Как сделать цветной грунт для холста

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 01.09.2024

Художественный эмульсионный грунт для масляной живописи никогда промышленно не производился. Причина проста: эмульсия очень не стабильна и не может долго храниться отдельно как самостоятельный продукт, а любое промышленное производство предусматривает некое хранение. Никакого оборудования для изготовления подобных эмульсий никогда не было.
Эмульсионный грунт всегда изготавливался практически ручным способом с применением автоматов-мешалок "на месте" и сразу же наносился на холст. Поэтому, когда вы покупаете эмульсионные холсты в магазинах, знаете, что их делает такой же ваш коллега по цеху, возможно даже в такой же самой мастерской, как и ваша.
Любители эмульсионного (полумасленого, масляно-клеевого) грунта, не должны забывать: вне зависимости от состава эмульсии грунту надо просохнуть минимум три месяца.
Если же вы покупаете готовые грунтованные холсты с эмульсионным грунтом, то они и вовсе могут оказаться не только непросохшими, но и пересохшими. Работа на пересохшем эмульсионном грунте, как и на масляном, приведет к появлению ранних трещин. Более того, размягчать пересохший эмульсионный грунт маслом бесполезно! Точнее, это сделать можно, но лишь облегчить письмо, но не вернет "правильную" структуру грунту.
Работать на эмульсином грунте надо в определенный промежуток равный максимум двойному сроку его высыхания. Например, если конкретной эмульсии надо высохнуть три месяца, то писать по ней можно в течение последующих 6 месяцев.
Добавлю: если в эмульсионном грунте используется хотя бы немного подпорченное масло, (а это тоже может быть, поскольку масло - натуральный компонент), то сохнуть такой художественный грунт может намного дольше. Точных данных сказать не могу, поскольку полимеризация испорченного масла может и вовсе остановиться!

Масляный грунт

То, что масляный грунт можно использовать только для масляных красок и он не предназначен для всех остальных видов водорастворимых красок, типа акрила акварели гуаши и даже многих видов темперы, знают многие. А вот то, что к масляному грунту могут подойти даже не все масляные краски - знают далеко не все. Между тем, это действительно так. Подобных случаев у меня было не мало. Обязательно тестируйте своих производителей красок на сочетание со своим масляным грунтом. Если вы чувствуете, что краски ложатся плохо, то высока вероятность того, что они также быстро от него и отстанут в скором будущем.

Лучший грунт для масляной живописи - все-таки акрил!

Однако здесь сразу необходимо внести ясность: я имею ввиду специальный промышленный художественный акриловый грунт. В Европе данный грунт называется просто "универсальный грунт" или "universal primed". Накладывается на холст такой грунт обязательно в несколько слоев, количество которых варьируется от 3 до 7 и зависит от типа холста.
Впервые универсальный грунт разработала и применила итальянская компания P.E.R. Belle Arti, затем его опыт переняла Lanificio Prato, Gencla и Caravaggio. Сейчас грунты "universal primed" применяется уже несколько десятилетий всеми европейскими производителями холстов и является своего рода золотым стандартом художественного грунта.
Почему я имею ввиду этот "универсальный грунт"? Потому что в магазинах часто продают большое разнообразие грунтов на основе акрила, состав которых может сильно отличатся друг от друга. Порой их состав отличается настолько, что в пору говорят о разных видах или подвидах акриловых дисперсии. Именно такое различие в акриловых грунтах породило множество мифов и все основные недовольства художников.
Больше того, сам по себе универсальный грунт в определённой степени отличается от классического акрилового грунта прошлого века, применение которого особенно в масляной живописи вызвало много споров.
Универсальный грунт - это самый современный акриловый грунт, который превосходит все ранее известные разновидности грунтов на основе акрила. Он фактически не имеет недостатков. Не зря его назвали именно "универсальным". Он прекрасно подходит для всех видов живописи: акриловой, масляной, темперной, а отдельные его виды подходят также даже для живописью акварелью и гуашью.
Технологии не стоят на месте и самое время пользоваться плодами этих технологий в полной мере.

Стирка негрунтованного холста обязательна!

Негрунтованный холст особенно российского производства перед употреблением необходимо хорошо выстирать в теплой воде, поскольку в нем могут содержаться вредные примеси (в т.ч. аппретура). Данные примеси разрушают прочность проклейки и художественного грунта вне зависимости от их типа и состава и могут изменять со временем цветовой тон красок.

Однослойная и многослойная грунтовка холста

Грунтовка холста в несколько слоев имеет преимущество перед грунтовкой в один сплошной слой. Многослойная грунтовка гораздо долговечнее однослойной. Однако при самостоятельном грунтовании холста помните, что многослойность предусматривает интервал между слоями, в течении которого эти слои должны достаточно просохнуть. Сколько конкретно требуется времени зависит от конкретного художественного грунта и его состава, однако помните: если слой недостаточно просохнет, то при наложении последующего слоя получится два плохо сцеплениях друг с другом слоя, которые по своей прочности будут уступать даже однослойной грунтовке.
Самый просто и щадящий в этом отношении является акриловый грунт для живописи. На просушку одного слоя достаточно 2-3 часа, а вот с эмульсионным грунтом не все так однозначно и срок просушки слоя зависит от его конкретного состава и доли в нем масла.

Шлифовка при грунтовании холста нужна!

При самостоятельно грунтовании холста не забывайте, что перед нанесением следующего слоя грунта, уже наложенный слой грунта не можно, а нужно отшлифовать. Шлифовка грунта сглаживает неровности засохшего грунтовочного слоя и увеличивает площадь соприкосновения со последующим его слоем и улучшает прочность сцепления. Также косметической шлифовке подлежит и финишный слой грунта.

Отчего "тянет" художественный грунт?

Все очень просто: чем больше в живописном грунте содержится пигмента, тем более грунт обладает способностью к впитыванию связующего их красок и тем больше грунт называют тянущим. Сами виды пигментов обладают разной способностью к впитыванию. Так, белила впитывают меньше, мел - больше.

Если грунт просочился на изнанку холста

Как просто проверить грунт на прочность?

Художественный грунт после высыхания не должен осыпаться при проведении по нему острым предметом, особенно мелкими кусочками. Осыпание грунта может свидетельствовать о нарушении состава грунта или технологии его производства. Безусловно этот тест не исключительный, однако, как показывает практика, он отсекает добрую половину некачественных художественных грунтов.

Проклейка холста не заменяет грунтовку холста

Среди художников часто бытует мнение, что некоторые виды художественных грунтов (одни считают, что эмульсионный, другие - что акриловый) могут заменить проклейку холста для живописи маслом. Это категорически неверно.
Проклейка холста - это пропитка холста чистым клеем. Грунтовка холста - это покрытие холста составом, в котором клей выступает только как вспомогательное вещество и то не всегда. Пропитка и покрытие - это вещи принципиально разные процедуры с разными задачами. Грунтом холст не пропитывают.

Оптимальный клей для проклейка холста для маслянной и акриловой живописи

Оптимальными клеем для проклейки негрунтованных холстов в домашних условиях является клей ПВА, а вот для готовых фабричных грунтованных холстов вполне допускается проклейка как с применением ПВА, так и желатина. Фабричная проклейка желатином, применяемая в Европе, не идет ни в какое сравнение по качеству с домашней проклейкой желатином, которая известна большинству российских художников.

Рубрика: изобразительное искусство, холст для живописи, правила грунтования холста, практические советы

. Если кратко, то я бы сказала - берите холст с акриловым грунтом минимум в 3 слоя.
Но мы же с вами художественно грамотные ребята,
поэтому надо разобраться поподробнее!

Когда выбираете холст для живописи не маловажно обращать внимание, каким грунтом он покрыт. Грунтовка холста - это очень важный подготовительный этап. Грунт служит связующим звеном между холстом и красочным слоем. Влияет на долговечность и цвет красок.

Правильно подготовить холст — простирать, проклеить клеевым грунтом, затем загрунтовать в несколько слоёв и натянуть на подрамник — это целая наука. Если вам нужен нестандартный размер холста, но у вас мало опыта или времени на его подготовку, я рекомендую брать готовый проклеенный загрунтованный холст в рулонах от качественных производителей, чтобы просто натянуть на подрамник нужного размера.

Какие же могут встретиться грунты при выборе готового холста?

Масляный грунт

Подойдет только для масляных красок и то не для всех. Холсты с масляным грунтом требуют длительной просушки — около 2 лет.

Масляный грунт имеет глянцевую поверхность, не впитывает масло из красок. Поэтому связь между грунтом и красочным слоем оказывается непрочной и со временем красочный слой начинает отслаиваться.

Эмульсионный грунт

Эмульсионный (полумасленый, масляно-клеевой) грунт делают на эмульсиях из клея и масла. По своим свойствам эмульсионные грунты стоят между масляными и клеевыми. Очень капризное покрытие.

В промышленных масштабах для живописи эмульсионный грунт не производится и практически всегда готовится вручную, а значит есть риск нарушения технологии! На просушку такому грунту требуется 3 месяца, но также его можно и пересушить.

Писать на таком грунте надо строго в определенное время, в срок не позже двойному сроку его высыхания (например, сохнет 3 месяца, значит писать нужно в течение 6 след.месяцев).

На магазинных холстах с масляно-эмульсионным покрытием дату грунтования я не встречала ни разу, а срок годности указан неограниченный. Не советую покупать холсты в магазинах с этим покрытием.

Акриловый грунт

Художественный акриловый грунт считается наилучшим и универсальным современным покрытием. Накладывается обязательно в несколько слоев: от 3 до 7 зависит от типа холста. На просушку одного слоя достаточно 2-3 часа.

В магазинах много грунтов на основе акрила, состав которых может быть разным. Обращайте внимание на качественные бренды.

Применяется сравнительно недолго (около 50 лет) и как поведёт себя живопись на этом грунте через столетия — пока неизвестно, но на наш век точно хватит.

Если вы решили самостоятельно загрунтовать холст, помните, что каждый слой необходимо после высыхания шлифовать для прочности сцепления с последующим слоем!

Типы грунтов

Тянущие

Клеевые и эмульсионные/акриловые грунты на основе мела – хорошо соединяются с красочным слоем, так как сильно забирают масло из красок. Предают красочному слою матовый оттенок. Перед началом работы такой грунт желательно протереть тройником или льняным маслом.

Среднетянущие

Это эмульсионные грунты, акриловые на основе белил.

Слабатянущие

Масляные грунты практически не забирают масло из красок, поэтому сцепление с грунтом слабое и краски со временем могут осыпаться. Живопись получается глянцевой.

В заключении хочу сказать - если вы решили самостоятельно загрунтовать холст, обязательно изучите технологию. А если решили купить готовый холст, выбирайте качественные бренды.

Если Вы покупаете готовые грунтованные холсты, то дополнительная грунтовка не актуальна. Хотя серьезные художники рекомендуют накладывать еще 1-2 слоя.
Итак - решать Вам. Но есть поверхности, которые все же требуют грунтования в обязательном порядке. Артборды и планшеты из фанеры, оргалита, МДФ, а так же любые другие пористые поверхности. ДСП, мебельный щит и прочие. Если Вы не подготовите поверхность должным образом перед заливкой - то краска будет интенсивно и неравномерно впитываться в поверхность. Рисунок будет тусклым, не ровным и шершавым. Поверхность дерева, оргалита, МДФ может сильно изогнуться, покоробится. Такую работу останется только убрать в дальний угол или сожалеть об ошибке.
1. Акриловый грунт - самый простой способ. Продается такой в художественных магазинах. Существует множество разных производителей. Я использовала фирму Сонет. Меня этот грунт пока полностью устраивает. Есть белый и черный состав. При высыхании образуется тонкая резиноподобная пленка. Наношу я его широкой кистью в 2 слоя. Баночка 500 мл стоит порядка 370 рублей.
Кстати, свой грунт Сонет я иногда использую вместе с медиумом для акриловой заливки. Это дешевле белого художественного акрила и лучше чем белая акриловая строительная краска. Строительная белая краска очень сильно перекрывается другими цветными и картины получаются более темными.

2. Профессионалы так же используют грунт на основе гипса - Гессо (Gesso). Нам нужен акриловый грунт Гессо. Это акриловый грунт с добавление гипса или мела. Наносят его тонким слоем 2 раза с разницей не менее 2 часов, иначе он может потрескаться. Таким я тоже пользовалась. Минус для меня состоит в том, что если работа не удалась, то при смывании краски грунт тоже частично смывался. Может мне попался немного не того качества, но при бережном смывании Сонет держится лучше. Если усиленно потереть поверхность тряпкой, то смоется все что угодно. Банка 1000 мл стоит от 700 рублей и до бесконечности.
3. Акриловая краска. Можно купить моющуюся акриловую краску или акриловую эмаль в строительном магазине. Результат достойный, цена ниже. Наносим так же, 2 тонких слоя с разницей не менее 2х часов. Для того, что бы состав ложился на поверхность максимально ровно купите широкую кисть с мягкой синтетической щетиной. Банка 3 кг латексной краски я покупала за 380 рублей.

4. Грунт строительный. Обычный нам не подойдет - это, по сути акриловая водичка. Им тоже можно пользоваться, но только как первым этапом. Можно купить высокоукрывистый акриловый грунт. Это паста светло-бежевого цвета. Очень похож на Гессо. Нанесение стандартное. Цена банки 900 гр - 112 рублей.

5. Эпоксидная смола. Ей тоже можно грунтовать. Если у Вас есть такая смола для финишного покрытия картин - то можете пользоваться ей. Но, учитывая цену 1500 рублей за литр, это крайне не бюджетно. Более того это более хлопотно и ждать нужно не менее 72 часов (именно такой срок указывают производители для полной полимеризации). Зато поверхность получается гладкая, совсем не впитывающая воду.
6. Эпоксидный паркетный лак. Свойства как у эпоксидной смолы, но цена 350 руб за банку 900 мл, однокомпонентный состав и сохнет 2 часа. Можно наносить в 1 или 2 слоя. Из минусов - очень сильный запах растворителя. Так что такой вариант подходит либо для разового применения, либо для работы на улице или под вытяжкой. Для финишного покрытия картин он так же не подходит, так как имеет желтоватый цвет.

Вот примерный и возможно не самый полный список средств для грунтования поверхностей для акриловой заливки флюид арт. Выбирать Вам в зависимости от пожеланий и стоимости. От себя могу сказать, что если бы не запах, то использовала бы эпоксидный лак для грунтования. А так как мой творческий процесс полностью проходит в квартире - то использую акриловый художественный грунт.
Желаю Вам волшебных результатов и захватывающего творческого процесса.

Для меня этой самый лучший способ финишной обработки картин. Сравнение других покрытий - читайте в моей статье - Картины флюид арт. Чем покрывать для защиты и

Если Вы нарисовали хотя бы одну картину в технике флюид арт, то вид мокрого рисунка восхищает. А вот при высыхании блеск пропадает и часть восторгов тоже.

Очень популярная техника, дающая очень красивые результаты. Обычно предусматривает образование ячеек.

Сегодня я хочу обсудить самую животрепещущую тему Флюид арт — медиумы или кондиционеры. Чем разводить акриловые краски для достижения нужного эффекта.

Рисовать жидким акрилом можно п рактически на любой непромокаемой поверхности. Холст, любая загрунтованная поверхность, керамическая плитка. Выбор огромен. Об

Стандартный рецепт грунтовки для холста: Берём желатин пищевой , можно даже Второго сорта ( в продовольственных магазинах спросите у продавца, Вам дадут) , на стакан воды (200 грамм) две чайных ложки желатина разводим. и всё это оставляем минут на 40, пока не набухнет. затем нагреваем этот стакан на водяной бане , но до кипения не доводим, постепенно помешивая , до полного растворения желатина. в стакане . и ставим всё это на окно охлаждать . когда до комнатной температуры остынет, ставим в холодильник на нижнюю полку ( но не в могозилку) , и ждём пока жидкость в стакане превратится в желеобразную массу. ( это примерно через час) , а пока натягиваем холст на подрамник. Вообщем когда желе готово наносим его руками на поверхность холста , равномерно распределяя, необходима нанести слоя 3-4 каждый слой, перед нанесением нового должен высохнуть , по-этому холст можно поставить к батарее. в конечном итоге получается на холсте тонкая желатиновая плёнка , все поры на холсте заделываются желатином. шлифует холст после полного высыхания мелкой шкуркой. потом покрываем белой водоэмульсионнкой ( в сторойматериалах продаётся) , и после высыхания водоэмульсионки, ещё раз шлифуем мелкой шкуркой и последний раз покрываем тонким слоем желатина поверх водоэмульсионки и хорошо просушиваем. грунт получается блестящий и хороша подходит под масляную живопись , масло в него не впитывается и остаётся ярким , не жухнет!

Столярный и малярный клея легко подвергаются гниению от сырости, а высыхая дают ломкую пленку.

Желатин хорошо растворяется в горячей воде. Рыбий клей предварительно замачивают в холодной воде в течение 12— 20 часов; после набухания клей надо размять в руках и распустить в горячей воде.

Казеин также вначале замачивают в теплой воде 3—о часов, а затем прибавляют 2—3% раствор нашатырного спирта или буры, и помешивание при температуре 50—70°С образует клеевой раствор.

Казеиновый клей мало чувствителен к сырости и загниванию.

Столярный клей сперва размачивают в холодной воде, а затем при нагревании он легко расходится в ней.

Растворы клеев для проклейки не должны быть слишком крепкими, т. е. свыше 8%, потому что тогда клей быстро застывает, не успев проникнуть в толщу ткани, а следовательно, не будет достаточной связи грунта с холстом, кроме того крепкий клей образует толстый и ломкий слой.

Густой и слегка зажелатинированный клей удобен для проклейки редких со скважинами холстов.

Жидкий клей хорошо применять для плотных холстов, ибо он легко проникает в ткань, чем достигается прочность прилипания его к холсту.

Клеевой раствор ниже 5% и слишком разбавленной концентрации не следует употреблять, так как он не образует достаточного слоя и непрерывной пленки на поверхности холста.

Первую проклейку следует наносить очень осторожно, чтобы не допустить следов протекания клея на изнанку холста, так как грунт в этих местах легко вызывает пожухание красок, коробится и становится нестойким, особенно при избытке клея.

Покоробленный холст исправляется подбивкой колков или смачиванием и сильной перетяжкой его во влажном состоянии на подрамнике.

Раствор клея и грунтовочная паста наносятся деревянным ножом или щеткой, в зависимости от состояния клея и качества холста.

В тех случаях, когда грунтуется редкий, с большими скважинами холст, проклейка наносится клеевым студнем ножом или щеткой. В жидком состоянии очень трудно наносить проклейку без протекания клея на изнанку холста. Для разжижения клеевого студня следует слегка подогреть на водяной бане.

Плотные холсты проклеиваются и холодным и теплым раствором клея щетинной кистью и щеткой (лучше с жестким коротким волосом).

Жесткая щетка плотно покрывает холст, не оставляя отверстий, и позволяет наносить грунт несколько раз тонким слоем.

Клей в виде студня не проникает внутрь ткани, поэтому слабее связывает холст с грунтом; при употреблении в жидком и теплом виде клей легко проникает в толщу ткани и лучше закрепляется в его волокнах.

Чтобы нанести клеевой слой равномерно, достаточной толщины и плотности по всей поверхности холста и во избежание вспенивания клея необходимо водить щеткой или кистью сначала в одном направлении, а затем в противоположном.

По окончании нанесения проклейки массу продолжают разравнивать щеткой без погружения ее в раствор клея, а избыток клея на поверхности холста удаляется ножом или шпателем.

Для придания эластичности проклейки следует в раствор клея вводить небольшое количество смягчителей.

В качестве веществ, устраняющих хрупкость и ломкость проклеек и грунта, применяют глицерин, мед, касторовое масло, желток яйца и др.

Избыток глицерина вреден, так как вследствие большой гигроскопичности глицерин задерживает высыхание, сообщает пленке неустойчивость и вызывает загнивание, особенно при употреблении плохо очищенного столярного клея.

Кроме того глицерин со временем окисляется, разлагается и улетучивается и, следовательно, пленка, лишаясь смягчителя, по высыхании становится хрупкой и ломкой. Мед также смягчает грунт и предохраняет клей от быстрого высыхания, пока он не закристаллизовался. Одним из лучших смягчителей грунта является касторовое масло. При использовании его в проклейке грунт медленно сохнет, и по высыхании проклейка сохраняет мягкость и эластичность.

Единственное неудобство в применении касторового масла заключается в нерастворимости его в воде, поэтому в проклейку и грунтовку приходится вводить его в виде эмульсии, что ни в какой степени не снижает их качества.

Читайте также: