Как сделать зернь

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 31.08.2024

Зернь – древняя ювелирная методика, которая представляет собой маленькие металлические шарики, украшающие изделия скани. Шарики из серебра или золота напаиваются на ювелирный узор самостоятельного элемента композиции или дополнения к ней (окантовка орнамента). Шарики могут напаиваться в виде различных геометрических форм (ромбы, овалы, полоски, треугольники, грозди и т.д.)

По сути, зернь является составной частью техники скани, которая стала популярна на Руси в XI-XII века. Особо актуальны были височные кольца с очень тонкой сканью и зернью. При помощи скани очень искусно были выписаны образы фантастических персонажей, птиц и зверей. Зернь удивительным образом дополняет и разнообразит ювелирный узор.

Техника зерни довольно таки трудоемка, так как ювелиру необходимо сделать одинаковые мелкие шарики, и закрепить их в изделии. Для изготовления шариков необходимы отрезки проволоки одинаковой длинны, которые помещаются на угольную пластину с рядами маленьких круглых ниш. После чего каждый отрезок проволоки расплавляется под действием струи пламени и стекает в ниши, где и принимает форму шарика. Но есть еще один способ получения зерня, это расплавление отрезков проволоки в тигле.

Одну из важнейших ролей в технике зерни играет припой, он должен быть незаметен. Так как шарики слишком маленького размера, то при малейшей рассеянности можно залить припоем часть узора, тем самым потеряв четкость композиции. Древняя методика правильного (невидимого) припоя была утрачена, поэтому долгое время не удавалось достичь высокого уровня древних мастеров. Благодаря советскому профессору Ф. Я. Мишукову тайна была раскрыта, он заявил, что на самом деле припоя не было. В древние века делалась специальная смесь из амальгамы, серебра, растолченного сусального золота и небольшого количества ртути, которой обрабатывали место припоя и нагревали его, в результате чего ртуть испарялась, а зернь прочно крепилась на поверхности ювелирного изделия.

Данные работы были очень трудоемкими и требовали не только высокой квалификации ювелирного мастера, но и большого опыта работы. Поэтому был изобретен наиболее простой метод получения сканых изделий с зернью. Теперь благодаря заранее изготовленной сланцевой форме ювелирного изделия металлические шарики и сканые ленточки выплавляются совместно, так как отливается все украшение сразу. На внешний вид оно похоже на зернь, но если присмотреться, то можно увидеть, что узор нечеткий.

Зернь - старинная ювелирная техника, представляющая собой мелкие металлические шарики, которыми декорируют сканые изделия. Золотые или серебряные шарики напаивают на ювелирный узор - обычно в виде окантовки орнамента рисунка или даже самостоятельный элемент ювелирной композиции. Ювелиры напаивают шарики полосками, гроздьями, ромбиками, овалами или даже треугольниками.

Как изготавливают зернь?

Техника зерни достаточно сложна, ведь от ювелира требуется изготовить мелкие золотые шарики одинакового размера, а затем закрепить их в изделии. Шарики получаются из одинакового размера проволоки, которую нарезают на отрезки и помещают на угольную пластину с рядами маленьких круглых ниш. После этого на каждый отрезок золотой проволоки направляют струю пламени, проволока плавится и стекает в ниши, где застывает в виде шариков. Можно получить зернь и другим способом - проволока нарезается и плавится в тигле.

Фактически зернь - это составная часть техники скани, расцвет которой на Руси пришелся на XI-XII века. Особенно популярны были височные кольца с тончайшей зернью и сканью, с помощью которой очень искусно были выписаны изображения зверей, птиц, фантастических персонажей. Зернь удивительно разнообразит ювелирный узор со сканью - сверкающие зернышки лучшим образом оттеняют сканый орнамент.

Важным моментом в этой ювелирной технике является припой. Шарики зерни очень мелкие и очень легко можно залить припоем элемент узора и потерять четкость композиции. Припой должен быть совершенно незаметным, как в найденных на раскопках древних ювелирных изделиях. Секрет "невидимого" припоя был давно утрачен, и чистоты работы древних мастеров не удавалось достичь долгое время. Тайну раскрыл советский профессор Ф. Я. Мишуков, который заявил о том, что припоя как такового и не было. В древности использовали амальгаму из растолченного сусального золота, серебра и некоторого количества ртути. Этой смесью мазали место припоя и нагревали: ртуть испарялась, а зернь прочно закреплялась на поверхности.

Естественно, все эти манипуляции достаточно сложны и требуют не только времени, но и большого ювелирного опыта. Поэтому был придуман более легкий способ получения сканых украшений с зернью. Сканые веревочки и металлические катыши зерни не выплавляются по отдельности. Изготавливается сланцевая форма ювелирного изделия с зернью и в ней отливается цельное украшение. Внешне оно напоминает зернь, однако, приглядевшись, можно заметить, что узор нечеткий, он как будто смазан.

Другие статьи раздела:

Автор Озерова Юлия.
Дата публикации - 25.01.2011
Перепечатка без активной ссылки запрещена.

ЗЕРНЬ
мелкие золотые, серебряные или медные шарики, которые напаиваются на ювелирные изделия
а настораживает я думаю то в вашем случае,что шарики у вас не напаянны на изделии,а как бы выдуты изнутри.____

При изготовлении скани и украшения ее зернью одним из важнейших является вопрос о припое. На древних изделиях он почти не заметен – будто невидимый клей скрепляет детали орнамента с поверхностью изделия. Это, несомненно, является большим достоинством. Вопрос состава этого припоя долго занимал ученых и в 1952 году в результате опытов Ф.Я. Мишуковым утерянные секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт

Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются особенности каждой из них и как они появились.

При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Предлагаем поподробнее узнать о разных ювелирных техниках и их истории.

Филигрань и скань

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу.

Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Зернь

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть.

Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Чернение

Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами — мокуме гане, зародившейся еще в XVII веке в Японии.

Борокко, рококо, ар деко — каких сталях создавались украшения на протяжении истории читайте в этой статье.

Читайте также: