В каком году построили саратовский мост
Саратовский мост (новый)
В карьере, из которого брались стройматериалы для постройки, образовалось озеро Голубое.
Содержание
История строительства
Вторая очередь моста торжественно открыта 16 октября 2009 года. [6]
Литература
См. также
Примечания
- ?Мост в Пристанном
- ?Мост в XXI век. Правительство Саратовской области (16.12.2000). Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012.Проверено 3 апреля 2008.
- ?Продолжение строительства 2-й очереди мостового перехода через реку Волга у с. Пристанное. Правительство Саратовской области (06.07.2005). Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012.Проверено 3 апреля 2008.
- ?Решаем проблемы прошлого. Правительство Саратовской области (01.02.2007). Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012.Проверено 3 апреля 2008.
- ?Строительство на мостовом переходе через р. Волга у села Пристанное идет полным ходом.. Правительство Саратовской области (25.12.2007). Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012.Проверено 3 апреля 2008.
- ?16 октября 2009 г
- Мосты по алфавиту
- Мосты Саратова
- Мосты через Волгу
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Саратовский мост (новый)" в других словарях:
Саратовский мост — Вид на Саратовский мост … Википедия
Астраханский мост (новый) — Автодорожный мост в Астрахани … Википедия
Новый мост (Саратов) — Саратовский мост (новый) Вечерний вид на мост Официальное название Мостовой переход через Волгу у села Пристанное Область применения автомобильный Пересекает Волгу Место расположения … Википедия
Саратовский железнодорожный мост — Саратовский железнодорожный мост … Википедия
Новый мост (Ржев) — У этого термина существуют и другие значения, см. Новый мост. Новый мост … Википедия
Мост в Кинешме — Координаты: 57°29?30.31? с. ш. 42°04?31.46? в. д. / 57.491753° с. ш … Википедия
Саратовский троллейбус — Саратовский троллейбус … Википедия
Мост — У этого термина существуют и другие значения, см. Мост (значения) … Википедия
Саратовский ГПКиО имени М. Горького — Парк Городской парк культуры и отдыха им. Максима Горького … Википедия
Саратов, во времена СССР. Особенности строительства моста через Волгу.
В нашем городе есть длинный-предлинный мост, который соединяет два берега реки Волга. На одном берегу реки находится Саратов, а на другом его город-спутник, Энгельс. Длина этого автомобильного моста через Волгу, "всего" 2825,8 метра. Ширина 15 метров. На нем 3 полосы движения. По обе стороны моста тротуар для пешеходов.
На момент открытия наш мост был самым длинным в Европе, знаете как я гордился в 70-х годах прошлого столетия этим мостом, когда учился в школе. Да, наверное многие жители города тоже восхищались им
Да-да, этот мост построили еще при Советском Союзе. И для тех далеких времен это было очень уникальное сооружение. Мост, который соединяет сегодня два города Саратов и Энгельс, строили целых 7 лет. Это сооружение начали строить в далеком 1958 году. И строили его крепко, как говорится не просто на долго, а "на века". Он и сегодня радует местных жителей и гостей города своей неповторимой красотой.
А на этапе завершения строительства в нашем городе велись съемки художественного фильма, где главным объектом съемки был строящейся Саратовский мост.
В фильме играли популярнейшие артисты кино той эпохи (Олег Табаков, Людмила Гурченко, Олег Даль, Евгений Евстигнеев и другие известные артисты. Кстати это была и дебютная режиссерская работа еще одного советского маэстро кино, Олега Ефремова. Одна из главных ролей в этом фильме-его. Он играет роль Московского корреспондента, который приехал в командировку в Саратов. Год съемки фильма 1965. Фильм снят почти как документальный и показывает практически настоящую жизнь того времени.
Все события фильма, связаны со строительством сооружения, которое соединяло два волжских берега. В нем много интересных кадров о жизни людей того времени. В фильме снималось много, тогда еще молодых артистов, часть из которых уже была известными, а часть получила известность в дальнейшем. Так же в массовках принимали участие жители Саратова той атмосферной эпохи. И зритель, во время просмотра киноленты полностью в нее погружается. Были времена. Мост начали строить с Энгельской стороны и закончили строительство на Саратовском берегу. 10 июля 1965 года мост запустили, а за пол года до окончания строительства, на мосту побывал первый космонавт планеты Ю. Гагарин.
А знаете как проверяли прочность этого гиганта? Перед тем, как его открыть. По нему одновременно поехали 250 основательно больших груженых машин марки "Маз".
Это инженерное сооружение хотели открыть еще на несколько десятков лет раньше, мост должен был быть двух ярусный. По одному ярусу ходили бы поезда, а по другому авто. Но военный период того времени спутал все планы архитекторов. А спустя некоторое время, при разработке проекта строительства, был принят вариант архитектора В. М. Иодзевича и В.Н. Иванова. Мост делали из железобетона. 39 мостовых опор, полость которых строители залили бетоном. Строители при конструкции моста учли, что бы под мостом без беспрепятственно проходили суда. Поэтому пролеты моста со стороны Саратова и шире и выше. Эти места открыты для судоходства большегрузного водного транспорта. Ближе к Энгельсу высота моста снижается.
Почти посередине моста расположен городской пляж. За все время существования этого гидросооружения мирового значения, его ремонтировали несколько раз. В 2009 году мост закрывали на капитальный ремонт.
Наш Саратовский мост является одной из самых главных достопримечательностей нашего города. Наши жители любят его и гордятся им.
Любите историю, помните наше почти забытое детство и юность, Подписывайтесь на мой канал Наша Родина – Наша История , До встречи
Саратовский мост
Саратовский мост соединяет Энгельс и Саратов, расположенные по разным берегам Волги. Его длина составляет 2825,8 метра, а ширина — 15 метров. На момент открытия в 1965 году он считался самым длинным в Европе.
Уникальный в мостостроении проект Витольда Иодзевича утвердили в 1958 году. Мост включает 39 опор и состоит из железобетонных элементов. Для проезда автомобилей предназначалось четыре полосы, для пешеходов — два тротуара. Высота пролетов моста разная: ближе к Энгельсу мост ниже, а ближе к Саратову — выше, потому что под этими пролетами проходят высокие суда. На торжественном открытии 11 июля 1965 года по мосту проехали первые автомобили, а жители Саратова и Энгельса праздничным шествием направились навстречу друг другу из своих городов.
В 2009 году Саратовский мост закрыли на ремонт — было необходимо восстановить опорные конструкции, установить новые ограждения и заменить освещение. Сегодня Саратовский мост называют символом столицы Поволжья.
Саратовский мост через Волгу.
Саратовский автомобильный мост через Волгоградское водохранилище соединяет два города – Энгельс и Саратов, которые расположены на левом и правом берегу Волги. Саратовский мост стал самым длинным в Европе на момент его открытия. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Саратова.
Постановление о разработке проекта моста было подписано в 1956 году. Утвержденный в марте 1958 года проект строительства автодорожного моста под руководством инженера В. М. Иодзевича был признан одним из уникальнейших в мостостроении. По проекту продольный профиль гидросооружения имел переменную высоту: приподнятая часть со стороны Саратова и Энгельса обеспечивала судоходность, а пониженная – сходы на искусственно-намытый городской пляж. Планируемый мост должен был стать самым крупным по протяженности в Европе и Советском Союзе.
Саратовцы спешат в Энгельс. Пока по льду. Но мост уже строится. 1960 год. Саратовцы спешат в Энгельс. Пока по льду. Но мост уже строится. 1960 год.Почти полностью мост сконструирован из железобетонных элементов, включающих тридцать девять мостовых опор. Мост обеспечивает пропуск автотранспорта по трем полосам. Для пешеходов предназначено два тротуара.
Строительство моста в Саратове шло ударными темпами, в нем принимали участие и добровольцы — 12 комсомольских бригад, в основном, студенческих.
Визуально мост выглядит горбатым, так как на разных участках его высота различается. Пролеты, прилегающие к Саратову, предусмотрены для пропуска пароходов и высоких судов. На этих участках мост выше, а расстояние между опорами больше. Ближе к Энгельсской стороне высота Саратовского моста плавно снижается.
Мост имеет три судоходных пролета — седьмой и девятый (для судов, идущих сверху), восьмой (для судов, идущих снизу). Ширина этих пролетов между опорами — 160 метров с шириной судового хода в 106 метров. Высота пролета в пределах судоходной полосы в пролете №7 и №9 составляет 19,5 метров от нормального подпорного уровня, 21,5 метров от проектного уровня и 16,2 метра от расчетного уровня. Высота пролета в пределах судоходной полосы в пролете №8 составляет 23,1 метров от нормального подпорного уровня, 25,1 метров от проектного уровня и 19,9 метра от расчетного уровня.
На нижних участках, не предназначенных для прохода судов, высота Саратовского моста снижается на 12 метров.
Глубина реки Волги в районе моста составляет 14 метров.
Вид с Соколовой горы на строительства моста. 1964 год. Вид с Соколовой горы на строительства моста. 1964 год.С 1966 года по мосту проходила линия междугородного троллейбуса Саратов — Энгельс. Но в 2004 году произошло падение нескольких опор, поддерживающих контактную сеть. Было произведено обследование моста. Осмотр конструкций моста показал, что он находится в аварийном состоянии и не сможет впоследствии выдерживать нагрузку, поэтому опоры контактной сети демонтировали полностью. После ремонта троллейбус по мосту больше не пустили.
Практически посередине намыт искусственный остров Покровские пески. Здесь расположился городской пляж, который пользуется у горожан большой популярностью. Несмотря на то, что вход на пляж бесплатный, тут развита инфраструктура. Главный городской пляж Саратова расположен с западной, саратовской, стороны острова, именно здесь расположены кафе, ларек, даже фонтанчик с питьевой водой, зонтики, лавочки, футбольные и волейбольные площадки, детские горки, буйки за которые не рекомендуется заплывать. Функционируют душевые кабинки и туалеты. Так же оборудована станция спасателей и медпункт.
Ночью мост очень красиво освещается. Это очень здорово, так как много лет мост стоял совсем без света и практически исчезал в темноте.
Рассматривается вопрос о том, чтобы снести мост Саратова или сделать его пешеходным после окончания срока службы (20 лет после ремонта). Вместо старого моста Саратова планируется возвести другой городской мост. Точной даты, когда будет закрыт мост «Саратов — Энгельс», пока не называют.
· Саратовский мост на момент открытия в 1965 году был самым длинным мостом в Европе (его длина — 2825,8 метров).
· На строительстве моста снимался художественный фильм «Строится мост» (1965).
· За полгода до открытия моста на нём побывал первый космонавт Юрий Гагарин, приезжавший в январе 1965 г. в Саратов на празднование юбилея Саратовского индустриально-педагогического техникума (до 1964 года — Саратовского индустриального техникума), в котором он учился по специальности «литейное производство» в 1951—1955 годах.
· На саратовском берегу Волгоградского водохранилища от моста в сторону Бабушкиного взвоза тянется на три километра Набережная Космонавтов.
· Мост «Саратов-Энгельс» в конкурсе «Чудеса Приволжья – своими глазами» в 2011 году признан одной из 20 популярных архитектурно-исторических достопримечательностей.
Саратовский мост («Саратов – Энгельс»)
Саратовский мост (старый) через Волгу соединяет Саратов на правом берегу реки и Энгельс — на левом. Предназначен для автомобилей, имеется также тротуар для пешеходов. Мост Саратова служит связующей дорогой уже более 50 лет.
Для пешей прогулки по путепроводу стоит выбирать нежаркий день из-за большой длины моста «Саратов — Энгельс», на котором негде укрыться от солнца. Ночью здесь включается красивая подсветка, обновленная по завершении последнего ремонта. Мост через Волгу города Саратов сейчас является одной из визитных карточек города. В 2011 году он вошел в список 20 архитектурно-исторических достопримечательностей Приволжья. Длина моста в Саратове через Волгу и его необычная архитектура сделали его настоящим символом города.
Строительство Саратовского моста
Проект был утвержден в 1958 году, торжественное открытие моста города Саратова состоялось в 1965 году. На тот момент считалось, что самый длинный мост — в Саратове, когда речь шла о мостовых дорогах для автомобилей во всей Европе. Автор проекта — В. Иодзевич. Мост в Саратове через Волгу — самый уникальный проект мостостроения в свое время не только из-за большой протяженности, но и благодаря переменной высоте сооружения. В работах применялись также новейшие технологии.
Строительство моста в Саратове шло ударными темпами, в нем принимали участие и добровольцы — 12 комсомольских бригад, в основном, студенческих. Процесс возведения изображен в духе соцреализма в кинокартине Олега Ефремова «Строится мост».
В процессе масштабного строительства моста через Волгу в Саратове были проведены работы по облагораживанию прилегающих территорий, в частности, в порядок привели набережную Космонавтов и прибрежную территорию Энгельса. В честь открытия движения состоялось шествие, на котором встретились жители некогда разделенных рекой городов.
В 1966 году по мосту «Саратов — Энгельс» была запущена междугородная троллейбусная линия, связывающая эти два города. В 2004 году из-за падения нескольких опор контактной сети линию полностью демонтировали, так как осмотр показал неспособность Саратовского моста выдерживать такую нагрузку. Во время работ было принято решение о закрытии моста в Саратове на ночь.
Ремонт моста в Саратове
Необходимость в ремонте Саратовского моста проявилась в 2000-х годах, значимую роль в приближении путепровода к аварийному состоянию сыграла большая транспортная загруженность. На протяжении 8 лет, начиная с 2005 года, велись различные ремонтные работы. Реконструкция моста Саратова включала в себя замену оградительных перил, восстановление тротуара, частичное оборудование системы освещения.
Масштабный ремонт моста «Саратов — Энгельс» и его дорожного полотна проведен также в 2014 году. Работы велись около 4,5 месяцев, в это время по мосту пропускали только автобусы. После ремонта старый мост Саратова был оборудован третьей полосой для автомобилей, по отзывам, движение по ней открывают по одному из направлений в зависимости от транспортной нагрузки на другие две полосы.
Рассматривается вопрос о том, чтобы снести мост Саратова или сделать его пешеходным после окончания срока службы (20 лет после ремонта). Вместо старого моста Саратова планируется возвести другой городской путепровод. Точной даты, когда будет закрыт мост «Саратов — Энгельс», пока не называют.
В 2000 году в 15 км к северо-востоку от старого моста Саратова была открыта первая очередь нового Саратовского моста близ поселка Пристанное, в 2009 году состоялось открытие второй очереди.
Конструкция
Мост Саратова через Волгу имеет железобетонную арочную конструкцию с пролетами, которые называют «птичками». Объект держится на 39 опорах. Глубина реки в районе моста г. Саратов составляет 14 м.
Длина моста в Саратове — 2 825 метров, ширина составляет 15 метров.На фото Саратовского моста видно, что пролеты имеют разную высоту, из-за этого его иногда называют «горбатым». Более высокие участки ближе к Саратову сделаны для того, чтобы здесь могли пройти высокие суда, под заниженной частью ближе к Энгельсу расположен городской пляж на искусственном острове. Идея пролетов с разной высотой позволила сэкономить на материалах, так как на более низкие пролеты их потребовалось значительно меньше. Суда проходят под тремя пролетами — седьмым, восьмым и девятым.
Высота моста Саратова от нормального подпорного уровня меняется на разных участках:
- Пролеты № 7 и 9 — 19,5 м;
- Пролет № 8 — 23,1 м.
На нижних участках, не предназначенных для прохода судов, высота Саратовского моста снижается на 12 метров.
Камера
Мост Саратова можно увидеть в режиме онлайн. С помощью веб-камеры Саратова на мост можно в любое время дня посмотреть на ситуацию на дороге, съезд к мосту и набережной со стороны города. Всю длину Саратовского моста сложно охватить, на онлайн-камере Саратова мост виден хорошо со стороны города, вдалеке виднеется берег Энгельса. Можно также посмотреть на саму реку и понять, стоит ли сегодня планировать водную прогулку. Но наибольшей популярностью камера пользуется у тех, кто хочет увидеть сейчас пробки на мосту «Саратов — Энгельс».
Если не работает видеорежим, то можно посмотреть на последний скриншот камеры моста Саратова. Так, благодаря постоянно обновляемой информации, веб-камера моста «Саратов — Энгельс» помогает автомобилистам спланировать свой маршрут, чтобы избежать пробок.
Как проехать к Саратовскому мосту
Мост проходит от набережной Космонавтов на ул. Большая Затонская в Саратове к ул. Лесозаводская в Энгельсе. Чтобы проехать по самому мосту между Саратовом и Энгельсом, нужно садиться на один из следующих автобусов: № 246, 246П, 247, 248, 274Б, 282Б, 284, 284а, 284Б, 284к, 379, со стороны Саратова ближайшая остановка — «Предмостовая площадь», со стороны Энгельса — «Мосотряд». Эти автобусы также делают остановку «Городской пляж» на мосту. К пляжу на острове оборудован спуск с моста.
Если вы планируете идти по мосту Саратова на Волге пешком, то можно доехать на маршрутном такси № 8, 25, 42к, 93, 95, 97, до остановки «Предмостовая площадь» возле старого моста со стороны Саратова.
До Саратовского моста через Волгу можно также доехать на такси, заказав машину с помощью сервисов Такси Везёт (приложение RuTaxi), Яндекс. Такси, Maxim.
Панорамный вид на старый мост «Саратов — Энгельс»:
Саратовский мост – современная автомагистраль и украшение Волги
Саратовский автомобильный мост соединяет два города – Энгельс и Саратов, которые расположены на левом и правом берегу Волги. Саратовский мост стал самым длинным в Европе на момент его открытия. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Саратова. Кроме него через Волгу в районе острова Сазанка перекинут Саратовский железнодорожный мост.
История
В 1958 году был утвержден проект Саратовского моста – уникальный в мировом мостостроении. Главным проектировщиком стал В.М. Иодзевич. Почти полностью мост сконструирован из железобетонных элементов, включающих тридцать девять мостовых опор. Мост должен был обеспечить пропуск автотранспорта по четырем полосам. Для пешеходов предназначалось два тротуара. Стоимость строительства составила более двухсот пятидесяти миллионов рублей.
Сразу после открытия 11 июля 1965 года по мосту проехали первые автомобили. Позже пустили линию троллейбусов. Они перевозили пассажиров вплоть до 2004 года. За всю свою историю Саратовский мост несколько раз реконструировался.
Описание
Визуально мост выглядит горбатым, так как на разных участках его высота различается. Пролеты, прилегающие к Саратову, предусмотрены для пропуска пароходов и высоких судов. На этих участках мост выше, а расстояние между опорами больше. Ближе к Энгельсской стороне высота Саратовского моста плавно снижается.
Практически на середине расположился искусственно намытый Покровский остров – сегодня это городской пляж. С моста открывается великолепный вид на многие окрестности города. Отсюда можно увидеть Речной вокзал, Набережную Космонавтов, башню Елена и другие примечательные объекты.
Особенности
Саратовский мост благодаря грандиозному проекту и мастерству исполнения может конкурировать с большинством гидросооружений мира. Мост создан из крупных железобетонных элементов. Это первое гидросооружение, в строительстве которого не принимали участие кессонщики. Вместо них работали монтажники, обеспечивающие управление мощными механизмами. Судоходная часть реки перекрыта решетчатыми пролетными строениями, длина которых доходит до 710 метров, эстакадная часть моста – сборными двухребристыми балками. Длина Саратовского моста через Волгу достигает 2825,8 метров.
Ремонт
В ноябре 2002 года были установлены новые перила ограждений. А летом 2009 года Саратовский мост закрыли на капитальный ремонт. Полностью обновили всю верхнюю часть моста, остановив тем самым его разрушение. Еще один ремонт был проведен в 2014 году: заделали все швы, положили трехслойное покрытие с армирующей сеткой. Открытие моста планировалось на ноябрь, но уже в августе были все устроены три полосы движения, заменены перильные ограждения, установлены новые мачты ночного освещения и современные светофоры для реверсивного движения.
Неизвестный Саратов: Саратовский мост на прочность проверяли 250 грузовиков
- Ну, давай, шевелись уже! - чуть ли не каждый день восклицают в сердцах саратовские водители, стоя в пробках на мосту через Волгу.
И даже не подозревают, что, найдись деньги на строительство лет этак на двадцать пораньше, было бы еще больше дискомфорта - прямо у них над головой грохотали бы поезда.
- Мост должен был соединить не только два соседних города, но и правобережные регионы с Заволжьем, Южным Уралом и Казахстаном, - рассказали сотрудники ОАО «Волгомост» (в состав этого предприятия входит сейчас Мостоотряд № 8, который провел основную часть работ, - прим.авт.). - В то время мостов через Волгу не было ни в соседней Самаре, ни в Волгограде.
С Предмостовой площади поднимаемся на мост и шагаем по тротуару в горку. Несколько минут - и новые металлические перила уступают место осыпающимся бетонным.
- Вам неужто жить надоело?! - окликнул встречный пешеход, решив что мы собираемся облокотиться.
Голос потонул в грохоте машинных колес о металлические швы, а тротуар под ногами предательски вздрогнул. Но нет - одной машиной нас не напугать! В далеком 1965-м их по этому пролету проехало одновременно 250 - причем груженых под завязку МАЗов. Такой у моста был тест на прочность.
- Работа на строительстве шла в три смены. Хотя прийти могли в любое время дня и ночи и сказать: «Катер ждет, поехали!», - вспоминает Анатолий Смоголь, в те годы старший инженер технического отдела Мостоотряда № 8. - Все было организовано серьезно, без моей подписи даже бетон использовать не начинали. Строили мост 1800 человек. Откуда только не приезжали: из Украины, Латвии, Эстонии! Жили в общежитиях, временных домах. да что тут говорить, многие и до сих пор стоят - вы дойдите в Энгельсе до поселка Мостоотряд.
Проект моста, который разработал инженер Витольд Иодзевич, был утвержден в 1958 году. Хоть и одноэтажный, но на тот момент самый длинный в Европе и почти целиком из железобетона - мост еще до своего появления стал легендой. А чтобы под ним могли проплывать суда, мост сделали «горбатым» и приподняли пару пролетов.
- Решетчатые пролетные строения для прохода судов ласково называли «птичками», - добавляют сотрудники «Волгомоста». - Но внешняя легкость обманчива: на самом деле каждая из четырех «птичек» весит больше 2,5 тысяч тонн! Строители при этом сильно рисковали: зимой, например, подвозя материалы по льду, запросто могли провалиться в воду вместе с машиной. А как-то раз во время ледохода, вспоминают очевидцы, были повреждены несколько опор моста, ремонт проходил в сложнейших условиях.
Да и с «птичками» не все было просто: к месту установки их доставляли на платформе, состоящей более чем из 150 понтонов, которая была специально изготовлена в Волгограде. Создавалось саратовское чудо более шести лет. А в самый разгар работ режиссер Олег Ефремов даже снял художественный фильм «Строится мост».
Впервые встретиться на середине открытого моста жители Саратова и Энгельса смогли 10 июля 1965 года. С тех пор сооружение обросло разными легендами. Говорят, к примеру, что ширину моста с 20 метров до 15 уменьшил в проекте лично Никита Хрущев - распорядился, будто бы, сэкономить деньги на постройку бассейна «Саратов».
- Уже после открытия моста приезжал председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, и спросил еще: «Чего это вы такую кишку сделали, всего в три полосы?» - посмеивается Анатолий Смоголь. - Мы тогда ответили: в целях экономии.
А вот нынешнее состояние моста у ветерана улыбки не вызывает. Как и уверенности, что тест на прочность с грузовиками и сейчас прошел бы на «ура». В городском комитете дорожного хозяйства полагают, правда, что в запасе у моста есть еще лет примерно 20.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
2825,8 метра - общая длина моста «Саратов — Энгельс».
15 метров - ширина моста (12 метров проезжей части и два тротуара).
266 миллионов рублей - сметная стоимость строительства.
8 сотрудников Мостоотряда № 8 были после его завершения представлены к званию «Заслуженный строитель РСФСР».
162 фонаря на мосту и еще 132 на подходах к нему потребовалось для освещения.
500 километров пути из Европы в Азию позволило сократить строительство моста.
КСТАТИ
Из недавней истории саратовского моста
2002 г. - у первой опоры моста было обнаружено почти два килограмма тротила. Шашки, к счастью, оказались без взрывателей.
2003 г. - пожарная машина сорвалась в Волгу с 20-метровой высоты, двое огнеборцев погибли.
2004 г. - упали несколько опор, поддерживающих контактную сеть на мосту, в течение месяца после этого мост закрывали на ремонт с 8 вечера до 6 утра, а общественный транспорт ехал через мост у села Пристанное.
Возрастная категория сайта 18 +
Первый мост в Саратове перекинули через Глебучев овраг
Начиналась речка Тайбалык в районе современного Воскресенского кладбища, извилистой лентой бежала по дну оврага и впадала в Волгу. Как только не называли ее саратовцы за последние сто пятьдесят лет! «Глебовка» - самое ласковое название, а «речка-Вонючка» - далеко не самое обидное. Еще в начале 1900-х качество воды в ней стало сомнительным из-за свалок и бытовых стоков. А во время ливней речку «распирало» так, что иной раз заливало дома. Тем более, когда Саратов начал разрастаться, нужна была устойчивая дорожная связь между центром и окраинами. Считается, что самый первый мост, тогда еще деревянный, был построен в районе современной улицы Чернышевского еще в 1769-м, а по другим источникам в 1773 году.
КСТАТИ
Почему речку решили в коллектор заковать
Об этом в своих «Байках Глебучева оврага» рассказывает художник и писатель Анатолий Назаров, выросший в этом районе Саратова. Итак, 1960-е.
«После плотного ливня рухнул Привалов мост. Ливневка с каузом проходила мимо нынешнего дома-музея Павла Кузнецова. Напротив парадного входа стоял большой треугольный камень водозабора. Он не справлялся. Вода шла такая, что на Приваловом мосту воды было по пояс. Она размыла подпорные стенки кауза, и, рухнув, они перекрыли проход. От Октябрьской до Радищева овраг притопило.
После такого потрясения срочно начали сотворять коллектор, забивая бревенчатые сваи, отводили русло в сторону, по сваям бетонировали основу коллектора. Закрывали речку и все подходящие к ней ручейки. Местные лягушки учуяли недоброе и, как по команде, пошли в гору, шли днем и ночью, на 1 м2 - до 60 штук.
После этих потопов начали строить новые переходы взамен мостов, грязелечебницу. «Узенький мост» перестроили в транспортный. Речку заточили в коллектор, частично засыпали. Часть пострадавших людей выселили.
Возрастная категория сайта 18 +
50 лет через Волгу
Без его четырех ажурных птичек над Волгой нам и Саратов — не Саратов. Ровно 50 лет назад, 10 июля 1965 года, был торжественно открыт мост Саратов-Энгельс. Свой 50-летний юбилей именинник встречает отремонтированным и обновленным. А мы решили вспомнить, как строился и менялся «горбатый» с годами.
Работы начались с энгельсского берега, а на этом снимке — уже стоят опоры на берегу саратовском. Под мостом, кстати, времянка, в которой живут строители.
- Работа на строительстве шла в три смены. Хотя прийти могли в любое время дня и ночи и сказать: «Катер ждет, поехали!», - вспоминает Анатолий Смоголь, в те годы старший инженер технического отдела Мостоотряда № 8. -Строили мост 1800 человек. Откуда только не приезжали: из Украины, Латвии, Эстонии.
Ажурные «птички» собирали уже в 60-х годах. Они только выглядят такими легкими. На самом деле каждая весит 2,6 тысяч тонн. Доставляли пролеты к месту установки на специальной платформе из 150 понтонов.
1964 год, мост еще не достроен, но уже — главная достопримечательность города. На тот момент он был самым длинным в Европе.
Работы по строительству моста подходят к концу, а в это время рядом намывают пляж, нынешние «Городские пески». Кстати, до 1959 года городской пляж располагался на другом острове, в районе нынешнего Казачьего. Но при затоплении Волгоградского водохранилища он исчез. Нынешний пляж намывали искусственно.
Проверка на прочность саратовского моста: перед открытием на него пустили 250 груженных под завязку МАЗов. Выдержал!
А 10 июля 1965 года «горбатого» торжественно открыли: на мост высыпали тысячи нарядно одетых горожан. Жители Саратова и Энгельса встретились на середине перехода и обменялись рукопожатиями.
Первые дни работы нового моста, июль 1965 — путь на Энгельс свободен!
Вид на мост от бальнеологической лечебницы, конец 60-х годов
Мост - настоящий символ Саратова. Ночью его украшают лампочки подсветки, а днем по нему едут троллейбусы №9.
«Девятка» на мосту стала одной из городских легенд — саратовцы его помнят, любят и все ждут, когда он вернется. Этот снимок сделан в 1988 году, а пустили троллейбус почти сразу после открытия моста.
Городской пляж, снимок сделан между 1975-1983 годами
1989 год, набережная
90-е — именно тогда эксперты заговорили о необходимости капитального ремонта моста.. Асфальт уже поизносился, деформационные швы (полоски железа, закрывающие зазоры между пролетами моста) издают незабываемый грохот под колесами авто. В середине «нулевых» с моста уберут троллейбус и один за другим погаснут фонари подсветки.
Вид на мост с «Пентагона», 1993 год
Агитационная регата к президентским выборам 1996 года
Между 2000-2002 годами.
В прошлом году мост наконец-то дождался своего ремонта: на «горбатом» полностью переложили асфальт, обновили тротуары, опоры освещения, а главное — заменили гидроизоляцию и деформационные швы, то есть защитили от разрушительной влаги и продлили жизнь. И хотя 50 лет для железобетонного моста — возраст весьма почтенный, специалисты обещают, что прослужит он еще 15 лет.
После этого, возможно, «горбатого» отправят на «пенсию» - то есть сделают полностью пешеходным. Сейчас власти обсуждают строительство его сменщика — разрабатывают проект и ищут средства.
Ремонт завершили раньше обещанного срока на два месяца. Снимок сделан 29 августа, за несколько часов до официального открытия моста — рабочие завершают последние приготовления, монтируют указатели.
Открывали мост после ремонта с помпой: по «горбатому» проехали байкеры, троллейбус №9, а затем в небо запустили салют.
Возрастная категория сайта 18 +
Читайте также: