Как ссср сделала бесшумные подводные лодки

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 10.09.2024

Наша военная промышленность опережала США в выпуске атомных и дизельных подводных лодок.

В 1960 году на вооружение поступили лодки проекта 658. Они отличались от проекта 627 и внешним видом и назначением. Новые лодки кроме торпед были оснащены ракетными комплексами Д-2. Старт ракет осуществлялся из надводного положения.

В 1963 году подводный флот ВМФ пополнился лодками нового типа – проекта 675. Это длинные узкие лодки являлись носителями противокорабельных ракет П-5. Старт ракет производился в надводном положении с телеуправлением ракетой в полёте, что вынуждало экипаж во время атаки на корабли противника находиться на поверхности более 10 минут, рискуя быть уничтоженными.

Наши учёные и инженеры в советское время уже в 1960-х годах начали изготовление для АПЛ лёгких и прочных титановых корпусов с малой магнитностью и разработали сложнейшую технологию, как получения сплавов титана с необходимыми свойствами, так и изготовления из него корпусов подводных лодок. Корпуса наших лодок были двойными, то есть состояли из наружного и внутреннего корпуса, что увеличивало безопасность эксплуатации лодки на больших глубинах и повышало живучесть АПЛ в бою. Кроме того, нами был изобретён жидкометаллический реактор (ЖМР), где вместо воды в качестве теплоносителя стала применяться смесь лёгкоплавких металлов – свинца и висмута.

Для свободного плавания под водой учёные СССР провели 7077 океанографических экспедиций по изучению рельефа морского дна, подводных течений и других тайн океана. АПЛ СССР К-222 в декабре 1969 года установила мировой рекорд скорости под водой – 44 узла (80,4 км/час). За такой лодкой не мог угнаться ни один эсминец США. А нам говорят, что мы отставали от США в техническом отношении.

Очевидно, что и в подводном флоте – основной стратегической наступательной силы Америки СССР опережал США. В период с 1953 по 1993 годы СССР построил 243 атомных подводных лодки, а США – 179. Нашему государству производство АПЛ со стратегическими ракетами обходилось намного дешевле, чем США, которые закупали лодки у своих частных фирм и при этом имели колоссальные расходы государственных денежных средств по причинам, присущим всем капиталистическим странам при выполнении государственных закупок.

По самым заниженным данным один атомный подводный ракетоносец обходился американцам в 100 млн. долларов. Собственно это действительно не лодки, а подводные крейсеры со стратегическими ракетами на борту.

Преимущества советских АПЛ над аналогичными по назначению лодками западных стран признают даже либералы. Но, тут же, смакуют аварии, случавшиеся на советских подводных лодках, не вспоминая свои аварии и катастрофы.

И все пишут о том, что наши лодки были шумными по сравнению с американскими лодками, и поэтому их легко было обнаружить и уничтожить. Причём это мнение навязано даже большинству населения России. Но, по-моему, шумность наших подводных лодок – это миф, придуманный и растиражированный американцами, чтобы хоть чем-то уменьшить преобладание русского таланта над англосаксонским.

Очевидно, что США отставали от СССР в возможностях подводного флота, как в борьбе с кораблями и подводными лодками противника, так и в поражении с АПЛ территории противника стратегическим ядерным вооружением. Наши подводные лодки превосходили лодки США по техническим характеристикам и по вооружению.

Вышеуказанные данные однозначно указывают на отставание США от СССР не только в количестве и суммарной мощности зарядов, расположенных на суше стратегических наступательных вооружений в виде термоядерных межконтинентальных баллистических ракет, но и в МБР, базирующихся на атомных подводных лодках.

Рассмотрев основные виды вооружений СССР и США, мы приходим к выводу, что мы не только не уступали, а превосходили Америку, как по техническим характеристикам, так и по количеству всех видов вооружений, кроме авианосцев.

Мертворожденные. Советские дизельные ракетные ПЛ


Неприятный для нас факт, но к середине 50-х годов мы проигрывали холодную войну. И дело было не в боезарядах, их мы производили не хуже американцев, а в доставке этих самых зарядов на территорию США.

Р-5, конечно, машина хорошая и даже, можно сказать, эпохальная, но дальностью только 1200 км. По Европе – хорошо, по США – никак.

Если ракеты не способны долететь – их можно довести до места, благо проработки были. Целых две – во-первых, баллистическая ракета Р-11 с дальностью в 260 км, а во-вторых, крылатая ракета П-5 с дальностью 500 км. Со вторым все было дольше, а вот первое пошло быстро.

В январе 1954 года проведено совещание конструкторов, а уже в июне 1956 года первая переоборудованная ПЛ проекта В611 вступила в строй. Результат вышел неоднозначным – на изначально торпедную лодку взгромоздили две баллистических ракеты Р-11ФМ с дальностью 150 км и боевой частью в 10 килотонн. Подготовка старта – два часа, потом всплытие и пуск ракет в надводном положении. Все это, конечно, очень плохо, но шанс. Теоретически такая лодка могла прорваться к побережью США и, опять же – теоретически нанести удар по приморским городам.

Теоретически – потому как дальности хода не хватало, что, впрочем, в мирное время решаемо. Выбора особого не было. И слегка улучшенный проект перестройки субмарин 611 в ракетоносцы – АВ611 стартовал.

Всего в 1957–1958 годах переоборудовали 5 субмарин этого типа. Проект был откровенно никакой, и в 1966 году ракетное вооружение было демонтировано. Первый блин вышел скорее комом, но дал опыт и хотя бы теоретический шанс поразить недосягаемого ранее противника.

Русский гольф


С атомными было все грустно, о них я напишу в следующий раз. А с дизельными процесс пошел – новый проект 629, конечно, не поражал воображение. Все тот же надводный старт, правда, дорабатывалась ракета Р-13 с дальностью в 600 км, но с теми же проблемами – жидкое топливо и 4 минуты на пуск в надводном положении. Впрочем, первые три ракетоносца получили Р-11ФМ, промышленность и наука не успевали.

Разработка БР с подводным стартом шла вовсю, будущая Р-21 сулила немало выгод, но ядерный аргумент нужен был здесь и сейчас. И в 1957 году начинается строительство серии в 24 ракетоносца. Вышло спорно, по крайней мере, до перевооружения на Р-21, но три аргумента в одну мегатонну на каждом корабле придавали уверенности и сдерживали заокеанского противника.

Челомеевщина


Вторым нашим шансом дотянуться до США были стратегические крылатые ракеты.

В 1959 году на вооружение принята ракета П-5 академика Челомея с дальностью до 500 км и боеголовкой в 200 килотонн. На тот момент эта ракета по характеристикам была не сильно и хуже Р-13 и обладала тем же недостатком – надводным стартом, что демаскировало подводные лодки.

Но это еще не конец истории.

Надводный старт ракет, малая скорость, относительно высокая шумность, две системы управления (изначально лодки рассчитывали на использование П-5 и П-6) , отказ от маломагнитной корпусной стали. Тем не менее кораблей построили 16 единиц, введя последний в строй флота аж в 1968 году. Построили, дабы думать – что с ними делать. Под них даже разрабатывали малогабаритный реактор (яйцо Доллежаля), но в разумные сроки не взлетел и этот проект. В итоге лодки оказались на излёте карьеры в основном на Балтике и ЧФ, своеобразном кладбище неудачных проектов.

Если же подвести итог, то СССР выстроил 39 дизель-электрических субмарин с баллистическими и крылатыми ракетами и переоборудовал, не считая экспериментальных образцов, еще 17 кораблей других проектов. В итоге – 56 дизельных ракетоносцев. Все с надводным стартом ракет, все предельно уязвимые и устаревшие едва ли не на стапелях.

Правильно ли это?

Конечно же, правильно.

В отличие от США, которые могли работать по нам с Европы, мы могли дотянуться до их территории только по морю. Даже появление МБР Р-7 это не очень-то изменило – долгая подготовка на открытом стартовом столе делала ракету предельно уязвимой для первого удара.

Другой вопрос – почему не переоборудовали потом?

Но и здесь не все так однозначно – дорого. В чем-то повторилась история конца XIX – начала XX веков, когда корабли устаревали еще на стапелях, а попытки обогнать время порождали уродцев.

Именно об уродцах и ошибках – в следующей статье о советских АПЛ первого поколения.

Подробнее о событии

National Interest: советские титановые подлодки поставили НАТО в тупик

Американцы вспомнили, как советские титановые подлодки вызвали шок у НАТО

National Interest: советские титановые подлодки поставили НАТО в тупик

Титановые советские подлодки поставили НАТО в тупиковое положение

ЦРУ и Пентагон до последнего не верили в существование советской титановой подлодки

National Interest: Советские субмарины поставили НАТО в тупик


От транспортника до оружия

Инженер из Нидерландов по старинным чертежам построил точную копию первой в истории подлодки. Ее представили на фестивале в городе Алкмар. Место было выбрано неслучайно. Именно здесь родился Корнелиус Дреббель, считающийся изобретателем субмарин. В 1620 году он сконструировал аппарат, который благодаря системе химической регенерации воздуха погружался под воду на несколько часов и перевозил до 16 человек. В военных целях подлодки начали использовать только в начале XX века.


Трагедия в Ла-Манше


Читайте также: