетия, как и многие её подруги в то время, увлекалась физкультурой, даже участвовала в парадах на Красной площади в показательных физкультурных упражнениях.

Анна Ивановна до сих пор не может понять, почему тогда взгляд художников упал именно на неё – пухленькую и отнюдь не классического телосложения девушку. Неужели во всей Москве не нашлось настоящей русской красавицы, такой какой, например, была её подруга Эльза? Ей она и передала оставленный скульпторами номер телефона мастерской.

Но Эльза на роль натурщицы не подошла. Скульптор Андреев вежливо передал через Эльзу просьбу зайти к нему в мастерскую Анечку. Позже он объяснил девушке, что в их работе в первую очередь важна не красота, а пропорциональность фигуры натурщицы. Очевидно, было и что-то другое, на чём остановился тогда взгляд мастера – исходящую от неё красоту глубинную.

Говорят, горе нередко ожесточает человека, но об этом не скажешь, глядя на Богоявленскую уже конца двадцатого столетия – улыбчивую, подвижную старушку, ни минуты не сидящую без дела. Короткое замужество в начале 40-х годов. Началась война и муж ушёл на фронт. Четыре месяца было её крохотной дочурке, когда муж Анечки погиб, защищая подступы к столице. Прошло время и Анне Ивановне пришлось пережить ещё одну трагедию – смерть единственной дочери. Другая бы замкнулась в себе, отрешилась от этого жестокого мира, но моя собеседница не такая – вся светлая, одухотворённая, распахнутая в мир…

Здравствует ли она и сегодня, эта удивительная женщина, когда
пишу эти строки.

Согласно официальной версии Вера Мухина, как автор скульптурной композиции, тщательно подбирала натурщиков сама. Ими стали, бывший артист балета, а затем профессиональный натурщик московской студии художника Юона Игорь Басенко и одна из работниц строительства столичного метро Зоя Мухина, однофамилец Веры Игнатьевны Мухиной.

Им оказался Сергей Каснер, который занимался борьбой и по телосложению – как никто другой подходил для образа советского рабочего. Много лет спустя его разыскал журналист Александр Мазур. Сергей Владимирович Каснер был борцом, участником чемпионатов Москвы и ВЦСПС. Добровольцем пошёл строить метро, работал проходчиком, выполнял план на 300 процентов.

В 1936 году в столице шла подготовка к физкультурному параду. Спортсмены Метростроя репетировали в Парке культуры и отдыха имени Горького. По замыслу художников и постановщиков парада через Красную площадь на высоком постаменте должны были проехать Рабочий и Колхозница, держа в руках высоко поднятый вверх Серп и Молот. Сергею, как человеку спортивному, к тому же обладавшему прекрасной фигурой, было поручено изображать рабочего, а в роли колхозницы выступала Зоя Мухина. На одной из репетиций за ними и наблюдала Вера Мухина.

В 1986 году Сергея Владимировича Каснера не стало. Похоронен он в Ростове-на-Дону, где жил последние свои годы, выйдя на пенсию…

Для нас же сегодня важно, а скорее – примечательно, другое. Символ когда-то советского триумфа в монументальном искусстве до последнего времени был демонтирован. На более чем шесть лет затянулась его реставрация. Власти Москвы обещали вернуть монумент на прежнее место в 2005 году, затем в 2006 и в 2007 годах. В начале сентября 2008 года было принято постановление, предусматривающее завершить реставрацию памятника и установить его на постамент у ВВЦ до 2010 года.


апрель, 2006 – декабрь 2009

Хочу рассказать о памятнике, ставшим в Советском Союзе символом освобожденного труда и о той битве идей, с которой связано его создание.



Советское государство придавало большое политическое значение участию в выставке для пропаганды идей социализма на Западе. Особое значение придавалось идейной направленности не только экспозиции, но и архитектуры павильона. К архитектуре национальных павильонов на всемирных выставках всегда предъявляются особые требования — она должна выражать свою страну. Традиционно страны-участницы строили свои павильоны, прибегая к имитации национальных исторических стилей. Дореволюционная Россия на всех всемирных и международных выставках выступала в формах древнерусского зодчества.

Подготовка к участию к парижской выставке началась в мае 1935 года, когда были проведены конкурсы на архитектурное решение павильона и затем в 1936 году — на его художественное оформление. В программе конкурса отмечалось:


Павильон СССР, построенный по проекту архитектора Б.М. Иофана и скульптора В.И. Мухиной, пользовался большим успехом у посетителей выставки. Он был понятен каждому, он волновал всех.


Президенту национального синдиката журналистов Жоржу Бурдону скульптурная группа советского павильона напоминала Самофракийскую Победу — великий эллинский символ, обновленный в камне и металле.




Скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница* | Фото: muzei-mira.com и moikrai.bibliosvao.ru

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана | Фото: zamos.livejournal.com

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана | Фото: zamos.livejournal.com

Советский павильон на выставке в Париже, 1937 | Фото: zamos.livejournal.com и liveinternet.ru

Советский павильон на выставке в Париже, 1937 | Фото: yustas.com

Слева – Тираноборцы. V в. до н. э. Справа – скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница* | Фото: vivovoco.ibmh.msk.su

Слева – Тираноборцы. V в. до н. э. Справа – скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница* | Фото: vivovoco.ibmh.msk.su

Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера | Фото: vivovoco.ibmh.msk.su

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной | Фото: zamos.livejournal.com

В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.

Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг. | Фото: vokrugsveta.ru

Слева – сборка статуи на опытном заводе. Справа – собранная скульптура | Фото: zamos.livejournal.com

Процесс сборки статуи | Фото: vivovoco.ibmh.msk.su

Рабочая модель скульптуры | Фото: vivovoco.ibmh.msk.su

Рабочая модель скульптуры | Фото: vivovoco.ibmh.msk.su

Скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница* | Фото: history-kamensk.ru

Скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница* | Фото: muzei-mira.com и moikrai.bibliosvao.ru

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана | Фото: zamos.livejournal.com

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана | Фото: zamos.livejournal.com

Советский павильон на выставке в Париже, 1937 | Фото: zamos.livejournal.com и liveinternet.ru

Советский павильон на выставке в Париже, 1937 | Фото: yustas.com

Слева – Тираноборцы. V в. до н. э. Справа – скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница* | Фото: vivovoco.ibmh.msk.su

Слева – Тираноборцы. V в. до н. э. Справа – скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница* | Фото: vivovoco.ibmh.msk.su

Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера | Фото: vivovoco.ibmh.msk.su

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной | Фото: zamos.livejournal.com

В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.

Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг. | Фото: vokrugsveta.ru

Слева – сборка статуи на опытном заводе. Справа – собранная скульптура | Фото: zamos.livejournal.com

Процесс сборки статуи | Фото: vivovoco.ibmh.msk.su

Рабочая модель скульптуры | Фото: vivovoco.ibmh.msk.su

Рабочая модель скульптуры | Фото: vivovoco.ibmh.msk.su

Скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница* | Фото: history-kamensk.ru

Читайте также: