Ээг гиперактивному ребенку как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 01.09.2024

Частые ночные пробуждения, бессонница, энурез, необходимость выявления эпилепсии - вот лишь некоторые патологии, в диагностике которых поможет электроэнцефалография.

- Олеся Олеговна, что такое электроэнцефалография и как часто назначается этот метод исследования?

Применяется он повсеместно, по всему миру. Его широко используют для диагностики и контроля эффективности проводимого лечения различных состояний. Среди них: потери сознания, разграничение эпилептических синдромов, различных неврологических состояний.

- Чем отличается дневная и ночная ЭЭГ?

Дневная (иначе - рутинная) электроэнцефалография выполняется в дневное время суток. Ее продолжительность не превышает 20 минут. Используется для выявления явных нарушений - например, диагностики эпилептического синдрома.

Используется при медицинских осмотрах (скрининговое исследование), разграничениях пароксизмальных (сопровождающихся теми или иными приступами) состояний. Дневная ЭЭГ предоставляет не более 30% всей возможной информации.

Записаться на электроэнцефалографию в вашем городе можно здесь

внимание: услуга доступна не во всех городах

- Что является показаниями для проведения электроэнцефалографии?

ЭЭГ позволяет выявить признаки эпилепсии. Это ее основное показание. В этом случае диагностика назначается при впервые возникшем подозрении на эпилепсию, при смене схемы лечения и его контроле.

Назначается электроэнцефалография при энурезе; пароксизмальных состояниях; неврозах, тревожности, раздражительности; гиперактивности и нарушениях процесса обучения у детей; задержке развития психики, речи, заикании; аутизме; частых пробуждениях и избыточной двигательной активности во сне; эпизодах хождения и говорения во сне и др.

- С какого возраста ЭЭГ-мониторинг проводится детям?

Начиная с 4-х недель.

- Показания к проведению дневной и ночной электроэнцефалографии разные или одинаковые?

При медицинском осмотре/скрининге здорового человека (без жалоб, отягощенного анамнеза) достаточно дневного исследования. Если же в анамнезе у человека был, например, эпизод приступа эпилепсии, тогда необходимо ночное исследование.

- В каких случаях пациенту необходимо пройти и дневную и ночную электроэнцефалографию?

При наличии пароксизмальных состояний, подозрении на эпилепсию. Предположим, у человека был эпилептический приступ в анамнезе, или врач сам наблюдал его. В этом случае проводится дневное обследование. Если эпилептическая активность при дневном исследовании не выявляется, обязательно назначается и ночное.

- Обязательно ли проходить ЭЭГ-мониторинг для получения справки в ГИБДД?

Да, но не всем. С июня 2015 года согласно приказу Минздрава РФ №344н ЭЭГ должна выполняться любому участнику дорожного движения, претендующему на получение водительских прав категории С, D, E. ЭЭГ для водителей других категорий выполняется по показаниям, определяемым врачом-неврологом на приеме.

- Как проводится электроэнцефалография? Сколько по времени занимает диагностика?

На голову исследуемого надевают особую шапочку с электродами. На кожу головы в месте контакта ее с электродом наносится специальный гель (для лучшего контакта и проводимости регистрируемых импульсов). Сигналы от головного мозга через электроды передаются на прибор - электроэнцефалограф. Он усиливает их и передает для дальнейшей обработки в компьютер.

Во время диагностики проводятся функциональные пробы, меняющие функциональную активность мозга. Врач просит больного закрывать-открывать глаза, активно подышать (3-5 минут). Также выполняется фотостимуляция: исследуемый смотрит на световые вспышки.

Ночное исследование лучше выполнять на дому. Оно начинается между 20 и 21 часами вечера. Технические нюансы - как при дневном обследовании.

Регистрируется два полных цикла сна, что составляет примерно 2-3 часа после засыпания.

- Как правильно подготовиться к прохождению электроэнцефалограммы?

Особой подготовки к ЭЭГ головного мозга не требуется. Голова должная быть чистой, при сушке нельзя использовать укладочные средства. Накануне исследования избегать стрессов, переутомления, соблюдать размеренный режим. Необходимо воздержаться от приема стимуляторов нервной системы, крепкого чая, кофе, алкоголя.

Для ребенка также нежелательны шумные игры, просмотр телевизора, мультфильмов, работа или игра на компьютере.

Не допускается во время диагностики наличие на теле металлических предметов, украшений.

- Олеся Олеговна, как часто можно проходить электроэнцефалографию? Этот метод диагностики безопасен?

ЭЭГ совершенно безопасна. Проходить ЭЭГ-мониторинг можно настолько часто, насколько это необходимо врачу для постановки диагноза или отслеживания состояния больного.

- Есть ли у ЭЭГ какие-то ограничения или противопоказания?

- Для того, чтобы пройти ЭЭГ в вашей клинике, необходимо направление врача?

Если человек проходит медицинский осмотр или обследуется по собственной инициативе, в принципе диагностику можно пройти самостоятельно, без направления. Достаточно иметь документ, удостоверяющий личность.

Если же мы целенаправленно ищем какую-то патологию, определяем разновидность пароксизмов и т.п., то в таком случае направление врача иметь желательно. Из него мы можем понять цель обследования, т.е. что нужно доктору.

Братчикова Олеся Олеговна

Проходила курс по эпилептологии, сертификационные курсы.

Другие статьи по теме

Побывали на приёме у кардиолога и он направил вас сделать велоэргометрию? Что. Крутите педали! Что такое велоэргометрия?

Когда человек здоров, он вообще не задумывается о том, как он дышит. Дышите глубже! Кому поможет спирометрия?

Как проверить работу мышц и нервов? О современном и информативном методе их. Электронейромиография: единственная в своём роде

Г. М. Джанумова*, кандидат медицинских наук
А. В. Будкевич*, кандидат медицинских наук
Г. С. Пилина**

* МБУЗ ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского, Москва
** ГБОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия, Ижевск Ключевые слова: дети, тикозные гиперкинезы, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, медикаментозная терапия.

Одной из актуальных проблем детской неврологии на сегодняшний день являются тикозные гиперкинезы. Внимание специалистов к этой группе заболеваний обусловлено не только увеличением частоты встречаемости этого вида патологии, но и возрастанием доли медикаментозно резистентных форм.

В большинстве случаев тики сопровождаются коморбидными проявлениями в виде поведенческих и эмоционально-волевых расстройств, обсессивно-компульсивного синдрома, вторичного энуреза, когнитивных нарушений [1–3].

В 50% случаев тикам у детей сопутствует синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) [1, 3–5]. Это связано с общими механизмами в патогенезе тикозных гиперкинезов и СДВГ [4–9], подтвержденными наличием характерных невротических паттернов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) по данным спектрально-когерентного анализа [10–13]. Электроэнцефалографическая картина тикозных расстройств и СДВГ характеризуется многообразными вариантами отклонений от нормы, но общим для них является изменение основного ритма (от умеренной дезорганизации до выраженной дизритмии), что обуславливает использование идентичных методов лечения данных нозологий.

Лечение тиков, а также сопутствующих им коморбидных состояний представляет собой длительный процесс. В терапии тикозных расстройств применяется большой спектр различных методов лечения: режимные мероприятия, психотерапия, физиотерапия, немедикаментозные методы, разнообразная медикаментозная терапия. Предлагается применение метода биологической обратной связи, аудиовизуальная стимуляция, транскраниальная электростимуляция, транскраниальная микрополяризация. За последние годы разработана эффективная медикаментозная терапия тикозных гиперкинезов, но и она имеет определенные недостатки. Использование нейролептиков, антиконвульсанотов и транквилизаторов не решило проблемы лечения тиков. При их назначении очень часто наступают ранние осложнения в виде синдрома паркинсонизма, дистонических и дискинетических нарушений, психомоторного возбуждения, а также усиление симптомов дефицита внимания при наличии сопутствующего СДВГ. У больных с преходящими тиками лучше ограничиться препаратами гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). При лечении тиков и синдрома дефицита внимания используется Пантогам [3], высокая терапевтическая эффективность локальных и распространенных тиков, а также синдрома дефицита внимания была отмечена при применении препарата Тенотен детский, также реализующего свое регулирующее влияние на центральную нервную систему через ГАМК [4, 7, 14].

Фармакотерапия СДВГ отличается большим разнообразием. Отечественными специалистами при лечении СДВГ широко используют препараты ноотропного ряда, применение которых при СДВГ патогенетически обосновано, поскольку ноотропные препараты оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы когнитивные функции (внимания, памяти, организации, программирования и контроля психической деятельности, речи, праксиса). Однако часто стимулирующее действие ноотропов может давать побочный эффект в виде усиления гиперактивности, что требует назначения в комплексе с ноотропами седативных препаратов. В связи с разнообразием коморбидных состояний, сопровождающих тики, а также наличием сопутствующего СДВГ в лечении следует предпочитать препараты, оказывающие поливалентное действие с минимальными побочными эффектами, при этом соблюдая правило монотерапии [9]. Таким требованиям соответствует Тенотен детский, который оказывает сбалансированное анксиолитическое и ноотропное действие, а также отличается отсутствием побочных эффектов. Препарат содержит релизактивные антитела к мозгоспецифическому белку S-100, который оказывает регулирующее влияние на базовые функции нервных клеток (проведение нервного импульса, деление и рост нейронов и их энергетический обмен).

Целью настоящего исследования была оценка клинической эффективности применения Тенотена детского в лечении детей с тикозными гиперкинезами (транзиторными тиками, хроническими моторными или вокальными тиками) с сопутствующим синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.

Материалы и методы исследования

На базе консультативно-диагностического центра MБУЗ ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского (Москва) у 120 детей в возрасте от 3 до 15 лет (31 девочка и 89 мальчиков), страдающих тикозными гиперкинезами и сопутствующим СДВГ, проведено сравнительное исследование результатов терапии в следующих группах:

Группа А — 60 детей с тиками и коморбидным СДВГ, получающие препарат Тенотен детский (схема лечения — по 1 таблетке 3 раза в день), разделенная на две подгруппы по форме течения: А1 — 30 детей с транзиторными и А2 — 30 детей с хроническими моторными и вокальными тиками.

Группа В — 60 детей с тиками и коморбидным СДВГ, получающие Пантогам (схема лечения — по 1 таблетке 3 раза в день), разделенная на две подгруппы по форме течения: В1 — 30 детей с транзиторными и В2 — 30 детей с хроническими тиками.

Продолжительность терапии во всех описанных группах составила 12 недель.

Диагностика клинических проявлений СДВГ и тикозных гиперкинезов проводилась в соответствии с критериями МКБ-10 и DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders — Руководство по диагностике и статистике психических расстройств, США).

Эффективность терапии оценивалась клинически по количественному подсчету тиков за 20 минут до и после лечения с вычислением коэффициента эффективности лечения (КЭ) по методике В. П. Зыкова [4]. Низким считали КЭ в диапазоне 0–33%, умеренным — 34–67%, высоким — 68–100%.

Оценка степени тяжести сопутствующего СДВГ производилась с помощью шкалы SNAP-IV, которая представляет собой опросник для родителей, состоящий из 43 вопросов, позволяющих оценить степень невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Оценка уровня тревожности производилась с помощью шкалы тревожности по методике Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко (в баллах).

Результаты и их обсуждение

Подгруппы детей с транзиторными тиками

В подгруппе А1 у детей с транзиторным тиками и коморбидным СДВГ после 2-месячного курса терапии Тенотеном детским КЭ составил 75% и был расценен как высокий, причем у 8 детей отмечалась полная редукция тикозной симптоматики (табл. 1).

Таблица 1
Коэффициент эффективности лечения больных с хроническими тиками и СДВГ

Коэффициент
эффективности
Группа АГруппа В
А1А2B1B2
Высокий* *
Средний * *

В контрольной подгруппе В1 у пациентов, получавших Пантогам, был также высокий КЭ (73%), и у 9 детей тики полностью нивелировались. Однако в группе детей, получавших Пантогам, в одном случае имела место аллергическая сыпь, у двоих детей нарушился сон.

В подгруппе, получавшей Тенотен детский, отмечалось более выраженное улучшение показателя невнимательности. Динамика остальных показателей СДВГ на фоне лечения в группах А1 и В1 существенно не различалась.

Уровень тревожности у детей с транзиторными тиками и СДВГ в подгруппах А1 и В1 имел следующую динамику: количество детей с низким уровнем тревожности, получавших Тенотен детский, увеличилось в 5 раз, а в подгруппе В1 лишь в 1,8 раза. Количество детей со средним уровнем тревожности в подгруппе пациентов с транзиторными тиками + СДВГ, получавших Тенотен детский, уменьшилось в 2,5 раза, а в подгруппе пациентов с транзиторными тиками + СДВГ, получавших Пантогам, уменьшилось в 1,3 раза. В процессе лечения подгруппы А1 Тенотеном детским количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось в 3 раза, а в подгруппе В1 — не изменилось. Полученные данные свидетельствуют о более выраженном анксиолитическом эффекте Тенотена детского.

Подгруппы детей с хроническими тиками

В подгруппах А2 и В2 у больных с хроническими тиками и СДВГ КЭ в обеих группах был расценен как средний. В группе детей с тиками и СДВГ, которые получали Тенотен детский, КЭ был равен 64%, а в группе, получавшей Пантогам, КЭ составил 55% (табл. 1). В обеих группах более быстрым регрессом отличались моторные тики, однако полной редукции тиков не наблюдалось ни у одного пациента.

В подгруппе А2 после терапии Тенотеном детским отмечалось достоверное снижение показателей импульсивности и гиперактивности, а в подгруппе В2 были получены достоверные показатели снижения уровня невнимательности.

Нами было замечено, что более высокий уровень тревожности наблюдался в подгруппах А2 и В2, т. е. это дети с хроническими моторными и вокальными тиками и СДВГ. Динамика уровня тревожности также оказалась более позитивной в группе детей, получавших Тенотен детский (А2).

Также отмечено, что в подгруппе В2, получавшей Пантогам, у 1 ребенка имел место аллергический ринит, у 2 нарушение сна и у 1 ребенка отмечено усиление гиперактивности и тикозной симптоматики (к моторным тикам присоединились вокальные).

Таким образом, результаты исследования показали, что тикозные гиперкинезы, осложненные сопутствующим СДВГ, имеют свои особенности, проявляющиеся прямой зависимостью между тяжестью тикозной симптоматики, выраженностью симптомов СДВГ и уровнем тревожности. Дети с хроническими моторными и вокальными тиками имеют более тяжелое течение симптомов СДВГ и отличаются более высоким уровнем тревожности. При лечении Тенотеном детским отмечалась редукция тикозной симтоматики, уменьшение выраженности симптомов СДВГ и снижение уровня тревожности, особенно в группе детей с транзиторными тикозными гиперкинезами и сопутствующим СДВГ.

Оценка эффективности лечения по показателям электроэнцефалограммы

Анализ ЭЭГ детей с тикозными гиперкинезами и сопутствующим СДВГ показал, что биоэлектрическая активность головного мозга у них изменена с высокой степенью вариабельности. У 38% пациентов преобладали дизритмические проявления. У 8% больных отмечен средний и низкий уровень вольтажа. У 29% нарушения общемозговой ритмики были выражены меньше и выражались в виде дезогранизации основного ритма. В четверти случаев (25%) имело место изменение ритмики в виде пространственного расширения представительства альфа-ритма, включая височные отделы.

Кроме того, на ЭЭГ у 60% детей выявлялись признаки повышения активности глубинных образований в виде билатеральных вспышек тета-, альфа-подобных волн или вспышек низкочастотных бетаколебаний высокой амплитуды. У многих больных регистрировались одиночные или распространенные острые волны, которые по своему генезу не являлись эпилептическими и носили неспецифический характер. Достоверные эпилептиформные знаки с отчетливой полушарной или локальной проекционной зоной встречались в 5% случаев. Довольно часто наблюдалась односторонняя полиритмия по альфа-ритму, что на спектрограммах ЭЭГ проявлялось в виде поли- или двухмодального пика мощностных значений в альфадиапазоне. При вариантах с распространенным альфа-ритмом выделяли специальные клинически значимые варианты его распределения, такие как невротические паттерны ЭЭГ. Такие варианты ЭЭГ у детей с тикозными гиперкинезами встретились у 42% пациентов.

Проведенный спектральный анализ обнаружил значимые изменение мощностных характеристик в 76% случаев. Двухмодальный пик альфа-ритма отмечен в 26% случаях. Повышение мощности основного ритма установлено у 49% пациентов, у 26% отмечено существенное снижение относительно нормы (табл. 2).

Таблица 2
Динамика мощности доминирующего альфа-ритма до и после лечения Тенотеном детским детей с тикозными гиперкинезами и сопутствующим СДВГ (мкВ2)

Показатели электроэнцефалограммыНорма* M ± d ± mДо лечения M ± d ± mПосле лечения M ± d ± mОценка достоверности
Спектр мощности
(альфа-пик)
в затылочной
области
Исходно сниженная мощность (26%)172 ± 47 ± 9,459 ± 17 ± 4,3112 ± 28 ± 9,3p Исходно повышенная мощность (49%) 290 ± 56 ± 11,2138 ± 46 ± 11,5p В пределах нормальных значений (25%) 141 ± 34 ± 11,3159 ± 45 ± 15p > 0,5
Примечание. * Использовано нормальное значение мгновенной мощности альфа-пика (по данным В. П. Зыкова, 1999). Дополнительно к среднеквадратичному отклонению (?), которое использовал автор, нами выполнено вычисление среднеквадратичной ошибки средней (m), поскольку принято именно этот параметр использовать для вычисления достоверности различий.

Состояние внутримозговой интеграции электрических процессов мозга количественно оценивалось по значениям средней когерентности. По межполушарным парам отмечено снижение относительно нормы уровня внутримозговых связей в парах Fp2-Fp1 и F4-F3 и повышение в парах С4-С3 и Р4-Р3 у половины пациентов (51%) как свидетельство ослабления уровня межлобных отношений и повышение межтеменных. Аномальное состояние внутриполушарных отношений было отмечено у 43% детей в виде снижения значений когерентности в парах Fp1-T3 и Fp2-T4 и повышения в парах Т3-О1 и Т4-О2 (табл. 3 и 4).

Таблица 3
Результаты изменения внутриполушарных отношений по средней когерентности ЭЭГ до и после лечения Тенотеном детским детей с тикозными гиперкинезами и сопутствующим СДВГ

Таблица 4
Результаты изменения межполушарных отношений по данным средней когерентности ЭЭГ до и после лечения Тенотеном детским детей с тикозными гиперкинезами и сопутствующим СДВГ

Было установлено, что при лечении тикозных гиперкинезов с коморбидным СДВГ Тенотеном детским на фоне ослабления клинических признаков болезни происходят изменения в биоэлектрической активности головного мозга. Надо подчеркнуть, что нормализация имела разнонаправленную тенденцию в зависимости от исходного состояния. Если до лечения по данным спектра мощности дезорганизация основного ритма или дизритмия проявлялась снижением мощностных значений, то на фоне лечения Тенотеном детским процесс нормализации ритмики сопровождался повышением мощности альфа-диапазона. И, наоборот, исходно избыточный уровень мощности волн альфа-диапазона под влиянием терапии имел направленность к снижению мощности колебаний в сторону нормализации (табл. 5).

Таблица 5
Динамика биоэлектрической активности головного мозга у детей с тикозными гиперкинезами с коморбидным СДВГ после курса лечения Тенотеном детским по визуальной оценке ЭЭГ и количественным значениям основного ритма спектра мощности (n = 120; 100%)

ЭЭГ-показателиИсходно выявлено измененийТенденция к улучшениюНормализацияБез динамики
Дизритмия и дезорганизация (визуально)67%43%024%
Расширенная представленность альфа-ритма (визуально)40%23%017%
Мощность
доминирующего
альфа-ритма
в затылочной области
Исходно сниженная мощность26%14%2%10%
Исходно повышенная мощность49%31%018%
В пределах нормы25%
Примечание. n — число пациентов.

Хочется отметить, что восстановление альфа-ритма на ЭЭГ демонстрирует эффективность лечения тиков даже у детей младшей возрастной группы при исходно нарушенном его формировании. При этом наблюдается типовая динамика нормализации корковой ритмики. Растет выраженность альфа-волн и соответственно падает активность волн дельта-диапазона. При этом на спектре мощности в динамике отмечается формирование пика основного ритма и ослабление активности медленных волн (рис. 1).



На исходной ЭЭГ регистрируется выраженная дизритмия с отсутствием сформированного альфа-ритма в затылочной области (А). На спектре мощности отмечается рудиментарный пик малой мощности в районе 6–9 Гц. После курса лечения Тенотеном детским на ЭЭГ сформировался альфа-ритм (Б). Соответственно на спектре мощности выделяется доминирующий пик основного ритма 7,5–8 Гц с умеренно расширенной зоной представительства и снижение мощности медленных волн.
Рис. 1. Больной П., 3 года. Транзиторные тики. СДВ

Расширенная зона представительства альфа-ритма — очень важный и информативный клинически значимый признак функционального состояния мозга и обычно свидетельствует о вероятной повышенной тревожности пациента (Л. Б. Иванов, 2013). Такие изменения на исходной ЭЭГ в исследуемой группе встретились в 40% наблюдениях. Для тикозных расстройств без сопутствующих тревожных проявлений расширение зоны альфа-активности нехарактерно. У 23% пациентов с расширенной зоной представительства альфа-ритма на контрольной электроэнцефалограмме по завершению лечения происходило ослабление пространственного распространения а льфаактивности (рис. 2).



На исходной ЭЭГ выраженное расширение зоны представительства альфа-ритма, включая теменные, центральные и лобные отделы (А). На спектре существенно повышена мощность в задних отделах. После курса лечения Тенотеном детским на ЭЭГ сохраняется расширение зоны представительства альфа-ритма, но выраженность его существенно слабее (Б). На спектре отмечено снижение мощностных величин с 250 мкВ? до 150 мкВ?.
Рис. 2. Пациент С., 10 лет. Диагноз: «Транзиторные распространенные тики СДВГ. Невротические реакции

Таким образом, после лечения Тенотеном детским пациентов с тикозными гиперкинезами и сопутствующим СДВГ, наряду с клиническими улучшениями, отмечены тенденция к нормализации корковой ритмики на нативной ЭЭГ, нормализация частотно-амплитудных характеристик альфа-волн, позитивная динамика состояния внутримозговых связей.

Выводы

В результате 12-недельного курсового применения Тенотена детского у детей с тикозными гиперкинезами и коморбидным СДВГ был получен высокий коэффициент эффективности:

За последние десятилетия в детской неврологической практике отмечается рост числа детей с СНВГ. В Санкт-Петербурге, по данным эпидемиологических обследований, СНВГ обнаруживается у 17,5% детей в возрасте от 4 до 11 лет [3]. В диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям Американской ассоциации психиатров 1994 г. (DSM-IV) указанный синдром разделен на 3 вида: с преобладанием невнимательности, с преобладанием гиперактивности-импульсивности и смешанный.

С нейрофизиологической точки зрения высказывается предположение, что в основе этиологии СНВГ лежит нарушение взаимодействия хвостатого ядра и фронтальной коры, вызванное, по-видимому, дисбалансом дофамина и норадреналина [4]. Для компенсации этого дисбаланса организм вынужден прибегать к своеобразной стимуляции коры головного мозга через двигательные центры, что и приводит к синдрому гиперактивности. Таким образом, повышенная двигательная активность служит своеобразным защитным механизмом, поддерживающим определенное функциональное взаимодействие между структурами мозга, ответственными за его нормальное развитие.

Использование при СНВГ компьютерного кросскорреляционного анализа электроэнцефалограммы (ЭЭГ) предоставляет принципиально новые возможности для определения взаимодействия структур коры головного мозга, которое может осуществляться не только непосредственно между самими участками коры, но и через подкорковые образования. Вычисление кросскорреляционной функции позволяет раскрыть механизмы и пути формирования функциональных связей между активностью разных отделов мозга.

Степень сходства или связи двух ЭЭГ при кросскорреляционном анализе определяется по величине коэффициента кросскорреляции (Ccr), которая может находиться в пределах от +1 до -1. Если две ЭЭГ являются точными копиями, то Ccr этих ЭЭГ будет равен максимальному значению, т. е. +1. В тех случаях, когда два исследуемых процесса заключают в себе кроме общих составляющих другие элементы, свойственные каждому из них в отдельности, величина связи, определяемая по Ccr, будет иметь значение меньше единицы, и тем меньше, чем больше независимых элементов или частот имеется в двух исследуемых ЭЭГ.

При анализе кросскорреляции количественно определяются обычно следующие величины:

  1. Степень корреляционной связи по величине Ccr — отношению максимального значения кросскорреляционной функции к величине максимума автокорреляционной функции каждого из исследуемых процессов при t=0 (принятой за 1).
  2. Временной сдвиг максимума кросскорреляционной функции — ВС или t, характеризующий временные отношения двух процессов.

При этом по величине Ccr можно судить о степени корреляционной связи двух процессов: при значении Ccr до 0,2 — связь очень слабая; от 0,2 до 0,5 — умеренная; от 0,5 и выше — значительная; от 0,7 до 0,9 — тесная или высокая.

При t=0 процесс характеризуется синфазностью колебаний в двух отведениях ЭЭГ. При сравнении 1 и 2-го отведений t со знаком + характеризует опережение процесса в отведении 1 по сравнению с отведением 2, а t со знаком минус характеризует опережение в отведении 2 по сравнению с отведением 1.

В нашей практике из 658 детей в большинстве случаев (70%) встречался именно смешанный тип СНВГ, часто (в 30—40%) осложненный другими пограничными психическими расстройствами детского возраста (тики, заикание, энурез) [5, 6].

Рис. 1. Усредненные данные кросскорреляционного анализа ЭЭГ здоровых испытуемых детей 3—11 лет. Тонкие стрелки на графиках обозначают кросскорреляции со значением от 0,3 до 0,5, а более толстые — выше 0,5. Направление стрелок характеризует опережение в работе той структуры, откуда стрелка исходит (так называемый исток).

Рис. 2. Усредненные данные кросскорреляционного анализа ЭЭГ детей 3—11 лет, страдающих тяжелыми формами заикания (пояснения в тексте).

Рис. 3, а. Фрагмент компьютерного кросскорреляционного анализа фоновой записи ЭЭГ больного О., 6 лет, с СНВГ.

Рис. 3, б. Фрагмент компьютерной ЭЭГ того же больного на фоне гипервентиляции.
Предварительный диагноз: заикание, СНВГ.

Рис. 3, в. Фрагмент компьютерного кросскорреляционного анализа ЭЭГ на фоне гипервентиляции у того же больного.

В приведенных далее результатах исследований показана динамика изменения характера кросскорреляционной активности, характеризующей взаимоотношения между различными зонами коры головного мозга в норме и при СНВГ у детей 3—11 лет, при жестко выбранной периодичности и эпохи анализа (8 с) фоновой записи ЭЭГ и во время гипервентиляции. Гипервентиляция проводилась в течение 3 мин, с максимальной глубиной вдоха и выдоха, и частотой 20 дыхательных движений в минуту.

Совершенно иная картина наблюдалась при анализе ЭЭГ у больных детей того же возраста с пограничными психическими расстройствами, в частности с СНВГ (рис. 2).

На рис. 3, а приведены результаты компьютерной ЭЭГ больного О., 6 лет, с СНВГ и заиканием. Приведены результаты обработки фоновой записи, т. е. записи ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами. Фоновая запись отличалась от характерной для нормы лишь измененным в некоторых фрагментах направлением взаимодействия между структурами мозга. Однако во время гипервентиляции — усиленной дыхательной активности, которая в обычных условиях эквивалентна усиленному дыханию при энергичной двигательной активности ребенка — отмечалось заметное изменение этих взаимоотношений. В ответ на гипервентиляцию в ЭЭГ по прошествии первой минуты возникали генерализованные вспышки q-ритмической активности в диапазоне частоты 4 Гц (рис. 3, б), что сопровождалось временным восстановлением полноценных кросскорреляционных связей теменно-затылочной зоны правого полушария с другими областями головного мозга (рис. 3, в).

Таким образом, можно предположить, что гиперактивность является своего рода защитным механизмом, временно восстанавливающим нормальные связи в коре головного мозга и тем самым сохраняющим нормальное интеллектуальное развитие ребенка.

Проведенное нами исследование обнаружило, что наблюдаемые изменения не характерны для других моносимптоматических пограничных расстройств детского возраста.

Итак, ЭЭГ у детей с СНВГ имеет ряд особенностей, которые отличают ее от характерной для нормы или детей с другими моносимптоматическими пограничными психическими расстройствами.

Во-первых , хотя по внешним проявлениям в большинстве случаев фоновая запись ЭЭГ у детей с СНВГ незначительно отличается от возрастной нормы (наличие доминирующей a-активности, ее распределение, отсутствие четко выраженных патологических знаков и т. п.), по результатам кросскорреляционного анализа в диапазоне ведущих регистрируемых ритмов (4—12 Гц) наблюдается четко выраженное отклонение от нормы, заключающееся в практически полном отсутствии связей между лобными и другими структурами головного мозга.

Во-вторых , во время гипервентиляции (при стандартных условиях) медленноволновая активность (3—5 Гц) у детей с СНВГ появляется в большинстве случаев уже на первой минуте и носит генерализованный циклический характер (длительность циклов по 10—15 с) на протяжении всей пробы с незначительным последействием (20—30 с) после ее окончания.

В-третьих , во время возникновения медленноволновой активности восстанавливаются связи (по результатам кросскорреляционного анализа) между лобными и другими структурами головного мозга, чего не наблюдается при аналогичных условиях у больных с другими моносимптоматическими пограничными психическими расстройствами.

Полученные данные позволяют говорить о более слабом контроле со стороны ретикулярной формации ствола мозга за неспецифическими таламическими структурами и о ведущей роли этих структур в синхронизации взаимодействия между различными образованиями головного мозга, участвующих в процессах памяти и обеспечивающих интеллектуальную сохранность больного СНВГ.

Литература:

  1. (Trjesoglava Z.) Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986.
  2. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции мозга у детей. СПб.: САЛИТ-ДЕАН, 1999.
  3. Современные аспекты диагностики и лечения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей. Под ред. Т. А. Лазебник, Л. С. Чутко, Ю. Д. Кропотова и др.
  4. (Lubar J. F.) Любар Дж. Ф. Биоуправление, дефицит внимания и гиперактивность. Биоуправление-3. Теория и практика. Новосибирск, 1998; 142—62.
  5. Лохов М. И., Фесенко Ю. А. Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение. СПб.: СОТИС, 2000.
  6. Лохов М. И., Фесенко Ю. А., Рубин М. Ю. Плохой хороший ребенок. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003.
  7. Лохов М. И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. СПб.: Наука, 1994.
  8. Павлова Л. П., Романенко А. Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: Наука, 1988.
  9. Хризман Т. П. Развитие функций мозга ребенка. Л.: Наука, 1978.
  10. Шеповальников А. Н. Активность спящего мозга. Л.: Наука, 1971.
  11. Шеповальников А. Н. и др. Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития. М.: Наука, 1992.
  12. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 2000.
  13. Flor-Henry P. Cerebral basis of psychopathology. Wright, Boston etc., 1983.
  14. Itil T. M. The significance of quantitative pharmacy EEG in discovery and classification of psychotropic drugs. EEG Drug Res. N. Y., 1982; 131—50

Журнал "Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева", т. 02, N2, 2005

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — это основной метод исследования работы головного мозга, оценки его функционирования. ЭЭГ позволяет выявить изменения в работе мозга при различных неврологических нарушениях, последствиях родовых травм, гипоксии. Также показаниями к проведению ЭЭГ являются: задержки речевого или психомоторного развития, эмоциональные нарушения, травмы, заболевания головного мозга.

Основными элементами центральной нервной системы, включающей и головной мозг, являются нервные клетки — нейроны. Они обладают свойством проводить и генерировать электрические импульсы, эти импульсы регистрируются прибором — электроэнцефалографом. Можно сказать, что электроэнцефалограмма — это отражение работы головного мозга.

Для проведения ЭЭГ надевают специальную шапочку-сетку с электродами, которые фиксируют электрические импульсы головного мозга. Под этой шапочкой кожу малыша обрабатывают нейтральным гелем (как для УЗИ-диагностики) или спиртовым раствором, для того, чтобы убрать прослойку воздуха. Процедура не вызывает неприятных ощущений и совершенно безопасна. Но ребенка может напугать процесс подготовки. Маленькие дети, которым еще сложно объяснить, что будет происходить, обычно активно сопротивляются действиям врача, родителям необходимо быть к этому готовыми. Хорошо, если получится придти на исследование вдвоем и маме и папе. В некоторых исключительных случаях, когда провести исследование необходимо, а уговорить ребенка надеть шапочку и немного посидеть спокойно никак не получается, приходится даже прибегать к пеленанию.

Продолжительность исследования 25-30 минут из которых основное время занимает подготовка ребенка, сама процедура 5-7 минут. Важно, чтобы во время процедуры ребенок вел себя спокойно, не плакал. Время проведения процедуры нужно выбирать так, чтобы ребенок не был голодным или уставшим. Наиболее удобное время исследования для младенцев — сразу после кормления. Если ребенок беспокоится, делают паузу, для того чтобы мама могла его покормить и успокоить.

Детей постарше необходимо подготовить к обследованию заранее, рассказав о том, что будет происходить, представив это в форме игры. Задача родителей — заинтересовать и настроить ребенка на позитивный лад. Можно взять с собой новую интересную игрушку или планшет, хотя результаты будут более информативными, если удастся уговорить ребенка посидеть спокойно, и исследование проводится с закрытыми глазами.

Электроэнцефалография является безвредным методом диагностики, ее можно делать детям любого возраста, столько раз, сколько это необходимо. Это важно, так как иногда требуется посмотреть результаты исследований в динамике, чтобы оценить, как меняется состояние и насколько эффективно лечение.

Заключение по результатам исследования делает врач-невролог, обычно на следующий день после процедуры. Диагноз ставится не только по данным ЭЭГ, а на основании комплексного обследования, включающего осмотр, оценку реакций, лабораторные анализы и другие исследования. ЭЭГ помогает врачу получить объективную картину и, в случае необходимости, назначить подходящее лечение.

Читайте также: