Как сделать уменьшенное трезвучие

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 10.09.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.


В предыдущей статье мы рассмотрели состав мажорных и минорных трезвучий и выяснили, что состоят они из большой и малой терций. Есть и еще два вида трезвучий – уменьшенное и увеличенное. В первом случае аккорд состоит из двух терций, обе из которых – малые. Во втором случае трезвучие состоит из двух больших терций.

Состав трезвучия



Как мы видим, состав мажорных, уменьшенных, минорных и увеличенных трезвучий разный.

Консонирующие и диссонирующие аккорды

Разное у них и звучание. Мажорные и минорные трезвучия звучат красиво, приятно на слух. Это консонирующие аккорды. Увеличенные и уменьшенные трезвучия звучат резко, некрасиво. Это диссонирующие аккорды. Такое звучание получается потому, что в состав последних аккордов входят интервалы, которые являются диссонансами – увеличенная квинта и уменьшенная квинта. Более подробно про консонансы и диссонансы мы уже говорили в этой статье.

Мы рассмотрели состав трезвучий в их основном виде. Каждый звук аккорда по-своему называется. Так, первый звук называется примой или основным. Второй звук – это терция аккорда или терцовый звук. Третий звук находится на расстоянии квинты от основы и поэтому получил название квинтовый звук или просто квинта аккорда. Для простоты звуки аккорда можно обозначить цифрами, как показано на примере:

Аккорд – это созвучие, состоящее из трех или более звуков разной высоты, воспринимаемых в единстве.В классической гармонии (гармония – учение об аккордах и их последовательностях) – созвучие из трех или более воспринимаемых в единстве звуков разной высоты, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

II. Трезвучие.


Трезвучие – аккорд, состоящий из 3-х звуков, расположенных по терциям (т. е. расположенных через одну ступень). Трезвучие, таким образом, состоит из двух терций (нижняя, верхняя).

Когда звуки аккорда расположены по терциям, то такое положение его называется основным. Основной (нижний) звук трезвучия называется примой (основным тоном), средний – терцией (терцовым тоном), верхний – квинтой (квинтовым тоном).

III. Обращения трезвучия.


Когда порядок расположения звуков трезвучия изменяется (таким образом, что нижним звуком аккорда становится терция или квинта), то такое положение аккорда называется обращением.

Трезвучие имеет 2 обращения, они называются: 1-е – секстаккорд, 2-е – квартсекстаккорд.

В секстаккорде нижним звуком становится терция (терцовый тон), а в квартсекстаккорде – квинта(квинтовый тон). См. схему выше.


Обращения строятся путем переноса нижнего звука аккорда на октаву вверх: если перенести нижний звук трезвучия вверх на октаву, образуется секстаккорд, если перенести звук, находящийся внизу секстаккорда, на октаву вверх, образуется квартсекстаккорд (см. схему ниже).

Трезвучия обозначаются цифрами 5 3, секстаккорды – цифрой 6, квартсекстаккорды – цифрами 6 4, т. к. в состав данных аккордов входят интервалы, обозначаемые цифрами. (См. аккорды на схеме выше).

Трезвучие состоит из двух терций, между крайними его звуками образуется квинта. Секстаккорд – из терции и кварты (терция внизу, кварта вверху), между крайними его звуками образуется секста. Квартсекстаккорд – из кварты и терции (кварта внизу, терция вверху), между крайними его звуками образуется секста. См. аккорды на схеме выше.

IV. Виды трезвучий.

Виды трезвучий. Трезвучие состоит из двух терций(нижней и верхней), между крайними звуками трезвучия образуется квинта. Вид трезвучия зависит от того, какие терции входят в его состав и каков порядок их расположения.

Из больших и малых терций образуются 4 вида трезвучий:

1) Б 5 3 – мажорное (большое), в котором нижняя терция большая (б.3), верхняя – малая (м.3); между крайними звуками трезвучия образуется чистая квинта (ч.5).

2) М 5 3 – минорное (малое), в котором нижняя терция малая (м.3), верхняя – большая (б.3); между крайними звуками трезвучия образуется чистая квинта (ч.5).

3) Ум 5 3 – Уменьшенное, состоит из двух малых терций (м.3+м.3); между крайними звуками трезвучия образуется уменьшенная квинта (ум.5).

4) Ув 5 3 – Увеличенное, состоит из двух больших терций (б.3+б.3); между крайними звуками трезвучия образуется увеличенная квинта (ув.5).

Краткая схема видов трезвучий:

Б 5 3 (мажорное, большое) б.3+м.3 (между крайними звуками – ч.5)

М 5 3 (минорное, малое) м.3+б.3 (между крайними звуками – ч.5)

Ум 5 3 (уменьшенное) м.3+м.3 (между крайними звуками – ум.5)

Ув 5 3 (увеличенное) б.3+б.3 (между крайними звуками – ув.5)

* Курсивом изложен материал, который необходимо знать и уметь использовать при выполнении различных задач, но который не указан в теме билета.

Обращения Б 5 3(мажорного трезвучия) – Б6 и Б 6 4, обращения М 5 3(минорного трезвучия) – М6 и М 6 4, обращения Ум 5 3(уменьшенного трезвучия) – Ум6 и Ум 6 4, обращения Ув 5 3(увеличенного трезвучия) – Ув6 и Ув 6 4имеют определенный интервальный состав.

Например, обращения Б 5 3 имеют структуру: Б6 – м.3+ч.4; Б 6 4, – ч.4+б.3. См. схему ниже – обращения мажорного трезвучия до-ми-соль.

Краткая схема структуры обращений мажорного и минорного трезвучий:

Б6 (мажорный секстаккорд) м.3+ч.4 (между крайними звуками – м.6)

Б 6 4 (мажорный квартсекстаккорд) ч.4+б.3 (между крайними звуками – б.6)

М6 (минорный секстаккорд) б.3+ч.4 (между крайними звуками – б.6)

М 6 4 (минорный квартсекстаккорд) ч.4+м.3 (между крайними звуками – м.6)

* Обратите внимание на особенности расположения интервалов в данной схеме и используйте одну из обнаруженных закономерностей для ее скорейшего запоминания (важно запомнить:1-е обращение любого вида трезвучия, т. е. секстаккорд, состоит из терции и кварты (т.е. терция внизу, кварта вверху), а 2-е обращение трезвучия, квартсекстаккорд, наоборот, – из кварты и терции).

Можнообратить внимание, к примеру, вначале на терции: при обращении трезвучия в секстаккорд нижним интервалом секстаккорда становится верхняя терция трезвучия (значит, мажорный секстаккорд начинается малой терцией, т. к. верхняя терция мажорного трезвучия – малая, а минорный секстаккорд начинается с большой терции, т. к. верхняя терция минорного трезвучия – большая); при обращении в квартсекстаккорд верхним интервалом квартсекстаккорда становится нижняя терция трезвучия (значит, верхний интервал мажорного квартсекстаккорда – большая терция, а верхний интервал минорного квартсекстаккорда – малая терция).

Таким образом, секстаккорд – верхняя терция трезвучия + кварта (кварта в обращениях мажорного и минорного трезвучий – чистая, т. к. между крайними звуками мажорного и минорного трезвучий образуется ч.5). Квартсекстаккорд – кварта (кварта в обращениях мажорного и минорного трезвучий – чистая) + нижняя терция трезвучия.

Далее можно рассмотреть сексты, образующиеся между крайними звуками секстаккордов и квартсекстаккордов,в Б6 и М 6 4, при сочетании чистой кварты и малой терции, между крайними звуками образуется м.6, ав М6 и Б 6 4, при сочетании чистой кварты и большой терции, между крайними звуками образуется интервал б.6.

Схему строения обращений уменьшенного и увеличенного трезвучий запоминать не нужно, но желательно рассмотреть и проанализировать:

Ум6 (уменьшенный секстаккорд) м.3+ув.4 (между крайними звуками – б.6)

Ум 6 4 (уменьшенный квартсекстаккорд) ув.4+м.3 (между крайними звуками – б.6)

Ув6 (увеличенный секстаккорд) б.3+ум.4 (между крайними звуками – м.6)

Ув 6 4 (увеличенный квартсекстаккорд) ум.4+б.3 (между крайними звуками – м.6)

Терции в обращениях уменьшенного трезвучия – только малые, потому что Ум 5 3 состоит из малых терций, кварта в его обращениях – увеличенная (тритон), т. к. между крайними звуками Ум 5 3 образуется уменьшенная квинта (тритон).

Терции в обращениях увеличенного трезвучия – только большие, потому что Ув 5 3 состоит из больших терций, кварта в его обращениях – уменьшенная (характерный интервал), т. к. между крайними звуками Ув 5 3 образуется увеличенная квинта (характерный интервал).

Сексты в обращениях уменьшенного трезвучия большие, в обращениях увеличенного трезвучия – малые.

Консонирующие и диссонирующие аккорды.

Интервалы, входящие в состав мажорного (Б 5 3) и минорного (М 5 3) трезвучий являются консонирующими, следовательно, мажорное и минорное трезвучия, а также их обращения по звучанию (фонизму) относятся к консонирующим, т. е. к благозвучным аккордам (консонансам). В состав уменьшенного и увеличенного трезвучий входят диссонирующие интервалы – ум.5 (тритон) в Ум 5 3, ув.5 (характерный интервал) в Ув 5 3, следовательно, уменьшенное и увеличенное трезвучия, а также их обращения являются диссонансами.Обратите внимание, что к диссонирующим интервалам относятся как тритоны, так и характерные интервалы; вне музыкального контекста характерные интервалызвучат, как несовершенные консонансы, т. к. равны им по количеству тонов(например, ув.5 =м.6), но,образуясь в ладу, характерные интервалы и несовершенные консонансы звучат совершенно по-разному; в мелодии, в составе аккордов, например, ув.5 вУв 5 3, характерные интервалы представляют собой ладовый диссонанс.

Консонирующие мажорное и минорное трезвучия звучат соответственно весело и грустно. Диссонирующие трезвучия: уменьшенное звучит напряженно, драматично, резко, увеличенное – удивленно, загадочно.

V. Уменьшенные трезвучия в мажоре и миноре.

Рассмотрите ниже схему трезвучий натуральных и гармонических ладов (До мажор (C-dur) натуральный и до минор (c-moll) натуральный, они же гармонические).

Сверху над каждым трезвучием указано его местоположение (ступень, на которой оно строится), под трезвучием – его структура (Б 5 3, М 5 3, Ум 5 3 или Ув 5 3), еще ниже – обозначение по функции (трезвучия на I, IV, V – главные, т. е. тоническое, субдоминантовое и доминантовое; они обозначаются большими буквами T, S, D, если являются мажорными по структуре и маленькими буквами t, s, d, если являются минорными по структуре; остальные трезвучия на прочих ступенях – побочные, обозначаются римскими цифрами, указывающими на их местоположение).


В натуральном мажоре уменьшенное трезвучие (Ум 5 3) строится на VII ступени (VII 5 3). См. выше схему трезвучий в натуральном До мажоре (C-dur).

В натуральном миноре уменьшенное трезвучие (Ум 5 3) строится на II ступени(II 5 3). См. выше схему трезвучий в натуральном доминоре (c-moll).

В гармоническом мажоре (благодаря понижению шестой ступени лада на полтона – VIb) появляется уменьшенное трезвучие (Ум 5 3) на IIступени (г.II 5 3). Поэтому в гармоническом мажоре 2 уменьшенных трезвучия: на VIIступени (натуральное, VII 5 3) и на II ступени (гармоническое, г.II 5 3, в состав которого входит VIb). См. выше схему трезвучий в гармоническом До мажоре (C-dur).

Пример в До мажоре и до миноре:


Примечание 2. В параллельных натуральных ладах все элементы совпадаютпо звукам, находясь на разных ступенях, поэтому, например, уменьшенное трезвучие си-ре-фа находится в натуральном До мажоре на VII, оно же находится в натуральном ля миноре на II.

Примечание 3. Трезвучия на вводных ступенях состоят только из неустойчивых ступеней лада.

Из звуков уменьшенных трезвучий гармонического мажора состоит уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом мажоре. Из звуков уменьшенных трезвучий гармонического минора состоит уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом миноре.

Вот как трезвучия выглядят в аппликатуре на одной струне:


На рисунке выше синим цветом () обозначена первая ступень (тоника) мажорного трезвучия, красным () - минорного трезвучия, зеленым () - увеличенного и уменьшенного трезвучий. Серым цветом () - терцовый и квинтовый тона (третья и пятая ступени соответственно), а так же показана взаимосвязь с натуральным мажорным ладом, от которого трезвучия получили свои ступеневые формулы.

Для примера, посмотрите, как расположены ноты всех трезвучий, построенных от ноты C-до на второй струне:





На практике чаще трезвучия строят на трех струнах, т.е. одна ступень - одна струна. Ниже приведены аппликатуры всех 4-х типов трезвучий с тоникой на 6-ой, 5-ой, 4-ой и 3-ей струнах:

Мажорное трезвучие:

Минорное трезвучие:

Увеличенное трезвучие:

Уменьшенное трезвучие:

Как видно из этих схем, Вам надо запомнить всего четыре аппликатуры по одной для каждого типа трезвучия. При игре на низких струнах, когда ни одна из ступеней не попадает на 2-ю и 1-ую струны, они применяются без изменения. Когда попадают на 2-ую или 2-ую и 1-ю - необходимо просто учитывать полутоновое смещение на этих струнах:

Также запомните аппликатуры трезвучий со ступенями на двух струнах:





Еще один важный момент, который стоит отметить, - это типы трезвучий, которые можно построить от каждой ступени натурального мажорного лада. На следующей схеме это показано наглядно (если от ступени строится мажорное трезвучие, она отмечена синим , если минорное - красным , уменьшенное - зеленым ):


Упрощенно для натурального мажора запишем так:

1 2 3 4 5 6 7
M m m M M m m-5

Таким образом, мы получили схему натурального мажорного лада (и, соответственно, параллельного ему натурального минорного) из которой видно, какие ступени в ладу "минорные", а какие "мажорные" (седьмая ступень в мажоре и она же вторая в миноре исключение, как показано выше, от нее строится уменьшенное трезвучие).


Помнить эту схему важно, так как она определяет не только типы трезвучий, которые можно построить от той или иной ступени натурального мажора, но и аккорды, септаккорды, пентатоники, диатонические лады.

Ниже приведена подобная схема для наиболее распространенных условно-диатонических ладов (зеленым цветом отмечены ступени, от которых строится либо уменьшенное, либо увеличенное трезвучие):


В разделе Аккорды мы подробно распишем все трезвучия, а значит и аккорды, которые можно пострить на ступенях этих ладов.

Если от определенной ступени условно-диатонического лада можно построить два разных типа трезвучий, то предпочтение отдается, в первую очередь, мажорным и минорным. Если от ступени строится уменьшенное и увеличенное трезвучие, предпочтение отдается уменьшенному. У гармонического мажора от третей ступени строится как мажорное, так и минорное трезвучие.

Трезвучие можно расположить таким образом, при котором нижним звуком становится не первая ступень (она же тоника), а вторая или третья. Такое расположения звуков в трезвучии называют обращением трезвучия. В следующем примере трезвучие до-мажор - С и ля-мажор - А:


Из рисунка ниже видна аппликатурная взаимосвязь трезвучия и обращений трезвучия на грифе гитары: построение аппликатуры обращения - это перенос 3-ей либо 3-ей и 5-ой ступеней на октаву ниже по сравнению с основным трезвучием. Вы можете запомнить аппликатуры для всех типов обращений, а можете держать в голове схему их построения от основных трезвучий: просто помните, что ступени 3 и 5 "вертятся" вокруг 1-ой и о полутоновом смещении на 1-ой и 2-ой струнах.

Приведем аппликатуры обращений для всех типов трезвучий:





Как видно из рисунка, аппликатуры трезвучий (и обращений), построенных от 5-ой, и 6-ой струн, одинаковы.

А теперь посмотрим, как выглядят обращения трезвучий на 6-и струнах:

Мажорное трезвучие:

Минорное трезвучие:

Увеличенное трезвучие:

Уменьшенное трезвучие:

Играть трезвучия по выше приведенным схемам не всегда удобно с точки зрения аппликатуры. На практике часто используют смещенные схемы. Один из приемов - это игра в рамках октавной позиции. Рассмотрим, как можно заполнить обращениями трезвучий каждую октавную позицию.

Октавная позиция Ep:

Ep




Октавная позиция Dp:

Dp




Октавная позиция Cp:

Cp




Октавная позиция Ap:

Ap




Октавная позиция Gp:

Gp




Кроме того, смещать аппликатуры можно и не задерживаясь в рамках одной октавной позиции. Один из примеров мажорного трезвучия:


Играйте арпеджио трезвучий - это отличное упражнение для развития слуха. А некоторые упражнения Вы найдете в разделе Упражнения - Игра гамм трезвучиями.

Уменьшённое трезвучие ( ум. 5 3 ) на VII ступени мажора и гармонического минора.

На VII ступени мажора и гармонического минора образуется уменьшённое трезвучие.

Уменьшённое трезвучие ( ум.5 3 ) состоит из двух малых терций (м.3 + м.3), крайние голоса образуют уменьшённую квинту (ум. 5).

Разрешение уменьшённого трезвучия на седьмой ступени в мажоре в тоническую терцию на первой ступени с удвоением основного тона Разрешение уменьшённого трезвучия на седьмой ступени в миноре в тоническую терцию на первой ступени с удвоением основного тона

Методические рекомендации

При прохождении темы необходимо обратить внимание учеников на необычные выразительные свойства изучаемого аккорда и интервала ум.5. Их ладовая неопределённость создаёт фантастическое звучание. Тритон нередко используется в мелодии при создании сказочных образов.

Вспомнить принципы строения уменьшённого трезвучия (состоит из двух малых терций, крайние звуки образуют уменьшённую квинту). Попробовать разрешить аккорд, опираясь на знания разрешения уменьшённой квинты. Трезвучие разрешается в тоническую терцию с удвоением тонического тона.

2. Прослушать отрывок из 5-й симфонии Ф. Шуберта – Менуэт (в видеорпримере с 17-й минуты)– описать характер, определить жанровые особенности, определить тональность, описать характерные ритмические особенности, определить уменьшённое трезвучие, записать схему в приложение Maestro. Дать возможность ученикам вывести самостоятельно теоретическое правило. Сравнить построение уменьшённого трезвучия в тональности и построение ум. 5 в тональности.


Записать схематично ум.5 3 в приложении Maestro, разрешить в две тональности (мажор и минор) – в приложении Maestro индивидуально и на доске при помощи ресурса Noteflight.


Записанная мелодия в приложении Maestro, спеть хором номер, затем спеть отдельно выписанную схему ум.5 3 .

Творческое задание:


Читайте также: