Коллекция семян 6 класс биология как сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 03.09.2024

Растения – автотрофные
эукариоты, клеточная
стенка которых построена
из целлюлозы
Царство
Бактерии
Грибы
Растения
Ядро
нет
есть
есть
Клеточная
стенка
муреин
хитин
целлюлоза
Питание
Все типы Гетеротрофы
Автотрофы

Покрытосеменными (цветковыми)
называют высшие растения семена
которых образуются в цветке.
Низшие
Растения
Споровые
Высшие
Семенные
Голосеменные
Цветковые

Органы цветкового
растения – корень и побег,
состоящий их стебля,
листьев и почек
(вегетативные органы).
Цветок – видоизмененный
побег, из которого
образуется плод
(генеративный орган)

9. Изучаем новый материал

ИЗУЧАЕМ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Однодольные и Двудольные растения.
Почему так называются?
В чем различие и сходство их семян?

10. Строение зародыша

Зародыш
Корешок
Стебелек
Почечка
Семядоли
(1 или 2)
Однодольные – цветковые растения,
зародыш которых имеет одну семядолю
Двудольные – цветковые растения,
зародыш которых имеет две семядоли

11. Строение зерновки пшеницы

12. Строение зародыша пшеницы

13. Запомни!

Зерновка – сухой односемянной плод злаков
в котором околоплодник срастается с
семенной кожурой.
Эндосперм – запасающая ткань семени, в
которой откладываются питательные
вещества для зародыша.
Щиток – семядоля у злаков, отделяющая
зародыш от эндосперма и через которую
зародыш получает питательные вещества
из эндосперма.

14. Строения семени фасоли

15. Запомни!

Семядоли – первые листочки зародыша,
могут транспортировать питательные
вещества из эндосперма в зародыш или
служить для хранения запасных питательных
веществ.
Соотношение семядолей и эндосперма
может быть разным и различных
растений.

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс. Часть 1, 2 Пономарева, Корнилова, Кучменко Вентана-Граф

№ 1. Выполните проект по созданию модели, имитирующей работу корневых волосков растения (или работу устьиц). Наметьте план реализации проекта, обозначьте задачи, которые вы должны решить при создании модели, выполните рисунок модели – имитатора корневого волоска (устьица). Опробуйте созданную модель. Описание своей работы и ее результаты изложите на бумаге в виде отчета. Покажите его учителю, обсудите с одноклассниками. Положите отчет в портфолио.

На корнях каждого растения имеются корневые волоски, которых насчитывается очень много. Корневые волоски недолговечны. В процессе роста корня они быстро появляются в его нижней части – в зоне всасывания, и так же быстро отмирают в его верхней части.

Зона всасывания корня занимает около 1-2 см. в ней и располагается большое количество корневых волосков, которые внешне выглядят как трубчатые выросты клеток наружной кожицы. Их длина в среднем составляет 0,15 – 8 мм, а продолжительность жизни занимает всего 10 – 15 дней. С помощью этих волосков растение всасывает воду и минеральные вещества из почвы. Благодаря их наличию увеличивается площадь поглощающей поверхности корня. Также они несут в себе и механическую функцию – служат опорой для верхней части корня.


б) с подогревом (до 25-27 °C);

в) при достаточно низкой температуре (примерно 3-6°C).

Проверьте свой проект опыта с использованием семян подсолнечника или гороха.

Сухие семена долгое время могут храниться без изменений. Однако, если их высадить в почву и обеспечить им достаточный уровень влажности, они начнут прорастать. Для реализации опыта возьмем два стакана воды и проведем действия:

В первый стакан мы положим сухие семена подсолнуха и гороха. Держим температуру на уровне +18 – +20 ?;

Во второй стакан мы положим такие же сухие семена подсолнуха и гороха. Но в качестве влажной почвы используем мокрую вату. Температуру будем держать на уровне + 25 – +27 ?;

Оставляем стаканы с семенами на 3-5 дней.

Через 3-5 дней можно заметить, что семена, которые находились во втором стакане, начали прорастать. У них появился корень и стебель зародыша. Следовательно, сделаем вывод, что вода важна не только для набухания семян, но и для прорастания.

Еще одно условие прорастания семян – наличие воздуха. Для этого этапа мы возьмем третий стакан, нальем в него воду, поместим семена подсолнечника и гороха, и поставим его в помещение с температурой +3 – +6 ?. Через время мы сможем заметить, что семена набухли, но не проросли. Так произошло из-за недостатка воздуха, который необходим семенам для прорастания.

Исходя из опыта, мы можем сделать вывод, что для прорастания семян важны несколько факторов: влага, тепло и воздух. Однако для семян разных растений эти условия могут варьироваться по значимости. К примеру, семена риса прорастают только под водой, но для них не важна температура воздуха. А вот семена пшеницы или овса будут прорастать при температуре +3 – 5 ? тепла, семена кукурузы – при температуре не менее + 25 ?. Именно поэтому все семена делятся на три группы по срокам посева: ранние, средние и поздние.

Стр. 75. Темы проектов

№ 1. Создание коллекции рисунков (муляжей, фотографий) плодов растений, растущих в вашем крае.

Самыми распространенными растениями, которые можно обнаружить первыми уже в конце апреля, в моем крае являются медуница, хохлатка, мать-и-мачеха, примула, гусиный лук. В конце марта распускаются сережки у лещины и ольхи, у осины, ивы и березы. Чуть позже зацветают яблони, груши, вишни, абрикосы, персики.

Из кустарников в моем крае можно встретить волчье лыко, черёмуху, красную бузину. Из трав – одуванчик, белокопытник ложный, чистотел, сердечник и многие другие.

Плоды растений моего края:


В презентации можно рассказать о разнообразии видоизмененных органов растений:

Видоизменение корней (корнеплоды, досковидные корни – вертикальные надземные, воздушные, корни-зацепки – своеобразные придаточные);

Видоизменение листьев (зависит от мест произрастания растений, например иголки, широкие лопасти или наличие желез на их поверхностях, как, например, у растений-хищников);

Видоизменение стебля (усики, колючки, наземные побеги, клубни – утолщенные короткие побеги, подземные, луковицы и корневища).

2 Цель урока : познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений, показать что проросток это совокупность главного корня и побега

3 По какому признаку предложенные растения можно распределить на две группы?

4 Признак – способность растений образовывать семена А) Семенные: ландыш майский, козлобородник, колокольчик Б) Споровые: папоротник, хвощ полевой, плаун булавовидный

6 У меня в руке будущая жизнь Будущий побег и могучий корень. Дружно прорастут в глубину и ввысь, Лишь вода дождей землю всю напоит. А пока гостит осень на дворе, А пока зима вьюгою всё воет Спит и дышит жизнь у меня в руке. Будущий побег и могучий корень.

7 .Тема урока.: Семя.Внешнее и внутреннее строение семени Проблема: Семена разных растений внешне различаются, а есть ли различие во внутреннем строении?

8 Гипотеза: Если мы будем знать строение семени, то сможем найти их сходство и различие и объяснить, почему семена дают начало новому растению.

9 Семена имеют…,….,….. Зародыш состоит из …. и …. Зародышевый побег включает в себя …, …, … Однодольные растения имеют …. семядолю в семени, двудольные … семядоли

10 Признаки для сравнения Семя Однодольных растений Двудольных растений Кожура Зародышевый корень Зародышевый побег: - зародышевый стебель - семядоли( количество) - верхушечная почка Место накопления питательных веществ Сравнение строения семян двудольных и однодольных растений

11 Схема : последовательность этапов прорастания семян Кластер Типы прорастания семян

12 Тестовые задания по теме ( индивидуально)

13 Рефлексия деятельности 1. Я знаю, как… 2. Я научился Я испытываю затруднения…



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Прорастание семян"

Семя — это зачаточное растение, содержащее запас питательных веществ.


С помощью семян растения разм­ножаются и расселяются. Семена могут находиться длительное время в состоянии покоя. Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём очень медленно, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизиру­ются и семя прорастает.


Для того чтобы из зародыша семени сформировалось новое растение, необходимо, чтобы семя проросло. Прорастанию семян предшествует их набухание. Набухание вызывает вода, которая проникает внутрь семени. Например, при прорастании семян фасоли разрывается кожура и появляется корень, который быстро укрепляется в почве и начинает поглощать из неё воду с минеральными веществами. Затем начинает расти зародышевый стебелёк, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Из неё развивается стебель фасоли с листьями.

Прорастают только те семена, внутри которых находится живой зародыш. Зародыш может погибнуть по ряду причин: воздействие вредителей и болез­ней или плохое и длительное хранение. Набухают как всхо­жие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие се­мена загнивают, а всхожие прорастают.

У цветковых растений различают два типа прорастания семян: надземное (у фасоли, огурца) и подземное (у дуба, гороха).


При надземном типе сильно разрастается зародышевый стебелёк, поэтому семядоли выносятся над поверхностью почвы. Они зеленеют, фотосинтезируют и помогают развиваться молодому растению. Со временем семядоли засыхают и опадают.

При подземном типе прорастания семядоли не выносятся на поверхность. Оставшись в почве, они некоторое время снабжают развивающийся проросток питательными веществами, а потом засыхают.

Се­мена могут долго лежать в мешках, в зернохранилищах, находясь в состоянии по­коя и не прорастая.

Для прорастания семян необходимы:

· Наличие воды (она необходима для прорастания семян, так как зародыш может питаться только растворёнными питательными веществами).


· Наличие воздуха (так как для дыхания семян необходим кислород; семенам разных растений необходимо различное его количество. Например, семена риса прорастут даже под водой при очень малом количестве растворённого в ней кислорода. Семе­на большинства цветковых растений нуждаются в оби­лии кислорода и под водой не прорастают).


· Тепло прорастающим семенам необходимо так же, как вода и воздух. Если им достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Для нормального прорастания семян большое значение имеет температура почвы. По отношению к температуре почвы растения можно разделить на холодостойкие и теплолюбивые. Семена холодостойких растений (ржи, пшеницы, гороха) начинают прорастать при температуре почвы около +2 °С и даже ниже. Томаты, огурцы и дыня являются теплолюбивыми растениями. Их следует высевать тогда, когда почва прогреется до +10 °С. При более низкой температуре зародыши этих культур погибают, и семена не прорастают.


Для того чтобы семена проросли, их необходимо правильно высеивать на нужную глубину. Так как если семена заделать в почву глубоко, то всходы будут плохие: пророст­кам не хватит воздуха, молодым побе­гам будет трудно пробиться на по­верхность. Если семена заделать в почву неглубоко, жаркие лучи солнца могут их высушить. Поэтому высевать семена надо на определенную глубину.


Глубина заделки семян зависит от их размера. На практике установлено, что мелкие семена мака, лу­ка, салата надо сеять на глубину 1 — 2 см, семена средних разме­ров, например семена огурцов, редиса, моркови, — на глубину 2 — 4 см. Крупные семена фасоли, гороха, бобов — на глу­бину 4 — 5 см.


Глубина заделки также зависит от свойств почвы. При высеивании семян в песчаную почву, необходимо закладывать семена на достаточно большую глубину, т.к. воздух в песчаной почве проникает вглубь, а влага лучше сохраняется в более глубоких слоях. Поэтому семена, посеянные в такую почву неглубоко, бу­дут страдать от недостатка влаги.

На глинистых почвах, наоборот, не рекомендуется се­ять семена слишком глубоко, так как глинистая почва более плотная и тяжёлая. Даже у самой поверхности в ней мало воздуха, а влаги достаточно и в верхних слоях.

— С чего начинается жизнь растения? Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте кроссворд.

  1. Белый мох.
  2. Тенелюбивое голосеменное растение с пирамидальной кроной.
  3. Бурая водоросль.
  4. Лишайник тундры.

(Постановка учителем задачи урока. Слайд № 12 )

— Познакомиться со строением семени и понять, почему же из него вырастает маленькое растеньице. Будем сравнивать строение семян разных растений и делать выводы. Для этого проведём лабораторную работу, продолжим учиться работать с учебником и рабочей тетрадью

— Записываем тему урока в тетрадях.

(Дети записывают тему урока в тетради. Слайд № 13 )

(Рассказ учителя, демонстрация семян из коллекции; дети пытаются угадать, семена каких растений демонстрирует учитель. Слайды № 14 – 15 ).

— Семена различают по форме, окраске, размерам, весу.

  1. Строение семян (Рассказ учителя с использованием таблиц и схемы.

Семенная кожура защищает семена от высыханий и механических повреждений.

Зародыш – это зачаток будущего растения.

Семядоли – это первые листья зародыша.

Эндосперм – это запасающая ткань семени.

Однодольные растения – растения, в семенах которых 1 семядоля.

Двудольные – это растения, имеющие в зародыше две семядоли.

  1. Лабораторная работа № 7 : Изучение строения семян двудольных и однодольных растений

Строение семян двудольных растений

(Постановка задачи учителем. Дети самостоятельно выполняют лаб. раб. Задание 7 лабораторной работы выполняется по рис. 57 на с. 86 учебника.

Учитель контролирует действия учащихся. Слайды № 18 – 23 )

— Выполните самостоятельно задание сверху на странице 87.

Рубчик на внутренней стороне семени.

— В рабочей тетради выполните задание 58 на с. 26.

Вывод: Семена фасоли имеют зародыш с двумя семядолями, значит это растение двудольное.

(По заданию учителя дети оформляют результаты первой части лаб. раб. Учитель помогает правильно сделать вывод. Слайд № 24 )

Строение семян однодольных растений.

(Рассказ учителя с использованием таблиц. Слайд № 25 )

У злаков кожистый околоплодник срастается с семенной кожурой. Такой плод называют зерновкой .

— Выполните самостоятельно задание внизу на странице 87 и на с. 88.

(Постановка задачи учителем. Дети самостоятельно продолжают выполнение лаб. раб. Задание 5 лабораторной работы выполняется по рис. 58 на с. 87 и тексту учебника [два первых абзаца после лаб. раб. на с. 88].

Учитель контролирует действия учащихся. Слайды № 26 – 27 )

— В рабочей тетради выполните задание 59 на с. 26.

Вывод: Зерновка пшеницы имеет зародыш с одной семядолей, значит это растение однодольное.

(По заданию учителя дети оформляют результаты второй части лаб. раб.

Дети самостоятельно пытаются сделать вывод. Слайд № 28 )

2. — Напишите в тетрадях, что обозначено цифрами на рисунках слайда презентации. (Слайды № 31 – 34 )

3. — Назовите признаки сходства и отличия в строении семян одно- и двудольных растений. (Слайд № 35 )

(При помощи самостоятельных работ учащихся учитель устанавливает степень усвоения ими нового материала, допущенные ошибки исправляются. При необходимости на отдельные вопросы внимание учащихся обращается ещё раз)

  1. Домашнее задание: § 18, вопросы после параграфа. Выполнить в рабочей тетради задание 60 на с. 27, прорастить семена для эксперимента. ( Слайд № 36 )

— Можно ли в домашних условиях вырастить из проросших семян полноценное растение, способное зацвести и дать плоды?

Ребятам нужно высадить проросшие семена в почву в цветочные горшки, ухаживать за растениями. При выполнении данной работы ребята обязательно ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.

  1. Итог урока: Семена растений состоят из кожуры, зародыша и эндосперма. Зародыш – это зачаток будущего растения. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли. В семенах однодольных растений одна семядоля, двудольных — две. Запас питательных веществ у разных растений может находиться в эндосперме или в зародыше.

(Заключительное слово учителя о результатах урока. Слайд № 37 )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


открытый урок по биологии 8 класс


Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"

разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации.


Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание".


Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание".


Открытый урок по биологии 7 класс: "Береги свою планету- ведь другой на свете нету!"

Урок КВН по зоологи, приурочен году окружающей среды и к неделе экологии в городе.


Открытый урок по биологии. Тема: "Класс Птицы" 7 класс


Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные.

Читайте также: