Вентиляция в автосервисе своими руками
Вентиляция в гараже
Если в вашем гараже до сих пор нет вентиляции, то самое время её смонтировать. Ведь невентелируемые помещения пагубно влияют на внешний и внутренний вид вашего автомобиля. Влаге в помещении не место Да и выхлопные отходы должны иметь выход наружу.
Схемы вентиляции для гаража
Соорудить вентиляцию своими руками довольно легко. Ведь, как правило, частные гаражи по площади своей помещения небольшие. Грандиозных формул и расчётов производить не требуется. Есть две системы вентиляции:
- с натуральным воздухообменом
- с принудительным воздухообменом.
В обеих системах необходимо установить две отдушины с трубами. Одна - на приток воздуха. Другая - на вытяжку. Схема с естественным воздухообменом не зависит от электроэнергии. Простая в плане монтажа и достаточно дешёвая.
Обустройство вентиляции в автомастерской и СТО
Автомастерские – это места с повышенным выделением вредных газов. Поэтому так важна надежная вентиляция в автосервисе, способствующая в создании комфортных условий работы и удаления вредных веществ и газа в воздухе. Каждое помещение оснащается различным оборудованием, в зависимости от видов, выполняемых в нем работ.
Конденсат, излишняя влажность воздуха, тяжелые металлы и токсичные составляющие выхлопов автотранспорта – для борьбы с каждым этим явлением, предназначено оборудование вентиляционной системы.
Перечень основных задач
Для каждого отдельного помещения в мастерской, особенно при выполнении в них малярных работ, предусмотрено решение ряда задач. Для бытовых комнат – это поступление свежего воздуха и обеспечение циркуляции воздушных масс. Вентиляция больших подземных автостоянок решает другие задачи и в больших объемах.
К общим задачам системы относят:
- Понижение уровня влажности воздуха – решение этой проблемы актуально не только в автомойках. Буквально каждый бокс подвержен этому явлению. Сырая и дождливая погода, конденсат, выступающий от разности температур – все это увеличивает образование водяных паров.
- Борьба с пылью в мастерских. Для этого устанавливается оборудование, обеспечивающее не только принудительное удаление воздуха, но и фильтрацию воздушных масс. Особенно это важно на покраске авто.
- Выведение отработанных газов при работе двигателей, паров бензина, краски, растворителей. Соблюдение чистого воздуха на рабочем месте предусмотрено правилами техники безопасности. Несоблюдение этих требований приводит к пожарам, профессиональным заболеваниям авторемонтников.
- Система вентиляции воздуха может служить для подогрева помещения при низких температурах. Такое действие выполняет специальная схема системы, при которой выходящий нагретый отработанный воздух отдает тепло поступающему в помещение. Данная схема позволяет не только убирать газы, но и поддерживать комфортные условия труда.
Важно. Эффективность работы вентиляции автосервиса возможна при правильном подборе оборудования, правильно выполненном проекте, качественном монтаже систем, с учетом требований инструкций.
Основные требования к обустройству схемы
Приведем только основные рекомендации по устройству системы вентилирования сервиса:
- Вентиляция паркинга и авторемонта выполняется из поливинилхлоридных изделий. Данный вид материала не подвержен образованию коррозии, воздействию сильных агрессивных сред.
- Каждый стык, соединение фитингов воздуховода и устройств должен обеспечиваться надежной герметизацией. Это позволит предотвратить проход через щели отработанного воздуха, пыли.
- В случае применения в условиях с агрессивными средами, приборы, вентиляционные короба должны быть обработаны полимерным составом.
- Общая вентиляция автосервиса, а именно все приборы и устройства, должны устанавливаться в защитные коробы для предотвращения травматизма на производстве.
Классификация видов вентиляции – их преимущества и недостатки
Для выполнения задач по вентиляции подземных автостоянок, промышленных помещений используются три схемы:
- Естественную систему, применяемую в бытовых помещениях, не используют для производственных нужд. Она не выполняет своего предназначения в полном объеме.
- Общеобменную схему, с принудительной системой вентиляции, применяют на всех промышленных объектах. Она оснащена вентиляторами, которые монтируют снаружи или внутри здания. Такая схема обеспечивает надежный обмен воздушных масс и осуществление приточной вентиляции в автосервисе. К недостаткам, можно отнести затраты энергии на нагрев нагнетаемого воздуха, но преимущества при установке и обслуживании перекрывают эти траты.
- Для обеспечения более надежной смены воздушных масс в боксе используется установка местной вентиляции. При этом способе раструб подается к месту работы с помощью гибкого воздуховода с вентилятором. Такая схема позволяет хорошо удалять отработанные газы, но только в месте установки, при этом не требует больших затрат на электричество. Для обустройства общей вентиляции такая система не применяется, она может работать только совместно с общеобменной схемой.
Вывод: для обустройства вентиляции производственных помещений используют общеобменную схему с обеспечением вытяжки на местах.
Важно. Расчет мощности оборудования, изготовление проекта и монтаж системы лучше доверить специалистам – это позволит пользоваться надежным оборудованием и экономить средства, при правильном подборе электродвигателей по мощности.
Агрегаты для системы в автомастерской
Для качественной работы по удалению выхлопа авто следует использовать современное вентиляционное оборудование. Для этого устанавливают в воздуховоде мощный канальный вентилятор. Отдельные трубопроводы подключаются к основному каналу вытяжки. В систему вентилирования должны входить надежные дымоприемники.
Свежий воздух поступает к рабочему месту и в смотровые ямы, при этом удаление отработанных газов, должно быть не меньше 120 м?/ч, а объем общеобменной вентиляции должен быть в 20 раз больше. Для проведения местной системы вентиляции производится ее подключение к каналу гибким шлангом, второй конец подводится к месту работ. Мощность авто и местной вентиляции монтируют с учетом более трехкратного превышения мощности насосов. Для примера – если на подземной стоянке стоит машина с двигателем до 180 л/с, мощность вытяжки должна быть не менее 450 м?/ч.
Надежная система откачивает конденсат и газ с верхнего яруса здания и из смотровых ям.
Перечень основного оборудования вентиляционной системы
Для обслуживания небольшого сервиса и автостоянки, будет достаточно установить один вытяжной вентилятор и обеспечить его устройством автоматического включения. Схема должна вовремя удалять отработанные газы и конденсат. Приток свежего воздуха происходит с помощью естественной вентиляции. Помещения с большей площадью оборудуются дополнительной приточной системой.
Важно. С ростом площади парковки, должна расти мощность вентиляторов и диаметр вентиляционной трубы. Обустройство больших зданий приточно-вытяжной системой требует точного расчета и правильного монтажа. Поэтому, в этом случае лучше обратиться к профессионалам.
Стационарная схема, может выполняться для одного поста или нескольких, в зависимости от количества ям, подъемников. В систему включают несколько видов оборудования.
Использование барабанных вытяжек
Этот вид устройств, выполняется в виде катушки с намотанным шлангом. Размотка может вестись ручным или механическим способом. Применение шлангов разных диаметров, делают этот способ универсальным.
Его можно использовать для различных марок машин. Устанавливается на посту и может перемещаться по помещению.
Рельсовые устройства вентиляции.
Конденсат и другие загрязнения могут удаляться сразу с нескольких постов или сразу всей зоны ремонта. По устройству, эта конструкция выполнена в виде пустотелой балки и кареток со шлангами, которые могут подаваться ко всем рабочим местам. Такая схема устанавливается при линейном расположении подъемников или смотровых ям.
К остальным методам вентилирования воздуха относятся:
- Консольное устройство вентиляции. Данный метод чаще применяется на участке кузовного ремонта и проведения электрогазосварочных работ.
- Локальное проведение замены воздуха. Это системы с малыми размерами и мощностями. Радиус поворота таких устройств не превышает 4 м.
- Мобильная схема – это самая востребованная система, в которой конденсат и отработанные газы, могут надежно удаляться в любой точке помещения автомастерской.
Для монтажа всех типов устройств, необходимо привлекать специализированные компании, которые не только смонтируют оборудования вентиляции, но и изготовят проектную документацию и подберут лучшее оборудование по качеству, цене и оптимальной мощности.
Это позволит пользоваться системой вентиляции в автосервисе долгое время баз ремонтов и аварий. Главное не забывайте проводить вовремя регламентные работы и обслуживание всех агрегатов и воздуховодов системы.
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 23 — Вентиляция
И снова здравствуйте!
Наконец таки добрался до немаловажной темы — вентиляция!
Ранее не мог о ней написать, т.к. некоторые моменты были не сделаны, а другие были только в планах на реализацию. Но теперь всё готово и делюсь с Вами готовым решением.
Были у меня попытки сделать вентиляцию и даже выносил на суд общественный свою идею — "Сэндвич" — вентиляция из канализационных труб — но производительно 50ой трубы было явно маловато, тем более, что впоследствии я соединил объёмы гаража и части подвала.
Таким образом у меня получилось два независимых контура "гараж" и "хранилище". В свою очередь контур "гараж" состоит из двух частей, непосредственно сам гараж и подвал. Общую схему вентиляции, как смог, изобразил ниже.
Эта вентиляция построена уже не на 50ой трубе, а на 110ой.
Начну с контура "гараж".
Изначально отток был справа(как смотреть на гараж с улицы, p.s. дальше по тексту в такой проекции и буду повествовать). Но по прошествии времени, когда апгрейдил печку, освободилось место от старой трубы. Решил там сделать основную отточную трубу. Но тут закрался косячок, в виде слишком низкого расположения отверстия в стене. А дело в том, что если полностью открывать ворота, то левая воротина будет упираться в трубу. Засверлил дырку выше.
Идея с тройником родилась чуть позже, изначально ставил колено. А когда по трубе в гараж потекла вода, меня осенило, что я просчитался))) Летом, чтобы тяга не сильно падала, в тройник была воткнута заглушка с насверленными дырочками для стока воды. Ближе к холодам эти дырки успевали замерзать и вода поднималась до вывода трубы в гараже. Воткнул заглушку, оставшуюся от "сэндвич"-вентиляции. Стало лучше, большая масса конденсата успевала стекать, образовывая вот такие сосульки)))
Но и этого в итоге оказалось мало. В общем на зиму вообще снял заглушку и теперь там голое отверстие 110ой трубы. За счет перепада температур, на тягу это сильно не сказалось, при условии, что я соорудил дефлектор(будет описан ниже).
И вот так выглядет окончательный вид из гаража
Анемостат на входе трубы служит для регулировки оттока тёплого воздуха. Пока не испытал его в полной мере, т.к. продолжительных морозов у нас не было. Но предполагаю, что уменьшив отток, но не перекрыв вентиляцию совсем, подниму тем самым температуру внутри гаража.
Приток в гараж заведён с задней стенки. Так как мой ряд в один гараж, то в плане конфигурирования труб на улице у меня был полный простор для фантазии))
Труба была заведена и сделан сразу поворот. Тут много факторов наложилось на этот угол, в том числе и саб, который нужно было там уместить.
Процесс постройки короба и конечный вид вы могли наблюдать в записях про Бум-бум-тумбочку и Апгрейд музыки. Таким образом трубы закрывались, чтобы избавиться от конденсата на них, что я и описывал в тех частях.
Но по рекомендациям проектирования вентиляции нужно было, чтобы приток и отток располагались по диагонали, а у меня вышло что по одной стене. Исходя из этого, была сделана еще одна труба на отток, но уже справа.
Поднимать её не стал, т.к. мешает козырёк. Ну и две трубы на отток для естественной вентиляции при одной приточной это перебор. Решил сделать её принудительной, т.е. если надо быстро проветрить гараж, то включаем. А реализовал я это следующим образом. Соорудил быстросъемный вент.блок с карлсоном и обратным клапаном.
И для более удобного демонтажа сделал ручку из шпильки и трубки, которые использовал для подвеса Полки по периметру.
И вот как это работает
В случае естественной вентиляции она будет работать только если теплый воздух продавит обратный клапан и соответственно, как приточка, эта труба не сработает всё из-за того же обратного клапана. Включаться будет вручную, так сказать, по необходимости. В таком режиме текущей вентиляции вполне хватает, в самом гараже сухо и высыхает довольно оперативно.
В связи с тем, что в подвале стоит печка, то нужно было максимально соединить воздушные объёмы гаража и подвала. Первым шагом к этому была решетка, которую я воткнул в противоположный конец проёма ямы. Отдельно я её не описывал, но она есть)) Увидеть её можно было на некоторых фотках в Части 07 про Вторые ворота. Вторым шагом я сделал приточные трубы в подвал, чтобы воздух не только при затопленной печке циркулировал, но и без неё. Т.к. тяга при растопленной печке довольно хорошая.
Было сделано две трубы. В ближнем правом углу и в дальнем левом. Т.к. В ближнем левом стоит печка, а в дальнем правом находится дверь в хранилище, то свободных углов было не так и много))
Высверливал дырку в плите, накручивал в трубу саморезы, чтобы она не прокручивалась в застывшем растворе и собственно заливал по уровень полов.
Теперешний вид труб такой.
В них воткнуты вентиляторы, подключенные через таймер-розетку, которая запускает их на 30минут через каждые 1,5 часа. Итог, в подвале сухо и запаха влажности нет, хотя не малую роль сыграла дополнительная стяжка, описанная в Части 15 — Бетонируемся.
С контуром "гараж" думаю всё более менее понятно стало, для тех кто был не в курсе или не примечал трубы в предыдущих записях))
С контуром "хранилище" всё намного проще)) "Два конца, два кольца, а по середине гвоздик" =))
Приток был заведен в гараж в дальнем правом углу, в котором я сделал обеденный стол, тем самым закрыв трубу от накопления конденсата. В хранилище она стояла "как есть" какое-то время.
И конденсата собиралось довольно таки много. Но после Части 15 — Бетонируемся, можно было приступить к её утеплению, которое описано в Части 19 — Апгрейд хранилища, по аналогии с Бум-бум-тумбочкой и Обеденным столом.
И теперь она выглядет так
Так же установлен анемостат, для регулировки приточного воздуха. Ближе к холодам я его закрутил немного, иначе задувает холодный воздух сильно из-за производительной естественной вентиляции, т.к. перепад высот между притоком и оттоком получился около 3 метров и это без учета дефлектора(о нём немного ниже).
В самом гараже труба проходит внутри бум-бум-тумбочки.
В хранилище удлинив трубу, увёл её в противоположный угол от притока.
При помощи ревизии сделал конденсато-приёмник, вкорячил штуцер и опустил шланг в канистру. Из-за большого участка трубы на улице, конденсата в трубе скапливается много, поэтому такой вариант с канистрой оказался самым действенным. Можно просто прозевать и тогда вода польётся из меньшей ёмкости на пол, чего мне менее всего хотелось, особенно в период сильных холодов, а потом резкого потепления, когда весь иней в трубе начинает резко таять.
А вот завершающим штрихом в "правильной" вентиляции стали те самые дефлекторы, а точнее дефлекторы ЦАГИ. Выкладку по расчетам не стану делать, инфы в интернете с калькуляторами и готовыми шаблонами валом.
Давно я положил глаз на алюминиевые полосы, скрученные в рулоны, и наконец-то я до них добрался. Идеально по миллиметрам не старался делать, т.к. всё равно бы не сделал как с завода или как на этой видяшке где используется спец.инструмент, которого у меня нет
Сделал, как говорится, на коленке, поэтому сильно не критикуйте. Вырезал сначала диффузор, обечайку и колпак…всё примерно под размер +/- пару мм в ту или другую сторону. Крепил всё на заклепках.
Далее сделал и отформовал кронштейны для крепления колпака и обечайки.
И вот уже готовый дефлектор! Немного подрихтвал молотком)) Ну в общем получилось даже ничего! =)
Сделал два таких дефлектора и установил на отточную трубу из гаража и хранилища.
По эффекту сказать мне сложно, т.к. не делал замеры "до" и "после", но думаю хуже уж точно не будет))
Ух, молодец каждый кто осилил! Спасибо что вы не перестаёте читать мои "записки сумасшедшего" =)))
Всего вам доброго и не переключайтесь!
Вентиляция автомойки
Вентиляция, согласно норм, должна обеспечить оптимальные требования чистоты, скорости движения и температуры воздуха. Она может быть природной или принудительной в зависимости от назначения помещения мойки автомобилей. Качество воздуха должно соответствовать санитарным нормам по предельно допустимым концентрациям вредных веществ в зоне, где работают люди.
Помещения, где обслуживают автомобили, должны обязательно оборудоваться общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией для удаления вместе с воздухом вредных для здоровья людей примесей.
Кратность воздухообмена в автомойке должна соответствовать – 5.
Воздух, который подается в помещение автомойки, не должен иметь температуру ниже 15 °C.
Для определения количества излишков влаги учитывают смачиваемую площадь пола, стен, авто. Мощности вентиляции должно быть достаточно, чтобы удалять излишки влаги.
Для минимизации теплопотерь на въезде рекомендуется установить тепловую завесу. Это также предотвратит возникновение тумана из-за разницы температур воздуха снаружи и внутри помещения.
Содержание вредных веществ, степень загазованности воздуха контролируется измерительными приборами при проверочных испытаниях вентсистемы.
Служебные помещения для персонала должны обеспечиваться отоплением и вентиляцией. Загрязненный воздух из технологического помещения не должен попадать в офисные помещения.
Другими словами - приточно вытяжная вентиляция для автомойки должна быть рассчитана квалифицированными лицензированными специалистами, согласована и утверждена контролирующими службами.
Другие примеры наших работ
Мы хотим проконсультировать Вас
Решение для автосалона и СТО: система вентиляции и кондиционирования
Автоцентр 3600 м 2 . Система вентиляции и кондиционирования
Системы вентиляции и кондиционирования воздуха для автозаправочных станций
Вентиляционное оборудование для автомойки
В состав вентиляционный системы для автомойки могут входить компактные приточно-вытяжные установки (ПВУ) с рекуператорами, с фильтрами, нагревателями, распределительными решетками жалюзи и воздуховодами прямоугольного или круглого сечения. Основное требование, которое должна соблюдать система - высокая защита от влажности и воды, поэтому нужно выбирать внимательно (некоторые приборы боятся воды, и прослужат в таких условиях довольно недолго).
Мы решили помочь Вам с выбором, и составили список установок, которые наиболее часто используются для системы вентиляции автомойки. Они идеально подходят для такой влажной среды с химическими загразнениями, а так же имеют высокую производительность, что не менее важно, и готовы работать сутками без перерыва.
- Наборные системы бренда Вентс - считаются самыми популярными в использовании, они проверены временем в различных средах, поэтому Вы можете смело подбирать оборудование Vents.
- Очень часто для автомоек выбирают установки бренда VTS. Они немного подороже, зато будут идеально выполнять свою работу. Кстати, Вы можете рассматривать как и уже собранные приточно-вытяжные установки Vts, так и попросить своего инженера собрать её эксклюзивно для Вашего помещения.
-
. Они хорошо оснащены для любых условий, и недорогие в цене. Так что, если Вы расчитываете на бюджетные варианты, или у Вас небольшая по площади автомойка - Вентс отлично подойдет.
- Как мы уже говорили выше, отлично себя показали в моющей среде установки VTS. Они дороже в стоимости - средняя ценовая политика - но они обрадают некими преимуществами. Во-первых, их корпус хорошо уплотнен, что гарантирует минимальный шум от работы системы. Во-вторых, все модели сконструированы таким способом, что каждый элемент находится в своем отсеке, что добавляет герметичности и значитаельно снижает потерю тепла после нагрева воздуха / холода.
- Моноблочные ПВУ компании AeroStar - тоже относится к среднему диапазону по стоимости. Довольноо часто их можно заметить на автомойках, при чем на крупных автомойках. Много моделей из их каталога работают на воде (подогрев воздуха), что очень удобно, ведь не возникает трудностей подвести просто еще один шланг к системе вентиляции. Эти установки славятся усиленной защитой от коррозии и влаги, а корпус прошит минеральной ватой, что приглушает шум от работы. Встроенный рекуператор помогает сократить разходы на отопление на 30%. Хороший выбор для средних по площади автомоек и автосервисов. - идеальная система для большой автомойки. Ее обычно устанавливают в помещениях, где находится и сервисный центр для Клиентов (зал консультаций и ожидания), и автомойка, и СТО, и другие авто. услуги. Это установка премиум класса, которая имеет повышенную систему фильтрации, идеально подогревает и охлаждает воздух, предназначена для установки на улице, и отлично справляется в агрессивной среде.
Проект вентиляции автомойки отображает расположение элементов вентиляционной системы согласно техническому заданию, с указанием линий притока и вытяжки.
Обустройство вентиляции частного автосервиса
Специальная вентиляция для автосервисов позволяет своевременно очищать загрязненный воздух с помещения, уберечь здоровье каждого работника сервиса и водителя. Вентиляция автосервиса монтируется по определенной схеме и в соответствии с нормами, установленными законодательством.
Автосервис требует обустройства специальной вентиляции, своевременно очищающей загрязненный воздух
В автосервисе естественная вентиляция не справляется с нагрузкой, и не может очистить весь воздушный поток в полной мере. Вытяжная вентиляция – лучший способ фильтрации воздуха в закрытом помещении.Зачем нужна дополнительная вентиляция?
СНИП – это нормы и указания, которым должны соответствовать любые строения, отведенные под мойку или хранение автомобильного транспорта. Расчет основных показателей проводится до начала строительства. Для вентиляции автосервиса необходимо устанавливать специальные датчики и вентиляторы, которые обеспечивают бесперебойную работу очистителя воздуха.
СНИП не относится к условным рекомендациям, а являются характеристиками, которые следует соблюдать в обязательном порядке. Автосервис относится к зданиям с повышенным загрязнением воздуха. Нормативы для вентиляции проверяются специальными органами контроля.
СНИП и расчет параметров строения или основных коммуникаций проводится до начала строительства.
Проектирование очистительных вентиляторов поможет избежать ошибок в работе всех устройств после сдачи здания в эксплуатацию. Вентиляцию закрывают специальным защитным каркасом, который предотвращает возгорание всего помещения. Для сервисов СНИП – основа, благодаря которой можно определить основные технические особенности будущей конструкции.
Благодаря правильной вентиляции работа на автосервисе проходит быстрее и эффективнее. Неправильный воздушный поток вредит и работников сервиса, и клиентам компании. Испарения топлива, выхлопные газы, краски и различные химические вещества загрязняют воздух в помещении. Избыток вредных примесей и опасных веществ в воздухе, которыми обрабатывают автомобили, вредит человеку. Без правильной очистки воздушных масс долго функционировать автосервис не сможет.
Для обустройства вентиляционных систем используют вентилятор и фильтры, которые обеспечивают забор очищенного воздуха незаметно для персонала. Комплектующие части очистителя выбираются большой мощности, чтобы выдержать нагрузки.
Работают сервисы без выходных дней, и очистка воздушных масс проводится без перебоев и остановок. Вентиляционные входы и выходы оснащаются дополнительной защитой для предотвращения возгораний или перегрева системы. Какой должна быть вентиляция на автосервисах?
Очищение воздушных масс должно проводиться без сбоев и остановок
Обустройство вентиляции
С правильной вентиляцией скопление вредных веществ в закрытом помещении не происходит. С соблюдением нормативов предельно-допустимые концентрации выхлопных газов и химических веществ не вредят человеку.
Клиенты, работники сервиса не могут длительное время прибывать в помещение без постоянного проветривания и своевременной очистки воздушных масс. Конструктивные особенности зданий, в которых очищаются автомобили, и проводится ремонт различных устройств, требуют устройства воздуховода, состоящего сразу из нескольких частей. Цельные конструкции на сервисах не монтируются.
Расчетом технических характеристик занимаются профессионалы, ознакомленные с особенностями зданий, отведенных под мойку и ремонт автомобилей. Воздушные массы, которые запускаются обратно в помещение, очищаются с помощью фильтров.
Забор воздуха производится наряду с уменьшением концентрации вредных веществ в воздухе. Очищается помещение от выхлопных газов и грязи, которая постоянно образуется в помещении сервисов.
Установка комплексных вытяжных систем помогает создать правильную атмосферу. Комфортное пребывание в помещении, где проводится ремонт автомобильных средств и замена деталей, первостепенная задача владельца автосервиса.
Для небольших сервисов устанавливать мощные вытяжки не стоит. Компактная вентиляция создаст правильный воздушный поток без лишних затрат денег и энергии. Грамотно установленная система исключает сквозняки и воздушный поток без застойных зон.
Оптимальный вариант – проточная вентиляция с несколькими входами. Клапаны, через которые поступает воздух, не пропускают опасные вещества обратно в посещение. Фильтр, установленный в шахтах и трубах, помогает организовать правильный воздушный поток. Комплектация вентиляционной системы зависит от размера здания, его общих конструктивных особенностей.
Очистительное оборудование
Для больших сервисных центров со значительной площадью рабочего помещения устанавливаются вытяжные системы с дополнительными устройствами. Фильтрующие элементы уменьшают концентрацию выхлопных газов в воздухе.
Для вентиляционного хода обустраивают защищенную трубу с прочного пластика. Металлические детали поддаются коррозии и такие части системы трудно очищать или заменять. Диагностика вентиляции проводится несколько раз в год.
Автомастерские оснащаются автономными системами. К основной ветке вентиляции здания очистители воздуха из сервиса не подключаются. У вентиляционных систем, которые очищают воздух от выхлопных газов и пыли, должны быть отдельные выходы на крышу.
Подключение к общим коммуникациям может навредить здоровью абсолютно всех работников и обслуживающего персонала. Устанавливаются вытяжки на полу или под потолком, в зависимости от высоты здания и размеров автосервиса.
Для вентиляционных систем устанавливаются специальные насадки, которые служат, как насосы для вытяжки. Естественная вентиляция дополнительно очищает воздух. Такое проветривание общей системе не помешает, а только улучшит ее работу. Для воздухообмена проводятся отдельные расчеты.
План строительства и обустройство коммуникаций утверждается заказчиком и соответствующим государственными органами. Для удаления выхлопов газа используют напольные клапаны, которые уменьшают концентрацию вредных газов в помещении в несколько раз.
Для расчета необходимы размеры помещения, средние показатели по количеству автомобилей, которые будут обслуживаться одновременно и степень загрязнений во время ремонтных работ. Без таких данных определить предельно-допустимые концентрации не удастся.
Расчетные данные для очистительного оборудования
Для подбора вытяжной системы собираются основные данные, которые позволят организовать техническое обслуживание в мастерской по санитарным нормам. На вредных производствах вентиляциям уделяют особое внимание. Источником загрязненного воздуха являются:
- Помещения, в которых хранятся автомобили. Машины выделяют опасные выхлопные газы. В местах, где хранятся автомобили, скапливается большое количество окиси углерода и аэрозолей свинца. Очитка помещений с постоянными стоянками проводится каждых 10 минут. Альдегиды, которые выделяются от работающей машины, вредны для человека.
- В боксах обслуживания автомобильного транспорта. Опасные альдегиды и окись азота выделяется во время непосредственных ремонтных работ. Работники автосервиса вдыхают пыль и аэрозоли свинца, и со временем могут серьезно пострадать. Полная очистка воздуха обеспечивает безопасность всем сотрудникам сервиса и клиентам компании по ремонту автомобилей.
- В отделениях по шиноремонту. В помещении, где производится замена шин или других деталей для автомобиля основной угрозой является пыль от резины и пары бензина. В автомастерской уменьшить количество выделяемых вредных веществ не удастся, поэтому установка вытяжных мощных систем – единственное решение такой проблемы.
В помещениях, где проводится замена шин, необходимо устанавливать мощные вытяжные системы
Определяя вредность веществ, для расчетов берутся средние показатели.
Измерять точную концентрацию оксидов или альдегидов без специальных устройств не получится. Время установки автомобиля оценивается показателем времени равным 1 минуте. При поточной линии рассчитывается такое же время – 60 секунд.
Те места, которые отведены под ремонт основного двигателя или его частей, оснащаются дополнительными отсосами, которые состоят из гибких шлангов. По объему каждого шланга определяется мощность всего очистительного устройства.
Вентиляционное устройство отличается от тех, что установлены в жилых помещениях. В верхней части каждого бокса монтируются вытяжки. Благодаря такому типу установки проводится равномерный забор загрязненного воздуха и постепенная подача очищенного кислорода в помещение. К канавам воздух подается за час 250 метров кубических. Скорость забора загрязнений при установленном воздуховоде под углом в 45 градусов составляет 2,5 метра за секунду.
Температурный режим в помещении также должен соблюдаться. В зимнее время воздух, попадающий в помещении, равномерно прогревается, а летом охлаждается. Комфортный температурный режим поможет улучшить работу всего предприятия и уменьшить степень распространения загрязнений в боксах. Оптимальный показатель температуры на сервисе составляет от 16 до 25 градусов Цельсия.
Эффективная вентиляция
Для чего нужна в автомастерских специальная очистительная система? Вытяжную вентиляционную трубу устанавливают для поддержания нужного воздушного потока. Запахи и вредные вещества убираются из помещений, в которых длительный период работают мастера по ремонту автомобилей. СНИП определяет, как часто свежий воздух поступает в боксы.
Мало только пропустить воздух через фильтр, необходимо постоянно уменьшать концентрацию опасных газов и веществ. Летучие отходы от производства трудно увидеть, но их вред ощутим. Заболевания дыхательных путей – первая и основная причина, почему на сервисах в обязательном порядке устанавливают специальные очистительные системы.
Установленная система должна выполнять сразу несколько возложенных на нее функций:
- осушение помещения;
- удаление пыли и газов;
- отвод основных продуктов работы двигателей;
- экономия электроэнергии автономных систем.
Водяной пар образуется в помещениях сервиса так же часто, как и пыль или грязь. Повышенная влажность вредит устройствам и автомобилю, но и приводит к заболеваниям у работников автосервиса. Схожие датчики, которые следят за температурой и уровнем влажности, устанавливаются на автомойках.
Осушать автосервисы не менее важно, ведь в зимний период поверхность автомобильного транспорта может собирать до ста литров конденсата. Избежать таких вредных процессов помогут осушающие вентиляции, установленные на сервисах любых габаритов и размеров.
Фильтрация приточного воздуха позволяет очистить помещение от лишней пыли и грязи. Принудительное отведение загрязненного воздушного потока пагубно влияет на человека как клиента, так и работника сервиса. Чистка автомобиля не будет результативной, если поднимающаяся в воздух пыль будет оседать снова. Отвод пыли – обязательное условие правильной работы мастерской с любым количеством боксов для обслуживания.
Осмотр и ремонт двигателя – дело, которое требует много времени и постоянной очистки воздуха от паров бензина или скопившегося загрязнения.
Осмотр и ремонт двигателя требует времени и постоянной очистки воздуха от паров бензина или скопившегося загрязнения
Без принудительно отвода воздуха, работник автосервиса не сможет квалифицированно выполнять собственные обязанности.Расчет мощности вентиляции проводится в зависимости от качества используемых материалов: лаков и мастик для очистки и полировки автомобилей. На автомобильных сервисах повышенная концентрация паров топлива не допускается. Если случаются поломки очистку воздуха производят резервные системы, которые уменьшают концентрацию продуктов горения в помещении.
Для того чтобы расчет всех параметров помог обустроить цельную и эффективную вентиляционную систему необходимо учитывать не только технические особенности помещения, но и специфику предприятия.
Если забор воздуха проводится в боксах, где моются и ремонтируются автомобили, очистке воздуха стоит уделить много внимания. Мощная вентиляционная система отвечает не только за принудительный отвод загрязненного воздуха, но и за поддержание нужной температуры и влажности.
Вентиляция в гараже или автосервисе ???
На станциях техобслуживания очень много факторов, которые вредят здоровью персонала. Прежде всего это высокий уровень СО2, испарения масла и топлива, высокая концентрация в воздухе лакокрасочных материалов. В цехах СТО из-за того, что автомобили после ремонта моют, повышенное содержание влаги в воздушных массах. Вентиляция и вентиляционное оборудование должно устранять эти факторы, создавая комфортный микроклимат в помещениях станции техобслуживания.
Естественное проветривание, даже в очень маленьких цехах не спасет, поэтому в автомастерских нужно использовать комплексный подход: устанавливать вытяжную вентиляционную систему, и местные отсосы. Еще она должна еще эффективно сушить и очищать воздух, поэтому в таких предприятиях используется промышленные установки.
Особенности проектирования вентиляционных систем СТО
Проектирование вентиляции производственных помещений автосервисов строится по принципу максимального удаления загрязнений с помощью местных отсосов, а концентрация оставшихся уменьшается приточным воздушным потоком. Так как практически все загрязняющие вещества легче воздуха, то наиболее загрязненный воздух находится в верхней части помещения. Исходя из этого, для большей эффективности работы вентиляционной системы, воздухозаборники устанавливаются под потолком. Еще одним решением может быть использование крышного вентилятора, для забора загрязненных воздушных масс.
При проектировании вентиляционной системы автосервиса нужно учитывать одно из правил: подавать приточный воздух нужно в не загрязненную зону, а удалять его из мест максимального загрязнения. Местные отсосы монтируются так, чтобы воздушный поток не проходил через область дыхания работника.
Варианты вентиляционной системы СТО
Принудительная вытяжная вентиляция нужна в цехах автосервисов, которые имеют площадь до 50 м.кв. Для таких небольших производственных цехов целесообразно обустройство вытяжной вентиляции, в которой будут установлены точки удаления загрязнений, а приток будет осуществляться естественным путем.
В помещениях, больших 150 м.кв, необходимо использовать механический приток воздушных масс. Нужно подобрать такое оборудование, чтобы обеспечить воздухообмен, кратностью от 20 до 40.
В автомастерских, где производственные цеха занимают большие площади, нужно обустраивать принудительную приточно-вытяжную вентиляционную систему, с местными отсосами воздуха, идущими от выхлопных труб.
Вентилирование в покрасочных камерах
Большинство автомастерских оборудованы покрасочными камерами. Воздух в них содержит высокую концентрацию аэрозольных соединений лакокрасочных материалов. Для их качественного удаления нужно использовать промышленные приточно-вытяжные установки. Причем воздух, поступающий в покрасочную камеру должен подогреваться. Необходимо использование системы фильтрации на все системы вентиляции и кондиционирования производственных помещений, автосервиса, и конкретно на покрасочную камеру.
Для того чтобы распыленная в воздушных массах краска стала тяжелее воздуха, горячий воздух должен подаваться в верхнюю часть помещения камеры, а удаляться из нижней его части.
Основные требования к организации воздухооборота в автомастерских
Все воздуховоды должны быть изготовлены из ПВХ. Этот материал не боится коррозии, невосприимчив к химически агрессивным жидкостям и не повреждается влагой. Это одно из основных требований.
Все стыки и соединения воздуховодов и оборудования должны быть хорошо герметизированы, для недопущения распыления загрязненного воздушного потока по большой площади цехов.
Все оборудование и части воздухоотводов, которые соприкасаются в процессе работы с химикатами и агрессивными жидкостями, должны быть обработаны полимерными составами.
Монтаж вытяжной вентиляции, а также всего оборудования должен производиться в специальных защитных коробах, во избежание получения травм персоналом автосервиса.
Анализ преимуществ и недостатков разных типов вентиляции
Естественная. Эту систему мы не рассматриваем, так как она не эффективна.
Общеобменная, с механическим удалением воздуха при помощи вентиляторов, расположенных на крыше помещения и в его стенах. Преимущества ее в низких финансовых вложениях на обустройство. Недостатки: высокие затраты на нагрев поступающих естественным путем воздушных масс.
Местная вентиляция с удалением загрязненного воздуха посредством гибких воздуховодов, непосредственно из мест загрязнения. Преимущества ее состоят в высокой эффективности удалении воздуха из мест загрязнения и низкое потребление электроэнергии. Недостатком является то, что она малоэффективна без обустройства общеобменной вентиляции.
Из анализа видно, что наиболее эффективной системой вентиляции для автосервисов является общеобменная, с обустройством местных отсосов из зон наибольшего выделения СО2.
Совет мастера:
Расчетом, установкой вентиляции в помещении мастерской, а также ее обслуживанием должны заниматься специализированные компании, которые смогут обеспечить качественный и безопасный монтаж всего оборудования.
Удаление выхлопных газов автомобилей легко решается использованием современного вентиляционного оборудования, которое состоит из воздуховода, с установленным в него мощным канальным вентилятором, и подсоединенными к воздушному каналу гибкими шлангами-катушками с дымоприемниками.
Общеобменная вентиляция должна иметь такие параметры: вытяжка происходит из верхней зоны помещения, и из смотровых ям. Приток – в рабочую зону и смотровые ямы. Вытяжка из ям должна быть не менее 120 м.куб/ч. Общий воздухообмен – не менее чем 20-кратный.
Местная вентиляция подсоединяется гибкими шлангами к выхлопной трубе автомобиля. Ее производительность зависит от мощности силового агрегата авто.
При мощности двигателя до 120 л.с, вытяжка должна составлять 350 м.куб/ч.
При мощности от 120 л.с до 180 л.с. вытяжка – 500 м.куб/ч.
Если мощность мотора от 180 л.с. до 240 л.с. – 650 м.куб/ч.
Мощность силового агрегата более 240 л.с. – 800 м.куб/ч.
Обслуживание систем воздухообмена в автомастерских
Обслуживание вентиляции и кондиционирования в цехах автосервисов должны проводиться намного чаще, чем в бытовых помещениях, так как оборудование работает в агрессивных средах. Основанием для чистки и дезинфекции вентиляции служит потеря производительности и показатели анализа воздуха о наличии в нем загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимую концентрацию.
Вентиляция в автосервисе своими руками
Требуется подсказка по некоторым вопросам сабжа, а именно:
1) Согласно ВСН01-89 (кстати, он действует вообще?) естественное или механическое удаление выхлопных газов, т.е., местный отсос, применяется, когда предполагается обслуживание а/м с работающим двигателем (п. 4.13). Если предполагается, что машины будут въезжать в сервис и сразу глушить мотор, то нужны ли отсосы?
2)Правильно ли я понимаю, что при отсутствии смотровых ям не требуется вытяжка из нижней зоны? И вообще, какую схему разводки воздуховодов порекомендуете для помещения 20х15 м, 4 поста?
3) При сервисе имеется офисное помещение, (20% по площади от площади ремонтного помещения). Можно ли объединять системы притока и вытяжки?
4) При общей площади менее 500 м2, можно ли не делать отдельно стадии П и Р, а сразу оформлять РП?
5) Какова рекомендованная кратность воздухообмена (принимаю заодно Lпр=0.8Lвыт)?
Во время ремонта двигатель все равно иногда будут запускать. Проверять-то надо. Руками гонять туда-сюда на морозе, слабо вериться. Особенно вседорожник весом под 3 тонны.
Читайте также: