В каком приказе рассматривались вопросы продвижения дворян офицеров по служебной лестнице
§ 4. право
Источники. Образование единого, централизованного государства, вызвало значительную правовую активность власти.
«Сокращенная правда». Вероятно, в конце XV в. возникла «Сокращенная редакция «Русской правды». «Пространная редакция» к этому времени во многом устарела,
поэтому была предпринята попытка собрать воедино лишь те статьи, которые продолжали действовать. Однако она оказалась неудачной, поскольку развивающиеся социальные
отношения требовали новых норм.
Московская судная запись 1486 г. В ней определялся порядок суда по уголовным
делам. Например, уголовные дела в целом по княжеству подлежали суду большого наместника, а гражданские дела по своим уездам и волостям находились в компетенции двух
других наместников. В уголовном суде отдельно рассматривались дела по подозрению в
совершении преступления и дела преступников. Отдельный суд функционировал и в имениях удельных князей.
Белозерская уставная грамота 1488 г. Белозерское княжество формально оставалось еще удельным, то есть свободным. Однако Московское княжество контролировало его еще с конца XIV в. Поэтому основное внимание в Грамоте посвящено регулированию повинностей местного населения в отношении Москвы. Фактически это закон о местном управлении. Грамота сужала иммунитеты бояр и расширяла функции княжеской администрации.
Судебник 1497 г. К концу XV в. московские князья формально уже подчинили себе всю Северо-восточную Русь. Страна стала единой. Однако процесс формирования централизованного государства только начинался. В каждом из завоеванных княжеств всё ещё действовать свои правовые нормы, что было неприемлемо для единого государства. Ради унификации этих норм и был написан данный Судебник. Подлинник разделен на 94 заголовка, но М.Ф. Владимирский-Буданов по смысловому признаку выделил 68 статей.
Судебник дошел до нас в единственном экземпляре. Следовательно, можно предположить, что действующим правовым документом он на тот момент не был.
Судебник 1550 г. В течение первой половины XVI в. социальные процессы усложнились, и государство должно было отреагировать на эту ситуацию созданием новых правовых норм для всех социальных слоев. Импульсом к установлению этих норм стали городские восстания конца 40-х гг.
Подлинник Судебника 1550 г. не сохранился. Однако до нашего времени дошло
13 списков XVI в, что позволяет полностью реконструировать первоначальный вариант.
В Судебнике 99 статей (последняя, сотая статья была дописана позже). Они содержат нормы процессуального, уголовного и гражданского отраслей права.
Во всех социальных системах законами регулируются отношения внутри государственного аппарата, отношения между властью и обществом, отношения в самом обществе. Порядок статей Судебника 1550 г. говорит о том, что власть стремилась к достижению
социальной стабильности. На первом месте для нее по степени важности стояли вопросы взаимоотношения с обществом. На основе социальной целесообразности и справедливости князь и его окружение пытались усовершенствовать судопроизводство, защитить население от государственных служащих среднего звена, помышлявших о наживе больше, чем о своих обязанностях. Правда, при определении приоритетов Судебник однозначно отдает предпочтение общегосударственным интересам перед частными.
Судебники 1497 г. и 1550 г. представляют собой собрание процессуальных норм. То есть с правовой точки зрения они ограниченнее не только Псковской судной грамоты, но и «Русской правды».
«Стоглав». Основным источником по изучению взаимоотношений церкви и государства, внутрицерковных процессов и поведения христианина в быту является «Стоглав» – итоговый документ Церковного собора 1551 г. (Этот сборник постановлений разделен на сто глав, отсюда его название).
Значимость церкви в средние века определялась слабостью государства. Оно не имело необходимых возможностей для преодоления социальных конфликтов в виде разветвленного бюрократического аппарата. Тогда как церковь, пропагандируя нравственные христианские ценности, способствовала их сглаживанию. Однако церковь представляла собой не только важнейший социальный регулятор. Сконцентрировав в своих руках огромные земельные богатства, она превратилась в политическую силу, которая реально конкурировала с набирающим силы молодым единым государством. Эти противоречия также требовалась снять.
На Соборе были рассмотрены следующие вопросы:
вопросы царя. Маловероятно, что царь Иван IV, которому в то время исполнилось лишь 20
лет, действительно задавал эти вопросы. Скорее всего, они были поставлены его ближайшим окружением – «Избранной радой» и, прежде всего, его духовником Сильвестром.
Решения Собора оказались компромиссными. С одной стороны, церковь решительно отвергла притязания государства на свою земельную собственность и установление подсудности священников светскому суду. С другой – лишилась возможности открывать впредь в городах новые слободы, приобретать новые земли (получать в дар или покупать) дозволялось только с разрешения царя. Что касается предложений власти по укреплению социально-нравственного положения церкви, то все они были приняты.
Уголовное законодательство. До конца XV в. уголовное законодательство было мягким: власть редко прибегала к смертной казни, членовредительство тоже не получило распространения. Эта мягкость вызывалась комплексом причин:
«социальной полезности человека». Социально опасных людей ссылали на границу, что считалось не столько наказанием, сколько выполнением патриотического долга,
В силу всех этих причин задача искоренения преступности репрессивными методами не была актуальна.
В первой половине XVI в. ситуация изменилась.
Во-первых, ужесточение уголовного права вызывалось общим ухудшением отношений между властью и обществом.
Во-вторых, рост населения городов породил профессиональную преступность. Сама же преступность явилась результатом духовного кризиса общества, уставшего от многолетних и тяжелых войн.
В-третьих, территория страны и численность населения выросли, а государственный аппарат был еще слабым, поэтому обеспечение социального спокойствия теперь достигалось путем усиления наказания и устрашения потенциальных преступников.
Изменения в уголовном праве начались с изменения взгляда на преступление. Отныне оно стало рассматриваться не только как преступление против личности, а как общественно опасное деяние.
В январе 1555 г. Боярская дума приняла решение о разбойных делах, после чего стала широко применяться пытка.
При определении меры наказания применялся «повальный обыск», под которым понималась характеристика личности обвиняемого. «Лихим» по Судебнику 1550 г. человека признавало общество. Если преступник окажется не «лихой», то наказание уменьшалось. В случае признания его «лихим человеком» наказание автоматически возрастало.
Уголовных дел в те десятилетия оказалось на редкость много:
Особенность наказаний этого периода состояла в их неопределенности, что ставило преступника и правонарушителя в зависимость от судьи.
Процессуальное право. Формирование единого государства породило и государственные преступления. В свою очередь, это привело к появлению инквизиционно-
розыскной формы суда. Обвинительно-состязательный процесс сохранился лишь при рассмотрении имущественных споров и мелких уголовных дел.
Этот вид судопроизводства обогатился следующими чертами:
Основными формами в розыскном процессе стали допрос, очные ставки и пытка. В отличие от состязательного процесса, начинавшегося по инициативе истца, инквизиционно-розыскной процесс начинался и заканчивался по инициативе государства.
Гражданское право. В истории человечества гражданское право возникло одновременно в Древней Греции и Древнем Риме в VI в. до н.э. как результат формирования гражданского общества. В средневековой Европе древнеримское гражданское право возродилось и в дальнейшем совершенствовалось в ходе коммунальных революций, которые, в свою очередь, явились результатом высокого уровня развития производительных сил и плотности населения. На Руси не было ни того, ни другого. Простым людям легче было убежать в леса, чем подниматься на борьбу. Судя по летописям, в больших городах время от времени вспыхивали восстания. Но социально-правовые последствия всех этих движений были минимальными, что и проявилось в фактическом отсутствии гражданского права. В Судебнике 1497 г. из 68 статьей гражданскому праву посвящены только две, тогда как обязанности расписаны очень четко.
Частной собственностью на землю владели князья, монастыри и бояре. Основной массе населения Московской Руси – крестьянам – понятие «частная собственность» не было известно. Вся крестьянская пашня, луга и пустоши находились во владении общины. В условиях низкой урожайности выжить можно было только коллективно, держась друг за друга. Община выступала гарантом этой выживаемости. Ради этого она уравнивала производственные возможности каждой семьи: в случае смерти работника, она перераспределяла участки земли на основе социальной справедливости, продавать землю чужакам было запрещено, так как это разрушало устоявшуюся гармонию-привычку.
Вопросы для обсуждения на семинарах
1. В чем специфика образования Московской Руси во второй половине XV – первой половине XVI в.?
2. Чем вызвано принятие в качестве герба Московского княжества двуглавого орла?
3. Чем был вызван кризис сельского хозяйства в первой половине XVI в.?
4. В чем причина изменения социально-политического положения бояр в XVI в.?
5. Почему до конца XV в. в Северо-восточной Руси отсутствовало крепостное право?
6. Чем вызвано закрепощение крестьян?
7. Могла ли судьба России оказаться иной, если бы во второй половине XVI в. в стране царствовал не Иван Грозный?
8. Чем знаменита церковь Вознесения в Коломенском?
9. XVI в. на Западе – вершина Возрождения. Чем объяснить примитивность русской
10. Какая отрасль права изменилась в XVI в. больше других и почему?
11. В чем разница между развитием городов средневековой Европы и Московской Руси?
1. Назовите имя последнего удельного князя Московской Руси?
а) Андрей Старицкий,
б) Владимир Старицкий,
в) Федор Иванович,
г) Симеон Бекбулатович.
2. Кто из перечисленных князей являлся потомком Рюрика?
а) Шуйские, б) Бельские, в) Романовы,
3. В каком году отменены «кормления»?
а) в 1497, б) в 1550, в) в 1556, г) в 1598.
4. Какова была численность населения страны в конце XVI в.?
а) 6,5 млн. человек,
5. В каком году Волга стала русской рекой от истоков до устья?
а) 1247, б) 1380, в) 1556,
6. В какой период русский престол принадлежал Польше?
а) 1605–1606, б) 16110–1612, в) 1610–1618.
7. В каком году для посадских за бегство из города была введена смертная казнь?
а) в 1598, б) в 1649, в) в 1653, г) в 1658.
8. Какое княжество было присоединено к Москве последним?
б) Пермь Великая,
9. В каком году состоялся первый Земский собор?
б) 1549, в) 1551, г) 1559.
10. Какой собор на Красной площади в Москве посвящен взятию Казани?
11. В каком году был построен первый в России завод?
12. В каком приказе рассматривались вопросы продвижения дворян-офицеров по служебной лестнице?
13. Какие бояре были в Думе помимо «путных» и?
Государство и право во второй половине
XVI в. – первой трети XVIII в.
История отечественного государства и права
Комментарии, рецензии и отзывы
§ 4. право: История отечественного государства и права, Борис Николаевич Земцов, 2009 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «История государства и права России» и с учетом последних достижений юридической и исторической наук. В нем показана эволюция государства и права с момента их возникновения и до начала XXI в.Можно ли было служилому человеку подняться по карьерной лестнице? Какое понятие регламентировало его место на службе?
Служилый человек мог подняться по карьерной лестнице. Особенно была выражена карьерная лестница в период правления Петра Первого и последующих императоров. Об этом периоде мы и расскажем.
Служилые люди составляли большую часть армии. Так назывались все виды солдат – и стрельцы, и рейтары, и прочие воины. Служилые люди отправлялись из родных селений на особую, отведенную императором землю. Она называлась служилой землей и чаще всего это были пограничные области где была высокая вероятность восстаний, беспорядков или вражеских вторжений.
В зависимости от опытности, образованности и умелости служилый человек мог продвигаться вверх по карьерной лестнице. Если солдат исполнял свои обязанности, хорошо поддавался тренировке или совершал какой-то значимый поступок, то он награждался повышением и переводился в офицеры. Если он продолжал в том же духе, то он мог стать потом поручиком, и так далее. Но чаще всего звание приобреталось благодаря происхождению – то есть, сын дворянина скорее всего с самого начала оказывался офицером или поручиком, и в солдатах не бывал. Также звание мог легко получить человек, бывший в родстве с одним из высокопоставленных командиров в армии или дворянстве.
Права и обязанности военного персонала определял Воинский Устав, опубликованный в 1716 году.
Чрез чин никого не жаловать, но порядком чин от чину возводить
Passing the rank nobody cannot be favoured with the next rank, but strictly follow the order of ranks
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы чинопроизводства в русской армии с начала XVIII века до 1917 года. Автор, опираясь на регламентирующие документы тех лет, показывает историко-правовые аспекты и особенности различных систем чинопроизводства, анализирует их достоинства и недостатки в вопросах присвоения офицерам очередных воинских званий и повышения в воинских должностях.
Summary. The article considers problems of rank promotion in the Russian army since the beginning of the XVIII century until 1917. The author, based on regulatory documents of those years, shows the historical and legal aspects as well as features of different systems of rank promotion, analyses their advantages and shortcomings in assignment of regular military ranks and higher military positions of officers.
«ЧРЕЗ ЧИН НИКОГО НЕ ЖАЛОВАТЬ, НО ПОРЯДКОМ ЧИН ОТ ЧИНУ ВОЗВОДИТЬ»
Развитие российской государственности привело к появлению категории лиц, для которых служба в государственных учреждениях, в том числе, как теперь принято говорить, в силовых структурах, стала профессией. С целью упорядочения их должностных прав и обязанностей постепенно стала складываться система чинов — дьяки, стольники и др., подтверждавших их служебные разряды, классы. В середине XVI века чины появились и в стрелецком войске — стрелец, десятник, пятидесятник, сотник. В создававшейся Петром I русской регулярной армии офицерские чины носили как русские — поручик, полковник и др., так и западноевропейские наименования — капитан, майор и др. При этом чинопроизводство стало приобретать системный характер, что в свою очередь вело к созданию особой прослойки в армии — офицерского корпуса.
Преобразование армии потребовало огромной работы по совершенствованию отечественного военного законодательства и созданию уставных документов. Наиболее важные из них — это «Артикул воинский»1, изданный 25 апреля 1715 года* и представлявший собой по сути военно-уголовный кодекс; 30 марта 1716 года появился «Воинский устав»2, в котором излагались военно-учредительные законы; 13 января 1720 года был подписан «Устав морской»3, регламентировавший службу на флоте.
С принятием Петром I этих и ряда других законодательных актов был закреплён новый принцип «военного служения»: ратная служба теперь осуществлялась на регулярной основе, становилась службой государству, Отечеству4, а не только государю. «В новоустроенном регулярном войске, — писал П.О. Бобровский, — поместному началу, поддерживавшему рабство, твёрдо и ясно противопоставлено начало служебное, а это начало, скреплённое военною дисциплиною, не ставит подчинённого в унизительное положение перед своим начальником. Солдат такой же слуга Отечеству, как и офицер…»5.
Новое устройство армии и новый принцип государственного служения требовали более упорядоченной системы чинопроизводства, что и было окончательно оформлено 24 января 1722 года знаменитым документом — Табелью о рангах6. В ней впервые в истории России государственная служба разделяется на военную и гражданскую, а гражданская в свою очередь — на статскую и придворную. Военные, статские и придворные чины были разделены на 14 классов, высшим являлся 1-й класс. Преимущество отдавалось военным чинам, которые состояли из четырёх разрядов: сухопутные, гвардия, артиллерийские и морские. При этом гвардейские чины считались на класс выше других воинских чинов. Чинопроизводство производилось строго в порядке возрастания классов, только получение очередного чина давало право на занятие высшей должности. Достигнув определённого чина, можно было из недворянина превратиться в дворянина, получив личное или потомственное дворянство.
По Табели о рангах от 24 января 1722 года воинские чины разделялись также на 4 группы: к 1-й относился солдатский состав, куда входили также вахмистры, фельдфебели и унтер-офицеры; ко 2-й — обер-офицерский (прапорщик, подпоручик, сотник, штабс-капитан, капитан, ротмистр); к 3-й — штаб-офицерский состав (майор, с 1884 г. — капитан, ротмистр, есаул), подполковник, полковник; в 1-ю группу входил генеральский и адмиральский состав. Позднее в Табель о рангах вносились ряд изменений и дополнений. Но большая часть закреплённых в ней чинов просуществовала до 1917 года.
В основе чинопроизводства офицеров при Петре I лежал принцип личных заслуг, что нашло отражение в указе от 14 апреля 1714 года «О произведении в чины штаб- и обер-офицеров, первых по свидетельству всей дивизии генералитета и штаб-офицеров, а вторых по свидетельству штаб- и обер-офицеров полка»7. Таким образом, замещение вакансий при производстве в первые обер- и штаб-офицерские чины осуществлялось путём баллотировки, то есть тайного голосования всех офицеров части (не ниже данного чина) или дивизии (для старших офицеров), причём из двух или трёх кандидатов. Этот принцип был подтверждён и в указе от 1 января 1719 года «О производстве в воинские чины и о замещении вакансий»8. Кроме этого, указ содержал требование о том, чтобы «чрез чин никого не жаловать, но порядком чин от чину возводить». Однако при этом сохранился и способ ускоренного прохождения служебной лестницы для дворян: их дети записывались с рождения на должность и к началу службы (15 лет) уже могли иметь определённый чин, то есть воинское звание. Более быстрому продвижению дворян по службе способствовал и так называемый установленный вычет за повышение в чинах: начиная с обер-офицерских и приравненных к ним чинов для получения очередного чина необходимо было уплатить значительную денежную сумму9. Тем не менее Пётр I крайне негативно отзывался о практике повышения в чинах по старшинству, существовавшей в то время в иностранных государствах.
Серьёзные изменения внёс Пётр I и в систему оплаты за службу. Денежное жалованье окончательно вытеснило такую форму вознаграждения, как раздача земли. Этому способствовал указ «О наследовании имений» от 23 марта 1714 года10, запрещавший дробление недвижимости при передаче по наследству и устанавливавший принцип майората (наследование недвижимости только одним старшим сыном). Ограничение круга наследователей заставило дворян служить за жалованье. Указ сделал дворянство единственным служивым сословием, а службу — главной сферой приложения его сил и энергии и для большинства — основным источником благосостояния.
В послепетровское время был принят ряд важных документов, регламентировавших как прохождение военной службы, так и продвижение офицеров по служебной лестнице.
При Екатерине I указом от 1 июня 1726 года «О производстве на вакансии в штаб- и обер-офицерские чины не по баллотированию, а по старшинству и достоинству»11 был отменён порядок замещения вакансий путём выборов. Правда, при Анне Иоанновне вернулись к системе выборности при чинопроизводстве офицеров12, однако только для первого обер-офицерского и штаб-офицерского чина13. Следует сказать, что основной массе офицеров, не имевших высоких покровителей и не принадлежавших к влиятельным родам, такой порядок, когда продвижение по службе зависело главным образом от усмотрения начальства, был невыгоден14.
Желая устранить недостатки чинопроизводства только по личным заслугам, Елизавета Петровна 15 февраля 1742 года издала указ «О повышении чинами по старшинству и заслугам»15. В нём содержалось требование о сочетании при продвижении по службе принципов старшинства (выслуги лет) и личных заслуг. Указ способствовал тому, что с 40-х годов XVIII века продвижение офицера по карьерной лестнице стало производиться не только с учётом выслуги лет, но и по «достоинству», то есть за особые отличия. Этот порядок просуществовал в армии более 100 лет16. Система же тайного голосования (баллотировка) оказалась нежизнеспособной и постепенно сошла на нет17.
XIX ВЕК в России характеризуется значительными работами по кодификации военного законодательства, в том числе и в области прохождения военной службы18, а также военными реформами Д.А. Милютина, возглавлявшего Военное министерство в 1861—1881 гг. Реформы, как известно, способствовали созданию в России массовой армии и подготовке для неё в необходимых количествах офицерских кадров. Тем не менее продвижение офицеров по службе осуществлялось преимущественно в прежнем порядке с учётом как выслуги лет, так и имевшихся вакансий, которые рассчитывались по каждой части отдельно для каждого чина. Так, в случае, если из части убывал капитан, то на его место представлялся старший по выслуге лет поручик. Если по каким-то причинам он признавался недостойным к назначению и присвоению звания капитана, то рассматривалась кандидатура следовавшего за ним по старшинству поручика. Командир части (только он имел право представления к производству в следующий чин и нёс за правильность выбора персональную ответственность) решение принимал единолично, но обязательно предварительно обсуждал этот вопрос со всеми штаб-офицерами.
Аналогичным образом совершалось чинопроизводство в штаб-офицерские чины. Единственным отличием являлось то, что вакансии рассматривались не по одной только воинской части, а по всей армии. Подобные правила ограничивали возможность продвижения по службе наиболее достойных офицеров, поэтому 13 мая 1861 года было принято решение о производстве в первый штаб-офицерский чин (майора) только за отличие по службе19.
В гвардейских частях производство в чины осуществлялось по выбору начальства («по достоинству»), а не по старшинству. Что касается генеральских и адмиральских чинов, то никаких правил здесь не предусматривалось: это была исключительная прерогатива главы государства.
В военно-учебных заведениях строевые офицеры получали штаб-офицерские звания на общих основаниях с офицерами той воинской части, в которой они числились и от которой были откомандированы20. Офицеры военно-учебных заведений пользовались преимуществом в один чин перед армейскими офицерами, но в чин полковника производились лишь при занятии соответствовавшей этому чину должности. Офицеры, занимавшие должности по хозяйственной части и в канцеляриях, производились в чины только за отличие. <…>
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российское законодательство X—XX вв.: В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А.Г. Маньков. М., 1986. С. 327—365.
2 Законодательство Петра I / Отв. ред. А.А. Преображенский, Т.Е. Новицкая. М., 1997. С. 155—240.
3 Там же. С. 240—384.
4 Военное законодательство Российской империи. Кодекс русского военного права. М., 1996. С. 11.
5 Бобровский П.О. Пётр Великий как военный законодатель. СПб., 1887. С. 46.
6 Законодательство Петра I. С. 393—401.
7 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Т. V. № 2795. С. 96, 97.
8 Там же. № 3265. С. 607.
9 Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России: Учебн. пособие. М., 1999. С. 32.
10 ПСЗ РИ. Т. V. 1713—1719. № 2789. СПб., 1830. С. 91—95.
11 Там же. Т. VII. 1723—1727. № 4896. СПб., 1830. С. 655, 656.
12 О балотировании офицеров в силу указа 1721 года. См.: ПСЗ РИ. Т. VIII. 1728—1732. № 5690. С. 378.
13 О производстве из унтер-офицеров в прапорщики и из капитанов в майоры по балотировке, а в прочие чины по достоинству, а не по старшинству. См.: ПСЗ РИ. Т. IX. 1733—1736. № 7022. С. 893.
14 Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993. С. 73.
15 ПСЗ РИ. Т. XI. 1740—1743. № 8516. СПб., 1830. С. 585.
16 См.: Волков С.В. Указ. соч. С. 74.
17 См. подробнее: Белоусов И.И. Продвижение по службе офицеров Российской армии в первой половине XVIII века: к 90-летию Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации // Воен.-истор. журнал. 2008. № 4. С. 13, 14.
18 При Николае I с 1835 г. было начато составление Свода Военных Постановлений (СВП), вступившего в силу 1 января 1840 г. Уже при Александре II в 1859 г. состоялось второе издание Свода. В 1869 г. начато третье издание. К Своду Военных Постановлений 1869 г. изданы три продолжения в 1874, 1879 и 1887 гг., заключавшие в себе узаконения, последовавшие по 1 июля 1886 г. Т. VII СВП содержал узаконения по вопросам прохождения службы, в т.ч. и продвижения по службе. Кодификация военно-морских законов произведена значительно позже — в 1886 г. при Александре III, когда впервые был издан Свод Морских Постановлений, к которому в 1892, 1895 и 1898 гг. изданы три продолжения.
19 Никифоров А.В. Чинопроизводство по военному ведомству. Исторический очерк // Столетие Военного министерства. 1802—1902. Кн. I. Отд. IIIa. СПб., 1912. С. 65.
20 ПСЗ РИ. Собрание второе. Т. XLV. Законы 1870. № 48692. СПб., 1874. С. 228—230.
По чину и честь: что давала петровская «Табель о рангах»
Трансформация России как государства, затеянная и реализованная Петром I, была бы существенно затруднена, если бы ей не сопутствовала трансформация русского дворянства. Превращенное царем-реформатором в действительно служилое сословие, оно стало основным проводником и реализатором царских начинаний. Но для этого потребовался еще один механизм, придуманный и воплощенный Петром – знаменитая «Табель о рангах». Введенная в действие царским указом от 4 февраля (24 января по ст. ст.) 1722 года, она превратила дворянство в открытое и социально мобильное сословие, что оказало существенное влияние на развитие Российской империи. «Табель о рангах», время от времени переживавшая незначительные изменения, просуществовала вплоть до Октябрьской революции, пока не была отменена специальным декретом большевистского правительства.
Рукописный вариант «Табели о рангах», XVIII век
Что изменила «Табель о рангах»
Новая система чинов и званий Российской империи имела не IX, как в Московском государстве, а XIV классов. Соответственно, и продвижение по этой лестнице, и скорость получения более высоких чинов менялись и требовали от претендентов существенно больших усилий. Высшим чином I класса в петровской «Табели о рангах» стал: у военных – генерал-фельдмаршал, а у гражданских – канцлер. При этом высший придворный чин – обер-маршал – относился только ко II классу; в первоначальном варианте табели о рангах туда же относился и канцлер, то есть министр иностранных дел, но Петр I внял советам своего сподвижника Андрея Остермана и поднял канцлерский чин на класс выше. К низшему, XIV классу у военных относился чин фендрика (позднее — прапорщика) в сухопутных войсках, инженерского фендрика в артиллерии и корабельного комиссара во флоте, у гражданских – коллегии-юнкера, а у придворных – гоф-секретарь и приравненные к нему. При этом чинов, соответствовавших XIII, XI и X классу у придворных не было: после XIV шел сразу XII, а затем – IX класс.
Первое и самое очевидное изменение, которое внесла в русскую жизнь петровская «Табель о рангах», – это прекращение присвоения всех старых русских чинов и званий. Разного рода постельничие, сокольничие, ключники, стряпчие и им подобные сохранялись в виде званий, полученных их обладателями ранее, но больше их никому присвоить было нельзя. Второе важнейшее изменение – очевидное преимущество военных чинов над гражданскими и придворными. Стране срочно требовалась сильная, отвечавшая современным требованиям армия с мощным офицерским корпусом, и самым простым и очевидным способом решения этой задачи было предоставление военным заметных привилегий. Еще одно изменение, закрепленное «Табелью о рангах», окончательно превратило русское дворянство в служилое сословие. В петровском пояснении к самой табели, то есть таблице, в которой перечислялись все новые чины и определялось их соответствие, прямо говорилось: никому никакие ранги (чины) не предоставляются до тех пор, пока претенденты «нам и отечеству никаких услуг не покажут». При этом оговаривалось, что дворянские дети могут начинать гражданскую службу с самого нижнего, XIV классного чина — но только при условии, что они получили необходимое образование и имеют патент на службу. Тем же, кто был необразован и не имел патента, если и дозволялось поступить на службу, то лишь в чины, которые не предусматривали ранга. Получить нижний из них такие дворянские дети могли лишь за счет «знатных услуг» или выслуги лет, и все равно при условии получения необходимого образования.
Портрет Петра I работы художника Жана-Марка Натье, 1717 год
Как получить новых дворян
Рассматривая государственную службу – военную, гражданскую или придворную – как важнейшую обязанность любого дворянина, Петр I включил в «Табель о рангах» важный механизм получения личного и потомственного дворянства. Причем и в этом вопросе военные имели существенное превосходство перед гражданскими и придворными: первый же, самый низший офицерский чин XIV класса давал им право передать своим детям по наследству дворянское звание. Что касается гражданских и придворных чинов, то у них право на получение личного дворянства приобреталось с получением чина XIV класса, а на потомственное — только с VIII и далее. Правда, при этом для военных действовало важное условие: обер-офицерские чины от XIV до IX классов давали безусловное право на потомственное дворянство только детям, которые родились после присвоения их отцу первого обер-офицерского звания — прапорщика (и соответствующих ему в гвардии, артиллерии и флоте). Если же, как оговаривали пояснения к табели, «не будет в то время детей», то отец мог ходатайствовать о получении потомственного дворянства одним из его сыновей – по собственному выбору.
Такие правила действовали с момента введения «Табели о рангах» в действие и до манифеста императора Николая I от 23 (11 по ст. ст.) июня 1845 года. С того момента право на получение потомственного дворянства военные приобретали только с получением штаб-офицерского чина VIII класса, то есть майора (позднее — капитана), а гражданские – с V класса, то есть статского советника. А император Александр II еще раз повысил требования к получению потомственного дворянства, ограничив его VI классом (полковник) для военных и IV (действительный статский советник) для гражданских. Впрочем, к тому времени российское дворянство было уже достаточно многочисленным, причем существенное пополнение его произошло именно за счет выслужившихся военных по правилам петровской версии «Табели о рангах».
Ассамблея при Петре I. Картина Станислава Хлебовского, 1858 год
Отдельно в «Табели о рангах» оговаривались условия, при которых тот или иной дворянин мог лишиться своего титула. Непременным условием была отставка за совершение тяжких преступлений; перенесший публичное наказание, пытку тоже переставал быть дворянином. Вернуть звание и чин мог лишь сам император за какие-нибудь выдающиеся заслуги, причем это решение должно было подтверждаться соответствующим документом. При этом, если «злодеи по злобе других приводят», то есть оговаривают невиновных, – тот, кто был подвергнут пыткам по ложному доносу, получал царскую грамоту с подтверждением его невиновности и избавлялся от лишения дворянства и чина.
Штраф за привилегии
Созданная Петром I система государственных чинов и званий, помимо всего прочего, описывала и весьма жесткие требования к правилам соблюдения тех вольностей и преимуществ, которые давал тот или иной класс. В частности, за требование почестей «выше своего ранга» или занятие в церкви места «выше данного ему ранга» нарушитель должен был платить штраф в размере двухмесячного жалования. При этом треть штрафа шла тому, кто доложил о нарушении, а остальное – на нужды государственных госпиталей. Такое же наказание полагалось и за то, что обладатель высокого ранга уступил свое место на церковной службе имеющему более низкий класс. Обосновывалось это просто: привилегии нужно было заслужить, чтобы «охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Но нарушениями, связанными с привилегиями, дело не ограничивалось. Такой же штраф в размере двухмесячного жалования взимался и с того, кто потребовал присвоения того или иного ранга, не имея на руках «на свой чин надлежащего патента». И это еще раз утверждало требование к дворянам как к служилому сословию, в котором основные преимущества получал тот, кто наилучшим образом проявлял себя в государственных делах, а не тот, чьи предки были более именитыми.
Обер-офицер и штаб-офицер Лейб-Гвардии Преображенского полка, с 1700 по 1732 год. Иллюстрация из монографии Александра Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению», 1841-1862 гг.
Подобные нормы действовали и по отношению к женщинам, хотя к ним требование об обязательной государственной службе не относилось. Замужние дамы получали классный чин, равный классному чину мужа, при этом несли точно такую же ответственность за нарушение положенных им привилегий. Что же касается «девиц, пока они замуж не выданы», то они получали ранг на четыре ступени ниже отцовского — и только по отношению к женам нижестоящих офицеров и чиновников. Скажем, дочери генерал-фельдмаршала считались старше рангом, чем жены бригадиров, а дочери бригадиров — чем жены капитанов.
А последним пунктом в пояснениях к «Табели о рангах» значилось требование каждому обладателю того или иного классного чина иметь «наряд, экипаж и ливрею, как чин и характер (звание. — Прим. авт.) его требует». Обосновывалось это условием тем, что многие получившие классные чины либо внешне им не соответствуют, либо, напротив, «разоряются, когда они в уборе выше чина своего поступают». По сути своей такое требование подкрепляло значимость «Табели о рангах» и тех званий, которые она предусматривала, повышая тем самым престиж государственной службы и мотивируя дворянство.
Гражданская казнь Николая Чернышевского 31 мая 1864 года. Согласно традиции, этот ритуал предполагал лишение в том числе и сословных прав, как это было предусмотрено «Табелью о рангах»
В каком приказе рассматривались вопросы продвижения дворян-офицеров по служебной лестнице? а) разрядном,
б) поместном,
в) стрелецком.
Причины крестьянской войны пугачева вторую половину xviii в. отличает резкое повышение социальной активности трудового населения: владельческих, монастырских и приписных крестьян, работных людей мануфактур, пародов поволжья, башкирии, яицких казаков. своего апогея она достигла в крестьянской войне под предводительством е. и. пугачева. на яике, где в сентябре 1773г. появился самозванец, выдававший себя за петра iii, сложились благоприятные условия, чтобы его призывы нашли отклик сначала у казачества, а затем и у крестьян, работных людей, башкир и народов поволжья. царское правительство на яике, как и всюду, где оно переставало нуждаться в услугах казачества для обороны пограничной территории, начало проводить политику ограничения его привилегий: еще в 40-х гг. была отменена выборность войсковых атаманов, казаки стали привлекаться на службу вдали от родных мест. ущемлялись и хозяйственные интересы казаков - в устье р. яик правительство соорудило учуги (заграждения) , препятствовавшие продвижению рыбы из каспийского моря в верховья реки. ущемление привилегий вызвало разделение казачества на два лагеря. так называемая “послушная” сторона готова была ради сохранения части привилегий согласиться с утратой прежних вольностей. основная масса составляла “непослушную сторону”, постоянно посылавшую ходоков к императрице с жалобами на притеснения “послушных” казаков, в чьих руках находились все командные должности. в январе 1772 года “непослушные” казаки отправились с хоругвями и иконами к прибывшему в яицкий городок царскому генералу с просьбой сместить войскового атамана и старшин. генерал велел стрелять по мирному шествию. казаки ответили восстанием, для подавления которого правительство направило корпус войск. после событий 13 января был запрещен казачий крут и ликвидирована войсковая канцелярия, казаками осуществлял назначенный комендант, подчинявшийся оренбургскому губернатору. в это время появился пугачев. никто из его предшественников-самозванцев не обладал качествами вождя, способного повести за собою массы обездоленных. успеху пугачева, кроме того, способствовала благоприятная обстановка и те люди, к которым он обратился за для восстановления своих якобы попранных прав: на яике не утихало возбуждение от недавнего восстания и ответных мер правительства; казаки владели оружием и представляли наиболее организованную в военном отношении часть населения россии.
Ответ разместил: Гость
"на конях с детства ,и сблей с рождения " это цитата одного великого челавека ! так как они были кочевыми племенами они брали всё собой !
Ответ разместил: Гость
1914-1918 да правильно, если ты об этом
Ответ разместил: Гость
1ggsggsgsggssgsgs ssvsdsvgsgs dgdbdhdhbdddjss sbd
Другие вопросы по Истории
История, 10.03.2019 02:40, goshan14
Вкаких губерниях и областях положения 19 февраля 1861 не действовали?
История, 03.03.2019 10:14, Rustamka45
4.с каким из мнений вы согласны и почему
История, 03.03.2019 13:22, zige
Скориставшись ілюстрацію складіть розповідь про життя мешканців римського рабовласницького маєтку
В каком приказе рассматривались вопросы продвижения дворян-офицеров по служебной лестнице? а) разрядном,
б) поместном,
в) стрелецком.
средневековый город на левом берегу дона, в районе современного города азов. существовал в xii-xv веках под властью итальянской торговой республики генуя.
после реставрации монархии в обществе наступила относительная стабильность. король и парламент боролись порой жёстко, но только в виде политических дебатов. ситуация изменилась со смертью не оставившего законных наследников карла ii. в правление второго сына карла i якова ii правительство не скрывало своих прокатолических симпатий. они стали главной причиной славной революции, заменившей якова ii на мужа его сестры марии – вильгельма ii оранского.
у любого бунта есть свои предпосылки, причины, которые заставили людей начать восстания или бунт. у бунташного века была одна главная причина – правитель борис морозов. он имел большое влияние на царя алексея михайловича, которого воспитывал с детства. есть несколько главных причин восстаний народа:
помимо непосильных налогов иногда вводились чрезвычайные налоги
все новые категории жителей причислялись к тягловому населению
злоупотребление власти и нежелание слушать народ
появление посадского тяглового сословия.
все это, было причинами народных бунтов. люди не могли и дальше терпеть злоупотребление властью не только царя, но и его приближенных. рано или поздно народ должен был взорваться это и произошло.
на протяжении бунташного века произошло несколько восстаний и бунтов народа. в 1648 году начался «соляной бунт», его причиной было увеличение налога на соль, что было непосильно для людей, алчность московской правящей верхушки к московскому восстанию. горожане, крестьяне и стрельцы громили дома московской знати и требовали выдачи морозова. в итоге по указанию народа было казнено большинство бояр. но это было только начало.
в 1650 году резко подскочили цены на хлеб, из-за того, что он уходил в швецию, как плата за перебежчиков из областей, которые захватила россия. ну и наконец, 25 июля 1662 год ознаменовался «медным бунтом», в знак неумеренного выпуска медных монет. появились подделки, медные деньги резко обесценились, и народ начал голодать. медные деньги перестали печатать в 1663г.
в 1661-1667 годах началось крестьянское восстание под предводительством степана разина. восстание было направлено против бояр и приближенных царя. это было кровопролитное столкновение, в результате которого степан разин был пойман и казнён. но это только укрепило желание народа сражаться за свои интересы.
стрелецкий бунт 1682 года был венцом бунташного века. его причины точно не выяснены, но предположительно это злоупотребление властью стрелецких военачальников. результатом стрелецкого бунта стало фактическое правление софьи алексеевны на протяжении 7 лет.
неправильное страной и игнорирование воли и желаний народа. итогом бунташного века стала безрезультатность. несмотря на все восстания и противостояния, голос селян не был услышан, продолжались обложения налогами и игнорирование людей. злоупотребление властью только расширялось и усилилось, все жаждали расширения полномочий, никто не соблюдал закон, который им не угоден.
об этом уже много времени говорят, но если не ошибаюсь, то его сделаю обязательным экзаменом в 2020. так же хотят в 2020 сделать обязательным иностранный язык. но вся эта информация ещё не точна. ещё не указа, что эти экзамены точно будут введены. это на счет егэ.
В каком приказе рассматривались вопросы продвижения дворян-офицеров по служебной лестнице? а) разрядном,
б) поместном,
в) стрелецком.
тем что в афинах народное собрание,а в египте фараон.справедливо в афинах т.к там был суд и человека могли помиловать.а в египте всё рашал фараон и он мог можно назвать афины образцовыми т.к при нё м были многие вопросы касающиеся внутренней и внешней политики.не могли учавствовать те люди которые не понимали в политике и чужеземцы.
1944 - михаил жаров 1991 - андрей мартынов 2009 - вячеслав ковалёв в "царе" лунгина - юрий кузнецов
Читайте также: