Как творчество сделать работой
Человек постоянно изобретает, выдумывает, творит что-то новое, ранее не существовавшее.Роль творческого потенциала человека в ходе становления личности и в процессе ее самореализации трудно переоценить. От развития творческого потенциала во многом зависит жизненная успешность человека. В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Общеизвестно, что творческую активность учащихся могут развивать творчески работающие учителя. Необходимо их творческое взаимодействие и творческое сотрудничество
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vystuplenie_mo.doc | 64 КБ |
Подготовка к ЕГЭ за 4 месяца
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
попробовать бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 21
Из обобщения педагогического опыта учителя технологии Притуловской Ольги Викторовны.
Развитие творческой активности на уроках технологии в процессе проектной деятельности.
«Знание органически связано с
сила воображения увеличивается
Творческая активность – формирование личности.
Человек постоянно изобретает, выдумывает, творит что-то новое, ранее не существовавшее. И как разнообразна деятельность человека, так разнообразно и творчество: художественное, научное, техническое, социальные и политические проекты, творчество в отношениях между людьми, например в любви или воспитании детей… Так разнообразны и творческие методы: один более полагается на вдохновение, внезапное озарение, другой — на кропотливый труд и мастерство.
Роль творческого потенциала человека в ходе становления личности и в процессе ее самореализации трудно переоценить. От развития творческого потенциала во многом зависит жизненная успешность человека. Анализ научных исследований, М.Е. Богоявленской , А.Н. Леонтьева , И.С. Якиманской и др. показал, что сегодня востребована концепция образовательного процесса на основе максимальной активности учащихся. Это предполагает использование на практике системы педагогического стимулирования активной познавательно-творческой деятельности учащихся.
Общеизвестно, что творческую активность учащихся могут развивать творчески работающие учителя. Необходимо их творческое взаимодействие и творческое сотрудничество. Творческое сотрудничество я понимаю как процесс взаимодействия учителя и ученика в достижении общей цели. В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития.
Процесс учения сугубо индивидуален и предполагает использование разнообразных форм, методов обучения и способов организации деятельности, учащихся с учетом их личностных особенностей. Становится принципиально важной такая организация обучения, при которой ученик является субъектом деятельности и может самореализоваться в соответствии с присущими ему индивидуальными познавательными возможностями.
Роль творческого потенциала человека в ходе становления личности и в процессе ее самореализации трудно переоценить. От этого во многом зависит жизненная успешность человека. И особенно сегодня востребована концепция образовательного процесса на основе максимальной активности учащихся. Для этого необходимо использовать такие технологии, которые будут стимулировать активную познавательно-творческую деятельность учащихся.
Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти.
Творчество есть момент взаимосвязи, продуктивного и репродуктивного и рассматривается как процесс созидательного преобразования.
В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений. Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым. Развитие личности вне общества и без деятельности невозможно.
Творчество пронизывает разные виды труда, разные виды деятельности, обеспечивая ее новое, более высокое качество. Творчество - это качественная характеристика любой деятельности.
- Во-первых, творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности,
- Во-вторых, творческая активность не является наследственным свойством, она формируема.
- В-третьих, развития творческой активности требует личностно-ориентированного подхода в обучении.
Что развивает творческая активность?
- накопление системы знаний,
- фонда умственных приемов, операций:
- операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнивание, анализа и синтез, обобщение и конкретизация);
- приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов и т.д.);
- общие способы учебной работы (умение работать с книгой, умение слушать, наблюдать, планировать, контролировать);
- перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач.
Творческая активность учащихся связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношениям к деятельности;
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся. Я считаю, что этот метод развивает их интеллектуальность и физические возможности, волевые качества и творческие способности в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость
Учебный проект - средство активизации творческой деятельности учащихся .
Метод проектов называют "метод проблем".Что интересно, американский педагог У.Х.Килпатрик писал: "Метод проектов – метод планирования деятельности в связи с выполнением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки метода проектов, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. В России, одной из богатейших стран мира по природным ресурсам, принесшей миру наиболее крупные открытия, метод проектов имеет свои особенности.
Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для того, чтобы научить учащихся решать различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная деятельность используется не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Метод учебного проекта может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса и позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и создавать нечто такое.
Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии…
В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:
1 индивидуальной заинтересованностью;
2. социальной значимостью.
Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Можно ли и нужно ли руководить творчеством детей? Можно ли вмешиваться в их творчество? Можно и нужно, так как творчество школьника по самой природе – деятельность кооперативная, которая осуществляется при непосредственном участии взрослого, т.е. учителя. Чтобы такое участие оказало положительное влияние на ученика, а руководство развитием школьника было эффективным, необходимо уяснить, как и когда возникают предпосылки творческой активности личности. Предметы творчества следует рассматривать не только как предметы, обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека. Ученик чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Он видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.
Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда.
Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.
Потребность – состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо. Всякие действия и поступки человека определяются потребностями.
Мотивация – процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение этой потребности.
Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания. На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале провожу практические занятия с классом, при этом уделю внимание каждому ученику, или бригаде (группа от 3 до 5 человек). Работая в малых группах, учащиеся приобретают важные умения по культуре человеческих отношений. Каждая ученица приступая к проектной деятельности может выбирать тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой , при котором для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта. Зная, интересы и потенциальные возможности своих учеников выбираю и предлагаю тему проекта для учащихся, и определяю для них сложность творческой работы.
Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования, учитывая индивидуальные особенности учащихся, учебно-материальную базу. И необходимым условием является, то, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладели ученицы ранее. Приступая к проекту, следует учитывать межпредметные связи, возрастные и физиологические возможности школьников, общественно-полезную или личностную значимость проекта (удовлетворение запросов учениц, семьи, общества, школы или рынка).
Динамика развития творческой активности учащихся.
Динамику развития творческой активности можно проследить по следующим критериям:
Участие учащихся в творческих мероприятиях с демонстрацией результатов собственного творчества:
4 Школьная научно-исследовательская конференция - 5-8 класс – 6 человек – 1,2,3 место
5. Оформление выставок в кабинета технологии – 5-8 класс 15 человек
Я убеждена, что вовлечение учащихся в творческую деятельность средствами проектного обучения влияет на развитие их творческой активности, и эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны учащихся), но и от стимулирования этой мотивации извне (со стороны учителя).
Формирование творческих качеств личности в процессе проектной деятельности.
Продуктивная проектная деятельность влияет на формирование и развитие творческих качеств личности. Как доказательство я провела анкету, в которой ученицы указывали, какие качества личности у них развиваются благодаря проектной деятельности на уроках технологии.
Какие из перечисленных качеств у Вас развились в результате выполнения проектов на уроках технологии? ( в процентном соотношении)
1 Целеустремленность 63%
3 Познавательная активность 26
4 Эмоциональность 17
5 Любознательность 45
8 Решительность 2 6
9 Самоконтроль 43
10 Открытость 30
11 Независимость 8
12 Инициативность, активность 22
13 Чувство юмора 39
14 Яркое воображение 45
15 Оригинальность 39
16 Увлеченность 56
17 Сообразительность 43
18 Гибкость мышления 17
График развития личностных качеств показывает, что выполнение проектов на уроках технологии способствует формированию творческих качеств учащихся:
В Результаты своей педагогической деятельности, я заметила, как повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.
Таким образом, используя проектный метод в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной техно-логии обучения// Директор школы, 1995 - №4.
5. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.
8. Программы общеобразовательных учреждений, Технология, трудовое обу-чение 1-4, 5-11 классы, М., Просвещение,2006.- 240 с. (5 издание).
9. Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина;
Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-
Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации дефектолога родителям: "Как развить ручную умелость у своего ребенка?"
Практические советы учителя - дефектолога для родителей, которые хотят развить у своего ребенка ручную умелость. В методичке представлены проблемы с которыми чаще всего сталкиваются родите.
Как развить в ребенке положительное отношение к его домашним обязанностям
Самая трудная вещь - это требование к себе. (А.С Макарекно)1. С раннего детства поручите своему ребенку быть ответственным за что-либо. Например, чтобы входная дверь перед сном была закрыта на ключ.2.
Конспект занятия студии ДПИ "Мастер" "Истоки и современное развите народных промыслов"
Выполнение росписи по мотивам хохломы.
Развите речи учащихся и воспитание культуры читательского восприятия художественного текста на уроках литературы в условиях двуязычной школы
В данной статье рассматриваются проблемы развития речи учащихся и воспитания культуры читательского восприятия художественного текста. Итогом каждого урока литературы должно быть овладение учащимися н.
Как развить у ребенка чувство юмора
Как развить у ребенка чувство юмора.
Как развить гибкость
Существует две основные формы проявления гибкости: подвижность суставов при пассивных движениях и при активных движениях.
Проблемная ситуация: Распад СССР. Проблема проекта: Изучение исторических фактов, приведших к распаду СССР. Вид проекта: исследовательский, творческий.
Из этой статьи вы узнаете, какие упражнения нужно делать для развития творческого мускула, а также получите общие рекомендации, что делать для того, чтобы внутренний творец рос и развивался.
Гостевой пост. Автор — Евгений Щербань, уже не первый раз засветившийся на Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!
Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности — это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды спиться, пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.
Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс
Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество тестов, которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.
Никакого творческого типа личности не существует
Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет
Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген лишнего веса. Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.
Тренировки для прокачки творческого мышления
Утренние страницы
Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное — просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма — это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке — ручкой по бумаге.
А что, если бы
Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?
Дробление слова
В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации мозг экономит ресурсы, но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.
Метод Торренса
Метод основывается на дудлах — однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.
Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат — домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл — это соревнование с самим собой.
Метод фокальных объектов
Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.
Аналогии Гордона
Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.
- Прямая аналогия: ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
- Символическая: ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
- Фантастическая аналогия: придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
- Личная аналогия: пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.
Непрямые стратегии
Общие рекомендации, чтобы внутренний творец рос и развивался
Придерживайтесь распорядка дня
Не пренебрегайте другими творческими занятиями
Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать. Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.
По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства — живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.
Не опускайте руки
Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.
Не зацикливайтесь
Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное — делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.
Относитесь к творчеству как к игре
Творчество — это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.
Просто начните
Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.
ВЫВОД
Как видите, творчески мыслить может каждый человек, вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное — помните, что начинать что-то новое никогда не поздно: художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.
Поэтому так много пишут о том, что стоит бросить свою привычную скучную работу и заняться любимой творческой. Казалось бы, что может быть лучше работы из любимого хобби. Ты занимаешься тем, что любишь, да еще и получаешь за это деньги.
Сейчас проводится огромное количество тренингов на тему, как превратить свое хобби в работу. Они собирают толпы жаждущих сменить постылое офисное рабство на творческую феерию. Ведь это так прекрасно — творить и получать миллионы.
И все кажется очень красивым и привлекательным, если бы не несколько НО!
Людям продают надежду, но не предупреждают о том, что на самом деле ждет их на этом пути. Если рассказать правду, то желающих станет намного меньше. Потому что работа — это не просто хобби. Это бизнес. А бизнес — это другой подход к жизни. Совсем другой. Другой уровень ответственности, принятия решений, навыков и т.д.
Процитировать в Твиттере
Этого можно было бы избежать, если бы на начальном этапе их предупредили, с чем придется столкнуться, чтобы они прокачивали не только свое творческое начало, но и бизнес-навыки.
В этой статье пойдет речь о подводных камнях работы-творческого хобби. Я хочу рассказать о том, с чем творческие люди могут столкнуться на пути к такой работе и почему надо хорошенько подумать перед тем, как сделать творчество делом своей жизни.
Я знаю, что могу вызвать возмущение и несогласие тех, у кого все получилось. Такие люди скажут, что это неправда, потому что их опыт как раз обратный, и они стали намного счастливее, сделав творчество своей работой. Но так получается не у всех. Если равняться только на известные истории, создается впечатление, что все легко и просто. Но мы ничего не знаем о тех, кто пытался и не смог. И мне хочется предупредить заранее, чтобы вооружить всех стоящих на пороге выбора между творчеством и работой.
Так что пусть это будет альтернативное мнение, которое можно принять во внимание.
Итак, восемь причин не делать творчество своей работой.
1. На работе нет места свободе
Творчество — это процесс, когда вы находитесь наедине с собой, вы погружаетесь в то, что делаете. Вы сами ставите себе задачи, сами их корректируете, идете за тем, что говорит вам ваша муза. Это процесс сродни магии. Вы уходите в стихию, вы находите там отдушину.
На работе у вас не будет возможности выбирать, что делать. Вам будут ставить задания, никого не интересуют ваши муза и вдохновение. Задачи должны быть выполнены к сроку, оформлены по ТЗ, никто не позволит вам делать то, что хочется исключительно вам. Появляется принуждение и давление со стороны.
И оказывается, что это уже не так легко. Потому что муза есть не всегда, а выполнять работу надо. Именно в таком состоянии часто возникают творческие кризисы. Потому что ваши внутренние идеи еще не созрели, а сроки уже подошли.
У меня есть одна знакомая, которая очень любила вязать. Раньше она могла заниматься этим часами, засиживаясь до 4-х часов утра. А потом она стала вязать вещи на продажу. Заказов стало много, они стали занимать больше времени, она стала слишком серьезно относиться к ним. И в какой-то момент потеряла ту радость, которую получала от процесса раньше. Потому что теперь на первый план вышел результат — конечный продукт, который надо получить. Любимое хобби превратилось в конвейер заказов.
Теперь она уже не вяжет ночи напролет. Она вообще перестала вязать для себя. Она потеряла свое хобби.
2. Вам нужен отдых
Хобби — это то, чем мы наполняем свободное время. Если вы все время рисуете или пишете под заказ, или вяжете, или шьете по работе, то чем вы планируете заниматься в свободное время?
Вам придется найти для себя новое хобби. Потому что вашему мозгу необходим отдых и переключение. Иначе ему грозит выгорание. Если вы все время будете напрягать ваши творческие мышцы только в одном ключе, они устанут и в какой-то момент больше не смогут работать настолько эффективно, насколько вам нужно.
Если вы работаете в смежной сфере, но рядом с любимым занятием, то после трудовых будней, наполненных задачами, сроками и прочим, разве будет у вас время и желание продолжать это делать еще и дома?
Когда я много работаю и придумываю идеи по работе, то, приходя домой, я совершенно не хочу думать ни о чем подобном для себя. А ведь это могло бы приносить мне радость. Но у меня нет на это сил. Вся энергия ушла на рабочие проекты и мне требуется время для восстановления. И если я за вечер успеваю отдохнуть, то на следующий день меня снова ждет работа, а не время для своих личных идей.
3. Работа — это не только любимое дело
Например, я очень люблю что-то придумывать и креативить, но моя работа — это не только идеи. Это и много административных обязанностей, каких-то скучных рутинных бумажных дел и т.д.
Так и с творчеством. Если вы решите сделать из хобби бизнес, то, исходя из мысли, что работа должна приносить прибыль, встанет вопрос о том, как этот бизнес развивать. И кроме умения делать свое дело, вы должны задуматься, насколько у вас развиты способности к поиску клиентов, продажам, маркетингу, первичной бухгалтерии и т.д.
4. Работа — это получение денег за свой труд
Часто у творческих людей возникают сложности с установлением цены за свои услуги и принятием денег за их работу. Многие подсознательно думают, что раз они и так занимаются своим любимым делом, то грех за это брать деньги. Вроде как это мы делаем по большой любви.
Именно потому, что нет разграничения в голове, что работа это то, что должно приносить деньги, а хобби — это то, что должно приносить удовольствие, люди думают, раз получают удовольствие — то и уже хорошо. Либо же в голове есть убеждения, что продавать себя стыдно и надо быть скромнее.
Далеко не все готовы спокойно продавать свое творчество и не испытывать при этом смущения, неловкости и сложностей. Поэтому работают по себестоимости материалов, за символическую плату, обеспечивая таким образом себе все большее эмоциональное выгорание.
Но какой бы сильной не была любовь к хобби, рано или поздно вы поймете, что все-таки хотите есть, одеваться и покупать себе подарки. А если брать лишь немного сверху, то начинает накапливаться неудовольствие. И в какой-то момент хобби превращается из удовольствия в раздражитель.
Говорю так из собственного опыта. Была у меня одна работа, которая мне очень нравилась. Я получала удовольствие от процесса, и все вроде бы было хорошо. За исключением оплаты. Но я думала так: пусть я и получаю небольшие деньги, но ведь мне нравится делать то, что я делаю.
Со временем я стала чувствовать, что уже не я управляю своим расписанием и нагрузкой, а мне это ставят извне. Мне приходилось заниматься работой в неудобное время, перекраивать свое расписание. А деньги я получала не такие уж и большие. В итоге, вместо того, чтобы получать удовольствие, я стала получать стресс. Потому что моя работа утомляла меня и не оплачивалась так, чтобы я была довольна энергообменом.
Я тогда истощилась настолько, что у меня даже пропали идеи и силы что-либо делать. Мне пришлось отказаться от любимого дела. Потому что заниматься им на таких условиях было очень сложно.
5. Работа — это бизнес. И он требует соответствующего отношения
Одно дело заниматься хобби-подработкой, выполнять небольшие заказчики, зарабатывать себе на бусики. Другое дело положиться на это, как на полноценный доход.
Для того чтобы много зарабатывать надо или продавать очень много по умеренной цене, или выставлять очень высокий прайс за свою работу.
Если у вас пока нет имени, то, скорее всего, второй вариант вам сразу не подойдет.
Значит, надо будет брать количеством.
И тут возникает два вопроса:
Главное, быть честным с самим собой.
Уверены ли вы, что после сотой связанной кофточки, вы по-прежнему будете любить спицы, а после сотой фотосессии вас не будет тошнить при виде фотоаппарата?
Если вы ответили утвердительно, то задайте себе следующий вопрос.
Есть ли у вас ресурсы, чтобы привлечь к себе эти сто заказов?
Ведь бизнес — это не просто разовые приходы заказов и денег. Это постоянная работа над поиском клиентов.
Готовы ли вы взять на себя функцию менеджера по продажам?
Помимо того, бизнес — это еще и финансовый анализ.
Есть ли у вас понимание, сколько клиентов должно к вам обратиться, чтобы вы получили нужную сумму?
Знаете ли вы эту сумму? Или перебиваетесь случайными непрогнозируемыми заработками?
Готовы ли вы и дальше так работать?
В среде психотерапевтов это очень распространенная проблема. Продажи рассматриваются как досадные помехи на пути к любимой работе. И каждый второй психолог/тренер/коуч мечтает найти себе менеджера, который будет ему собирать большие группы, а потом он уже будет кайфовать от своего любимого дела, проводя эти группы. Но на практике оказывается, что менеджера найти очень непросто. И вот сидят бедные грустные психологи-тренеры и печалятся, как им заработать, проклиная при этом всех людей, которые не понимают, как сильно им надо лечиться и развиваться.
Думаю, такая же сложность есть и у художников, хенд-мейдеров, фотографов — у всех. Потому что любимое дело — это еще не гарантия предпринимательского таланта. А законы бизнеса одинаковы для творческих и нетворческих людей. И если вы понимаете, что предпринимательство — не ваш конёк, стоит задуматься.
6. Ваше творчество может оказаться невостребованным
Ваши друзья могут говорить, что купят все ваши прекрасные рукодельные произведения, или закажут вам фото-портфолио, но правда может оказаться таковой, что рынку необходимо нечто другое. И то, что готовы покупать ваши друзья, не готовы покупать другие люди.
В какой-то момент можно начать даже проклинать свое творческое начало, потому что оно привело вас в эту точку, где нет признания, денег и вам надо делать то, что вы не хотите делать.
Раз на раз не приходится. Не все становятся великими художниками. Кто-то действительно самобытен и уникален, кого-то может найти хороший продюсер и протолкнуть в нужное место.
Но все-таки зачастую приходится продавать не то, что хочется нам, а руководствоваться заказами других людей. Если ваши работы не будут востребованы, вы обречены на безденежье. А в такой работе уже нет смысла.
Чтобы продвинуть свое творчество в массы, надо обладать талантом не только в своей сфере, а еще быть хорошим маркетологом и рекламщиком. Потому что сейчас предложение намного превышает спрос, и чтобы выделяться на фоне других таких творческих бизнесов, надо уметь выгодно отличаться. А это сложно сделать просто так. Создать страницу ВКонтакте или Facebook уже недостаточно. Надо придумать себе свое уникальное отличие (уникальное торговое предложение), создать себе имя. Для этого придется понять, как строить бренд, возможно, овладеть навыками SMM и т.д. И все эти умения, опять же, из другой сферы.
7. Увлечение не гарантирует успеха
Вы можете любить что-то делать, но этого не достаточно, чтобы стать мастером № 1 в сфере.
Вы можете любить заниматься дизайном одежды, но это не значит, что вы сможете стать известным модельером.
И если, опять же, возвращаться к вопросу об оплате своего труда, то за ваше реальное мастерство в сфере финансов, например, вы сможете получить больше, чем если будете посредственным дизайнером. А работа все-таки должна приносить хорошие деньги. Иначе см. пункт 4) недолго и до эмоционального выгорания, вплоть до полного отвращения от хобби.
8. Работа-хобби не гарантирует вам удовлетворения амбиций
У всех есть амбиции. И это нормально. Но если вы будете рисовать за еду, то вы не сможете сконцентрироваться максимально на внутреннем содержании работы. Как ни крути, вы будете понимать, что работаете за еду. И вместо того, чтобы делать что-то для амбиций, придется подстраиваться под рынок и продажи.
Работая на своей основной работе, вы могли бы в свободное время создать что-то очень крутое. А когда все, что вы делаете, подчинено задаче — продать, тут уже не до произведений искусства, тут нужен конвейер регулярных хороших решений.
Но чтобы выдавать хорошие творческие решения надо уметь растождествлять себя и свою работу.
Потому что как только вы начинаете ожидать какой-то результат от своего творчества, внутри зашкаливает планка важности, и становится тяжело относиться к нему непредвзято и без эмоций, и просто делать свою работу.
Ваши работы — это как ваши дети. Разве можно кого-то выкинуть, не любить? Вот и получается, что вместо того, чтобы просто делать работу как бизнес, люди приплетают сюда свою личность. И от этого сильнее переживают отказ покупателей взять их труды. Ведь в таком случае, это равносильно отвержению их как личности и как человека.
А в любом бизнесе излишний личностный подход приводит к тому, что вы не можете объективно оценивать свою работу, а это может существенно влиять на качество и на дальнейшие действия.
И поэтому успех в бизнесе и успех в творчестве могут друг другу сильно противоречить.
Я описала основные пункты, которые стоит учитывать. При этом я уверена, что можно составить точно такой же список, почему стоит сделать творчество своей работой и это тоже будет правда.
Все эти аргументы — не попытка отговорить вас и сказать, что ни в коем случае нельзя делать творчество своей работой. Это обратная сторона медали, которую надо обязательно учитывать и быть готовым к тому, что с этим вам придется столкнуться. Если вы хорошие специалисты в организации бизнеса, продаж, у вас сильный характер, и вы готовы все это преодолевать, чтобы всю жизнь заниматься любимым делом, то тогда вы можете просто пропустить все это мимо ушей, потому что для вас эти причины — не причины.
А если вы пока только начинаете что-то делать новое, то просто проанализируйте, насколько вы готовы ко всему. Возможно, вы решите, что любимое дело стоит всех этих усилий, и, вооружившись этими знаниями, вы пойдете штурмовать творческий Олимп. А возможно, примете решение остаться на своей работе, но поменять подход к жизни.
Если вам очень нравится творить, найдите работу, в которой вы сможете задействовать какую-то часть вашего творчества. Посмотрите на него внимательно, подумайте, что именно в этом процессе вам нравится, какие эмоции и чувства вам дарит ваше хобби. Когда вы определитесь с этим, подумайте, в какой другой работе вы можете получить подобные ощущения. Идите вглубь себя, идите за ощущениями, тогда вы сможете найти творчество и в любой другой повседневной работе.
Делайте выбор осознанно, видя полную картинку. Тогда шансов достичь успеха будет намного больше.
Я считаю, что заниматься любимым творческим делом — это прекрасно и действительно меняет жизнь к лучшему. Главное — избавиться от иллюзий, что творчество автоматически решит все проблемы и вопросы, с которым сталкивается бизнесмен, когда открывает свое дело.
Каждый ребенок от природы творец. Однако способность и стремление самовыражаться могут погаснуть со временем. Нужно предлагать школьнику различные творческие работы, охватывающие, в том числе, сферу его интересов, чтобы сохранить желание к творчеству на всю жизнь.
Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому.
Виды творческих заданий
Рисование
Самый распространенный вид детского творчества. В зависимости от учебного предмета и возраста ученика можно предложить нарисовать иллюстрацию к литературному произведению, к собственному сочинению, сделать карточки с иностранными словами и картинками для младших школьников, изобразить в ассоциативном рисунке процесс фотосинтеза или реакцию нейтрализации.
Можно сделать эту работу групповой.
Аппликация, лепка, различные виды ручного творчества: квиллинг, бумагопластика, оригами и прочее
Суть работы та же, только эти виды творчества обычно требуют более качественного владения техникой и хорошего пространственного мышления.
Создание книги
Это настоящий творческий проект (индивидуальный или групповой). Можно выполнять в разной технике. Это может быть рукописная книга с собственноручными иллюстрациями; можно оформить книгу аппликацией; можно сделать книгу на компьютере и распечатать на принтере.
Научные проекты по предметам или интегрированные
Могут быть исследовательские или практико-ориентированные, но в любом случае речь идет о научном творчестве. Обычно используется групповая форма работы, но возможны и индивидуальные проекты.
Примеры исследовательских проектов:
Примеры практико-ориентированных проектов:
Сочинение-характеристика
Эта типичная для уроков литературы форма может с успехом применяться и на других предметах. Ведь речь идет о форме последовательного изложения сведений о чем-либо:
Сочинение-сравнение
И снова перед нами форма, которую можно использовать на любом школьном предмете: необязательно сравнивать Онегина и Печорина, можно сравнить ромб и квадрат, Меркурий и Венеру, Францию и Испанию, Русско-японскую и Первую мировую войны.
Сочинение проблемного характера
Чрезвычайно полезная форма словесного и научного творчества. Примеры тем сочинения:
- Устарело ли понятие чести?
- Можно ли было избежать революции в 1917 году?
- Атомная энергетика: за и против.
- Возможно ли изменение экономической ситуации в Сибири?
- Что случилось бы, если бы внезапно исчезли все цветковые растения на Земле?
Эссе в формате ЕГЭ
Это, конечно, работа по русскому языку и притом очень специфическая. Старшеклассники могут выполнять ее в полном объеме, а младшим ребятам можно ее упростить. В начальной школе предложить текст с уже сформулированной проблемой и предложить высказать свое обоснованное мнение по ней. В средней школе ребята должны уже учиться определять авторскую позицию, а также подбирать аргументы.
Буриме и другие стихотворные произведения
Буриме — это сочинение стихотворения по заданным рифмам; можно придумывать также вторые строки к первым и т.д.
Составление кроссвордов, шарад, ребусов, анаграмм
Составление задачника или сборника упражнений
Творческая игра, которую можно проводить постоянно или от случая к случаю и в разных вариантах.
Суть ее сводится к тому, что ученик загадывает человека (литературного героя, ученого, исторического деятеля) или явление (отрасль промышленности, химический элемент, страну), а другие отгадывают. Варианты:
- Белая шляпа требует конкретных безэмоциональных суждений.
- Желтая шляпа — приятные, положительные суждения.
- Черная — напротив, негативные: проблемы и трудности.
- Красная — эмоциональные суждения без обоснования.
- Зеленая — цитаты, эффектные, даже парадоксальные высказывания.
- Синяя — обобщение сказанного, философский взгляд.
Этот прием заимствован у американских педагогов. Название произошло от первых букв слов:
- R — role (роль).
- A — audience (аудитория).
- F — format (форма).
- T — topic (тема).
Суть приёма заключается в том, что школьник создает высказывание от имени выбранного персонажа. Причём исполнитель роли должен учитывать и все обстоятельства, в которых оказывается персонаж. Роль и обстоятельства предлагаются учителем, можно по жребию.
Мы представили лишь немногие из возможных творческих заданий, которые можно использовать на уроках, охватить же их все невозможно, ведь новые появляются буквально каждый день. А какие творческие задания используете вы? Поделитесь в комментариях к статье.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж ~ 20 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
1 Спам
4 vasiliok1957 • 21:10, 05.09.2020
Полная бесполезность для учителя математики, а готовить к ОГЭ и ЕГЭ по предмету надо каждого и без желания этого каждого.
0
3 Алёна5874 • 14:56, 19.01.2017
Данная статья интересна и полезна к применению её на практике. Домашнее задание легче и интереснее выполнить, используя творческую деятельность. Например, в начальных классах ребёнку более запомнится какое-либо произведение, если он нарисует к нему рисунок. Поэтому статья может быть полезной как учителям, так и ученикам и родителям.
0
2 Егор9840 • 21:28, 06.01.2017
0
1 Чайка0868 • 19:43, 03.01.2017
Попробую использовать некоторые задания на занятиях с детьми в православной Воскресной школе. Спасибо, что делитесь своим опытом! С Новым годом и новых успехов!
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
В наше время важны не только образованность и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. Этот навык помогает достичь высоких результатов в учёбе и положительно влияет на построение карьеры.
Что такое креативность
Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.
Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.
Критерии креативности по Торренсу
Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.
Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.
Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.
Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.
Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.
Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.
Как развивать креативность
Полюбите процесс решения проблемы
Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.
Ищите оригинальные идеи
Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.
Расширяйте кругозор
Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.
Творчески подходите к повседневным делам
Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов. Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.
Учитесь видеть необычное в обычном
Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ..
Методики развития творческого мышления
Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.
Методика 1. Синектический штурм
Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.
- Сформулируйте проблему.
- Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий).
- Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий).
- Перескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
- Представьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).
Методика 2. Шесть шляп
Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.
Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.
Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.
Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.
Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.
Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.
Методика 3. Выход за рамки
- Сформулируйте проблему.
- Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
- Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.
Методика 4. Случайное слово
Можно применять как в группе, так и индивидуально.
- Сформулируйте проблему.
- Скажите любое слово, которое первым придёт в голову.
- Попробуйте связать его с проблемой.
Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.
Что нужно запомнить
Упражнения для развития креативности помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка. Каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативность мышления станет для вас привычной и естественной.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: