Воспитательный дом на москворецкой набережной реконструкция
Как будет выглядеть гостиница в здании Военной академии в центре Москвы
Бывшее здание Военной академии ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в центре Москвы переоборудуют под гостиницу с апартаментами, сообщает Москомархитектура в своем пресс-релизе. Речь идет о пятиэтажном доме со шпилем на Москворецкой набережной рядом с Большим Устьинским мостом.
Здание считается памятником архитектуры XVIII века: 150 лет назад здесь находился Воспитательный дом, в котором учились сироты, подкидыши и беспризорники. Закрытое учебное заведение было рассчитано на 8 тыс. воспитанников. Архитектурную концепцию разработал Карл Бланк, для которого этот дом стал крупнейшим объектом в столице.
С 1938 по 2013 год здесь базировалась Академия РВСН, а здание и земля принадлежали Министерству обороны, рассказали в Москомархитектуре. Четыре года назад вся территория вокруг Воспитательного дома вместе с 30 объектами недвижимости перешла в собственность московского правительства. Теперь столичным властям принадлежат 11 га земли между улицей Солянка, Устьинским проездом и Москворецкой набережной. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов назвал основной задачей возвращение всей территории в городской оборот.
Зачем в крупнейшем дореволюционном здании Москвы делают отель Главный архитектор Москвы и «Архнадзор» рассказали, что будет с Воспитательным домом
Архитектурный совет Москвы 31 мая рассмотрел и одобрил предварительную концепцию развития территории бывшей Военной академии имени Петра Великого на Москворецкой набережной. Там собираются построить отель. Комплекс включает в себя 30 исторических зданий, главное — Воспитательный дом, крупнейшее здание дореволюционной Москвы, которое строилось и перестраивалось почти двести лет — с 1760-х по 1960-е годы.
В пресс-службе Москомархитектуры утверждают, что проект разработан по поручению мэра Москвы Сергея Собянина. Помимо отеля в зданиях комплекса разместят кафе, рестораны и магазины, а саму территорию «путем формирования центрального бульвара и системы скверов» хотят сделать «проницаемым пространством». Таким образом комплекс, который существовал в закрытом режиме с 1938 года, планируется «вернуть в городской оборот».
Здание заложили в 1764 году по инициативе просветителя Ивана Бецкого как благотворительное закрытое учебное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Из трех запланированных архитектором Карлом Бланком корпусов-каре в XVIII возвели только два. Восточный корпус по проекту Иосифа Ловейко построили уже в XX веке. В XIX веке расширением Воспитательного дома занимались архитекторы Джованни и Доменико Жилярди, Афанасий Григорьев и Михаил Быковский. До 2013 года в зданиях Воспитательного дома базировались Военная академия ракетных войск стратегического назначения и Российская академия медицинских наук.
После революции 1917 года приют ликвидировали, а его здания заняли профсоюзные учреждения. Затем здесь открылся Дом охраны младенца и Институт акушерства. В 1922 году их объединили в Институт педиатрии, ставшим впоследствии НИИ педиатрии, который находился в этом здании до 1962 года. После этого строение принадлежало Военной академии, которая выехала в 2013 году.
Бывший главный архитектор Москвы Александр Кузьмин в 2009 году предлагал разместить в здании парламентский центр для Совета Федерации и Государственной думы, но инициатива развития не получила.
The Village поговорил о будущем здания с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым и координатором «Архнадзора» Константином Михайловым, который также принимал участие в заседании архитектурного совета.
Когда началась разработка проекта
Сергей Кузнецов
главный архитектор Москвы
Задание было дано несколько месяцев назад, сразу после передачи здания городу. Город купил эту площадку у Минобороны, и теперь у нас есть намерение реализовать ее на конкурсе для инвесторов. Мы сталкивались с проблемами, когда проекты реализовывались на конкурсах с некими показателями, но, так как не было продуманной концепции, возникали определенные сложности — как это было с Варваркой, 14, — долгая история согласования с ЮНЕСКО, было непросто.
Поэтому Комитет по архитектуре и градостроительству дал поручение сделать концепцию заранее, до торгов, с прописанными экономическими показателями и функциями.
Почему в комплексе решили делать отель
Мэр не давал поручения по конкретному функционалу, он сказал, что экспертам нужно создать предложение. Мы сформировали некий набор функций, который будет максимально полезен для этого места. У нас было поручение сделать объект максимально проницаемым, таким продолжением парка «Зарядье», поскольку долгие годы в здание было попасть невозможно. Отель — это хорошая открытая функция, очень удобная для всех, включая инвесторов, которые могут на ней зарабатывать. Там можно разместить дополнительные сервисы, которые всем нужны: СПА-салоны, выставочные комплексы, бизнес-центры. В концепции прописано, что там будет большая доля ритейла на первых этажах, открытых для всех, — рестораны, магазины и другие городские сервисы. Плюс отдельно озвучено наличие культурной функции: то есть для одного из зданий должна быть подобрана культурная институция, инвестору сразу предписывают найти такого партнера — вещь беспрецедентная.
Общественное пространство, которое планируется создать, — это новый городской бульвар, публичная площадь, где должно быть не пусто и интересно. То есть помимо новой зелени и благоустройства там должно быть наполнение, связанное с едой, питьем и другими городскими вещами.
Функция гостиницы также хороша тем, что позволяет сохранить историческую планировку здания. Казармы и отель как ни странно схожи по планировке. Конкурс на выполнение работ приблизительно планируем на следующий год, но никаких точных дат пока нет.
Кто занимался разработкой проекта
Разработкой проекта, который представлен на рендерах, занимался комитет под моим личным руководством. Плюс мы привлекали команду, которая нам ассистировала. Пока что они занимаются этим на общественных началах. У нас еще нет официальных отношений, поэтому я не могу озвучить их имена. Мы привлекали людей, которые консультировали нас по рыночным, имущественным и социологическим направлениям вопросам, а также исторических экспертов, из наиболее заметных: руководителя НПО «Исторические зоны» Института генплана Москвы Елену Соловьеву и заместителя начальника управления Архитектурного совета и согласования проектов Анну Плужникову. В этой концепции много разделов: экономический, исторический, транспортный. Работа суммарно шла четыре или пять месяцев, это огромный документ.
Что планируют сносить
Мы планируем большое количество сносов: за годы советской власти, пока в здании находились заведения военного профиля, туда не пускали не только посетителей, но и городские надзорные органы. Там все это время шла некая жизнь и военные успели построить много, прямо скажем, мусорной недвижимости. Склады, ремонтные мастерские, даже спортивный центр. По большей части это просто уродские сараи, которые облепили этот объект как ракушки облепляют корабль во время плавания, такие полипы.
Поэтому мы концепцией предписываем все это зачистить и вернуть в первозданный облик. Плюс восстановить два исторических бельведера на центральном здании с куполом. Все остальное сохраняется в прежних размерах. Будет перепланировка, освоение чердачного пространства и подвалов, но без изменений габаритов зданий.
Состояние здания и его интерьеры
Там все жутко запущенное. Мы с коллегами-историками прошли все здание несколько раз и то, что мы предлагаем вовлечь в оборот — подвалы и чердаки — просто захламлены, там никогда в жизни никто не был, в некоторые места было физически сложно войти. Интерьеры — нечто среднее между тюрьмой и казармой: полуобвалившаяся зеленая краска на стенах и так далее. Но, надо сказать, исторически там ничего ценного не было — Воспитательный дом никогда не был ни дворцом, ни каким-то государственным учреждением, в котором могли бы сделать важный декор. Бороться не за что, это аскетические интерьеры.
О заседании
Константин Михайлов
координатор движения «Архнадзор»
Что позитивно: чуть ли не впервые на заседание Архсовета выносится концепция развития территории, по которой еще не принято решение городскими властями, — не проведены торги, не выпущены никакие документы, предписывающие застройщику те или иные высоты, габариты и квадратные метры. Это обсуждение на берегу, чтобы создать для инвестора или застройщика четкое техническое задание, при котором он будет понимать, какие ограничения накладываются, что возможно, а что — нет.
Выступая на совете, я посоветовал сделать это не счастливым исключением, а постоянной практикой — чтобы эти обсуждения стали правилом работы Архсовета. Прекрасно, что Москва наконец доросла до такого уровня принятия решений.
Посмотрим, как будет. Чтобы не получилось так, как это было с соседним зданием на Варварке, 14, где сначала правительство продало участок инвестору на определенных условиях, нарисовав ему определенные технико-экономические показатели. После этого можно было обсуждать только то, каким образом эти квадратные метры появятся на участке. На мой взгляд, куда в этом случае не поверни, выходит ужасно. Здесь, слава богу, не тот вариант.
О концепции
Она мне импонирует, в целом я ее поддержал. Там очень правильный подход: сохранение внешнего облика, реставрация утраченных элементов архитектурного памятника, например, воссоздание куполов на центральной крытой ложе. Прекрасная идея, безусловно, открытого пространства, доступного для каждого москвича.
Многие поколения горожан вообще не видели этого памятника, поскольку там было закрытое военное учреждение. Можно было только из-за забора видеть его фасад, не говоря уже о дворах. Проект сделан в полном соответствии и с законодательством, и с современными требованиями общественной жизни в городах.
Крайне аккуратно проект относится к виду этой местности. Там предусмотрена перестройка одного из зданий советского времени, стоящего по соседству, но в тех же габаритах. Это показывает, что искусство архитектора способно доставить выгоды инвестору, поскольку без какой-либо надстройки и строительства новых зданий там появляется существенный прибыток полезной площади в виде нескольких тысяч квадратных метров — за счет использования чердачных пространств, за счет перераспределения площади внутри корпусов.
Там тактично размещены планирующиеся подземные помещения и паркинги, — не под историческими зданиями и дворами, а под проездами и пустырями.
О проблемах
То, что вызывает возражение и то, что я не поддержал и не поддержу ни при каких обстоятельствах — это намерение или по крайней мере предоставление инвестору возможности перекрыть, внутренний двор каре (Замкнутого прямоугольного крыла здания — Прим. ред.) и обустроить там атриум. Речь идет о постройке 18 века, одном из первоначальных корпусов Бланка. Еще говорили, что там будет строительство современного павильона внутри, чтобы атриум был чем-то заполнен. Этого я категорически не приемлю.
Как в проекте появился атриум
Из вступительных речей звучало, что атриум — это такой элемент, которым городская власть надеется заинтересовать инвестора. Но в таком выгодном месте — рядом с Кремлем, в столь знаменитом здании — этот участок сам по себе становится интересным. Великая честь, в конце концов, обустроить свой объект в самом центре Москвы в таком комплексе.
Второе крыло при этом остается без перекрытия, хотя оно гораздо менее ценно, так как было построено уже в советские времена, в 60-е годы. Мы задавали вопрос о том, почему, если уж есть такая необходимость добиться дополнительных площадей, не перекрыть восточный корпус? Нам объяснили, что он предназначен под жилье, а жилому комплексу атриум вроде как ни к чему, а вот гостинице — к чему. Но мы не можем уродовать памятник, исходя из теоретических соображений о том, что для гостиницы необходима такая огромная — шесть тысяч квадратных метров — общественная зона.
Почему создание атриума в здании — это плохо
Во-первых, это территория объекта культурного наследия, на которой строительства быть не может, во-вторых — строительство атриума кардинально меняет восприятие внутреннего двора, единственного в своем роде в Москве. Делать из экстерьера интерьер нет никакой необходимости.
Считается, что атриум — это неотъемлемая принадлежность гостиницы. Но функция, как мы знаем, не должна диктовать памятнику его форму, скорее наоборот. Это основа любой реставрационной теории. А исходить мы должны из того, что это один из виднейших памятников Москвы XVIII века. И нарушать авторский замысел не только зодчего Карла Бланка, но еще и Екатерины II, которая его утвердила, не имеет никакого смысла. Это было первое заметное архитектурное воплощение восхождения Екатерины на трон, первое здание в Москве, построенное по ее непосредственному указанию.
Все имеющиеся примеры осуществления подобных замыслов за последние 20 лет — один другого хуже. Что испорченный, изнасилованный, Гостиный двор, что искаженный Хлебный дом в Царицыне, что практически наполовину уничтоженная усадьба Шаховских на Большой Никитской под «Геликон-оперой», которая тоже превратилась в атриум, утратив два внутренних двора.
Лучшие примеры — как раз те, где от такой идеи отказались. Провиантские склады, где без всякого перекрытия двора работает прекрасный Музей Москвы. Монетный двор в комплексе Исторического музея, где тоже такие идеи бродили, но, слава богу, от них отказались.
История для нас сохранила это здание таким и можно реализовать предложенную концепцию без этого элемента. И будет, на мой взгляд, действительно эталонно. Не хочется этот эталон портить абсолютно ненужным вмешательством в памятник.
Реконструкция Императорского воспитательного дома: слухи и реальность
Красивое здание в классическом стиле, расположенное в самом центре Москвы поблизости от Кремля, между Китайской стеной и улицей Солянка, выходящее фасадом на Москворецкую набережную, считают одним из символов Москвы. Это здание даже изображали на 5-и тысячных купюрах в 90-х. На его Закладной доске было выбито : " Екатерина II, императрица и самодержица Всероссийская, для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев повелела соорудить это здание". Оно было заложено в день рождения императрицы, 21 апреля 1764 года. Финансирование шло во многом из личных средств Екатерины II. Проект Воспитательного дома выполнил архитектор Карл Бланк.
За два с половиной века ансамбль много раз менял свое предназначение: тут было учебное заведение для сирот и беспризорных, приют, больница, гостиница, Николаевский институт для офицерских сирот, Дворец труда, Дом охраны младенца, Институт акушерства, НИИ педиатрии. В 1938 году в бывшем Императорском воспитательном доме обосновалась Военная академия, затем — Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (Академия РВСН), которой постепенно отошла вся территория. Составляла она 11 гектаров. На ней находятся 33 строения, девять из которых являются объектами культурного наследия, еще пять — ценными градоформирующими объектами.
Таким видят будущее Императорского воспитательного дома его проектировщики.Свои планы на этот комплекс имели многие государственные структуры. Так, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в интервью «Российской газете» 24 августа 2009 г. предложил разместить в здании Воспитательного дома Парламентский центр для Совета Федерации и Госдумы. Однако, этим планам не суждено было сбыться.
В 2016 году Академия РВСН покинула территорию бывшего Императорского воспитательного дома. Ансамбль опустел. Однако, он тут же был взят под усиленную охрану. Пустые строения охраняли не зря: в июле 2017 года город выставил бывший комплекс Академии ракетных войск стратегического назначения на открытые торги за 8,6 млрд рублей. Как сообщил официальный сайт мэра Москвы, комплекс зданий на Москворецкой набережной обрел инвестора - ООО «Горкапстрой-гарант». «При выборе учитывали реставрационный опыт компании, ее обеспеченность кадровыми ресурсами и использование BIM-технологий при проектировании», - подчеркивали на сайте мэра Москвы.
Первоначальные планы инвестора были грандиозны. Концепция проекта, которая была одобрена главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, подразумевала, что «два каре с внутренними дворами основного исторического комплекса может занять гостиница и апартаменты. Без изменения контура кровли предлагается задействовать помещения чердаков, например, объединив два верхних этажа в комфортабельные номера или квартиры», - заявлял главный архитектор Москвы. По его словам, рассматривалась «возможность перекрытия внутреннего двора гостиничной части с возведением атриума». Также концепция предусматривала устройство подземного паркинга за пределами исторических зданий. На официальном инвестиционном портале г.Москвы главный архитектор столицы раскрывал еще более интригующие подробности: «Основная функция объекта будет гостиничной. Концепция предусматривает более 31 тыс. кв. м под размещения отеля. Около 30 тыс. кв.м предполагается под сервисные апартаменты, около 50 тыс. кв. м под обычные апартаменты. Примерно на 40 тыс. кв. м разместятся культурно-образовательный, спортивно-оздоровительный центры и ритейл. Идеология многофункциональности является основной. Для города важно, чтобы эта территория получила развитие и была востребована москвичами и туристами», - уверял С.Кузнецов.
«НИ» попросили уточнить нынешнюю концепцию проекта Императорского воспитательного дома доктора искусствоведения, заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля, председателя президиума научно-методического совета при Москомнаследии Андрея Баталова.
«НИ»: На некоторых проектах реконструкции зданий комплекса на Москворецкой набережной, появившихся в открытом доступе, можно видеть надстройки из стекла. Это тоже будет реализовано?
Андрей Баталов: «Вероятно, эти чертежи связаны с первоначальной, "пилотной" стадией разработки общей концепции. Она готовились до подробного изучения исторического комплекса. В действительности, какие-либо проектные решения, кардинально изменяющие исторический облик объектов культурного наследия, не могут быть допущены и, насколько мне известно, не предполагаются».
«НИ»: Так какие же изменения ждут комплекс бывшего Императорского воспитательного дома?
Андрей Баталов: «Речь идет о разработке проекта реставрации и приспособления под новые функции. Апартаменты – наименьшее из зол, которое можно нанести этому историческому зданию. При этом проект не может нарушить предмет охраны объекта культурного наследия и не будет предполагать кардинальных внедрений в памятник. Но объекты, имеющие статус «ценных градоформирующих», могут в соответствии с законодательством подвергаться реконструкции и модернизации».
И все же вопросы остаются. Например, чем привлек правительство Москвы инвестор в лице ООО «Горкапстрой Гарант»? На сайте этой компании в числе ее достижений указано : «проектирование и строительство социальных объектов», участие в программе по ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда в г. Москве, ряд крупных объектов в рамках подпрограммы «Дороги Подмосковья». «Среди последних работ в Москве – реконструкция Дмитровского шоссе в Москве и строительство паркинга над Балтийским тоннелем в Санкт-Петербурге». Крупнейшими проектами компании из перечисленных на ее сайте являются лечебный корпус Морозовской детской городской клинической больницы на 500 мест и реконструкция Дмитровского шоссе. При чем тут Императорский Воспитательный дом?
«Эта организация не имеет никакого отношения к реставрации. У них нет опыта работы с охранными объектами культурного наследия. Мне вообще кажется , что это какая-то подставная фирма, за которой стоят более могущественные силы. 9 строений комплекса имеют статус охранного объекта, памятника культуры федерального значения. Почему в таком случае правительство Москвы выставляет его на торги, распоряжается его судьбой? На мой взгляд, речь может идти о потере части нашей истории», - считает член Союза Московских архитекторов Владимир Киприн.
Однако, как нам пояснили в Научно-методическом совете при Мосгорнаследии, инвестор не будет иметь никакого отношения к реставрации и реконструкции. Инвестор лишь финансирует проект.
Ответа на свои вопросы муниципальный депутат М.В.Грецкая не получила, зато ей пришло уведомление о том, что УФСБ по Москве направило ее обращение в Прокуратуру г. Москвы и в Министерство культуры РФ.
«Китайские фирмы не могут обладать лицензией Министерства культуры и, соответственно, не могут быть привлечены к работам на объектах культурного наследия. К реставрационным работам охранных объектов привлечены только специалисты, имеющие лицензию Министерства культуры», - пояснил «НИ» доктор искусствоведения Андрей Баталов, который также является руководителем секции «Памятники архитектуры федерального значения» Научно-методического совета при Министерстве культуры РФ. - «Гарантией того, что реставрацией Императорского воспитательного дома и других охранных объектов, расположенных на территории этого комплекса, будут заниматься профессионалы, а не случайные люди, является 73-ФЗ. К исследованию, проектированию и реализации проекта реставрации объектов культурного наследия допускаются лишь проектные и производственные организации, имеющие лицензию Министерства культуры РФ. Сопровождение проектирования, а затем производства, будет вести Научно-методический совет при Департаменте культурного наследия, т.е. сообщество реставраторов различных специальностей», - отметил Андрей Баталов.
Однако, эксперты все же отмечают: китайские инвесторы все активнее захватывают российский строительный рынок. «Китай стал лидером по суммарному объему трансграничных инвестиций в недвижимость: объем сделок, закрытых с участием капитала из этой страны, составляет $125 млрд. Китайские инвесторы предпочитают выходить на российский рынок с партнером, поскольку такая модель позволяет минимизировать управленческие и девелоперские риски. Так, Российско-китайский инвестиционный фонд был образован двумя крупными госфондами — РФПИ и CIC, а китайская Fosun с российской Avica Management Company приобрели бизнес-центр «Военторг» на Воздвиженке», - подчеркивают эксперты «Коммерсанта».
И все же слухи и домыслы, которые в последнее время сопровождают концепцию реставрации и реконструкции Императорского воспитательного дома, продолжают будоражить около-архитектурные круги. «НИ» попросили прокомментировать их зам. генерального директора Музеев Московского Кремля, председателя президиума научно-методического совета при Мосгорнаследии Андрея Баталова.
«НИ»: Правда ли, что на зиму в Императорском Воспитательном доме и в бывшей академии РВСН будут отключены коммуникации?
Андрей Баталов: «Об этом мне ничего неизвестно».
«НИ»: На какой стадии сейчас находятся работы с концепцией проекта Императорского воспитательного дома?
Андрей Баталов: «Идет тщательное изучение охранных объектов – памятников культуры. Состояние зданий XVIII столетия не внушает опасений. Нет трещин, свидетельствующих об изменениях в его фундаментах и устойчивости конструкций. Судя по сегодняшним темпам подготовки, проект реставрации будет подготовлен в этом году. Уже сейчас ясны некоторые вопросы, которые будут обсуждаться на научно-методическом совете. Например, стоит ли восстанавливать снесенные большевиками боковые барабаны с куполами, или интерьер церкви Святой Екатерины».
Научно-методический совет при Москомнаследии, насколько стало известно «НИ», намечен на 3-й квартал этого года. После этого будет принято решение о проведении историко-культурной экспертизы. И только тогда можно будет говорить о том, каким будет новый облик Императорского воспитательного дома.
Со времен Екатерины II: начинается реставрация Императорского воспитательного дома
Начинается реставрация Московского императорского воспитательного дома — крупнейшего здания дореволюционного периода. В его ансамбль входит шесть объектов культурного наследия федерального значения, а также восемь зданий, подлежащих реконструкции, но не являющихся объектами культурного наследия. Строения расположены по адресу: Китайгородский проезд, дом 9.
«Комплекс зданий воспитательного дома на Москворецкой набережной заложили в 1764 году при Екатерине II. Уникален он не только своей историей, но и своим расположением. Дом стоит на берегу Москвы-реки, в единой красной линии вместе с Кремлем. Дальше — высотка на Котельнической набережной и мосты. Необычным его делает еще и размер: это крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода. Длина фасада, идущего вдоль набережной, составляет 379 метров», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Глава ведомства также отметил, что этот дом является самым значительным сооружением раннего классицизма в Москве. Прежде всего благодаря его масштабу и архитектурным деталям. Парадный фасад увенчан бельведером со шпилем, который придает живописности видам, как с Москворецкого, так и с Яузского мостов. Величественное здание неоднократно изображали на открытках и сувенирах, оно традиционно привлекает внимание туристов.
В настоящее время проводятся противоаварийные работы. Завершено устройство поддерживающих деревянных конструкций внутри здания, установлены металлические бандажи, а также поддерживающие деревянные конструкции окон; здание утеплено, начались работы по усилению фундаментов.
Сейчас реставраторы в своих мастерских продолжают работу по сохранению 3,4 тысячи металлических элементов ограды воспитательного дома. Они расчистили чугунные детали, обработали их, сняли формы для последующей отливки утраченных элементов. На следующем этапе будет отреставрирована центральная часть — въездные ворота. Повторно покрасят ограду и примыкающие к ней сторожки, когда установится теплая погода.
В строениях ансамбля планируют произвести вычинку кирпичной кладки, укрепить все конструкции, привести в порядок чугунную и керамическую плитку, воссоздать утраченные фрагменты декора на фасадах и в интерьерах. Будут отреставрированы кровля, все окна и двери, а также своды подвала дома.
Уже начался монтаж особых строительных лесов, разработанных специально для восстановления памятника архитектуры. Это леса клинового типа, они позволят специалистам приспосабливаться к геометрии фасада. Монтаж планируется завершить в третьем квартале 2021 года.
Все работы ведутся исключительно в рамках выданных заданий и разрешений. Мосгорнаследие строго следит за тем, чтобы работы выполнялись качественно и соответствовали проектной документации.
После реставрации комплекс зданий планируется приспособить под современные нужды.
Московский императорский воспитательный дом заложен в 1764 году как благотворительное учебно-воспитательное заведение для детей, оставшихся без родителей. Инициатором его создания выступил Иван Бецкой — деятель русского просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II. В соответствии с составленным Бецким «Генеральным планом» под строительство отдали Васильевский луг — участок земли между Солянкой и Москвой-рекой.
Комплекс зданий спроектировал Карл Бланк — один из последних мастеров барокко и первый в России архитектор раннего классицизма. Ансамбль отличается сложным пространственным рисунком фасадов при внешней простоте и плоскостности их оформления.
По проекту Карла Бланка дом должен был состоять из трех замкнутых корпусов-каре с обширными внутренними дворами. Главный корпус и западное каре были построены в XVIII веке, однако восточное каре возвели только в 1960-х годах по инициативе советского архитектора Иосифа Ловейко.
В XVIII–ХХ веках комплекс воспитательного дома продолжали расширять и достраивать. В 1812 году служители дома, оставшиеся в занятой французской армией Москве для ухода за сиротами, спасли главное здание от пожара, хотя Китай-город был практически полностью уничтожен.
После революции здания передали профсоюзным учреждениям. Открывшийся здесь Дворец труда описан в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» как Дом народов. С 1938 по 2016 год в комплексе располагалась сперва Артиллерийская академия РККА имени Ф.Э. Дзержинского, а затем Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН).
Как будут восстанавливать Воспитательный дом. Видео
— Давайте рассмотрим карту центра Москвы — смотрите, вот это — Кремль, это — парк «Зарядье», это — высотка на Котельнической набережной. А между ними — комплекс зданий Воспитательного дома, он был построен в XVIII веке, в последнее время здесь находилась академия РВСН, однако в последние годы он стоял в полузаброшенном состоянии.
У нашей программы — уникальная возможность: мы одними из первых покажем, что сегодня внутри Воспитательного дома, какие работы там ведутся и какое будущее ждет этот памятник истории и архитектуры. И для начала — несколько слов об истории здания.
Воспитательный дом был учрежден в 1763 году по благословению императрицы Екатерины II как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Закладка состоялась в 1764 году, стройка продолжалась до 1772 года. Инициатором создания Воспитательного дома стал просветитель Иван Бецкой, который занимался проблемами воспитания в России.
Сегодня Воспитательный дом готовится к масштабной реставрации — чтоб ее сделать, в здании проводятся научно-исследовательские и изыскательные работы.
Борис Савин, руководитель архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ»:
— Иван Бецкой — это крупный известный общественный деятель середины XVIII века, президент Академии художеств. Его идея, которую он донес до императрицы Екатерины II, — построить Воспитательный дом, где воспитывались и собирались дети, не связанные сословными узами с дворянством и с крестьянством. И предполагалось, что здесь будет воспитываться новый класс людей для службы России.
Интересная историческая деталь — это въездной корпус парадного двора Воспитательного дома. Вот это — приемное окно. Те родители, которые хотели оставить на воспитание здесь своего ребенка, приходили сюда ночью и оставляли малыша здесь.
Борис Савин, руководитель архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ»:
— А до нас комплекс дошел в таком виде, как был задуман и был построен?
— В целом комплекс дошел до нас в первоначальном виде. По крайней мере фасады. Интерьеры очень сильно пострадали в результате пожара, в результате перепланировок изменилась пространственно-планировочная структура. Анфилады были перекрыты, пробиты новые проемы из коридоров. Были утрачены два барабана с главами церквей. Церкви (предполагалось, что мальчики и девочки будут учиться отдельно, в одном храме будут на литургии присутствовать девочки, в другом — мальчики) в 20-е годы XX века сильно были перестроены, главы и барабаны церквей демонтированы.
В 1920-е же годы по проекту архитектора Иванова-Шица был построен этот зал в стиле модерн. При этом демонтированы пилоны и своды, которые держали главу церкви святой Екатерины. Сделана трибуна, сделан уклон. Конечно, он интересен, и мы его сохраним и отреставрируем. Кстати, общественность очень волнуется по поводу сохранения этого зала. Все будет сохранено.
Борис Савин, руководитель архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ»:
— А где вторая была глава — там что осталось? Там такой же зал?
— Да, там похожий зал, но он не в стиле модерн, с минимальным декором.
— Потрясающе.
После Октябрьской революции в здании некоторое время размещались учреждения Наркомата социального обеспечения. В 1920 году здание сильно пострадало от пожара, однако в 1921–1923 годах было полностью восстановлено. В 1928 году здание частично реконструировали в стилистике модерна по проекту архитектора Иванова-Шица.
Целью научно-исследовательских и изыскательных работ в Воспитательном доме является подготовка памятника к основному этапу реставрации: специалисты вскрывают многочисленные поздние советские и постсоветские конструкции, раскрывают первоначальные проемы. Официальное разрешение на данный этап работ было выдано департаментом культурного наследия города Москвы.
Борис Савин, руководитель архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ»:
— Это поздняя закладка оконного проема. Это нам нужно для того, чтобы понять планировочную структуру и принять решение о проекте реставрации.
— Это вы штукатурку сняли.
— Это по нашему заданию сняли штукатурку, инженеры посмотрят состояние перемычки, а мы осмыслим это для нашей будущей работы.
— Что касается материалов — вот это вот исторический кирпич? Из него.
— Нет, это советский, которым заложен. видите, мелкий? Мелкоразмерный советский кирпич, которым заложен исторический проем.
— А вот это исторический?
— Это перемычка. С замковым камнем белокаменная перемычка. Цоколь был белокаменный. В советское время был оштукатурен.
— Вот это XIX века?
— Это XIX век. Мы предложим, естественно, восстановить белокаменный цоколь.
В центре Москвы при любом строительстве или крупных реставрационных работах необходимо проводить археологические изыскания. Проводятся такие раскопки и на территории Воспитательного дома — прямо во дворе.
Владимир Беркович, заместитель генерального директора компании «Археологические изыскания в строительстве»:
— Посмотрим раскопки?
— Давайте посмотрим. Четко видна известковая прослойка, связанная со строительством Воспитательного дома — это вот известь. Которая белая линия, да. Вот это — четкий маркер. Ниже также напластования — вот здесь битый кирпич, видна, так сказать, кирпичная крошка. Такой черный, ярко-черный слой — это уровень XVI—XVII веков, когда здесь на этой территории существовал Васильевский луг, где сначала собирались царские табуны и дружины перед походом, а затем был разбит сад.
— Какой вывод можно сделать из ваших археологических изысканий конкретно в этом месте? Что можно сказать?
— Данные археологических раскопок в общем-то подтверждают и расширяют данные письменных источников. Мы знали о том, что здесь Васильевский луг, у нас много здесь интересных археологических находок, которые я вам, конечно, с удовольствием покажу.
К поздним горизонтам относятся находки вот этих вот помадных банок. Это вот предметы, где разные мази — вот они специально вот так вот сделаны. Опускаемся ниже по горизонту, и вот мы с вами выходим на горизонты XVI–XVII веков. Что они нам оставили? Это прежде всего нательные кресты. Ну, спрашивайте, как они сюда попадают?
— Шел человек, потерял…
— Да-да-да. Это именно, именно да. Это вот теряли кресты, кресты разного размера с изображением распятия, Спаса. Это кресты XVI–XVII веков — видите, ведь, четко видно изображение Спаса.
Я вам говорил о том, что на Васильевском лугу, потому что здесь собирались табуны. И вот с этим, конечно, связан ряд находок. Это, конечно, в первую очередь подкова. Да? Конечно, подкова.
— Их много здесь нашли?
— Это, конечно, табуны великокняжеские. Ну и, конечно, я хочу продемонстрировать череп коня, который был найден в колодце XVI века. Вот, это скорее всего, так сказать, конь из великокняжеских табунов, вот так вот там его и закопали.
В 1938 году комплекс зданий с прилегающей территорией был передан военной академии им. Дзержинского, позже переименованной в военную академию РВСН имени Петра Великого. До конца века территория была закрыта для посещения гражданскими лицами. В 2000-х годах здания перешли в собственность Москвы, город начал искать поиски инвестора для восстановления Воспитательного дома.
В конце 2017 года у Воспитательного дома появился собственник, который сразу включился в работу по его сохранению. Основным итогом работ станет то, что здания времен Екатерины II в историческом центре Москвы, которые были закрытыми объектами последние 80 лет, станут открыты для посетителей — для изучения, для прогулок. Развитием проекта занимается Visor Development — специально созданная для этого проекта управляющая компания. По согласованию с Мосгорнаследием компания уже начала восстанавливать ограду Воспитательного дома.
Василий Осипов, директор департамента строительства Visor Development:
— Первое, к чему приступили на этом проекте, — это реставрационные работы по ограде, которая делится у нас на два основных типа ограды. Это ограда XIX века и ограда 20-х годов XX века. Конкретно ограды 20-х годов XX века мы практически закончили реставрацию. Отреставрированы все шары — видите, у них уникальная неправильная форма слегка, да? Она не сделана с нуля — это не шар, который сделан на производстве, это шар, который оштукатурен и установлен полностью, как он был.
И нами сейчас установлены в основном металлические элементы ограды, в том числе мы по максимуму пытались оставить пики, пруты от того забора, который был. Также мы закончили работы по сторожкам-пилонам. Это тоже исторические элементы, которые охраняются как памятник, мы полностью их восстановили.
А это как раз-таки то, что еще не успели заменить, это решетка начала XX века. Видите, насколько сгнившие элементы от коррозии. Мы это все счищаем на производстве, и даже видно, что это не новодельный прут — это тот прут, который бил счищен, покрашен и полностью восстановлен.
— Вот тут уже другой забор. Он какого века?
— Это XIX век, середина XIX века. Другой забор, очень сложный по конструкции, очень много элементов, более 500 элементов утрачено. Сейчас мы это все обследовали, сделали картограмму всех этих утерянных элементов. На базе этой картограммы выбираем производителя, который нам все элементы в чугуне отольет. И после этого соберет нам целиком эту конструкцию.
Игнат Бушухин, главный редактор «РБК-Недвижимости»:
— Потрясающее, очень атмосферное место. Вот такой он, Воспитательный дом. Вдумайтесь: 1770-х годов постройки. Я уверен, что после реставрации его ждет новая жизнь в самом центре города. Ну что ж, на этом все. Читайте «РБК-Недвижимость», смотрите нашу программу. Я — Игнат Бушухин. Удачи в квадрате!
Реставрацию Императорского воспитательного дома завершат в 2024-2025 годах
Работы по реставрации Московского императорского воспитательного дома рядом с парком «Зарядье» в центре столицы займут три-четыре года, заявил первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия столицы Сергей Мирзоян.
Московский императорский воспитательный дом – крупнейшее здание дореволюционного периода. В его ансамбль входит шесть объектов культурного наследия федерального значения, а также восемь зданий, подлежащих реконструкции, но не являющихся объектами культурного наследия. Строения расположены на Москворецкой набережной по адресу: Китайгородский проезд, д. 9. Реставрация началась в марте этого года.
«Уже завершены подготовительные работы и осенью планируется приступить к восстановлению конструктива здания», – сказал Сергей Мирзоян на Московском урбанистическом форуме (МУФ).
Прямая трансляция МУФ-2021
По его словам, сейчас завершается согласование и утверждение проектной документации по предстоящим масштабным работам.
«Уверен, Воспитательный дом станет новой точкой притяжения и еще одним примером научной, продуманной и качественной реставрации», – подчеркнул Сергей Мирзоян.
Напомним, Московский императорский воспитательный дом заложен в 1764 году как благотворительное учебно-воспитательное заведение для детей, оставшихся без родителей. Инициатором его создания выступил Иван Бецкой – деятель русского просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II. В соответствии с составленным Бецким «Генеральным планом» под строительство отдали Васильевский луг –участок земли между Солянкой и Москвой-рекой.
Комплекс зданий спроектировал Карл Бланк – один из последних мастеров барокко и первый в России архитектор раннего классицизма. Ансамбль отличается сложным пространственным рисунком фасадов при внешней простоте и плоскостности их оформления.
По проекту Карла Бланка дом должен был состоять из трех замкнутых корпусов-каре с обширными внутренними дворами. Главный корпус и западное каре были построены в XVIII веке, однако восточное каре возвели только в 1960-х годах по инициативе советского архитектора Иосифа Ловейко.
В XVIII-ХХ веках комплекс воспитательного дома продолжали расширять и достраивать. В 1812 году служители дома, оставшиеся в занятой французской армией Москве для ухода за сиротами, спасли главное здание от пожара, хотя Китай-город был практически уничтожен.
После революции здания передали профсоюзным учреждениям. Открывшийся здесь Дворец труда описан в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» как Дом народов. С 1938 по 2016 год в комплексе располагалась сперва Артиллерийская академия РККА имени Ф.Э. Дзержинского, а затем Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН).
Квартал у «Зарядья» купит связанная с Геннадием Тимченко компания
«ГорКапСтрой-Гарант» признана победителем открытого конкурса по продаже комплекса 33 зданий на Москворецкой набережной рядом с парком «Зарядье». Компания предложила цену договора в размере 10 млрд руб. при начальной цене лота 8,6 млрд руб. Об этом говорится в пресс-релизе департамента города Москвы по конкурентной политике, поступившем в редакцию.
На втором месте — ООО «Сити-Девелопер», которое предложило за приобретение комплекса зданий бывшей Академии ракетных войск стратегического назначения (РВСН) 8,9 млрд руб. Компанию «ГКС-Гарант» «Ведомости» связывают со структурами Volga Group Геннадия Тимченко, а ООО «Сити-Девелопер» — с O1 Properties Бориса Минца.
Конкурсная комиссия наряду с ценовыми критериями оценивала неценовые, среди которых опыт реализации проектов реставрации объектов культурного наследия, управление объектами в области гражданского строительства, обеспеченность кадровыми ресурсами, использование BIM-технологии при проектировании и т. д., уточняется в пресс-релизе.
Комплекс на Москворецкой набережной включает 33 строения, девять из которых являются объектами культурного наследия, еще пять представляют ценные градоформирующие объекты. Среди них — Воспитательный дом, в котором в разное время размещались приют, больница, гостиница, Николаевский институт для офицерских сирот, Институт педиатрии, Военная академия, Академия РВСН.
Согласно условиям конкурса, инвестор должен будет сохранить исторический облик всех объектов, приспособив их под современное использование, и сделать территорию комплекса (11 га) открытой для посетителей в соответствии с утвержденной концепцией.
Согласно концепции, утвержденной Москомархитектурой, бывшее здание Военной академии РВСН переоборудуют под гостиницу с апартаментами. Здесь также предусмотрены помещения для розничной торговли, спортивные, выставочные и т. д. После реконструкции квартала площадь объектов может увеличиться до 173,7 тыс. кв. м. На территории появятся центральный бульвар, система скверов и общественных пространств.
Читайте также: