Как воевать в crusader kings 3
Про объявление войны в Crusader Kings 3 мы уже рассказывали в другом гайде. Но с какими трудностями может столкнуться игрок, если конфликт уже начался?
Гайд по войнам и армиям в Crusader Kings 3
Итак, т.к. игра сделана довольно-таки реалистично, в военном плане, то вы должны запомнить одну истину. Победить в войне можно только, если ваша армия превосходит по численности вражескую, либо равна ей, но в этом случае будет учитываться качество ваших войск и их преимущество на местности. Также можно выиграть войну, пленив вражеского правителя. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Кто будет на вас нападать?
Понятно, что в теории все, кто не союзники враги, а значит каждый из них может на вас напасть. Но прежде всего будут идти войны за титулы. Т.е., допустим на начальном этапе у вас есть графство. Из нескольких графств формируется герцогство. Делайте вывод, что в начале игры вашими потенциальными врагами будут представители других графств вашего герцогства.
Например, существует герцогство Сибирь. У вас есть в нем графство Сибирь. Смотрите на другие графства и видите, что помимо вашего есть еще 2: Бардак и Велогорье. Это ваши первые потенциальные противники, ибо, как и вы, они будут стремиться объединить герцогство в единое целое, чтобы получить заветный титул.
Соответственно, чтобы обезопаситься от нападения, вы должны обладать армией, равной по силе каждой из вражеских. Таким образом вы будете знать, какое количество армии нужно держать, чтобы не уходить в минус по экономике.
Тоже самое касается и герцогств. Рано или поздно вы получите титул герцога, соответственно опасаться вам нужно будет таких же герцогов. Потенциальные ваши противники – это герцогства, которые входят в одно королевство. В случае с Сибирью – это Ишим и Тара. Т.е., когда вы получите титул герцога Сибири, вы должны будете добавить рекрутов в вашу армию, чтобы численность ее была равной или превосходила численность армий в вышеуказанных герцогствах.
Такая же история будет и с королевствами, и с империями, но это уже мид и лейт-гейм, и до этого вам еще очень далеко.
Еще один момент вам стоит учитывать. Периодически чекайте королевство на создание титула. Как только он будет создан, можете начинать серьезно опасаться вторжения, причем нескольких герцогств одновременно. Дело в том, что в вашем королестве появится король. Естественно, он не потерпит того, что одно из его герцогств будет неподвластным ему и бросит все силы, чтобы вас разбить.
Что касается нападения со стороны соседних герцогств, но уже из другого королевства. На начальном этапе можете сильно об этом не беспокоиться, т.к. у них в герцогствах и королевстве будет происходить подобная история. Но в дальнейшем – это тоже ваши враги и вам нужно будет обладать достаточной армией, чтобы отбиваться от них.
Союзы
Союз – это крайне полезная вещь, особенно в том случае, если вы где-то прозевали экономику или армию. Вы должны понимать, что с более титулованным персонажем вам вряд ли удастся заключить союз. Поэтому ищите «братьев», обладающих аналогичными титулами.
Вернемся все к той же Сибири, к королевству. Оно состоит из 3 герцогств: Сибирь, Ишим Тара. Допустим у вас имеется армия в 500 воинов. Допустим, в соседних герцогствах – 500 и 800, соответственно. Таким образом вы должны будете заключить союз с более слабым герцогством, дабы вместе противостоять более сильному. Так вы дополнительно еще можете немного сэкономить на размере армии и сильнее удариться в экономику.
Заключить же союз можно, создавая династические браки. Собственно, выдавая своих дочерей замуж за представителей другого герцогства, вы обеспечите себе надежное прикрытие тылов. Кроме того, если поставить матрилинейный брак, то вы сможете забирать к себе наследников такого брака, что тоже на начальном этапе пригодится вам, для разветвления вашей династии.
Не забывайте и о том, что ваши союзники могут вас предавать. Тут вам нужно будет обратиться к чертам характера «соседа» (об этом читайте ниже). Если у него имеется характеристика бесчестный, вероломный и тому подобное, то можете ожидать от такого правителя всего, чего угодно.
Качества правителей и их отношение к вам
Еще один момент, который позволит вам определять, кто на вас будет нападать, а кто нет – это характеристики (черты характера) правителей соседних государств.
Допустим, рядом с вами находится правитель, обладающий добродетельным и сострадательным характером. Можете смело игнорировать данное государство, ибо нападать оно на вас не будет. А вот если вражеский правитель обладает воинственными чертами характера (бесстрашный, рисковый и т.д.).
Не меньшую роль будут играть и ваши отношения с соседями. Например, если у вашего соседа положительное к вам отношение, то он вряд ли на вас нападет. А вот если отношение отрицательное, да еще и черты характера соответствующие – таких соседей опасайтесь прежде всего.
Численность армии на разных этапах игры и ее состав
Теперь, когда вы уже поняли, кого и чего нужно опасаться, пора перейти непосредственно к юнитам. Тут вы сможете создавать профессиональную армию, а можете формировать налетчиков. Тут у племен явное преимущество, т.к. именно они могут формировать налетчиков. Естественно, что вам придется опасаться таких же налетчиков со стороны вражеских государств, если вы начали игру за племена.
В случае ограбления вы получите достаточно мощный дебафф на ограбленном регионе, на 5 лет, который сведется к тому, что замедлит практически все характеристики его развития.
Также не забывайте о том, что племена будут создавать армии не за деньги, а за престиж, который с лихвой вернется, после очередного налета.
Защититься от таких налетов вы сможете, сформировав небольшую профессиональную армию. Также вы должны знать, что в игре присутствует только несколько типов юнитов. В среднем они сводятся к:
Каждый из юнитов будет обладать преимуществом на определенной территории. Например, пехота сильна в лесистой местности, стрелки – в лесу и на холмах, копейщики – имба на холмах и горах, ну а конница – в степи и на открытой местности.
Таким образом вы сразу должны формировать отряд, который будет обладать преимуществом именно в той местности, где находится ваше государство. В случае с Сибирью, где сплошные леса, вы вполне можете сформировать пару отрядов стрелков и легкой пехоты, чего с головой хватит для обороны границ от налетчиков.
Однако это все касается начальных этапов. В случае с войнами, вы также должны будете смотреть, какими войсками обладает ваш сосед. Если у вас одинаковые, по составу, армии, то будет решать ее численность. Если армии разные, то старайтесь забайтить противника на войну в выгодном, для вас, регионе.
Используйте женщин, приходящих ко двору, чтобы заманивать в свои ряды побольше рыцарей. Это также немаловажно скажется на старте и в мид-гейме.
Междоусобные войны
Ближе к мид-гейму и лейту вы поймете, что враги могут быть не только внешними, но и внутренними. Против вас может создаваться фракция. Например, у вас есть какая-нибудь империя. В этой империи могут объединиться несколько графов, которые будут недовольны вашим правительством и заходить выйти из состава государства.
Допускать этого не стоит, т.к. и без того у вас будет достаточно проблем с наследованием трона и титула, вне зависимости от его величины. Таких противников вам нужно будет либо ликвидировать, либо как-нибудь перевербовать. Изначально выбирайте самого «буйного» смутьяна, а уже после разбирайтесь с остальными.
Делаем вывод, что расслабляться не стоит даже в том случае, когда у вас единая империя. Всегда старайтесь контролировать ситуацию, чтобы не доводить до междоусобных войн, ведь ваши вассалы могут воевать не только с вами, но и друг с другом.
На этом мы, пожалуй, закончим наш сегодняшний гайд и будем прощаться. Оставайтесь с нами, у нас для вас припасено еще много всего интересного.
Как объявить войну — где получить «казус белли» и претензии
В игре нельзя просто так объявить войну. Для этого необходимо «казус белли» (повод для конфликта), а его можно получить благодаря претензиям, которые добываются следующими способами:
- Просто ждите. Претензии сами появятся с течением времени. Минус этого способа — королевство для нападения определяется случайным образом.
- Подделка претензии на графство. В этом вам поможет религиозный советник при помощи одной из своих возможностей. Вам придется подождать некоторые время, а под конец потратить золото. Но зато можно самому выбрать цель для войны.
- Иногда способы получения претензий зависят от вашей религии. Например, католики могут их получать у главы всей религиозной конфессии. Для этого нажмите на персонажа, с которым хотите воевать и выберите функцию «попросить претензию». Но подобное сработает далеко не всегда. Если вы вдруг планируете сменить религию и на знаете, как это сделать, можете ознакомиться с нашим гайдом.
Кстати, если вы не хотите мучиться с «казус белли» и претензиями, вам может помочь консоль. Как ее выключить, мы уже рассказывали в нашем гайде. Как только активируете консоль, зайдите в игру и выберите правителя, с которым хотите сразиться. Затем в окошке объявления войны нажмите на следующую кнопку:
В итоге вы сможете начать войну без «казус белли». Данный способ хотя и является читом, он отлично подойдет для любителей безостановочных сражений в Crusader Kings 3.
Как захватить территорию (землю, владения)
Если вы собираетесь захватить территорию военным способом, прежде всего начните сам конфликт. Как это сделать, мы уже рассказывали в другом гайде. Начав войну, вам необходимо получить как можно больший процент «боевого счета». Достигнув максимума, противник безоговорочно примет ваши условия и отдаст территорию. Если враг уступает вам в боевой мощи, советуем не затягивать войну битвами и стараться как можно раньше провести осаду вражеского города, что приносит много процентов «боевого счета». Часто всего одного завоеванного поселения хватит для окончания войны.
Как увеличить армию и собрать ополчение
Большое войско — один из залогов успеха в любом противостоянии. В самом начале вашего королевства придется опираться на многочисленное ополчение. Посмотреть количество воинов можно в окне «Армия»:
Дипломатия в Crusader Kings 3 — как объявить войну и заключить союз
В некоторых нюансах дипломатии Crusader Kings 3 непросто разобраться. В этом гайде мы расскажем, как объявить войну и заключить союз с другим правителем. Если вы хотите узнать об игре побольше, можете ознакомиться с нашим обзором на Crusader Kings 3.
Что нужно знать новичкам в Crusader Kings 3?
Обучение
Первое, с чего вам нужно будет начать знакомство с Crusader Kings 3 – это с обучения. Игра предлагает вам достаточно интересное ознакомление с игрой. Тут вы сможете научиться базовым действиям и, хотя бы в общих чертах, понять смысл ваших задач, как на начальном этапе, так и в теории развития.
Помимо этого, в игре присутствует система всплывающих окон. Теперь вам не нужно будет ждать определенных таймингов, чтобы познакомиться с той или иной механикой. Достаточно будет переводить мышкой по необходимым указателям, и вы очень быстро освоитесь в игре. Включить же данную функцию можно в настройках управления игры. Для этого просто выберите пункт «ручной блок».
Священные места
Многие игроки допускают одну и ту же ошибку на старте – напрочь игнорируют точки священных мест, при создании конфессии. Дело в том, что каждое из таких мест будет давать определенные бонусы конфессии, которые считают данные места священными. Например, возьмем христианство. Для абсолютно всех представителей данной религии священным местом будет считаться Иерусалим, вне зависимости от того, где они находятся на карте на данный момент.
Повторимся, что это очень важный пункт игры. Каждая из священных точек будет давать определенный бонус вашему персонажу, всем его советникам, персоналу и т.д. Это, в свою очередь, скажется на вашей финансовой составляющей в игре, что позволит вам быстрее развиваться.
Культура
Культура – это второе, на что вам стоит обратить особое внимание. У каждой культуры имеются свои собственные инновации, точнее инновации одни и те же, просто у одних культур скорость развития и их получение будет происходить быстрее, а у других - медленнее. Это, в свою очередь, позволит вам переходить в разные эпохи.
Таким образом, развитие культуры развивает ваши инновации, что позволит вам быстрее развиваться, получать новые улучшения, а также различные бонусы для вашей страны. Вы можете наблюдать, в меню слева, время прироста того или иного показателя. Также не стоит забывать и о том, что, прокачивая определенную ветку, вы будете прокачивать и остальные, только медленнее. Наведясь на какую-нибудь инновацию, вы сможете увидеть скорость ее развития, а также бонусы, которые она дает.
Тип правления
Следующее, на что вам обязательно нужно будет ориентироваться – это тип правления на начальном этапе. На данный момент государства в Crusader Kings 3 представляют собой племена, феодализм и кланы.
На старте – это очень важно. Так, например, страна-племя не сможет строить замки, любые здания будут строиться у них дешево. А феодалы наоборот, будут строить качественные строения, но и стоить они будут соответствующе. Заменить тип правления можно сменить несколькими способами. Например, вы можете сменить религию, женившись на представительнице другой веры, либо реформировать свою религию. Для этого либо вы, либо вы вместе с вашими вассалами должны будете контролировать 3 священных места, а после – вручную реформировать вашу религию. Таким образом вы сможете стать феодалом.
Однако не стоит ошибочно полагать, что племена – это плохо, а феодализм – это хорошо. Нет, у каждой из сторон имеются как свои плюсы, так и свои минусы. Что касается племен, то это вообще имба. Дело в том, что вы можете посылать отряды, которые будут разорять какие-нибудь участки на неподконтрольной вам территории. Таким образом вы будете пополнять свою казну, при возвращении на собственную землю, а параллельно с этим вы будете получать престиж, равнозначный захваченным ресурсам.
Еще один момент, когда вы будете менять племя на феодализм, то не забывайте о том, что ваши здания не будут конвертироваться на новый тип правления. Поэтому, прежде чем менять строй, накопите хотя бы с 4-5 тысяч золота, дабы у вас было, что строить на новый лад.
Образ жизни героя. Прокачка
Есть еще один момент, при переходе на новый строй. При прокачке образа жизни обязательно выберите «пророка». Дело в том, что в этом случае реформирование конфессии обойдется вам на 50% дешевле, чем если вы выберите альтернативу. Это позволит вам сэкономить кучу ресурсов, которые вы потом сможете потратить на более насущные вещи. Параллельно с этим, когда вы реформируетесь, старайтесь прокачиваться так, чтобы на момент перехода у вас был до максимума прокачан архитектор. Это также позволит сохранить вам много ресурсов, а главное – ваши здания будут строиться на порядок быстрее.
Все это связано еще и тем образом, что, играя за племя, вы будете создавать профессиональные полки абсолютно бесплатно, тратя на это только лишь престиж. Опять же, даже в том случае, если вы где-то «зевнете», вы всегда сможете получить данную единицу, атакуя соседние государства.
А вот при переходе на феодала, вы будете создавать профессиональные полки уже за золото, и платить им будете «не респектом», а золотом, отчего численность вашей армии может значительно уменьшиться, ибо вам попросту не хватит денег и на армию, и на постройки.
При переходе на новый строй, вам уже придется обратить внимание на финансы. В первую очередь стройте здания, которые приносят золото. Это залог потенциального успеха развития, ибо таким образом, имея архитектора, вы будете еще больше и быстрее строиться.
Выбор столицы. Титулы
На этом этапе вам нужно будет задуматься и о выборе официальной столицы. Ее тоже не стоит ставить куда попало. Выбрав тип местности, вы увидите, что карта будет делиться еще и по цветам.
Особое внимание уделите именно красным землям. Это пахотные земли и, как вы заметили на скрине выше, таких мест на карте очень и очень немного, и все они, как правило, располагаются в «злачных» регионах, которые вам тяжело будет заполучить. Что касается Руси, то столицей для нее может быть только Киев, по одним только пахотным землям.
Второе, что вам стоит учитывать при выборе столицы – это герцогства и баронства. Так, например, имея столицу в Киеве вы увидите, что только в одном этом городе будет около 6 герцогств, а в каждом герцогстве – по 5-6 баронств. По итогу в каждом баронстве вы можете построить по храму, которые будут приносить вам огромное количество золота.
Выбор страны
В начале игры вам на выбор предложат 2 даты старта. Это 867 год или 1066 год. Выбрав дату, вы увидите на экране исторических персонажей, глав правительства того времени. Однако вам не обязательно начинать игру за кого-то из них. В нижнем левом углу будет кнопка «играть за любого правителя в 867 или в 1066 году», после чего у вас откроется карта и вы сможете выбрать представителя страны, за которую хотите поиграть.
Иерархия в Crusader Kings 3
Также вы должны знать, что в игре присутствует своя иерархия, основанная на титулах. Так в игре имеются бароны, выше которых стоят графы, выше которых стоят герцоги, выше которых стоят короли, выше которых стоят императоры.
Каждый из этих титулов позволяет вам иметь вассалов, из титулов, низшего ранга. Это особенно стоит учитывать при игре, т.к. периодически будут возникать спорные государства из-за наследников.
Например, у вашего правителя-герцога было 2 сына. При своей жизни герцог захватил 2 герцогских княжества. Но когда герцог умер, основную часть герцогства получит старший сын, а младший получит свое одно герцогство, которое станет независимым, ибо у герцога не может быть вассала герцога (а сыновья получают одинаковый титул в наследство).
Поэтому единственно верный способ развития – это захват ближайших земель и создание королевства, дабы вы получили соответствующий титул и перестали терять вассалов. Также не стоит делить одно и то же герцогство между двумя правителями. Дело в том, в этом случае ваши герцоги начнут воевать между собой. Один захочет сохранить титул, а второй – вернуть свое герцогство под свой контроль.
События
Еще один момент, который вам стоит учитывать – это события, которые будут происходить с вашим персонажем в игре. Дело в том, что с вами будет случаться то, какой образ жизни вы ведете.
Также не забывайте делиться землями с детьми вашего персонажа. Дело в том, что если он будет находиться у вас при дворе, то у него попросту не будет качаться образ жизни. Это совсем не есть хорошо, поэтому отдавайте детям хоть что-то под управление, чтобы данный параметр у них развивался. Таким образом, при смерти правителя, у вас будет хотя бы как-то прокачанный правитель. Если же нет – то правитель будет «голым».
Династии и наследия
Рано или поздно вы столкнетесь с тем, что обратите внимание на характеристики своей династии. Чем выше ее значительность, тем больше бонусов вы будете иметь по игре. Когда шкала значительности заполнится в очередной раз – это хорошо, это что-то вроде нового уровня знаменитости.
Это позволит вам иметь кучу крутых вещей. Например, главы других государств будут охотнее заключать браки, между вашими детьми, вассалы будут вам более преданы, и вы можете не переживать, что кто-то из них вас предаст. Но намного важнее то, что при накоплении очков династии, вы сможете тратить их на развитие наследий.
Таким образом вы можете передавать особые качества ваших правителей их детям, получать определенные бонусы к тем или иным дипломатическим или военным качествам и т.д. Это очень крутая вещь на мид и лейт гейм, т.к. в теории вы создадите свою династию (основываясь на вашей стратегии развития), большинство членов которой будут получать в наследие особый дар отца.
Таким образом изначально дети ваших персонажей будут получать крутые бонусы к характеристикам.
На этом мы, пожалуй, и закончим первый гайд по Crusader Kings 3. Есть еще много всего, о чем можно рассказать в этой игре, но это, как говорят классики, уже совсем другая история. А до тех пор мы с вами прощаемся, всем удачи и пока.
Как совершать налеты (рейды) и грабить чужие владения
В первую очередь стоит учитывать, что налетами могут заниматься далеко не все фракции. Узнать о доступности этой возможности можно при помощи окна «Армия»:
Если у вас нет кнопки «Собрать всех для налета», значит вашей фракции грабежи недоступны. В данный момент устраивать рейды способны правители скандинавского и хаусского народа. Как только решитесь на грабеж, жмите «Собрать всех для налета», чтобы получить отряд для рейдов. Но разбойничья жизнь не так проста, как кажется. Вам придется учитывать следующие нюансы:
- Рейд начнется только если ваш отряд превосходит гарнизон противника в количестве.
- За вами в погоню по возможности отправят войско. Примите бой или оперативно отступите, иначе потеряете все награбленное.
- Чем дальше цель для налета от родных земель, тем больше солдат вы потеряете в пути. Если вам понадобится восполнить силы, вернитесь на свою территорию и нажмите на кнопку «Прекратить налеты», что позволит восполнить войска с течением времени.
Читайте также: