Корпус для лампового усилителя своими руками из дерева

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 24.08.2024

После того, как был прослушан макет усилителя и звучание мне понравилось, макет был разобран. Теперь предстояла задача разместить все детали обоих каналов на одном шасси. Так как анодный трансформатор (бывший ТС-100-2) у меня гудел, нужно было принять меры по снижению этого механического гула. После различных вариантов, я решил проклеить сердечник трансформатора эпоксидной смолой. После этих операций гул значительно снизился и стал практически неслышим.
Далее был куплен лист дюряля Д16 толщиной 3,5мм для создания шасси (штуковина, к которой крепятся детали усилителя). Затем очень долго вертел-крутил в компьютере трёхмерные детальки усилителя, в поисках наиболее оптимального их расположения на шасси относительно друг друга. Это не простая задача и очень важная. От расположения деталей сильно зависят:
1. Наличие фона, наводок (шум в колонках во время пауз в музыке).
2. Размеры усилителя (нужно разместить всё компактно).
3. Внешний вид.
4. Безопасность (возможность поражения эл. током).
5. Охлаждение ламп, их изоляция от механических колебаний.
и многое другое.
Вобщем, для начинающих хочу отметить - для лампового усилителя взаимное расположение деталей очень важно. И если вы потом не хотите плюваться из-за шума и гудения в колонках - уделите особое внимание расположению деталей усилителя.
К счастью, мне удалось найти оптимальное расположение - наводок не слышно даже при полностью выкрученном регуляторе громкости.
Провода, которые идут на "землю" (напряжение "0"В) должны все соединяться в одной точке. Я для этого использовал медную шинку с винтиками.
После составления трёхмерной модели усилителя (чертежа), разметил под сверление лист дюраля (шасси). Ну и повысверливал затем нужные отверстия. Ножки для усилителя нечаянно встретил в магазине и тут же придумал дюралевые треугольнички к ним.
Затем, из фанеры толщиной 24мм начал делать боковые стенки корпуса. Решил "утопить" лист дюраля (шасси) под верхний уровень боковых стенок. Поэтому немножко поработал фрезером.При склеивании боковых панелей воспользовался ровными металлическими уголками из магазина, прикрутив их шурупами по углам (затем удалил их после склейки). После высыхания клея, покрыл фанерные панели маслом с воском. Далее собрал выпрямитель (диоды припаял прямо к клеммам силового трансформатора). Для уменьшения механических колебаний корпуса усилителя, силовые трансформаторы прикручивал к шасси через силиконовые шайбы (прокладки для водяных домашних кранов, на базаре купил). Ну и дальнейшая постепенная сборка - видно по фото. Заключительным этапом стал для меня выбор межкаскадного конденсатора. Он сильно влияет на звучание. У меня имелись К40У-9, ФТ-3 (подарили) и импортный зелёный (подарили). Вобщем, кратко говоря, после прослушиваний зелёный конденсатор понравился больше остальных. Именно он и присутствует в настоящее время в схеме.
Усилитель практически постоянно у меня изменяется. Но все эти изменения уже практически незначительные. Был заменён конденсатор питания драйверной лампы, поставлен типа крутой фирмы "Мундорф". Убрал переменные резисторы из цепи обратной связи (т.к. это хуже, чем если стоИт постоянный резистор). Был опробован вариант перевода выходных ламп в триодный режим - мне не понравилось.
Ну а в сумме - усилитель играет очень приятно. Музыку с ним хочется слушать и слушать. Звук оживает и просто заставляет обращать на себя внимание, восторгаться им.
Вот и я лично для себя убедился, что ламповый усилитель действительно лучше, чем транзисторный. И вам советую попробовать.

Очень подробно, пошагово, этапы создания усилителя можно почитать на форуме Вегалаб в ветке Сборка лампового усилителя "с нуля" для энергичной музыки .

Ламповые усилители - дизайн и современные решения в изготовлении корпусов.

автор zbutmash Пн 31 Авг 2015 - 18:27

Всем привет.
Практически каждый кто увлекается миром аудио - слышал или только видел на картинке - ламповый усилитель.
Главное конечно же - это звучание , ради которого многие в поиске своего звука много лет , а ведь и внешний вид любого элемента нашей аудио системы - имеют огромное значение .
Так и с ламповыми усилителями - их огромное количество , фирменные и самодельные , винтаж и современные.
Дизайнерские решения - просто поражают воображение

Предлагаю - делиться информацией в этой теме , относительно дизайна ламповых усилителей ,
возможно некоторые любители (собрать ламповый усилитель самому ) и смогут воспользоваться этими решениями.
Я сам нашел применение в построении усилителей , такого природного материала - как мрамор.
Многие имеют ошибочное мнение , что он не годится для мира аудио в конструкциях стоек , корпусов и т.д.
Время идет вперед , новые технологии как гидроабразивная резка - позволяют делать любые формы и линии практически из любого материала ( мрамор , металл, стекло и композитные материалы)
ведь раньше о таком - только мечтали.
Лазерная резка - точность и скорость - материалы почти любые.
Лазерная гравировка , фрезерные станки с чпу , а самое главное - что имея желание и представление , что мы хотим , вполне каждый может сделать с их помощью свое изделие в красивом корпусе.
Приветствуются фото работ - наших мастеров , нечего стеснятся , все мы учимся на своих ошибках , посмотрите на первые образцы усилителей многих зарубежных компаний и сейчас - прогресс ведь не стоит на месте.
Желаю творческого настроения

Ламповые усилители - дизайн и современные решения в изготовлении корпусов. 72glxl10

Ламповые усилители - дизайн и современные решения в изготовлении корпусов. 302_1610

Ламповые усилители - дизайн и современные решения в изготовлении корпусов. 900x9010

Ламповые усилители - дизайн и современные решения в изготовлении корпусов. Amati-10

Ламповые усилители - дизайн и современные решения в изготовлении корпусов. Img_110

Ламповые усилители - дизайн и современные решения в изготовлении корпусов. Img_3310

Ламповые усилители - дизайн и современные решения в изготовлении корпусов. Img_0710

Ламповые усилители - дизайн и современные решения в изготовлении корпусов. Ladyda10

Ламповые усилители - дизайн и современные решения в изготовлении корпусов. Trx-8810

Ламповые усилители - дизайн и современные решения в изготовлении корпусов. Vt1a10






Замечу, что это пока промежуточная сборка, потом все винтовые соединения будут впотай.

Берем лист дюраля и кроим заготовки для верхней и нижней крышек будущего корпуса:


Важно! Кроим с припуском в 1-2 мм.

Крышки должны слегка выступать за границы корпуса. Лишнее по месту можно легко удалить напильником или шлифовальной машинкой.



Это изображение другого корпуса, но суть ясна.












Далее всё как обычно. Шлифовка, покраска, лакировка. Кожух для трансформатора удобно спаять из текстолита. В моем случае — это листовой металл. Раскрой по развертке.


Этот ламповый усилитель спроектирован и построен с нуля. Это очень длинный проект, и он потребовал много времени и терпения от автора данного проекта. Разберем все плюсы и минусы этой самоделки вместе с автором.

ВАЖНО! Это устройство имеет смертельное напряжение внутри. Если вы не знаете о высоких напряжениях и электронике, то не желательно повторять эту самоделку. Иначе вы делаете это на свой страх и риск! Не рекомендуется копаться в устройстве с электронными лампами, пока он включен!

Шаг первый: Сама идея


В ящике, в доме бабушки и дедушки, было найдено несколько старых ламп. Было принято решение сделать на их базе усилитель низкой частоты. Другие полупроводники в данной самоделке не использовались принципиально. Пришлось провести исследование, чтобы выяснить, как работают эти ламповые усилители.

Шаг второй: Схема и компоненты



Разработка схемы, была, вероятно, самой сложной частью этого проекта. Сначала был написан список трубок, которые имелись в наличии, а затем уже, на их основе, нарисована принципиальная схема проекта. Был спроектирован стереофонический усилитель двухтактного типа с регуляторами тембра, входами фоно и aux и некоторыми VU-метрами. Требовались лампы EL84 с, и для других этапов было решено использовать простые двойные триоды. Лампы быстро закончились и пришлось заказывать новые.

Шаг третий: Первый тест




Хаос на столе выше, — это сборка компонентов в воздухе.
Здесь использовано два обычных силовых трансформатора последовательно в качестве выходного трансформатора, просто чтобы проверить, все ли работает. Казалось, все в порядке, и теперь пришло время найти силовой трансформатор. В наличии лежал старый трансформатор и автором была предпринята попытка накрутить трансформатор самому. Однако после разборки, перемотки и тестирования, пришлось, отказался от идеи . Поэтому был взят один трансформатор от старого радио, думая, что все будет в порядке. Но это не так. Но об этом позже.

Шаг четвертый: Корпус изделия


















Материалом для корпуса должен был быть алюминий. Передняя, верхняя и задняя пластина из матового алюминия. Стороны, из какой-нибудь твердой древесины. К сожалению, автору пришлось отказаться от алюминиевой верхней крышки, потому что ресурсы были ограничены. Передняя и задняя часть были сделаны из трехслойного материала (два листа алюминия и один пластик между ними). Для верхней крышки требовался прочный и долговечный материал, потому что он должен был выдерживать тепло, выделяемое лампами, и выдерживать вес основного трансформатора. Поэтому решение было в пользу текстолита. Этот материал имеет коричневатый цвет, он относительно прочный и с ним легко работать.

Важно! Необходимо электрически экранировать весь корпус и подключить его к земле только в одной точке, чтобы избежать контуров заземления. В этом случае был использован аэрозольный клей и тонкий алюминиевый радиатор.

Передняя и задняя панели были спроектированы в SolidWorks, чтобы посмотреть, как выглядит усилитель. После этого был использован сверлильный станок, чтобы сделать необходимые отверстия для разъемов, предохранителей, переключателей, потенциометров и измерителей уровня громкости. Для хорошей отделки поверхности использована мелкозернистая наждачная бумага. После этого использовалась трансферная фольга для печати этикеток, которая была покрыта слоем блестящего и прозрачного покрытия, чтобы предотвратить стирание букв со временем.

Сначала верхняя панель была установлена для пробной посадки, а затем высверлены необходимые отверстия.

Шаг пятый: Проводка усилителя






Чтобы верхняя панель выдержала трансформаторы, конструкция была усилена листовым металлом. После этого была начата разводка проводки. Это самая трудоемкая процедура. Сначала крепятся болты к трансформаторам и патрубкам, а затем паяются необходимые компоненты. Модуль управления тоном нуждался в дополнительном экранировании, потому что он улавливал шумы из окружающей среды. Поэтому он был установлен в металлическую коробку.

Шаг шестой: Финальная сборка, проблемы и спецификации








Таким образом, всё было собрано. После теста выяснилось, что у главного силового трансформатора появились проблемы с очень высоким током, он сильно нагревался. Примерно через 30 минут он достигал температуры свыше 90 C. Это было выше его оптимальной рабочей температуры. Даже после установки небольшого вентилятора внутри корпуса, снизить температуру не получилось. Поэтому пришлось установить еще один 6,3В трансформатор внутри корпуса. Это решило проблему высокой температуры основного трансформатора.

Другой проблемой был очень высокий уровень шума. Вероятно, это связано с контурами заземления, которые случайно были оставлены в цепи.
Поэтому неминуема модернизация данного усилителя.

В конце концов, несмотря на небольшие недостатки этого усилителя, по словам автора, он звучит превосходно!

Этот усилитель может выдавать среднеквадратичное значение 15 Вт на канал без каких-либо заметных искажений. Он потребляет около 10-15 Вт от сети при работе на холостом ходу и около 100 Вт при работающих на полную мощность, трансформаторах.

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Со мной связался человек, которому я однажды помог в поиске радиоламп. На этот раз ему понадобилась помощь в ремонте усилителя, который он на этих лампах собрал: в одном канале появился сильный гул, который он никак не мог побороть.

Корпус для усилителя оказался сваренным из 2-миллиметрового стального листа, который затем был дополнительно состарен и покрыт медью. К счастью, сохранились фотографии рабочего процесса, так что с разрешения автора я ими поделюсь:


Все работы были выполнены вручную при помощи болгарки, дрели, напильников и, разумеется, сварочного аппарата.



В конструкции причудливым образом сочетаются современные элементы и детали от советской радиотехники.


Фактурное покрытие корпуса мне очень понравилось, и я даже всерьёз задумался, не использовать ли мне что-то подобное в собственных проектах.



Но поскольку расположение ламп и трансформаторов его не устраивало, он выпаял их и старательно нарастил все соединения проводочками.


К тому же были и другие ошибки — где-то автор по неопытности не убрал архаичные или ненужные для усилителя детали, а где-то, наоборот, забыл перенести необходимые.


Скажем, в силовой части зря занимали место морально устаревшие селеновые выпрямители и огромные резисторы типа ВС, которые использовались только в цепи питания высокочастотного блока радиолы (R5, R1 и R8). А вот резистивный делитель R3–R4, который должен был подавать небольшое положительное напряжение на среднюю точку накальной обмотки для снижения уровня шума, в процессе переноса потерялся.



Действуя по наитию, автор сделал два канала усилителя полностью зеркальными — каждый со своим силовым трансформатором. Это тоже оказалось избыточным, поскольку теперь не нужно было питать лампы, отвечавшие за приём радио. Второй трансформатор только мешал, да ещё и сильно гудел, потому что его пластины разболтались от времени, а конструкция не позволяла их надёжно стянуть.

В общем, я понял, что никаким быстрым ремонтом тут и не пахнет, и усилитель нужно переделывать полностью. Ситуация осложнялась тем, что буквально через пару дней я должен был улетать в отпуск. В итоге последние детали я впаивал ночью прямо при заказчике, а на следующее утро, немного поспав, уже мчался в аэропорт) Но всё получилось как надо, и заказчик оказался доволен приятным звуком усилителя и отсутствием шумов. А я только потом понял, что в спешке совсем забыл про фотографирование рабочего процесса.

Есть, правда, кадр, на котором я с помощью батарейки и микроамперметра определяю направление обмоток силового трансформатора.


На самом деле потрудиться пришлось немало. Ведь я, по сути, был вынужден делать двойную работу: сначала разобрать усилитель до нуля, а потом собрать его заново, но уже правильно. 95% радиодеталей в процессе этого были заменены на современные. Остались разве что электролиты в блоке питания — их полированные корпуса были элементом внешнего дизайна. Они хорошо сохранились, так что их суммарной ёмкости оказалось достаточно для того, чтобы фон переменного тока не улавливался ухом на расстоянии 20 см от колонки.

На отдыхе я уже начал потихоньку забывать об этом проекте, как вдруг заказчик прислал мне фотографии, на которых было запечатлено нечто очень интересное:


Воспользовавшись отсутствием лишнего силового трансформатора, он изготовил для усилителя новый двухъярусный кожух.


В итоге получилось так:


Маяк сделан съёмным и крепится на магните. А лампочка в нём не просто горит, а показывает, включён ли встроенный Bluetooth-модуль, являющийся одним из возможных источников сигнала для усилителя.



Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.


Решение изготовить корпус для усилителя, полностью из дерева, было связанно с тем, что жестянщик из меня ни какой, а работать с деревом я люблю еще со школы. Сконструировав несколько однотактных усилителей, решил для себя, что этот будет двухтактным, для большей выходной мощности. Все предыдущие усилители которые я собирал были однотактные, это тоже с играло не малую роль в моем выборе. Просмотрев множество схем, я остановился на конструкции из двух моноблоков. А в качестве выходных ламп решил использовать 2A3, тем более у меня уже были 76 и 6A6 лампы.

Ниже представлены все этапы изготовления корпусов. Сперва были сделаны 2 заготовки, далее после разметки просверлены и сглажены отверстия под лампы. Трансформаторы, дабы не портить внешний вид, было решино разместить внутри корпусов. Несмотря на всю мою не любовь к железкам, пришлось вытачивать накладки под панельки для ламп.

Читайте также: