Как сделать тз для иллюстратора

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Описание творческой задачи, -сформулированная кратко конечная цель разработки, состав работ, этапов.

Например: Необходимо разработать иллюстрации для сборника стихов в количестве примерно 5 иллюстраций, выполненных в общем стиле), Общая концепция - записи в дневнике, зарисовки по ходу повествования, конкретная тематика иллюстрации определяется содержимым сборника..

Адресация проекта (предполагаемая потребительская аудитория продукта, услуги и т. п.)

Например: Аудитория сборника – в основном молодая, поэтически подкованная часть населения, любящая и умеющая ценить поэзию.

Направленность проекта, его конкурентные преимущества. Наиболее значимые отличия от прочих подобных, которые хотелось бы подчеркнуть.

Например: Хотелось бы подчеркнуть личностность, авторский почерк, присущий этому сборнику… его рукотворность

Пожелания к стилистике. Укажите, если есть, Ваши пожелания относительно общего стиля, цветов, возможности использования тех или иных образов в макете, шрифтов). Предпочтения по стилю, что необходимо в первую очередь подчеркнуть

Например: Общий светлый фон, чистота, воздух, легкость общего восприятия. Возможно использование рукописных, винтажных шрифтов, орнаментов

Укажите обязательную информацию для проекта. Есть ли обязательные к использованию в проекте графические или текстовые элементы. например, - используемые логотипы, конкретные фотографии, тексты и пр. Перечислите их и укажите когда Вы их предоставите.

Вложите файлы, необходимые для реализации задания. Общий объем передаваемых файлов не должен превышать 2Mб. (для сжатия передаваемых файлов можно воспользоваться архиватором) В случае превышения воспользуйтесь файлообменником и просто укажите в тексте заявки ссылку на скачиваемые файлы

Дополнительно сообщаю. Укажите всю дополнительную информацию, которая не вошла в данный бриф, но может оказаться полезной для реализации поставленной задачи:)

Например: Необходимый вариант файла для печати – pdf, Eps, psd. В дизайне обложки допустимо применение лакирования.

До этого момента мне не приходилось заниматься поиском фрилансеров, я была по другую сторону баррикад, что мне очень помогло, поэтому решила написать небольшой гайд для людей, которые оказались в той же ситуации впервые или имели неудачный опыт. Мой рассказ будет не только теоретическим: под катом реальные кейсы с комментариями и выводами.


  1. Как провести для себя визуальный ликбез
  2. Как написать ТЗ
  3. Как работать над задачей
  4. Сколько платить иллюстратору
  5. Если что-то пошло не так
  6. Где искать иллюстратора
  7. Как мы рисовали маскота Java в шарфе и панаме
  8. Бонус: подборка классных иллюстраторов

1. Как провести для себя визуальный ликбез

Цель ликбеза — начать свободнее разбираться в теме, а не стать тонким и взыскательным арт-критиком.

Почему важно: минимально ориентироваться в вопросе, тенденциях, понимать специфику визуала своего продукта — значит сделать итоговый результат более успешным, а работу — более эффективной. Наглядные примеры помогут лучше формулировать свои хотелки и сориентировать иллюстратора в работе.

Где провести себе минимальный визуальный ликбез и искать референсы
Я подготовила список сайтов, где можно черпать вдохновение. На большинстве представленных ресурсов нужна авторизация, пусть она не пугает. Можно даже обозначить себя в статусе как нанимателя. Вдобавок так гораздо удобнее сохранять понравившиеся примеры. Поиск по ключевым словам — наше все. Первые пять ресурсов я использую регулярно для поиска идей и изучения новых тредов.

    — платформа для графических дизайнеров, веб-дизайнеров, иллюстраторов, 3D-визуализаторов. По сути, самая таргетированная сегодня база референсов для веба, в формате шотов.
    — платформа Adobe, где люди делятся своими проектами в области веба, медиа, фотографии и иллюстрации в формате проектов.
    — сервис для подбора и хранения любых идей в формате картинок, в том числе иллюстраций. Забиваем, например, в поиске " illustration" и смотрим результаты выдачи.
    — сайт конкурса профессиональных веб-дизайнеров и разработчиков. Там выкладывают лендинги и сайты, можно найти примеры с иллюстрациями в подборках и просто посмотреть визуал.
    — также выкладывают лендинги, большая база, удобно смотреть страницы в формате полотна.
    — не особо пользуюсь, но бывает полезно туда заглянуть после изучения других вариантов.
    — не заточен под задачи творческого портфолио, но и там есть специализированные аккаунты с векторными иллюстрациями, логотипами и т.д.

2. Как написать ТЗ

ТЗ — самый быстрый и безопасный маршрут на карте, по которому мы приходим к пункту назначения. Проверено временем: без четкого ТЗ – результат ХЗ. ТЗ нужно в первую очередь заказчику, чтобы ответить на главный вопрос: какой результат я хочу получить в итоге? Данный чек-лист поможет ответить на большинство вопросов, которые могут возникнуть и у заказчика, и у дизайнера.



Сознание заказчика до написания ТЗ

Чек-лист вопросов для написания ТЗ:

  1. Тип работ — что именно нужно: иллюстрация, серия иллюстраций, перерисовать существующую иллюстрацию, нарисовать иллюстрацию в соответствии с уже имеющимся стилем?
  2. Специфика: какая специфика у иллюстрации? Для чего она будет использоваться? Она будет использоваться на сайте дома престарелых, на лендинге про блокчейн-стартап, в статье на Хабр?
  3. Референсы: есть ли референсы (1–3 штуки), на которые я ориентируюсь при получении конечного результата? Не противоречат ли мои референсы теме и назначению иллюстрации? Прописала ли я, что конкретно мне в них нравится?
    Пример: на первом референсе мне нравятся сочетание черного и желтого цветов, на втором мне нравится, как нарисованы люди, на третьем мне нравится, что нарисован котик. Скинул ли я их иллюстратору? Если у меня нет времени на ликбез, попросил ли я у иллюстратора профессионального совета по стилистике?
  4. Сроки: какой срок выполнения задачи? День? Неделя? Два часа? Вчера? Спросила ли я, какой загруз у иллюстратора? Понимаю ли я риски, что если иллюстрация нужна завтра утром, а сейчас уже 18:00, то результат может быть неидеальным?
  5. Что рисовать: есть ли у меня идеи, что должно быть нарисовано? Если нет, попросил ли я иллюстратора предложить идеи (набросать варианты композиций, число можно обговорить) в соответствии с задачей?
    Примечание: вы выбираете один вариант композиции из предложенных и прорабатываете его (либо просите наскетчить еще), максимально добавляя всех котиков и собачек на этапе эскиза. Сказать в последний момент, что давайте вернемся к варианту 2 вместо варианта 3 — непрофессионально и дополнительная трата времени (помним про сроки). В этом случае логично доплатить за проработку дополнительного варианта.
  6. Процесс: все ли шаги прописаны? Пример: согласование стилистики, иллюстратор скидывает скетч, его апрувят, потом отрисовка, апрув отрисовки, правки. Важный пункт, помогает контролировать процесс работы.
  7. Цена: какой прайс указан у иллюстратора? Сколько я готов заплатить? Справедлива ли цена, исходя из отведенного времени на выполнение задачи? Как решается вопрос аванса (если он есть в условиях иллюстратора)?
  8. Размер: какой размер холста (картинки)? 1000px на 1000px? 20px на 20px? Если не формат, то какие пропорции? 1 на 1? 3 на 2?
  9. Формат: какой формат должен быть у конечного файла? Вектор или растр? Png? Svg? Jpeg?

ТЗ, которое написала я

Иллюстрация на Хабр для статьи про Java. Нужно нарисовать маскота Java — Дюка в шарфе и связать это с Панамой и Panama project. Размер холста по ширине — 780px (требования Хабра), пропорции как у референса, формат png. Референсом по стилю стала уже имеющаяся иллюстрация для статьи про Python — линейная графика черно-белой текстурной кистью.

Референс приложила. Срок: два дня. Процесс работы: иллюстратор скидывает идейный скетч — я апрувлю скетч — иллюстратор отрисовывает иллюстрацию — я апрувлю отрисованную иллюстрацию и даю правки, если они есть — иллюстратор доводит правки предфинала — финальный апрув. Постоплата.



Так выглядит официальный маскот Java Дюк, которого мы предлагали обыграть в иллюстрации



А это — стиль иллюстраций, которые мы хотели получить

3. Как работать над задачей

После того как иллюстратор найден и вышел на контакт, если вы еще не видели его портфолио — запрашивайте. Всегда. Если его нет, запросите хоть что-нибудь, показывающее, что человек может держать карандаш/стилус в руках. Тогда можно быть спокойным за результат или расстаться по-доброму, пока не стало слишком поздно. После просмотра портфолио и его мысленного апрува идет ТЗ. Подойти к нему нужно максимально ответственно и написать заранее. Аналогично и с процессом работы.



Объем не всегда говорит о качестве, не стоит пугаться, что там 10 работ, а не 200, как и обольщаться сверх меры, потому что туда отбирают самые лучшие работы

4. Сколько платить иллюстратору

Есть два подхода: одни иллюстраторы имеют фиксированную цену на конкретный вид работ, другие исходят из объема работы и расчет на каждую иллюстрацию происходит по часам или дням, которые будут на нее потрачены. Стоимость часа работы обычно зависит от релевантности работ автора, их популярности, портфолио, количества заказов, средней цены за эту работу в сегменте (которую никто не знает), сложности и сроков выполнения. И, как правило, устанавливается иллюстратором.

Пример: Час работы иллюстратора стоит 700р., на иллюстрацию у него уйдет пять часов, значит чистая стоимость работы — 3500 руб. Если работа срочная, то цена будет выше, как и в любой другой работе.


Вот неплохие статьи про стоимость работы:
— Сколько стоит работа иллюстратора?
— Сколько стоит коммерческая иллюстрация?
— Как я рассчитываю стоимость своей работы
— Стоимость услуг иллюстратора — здесь еще есть исчерпывающий комментарий читателя с расчетом, хотя и без средних цифр по рынку:


5. Если что-то пошло не так

Какие бывают проблемы:

Вы хотели одно, а иллюстратор прислал совсем другое (скетч, отрисовку): если проблема не в ТЗ, то эта проблема обычно решается дополнительными референсами и четкими формулировками, что именно сейчас не устраивает.

Иллюстратор не укладывается в оговоренные сроки: решается мониторингом заранее оговоренных сроков. Если это косяк иллюстратора, то надо выяснить обстоятельства и исходя из них принять решение.

Иллюстратор называет неоправданно долгое время выполнения задачи: узнать загрузку иллюстратора и причину долгого выполнения — сложность исполнения, объем и т.д. В среднем на выполнение иллюстрации в диджитале уходит от нескольких часов до двух дней, в зависимости от сложности задачи без учета текущей загрузки художника.

6. Где искать иллюстратора

  1. Самый тривиальный и действенный на практике способ — поспрашивать знакомых и знакомых знакомых. FB в помощь.
  2. Интернет-сайты вакансий, behance, dribble, сайты художественных вузов, группы ВК и FB. Behance и dribble хороши тем, что вы сначала видите работы и, если вас устраивает их уровень, пишете фрилансеру. Минус — вас игнорят или отвечают через 100 лет.
  3. Если есть знакомый иллюстратор, но работать раньше вместе не приходилось — читаем инструкцию к ТЗ, смотрим ресурсы для ликбеза и вперед.

Как искала я

7. Как мы рисовали маскота Java в шарфе и панаме

Ниже я приведу разбор четырех ситуаций с фрилансерами с целью показать возможные трудности и пути их решения. Напомню ТЗ: нужно было нарисовать текстурной кистью маскота Java — Дюка. Его любят кастомизировать, поэтому митапы JUGNsk новосибирского сообщества Java/JVM-программистов представляет Дюк в синем шарфе. Так как статья была о Project Panama, я предложила обыграть это, натянув на сурового сибирского Дюка кроме шарфа еще и легкомысленную панамку лаймового цвета, как государство Панама в статье. Ссылку на статью я им тоже отправляла, но подозревала, что текст для программистов вызовет у иллюстраторов больше ступор, чем вдохновение. Так и оказалось.

Фрилансер 1Е

В итоге скетч композиции 1Е прислал позже всех и в самом плачевном состоянии:


За ту цену, которую я назначила за это довольно простое задание, это был шок.
Так как к этому моменту мне уже прислали несколько хороших вариантов скетчей и фаворит уже наметился, я не заострила на этом внимания. И не забываем про понимание и эмпатию, ведь мало ли сколько у него еще работы.

Я прикусила свой сострадательный язык, который пообещал оплатить тестовое.

Подсказка: в этой ситуации поможет только терпение и дыхательные практики. Важно удержаться от резкости и неконструктивной агрессии и максимально доступно объяснить, что не так. Просто, но сложно.



Что мне по итогу прислали в 22:07:

Времени, да и желания просить все переделать и объяснить, почему нужно переделать, у меня не было, да и другие иллюстраторы уже прислали свои варианты и они были гораздо лучше. В другой ситуации я бы, конечно, дала еще пару шансов игроку 1Е с правками, но он уже сошел с дистанции.

Что 1Е сделал не так: иллюстрация не была сделана в графическом редакторе, вместо растровой текстурной кисти был использован обычный карандаш, исполнение не на нужном уровне, линии неаккуратные, цвет панамы не лаймовый, размер изображения не тот.

Эпилог: я ответила с опозданием — не знала, что ответить, и, как порядочный человек, заплатила половину обещанного. Результат совершенно не тот, что был нужен, и не соответствовал поставленному ТЗ. Поэтому помним про портфолио и не боимся давать задний ход на этапе знакомства.

Фрилансер 2Ю

Не вызвал проблем, сразу предложил показать портфолио и задал вопрос про сроки и цены. Держался уверенно и был виден опыт в подобных делах. Ироничный подход к задаче поначалу меня немного задевал, но на результате это не сказалось. Вывод: не судим книжку по обложке.

Скетчи прислал довольно быстро и в хорошем качестве, можно было понять, что происходит, плюс тот случай, когда индивидуальная стилистика не мешает задаче. Мы отметили безумную динамику в изображениях, скилл виден. Был выбран первый вариант.

Заметка иллюстраторам: очень круто, когда есть несколько вариантов (при условии, что четкая композиция не была частью ТЗ, но на практике, если предложить свой хороший вариант, обычно выбирают его, главное — понимать потребность заказчика). Это помогает и иллюстратору, и заказчику лучше понять, что нужно в итоге.


Возвращаясь к 2Ю, по итогу мы не нашли, к чему придраться, слишком крепкая работа, правок не было, иллюстрацию прислали заранее — берем иллюстратора на заметку:


Эпилог: все было так комфортно и гладко, что писать больше и не о чем особо.

Небольшой апдейт: буквально вчера 2Ю написал мне и поинтересовался, нет ли свободных задач. Это было круто, так как напоминать о себе заказчику бывает полезно и не стыдно, это показывает, что ты готов работать.

Фрилансер 3Л

Имел небольшую фору: я знала его лично и была подписана на его творческий инстаграм-аккаунт, поэтому спокойно и уверенно решила попробовать. Очень большим плюсом было количество скетчей, которые он предложил, — тут иллюстратор собрал все дополнительные баллы. А так как он прислал скетчи раньше всех, то быстро вырвался вперед. Когда есть из чего выбрать — божественно. Стилистика была видна сразу, что тоже ценно, поэтому на формат подачи не смотрим, про то, что скетчи будут руками, меня предупредили заранее, и я была морально готова (если бы иллюстратор 1Е предупредил или пояснил, почему скетчи в таком состоянии, получил бы баллы).






В итоге эта картинка была фаворитом, и по стилистике, и по композиции. Единственный минус — она не была нужного размера (780 px).

Заметка: доводите работу с иллюстратором до конца, иначе будете самостоятельно подгонять размер в фотошопе.

Фрилансер 4Р

Был крайне вежлив и этим успешно компенсировал недостаток смелости в композициях.

В целом, если бы не более яркие соперники, он был бы фаворитом, т.к. не нарушал сроки и следовал ТЗ, правда, без огонька. Скорей всего, это недостаток опыта взаимодействия с заказчиком и профессионального опыта. Скетчи прислал не слишком оперативно, но и не слишком поздно.



card-photo

Мы разобрались, как составить бриф для аутсорс-фотографа и иллюстратора так, чтобы все остались довольны.

Опоры брифа

Обычно рекламные агентства приглашают фрилансеров для задач, которые не возникают ежедневно — например, для фотосессий и иллюстраций.

Фрилансера и постоянного сотрудника брифуют по-разному. Свои ребята, скорее всего, уже знакомы с брендом и проектом — им в большинстве случаев достаточно объяснить задачу на словах и скинуть пару референсов. А вот фрилансеру составляют бриф со всеми нюансами.

Чаще всего брифует арт-директор — человек, ответственный за визуальную часть проекта. Подходы у артдиров разные: одни в брифе детально рассказывают о бренде и задаче, другие — ограничиваются коротким описанием задачи. Но важно помнить, что у каждой рекламной кампании есть бэкграунд, конкретная задача, бюджет и целевая аудитория. Все эти элементы нужно учитывать в брифе.

Еще на этапе брифинга нужно договориться об условиях сотрудничества. Например, обсудить объем работы, количество кругов правок и дедлайны.

Бриф для фотографа

Аутсорс-фотограф делает для агентства предметные и бэкстейдж-съемки, фотосессии с людьми и даже животными. Все зависит от проекта.

Например, клиент хочет сделать ребрендинг этикетки шоколада. Для этого ему нужны фото растопленного шоколада или красивых колотых кусочков. Арт-директор разрабатывает эскиз упаковки, утверждает его у клиента, а потом составляет техническое задание, или ТЗ, для фотографа.

Фотографы редко умеют снимать все — поэтому их нужно выбирать под конкретную задачу. Скорее всего, портретист вряд ли сделает классные кадры еды, а фуд-фотограф не сможет сделать красивую портретную съемку. Специализацию еще никто не отменял.

Искать аутсорс-фотографов часто помогают продакшены. В этом случае в бриф включают задачи не только фотографа, но и других специалистов, которые участвуют в съемке: стилистов, гримеров и художников-постановщиков. Но бывает, что агентства работают с фрилансерами без посредников.

СОДЕРЖАНИЕ БРИФА

  • — идея и цель рекламной кампании
  • — аудитория, на которую она рассчитана
  • — история бренда (что уже сделали, как бренд хочет поменяться)
  • — характер бренда (консервативный и строгий / готов к смелым вижуалам)
  • — особенности продукта
  • — что нужно снять
  • — количество материалов
  • — на что обратить внимание (например, сделать акцент на том, что в шоколадке есть фундук)
  • — размеры, разрешения и форматы фотографий
  • — каналы, в которых фото будут использоваться (например, для наружной рекламы чаще используют горизонтальные форматы, а для диджитал-баннеров — вертикальные)
  • — пожелания по фону, если фотосессия проходит в студии
  • — сюжеты фотографий, если они есть
  • — референсы по настроению и освещению (тени и контрасты)
  • — референсы по локации, стилю и мейкапу, если снимают моделей или актеров
  • — референсы по декорациям и реквизиту
  • — пожелания по цветовой гамме (у бренда есть брендбук, в котором четко прописано, какие цвета он использует)
  • — пожелания про цветокоррекции и ретуши, если нужно
  • — информация о том, для чего нужны фотографии (например, если нужны коллажи, артдир уже в брифе просит фотографа их сделать)

С этим пунктом все понятно, но его обычно заполняет не арт-директор, а менеджер.

Посмотреть курс

Бриф для иллюстратора

Аутсорс-иллюстратор может с нуля разрабатывать дизайн упаковки или персонажа для бренда — это более творческая работа. А может прорисовывать технические иллюстрации — детальные сториборды — для клиента. Без них ему сложно представить, что будет происходить в кадре и как он будет выглядеть.

Если ролик анимированный, иллюстратор прорисовывает все кадры для видео. А бывает, что сам процесс создания иллюстрации — основа идеи кампании.

ТЗ для иллюстратора во многом зависит от задачи. Фрилансеров, которые рисуют кадры для сториборда, часто брифуют на словах. В этом случае художник получает только арт-директорский сториборд: описание кадров и приблизительную картинку, остальное объясняется на словах.

Художники, которые рисуют материалы для рекламных кампаний, получают более детальный бриф на иллюстрации.

СОДЕРЖАНИЕ БРИФА

  • — бэкграунд проекта, его идея и цель
  • — аудитория, для которой создают иллюстрацию
  • — история бренда (что уже сделали, как бренд хочет поменяться)
  • — характер бренда (консервативный и строгий / готов к смелым вижуалам)
  • — особенности продукта
  • — что нужно нарисовать
  • — количество иллюстраций
  • — на что обратить внимание
  • — примерный сюжет иллюстрации (часто арт-директор прикладывает к брифу эскиз картинки как ориентир для иллюстратора)
  • — размеры иллюстрации, разрешение и формат файла
  • — будущие носители иллюстрации
  • — текст для иллюстрации, если нужно

— референсы по стилистике, на которые может ориентироваться художник

+ количество кругов правок, которые входят в этот бюджет

Бриф на бриф

При написании брифа полезно держать в голове несколько моментов:

Не усложнять. Очень длинный бриф утомит даже самого терпеливого фрилансера. Важно описать все просто и понятно, но при этом проверить, чтобы в задаче были все важные детали.

Показывать на примерах. Если в работе есть визуальные решения, которые сложно объяснить словами, нужно подобрать референсы. Много референсов.

Проговорить. Кроме брифа, артдиру важно описать фрилансерам задачу своими словами. Как он ее чувствует и в чем сомневается. Возможно, вместе получится найти еще более крутое решение.


Техническое задание (ТЗ) – это документ, служащий руководством для копирайтера и дизайнера при выполнении поставленной задачи. От правильно составленного ТЗ зависит качество итоговой работы и ее соответствие ожиданиям – вашим и заказчика. В статье разберем все, что нужно учесть.

С чего начать: подготовка к составлению ТЗ

Ключевой момент в подготовке к составлению технического задания – понять, как должен выглядеть результат. Ответьте себе на вопрос: чего именно вы хотите добиться от дизайнера или копирайтера? Ниже обозначены предварительные шаги маркетолога или SEO-специалиста, необходимые для того, чтобы написать ТЗ исполнителю.


Техническое задание для копирайтера

Техническое задание для дизайнера

  • Выбираем тему текста. Здесь поможет подбор популярных запросов в нужной вам тематике, а также поиск наиболее обсуждаемых тем среди целевой аудитории (например, в группе компании-заказчика в социальной сети).
  • Анализируем тексты конкурентов. Изучите, как раскрывается выбранная тема в топовых статьях поисковой выдачи. Отмечайте для себя структуру и средний объем статей.
  • Собираем семантическое ядро. Для успешного ранжирования статьи в поисковых системах необходимо использовать инструменты SEO. Используя лучшие статьи конкурентов, определите главный и второстепенные ключи по выбранной теме. Также рассчитайте необходимую плотность ключевых слов в тексте. Это легко можно сделать с помощью сервиса Яндекс.Wordstat. На этом же этапе составляются Title и Description.
  • Готовим контент. Задача дизайнера – визуализация идеи, которую нужно донести до целевой аудитории. Тексты, заголовки и слоганы должны быть продуманы заранее.
  • Подбираем референсы. Займитесь поиском примеров удачного дизайна. Сохраняйте ссылки и делайте скриншоты. Лучше ограничиться пятью ресурсами, так как чрезмерное разнообразие может запутать. Если требуется разработать дизайн всего сайта, необязательно тратить время на поиск ресурса, полностью выполненного в соответствии с требованиями. Можно, например, использовать в качестве примеров расположение иллюстраций на одном сайте, и оформление меню – на другом.
  • Рисуем прототип на бумаге. Художественные навыки не требуются: схематичное отображение того, что вы хотите получить, существенно упростит задачу дизайнера.

Структура: что включает в себя ТЗ для дизайнера и копирайтера

После подготовки переходим непосредственно к составлению ТЗ. Имейте в виду, что то, что кажется очевидным вам, не всегда очевидно исполнителю. Разберем пункты, наличие которых делает документ максимально полным и понятным.



Техническое задание для копирайтера

Техническое задание для дизайнера

Ошибки при составлении технического задания

Типичные ошибки при написании ТЗ


Разговор о том, как правильно составлять ТЗ для дизайнера и копирайтера, нельзя оставить без упоминания типичных ошибок. Их можно свести к двум основным.

  • Размытая постановка задачи и недостаток информации. Краткость в случае технического задания не работает и грозит либо получением шаблонной статьи, либо безликого дизайна. Всё, что вы не пропишете в ТЗ, исполнитель постарается додумать. И не факт, что его догадки совпадут с вашими идеями.

Не стесняйтесь давать полную информацию о компании и целевой аудитории. Если не хотите перегружать само ТЗ, вставьте в него ссылку на бриф заказчика или брендбук. Так копирайтер сможет создать уникальный по смыслу текст, а дизайнер разработать логотип или макет сайта в соответствии с видением конкретного бизнеса. А о том, как подобрать тип сайта для бизнеса, читайте в нашей статье на эту тему

  • Отсутствие примеров. В случае с дизайнерами этот момент принципиален: лучше один раз показать, чем использовать массу эпитетов при описании, а потом неприятно удивляться результату. Полезно добавить и негативные примеры, желательно с пояснением, почему так делать нельзя. Обозначьте табу и для сохранения оригинальности: дайте ссылки на страницы конкурентов, и это поможет избежать случайного или намеренного копирования, например, цветовой гаммы.

Копирайтеру, особенно при работе со сложной, узкопрофильной тематикой, лучше выслать несколько ссылок на удачные тексты. Обязательно поясните, что именно вам нравится манера изложения, наглядные графики или легкий юмор.

Помните, что многочисленные правки часто следствие некорректно составленного ТЗ. И подходя к его написанию серьезно, вы экономите в том числе и свое время. Подробнее о том, как сэкономить при создании сайта

Рекомендации на примере кейса: как правильно составлять ТЗ

Теперь посмотрим на примере технического задания для копирайтера. Допустим, вам нужен текст о том, как подобрать женскую стрижку, для размещения на сайте студии красоты.

Для начала составим плохое ТЗ:


Очень вероятно, что итоговый текст, написанный по такому “руководству”, расстроит вас.

Теперь приложим немного усилий и вот что получилось:



Как составить ТЗ для копирайтера и дизайнера

Хорошее ТЗ подобно отличной карте, которую вы вверяете в руки нанятому вами Индиане Джонсу. Плохая карта заставит вас и вашего Индиану Джонса проходить через запутанные лабиринты, коварные ловушки и овраги со змеями.

Люди по-разному трактуют события и явления, иначе видят решения задач. В ситуациях, когда есть четкий план, любая неправильная трактовка может привести к неожиданным результатам, и скорее всего, вы получите не то что хотели.

Если по написанному вами ТЗ люди делают то что вы хотите получить, и в процессе работы вы не тратите лишних сил на дополнения и переформулирование собственных мыслей - значит вы умеете круто ставить задачи, и у вас есть чему поучиться.

Если даже после прочтения ТЗ исполнитель делает что-то не так, значит, вам нужно пересмотреть свой подход к постановке задач. Даже самый крутой исполнитель, которого вы нанимаете на проект, сделает не то что вам нужно, если вы составили для него плохое техническое задание.

b_5592a84a4bb73.jpg

Чтобы написать хорошее ТЗ, вам необходимо представить себя на месте человека, которому оно адресовано. Проиллюстрируем эту мысль.

Мы делаем видеоролики, и пару месяцев назад для нас было в новинку привлекать к работе иллюстраторов. Первые наши технические задания порождали череду вопросов со стороны исполнителя, и нам приходилось созваниваться и объяснять человеку что мы имеем ввиду в таком-то и таком-то пункте. В какой-то момент мы устали, устал иллюстратор. Это был повод задуматься.

Как нам кажется, проблема заключалась в том, что мы формулировали задание слишком общими фразами, что давало иллюстратору повод додумывать и тратить время на поиски не профильной для него информации.

  1. Мы писали список требований к иллюстрациям для анимации, не сопроводив эти требования примерами с картинками и видео. Это был просто текст вроде: “старайтесь рисовать гнущиеся элементы таким образом, чтобы энкор поинты суставов совпадали друг с другом”. Из-за того что мы поленились это проиллюстрировать, наш иллюстратор сделал то что нужно только с третьего раза.
  2. Мы насыщали ТЗ слишком большим количеством примеров. Иллюстратор буквально тонул в изобилии работ, которые нам нравятся. Не было четкого стилистического ориентира.
  3. Много текста. Мы писали лишнюю информацию о проекте. Эта информация никак не могла помочь иллюстратору сделать его работу.
  4. Раскадровка с недостаточными пояснениями о том что будет происходить в слайде.
  5. Доступность ТЗ только онлайн, на Гугл Диске.
  6. Мы не имели четкого представления для кого пишем это ТЗ. Мы не вошли в роль этого человека для нашего проекта.

Конечно, можно предположить что человек, нанятый на проект, сам по себе такой, недогадливый и недалекий. Эту мысль мы откидываем сразу. Цель ТЗ - не проверять интеллектуальные способности человека и не играть с ним в угадайку. Когда вы нанимаете кого-то на проект, как правило, это не самые глупые люди, правда? Вы же видели предыдущие работы человека, вы общались с ним перед началом проекта.

Проанализировав свои ошибки, мы поменяли подход к написанию технического задания. Наш последний проект получился очень легким на подъем, во многом это благодаря тому, что мы стали четче и обдуманнее ставить задачи. Мы значительно меньше времени стали тратить на дополнительные объяснения. ТЗ состояло из 43 страниц. Возможно, мы немного перестарались, но первые слова иллюстратора, после прочтения нового ТЗ, были такими:

Суть нашего нового подхода к написанию ТЗ свелась к следующему:

1. Очень кратко и емко нужно описать для кого этот проект, какие задачи нужно решить по окончанию проекта, и какую конкретную задачу решает человек, которого вы нанимаете на проект. Таким образом, он не будет работать вслепую, понимание “что” и “зачем” позволит ему предложить вам лучшие решения.

2. Сопроводить исполнителя всеми необходимыми материалами, которые нужны для работы: референсы, картинки и видео с объяснениями. Наш последний проект был посвящен работе кухонного прибора. В сети без проблем можно найти тысячи статей, картинок и видео о его работе. Мы сэкономили время иллюстратору и собрали самые очевидные и понятные картинки и видео. Это заняло у нас 15 минут. Но мы уверены что сэкономили гораздо больше времени на работу.

3. По пунктам четко и кратко написать все что требуется сделать, чтобы считать работу завершенной.

4. Любые технические требования теперь мы иллюстрируем и записываем видео. Тут важно побольше задавать вопросов себе: что в нашем пайплайне может быть непонятно? Что может породить дополнительные вопросы?

5. Теперь мы скидываем не только текст в формате Гугл Докс, но еще ссылку на скачивание PDF версии ТЗ, чтобы в случае неполадок с интернетом, ТЗ было под рукой.

Некоторые из этих вещей могут показаться естественными, однако осознание этой естественности пришло с опытом. Надеемся что информация в этой статье была полезна. Хотелось бы в комментариях услышать о ваших пониманиях идельного ТЗ.

Читайте также: